Главная / Начальные классы / Методики Зайцева: что это такое?

Методики Зайцева: что это такое?

Методики Зайцева: что это такое?


Учитель начальных классов:

Говоруха Л. А.


Мне сегодня хочется рассказать об уникальности методики Н. А. Зайцева, нашедшей применение во многих государственных и коммерческих детских образовательных учреждениях России.

Лично у меня интерес к этой методике появился в 1991 году после первого знакомства с пособиями этого мудрейшего человека, патриота и певца нашей сокровищницы — народной педагогики Николая Александровича Зайцева.

Мне захотелось применять эту методику в своей работе. Я поняла, что это как раз то, чего не достает в нашей работе, это именно тот клад, который необходим для творческого развития и обучения детей с сохранением их здоровья. С первых шагов работы почувствовала ее эффективность.

Были сомнения: смогу ли я довести это до детей так, как рекомендовал Николай Александрович.

Работу со Стосчетом начинаю на подготовительных занятиях с будущими первоклассниками. За 10 занятий дети хорошо усваивают зрительный и звуковой образы числа в пределах сотни, запоминают порядковое расположение чисел и умеют свободно ориентироваться в числовой ленте. А в первом классе с первого сентября веду отработку этих навыков до автоматизма и начинаем складывать и вычитать числа в пределах сотни, решаем задачи, готовимся к умножению, совершенствуя вычислительные навыки.

Всё это дает возможность вводить на уроках математики больше заданий опережающего и занимательного характера, материала повышенной трудности на развитие логического мышления с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

Разработка определенной схемы работы со Стосчетом позволила сделать уроки математики любимыми для детей. Практика показала, что его использование дает возможность учителю выполнить программу с хорошим результатом, а ученикам —легко усвоить материал, отработать навыки устного счета.

На уроках обучения грамоте применяю Кубики. Но так как дети приходят в школу уже читающими, то мне пришлось изменить форму и виды работы с таблицами и кубиками. Вся эта работа направлена на знакомство с точным названием звуков и букв, на фонетический анализ, на совершенствование техники чтения через письмо по таблицам слов, предложений и текстов, на развитие памяти и речи, при этом учебник (Азбука) является дополнением к этому процессу.

Применение этих пособий позволяет в более короткие сроки ученикам усвоить программу обучения чтению и приобрести грамотные навыки письма.

При переходе к изучению русского языка я постепенно приступаю к работе по таблицам из «Русского для всех». Это даёт положительный результат.



Вряд ли найдется  такой родитель, который бы никогда не слышал о кубиках Зайцева. Секрет популярности очень прост – автор Зайцев Н.А. и распространители методики обещают, что занимающийся по данной методике ребенок овладеет чтением за очень короткое время. При этом материал, с которым работает ребенок в процессе обучения, прост и знаком всем нам с детства – это кубики. Поэтому не удивительно, что вопрос о том, стоит ли приобрести кубики Зайцева и вообще пользоваться этой методикой обучения, все чаще возникает у современных родителей. В данной статье  мы попытаемся вкратце познакомить читателя с методикой Зайцева и аргументами «за» и «против».

Автор методики – Зайцев Николай Александрович, педагог из Санкт-Петербурга. Первые разработанные им кубики были выпущены в 1989 году.

 За ними последовали пособия для быстрого овладения счетом, русским языком и чистописанием, а также пособия для изучения иностранных языков («Стосчёт», «Русский для всех», «Пишу красиво», «Грамматика английского языка» и «Техника чтения на английском языке»). 

Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.

Пособия Н. Зайцева представляют собой комплекты учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Они предназначены для использования в домашних условиях, в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе. Стоит отметить, что Зайцевым были созданы методики по обучению чтению  и грамматике на украинском, казахском, белорусском, а также татарском, армянском и французском языках.

Быстрому распространению методики Зайцева и его кубиков послужила работа команды Зайцева по популяризации метода – проводилось обучение всех желающих, как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах страны. Кубики Зайцева получили широкое распространение не только в России, но и в странах СНГ.

