Главная / Русский язык и литература / Методы и приемы использования информационных технологий на внеклассном мероприятии по русскому языку

Методы и приемы использования информационных технологий на внеклассном мероприятии по русскому языку

Методы и приемы использования информационных технологий  на внеклассном мероприятии по русскому языку.

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).

  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.

  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

  2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать умение работать в группах.

  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).

  2. Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).

  3. Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.

Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.

Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.

Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки

2. Вводная часть

- Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

(смотри слайд №3)

Ответ:

Л

И

Н

Г

В

И

С

Т

И

К

А

- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

3. Основная часть

- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.

(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки)

- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

Загадки.

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

  1. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

  1. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

  1. Далеко мой стук слышится вокруг,
    Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

- Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.

- Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию (смотри слайд №7, раздаточный материал “Словообразование”)

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

- Назовите способ образования слов.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

- Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (смотри слайд №9)

Учитель читает шарады:

1 команда

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

2 команда

Начало слова – лес, конец – стихотворение, 
А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

3 команда

Начало – голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда. (Картина)

4 команда

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

- Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, №13, №14)

Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

- Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)

1 команда

1.Пр…бежать домой

2.Пр…жадный мальчик

3.Пр…крутил шуруп

3 команда

1.Пр…шел в школу

2.Пр…длинная веревка

3.Пр…клеил марку

2 команда

1.Пр…летел в гнездо

2.Пр…добрая девочка

3.Пр…вязал бант

4 команда

1.Пр…плыл к берегу

2.Пр…мудрый пескарь

3.Пр…шил пуговицу

Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)

Кроссворд.

  1. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?

  2. Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?

  3. Как называется изменение имен существительных?

  4. Какой частью речи является определяемое слово у причастия?

  5. Определи часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

hello_html_3c377cc.png

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

- Соберите предложение, выполнив ряд действий (смотри слайд №21, раздаточный материал “Синтаксис”)

1. Из предложения

Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы

возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень

возьмите дополнение.

3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением.

Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

- Игра “Шифровальщик” (смотри слайд №23, раздаточный материал “Пунктуация”)

- Расставьте знаки препинания в схемах.

hello_html_m218dd351.png

-  Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

4. Заключительная часть

Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.







Среднесрочное планирование урока в 8 классе на тему:

«Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель казахского народа».

Тема и основные цели и результаты обучения. Какие знания, умения и понимания я хотел бы сформировать в своих учениках по завершению серии последовательных уроков.

Активные формы работы

(ГР, ПР, ИР)

Можете ли вы использовать ИКТ для улучшения обучения

Использование ОдО

Вовлечение всех учеников в классе (талантливых, одаренных).

Как вы преодолеете барьеры в обучении.

Оценивание (формативное и суммативное)

2.

Тема: «Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель казахского народа»

Дидактическая ЦЕЛЬ УРОКА: создать условия для осознания и осмысления изученного материала через модули новой программы.

ЗАДАЧИ:

1. Обучающая: дать расширенную характеристику жизни и деятельности Ибрая Алтынсарина. Привести учащихся к пониманию значимости И. Алтынсарина, как просветителя и гражданина, в истории казахского народа.



2. Развивающая: Способствовать развитию навыков обращения к межпредметным

связям; навыков работы с текстом, умению анализировать, делать выводы, работать в группе.



3. Воспитательная: пробудить в учащихся чувство гордости за своих предков. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции, чувства патриотизма.

1. Этап побуждения.

Просмотр позитивного видеоролика

МОЗГОВОЙ ШТУРМ:

1. Как вы думаете, что означает слово «просветитель»?

2. Что вы знаете об Ибрае Алтынсарине?



Задача: определить место, роль и значимость Ибрая Алтынсарина в истории казахского народа.



