Главная / Другое / Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений

Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»

(ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»)





РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии

экономических,бухгалтерских и

коммерческих дисциплин

«____»________________2013г.

____________МУРАШОВА Т.М.



УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора

ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»

по учебной работе

«____»______________2013г.

______________Ильина Н.В.








Методика

проведения установочных занятий

со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений









Сергиев Посад

2014







Оглавление















Аннотация



Заочное обучение требует от студента самоконтроля, умения организовывать свое время, работать с книгой, конспектировать, выполнять различные виды самостоятельной работы по дисциплине (профессиональному модулю). Важное значение в этом деле имеют установочные занятия – настоящий фундамент самостоятельного обучения студента-заочника.

Методика проведения установленных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений разработана в помощь преподавателям, работающих на заочных отделениях.




























Введение


Современный этап развития сельскохозяйственного производства характеризуется целенаправленной работой по совершенствованию подготовки специалистов для сельского хозяйства.

Цель установочных занятий – показать значение данной дисциплины, в приобретении профессиональных знаний, умений, практического опыта, общих и профессиональных компетенций, ее место в структурно-логической схеме специальности, познакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к контрольным, лабораторным и практическим работам по данной дисциплине, помочь обучающемуся сориентироваться в учебно-методической документации, показать необходимость, доступность и посильность предстоящей работы. На установочных занятиях преподаватель указывает последовательность этапов самостоятельной работы, дает рекомендации по её организации.

Установочное занятие – форма организации учебного процесса, целью которой является знакомство студентов со структурой, содержанием, требованиями к освоению дисциплины, формирование мотивации ее успешного освоения.

Установочная лекция характерна для ввода в курс при вечернем и заочном обучении. Она предназначается для того, чтобы ознакомить обучаемых со структурой учебной программы и содержанием наиболее важных и сложных для самостоятельного изучения положений данного курса. Она содержит указания по организации самостоятельной работы и рекомендации по выполнению контрольных заданий.

Незначительное количество времени, отведённого на проведение установочного занятия, требует от преподавателя постоянного совершенствования методики, принятия мер к поиску путей повышения эффективности.

Подготовка к установочному занятию


Установочное занятие призвано не только познакомить студентов с особенностями новой дисциплины (профессионального модуля), но и в известной мере создать обстановку доверия, заинтересованности, вызвать интерес к дисциплине (профессиональному модулю). Отсюда важность создания благоприятной атмосферы сотрудничества.

При подготовке к установочному занятию преподаватель:

  • оценивает программу дисциплины:

    • общее тематическое планирование;

    • объем занятий на очном и заочном отделениях;

    • количество лабораторных и практических работ

    • количество контрольных работ.

Необходимо также составить представление о готовности студентов к изучению новой дисциплины (профессионального модуля): ознакомиться с документами, характеризующей группу, в которой будут проводиться занятия, с успеваемостью по ранее изученным дисциплинам.

Полезно составить план самостоятельной работы по дисциплине, чтобы каждый студент-заочник на его основе разработал свой с учетом собственных условий.

В процессе подготовки к установочному занятию преподаватель должен:

- хорошо представлять содержание календарно-тематического плана, в частности раздел тематического планирования установочных и обзорных занятий, лабораторных работ, практических занятий в период сессий и межсессионный период, классных контрольных работ, курсового проектирования, самостоятельного изучения программного материала по дисциплине;

- ознакомиться также с местом работы студентов (те, кто работает про профилю избранной специальности, имеют хорошие возможности для выполнения практических работ на своих местах), характером и продолжительностью работы студента по специальности (для правильного выбора тем и вопросов, рассматриваемых на установочных занятиях);

- составить план проведения установочного занятия;

- подготовить необходимое количество экземпляров « контрольных заданий с методическими указаниями» по предмету, соответствующее числу учащихся в группе; подобрать учебно-методическую литературу;

- подготовить раздаточный материал на каждое рабочее место, в том числе образцы контрольных работ (входного контроля, рубежного контроля), рабочих тетрадей по практическим работам, курсовых проектов (работ), конспектов и рефератов студентов, работ с практическим подтверждением, выполненных обучающимися по данному предмету в предыдущие годы;

- подготовить к использованию на занятии учебно-наглядные пособия и технические средства обучения.