Несомненно, методика обучения чтению по кубикам Зайцева прошла испытание временем, ведь уже более 20 лет она пользуется огромной популярностью, как среди родителей, так и педагогов дошкольных учреждений. В чем же ее секрет?

Итак, в основе методики обучения детей чтению по кубикам   Зайцева лежит давно известный принцип обучения чтению не по буквам или слогам, а по складам. (Этим принципом руководствовался еще Л.Н. Толстой, обучая ребятишек в своей школе в Ясной Поляне). 
 Складом считается созвучие согласного звука с гласным (на лу-гу), отдельный гласный звук в качестве слога (О-ля), отдельный согласный в закрытом слоге (ша-р), а также согласная с мягким или твердым знаком (ме-дь).

На каждой грани кубика написан один из складов, причем каждый склад имеет свой цвет. Малыш выучивает не написание отдельной буквы, а сразу написание различных складов: ба, бу, бы, са, си, се. Затем эти склады легко складываются в слова - бу-сы, гу-си.
    Зайцев считает, что чтение по складам органичнее для детского восприятия, чем обучение буквам, а затем складывание из них слогов и слов, ведь сам ребенок начинает говорить складами (а-гу-а-гу-а-гу и т.д.) и слышит  произносимые слова тоже складами. 

В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются:

  • От общего к частному и от частного к общему.

  • От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

  • Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.

  • Системная подача материала.

  • Алгоритмизация учебных действий.

  • Учет физиологии восприятия учебной информации.

  • Охрана здоровья учащихся.

 Давайте более подробно остановимся на каждом пункте принципов обучения детей  по методике Зайцева.

Итак, складывание слов из складов-кубиков, а также разложение целого слова на склады и есть наглядная демонстрация принципа «от частного к общему и от общего  к частному».

Работа ребенка с кубиками Зайцева на протяжении всего процесса овладения им чтением иллюстрирует принцип «от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому».

 Сначала ребенок просто рассматривает кубики, играет с ними – здесь проявляется конкретно-образный способ мышления.

Далее взрослый знакомит ребенка со звучанием разноцветных складов, изображенных на кубиках (склады лучше не проговаривать, а пропевать вместе с крохой), потом показывает, что из этих кубиков можно складывать слова. И так ребенок овладевает чтением и созданием слов - здесь работает наглядно-действенный способ мышления. 

Затем, на последнем этапе, чтение становится беглым, а мышление ребенка переходит на новый этап – становится словесно-логическим.
Примером наглядности и систематизации изучаемого материала в методике Зайцева служат таблицы-тренажеры, которые входят в учебные комплекты с кубиками. С их помощью ребенок осмысляет, закрепляет и повторяет пройденный материал. 

Таблицы-тренажёры, входящие в учебные комплекты, могут служить примером наглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребенка формируется точный образ-представление, раскрывающий сущность понятия или предмета. Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребенком и взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые навыки.

Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц комплекта на стенах учебного помещения. Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее, с опорой на нее, работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.

Занятия с кубиками Зайцева проводятся в игровой форме, в движении,  в процессе обучения чтению дети много поют, что является наглядной демонстрацией принципа «учет физиологии восприятия детей». 

Принцип «охрана здоровья детей» реализуется путем  исключения монотонности  из учебного процесса.  Дети не  занимаются  все время в сидячем положении, они много двигаются, методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

Эффективность

Как показывает широчайшая апробация, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения, письма и счета.

К шести-семи годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов.

Методики Н. Зайцева позволяют экономить массу учебного времени при изучении грамматики русского языка, математики и английского языка не только в начальной, но и в средней школе.



Доступность

Дидактические принципы, приемы, способы работы подробно излагаются в методическом руководстве к каждому пособию, содержат массу упражнений, игр, примеров, практического материала, необходимого педагогам и облегчающего их работу.

Методики сопровождаются аудио-, видеоматериалами и видео-курсами.

