Главная / Математика / Методико-дидактическое пособие по курсу «Основы экономики: Казахстан в современном мире» «Раскрывая тайны экономики». Для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы.

Методико-дидактическое пособие по курсу «Основы экономики: Казахстан в современном мире» «Раскрывая тайны экономики». Для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы.

Пhello_html_m2107bbd1.gifавлодар қаласының білім бөлімі

Отдел образования города Павлодара







«Экономика негіздері заманауи әлемдегі Қазақстан»

«Экономика құпияларын аша отыра»

әдістемелік-дидактикалық құрал.

9-11 сынып оқушыларына арналған.


Методико-дидактическое пособие по курсу

«Основы экономики: Казахстан в современном мире»

«Раскрывая тайны экономики».

Для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы.














Қурастырған: «Стикс» мектебінің мұғалімі

Составила: учитель экономики ГУ ШПН «Стикс» Белинская Наталья Анатольевна.

г. Павлодар 2012-2013год.


Введение


Данное пособие по основам экономики для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы составлено в соответствии с программой учебника «Основы экономики: Казахстан в современном мире» под редакцией Т. Ильичевой. ЦАО «ДМ» РК.

В пособии представлены экономические задачи по 6 разделам учебника: Ограниченность ресурсов, проблема выбора, альтернативная стоимость, КПВ; Спрос, эластичность спроса;

Предложение, эластичность предложения; Взаимодействие спроса и предложения; Международная торговля; Издержки фирмы.

Целью создания данного методического пособия является оказание помощи учителям и учащимся в подготовке к олимпиадам по экономике. Чтобы учащиеся развивали навыки решения задач, применяя экономические законы и основываясь на экономическую теорию. Решение задач способствует формированию экономического мышления, так необходимого в условиях рыночной экономики. Данные методические рекомендации способствуют внедрению в практику наиболее эффективных технологий, методик, методов и форм обучения и воспитания.

























Предисловие.


Многие школы РК включились в работу по экономическому образованию учащихся, столь необходимую в условиях рыночной экономики, обучая ребят основам экономических знаний. Благодаря этому мы многое узнали и многому научились. Наш регион тоже не является исключением из правил. Более 15 лет в нашем регионе проводятся олимпиады школьников по экономике. Их главная цель предложить школьникам нестандартные проблемы для размышления, дать возможность проявить интерес к экономике и продемонстрировать свою сообразительность.

Особенностью олимпиад являются задачи «на стыке» математики и экономики, для решения которых недостаточно получить лишь правильный ответ, но требуется также и его экономическая аргументация. И не для кого не секрет, что задачи по экономике решаются тремя способами: табличным, графическим и математическим. Поэтому будет уместно сегодня говорить об интеграции предмета экономики со многими другими школьными предметами, в частности с математикой. Так как, экономика, это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями – он сложен, интересен и загадочен, а главное - открыт для всех.

Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И как бы ни казались далеки «абстрактные» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство, то люди свободны и богаты, труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно – то зависимы и бедны, ибо подневольный труд всегда бесплоден, а математика является базисом для выше перечисленного.




Пояснительная записка.


Это методическое пособие обеспечивает учителей всем необходимым для эффективного изучения Основ Экономики. Вы найдете здесь пути для овладения материалом, чтобы помочь школьникам лучше понять систему свободного предпринимательства и научить решать экономические задачи, опираясь на теоретическую базу.


Глава:


Ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. КПВ.


Теоретическая база этой главы при решении задач, должна дать возможность учащимся вычислять по графику альтернативную стоимость увеличения выпуска одного из продуктов, определять эффективность, неэффективность и невозможность производства при имеющемся количестве и качестве ресурсов, а также составлять сетку принятия решений (таблица) и строить графики.

















Пояснительная записка.



Это методическое пособие обеспечивает учителей всем необходимым для эффективного изучения Основ Экономики. Вы найдете здесь пути для овладения материалом, чтобы помочь школьникам лучше понять систему свободного предпринимательства и научить решать экономические задачи, опираясь на теоретическую базу.



Главы:


Спрос. Эластичность спроса. Предложение. Эластичность предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Элементы внешней торговли.



Теоретическая база этих глав при решении задач, должна дать возможность учащимся по заданным уравнениям спроса и предложения находить равновесную цену и равновесное количество товара на рынке аналитически и графически. При усложнении условия задачи данными двух стран и введении экономических понятий из главы внешняя торговля, можно определить объем экспорта и импорта, сравнением данных полученных при решении задачи. Если же речь идет о суммарных потерях, необходимо сравнить объем покупок и объем продаж, сделав на основании этого вывод, что если дефицит превышает излишки на рынке т. и у., то количество товара будет определяться величиной предложения, что позволяет определить, по какой цене покупатели готовы купить товар


Пояснительная записка.


