Шалкина О.А.
МБОУ СОШ №71
Методы и приемы подготовки
учащихся к устной части ЕГЭ по
немецкому языку
К 2020 году Единый
государственный экзамен по иностранному языку должен стать обязательным, в то
время как раздел "Говорение" появится с 2015 года. В 2009 году этот
раздел был отменен в связи с тем, что выросло в 2008 году количество
учащихся, не приступивших к устному ответу или отказавшихся от него вскоре
после начала ответа. Введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку
существенно увеличит престиж предмета. Школьникам для успешной сдачи экзамена
нужно обязательно ознакомить со структурой всего экзамена и особенно раздела
«Устная речь». В раздел входят два задания: С3-тематическое монологическое
высказывание с элементами рассуждения (базовый уровень) и С4 - диалог с обменом
оценочной информации (высокий уровень).
Оба задания формируются
на тематике общения, составляющей основу школьной программы. Для успешного
выполнения заданий по говорению учащемуся надо внимательно читать
коммуникативное задание, понять, что ожидается от него, обращать внимание на
ограничения по времени, находить аргументы для обоснования своих высказываний.
Учитывая требования к экзамену, учителю следует выбрать наиболее эффективные
и продуктивные методы и приемы работы для подготовки учащихся к выполнению
раздела «Говорение». Эта деятельность учителя в настоящий момент является
актуальной. Занятия по подготовке к экзамену должны носить
практико-ориентированный, коммуникативно-деятельностный характер и формировать
у учащегося способность к участию в межкультурной коммуникации.
При обучении
монологической речи принято использовать прием «путь сверху» (исходной единицей
обучения является законченный текст) либо «путь снизу» (исходным является
предложение, отражающее элементарное высказывание). «Путь сверху»
осуществляется через разнообразные пересказы исходного текста, творческую
переработку материала, когда исходный текст полностью перестраивается. Работе
над текстом, как правило, предшествуют занятия в парах, ответы на вопросы,
заполнение таблиц.
Путь «снизу» предполагает
развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному
монологу, где внимание уделяется речевым клише и опорам: чем тщательнее они
прорабатываются, тем качественнее будет неподготовленный диалог. В
обучении диалогической речи используются стандартные и свободные диалоги.
Стандартные диалоги – это мини-диалоги на бытовую тему, а свободные – это
интервью (диалог – расспрос), беседа (диалог – обмен мнениями), дискуссия
(диалог – побуждение к действию).
При обучении диалогу
также возможен «путь сверху» (от целого диалога-образца) и «путь снизу» (от
элементарного диалогического единства. Используются – лексико-смысловые и
аналитические таблицы, «кейс» - технологии, коммуникативные приемы «Снежный
ком», «Шпаргалка», «Составление рассказа по цепочке». Очень популярны
дискуссионные игры. Возможность погружения в языковую среду и возможность
понимания немецкой речи можно достичь посредством оригинальных источников:
газеты, книги, телевидение, радио ФРГ, аудиокниги, аудиокурсы и т.д.
Систематическое чтение,
активное применение в речи лексики из текстов для чтения, выполнение тестовых
заданий, обмен мнениями помогают научиться говорить на иностранном языке.
Следует мотивировать учащихся слушать немецкую музыку и петь на немецком
языке. Ролевые игры, драматизация диалогов, подготовка мультимедийных
презентаций, проектные, исследовательские работы, принцип ситуативности,
творческие конкурсы, проблемные творческие задания, коммуникативные задания,
принцип новизны, инициативность высказывания, дискуссии, дебаты - все эти
приемы помогают стимулировать активную мыслительную деятельность и побуждают
учащихся к высказыванию на немецком языке, развивают уверенность в себе и
исключают боязнь сделать ошибку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.