Свидетельством доступности методик являются постоянно увеличивающиеся тиражи пособий. Многие воспитатели, учителя, в том числе оказывающие гувернерские и репетиторские услуги, и даже родители успешно пользуются всеми пособиями без предварительного обучения под руководством специалистов.

Косвенным подтверждением популярности методик является то, что пособия, аналогичные Кубикам Зайцева, разработаны (с участием автора) и успешно используются при обучении детей и взрослых чтению на других языках.

Охрана здоровья, развитие психофизических характеристик учащихся

Характерной чертой, отмечается учеными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы. Методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

Зрение и осанка часто даже улучшаются.

Раннее обучение чтению и счету по методикам Н.Зайцева — надежнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколько занятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто есть кто. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети — быстрые, так и медленные, требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше мы это выявим, тем больше будет шансов их выправить.

Некоторые экономические аспекты

Каждый комплект пособий может использоваться как при индивидуальном обучении, так и в работе с группой или классом, и обходится в десятки раз дешевле традиционного обеспечения индивидуальными пособиями и учебниками, фрагментарно представляющими изучаемый материал.

Каждое пособие может использоваться в течение нескольких лет.


Наверное ни одна методика по обучению детей не может быть совершенной, и кубики Зайцева не являются исключением. 
Давайте обратимся к недостаткам «волшебных кубиков». В чем они заключаются и насколько серьезны, чтобы отказаться от данной методики?

Итак, первый недостаток – это возможные трудности при усвоении ребенком некоторых важных тем школьной программы по русскому языку. Это связано с тем, что методика Зайцева отличается от методики преподавания чтения и письма в школе.

- Ребенок, научившийся читать по кубикам Зайцева, привыкает видеть в составе слова склады. А между тем склады и слоги слова далеко не всегда совпадают. Например такие слова , как "тигр" или "сом", соответственно, делятся на склады "ти-г-р" и "со-м", но при этом каждое это слово состоит из единственного слога. Следовательно, есть большая вероятность, что ребенок будет отставать от своих одноклассников при прохождении слогов.

- Имея дело сразу со складами, а не с отдельными буквами, ребенок может в дальнейшем испытывать трудности при изучении фонетики. Он ведь когда-то просто сразу выучил, как звучит сочетание, скажем, букв "ли" или "лы", ему не пришлось в свое время преодолеть трудности "склеивания" согласной и гласной. Но обратите внимание, что согласный "л" в варианте "ли"звучит мягко, а в сочетании "лы" - твердо. Это осталось для ребенка за рамками его понимания, отсюда и будущие трудности при фонетических разборах слов.

-  По той же самой причине - ребенку трудно преодолеть в своем сознании неделимость склада - у детей могут возникать сложности при изучении морфемного состава слов и при морфемных разборах. Дествительно, например, в слове "везу" в изначально привычном для ребенка делении слова на склады будет деление на  "ве" и  "зу". Для такого ребенка может оказаться весьма проблематично "оторвать" букву "з" от склада "зу" и увидеть корень этого слова - "вез". 

- Также частой ошибкой у детей, занимавшихся ранее по кубикам Зайцева, может стать проглатывание окончаний, неправильное произношение слов. Это опять же связано с отсутствием проработки буквенного состава слова в методике Зайцева.

К недостаткам кубиков Зайцева можно отнести их дороговизну и трудоемкость методики. Увы, не каждый родитель может себе позволить купить кубики Зайцева. Заготовки для кубиков, таблицы и книги с описанием игр и рекомендациями обойдутся недешево. 
 Некоторые родители, купившие кубики Зайцева, с удивлением обнаруживают, что купили заготовки, а не сами кубики. Следовательно, им еще придется склеить кубики, а значит потратить и время, и силы. Также не надо забывать, что сами кубики Зайцева картонные, поэтому не стоит рассчитывать, что они прослужат долго.  Впрочем, сейчас на прилавках магазинов все чаще можно встретить уже собранные кубики Зайцева, а не заготовки к ним.