2 этап. ОСМЫСЛЕНИЕ (реализация урока)



1. Деление на домашние группы (1,2,3,4)

2. Чтение своего фрагмента текста, затем деление на рабочие группы (1,2,3,4) (жигсо – 1, критическое мышление)

3. Каждый делится своей информацией, «собирают» параграф (кумулятивная беседа)

4. Возвращение в домашние группы, дополняют флипчарты

5. Презентация, учащиеся сами выбирали лидера группы

6. Рассказы «Первая школа», «Экономические взгляды И. Алтынсарина»– саморегуляция, работа с одаренными детьми, исследовательская беседа – опережающее д/з

7. Закрепление материала – Синквейн

Задание: Продолжите предложение. Ибрай Алтынсарин – великий …

8. Интервью – учитель отвечает на вопросы учащихся (исследовательская беседа)

9. Лист оценивания – формативное оценивание

10. Итоговая оценка учителя – суммативное оценивание



3. Этап рефлексии

1. Разминка

2. Оценка урока



- Наблюдение



- Оценивание вопросов и ответов





- Лист взаимооценивания



- Презентация работ групп

1. Активные формы работы вовлекают всех учащихся в учебный процесс.



2. Одаренные и талантливые дети представляли выполненное опережающее домашнее задание



3. Интервью



4. Синквейн


1. Этап побуждения



- Мозговой штурм



- Поставленная в начале урока задача



2. Этап осмысления



- Разнообразие видов работы на уроке



- Использование разных видов диалогового обучения, через которые учащиеся ответят на поставленный проблемный вопрос



3. Синквейн, задание продолжить предложение и интервью закрепят понимание урока учащимися

Формативное оценивание:



Наблюдение учителя за работой учащихся



Презентация проекта





Оценивание вопросов и ответов



Оценивание флипчарта – умение делать выводы и обобщать материал



Лист взаимооценки



Суммативное оценивание:



Выведение итоговой оценки





















11 класс Русский язык

Список первых 10-ти тем



  • Тема: Язык как знаковая система

  • Тема: Неязыковые знаки

  • Тема: Контрольный диктант «Государственный герб Республики Казахстан».

  • Тема: Словообразование. Состав слова. Корень.

  • Тема: Суффикс и приставка. Основа и окончание.

  • Тема: Производное слово. Способы образования слов.

  • Тема:. Способы образования слов (повторение). Словообразовательный разбор слов.

  • Тема: Контрольное тестирование по разделу «Словообразование»

  • Тема: Способы подчинительной связи. Согласование.

  • Тема: Управление

  • Тема: Примыкание

  • Тема: Самостоятельная работа по теме «Словосочетание»

  • Тема: Простое предложение. Типы простых предложений по цели высказывания и по эмоциональной

  • Тема: Главные члены предложения. Подлежащее







Образец:









11 класс Урок 4 Русский язык



Тема: Словообразование. Состав слова. Корень.

Цели: 1. Дать общее представление о словообразовании, повторить сведения о морфемах русского языка и в частности о корне.

2. Развивать у учащихся умение подбирать к словам однокоренные слова, выделять в словах корень.

3. Воспитывать чувство патриотизма на основе текста, стр. 11

Тип урока: изучение нового материала

Материал к уроку: Материал о Ш. Уалиханове

Работа со словами: морфема, приставка, суффикс, корень, основа и окончание



Ход урока:

1. Организационный момент.

  1. Изучение нового материала.

Запись в тетрадь для правил

Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы образования слов.

Морфема – это часть слова: приставка, корень, суффикс, окнчание и основа.

Корень – это основная и обязательная минимальная значимая часть слова. Он выражает основное значение слова. Слова, имеющие один корень, называются однокоренными. Слова, имеющие один корень называются простыми (сад, юный), а несколько корней – сложными (садовод, пятиэтажный).



  1. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий № 15, стр 11

Работа с текстом, стр 11,

Словарная работа ( социальное зло, нация, культура )

-Что вы узнали о Шокане?

-В каком значении употреблено слово степь?

-Придумайте название к тексту, чтобы оно отражало его основную мысль текста.

-Выполнение заданий № 16, стр 11

  1. Домашнее задание

17, стр.12+ теория, стр.11

  1. Итог урока.

















































































Образец

1 класс Урок 16 Русский язык



Тема: Сказуемое. Типы сказуемых

Цели: 1. Формировать у учащихся понятие о сказуемом, о способах выражения сказуемого.