Преподаватель, как правило, разъясняет формулировки вопросов контрольной работы, характер ответов на них, обращает внимание на типичные ошибки, допускаемые в контрольных работах, дает рекомендации по оформлению работы. Студентам преподаватель рассказывает о формах помощи, которую они могут получить в межсессионный период: письменных и устных индивидуальных консультациях по наиболее сложным темам или темам, недостаточно изложенным в учебнике.

Установочная лекция включает обзор основного материала дисциплины, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли, либо института права.

В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.



Разработка плана установочного занятия


План проведения установочного занятия должен раскрывать дидактические и воспитательные цели, указывать педагогические задачи и используемые технологии и методические приемы; устанавливать межпредметные связи; учитывать возможность повторения программного материала, использование на занятиях наглядных пособий и ИКТ, предусматривать тесную связь учебного материала с практикой сельскохозяйственного производства. В плане занятия необходимо обязательно отразить специфику дисциплины, рассматриваемой темы, учесть возрастные, профессиональные особенности группы, уровень ее общеобразовательной подготовленности.



План установочного занятия


по дисциплине _________________________________________________

для студентов _____группы, ____ курса,

специальности: 110809 Механизация с. х.

Дата __________________

Тема__________________________________________________________

Цели:

1.Обучающая:

-ознакомить студентов с содержанием дисциплины

-расширить представление и знания студентов о значении дисциплины в специальности

2.Развивающая:

- развить интерес к изучаемой дисциплине, развить любознательность на основе межпредметных связей и использования информации для решения задач.

3.Воспитательная:

-воспитывать настойчивость и способность к глубокому освоению материала ответственность за соблюдением уровня и режима кормления.

Тип: комбинированный урок

Оборудование занятия_____________________________________________ __________________________________________________________________



Ход занятия


  1. Организационный момент (____мин.)

  2. Проведение входного контроля с целью проверки представления и знаний студентов по дисциплине (____мин.).

  3. Изложение нового материала (____мин.)

    1. Ознакомление с содержанием дисциплины и ее связью с профилирующими дисциплинами (количество часов, практические занятия, требования к знаниям, умениям, компетенциям, количество контрольных работ, виды аттестации, общие сведения об учебной литературе, учебном плане, отечественных журналах по специальности, интернет - ресурсах) (____мин.).

    2. Общие сведения об организации самостоятельного изучения дисциплины (знакомство с рабочей программой дисциплины, профессионального модуля, видами самостоятельной работы и методическими рекомендациями по выполнению самостоятельной работы) (____мин.).

    3. Структура дисциплины (____мин.).

    4. Рассмотрение отдельных тем программы и методических указаний по их изучению (____мин.).

    5. Выполнение контрольной работы (выбор варианта, методические указания, анализ типичных ошибок) (____мин.)

    6. Подведение итогов проведенного занятия, сообщение результатов входного контроля, ответы на вопросы студентов (____мин.).

    7. Индивидуальные задания студентам, выдача тем рефератов и других видов самостоятельной работы (____мин.).










Методика проведения установочного занятия


От правильной организации, планирования и проведения установочных занятий, особенно для студентов I курсов, во многом зависит вся дальнейшая и самостоятельная работа. Учитывая, что на установочных занятиях происходит первоначальное знакомство с дисциплиной, преподавателю необходимо кратко раскрыть основное содержание предмета, показать его роль в формировании профиля специальности. Основные занятия обучающийся приобретает самостоятельно в межсессионный период, поэтому установочные занятия должны преследовать цель ознакомить их с основными особенностями самостоятельного изучения предмета. Необходимо показать практическое значение данной дисциплины и его место среди других дисциплин.

Основное внимание следует уделить наиболее рациональным приемам и методам самостоятельного изучения конкретного предмета с учетом его особенностей: последовательность изучения отдельных тем, составление конспекта, решение задач, написание сочинений, работа со справочной литературой, инструкциями, словарями и т.п.

В связи с тем, что в процессе самостоятельного изучения дисциплины, выполняя контрольные работы, многие студенты встречают различного рода затруднения, необходимо рассказать им о тех формах помощи, которые они могут получить в межсессионный период в колледже.

К числу действенных форм помощи студентам – заочникам относятся письменные консультации по наиболее сложным вопросам или темам, недостаточно полно изложенным в учебниках. Заслуживает внимание практика обеспечения студентов консультациями, приложением иллюстрированного материала, проведение индивидуальных консультаций (как письменных, так и устных), консультаций с использованием ИКТ.

