Главная / Начальные классы / Методика проведения учебной природоведческой тропы для младших школьников

Методика проведения учебной природоведческой тропы для младших школьников

hello_html_55f26e1a.gifhello_html_m3ee40f64.png

Нhello_html_342f44db.pngаглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях.

Вhello_html_5946e8d3.png этом возрасте ученики постепенно расстаются со «сказочным» мифологическим мышлением, то есть осознают, что в жизни (в отличие от сказки) нет однозначно плохих и хороших людей. В этом возрасте дети только учатся отделять поступки от самого человека.

Иhello_html_m1f7cc8dd.pngменно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой действий (операций), необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жестко алгоритмического характера. Ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний.

Уhello_html_m6d999812.pnghello_html_41f18362.pngчитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, я считаю, что для успешного изучения курсов «Мир вокруг нас» и «Природоведение» очень важны экскурсии, учебные прогулки, а так же уроки в природном окружении. Количество экскурсий, предусмотренных программой, минимально, однако учитель должен увеличить их число с учетом местных условий и возможностей. Они могут проводиться на территории школы, в парке, сквере, оранжерее и т.д. hello_html_c4b1eb0.png

Пhello_html_41f18362.pngредлагаю учебную природоведческую тропу для младших школьников. Местом для проведения учебной тропы я избрала лес, расположенный около школы. При выборе места я исходила из следующих соображений:

  • лhello_html_c4b1eb0.pngес удобен для посещения младшими школьниками

  • он содержит достаточное количество природных объектов

  • имеется естественный водоем

  • для остановок и отдыха имеются полянки и скамейкиhello_html_c4b1eb0.png


Тhello_html_c4b1eb0.pngропа имеет кольцевой маршрут протяженностью 800 метров,

5hello_html_c4b1eb0.pnghello_html_m5fb826db.png остановок и 20 объектов для наблюдений.

Каждая остановка имеет свое название. На ней расположен иhello_html_c4b1eb0.pngнформационный щит с текстом и несколько объектов для ознакомления. Каждый оhello_html_m5fb826db.pngбъект, расположенный на тропе, обозначен порядковым номером. Учитель при нhello_html_m5fb826db.pngеобходимости может включить в обзор дополнительные объекты, сократить их число или некоторые заменить другими по своему усмотрению.

Остановка 1. «Руку дружбы – природе»

Это начало тропы, и здесь помещен информационный щит №1.На первой остановке учитель проводит вводную беседу, где коротко рассказывает, что такое природоведческая тропа, о чем дети узнают, пройдя по ней. Затем предлагается прочитать текст на щите, а в последующей беседе выяснить, насколько он им понятен.

hello_html_m6b761014.gif





hello_html_7ec1d550.gif

На этой же остановке учитель знакомит детей с планом тропы. После короткой вводной беседы учитель рассказывает учащимся об объектах, расположенных на первой остановке. Здесь рассматриваются четыре природных объекта – клен остролистый, дуб черешчатый, орешник, волчье лыко.

Из материала, содержащего эколого-биологическую характеристику каждого объекта, учитель отбирает для рассказа и беседы то, что считает целесообразным использовать в каждом конкретном случае. Отбор материала зависит от времени года, в которое проводится экскурсия, от возрастного состава учащихся. Зная состав своих учащихся, каждый учитель сам решает, что отобрать из предложенного материала, на что сделать акценты, какие интересные сведения использовать в беседе.

Учитель должен помнить об основном значении природоведческой тропы – ее экологической направленности. Поэтому в рассказе о деревьях и кустарниках особо выделяется мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определенные условия, через которые они связаны с неживой природой. Это почва, свет, тепло, влага. Птицы, обитающие в лесах и парках, связаны с растениями, на которых строят свои жилища; с насекомыми, служащими им кормом, и т.д. Человек использует растения для своей жизни – они дают ему пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летом укрывают от жары, а зимой спасают от холода. В свою очередь человек старается рационально использовать дары природы, тщательно восстанавливать растительные ресурсы, охранять леса и парки. Так постепенно учащиеся подводятся к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде: между живой и неживой природой, между природой и человеком, его трудовой деятельностью.

Учитель обращает внимание школьников на то, что растения и в парке и в лесу, располагаются ярусами: первый ярус – травы, второй – кустарники, третий ярус составляют деревья. Затем идет рассказ о конкретных растительных объектах.





Остановка 2. «Мы - дозорные природы»

Здесь расположен щит №2, с которым учитель знакомит учащихся. Он содержит правила поведения в природе. На данной остановке рассматриваются пять природных объектов – ольха серая, группа старых деревьев с дуплами, вяз гладкий, черника, группа мхов.

hello_html_m14d1ab4.gif



hello_html_7b299f17.gif

hello_html_38c0cba2.gif









hello_html_54b0857c.gif









hello_html_d2f7d67.gif









На этой остановке учитель проводит беседу о самых распространенных птицах данной местности. Мы рассмотрим воробьев. Для этого на второй остановке есть наиболее подходящие условия – группа старых деревьев с дуплами, где постоянно селятся воробьи. На это и обращает внимание учитель. В беседе он выстраивает примерно такую цепочку: деревья, растущие в почве и получающие из окружающей среды все необходимое для своей жизни; насекомые, живущие на деревьях и за их счет; дятлы, питающиеся этими насекомыми и тем самым спасающие деревья от гибели; воробьи, использующие выдолбленные дятлами дупла для своих жилищ и, в свою очередь, приносящие деревьям пользу тем, что питаются насекомыми, обитающими на деревьях.