2. Развивать у учащихся умение определять тип сказуемого.

3. Воспитывать желание не забывать своих корней на основе текста № 98, стр. 48

Тип урока: комбинированный

Работа со словами: народ, международный, этнос, этнический

Материал к уроку: таблица « Способы выражения подлежащего »



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

93, стр.45 письменно + теория, стр.45



  1. Повторение изученного материала

Работа над текстом № 98, стр. 48

Прочтите текст

-Как вы понимаете слова народ, международный, этнос, этнический

Этнический– относящийся к происхождению какого-нибудь народа

Этнос – исторически сложившаяся этническая общность- племя, народность, нация.

  • Какова главная мысль текста?

Выполнение грамматических разборов из текста:

морфологический разбор в столетии

морфемный и словообразовательный разбор слова пространственно

  1. Изучение нового материала.

Запись в тетрадь для правил

Типы сказуемых

hello_html_f09a1eb.gifhello_html_4641c3ba.gifhello_html_5b01ca0e.gif



Простое глагольное Составное глагольное Составное именное

Я был в Москве. Я скоро начну писать письмо. Ветер был встречный.

Ветер встречный. (связка

нулевая)


Запомните!!! Форма будущего сложного времени является простым глагольным сказуемым. Я буду писать письмо.


  1. Закрепление изученного материала.

-Выполнение заданий № 97, стр 48 ,

100 , стр. 49,

  1. Домашнее задание

101, 106, стр.50, письменно + теория, стр.47

  1. Итог урока.



11 класс Урок 17 Русский язык



Тема: Контрольный диктант « Осип Мандельштам».

Цели: 1. Контроль и оценка знаний и умений учащихся.

2. Развивать у учащихся грамотность.

3. Воспитывать у учащихся интерес к личности О. Мандельштама

Тип урока: урок-контроль

Наглядные пособия, литература: сборник диктантов и изложений.

Работа со словами: учтив, разъярённый, яростные, озлобляться, наверняка

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Знакомство с текстом.

Осип Мандельштам

Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников: он никогда не слушал самого себя и не отвечал самому себе, как сейчас делают почти все. В беседе был всегда учтив, находчив и бесконечно разнообразен. Я никогда не слышала, чтобы он повторялся или пускал заигранные пластинки. С некой необычайной легкостью он выучил несколько языков. «Божественную комедию» читал наизусть страницами по-итальянски.

В музыке Мандельштам был дома, и это крайне редкое свойство.

Его жизнь была трудной, часто ему негде было жить, нечего есть, но он никогда не озлоблялся. Есть люди, обладающие редкой способностью восхищаться другими людьми. Нечто подобное было с Мандельштамом. Он хорошо знал и помнил чужие стихи, часто влюблялся в отдельные строки, легко запоминая прочитанное ему.

Мандельштам словно знал наверняка, что ему отмерено немного времени. Свой отрезок жизни он прожил благородно. Ничей разъярённый взгляд, никакие яростные времена не могли помешать произнести ему в страшном 1937 году: «Я не отрекаюсь ни от живых, ни от мёртвых».

Но для меня он прежде всего великий человек, который сказал мне слова, каких мне тогда никто и никогда не говорил: «Всегда помните, что мой дом - ваш».



3. Словарная работа. : учтив, разъярённый, яростные, озлобляться, наверняка



  1. Запись диктанта.

  2. Проверка диктанта.

  3. Итог урока.











