Главная / Другое / Методы активизации творческого мышления младших школьников

Методы активизации творческого мышления младших школьников

Методы активизации творческого мышления младших школьников

Тема продленного дня в школе была и остается злободневной. Урок -дело понятное, это необходимость, как для учителя так и для ребенка. Продленка - необходимость другого рода. Провести плодотворно 5-6 часов с детьми тяжело. Здесь меня выручают различные методы.

Природа творчества полностью до сих пор не изучена, несмотря на то, что творческое мышление является высшим проявлением феномена человека. Принципиальная спонтанность творческого процесса делает его неуловимым для естественно-научных методов. Развитие психических процессов, в том числе творческого мышления, идет у ребенка в определенном порядке, и велика роль взрослого в развитии ребенка.

Вся история человечества - это история творчества. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития общества появились задачи, которые трудно стало решать только методом проб и ошибок, чем путем простого подражания природе. Новые задачи требуют более глубокого, осмысленного и творческого решения.

Р.Ф.Томсон определяет творческое мышление, противопоставляя его критическому мышлению: "Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения, необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического, и наоборот".

Современные социально - экономические условия пробуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Творчество, как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:

  1. Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

  2. Социальная и личная значимость и прогрессивность;

  3. Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества;

  4. Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств - знаний, умений, мотивации, творческих способностей);

5. Новизна и оригинальность процесса и результата.

Творческое мышление - высший уровень развития личности. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей;

  1. Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремиться найти своё собственное решение;

  2. Творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;

  3. В третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие
    объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны;

  4. Человек, с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок и формирования новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической, спонтанной гибкостью.

Для активизации мышления детей, можно использовать различные методы. Занятия начинаются с простого с 1 класса. Дети учатся условно изображать любые предметы, классифицировать их. Словесная символическая аналогия позволяет кратко передать содержание или смысл чего-либо словами - символами.

"На реке";

- Бульк! Плюх! Плюх! Плюх! Плюх! Плюх! - Бульк! Бульк! Бульк! Бульк! Бульк! Бульк!

Можно ребенка наполнить образом и он превращается в петуха, кипящий чайник, одуванчик, автомобиль.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

  • Включение в исследовательскую деятельность детей склонных к развитию уровня креативности;

  • Обучение учащихся работе с научной литературой;

  • Подготовка, организация и проведение научно – практических турниров, конкурсов, олимпиад и т.д.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль продленки в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей детей важно на всех этапах обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. По опыту знаю, что даже у самых равнодушных можно побудить интерес. Для этого занятия стремлюсь проводить в различных формах: это и деловые игры, и дискуссии, и беседы за круглым столом, и устные журналы и другие.

Изобразительное творчество детей в основе своей декоративно, красочно. Исходя из этого, в тематику занятий включаются задания декоративного, творческого характера, в частности привлекаются средства народного искусства. Кроме того, включаются задания по иллюстрированию сказок, рисование по наблюдению, представлению, памяти. Например, занятие « Чей ковер лучше?» с красочными осенними листьями. Несомненно, что в этом задании решалась и творческая задача. Другое задание под названием « Придумаем узор для ткани маминого платья», « Чудо - платье» и другие. Узоры получались самыми разнообразными. Дети фантазировали, добавляя к полученному узору детали, точки, горошины, волнистые линии. Одним из видов работ является иллюстрирование фрагмента « Сказки о царе Салтане» А. Пушкина - « ветер по морю гуляет...» Дети работали увлеченно, фантазировали над декоративным украшением сказочного кораблика, морских волн, старались придать рисунку сказочность, необычность в цветовом решении. Получилось немало интересных работ. Каждый по-своему решал образ сказочного кораблика, пытался придать ему нарядность, необычность, в изображение неба и облаков вкладывали всю свою фантазию. В результате - масса своеобразных и выразительных рисунков.

В работе над темой « Пусть всегда будет солнце» я показала детям солнце в изображении палехских мастеров. Главным героем всех рисунков стало солнышко, большое и доброе, согревающее землю теплыми лучами. На альбомном листе ребенок рисует огромный ярко- желтый круг. Рождаются глаза, выразительный нос и улыбающийся рот. Живое солнышко заговорило с ребенком. Он в восторге от своего открытия. Двадцать пять детей в классе, и у каждого - свое солнышко. Двадцать пять разных солнышек!

