Главная / География / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ГЕОГРАФИИ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ГЕОГРАФИИ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА

  1. организационный момент;

  2. проверка домашнего задания;

  3. проверка знаний и умений учащихся;

  4. постановка цели занятия перед учащимися;

  5. организация восприятия новой информации;

  6. первичная проверка понимания;

  7. организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;

  8. творческое применение и добывание знаний;

  9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

  10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

  11. домашнее задание к следующему уроку;

  12. подведение итогов урока.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Дидактические:

  • четкое формулирование образовательных задач и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;

  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока;

  • прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний на уроке и на отдельных его этапах;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке;

  • реализация на уроке всех дидактических принципов;

  • создание условий успешного учения учащихся.

Психологические:

  • Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

  • Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

  • Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

 СТИЛЬ УРОКА

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

  • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышления;

  • определение объема деятельности учащихся;

  • планирование усвоения знаний;

  • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, и т.п.).

  1. Особенности самоорганизации учителя:

  • подготовленность к уроку;

  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе;

  • педагогический такт;

  • психологический климат на уроке.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

  1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

  • использование установок в форме убеждения, внушения;

  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

  • использование различных форм работы (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

  1. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся;

  • опора на психологические закономерности формирования представлений;

  • планирование приемов и форм работы;

  • использование различных видов творческих работ учащихся

  1. Закрепление результатов работы:

  • формирование навыков путем упражнений;

  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

  3. дифференцированный подход к ученикам.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

  1. температурный режим;

  2. физико-химические свойства воздуха;

  3. освещение;

  4. предупреждение утомления и переутомления;

  5. чередование видов деятельности;

  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;

  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

  8. соответствие мебели росту учащихся.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

  1. урок должен быть эмоциональным;

  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными;

  3. полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся;

  4. атмосфера доброжелательности;

  5. следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА

  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

  2. Определение образовательных воспитательных и развивающих задач урока на основе программы.

  3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний.

  4. Выделение главного материала, который ученик должен усвоить на уроке.

  5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения.

  6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала.

  7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока.

  8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

  9. Проверка оборудования и технических средств обучения.

  10. Планирование записей и зарисовок на доске.

  11. Планирование самостоятельной работы учащихся на уроке.

  12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний.

  13. Определение содержания, объема и форм домашнего задания.

  14. Планирование форм подведения итогов урока.

  15. Планирование внеклассной работы по данной теме.

  16. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.


САМОАНАЛИЗ УРОКА

1. Характеристика класса.

А) Здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.

Б) Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.

В) После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.

Г) После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.

Д) Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.

(Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока учителем отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но н на конкретных учащихся)

2. Затем анализируются внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.

3. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях иумениях, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.

4. Характеристика замысла урока (план): что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть материала потребует помощи учителя при сто усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие задачи.

5. Как был построен урок, исходя из его замысла? Характеристика этапов урока, выделение учебно- воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.

6. Структурный аспект самоанализа: подробный анализ этапов, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока; анализ соответствия в рамках этих моментов задач, содержания, методов и форм (доказательство оптимальности выбора).

7. Функциональный аспект анализа; определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся; анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.

8. Оценка конечного результата урока: оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом урока. Причины этого разрыва; оценка достижения воспитательных и развивающих задач урока; выводы н самооценка урока.

(Конаржевский Ю.А. Анализ урока.—М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”. 1999 г.)



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ГЕОГРАФИИ
  • География
Описание:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА

  1. организационный момент;
  2. проверка домашнего задания;
  3. проверка знаний и умений учащихся;
  4. постановка цели занятия перед учащимися;
  5. организация восприятия новой информации;
  6. первичная проверка понимания;
  7. организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;
  8. творческое применение и добывание знаний;
  9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
  10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
  11. домашнее задание к следующему уроку;
  12. подведение итогов урока.

 

Автор Доева Майя Хасаннбековна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 876
Номер материала 25496
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