9 класс Русский язык

Список первых 10-ти тем



  • Тема: Общие сведения о языке

  • Тема: Словосочетание и предложение (повторение)

  • Тема: Понятие о сложном предложении

  • Тема: Контрольный диктант «Гостеприимство»

  • Тема: Понятие о ССП (сложносочиненном предложении)

  • Тема: Сложносочиненные предложения с противительными союзам

  • Тема: Изложение по тексту упр. 39 «Рождение озера»

  • Тема: Сложносочиненное предложение с соединительными союзами

  • Тема: Работа над текстом «Юрта», стр. 34

  • Тема: Закрепление темы «ССП с соединительными союзами»

  • Тема: Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

  • Тема: Повторение сведений о сложносочиненных предложениях



Образец



9 класс Урок 1 Русский язык



Тема: Общие сведения о языке



Цели: 1.формировать у учащихся понятие о науке лингвистике, о функции и элементах языка;

2.развивать речь учащихся, умение выполнять фонетический разбор слов;

3.воспитывать желание быть полиглотом, уважение к русскому языку, осознание того, что необходимо знать наряду с родным языком и другие языки.



Тип урока: изучение нового материала



Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, портреты А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Толстого





Ход урока:

1.Организационный момент.



4. Изучение нового материала

*Знакомство с учебником

*Рассказ учителя о науке лингвистике, о функциях языка, о элементах языка, стр.3,4,7,8

*Вопросы по тексту:

-Что такое лингвистика? (запишите в тетрадь)

(Наука о языке)

-Что представляет собой любой язык? (запишите в тетрадь)

(Предмет коллективного пользования, тонкое и совершенное орудие человеческого общения и надлежное средство формирования мысли и передачи информации)

-Каковы основные функции языка?

(коммуникативная и информационная)

-Элементы языка (слова, звуки, предложения)

Статус русского языка в РК? (язык межнационального общения)

* Переведите пословицы с казахского языка на русский, стр.5



5.Закрепление изученного материала

* Переведите пословицы с казахского языка на русский, стр.5



6. Домашнее задание.

5, стр.9(наизусть стихотворение)



7.Итог урока.





9 класс Урок 5 Русский язык



Тема: Понятие о ССП (сложносочиненном предложении)



Цели: 1. формировать у учащихся понятие о ССП, о сочинительных союзах;

2. развивать навыки грамматических разборов;

3. воспитывать усидчивость, внимательность.



Тип урока: комбинированный



Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие



Ход урока:

1. Организационный момент



2. Опрос домашнего задания

20, стр 22



3. Повторение изученного материала

Фонетический разбор слова земля, солнце

Синтактический разбор словосочетаний: открыл окно, иногда засыпает, четвертый сезон.



4. Изучение нового материала

hello_html_13142f93.gifравноправны

hello_html_5eefd6fb.gifhello_html_6804d6a5.gif

, союз

сочинительные союзы: и, ни... ни, а, но, однако, зато, или, либо, то... то, либо ... либо.



hello_html_m72ab1555.gifhello_html_m67bbd5d3.gif

солнце тусклое блестит, туча черная висит.



hello_html_6fedf4ba.gifhello_html_m605d8980.gif

То , то .





5.Закрепление изученного материала

28, стр27 .

29, стр 27 .

30, стр 28.

31, стр 28.



6. Домашнее задание.

26, стр.26



7.Итог урока.







8 класс Русский язык



Список первых 10 тем



  • Тема: Повторение предложений по цели высказывания, видов словосочетаний, видов связи в предложении и словосочетании.

  • Тема: Текст. Повторение категорий глагола

  • Тема: Понятие о служебных частях речи

  • Тема: Производные и непроизводные предлоги

  • Тема: Правописание производных и непроизводных предлогов

  • Тема: Понятие о частицах

  • Тема: Отрицательные частицы

  • Тема: Союзы

  • Тема: Подчинительные союзы

  • Тема: Междометия

  • Тема: Обращение

  • Тема: Вводные слова





Образец



8 класс Урок 1 Русский язык

Тема: Повторение предложений по цели высказывания, видов словосочетаний, видов связи в предложении и словосочетании.

Цели: 1. путем повторения правил и выполнения заданий, закрепить изученное, организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности

2.развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

3. воспитывать у учащихся желание учиться и читать книги.

Тип урока: урок -повторения

Оборудование урока: интерактивная доска, слайды по теме урока

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2.Повторение изученного материала.

