Главная / Технология / Методика проведения комплексной экскурсии на предприятие по дисциплинам: «Технология растениеводства», «Экономика отрасли»

Методика проведения комплексной экскурсии на предприятие по дисциплинам: «Технология растениеводства», «Экономика отрасли»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ОГБОУ СПО «ШУЙСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность: 110301 «Механизация сельского хозяйства»




Методика проведения комплексной экскурсии на предприятие по дисциплинам:

«Технология растениеводства»,

«Экономика отрасли»



Преподаватели:

Горохова С.Я.

Рыбина О.Б.






Шуя 2014



Аннотация


Методическая разработка предназначена в помощь преподавателям средних специальных образовательных учреждений в организации и проведении комплексных уроков-экскурсий на сельскохозяйственное предприятие.

При написании разработки использован опыт организации и проведения экскурсий со студентами III курса, обучающихся по специальности «Механизация сельского хозяйства».

В разработке раскрывается значение экскурсий в активизации познавательной деятельности студентов, организации их самостоятельной работы. Методическая разработка содержит этапы подготовки к экскурсии, проведение, подведение итогов.

Презентации, созданные студентами, являются методическим материалом для изучения общепрофессиональных дисциплин.

По итогам экскурсий студентами выполнены фотографии и компьютерные презентации.





















Оглавление


Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

1

Теоретические основы комплексной экскурсии



    1. Комплексная экскурсия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5


    1. Мотивация экскурсии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5


    1. Подготовительные мероприятия ответственных сторон за экскурсию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5


    1. Возможные типичные ошибки при проведении экскурсии . . . . . .

7


    1. Задачи, решаемые в ходе комплексной экскурсии. . . . . . . . . . . . . .

8


    1. Технология подготовки и проведения экскурсий на предприятие

9


    1. Структура методических материалов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

2

Основная часть. Структура экскурсии

10


2.1. Тема экскурсии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11


2.2. Цели экскурсии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11


2.3. Задачи экскурсии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

12


2.4. Объект экскурсии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13


2.5. Инструктаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13


2.6. Маршрут движения по объекту и объяснения экскурсовода . . . . . .

14


2.7. Обобщение сведений и их систематизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14


2.8.Заключительная беседа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14

3

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14


Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15


Приложение 1 Задания студентам по ходу экскурсии. . . . . . . . . . . . . . . . .

16


Приложение 2 Общая характеристика СПК «Милюковский». . . . . . . . .

17


Приложение 3 Инструкция по технике безопасности . . . . . . . . . . . . . . . .

15


Приложение 4 Маршрут движения по объекту. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16


Приложение 5 План подготовки и распределение видов работ при групповом проектировании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17


Приложение 6 Заключительная беседа . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18


Приложение 7 Отчеты о проведенном уроке-экскурсии. . . . . . . . . . . . .

19


Приложение 8 Компьютерная презентация урока-экскурсии . . . . . . .

20


Приложение 9 Приказ о проведении урока-экскурсии. . . . . . . . . . . . . . . .

21






Введение

Различают экскурсии учебные, производственные и краеведческие. Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением какого-либо учебного предмета и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация комплексных учебных экскурсий, направленных на решение задач разных учебных предметов. Например, комплексная экскурсия на предприятие может дать учащимся сведения по истории его создания и развития, о характере производства, технологии и т. д. Комплексная экскурсия - важное средство осуществления межпредметных связей.
Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, различных технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами и инструментами и т. д. Для успешного проведения экскурсий необходимо составить подробный план, разработать маршрут, сформулировать задания и вопросы для учащихся и т. д.
В процессе экскурсии руководитель организует наблюдения учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Учащиеся ведут записи наблюдений, делают зарисовки, фотоснимки, киносъёмку, магнитную запись. Экскурсия завершается обработкой собранных сведений и материалов: учащиеся анализируют и обобщают полученные данные, составляют графики и диаграммы, готовят доклады, оформляют дневники, альбомы, стенгазеты, рукописные журналы, выпускают презентации, любительские кинофильмы, пополняют экспозиции в музее колледжа.
В зависимости от целей и содержания экскурсии делятся на:

  • ознакомительные (обзорные),

  • тематические,

  • профессиографические,

  • комплексные.