Методики Зайцева: что это такое?
  • Начальные классы
Описание:

Методики Зайцева: что это такое?

 

Учитель начальных классов:

Говоруха Л. А.

 

Мне сегодня хочется рассказать об уникальности методики Н. А. Зайцева, нашедшей применение во многих государственных и коммерческих детских образовательных учреждениях России.

Лично у меня интерес к этой методике появился в 1991 году после первого знакомства с пособиями этого мудрейшего человека, патриота и певца нашей сокровищницы — народной педагогики  Николая Александровича Зайцева.

Мне захотелось применять эту методику в своей работе. Я поняла, что это как раз то, чего не достает в нашей работе, это именно тот клад, который необходим для творческого развития и обучения детей с сохранением их здоровья. С первых шагов работы почувствовала ее эффективность.

Были сомнения: смогу ли я довести это до детей так, как рекомендовал Николай Александрович.

Работу со Стосчетом начинаю на подготовительных занятиях с будущими первоклассниками. За 10 занятий дети хорошо усваивают зрительный и звуковой образы числа в пределах сотни, запоминают порядковое расположение чисел и умеют свободно ориентироваться в числовой ленте. А в первом классе с первого сентября веду отработку этих навыков до автоматизма и начинаем складывать и вычитать числа в пределах сотни, решаем задачи, готовимся к умножению, совершенствуя вычислительные навыки.

Всё это дает возможность вводить на уроках математики больше заданий опережающего и занимательного характера, материала повышенной трудности на развитие логического мышления с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

Разработка определенной схемы работы со Стосчетом позволила сделать уроки математики любимыми для детей. Практика показала, что его использование дает возможность учителю выполнить программу с хорошим результатом, а ученикам —легко усвоить материал, отработать навыки устного счета.

На уроках обучения грамоте применяю Кубики. Но так как дети приходят в школу уже читающими, то мне пришлось изменить форму и виды работы с таблицами и кубиками. Вся эта работа направлена на знакомство с точным названием звуков и букв, на фонетический анализ, на совершенствование техники чтения через письмо по таблицам слов, предложений и текстов, на развитие памяти и речи, при этом учебник (Азбука) является дополнением к этому процессу.

Применение этих пособий позволяет в более короткие сроки ученикам усвоить программу обучения чтению и приобрести грамотные навыки письма.

При переходе к изучению русского языка я постепенно приступаю к работе по таблицам из «Русского для всех». Это даёт положительный результат.

 

Вряд ли найдется  такой родитель, который бы никогда не слышал о кубиках Зайцева. Секрет популярности очень прост – автор Зайцев Н.А. и распространители методики обещают, что занимающийся по данной методике ребенок овладеет чтением за очень короткое время. При этом материал, с которым работает ребенок в процессе обучения, прост и знаком всем нам с детства – это кубики. Поэтому не удивительно, что вопрос о том, стоит ли приобрести кубики Зайцева и вообще пользоваться этой методикой обучения, все чаще возникает у современных родителей. В данной статье  мы попытаемся вкратце познакомить читателя с методикой Зайцева и аргументами «за» и «против».

Автор методики – Зайцев Николай Александрович, педагог из Санкт-Петербурга. Первые разработанные им кубики были выпущены в 1989 году.

 За ними последовали пособия для быстрого овладения счетом, русским языком и чистописанием, а также пособия для изучения иностранных языков («Стосчёт», «Русский для всех», «Пишу красиво», «Грамматика английского языка» и «Техника чтения на английском языке»). 

Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.

Пособия Н. Зайцева представляют собой комплекты учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Они предназначены для использования в домашних условиях, в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе. Стоит отметить, что Зайцевым были созданы методики по обучению чтению  и грамматике на украинском, казахском, белорусском, а также татарском, армянском и французском языках.

Быстрому распространению методики Зайцева и его кубиков послужила работа команды Зайцева по популяризации метода – проводилось обучение всех желающих, как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах страны. Кубики Зайцева получили широкое распространение не только в России, но и в странах СНГ.