Особый акцент на этой остановке учитель делает на ознакомлении учащихся с правилами поведения в природе. Можно предложить учащимся по очереди прочитать каждое правило, написанное на информационном щите, а затем выяснить, как они понимают его содержание, побеседовать о том, как каждый из них соблюдает правила поведения в природе на практике, в своей повседневной жизни.

Остановка 3. «Защитим пернатое племя»

Здесь учитель продолжает знакомство младших школьников с птицами. Идет беседа о скворцах, тоже достаточно известной птице, но уже перелетной. Учитель обращает внимание школьников на скворечник, прикрепленный к стволу дерева, и задает им вопросы:

-Как вы думаете, чье это жилище?

-Кто приготовил это искусственное гнездо для птиц?

-Какие еще птицы могут селиться в таких домиках, кроме скворцов?

-Что вы знаете о жизни скворцов?

-Почему человек так о них заботится?

-Какую пользу приносят скворцы?

-Кто из вас участвовал в изготовлении скворечников?



Затем учитель дополняет беседу рассказом о биологии и экологии скворцов, приводит интересные данные об их музыкальных способностях, умении подражать различным звукам. Основной акцент в содержании беседы делается на выяснение пользы, которую приносят скворцы природе и в этой связи человеку, в чем проявляется забота человека об этой птице.

Затем снова учитель проводит мысль о взаимосвязях в природе. Цепочка связи будет такой: питательные вещества почвы (неживая природа), насекомые, поедающие растения, скворцы, питающиеся насекомыми и очищающие парки, и сады, человек, заботящийся о привлечении этих птиц и помогающий тем самым сохранению природы (скворечник-объект, сделанный руками человека). Основные виды связей – пищевые.

Затем учитель предлагает учащимся ознакомиться с содержанием текста на информационном щите №3.

hello_html_m70da386c.gif



hello_html_613ba224.gif



hello_html_m534259e7.gif











hello_html_5c1e0079.gif







hello_html_m20a1fe4.gif







В зависимости от того, в какое время года проводится экскурсия по тропе, учитель может сосредоточить внимание учащихся на тех полезных делах по охране птиц, которые характерны для данного сезона. Возможно, сделать какую-то часть рекомендуемых работ или понаблюдать за гнездящимися скворцами.

На этой же остановке учитель обращает внимание на такие объекты: осина, подорожник.





Остановка 4. «В лесу родилась елочка»

На этой остановке сосредоточены несколько видов хвойных деревьев: сосна обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный.

В содержание беседы включаются сведения о хвойных деревьях вообще, об их отличии от лиственных деревьев и кустарников; об их значении для природы и хозяйственной деятельности человека.

На последний вопрос учитель обращает особое внимание и связывает это с призывом высаживать хвойные породы деревьев. В доступной для младших школьников форме учитель рассказывает о том, что воздух вблизи хвойных лесов особенно чист, так как хвоей выделяются фитонциды – особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные бактерии, микробы и вредные грибы. Особенно целебна в этом отношении сосна. Недаром многие дома отдыха, санатории, детские лагеря размещены именно в сосновых лесах.

На этой же остановке уместен рассказ учителя об охране ели и пихты от массовой порубки накануне новогодних праздников. Во многих странах мира, в том числе и у нас, люди приобретают синтетические елки, которые выглядят не хуже настоящих.

В заключение беседы учитель предлагает детям прочитать написанное на информационном щите, по ходу комментируя его содержание.



hello_html_m54616c03.gifhello_html_m8f22102.gif



hello_html_me9bf171.gif







hello_html_20b54873.gif









Остановка 5. «Все на свете друг другу нужны»

Эта остановка на тропе – заключительная. Здесь проводится обобщающая беседа по всей экскурсии и завершается ознакомлением с последними объектами. Для рассказа о растениях и животных края на этой остановке отобраны пять объектов: гнездо сороки, береза пушистая, береза повислая, брусника, рыжий лесной муравей (на основе наблюдений у муравейника).

Здесь так же имеется возможность показать некоторые связи, существующие в окружающей природной среде (растения – насекомые-вредители – муравьи – необходимость охраны).

В заключение беседы учитель обращает внимание учащихся на информационный щит, где помещено стихотворение Б. Заходера, адресованное детям. Через его содержание учитель завершает разговор о том, что в природе все связано между собой.





hello_html_m1c3e92c6.gif

hello_html_m5406c1f5.gif

hello_html_m7100dcf1.gif

















hello_html_m5a565d4c.gif







hello_html_7f5b106b.gif



1 класс

Природов-ой

тропы

урока по

программе

Тема урока

Задачи урока

1.