1.Теоретические основы комплексной экскурсии

1.1. Комплексная экскурсия (КЭ). Она характеризуется многоэтапностью и многосторонностью. Ее цель - выделить группу учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию учащихся в члены коллектива предприятия. Учащиеся должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации.

1.2.Мотивация экскурсии

Обязательное обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии. Учитель обязательно должен дать учащимся задание (по его усмотрению одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала). Например, это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии.

Учитель обязательно должен найти время для подведения итогов экскурсии и проверки выполнения заданий. Ответы или определенные разработки по содержанию экскурсии оцениваются.

1.3. Подготовительные мероприятия ответственных сторон за экскурсию

В организации непосредственно экскурсии должны быть задействованы две стороны: предприятие и колледж.

Предприятие, в лице ответственного за проведение экскурсии:

  • составляет план мероприятия, исходя из возможностей и потребностей колледжа, цели экскурсии;

  • составляет маршруты, согласовывает их с отделом ТБ;

  • готовит комплект материалов, представляющий сведения о производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Колледж, в лице педагогов-предметников,

  • разрабатывает и заранее согласовывает с предприятием план проведения экскурсии;

  • уточняет цель экскурсии;

  • представляет список учащихся (если его требует предприятие); разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны выполнить учащиеся в течение или после экскурсии;

  • вносит предложения по совершенствованию экскурсионной работы.

Для того чтобы производственная экскурсия была эффективной:

  • Экскурсовод должен быть технически грамотным, эрудированным, способным в доступной форме изложить требуемый материал.

  • Экскурсовод должен знать:

    • цели и задачи экскурсии;

    • общий уровень подготовки и направленности учащихся;

    • методику показа объектов по маршруту;

    • историю и перспективы развития предприятия;

    • взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства;

    • общие моменты технологии возделывания культур.

  • Экскурсовод должен отразить:

    • значение той или иной операции в технологическом процессе;

    • важность заинтересованного, творческого отношения к труду;

    • влияние правильности профессионального выбора на дальнейшую судьбу.

  • В качестве объектов экскурсии выделяются узловые моменты процесса производства. Мастерство экскурсовода заключается в том, чтобы, показывая их группе, вызвать живой интерес.

  • В ходе экскурсии необходимо пробудить положительное отношение к предприятию.

Экскурсовод ведет группу, находясь впереди. В случае грубого нарушения ТБ экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу за пределы хозяйства. Экскурсовод обязан анализировать прошедшие экскурсии, учитывать ошибки и просчеты при проведении последующих экскурсий. При демонстрации техники, оборудования, посевов на сельскохозяйственных угодьях, продукции экскурсоводу следует придерживаться линии "старое - новое - будущее". Это делает экскурсию более насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей. При этом необходимо показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача, каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь следует подчеркнуть еще одну важную линию "проблема - решение - внедрение".

1.4.Возможные типичные ошибки при проведении экскурсии

  • Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового).

  • Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его.

  • Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ).

  • Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения.

  • Сухость, схематичность, поверхность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимание на объекте экскурсии.

В заключение можно сказать следующее: умело проводимые производственные экскурсии содействуют устранению формализма в преподавании, содействуют осуществлению связи предметов специального цикла с жизнью, техникой, производством, формирует основу знаний для выполнения курсовых и дипломных проектов. Результаты исследований оформляются в форме информационно — аналитических отчетов и обязательно включают выводы и рекомендации.

1.5. Задачи, решаемые в ходе комплексной экскурсии на предприятие

Форма занятий в виде экскурсий на предприятия решает несколько задач:

       знакомство с кругом профессий, на сельскохозяйственных предприятиях;

       использование метода проектов как средства творческого представления результата в виде информационных моделей;

       накопление банка информационных проектов на прикладном материале с использованием различных сред и программ;

       реализация личностно-ориентированного подхода к выбору тем проектов, форм и технологий их реализации с учетом интересов и уровня знаний учащихся;

       расширение информационно-образовательного пространства путем публикации информационных проектов на сервере колледжа;

       установление связей колледжа с сельскохозяйственными предприятиями социального партнерства.