При рисовании принять участие в обсуждении. Прекрасный момент для анализа рисунков, для их защиты. Здесь каждый ребенок - личность, каждый неповторим. Сколько выдумки, фантазии, смекалки проявляют дети. А вот разобраться в этих рисунках непросто. Для каждого ребенка, начинающего рисовать, важно найти доброе слово и дельную подсказку. Суть рисования в группе не требует выполнение стандартных программ. А проявления творчества, их раскрепощения. Наибольшее удовлетворение доставляют детям такие занятия, которые способствуют разностороннему развитию, дают работу рукам и голове, отвечают их личным интересам и склонностям. Многие дети говорят: « Мне такая форма работы нравится. Не люблю, когда заставляют». Детскому воображению нет предела. А потом они пробуют защищать свои работы. Объясняют, почему у одного из них оно веселое, а у другого - грустное. А когда они видят результаты своего труда, у них проявляется уверенность в себе.

В план занятий были включены и другие формы работы. Лепим из снега «дворец Снежной королевы», конструировали из бумаги маски, рисовали зимние игры и забавы, сочиняли узоры на стекле, рисовали мамин портрет и другие. Изготовление изделий из волокнистых материалов. Кроме волокна, используем прозрачные и не прозрачные пленки, пластикаты, кожзаменители от старых сумок портфелей, пуговицы с ножками и без них, нитки белые и цветные, обрезки из разных тканей, тесьму. Изготовили утенка, зайчонка и т.д. Важно, чтобы при изготовлении изделий дети вносили элементы творчества.

Мир сказок, который так любим детьми младшего школьного возраста, оказывает большое внимание на рост творчества, развитие фантазии. Это используется также в процессе работы с природным материалом. Например, это занятие на тему « Сказочная птица», которую мы выполняем аппликационным способом из листьев. Цель этого занятия -развитие творческого воображения, привитие художественного чутья к природному материалу и его .использование в творческих целях. В конце занятия проводим анализ выполненных работ. Половина детей взяла в основу своих работ , показанные воспитателем при разборе темы. Остальные дети развили тему. Одни из них изобразили сказочную птицу, сидящую на ветке сказочного дерева или в гнезде, другие показали птицу с веточкой, цветком в клюве или клюющую зерно и другие. При анализе работ на вопрос « Что больше всего понравилось в этих работах? Дети отвечали: «Эти птицы необычные, не как у всех».

Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни - один из основных путей активизации образного мышления. Это и важный способ пробуждения творческих сил.

Заметим, что в автобиографических произведениях всех великих писателей, поэтов, педагогов подчеркивается, какое важное значение в их творческом становлении имел мир родной природы. К. Паустовский вспоминал о своем детстве: « Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и все нам казалось гораздо более ярким. Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе, и в тысячу раз загадочнее была земля».

А. Стендаль утверждал, что именно природа была для него основным побудителем к творчеству. Он писал: «Я с утонченной чувствительностью искал красивых пейзажей; исключительно ради этого я путешествовал. Пейзажи были смычком, игравшим на моей душе...». Красота природы побуждала писателя к творчеству. Он рассказывал, как мальчиком был близок к совершенному счастью при одном взгляде на красивый пейзаж.

Сияние океана, глубина лазурного неба, красота равнин и гор, весенняя зелень лесов, прелесть дружбы - все это вобрала в себя музыка Моцарта.

Есть древняя притча: в глубину тайны мира неуверенной стопою идет неопытный путник, жалуясь на израненные ноги; он не знает, что не ноги нужны ему в этом трудном походе, а крылья - крылья вдохновения. Человек, обладающий образным мышлением, видит мир иначе - более ярким, праздничным.

Любовь к природе — могучий источник творческих сил, радости жизни, благородных чувств. Важно дать детям возможность чаще бывать на природе, научить их замечать, как много вокруг тихой, неброской красоты.

Рассказывают, что наших туристов, приехавших в Японию, привозят на автобусах в горы и оставляют там почти на час. Туристы возмущаются: « Мы теряем время: тут же ни музеев, ни магазинов, одни скалы». Японцы вежливо разъясняют: « В вашей сегодняшней программе эти 45 минут отводятся для любования природой».

Созерцание скал, цветущей сакуры, праздничных фонариков, составление букетов... Может быть, одна из причин того, что маленькая Япония достигла высот в развитии науки и техники. И состоит в том, что там отводят специальное время для созерцания природы? Нет, это не пустая трата времени. Игнорируя тягу детей к общению с природой, взрослые закрывают доступный и естественный для их возраста канал развития творчества. В итоге личность, безвозвратно теряет какие - то оттенки чувств, нюансы восприятия жизни, творческого отношения к ней.