3.

«Что растет на клумбе?»

-Познакомить детей с декоративными растениями клумб и цветника;

-Показать их красоту;

-Продолжать обучение распознаванию растений.


2.

4.

«Что это за листья? Что такое хвоинки?»

-Продолжить обучение распознаванию природных объектов;

-Учить различать листья наиболее распространенных пород деревьев;

-Познакомить с хвойными деревьями, показать их красоту;

-Учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам.


3.

5.

«Что общего у разных растений?»

-Познакомить детей с частями растений;

-Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов;

-Формировать умение работать в группе.


4.

14.

«Как живут растения и животные?»

-Формировать представления о растениях как живых существах, об их жизненном цикле, об условиях, необходимых для жизни растений;

-Учить детей ухаживать за растениями;

-Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных;

-Учить находить признаки живого у животных, называть условия, необходимые для их жизни.


5.

25.

«Почему в лесу нужно соблюдать тишину и не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»

-Учить детей слушать звуки природы;

-Учить формулировать правила поведения в природе и рисовать «экологические знаки»;

-Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту;

-Обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий.


6.

29.

«Почему мы часто слышим слово экология?»

-Сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей;

-Повторить и обобщить экологический материал курса;

-Продолжить обучение работе в группах.










2 класс

Природов-ой

тропы

урока по

программе

Тема урока

Задачи урока

1.

4.

«Какие бывают растения»


-Познакомить детей с названиями групп растений;

-Познакомить с растениями, относящимися к той или иной группе растений;

-Дать представление о невидимых нитях в природе;

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


2.

6.

«В гости к осени»


-Формирование у детей конкретных представлений об изменениях в жизни растений и животных в осенний период;

-Установление причин этих изменений;

-Наблюдение за жизнью и повадками животных;

-Соблюдение правил поведения в природе.


3.

10.

«Будь природе другом»


-Познакомить детей с Красной книгой;

-Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности и занесенных в Красную книгу;

-Продолжать обучение распознаванию растений.


4.

14.

«В гости к зиме»


-Формирование у детей конкретных представлений об изменениях в жизни животных и растений зимой;

-Воспитание заботливого отношения к зимующим птицам;

-Учить видеть вокруг себя прекрасное.

5.

21.

«Лесные опасности»

-Выяснить, какие опасности могут нас подстерегать в лесу;

-Закрепить понятия съедобное и несъедобное (грибы, ягоды);

-Познакомить детей с правилами поведения в лесу.

6.

28.

«В гости к весне»


-Формирование у детей конкретных представлений об изменениях, происшедших весной в неживой природе и живой;

-Наблюдение за появлением раннецветущих растений, выяснение их значения;

-Обратить внимание на появление насекомых и птиц.



3 класс

Природов-ой

тропы

урока по

программе

Тема урока

Задачи урока

1.

5.

«Природа в опасности»


-Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу;

-Выяснить, с какой целью создана Красная книга;

-Учить правильному поведению в природе;

-Воспитывать любовь к природе.

2.

12.

«Разнообразие растений»

-Познакомить учащихся с основной классификацией растений;

-Рассмотреть особенности каждой группы растений;

-Продолжать обучение распознаванию растений.

3.

14.

«Охрана растений»

-Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;

-Учить бережно относиться к растениям;

-Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

4.

25.

«Раннецветущие растения»

-Закрепить имеющиеся представления об изменениях в неживой природе;

-Познакомить с раннецветущими растениями;

-Наблюдать за весенними изменениями в жизни растений (деревья-кустарники-травы)

-Продолжать обучение распознаванию растений.

























4 класс

Природов-ой

тропы

урока по

программе

Тема урока

Задачи урока

1.

10.

«Лес и человек»


-Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

-Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;

-Познакомить с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

-Развивать культуру поведения в природе.

2.

19.

«Поверхность нашего края и ее охрана»

-Сформировать у учащихся представление о поверхности и водоемах нашего края;

-Учить работать с компасом, определять стороны горизонта на местности;

-Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

3.

25.

«Лес - природное сообщество»

- Сформировать у учащихся представление о лесе, как природном сообществе;

-Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса;

-Развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания;

-Рассмотреть основные экологические правила поведения в природе.

4.

27.

«Луг – природное сообщество»

- Сформировать у учащихся представление о луге, как природном сообществе;

- Познакомить с разнообразием живых организмов луга;

-Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

-Продолжать обучение распознаванию растений.















Методика проведения учебной природоведческой тропы для младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

 

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей младшего школьного возраста, я считаю, что для успешного изучения курсов «Окружающий мир» и «Природоведение» очень важны экскурсии, учебные прогулки, а так же уроки в природном окружении. Количество экскурсий, предусмотренных программой, минимально, однако учитель должен увеличить их число с учетом местных условий и возможностей. Они могут проводиться на территории школы, в парке, сквере, оранжерее и т.д. 

 

Предлагаю учебную природоведческую тропу для младших школьников. Местом для проведения учебной тропы я избрала лес, расположенный около школы.

 

   

 

 

Автор Ивко Галина Юрьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 297
Номер материала 38279
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