1.6. Технология подготовки и проведения экскурсий на предприятия состоит из нескольких этапов.

1.   Подготовительный этап состоит в анализе учебной программы и планировании посещений на предприятия.

2.   Организационный этап состоит в подписании договоров с руководителями предприятий на посещение структурных подразделений и отделов.

3.   Методический этап состоит в создании программы посещения и разработке заданий и вопросов по экскурсии, а также примерных тем творческих информационно-аналитических проектов по изучению применения интенсивных технологий на сельскохозяйственном предприятии.

4.   На информационном этапе методические материалы размещаются на сервере колледжа в соответствующем учебном разделе.

5.   Этап проведения экскурсии. Это этап сбора информации по заранее выданным вопросам и заданиям.

6.   Защита и представление проектов. По результатам защиты проектов отмечаются лучшие работы.

7.   Публикация лучших проектов на сервере колледжа в разделе Учебные проекты.











1.7. Структура методических материалов

Методическая разработка по экскурсии имеет следующую структуру:

1.   Цель экскурсии.

2.   Задачи экскурсии.

3.   Учебная тема.

4.   Вопросы и задания для обязательного выполнения.

5.   Темы творческих проектов.

6.   План подготовки и распределения видов работ при групповом проектировании.

7.   Рекомендуемые программные средства и компьютерные технологии.

8.   Ссылки на учебные Интернет — материалы по изучаемым темам

  1. Основная часть. Структура экскурсии:

  1. Тема экскурсии

  2. Цель

  3. Задачи экскурсии ( выдача заданий по ходу экскурсии)

  4. Объект

  5. Инструктаж

  6. Маршрут движения по объекту и объяснения экскурсовода.

  7. Обобщение сведений и их систематизация по результатам экскурсии. План подготовки и распределения видов работ при групповом проектировании.

  8. Заключительная беседа

  9. Выдача интегрированных заданий на дом.

а) Рекомендуемые программные средства и компьютерные технологии. Ссылки на учебные Интернет — материалы по изучаемым темам.

б)Темы творческих проектов.

2.1.Тема экскурсии:

Технология, экономика и организация сельскохозяйственного производства в СПК (колхоз) «Милюковский».


2.2. Цели экскурсии:

Образовательные цели:

  • познакомиться с экономикой и организацией сельскохозяйственных работ, организацией и нормированием труда, технологией производства полевых работ;

  • закрепить знания об особенностях планирования на сельскохозяйственных предприятиях, о технологии посева, культивации, дисковании, внесении удобрений и ядохимикатов;

  • развивать умения собирать информацию, обобщать, анализировать ее, делать выводы;

  • реализовать связь обучения с практикой;

  • развивать умения применять компьютерную технику для практической обработки учебной информации на компьютере;

Воспитательные цели:

  • воспитывать интерес к будущей профессии, нравственно-этическое отношение к действительности;

  • формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры студентов;

  • организация индивидуальной работы студентов, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;

  • повышение мотивации к учению за счет реализации связей с производством и установления личных связей с выпускниками колледжа, работающих на предприятии.





Экологические цели:

  • формировать экологическое мышление, познакомить с проблемами экологии на сельскохозяйственном предприятии

Экономические цели:

  • формировать навыки делового общения, анализа и оценки информации, выбора элементов для прогнозирования своего решения;

  • повышение мотивации для прохождения преддипломной практики студентов на сельскохозяйственном предприятии;

  • установить связь соблюдения технологической дисциплины при возделывании сельскохозяйственных культур с результатами хозяйственной деятельности;

  • формирование экономического мышления будущих специалистов.

    1. Задачи экскурсии (выдача заданий по ходу экскурсии). Приложение 1

Перед экскурсией студентам предложено решить задачи:

       знакомство с кругом профессий, на сельскохозяйственных предприятиях;

       использование метода проектов как средства творческого представления результата в виде информационных моделей;

       накопление банка данных для выполнения на 4 курсе курсовых проектов по ЭМТП, экономике, дипломных проектов

       реализовать личностно-ориентированного подхода к выбору тем проектов, форм и технологий их реализации с учетом интересов и уровня знаний учащихся;

       расширение информационно-образовательного пространства путем публикации информационных проектов на сервере колледжа;

       установление связей колледжа с сельскохозяйственными предприятиями социального партнерства.

