Методика
проведения деловой игры
по дисциплине
Гражданское право
Гальская Ирина
Сергеевна,
преподаватель
специальных дисциплин
первой категории
ГБОУ
СПО Тверского машиностроительного колледжа
Тверской области города Тверь
Гражданское
право – одна из профилирующих юридических дисциплин, изучаемых в
образовательных учреждениях среднего профессионального звена. Предметом
изучения являются нормы права, регулирующие общественные отношения,
складывающиеся между участниками гражданских правоотношений. При проведении
различного рода занятий по гражданскому праву важно добиться формирования
нравственных устоев, правовой культуры у студентов. Эти качества являются
составляющими для современных юрисконсультов, судей, адвокатов, нотариусов,
прокуроров и других специалистов в области юриспруденции.
Обучение гражданскому праву может
производиться в разных формах : лекциях, семинарских, практических занятиях,
комбинированных уроках, при выполнении курсовых работ. Однако при рассмотрении
отдельных тем данной учебной дисциплины целесообразно проводить деловые игры,
при этом студенты должны иметь представление о порядке проведения судебного
заседания, процессуальных документах и функциях каждого из участников
гражданского процесса.
Деловые игры – это такая форма
обучения. Которая позволяет соединить воедино теоретическую и практическую
подготовку студентов, повысить интенсивность учебного процесса за счет
увеличения активности студентов и ответственности каждого не только за себя, но
и за исход всей игры в целом.
При организации и проведении деловой
игры очень важна теоретическая и практическая подготовка студентов. Поэтому
считаю, что целесообразным является усвоение вопросов темы на комбинированном
уроке, лекции, практических занятиях и лишь затем при проведении деловой игры.
Деловую игру следует начинать с
тщательной подготовки. На данном этапе очень важна роль педагога, как
организатора учебного процесса. Немаловажное значение имеет и срок, он должен
быть не менее дней, чтобы студент успел подготовиться к своей роли, повторил
пройденный материал, составил необходимые документы и т.д. Необходимо правильно
выбрать фабулу дела, учитывая уже полученные студентами знания по гражданскому,
семейному и жилищному законодательству.
Отбирая дело, необходимо учесть и
количественный состав группы, в которой будет проводиться игра. Целесообразным
выбором будет такое дело, где каждому обучаемому отводилась бы своя роль. В
распределении ролей должны принять участие сами студенты, а преподаватель
должен учесть их стремления, пожелания, возможности и в необходимых случаях
дать советы, консультации, рекомендации.
Так. При подготовке деловой игры в
одной из учебных групп были закреплены следующие роли: председательствующий, 2
судей, секретарь судебного заседания, два истца, два ответчика, представители
истцов и ответчиков, адвокаты, два эксперта, несколько свидетелей, что
позволило вовлечь в игру всех студентов в данной группе.
Не менее важное значение имеет и
создание соответствующей обстановки в аудитории, где проводится игра. Мебель в
аудитории может быть расставлена как в зале судебного заседания, приглашены
лица из числа студентов колледжа, которые якобы пришли послушать процесс.
Следующим этапом является само
проведение деловой игры. Совершение некоторый необходимых процессуальных
действий осуществляется условно (например, удаление свидетелей из зала суда,
удаление судей в совещательную комнату для вынесения определения по текущим
вопросам судебного разбирательства и т.д.). Не совершение такого условного действия
свидетельствует о пробелах в теоретической подготовке того или иного студента и
расценивается как ошибка. Руководит учебным заседанием студент –
«председательствующий». Такую роль целесообразно отвести наиболее
подготовленному студенту, так как от его действий зависит весь ход игры. В
некоторых случаях, если преподаватель замечает, что «председательствующий» не
справляется со своей ролью, можно объявить перерыв и назначить другого
студента. При осуществлении процессуальных действий студенты пользуются теми
документами, которые они заранее подготовили. Это могут быть исковые заявления,
встречные иски, ходатайства, заключения экспертов, ордер юридической
консультации, расписка свидетелей и др. Отдельные документы изготавливаются
участниками игры непосредственно в ходе судебного разбирательства – это справки
медицинских учреждении, повестки, медицинские карточки граждан, путевки в
санатории, товарные чеки, протокол судебного заседания, решение суда и т.д. На
этом этапе деловой игры проверяются и знания и творческие способности
студентов. Студенты учатся излагать устно и письменно свои мысли,
аргументировать, анализировать, делать правильные выводы, отмечать ошибки в
работе других. Очень важны здесь и эстетические аспекты. Все находящиеся в
суде лица должны встать при входе судей, стоя выступать и отвечать на вопросы
судей, обращаться к суду «Уважаемый суд» и т.п. И, если, например, «адвокат»
выступает с жевательной резинкой во рту, то председательствующий просто обязан
сделать ему замечание. Преподаватель при проведении деловой игры без
необходимости не вмешивается в ее ход, занимает место гражданина пришедшего
послушать процесс, и ведёт заметки по поводу выполнения студентами своих
обязанностей в игре.
Заканчивается деловая игра вынесением
судебного решения. Для этого суд должен удалиться в соседнюю аудиторию, которая
условно будет являться совещательной комнатой, написать решение «возможно, как
указано в ГП РФ, оглашение так называемого усечённого решения» и огласить его.
После оглашения решения можно объявить
перерыв в занятии. Затем, через несколько минут, приступить к обсуждению
проведенной деловой игры. Обсуждение проводится преподавателем совместно со
студентами. Отмечаются положительные моменты, а так же все ошибки, отмеченные,
как преподавателем, так и самими участниками игры в отношении каждого игравшего
студента. В заключении оценку работы студентов всей группы дает преподаватель.
Деловые игры можно проводить по всем
дисциплинам блока правоведения, ориентируя студентов на игровое взаимодействие,
самостоятельность и активность в получении знаний. Проведение деловых игр
позволит усилить практическую направленность учебных курсов, что благоприятно
отразится на формировании студента как специалиста. обладающего как
теоретическими знаниями, так и практическими навыками их применения.
Следует отметить, что деловые игры
преследуют не только учебные , но и воспитательные цели. Они помогают привить
любовь будущего специалиста к своей профессии. Понять всю ее сложность и
привлекательность, осознать необходимость совершенствования своего
теоретического уровня знаний.
Список
использованной литературы:
1.
Давыдов Н.А. Педагогика: Учебное пособие.
М.: ИЭП, 2007;
2.
Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и
практических задач. / Под ред. Матирко В.И. М. 2009;
3.
Балаев А.А. Активные методы обучения. М.,
2008.
4.
Сборник сценариев деловых игр по
юридическим дисциплинам: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Ю.В. Винокурова.
– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 192 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.