Это методическое пособие обеспечивает учителей всем необходимым для эффективного изучения Основ Экономики. Вы найдете здесь пути для овладения материалом, чтобы помочь школьникам лучше понять систему свободного предпринимательства и научить решать экономические задачи, опираясь на теоретическую базу.


Глава:


Издержки фирмы. (общие, средние, маржинальные издержки).

hello_html_m53d4ecad.gif

Теоретическая база этой главы предполагает, что при решении задач необходимо знать: общие, средние и предельные (маржинальные) издержки фирмы, закон убывающей отдачи, а также, формулы по которым рассчитывается прибыль фирмы (Pr), общая и маржинальная выручка фирмы (TR, MR), общие и маржинальные издержки фирмы (TC, MC). Такое понятие, как максимизация прибыли поможет учащимся сделать вывод, какое количество продукции выгоднее производить, чтобы прибыль была максимальной. Если MR> MC, тогда Pr>0




Итак, мы приступаем с вами к решению задач на основе экономической теории. И мы многому уже научились.


Задача 1:


Племя, живущее на дальнем севере, занимается ловлей рыбы и охотой на тюленей. В эту зиму люди племени выяснили, что за неделю они могут поймать 6 кг рыбы и добыть 6 кг мяса тюленей. Если же все будут заниматься только охотой, то за это же время добудут

12 кг мяса. Кроме того известно, что используя все свои возможности по добыче этих продуктов, они могут добыть 3 кг или 9 кг тюленьего мяса (количество пойманной рыбы в этих случаях рыбаками не оценивается). Возможно ли этой зимой добыть 3 кг тюленьего мяса и наловить 10 кг рыбы?


Решение:

Составим таблицу возможного выпуска продукции данного племени.


рыба

мясо

точка

6

6

В

0

12

Д

? (9)

3

А

? (3)

9

С

Известно, что альтернативные издержки производства некоторого продукта при увеличении объемов его выпуска не должны уменьшаться.

Если альтернативные издержки постоянны, то КПВ имеет форму прямой линии, тогда максимальный объем производства: мяса – 3 кг; рыбы – 9 кг. Рис.(1)


Если альтернативные издержки растут, то КПВ имеет вид выпуклой линии.

И геометрически видно, что КПВ не может пройти через точку, с координатами (3;9), а проходит через точку C. Рис.(2)


Если же вернуться к рис. (1), то видно, что точка W лежит вне КПВ и является невозможным вариантом для людей этого племени, т.к. производственных ресурсов для этого недостаточно.


Ответ: для людей данного племени является невозможным наловить 10 кг рыбы и добыть 3 кг тюленьего мяса.


Графическое решение: к задаче №1




Рассмотрим такой раздел, как D и S, равновесная цена, эластичность D и S.


Задача: 2

Предположим, что спрос на товар представлен уравнением:

Р = 7 - 0,3Qd

А предложение:

P = 5 + 0,1Qs

Определите равновесную цену и равновесное количество товара на рынке аналитически, графически и математически.

Решение:

Для того, чтобы найти Q0 и P0 , нужно приравнять два уравнения:

7 – 0,3Q = 5 + 0,1Q, т. к. условием равновесия является: Qd = Qs = Q0

7 – 5 = 0.1Q + 0.3Q

2 = 0.4Q

Q0 = 2/ 0.4

Q0 = 5(ед)

Тогда:

Р0 = 7 – 0,3*5

Р0 = 5,5(у.е.)

Ответ: Qhello_html_m221db12.gif= 5(ед); Рhello_html_m221db12.gif=5,5 (у.е.)


Но если условие задачи усложнить, то она становится нестандартной.


Задача 3:

В стране А предложение товара описывается уравнением: Qsa = 20 + 2P, а в стране В уравнением: Qsb = 10 + P. Спрос соответственно уравнениями: Qda = 100 – 3P и Qdb = 50 – P.

Найдите объем экспорта и укажите страну экспортера.

Решение:

Задача на сравнение величин.

Страна А

Страна В

Условие равновесия: Qsa = Qda

20 + 2P = 100 – 3P

80 = 5P

P0 = 16

Q0 = 20 + 2*16

Q0 = 52

Условие равновесия: Qsb = Qdb

10 + P = 50 – P

40 = 2P

P0 = 20

Q0 = 10 + 20

Q0 = 30


Сравним равновесную цену и равновесное количество товаров в странах А и В:

P0a = 16 < P0b = 20

Q0a = 52 > Q0b = 30

Из этих уравнений следует: страна А – экспортер, а страна В импортер.