Несомненно, методика обучения чтению по кубикам Зайцева прошла испытание временем, ведь уже более 20 лет она пользуется огромной популярностью, как среди родителей, так и педагогов дошкольных учреждений. В чем же ее секрет?

Итак, в основе методики обучения детей чтению по кубикам   Зайцева лежит давно известный принцип обучения чтению не по буквам или слогам, а по складам. (Этим принципом руководствовался еще Л.Н. Толстой, обучая ребятишек в своей школе в Ясной Поляне). 
 Складом считается созвучие согласного звука с гласным (
на лу-гу), отдельный гласный звук в качестве слога (О-ля), отдельный согласный в закрытом слоге (ша-р), а также согласная с мягким или твердым знаком (ме-дь).

На каждой грани кубика написан один из складов, причем каждый склад имеет свой цвет. Малыш выучивает не написание отдельной буквы, а сразу написание различных складов: ба, бу, бы, са, си, се. Затем эти склады легко складываются в слова - бу-сы, гу-си.
    Зайцев считает, что чтение по складам органичнее для детского восприятия, чем обучение буквам, а затем складывание из них слогов и слов, ведь сам ребенок начинает говорить складами (а-гу-а-гу-а-гу и т.д.) и слышит  произносимые слова тоже складами. 

В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются:

§  От общего к частному и от частного к общему. §  От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому. §  Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия. §  Системная подача материала. §  Алгоритмизация учебных действий. §  Учет физиологии восприятия учебной информации. §  Охрана здоровья учащихся.

 Давайте более подробно остановимся на каждом пункте принципов обучения детей  по методике Зайцева.

Итак, складывание слов из складов-кубиков, а также разложение целого слова на склады и есть наглядная демонстрация принципа «от частного к общему и от общего  к частному».

Работа ребенка с кубиками Зайцева на протяжении всего процесса овладения им чтением иллюстрирует принцип «от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому».

 Сначала ребенок просто рассматривает кубики, играет с ними – здесь проявляется конкретно-образный способ мышления.

Далее взрослый знакомит ребенка со звучанием разноцветных складов, изображенных на кубиках (склады лучше не проговаривать, а пропевать вместе с крохой), потом показывает, что из этих кубиков можно складывать слова. И так ребенок овладевает чтением и созданием слов - здесь работает наглядно-действенный способ мышления. 

Затем, на последнем этапе, чтение становится беглым, а мышление ребенка переходит на новый этап – становится словесно-логическим.
Примером наглядности и систематизации изучаемого материала в методике Зайцева служат таблицы-тренажеры, которые входят в учебные комплекты с кубиками. С их помощью ребенок осмысляет, закрепляет и повторяет пройденный материал. 

Таблицы-тренажёры, входящие в учебные комплекты, могут служить примером наглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребенка формируется точный образ-представление, раскрывающий сущность понятия или предмета. Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребенком и взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые навыки.

Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц комплекта на стенах учебного помещения. Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее, с опорой на нее, работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.

Занятия с кубиками Зайцева проводятся в игровой форме, в движении,  в процессе обучения чтению дети много поют, что является наглядной демонстрацией принципа «учет физиологии восприятия детей». 

Принцип «охрана здоровья детей» реализуется путем  исключения монотонности  из учебного процесса.  Дети не  занимаются  все время в сидячем положении, они много двигаются, методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

  Эффективность

Как показывает широчайшая апробация, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения, письма и счета.

К шести-семи годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов.

Методики Н. Зайцева позволяют экономить массу учебного времени при изучении грамматики русского языка, математики и английского языка не только в начальной, но и в средней школе.

 

Доступность

Дидактические принципы, приемы, способы работы подробно излагаются в методическом руководстве к каждому пособию, содержат массу упражнений, игр, примеров, практического материала, необходимого педагогам и облегчающего их работу.

Методики сопровождаются аудио-, видеоматериалами и видео-курсами.