К перечисленным видам помощи в самостоятельной учебе студентов можно добавить консультации у специалистов сельского хозяйства по месту работы.

Программа самостоятельного изучения дисциплины изложена в методических рекомендациях по выполнению контрольной работы. Поэтому на установочных занятиях преподаватель знакомит студентов

К числу специфических форм учебной работы в системе заочного образования относятся домашние контрольные работы, которые являются не только средством контроля, но и способствуют более глубокому усвоению и закреплению программного материала. В связи с этим необходимо кратко рассказать студенту о том, как выполнить контрольную работу по данному предмету, обратить внимание на характерные для большинства ошибки, допускаемые в контрольных работах. Преподаватель сообщает темы классной письменной контрольной работы (если она планируется) и разъясняет принципы подготовки к ней. По темам классной письменной контрольной работы студенту предлагается подготовить конспект. Основные направления конспекта преподаватель должен дать на установочных занятиях.

Более подробно необходимо остановиться на формах и методах организации самостоятельной учебы: режиме занятий, систематичности, расписание занятий, подборе литературы.

Для успешной самостоятельной учебы студенты должны иметь четкий план работы над программным материалом с использованием литературы, которую преподаватель перечисляет, сопровождая показом учебников – основных и дополнительных. При этом обязательно рекомендуются учебники последних лет издания, указывается, что могут получить их в библиотеке колледжа, на профильных и образовательных платформах.

Особо следует остановиться на выполнении практических работ в межсессионный период. Перечень практических навыков, которыми студенты должны овладеть при изучении предмета, дан в учебных заданиях. В методических указаниях приводятся советы по самостоятельному выполнению практических работ в межсессионный период. Необходимые указания о порядке работы и заполнении рабочей тетради студенты должны получить на установочных занятиях.

Подобные же разъяснения следует дать и по курсовому проекту (работе). Задания на курсовое проектирование должны быть разработаны преподавателем в период подготовки к установочным занятиям, рекомендуется продемонстрировать ранее выполненный курсовой проект (работу) и кратко рассказать о его оформлении, подчеркнуть, что работа над курсовым проектом (работой) является генеральной репетицией выполнения выпускной квалификационной работы.

Учебный план предполагает приобретение студентами навыков самостоятельной работы при переходе на старшие курсы, поэтому советы, которые необходимы начинающим обучаться, не обязательно повторять старшекурсникам. На старших курсах введение в дисциплину должно быть более обоснованным, шире иллюстрироваться примерами из практики передовых сельскохозяйственных предприятий, больше опираться на опыт работы студентов-заочников. Студентам старших курсов целесообразно рекомендовать при изучении дисциплины использовать отдельные статьи из специальных журналов, привлечь их внимание к наиболее важным и проблемным вопросам курса.

На установочных занятиях целесообразно также ознакомить обучающихся с тематикой обзорных занятий, лабораторных и практических работ, предусматриваемых на предстоящую лабораторно-экзаменационную сессию.

В заключение занятий рекомендуется выяснить, насколько студенты усвоили изложенные рекомендации и требования, остановиться на отдельных моментах рассмотренных тем, подвести итоги установочных занятий, выдать студентам письменные консультации по темам дисциплины, графики консультаций, темы рефератов.





























Заключение


Установочные занятия способствуют более эффективной организации труда студента, развитию интереса к изучению предмета, успешному усвоению материала и качественному выполнению контрольных работ, курсового проекта. Формы и методы проведения установочных занятий могут быть различными, но следует помнить, что успешное их проведение зависит не от объема изложенного программного материала, а от содержания, направленности, целесообразного применения технических средств обучения, наглядных пособий, от умения преподавателя организовать и направить самостоятельную работу студентов.





























Используемые источники информации

1.Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 14 июня 2013 года N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

(с изменениями).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства.

3.Основная профессиональная образовательная программа по специальности110809 Механизация сельского хозяйства.


14


Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений
  • Другое
Описание:

           Заочное обучение требует от студента самоконтроля, умения организовывать свое время, работать с книгой, конспектировать, выполнять различные виды самостоятельной работы по дисциплине (профессиональному модулю). Важное  значение в этом деле имеют установочные занятия – настоящий фундамент самостоятельного обучения студента-заочника.           Методика проведения установленных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений разработана в помощь преподавателям, работающих на заочных отделениях.

 

Автор Лиховидова Елена николаевна
Дата добавления 30.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1279
Номер материала 55307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