Т. О. кривая экспорта: EXa = Sa - Da

EXa = 20 + 2P – 100 + 3P = -80 + 5P

А кривая импорта: IMb = Db - Sb

IMb = 50 – P – 10 – P = 40 – 2P

Далее найдем равновесную цену:

EX a = IMb

-80 + 5P = 40 – 2P

7P = 120

P0 = 17,1(у е)

Найдем объем экспорта Qex для страны А

Qex = -80 + 5P

Qex = -80 + 5 * 17,1

Qex = -80 + 85,5

Qex = 5,5(ед)

Ответ: экспортер-страна А, Qex = 5,5(ед)


Графическое решение: к задаче №3


































Еще одна очень хорошая нестандартная задача, легко решаемая, если вспомнить теорию и применить графический способ решения. Тема эластичность спроса и предложения на рынке товаров.


Задача 4:

Спрос на рынке товаров Т абсолютно эластичен, и при P = 20 , Qd = 30, предложение на этом рынке абсолютно не эластично при P = 40 , Qs = 50. Определите равновесную цену и равновесное количество на этом рынке.

Проанализируем данные задачи:

Абсолютно эластичный спрос изображается горизонтальной прямой, так как

Edhello_html_7fdb7b27.gif

При ΔР% = 1%

ΔQ%hello_html_7fdb7b27.gif

А абсолютно неэластичное предложение изображается вертикальной прямой, так как

Es = 0

ΔP% = 1%

ΔQconst

Таким образом равновесная цена на рынке Т равна 20, а равновесное предложение равно 50.


Ответ: Рhello_html_m221db12.gif=20; Qhello_html_m221db12.gif= 50


Графическое решение: к задаче №4























Задача 5:


На рынке товара А спрос определяется выражением Q=2000-5P, а предложение –выражением Q=10P-1000. Государство ввело фиксированную цену на товар А, равную 150 уе. Определите суммарные потери участников рынка товара А в результате введения фиксированной цены.


Решение:


Определим цену, при которой, покупатели не будут покупать товар А. Для этого, подставим в выражение для спроса значение Qd=0:

2000-5Р=0

5Р = 2000

Рd = 400 (цена спроса)

Аналогично при Qs=0

10P-1000=0

10P = 1000

Ps = 100 (цена предложения)

Определим равновесную цену на данном рынке:

2000-5Р = 10Р -1000

15Р = 3000

Рhello_html_m221db12.gif = 200 (равновесная цена)


Определим равновесное количество:

Qhello_html_m221db12.gif= 2000 – 1000

Qhello_html_m221db12.gif =1000 (равновесное количество)

Phello_html_m58e0818b.gif= 150,

что ниже равновесной цены, следовательно, на рынке возникает дефицит; Qhello_html_m239f4674.gif hello_html_51d85658.gifQhello_html_m515a5b37.gif.

Количество товаров будет определяться величиной предложения (Qhello_html_4ab98f23.gif).

Qhello_html_4ab98f23.gif = 10*150-1000=1500-1000=500(шт.)

Определим, по какой цене покупатели готовы купить 500 штук:

500=2000-5Рhello_html_4ab98f23.gif

hello_html_4ab98f23.gif=1500

Рhello_html_4ab98f23.gif=300


Изобразим ситуацию графически:


До введения фиксированной цены суммарная выручка покупателей соответствовала площади треугольника АВС, а продавцов ВСD.После введения фиксированной цены выигрыш продавцов HGD, а покупателей- AEGH


Это объясняется тем, что при фиксированной цене 150 не может быть продано и, соответственно, куплено более 500 штук.


Покупатели, чья готовность покупать представлена участком ЕС, не могут купить товар и получить выигрыш. Т.о. суммарная выручка продавцов и покупателей уменьшится на площадь фигуры ECG.Это и есть суммарные потери в результате введения фиксированной цены.

Поэтому рассчитаем площади треугольников ECF и FCG.

Треугольник ECF:

I EF I * I FC I *0,5=100*500*0,5=25000

Треугольник FCG:

I FC I * I GF I *0,5=50*500*0,5=12500

Суммарная площадь фигуры ECG:

25000=12500=37500


Ответ: суммарные потери участников в результате введения фиксированной цены,составят 37500 у. е.


Графическое решение: к задаче №5



Теперь обратимся к разделу: «Издержки». Решение начинаем с простой задачи и переходим к более сложной - (нестандартной).


Задача 6:


Определите выручку и прибыль фирмы при Р = 5 тыс. тг. Какое количество продукции производить выгоднее?

Все мы умеем решать такие задачи.