Свидетельством доступности методик являются постоянно увеличивающиеся тиражи пособий. Многие воспитатели, учителя, в том числе оказывающие гувернерские и репетиторские услуги, и даже родители успешно пользуются всеми пособиями без предварительного обучения под руководством специалистов.

Косвенным подтверждением популярности методик является то, что пособия, аналогичные Кубикам Зайцева, разработаны (с участием автора) и успешно используются при обучении детей и взрослых чтению на других языках.

Охрана здоровья, развитие психофизических характеристик учащихся

Характерной чертой, отмечается учеными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы. Методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

Зрение и осанка часто даже улучшаются.

Раннее обучение чтению и счету по методикам Н.Зайцева — надежнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколько занятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто есть кто. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети — быстрые, так и медленные, требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше мы это выявим, тем больше будет шансов их выправить.

Некоторые экономические аспекты

Каждый комплект пособий может использоваться как при индивидуальном обучении, так и в работе с группой или классом, и обходится в десятки раз дешевле традиционного обеспечения индивидуальными пособиями и учебниками, фрагментарно представляющими изучаемый материал.

Каждое пособие может использоваться в течение нескольких лет.

 

Наверное ни одна методика по обучению детей не может быть совершенной, и кубики Зайцева не являются исключением. 
Давайте обратимся к недостаткам «волшебных кубиков». В чем они заключаются и насколько серьезны, чтобы отказаться от данной
 методики?

Итак, первый недостаток – это возможные трудности при усвоении ребенком некоторых важных тем школьной программы по русскому языку. Это связано с тем, что методика Зайцева отличается от методики преподавания чтения и письма в школе.

- Ребенок, научившийся читать по кубикам Зайцева, привыкает видеть в составе слова склады. А между тем склады и слоги слова далеко не всегда совпадают. Например такие слова , как "тигр" или "сом", соответственно, делятся на склады "ти-г-р" и "со-м", но при этом каждое это слово состоит из единственного слога. Следовательно, есть большая вероятность, что ребенок будет отставать от своих одноклассников при прохождении слогов.

- Имея дело сразу со складами, а не с отдельными буквами, ребенок может в дальнейшем испытывать трудности при изучении фонетики. Он ведь когда-то просто сразу выучил, как звучит сочетание, скажем, букв "ли" или "лы", ему не пришлось в свое время преодолеть трудности "склеивания" согласной и гласной. Но обратите внимание, что согласный "л" в варианте "ли"звучит мягко, а в сочетании "лы" - твердо. Это осталось для ребенка за рамками его понимания, отсюда и будущие трудности при фонетических разборах слов.

-  По той же самой причине - ребенку трудно преодолеть в своем сознании неделимость склада - у детей могут возникать сложности при изучении морфемного состава слов и при морфемных разборах. Дествительно, например, в слове "везу" в изначально привычном для ребенка делении слова на склады будет деление на  "ве" и  "зу". Для такого ребенка может оказаться весьма проблематично "оторвать" букву "з" от склада "зу" и увидеть корень этого слова - "вез". 

- Также частой ошибкой у детей, занимавшихся ранее по кубикам Зайцева, может стать проглатывание окончаний, неправильное произношение слов. Это опять же связано с отсутствием проработки буквенного состава слова в методике Зайцева.

К недостаткам кубиков Зайцева можно отнести их дороговизну и трудоемкость методики. Увы, не каждый родитель может себе позволить купить кубики Зайцева. Заготовки для кубиков, таблицы и книги с описанием игр и рекомендациями обойдутся недешево. 
 Некоторые родители, купившие кубики Зайцева, с удивлением обнаруживают, что купили заготовки, а не сами кубики. Следовательно, им еще придется склеить кубики, а значит потратить и время, и силы. Также не надо забывать, что сами кубики Зайцева картонные, поэтому не стоит рассчитывать, что они прослужат долго.  Впрочем, сейчас на прилавках магазинов все чаще можно встретить уже собранные кубики Зайцева, а не заготовки к ним.

 

 

 

Автор Говоруха Любовь Александровна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 838
Номер материала 18706
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