Актуализация опорных знаний

Дидактическая игра /слайды/

Сейчас я вам предлагаю дидактическую игру «ДА-НЕТ». Я буду читать вам утверждения, а после прочтения каждого утверждения либо согласитесь с ним и ответите «ДА», либо не согласитесь и напишите «НЕТ». Затем по ключу мы проверим, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.

ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

баллы

да

да

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

да


  1. Изменение существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

  2. П.п. отечает на вопросы о ком? О чем?

  3. Слово к Родине стоит в Д.п.

  4. ом, -ем окончания Р.п.

  5. В русском языке 7 падежей

  6. Кого? Чего? Вопросы И.п.

  7. Существительные ж.р. в И.п. имеют окончания –а, -я

  8. Существительные м.р. в И.п. имеют окончания –о, -е

  9. Существительные ср.р. в И.п. имеют окончания –а, -ы

  10. Существительные мн.ч. в И.п. имеют окончания –и, -ы

Теперь поменяйтесь вашими вашими тетрадями с соседом и проверьте работу по ключу. /ключ на экране/ В оценочный лист выстаьте баллы за эту работу. За работу, где нет ни одной ошибки поставьте – 5, за одну-две ошибки – 4, если допущено более 2-х ошибок, поставьте 3.

Работа по учебнику

-Чтение текста, стр.4-5

-В каком предложении выражена основная мысль?

Выполнение письменных заданий

  • Выпишите из текста словосочетания, связанные по способу согласования (по образцу на стр.4)

  • Игра «Пальчики» (учитель читает слова из учебника, а ученики на пальцах показывают ударный слог (1,2,3,4,5)

  • Чтение и анализ текста, стр.5

  • Выполнение упражнений №4,5 стр.6

  • Дополнительное задание №1, стр4

  • Спишите. Выделите грамматическую основу предложений.

3. Домашнее задание.



8 класс Русская литература

Список первых 10 тем



  • Тема урока: Абай Кунанбаев. Двадцать пятое слово- назидание

  • Тема урока: И.В. Гете «Ночная песнь странника», М.Ю. Лермонтов «Из Гете», Абай «Қаранғы түнде тау қалғып»

  • Тема урока: И.В. Тургенев «Восточная легенда»

  • Тема урока: Стихотворная и прозаическая речь

  • Тема урока: А. Никитин «Хождение за три моря»

  • Тема урока: Г.Р. Державин «Фелица»

  • Тема урока: А.С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан»

  • Тема урока: Г.У. Лонгфелло. Поэма об индийском народе

  • Тема урока: М.Ю. Лермонтов. Поэма «Беглец»

  • Тема урока: Н.ВА. Гоголь Повесть «Тарас Бульба» (главы «Встреча Тараса с сыновьями», «Степи, как вы хороши!»)

  • Тема урока: Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба» (главы «Тарас и Андрий», «Героическая смерть Остапа»)



Образец



8 класс Урок 3 Русская литература



Тема урока: И.В. Тургенев «Восточная легенда»



Цели урока:

1.познакомить учащихся с жанром «стихотворение в прозе», «аполог» на примере «Восточной легенды» И.С. Тургенева;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся желание помогать нуждающимся, милосердие и сострадание.

Тип урока: изучение нового материала



Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портрет

И.С. Тургенева



Ход урока:



1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания

выучить наизусть стихотворение Гете и перевод

М. Лермонтова, стр.4-5

3.Изучение нового материала

*Краткий рассказ учителя о жанре «стихотворение в прозе» И.С. Тургенева и одном из них «Восточной легенде», сюжетно близкой к поэме Абая «Масгут».

4.Закрепление изученного материала.

-Комментированное чтение легенды.

-Словарная работа.

-Анализ произведения по вопросам

*Почему Тургенев свою «Восточную легенду» написал в иносказательной форме?

*Почему это стихотворение в прозе автор назвал «Восточной легендой»?

*Почему Джиаффар выбрал и съел сморщенное яблоко?