Цена P

Количество Q

Общие затраты TC

Выручка TR

Прибыль Pr

5

11

34

55

21

5

12

37

60

23

5

13

41

65

24

5

14

49

70

21

5

15

56

75

19


Ответ: при Q = 13 Pr = 24 – max Выгоднее производить 13 единиц продукции.




Задача 7:


Маржинальные затраты фирмы, реализующей готовую продукцию на рынке совершенной конкуренции по цене 110 (у.е.), описываются уравнением: MC = 10Q + 10. Фиксированные затраты равны 100. Найдите прибыль фирмы.


Решение:

Нам известно, что для совершенной конкуренции:

MC = P , но P = 110, тогда MC = 110

Таким образом: 10Q + 10 = 110

10Q = 100

Q = 10

Далее мы знаем: TR = P * Q

TR = 110 * 10

TR = 1100

Чтобы найти прибыль – воспользуемся формулой

Pr = TRTC

В этой формуле нам неизвестны общие затраты TC. Найдем их, воспользовавшись понятием интеграла:

hello_html_m474d46f3.gif



Таким образом:


hello_html_m92075a1.gif





Тогда: Pr = TRTC

Pr = 1100 – 700

Pr = 400(у.е.)

Ответ: прибыль фирмы 400 у.е.


Графическое решение: к задаче №7






























Заключение


Сегодня уже не дискутируется вопрос: «Нужно ли обучать школьников экономике?». Все согласились, что нужно. Без воспитания людей, воспринимающих новые рыночные экономические отношения, как естественную среду мы не далеко уйдем по пути экономических реформ. Поэтому школьному экономическому образованию в настоящее время придается большое значение. В то же время оно сталкивается с рядом проблем, одной из которых в нашем регионе является решение экономических задач. Хотелось бы надеяться, что данное пособие будет полезно для учителей экономики, как в проведении итоговых занятий, так и в подготовке учащихся к олимпиаде, а также созданию оптимальных условий для выявления и поощрения одаренных и талантливых школьников. Что является немаловажным фактором для учащихся, способных к изучению экономических дисциплин, стремящихся получить высшее экономическое образование.

Апробация данного дидактического материала позволила достичь высокого уровня мотивации учащихся, способствовала реализации деятельностного подхода каждого ученика.

Она способствовала осуществлению самореализации ученика в рамках данного материала.

Данное методико-дидактическое пособие позволяет поднять предметные компетенции на качественно новый уровень, что является актуальной проблемой современного образования.


Результаты контрольных срезов до апробации пособия по классам:

2012 год


классы

Уровень успеваемости

Уровень качества

9

100

80

10

100

75

11

100

63




Результаты контрольных срезов после апробации пособия по классам:

2013 год


классы

Уровень успеваемости

Уровень качества

9

100

89

10

100

81

11

100

72



Заключение: данное пособие является актуальным и соответствует современным требованиям.

Литература:


1. Сборник тестовых заданий по экономике (8-11 кл.)под редакцией С. Равичева МЦЭБО 1997г.

2. Журнал- Сибириада «Шаг в мечту» 2002г.

3. А.Мицкевич «Экономика в задачах и тестах» РГГУ М.1995г.

4.Журнал «Вестник» ОФ ДМ № 3,4,5,6,7. 2001Г.

5. И. Липсиц «Экономика без тайн». М. 1995г.

6. Л. Любимов «Принципы экономики». М. 1995г.

7. Е. Вигдорчик, Т. Нежданова «Элементарная математика в экономике и бизнесе». М. 1995г.

Методико-дидактическое пособие по курсу «Основы экономики: Казахстан в современном мире» «Раскрывая тайны экономики». Для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы.
  • Математика
Описание:

Данное пособие по основам экономики для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы составлено в соответствии с программой учебника «Основы экономики: Казахстан в современном мире» под редакцией Т. Ильичевой.  ЦАО «ДМ» РК.

В пособии представлены экономические задачи по 6 разделам учебника: Ограниченность ресурсов, проблема выбора, альтернативная стоимость, КПВ; Спрос, эластичность спроса;

Предложение, эластичность предложения; Взаимодействие спроса и предложения; Международная торговля; Издержки фирмы.

 

Целью создания данного методического пособия является оказание помощи учителям и учащимся в подготовке к олимпиадам по экономике. Чтобы учащиеся развивали навыки решения задач, применяя экономические законы и основываясь на экономическую теорию. Решение задач способствует формированию экономического мышления, так необходимого в условиях рыночной экономики.  Данные методические рекомендации способствуют внедрению в практику наиболее эффективных технологий, методик, методов и форм обучения и воспитания.  

Автор Белинская Наталья Анатольевна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 599
Номер материала 3931
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