    1. Объект. Экскурсия проводилась на сельскохозяйственное предприятие СПК (колхоз) «Милюковский». Общая характеристика дана в Приложении 2

    2. Инструктаж. Приложение 3. Педагоги обязаны следить за выполнением правил ТБ и дисциплиной. Вместе с экскурсоводом сопровождающие педагоги несут полную ответственность за соблюдение правил ТБ.

Экскурсия должна начинаться с инструктажа по правилам ТБ.

Некоторые правила ТБ при проведении экскурсии:

  • При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за экскурсоводом.

  • Пропускайте транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним.

  • Входите в мастерские, гаражи, хранилища только через двери для прохода людей.

  • Будьте особо внимательны возле автоматических ворот или дверей.

  • Пропускайте груз, перемещаемый мостовым краном, стоя в безопасной зоне. Ни в коем случае не стойте под грузом.

  • Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен.

  • Не смотрите на пламя сварки.

  • Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку.

  • Самостоятельно не нажимайте на кнопки.

  • Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования.

Маршрут движения по объекту и объяснения экскурсовода.



Обобщение сведений и их систематизация по результатам экскурсии. План подготовки и распределения видов работ при групповом проектировании.

Заключительная беседа.

    1. Творческие работы студентов.

3.Заключение

В результате проведения итоговой экскурсии основной целью, которой удалось добиться, является повторение учебного материала по дисциплинам и проявление творческой активности студентов. Урок-экскурсия показал эффективность и целесообразность проведения комплексных занятий в учебном процессе. Мы еще раз убедились в том, что данная форма проведения учебного занятия дает возможность усилить межпредметные связи, снизить нагрузку на студентов, расширить сферу получаемой информации и, что особенно важно, повысить мотивацию обучения.

Считаем, что следует активнее внедрять в учебный процесс не только бинарные уроки, но и проводить в подобной форме учебные практики. Во время подготовки презентаций активизировалась самостоятельная работа студентов, которые приходили на консультацию к преподавателям различных дисциплин: информатики, экономических дисциплин.

По итогам представленных отчетов, фотографий и презентаций студентам выставлены оценки за творческий подход к выполнению отчета. Лучшие работы отмечены благодарностями директора колледжа.







Литература

  1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник.- М.: ИД «ФОРУМ», 2009

  2. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 227).

  3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.

  4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984.

  5. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985.

  6. Методическая работа преподавателя. Романова Т.А. УМЦ СПО МСХ России, М.: 2003

  7. Козлова Л.Н. Технология развития профессиональной компетентности выпускника при использовании системы активных методов обучения. Журнал «СПО»№4, 2007

  8. (Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998. С. 302.)

  9. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

  10. Ястребцева Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, академик РАИ ведущий научный сотрудник ИОСО РАО (http://vio.fio.ru/vio_02/cd_site/Articles/Art_5_3.htm )




Интернет: uroki.net

info@zavuch.info


http://ito.su/main.php?pid=26&fid=5924&cid=23



http://iem.adm.nov.ru/metod_view.php?what=recom/1.inc


Методика проведения комплексной экскурсии на предприятие по дисциплинам: «Технология растениеводства», «Экономика отрасли»
  • Технология
Описание:

Методическая разработка предназначена в помощь преподавателям средних специальных образовательных учреждений в организации и проведении комплексных уроков-экскурсий на сельскохозяйственное предприятие.

При написании разработки использован опыт организации и проведения экскурсий со студентами   III курса, обучающихся по специальности  «Механизация сельского хозяйства».

В разработке раскрывается значение экскурсий в активизации познавательной деятельности студентов, организации их самостоятельной работы. Методическая разработка содержит этапы подготовки к экскурсии, проведение, подведение итогов

Автор Рыбина Ольга Борисовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1974
Номер материала 31962
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