5. Домашнее задание: стр.15-16, пересказ легенды

6. Подведение итогов занятий



9 класс Русская литература

Список первых 10 тем



  • Тема урока: Специфика художественной литературы

  • Тема урока: Миф. Шумерский миф о всемирном потопе

  • Тема урока: Эзоп. Басни Эзопа

  • Тема урока: Феофраст

  • Тема: А. Фирдоуси. Эпос Шахнаме

  • Тема: Слово о полку Игореве – литературный памятник 12 века

  • Тема: А. Навои. Фархад и Ширин

  • Тема урока: Франческо Петрарка Сонет. Письмо к потомкам.

  • Тема урока: М.В. Ломоносов. Разговор с Анакреоном. Ода на день вошествия на престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747г.

  • Тема урока: Иоганн – Вольфганг Гёте «Хеджра»

  • Тема урока: А.С. Пушкин «Подражание Корану».

  • Тема урока: А.С. Пушкин «Капитанская дочка».




Образец

9 класс Урок 2 Русская литература



Тема урока: Миф. Шумерский миф о всемирном потопе

Цели урока:

1. формировать у учащихся понятие о мифе, о шумерском мифе;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

3.воспитывать у учащихся интерес к шумерскому периоду литературы.

Тип урока: комбинированный

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

пересказ статьи, стр.7-8 «Специфика художественной литературы»

3.Повторение изученного материала.

-Что такое миф?

-Какие мифы вы знаете?

Запись в тетрадь

Миф – предания первобытных людей, рассказывающие об устройстве вселенной, о происхождении жизни на земле, происхождении человека.

4..Изучение нового материала

За 4000 лет до н.э. в Южной Месопотамии между реками Тигр и Ефрат существовала цивилизация, жили шумеры. Книги- глиняные плиты, их тексты ученые расшифровали. Особое место – эпос о Гильгамеше (всевидящий, всезнающий). Двенадцать песен поэмы соответствуют 12 знакам Зодиака. 11 месяц у шумеров самый дождливый, 11 песня названа «Миф о всемирном потопе». Герой Гильгамеш – правитель города Урука в Шумере потерял своего друга, и сам тяжело заболел. Находит своего предка Утнапишмета узнать секрет бессмертия, но тот ответил, что человеку нет бессмертия. А как же Утнапишмету удалось стать бессмертным? На что его предок рассказал миф о всемирном потопе.

Чтение мифа, стр.12-15

Запись в тетрадь:

Эпос – произведение народного творчества, героические сказания.

Миф. Шумерский миф о всемирном потопе. Главный герой – Гильгамеш – правитель г. Урука в шумере. Его предок Утнапишмет рассказал ему историю о всемирном потопе, о том, как ем удалось стать бессмертным, богом и получить титул «Хранитель семени человеческого рода».

5. Закрепление изученного материала.

Работа по вопросам, стр.16

6. Домашнее задание: пересказ , стр.12-15, 16-18



7. Подведение итогов занятий




Методы и приемы использования информационных технологий на внеклассном мероприятии по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Методы и приемы использования информационных технологий  на внеклассном мероприятии по русскому языку.

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

1.     Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).

2.     Формировать умения применять полученные знания на практике.

3.     Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

1.     Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

2.     Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

1.     Воспитывать умение работать в группах.

 

2.     Воспитывать любовь к родному языку.Методы и приемы использования информационных технологий  на внеклассном мероприятии по русскому языку.

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

1.     Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).

2.     Формировать умения применять полученные знания на практике.

3.     Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

1.     Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

2.     Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

1.     Воспитывать умение работать в группах.

2.     Воспитывать любовь к родному языку.Методы и приемы использования информационных технологий  на внеклассном мероприятии по русскому языку.

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

1.     Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).

2.     Формировать умения применять полученные знания на практике.

3.     Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

1.     Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

2.     Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

1.     Воспитывать умение работать в группах.

2.     Воспитывать любовь к родному языку.

Автор Кумышгалыева Дина Джпрылгагановна
Дата добавления 11.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 700
Номер материала 59541
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