В ходе проведения самоподготовки провожу игры на развитие внимания, памяти, мышления, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи сказочного характера, веселые задачи, игры - путешествия. Значение игры на самоподготовке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но главное игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам.

Разнообразны задания на развитие внимания:

«Фотографирование» предмет, тренировки по скорочтению, различные лабиринты, упражнения с таблицей гласных и согласных, игра «Кто больше?», задания по восстановлению знаков, чисел, букв. Игра «Звездный час» и другие.

Разнообразны задания для развития памяти:

Математические слова, продолжи «цепочку» взаимосвязанных слов, повтори за мной, рассмотреть незнакомый предмет и описать его, рассмотреть репродукцию картины и описать его по памяти, «предмет (например, карман -внутренний, дырявый, пустой и т. д.), проиллюстрировать сказку, рассказ стилизованными рисунками, воссоздать знакомые звуки и т. д.

Задания для развития воображения и представлений: Составление из счетных палочек геометрических фигур, букв, бабочек, цифр; перекладывание счетных палочек так, чтобы из одной фигуры получалась другая.

Задания для развития мышления:

Продолжи ряд чисел; сравни условия и решения задач; выдели группу чисел, слов по признаку; сравни выражения, не выполняя вычислений.

Развитие речи

Умение правильно изложить свои мысли, обосновать свое мнение умение вести дискуссию, общаться со взрослыми и сверстниками формируется в течении лет. Здесь необходимо использовать потенциальные возможности каждого ученика. Для этого стараюсь предусматривать задания разной степени сложности, даю право выбора детям. Предусматриваю дополнительные заданий повышенной сложности. Пусть не все с ним справятся, это и не нужно. Главное, чтобы дети могли выбрать задание по своим возможностям. Интересы и склонности у детей различны. Важно выявить особенности каждого. Все дети талантливы, раскрыть этот талант, помочь раскрыться должны мы.

«Малышей надо посадить за парту лишь для того,- говорил Ш.А. Амонашвили, - чтобы создать наиболее благоприятные условия для своевременного развития в них творческих задатков, которые именно в этом возрасте начинают пробуждаться и которые имеют важное значение для дальнейшего успешного продвижения в своей познавательной деятельности».

Итак, использование различных методик, способствуют активизации творческого мышления, позволит учащимся овладеть следующими качествами;

  1. Дети свободно адаптируются в социуме;

  2. Они начинают замечать мир в другом ракурсе;

  3. Ребенок ощущает проблему и пытается ее решить;

  4. Учащиеся ярче видят этот мир, и он им интересен;

5. Трепетное отношение к природе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Альшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого мышления. Сост. А.Б.Селюцкий. Петрозаводск, 1991

  2. Бушуева Л.Е. Активизация творческого мышления школьников.//Начальная школа плюс до и после. №5, 2006.

  3. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: АСТ-Пресс, 1999.

  4. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. С-Пб.: Иматон,1996.

  5. Гин СИ. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. М.: Вита-Пресс, 2001.

  6. Дереклеева А.В.. Научно-исследовательская работа в школе – М.: Верум, 2001.

  7. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. - М.: Просвещение, 1985 г.

  8. Злотин Б., Зусман А., Месяц под звездами фантазии. Школа развития творческого воображения.- Кишинев. 1998.

  9. ЛукА.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978.

  10. Календарь. Задачи.//Начальная школа. Приложение к "Первое сентября".,№16,17 -2005, №2, 5,9,10-2006.

  11. Рубина Н.В. Школа сказок. Курс развития творческого воображения (РТВ) для 1 класса. Петрозаводск, 1997 г.

  12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.




Методы активизации творческого мышления младших школьников
  • Другое
Описание:

 

Тема продленного дня в школе была и остается злободневной. Урок -дело понятное, это необходимость, как для учителя так и для ребенка. Продленка - необходимость другого рода. Провести плодотворно 5-6 часов с детьми тяжело. Здесь меня выручают различные методы.

 

Природа творчества полностью до сих пор не изучена, несмотря на то, что творческое мышление является высшим проявлением феномена человека. Принципиальная спонтанность творческого процесса делает его неуловимым для естественно-научных методов. Развитие психических процессов, в том числе творческого мышления, идет у ребенка в определенном порядке, и велика роль взрослого в развитии ребенка.

 

Автор Бакирова Роза Каримовна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 616
Номер материала 5041
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