Главная / История / Методика по формированию умений и навыков работы с историческими и обществоведческими понятиями (из мастерской учителя)

Методика по формированию умений и навыков работы с историческими и обществоведческими понятиями (из мастерской учителя)

Герт Елена Александровна

Методика по формированию умений и навыков

работы с историческими и обществоведческими понятиями

(из мастерской учителя)

Проясните значения слов, этим вы

избавите человечество от половины

заблуждений.

Декарт


Историческое и обществоведческое образование сегодня – один из самых сложных элементов федеральной системы образования. Это связано не только с тем, что распалась идеологическая и строго регламентированная система, ослаблены государственные рычаги воздействия на данные дисциплины, но и с тем, что меняется само содержание предметов, расширяется его понятийный арсенал в связи с быстротечными и глубокими переменами в современном обществе. Все это, естественно, требует новых подходов в преподавании, в методике, а, следовательно, как никогда раньше, от учительства ждут творчества, мобильности в решении педагогических проблем. Это рождает в свою очередь тот богатейший совокупный учительский опыт, которым мы щедро делимся.

Последнее время мы жалуемся, что дети стали хуже учиться. Что является основной причиной неуспеваемости? Ответ на этот вопрос дало исследование Ю.К. Бабанского: «…выяснилось, что 51% школьников получает текущие двойки не из-за лени, природных ограничений, прогулов…, а именно из-за слабого владения умениями учиться, навыками рациональной организации учебного труда»1. Это ведет к подрыву учебного процесса, отставанию в прохождении материала, низкому уровню его усвоения, а также теряется основа для выполнения задачи современного образования – формирование компетентностей. Следовательно, необходима специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности.

Одно из умений, которое, на мой взгляд, имеет определяющее значение для изучения любого предмета, связано с освоением понятийного арсенала. Материал насыщен не только новыми понятиями, но и сложными длинными определениями, не всегда доступна подача их содержания, что создает для детей определенные трудности в усвоении материала. Здесь то и кроется проблема, с которой сталкивается практически каждый из нас – недостаточный уровень сформированности умений и навыков работы с понятиями, а, не имея навыка работы с понятийным материалом, по существу с базой любого предмета, у ребенка практически в этой ситуации нет шансов усвоить материал. При работе с данным умением, естественно, использовать опыт коллег, накапливаемый годами и поколениями (Лошкаревой Н.А, Татьянченко Д.В., Виноградовой И.А.). Но, в то же время со временем нарабатывается у каждого из нас и собственная методика, оттачиваются те способы работы на уроках, которые диктуются конкретными обстоятельствами на уроках (уровнем класса,…), подбираются наиболее удобные, эффективные методы подачи и усвоения материала.

Собственная методика разработана и мною.

Цель: развивать метапредметное умение работы с понятиями до уровня навыка, а в последующем до уровня компетентности (научиться пользоваться способами работы с понятиями в практической повседневной жизни).

Задачи: 1. обеспечить комплексный подход к умению работать с понятиями через связь с общим перечнем общеучебных умений и навыков (анализировать, синтезировать, делать вывод…);

2. создать условия для психологического настроя учащихся, для мотивации на овладение данными способами работы с понятиями;

3. предоставить учащимся алгоритмы работы с понятиями;

4. научить оперировать понятиями;

5. предоставить возможность учащимся для творческой самостоятельности, поиска новых подходов в работе с понятиями;

6. осуществлять формирование умений и навыков на основе возрастных особенностей учащихся;

Варианты работы:

  1. Есть само понятие, но нет к нему определения.

Пути решения: помогает элементарный разбор слова (русского или иностранного происхо-ждения) по составу, применяемый на уроках русского языка.

Шаги: 1шаг: расшифровка слова по составу на основе выделения корня, приставки, окон-чания (дает большой объем информации о сути понятия).

2 шаг: соединение полученных данных в простое определение.

Пример №1: *1. родовая община

родовая

община

а) главным носителем информации в слове является корень, поэтому в первую очередь внимание уделяется ему:

- корень «род» говорит о преобладающем влиянии родственных отношений, следовательно,

слово «родовая» говорит о большом значении родственных связей.

- корень «общ» говорит о коллективе, наличии общего, объединяющего начала, следовательно,

слово «община» означает коллектив, имеющий общее (собственность).

б) главным словом в словосочетании является существительное, поэтому формулировка определения начинается с него:

Итог: Родовая община – коллектив родственников, имеющих общую собственность.

* Примечание: для того, чтобы принцип работы был более понятен, каждая часть понятия и определение к ней были отмечены одинаковым цветом.




Пример №2: денационализация

1. выделяем корень и определяем его значение;

2. выделяем приставку, определяем её значение, в данном примере приставка де обозначает обратность;

3*. обращаем внимание на то, как заканчивается слово, в данном примере слово оканчивается на ция, вспоминаем, что, как правило, в таких случаях случаях речь идёт о процессе.

* Примечание: бывают слова, при анализе которых правила русского языка строго не могут использоваться, например как в данном случае, ция в строгом отношении не является окончанием, а является просто концовкой слова.

Итог: Денационализацияобратный процесс передачи собственности государством в частные руки.


  1. Понятие выводим сами.

1 путь решения: предлагается примерный алгоритм самостоятельного составления определения к данному понятию.

Шаги: 1. в первую очередь ищем существительное, передающее суть (!) понятия (т.е. не должно повторяться само понятие);

2. при этом перед существительным возможно прилагательное, которое определяет это существительное;

3. далее после запятой найденное существительное – синоним поясняется в виде дополнения, обстоятельства. Примечание: всю найденную информацию о данном понятии для начала можно зафиксировать и в разбросанном виде (по мере нахождения данных об этом понятии) через запятую, а затем из разбросанных «кусочков» собрать готовое определение, используя универсальную формулу для определения к понятию:

понятие - ~~~ существительное , ---- -.-.-.-. .

Пример: Семья – это_____.

1. ставится вопрос «семья – это что?» и определяется, что семья это, прежде всего, группа;

2. выясняется, что группа малая;

3. выделяется основные особенности семьи: основана на любви, на близком родстве и совместной деятельности, на общих интересах, ...

Итог: Семья – малая группа, основанная на любви, на близком родством, ведущая совместную хозяйственную деятельность.

2 путь решения: путем наводящих вопросов, поставленных учителем совместно с детьми.

Шаги: 1. учителем предлагается основное ключевое слово к понятию;

2. дети ставят к нему вопросы и находят на них ответы;

3. собирают ответы в определение.

Пример: Цивилизация – это (что?) своеобразие (чего?) жизни (какой?) духовной, материальной, общественной (кого? чего?) стран, народов (когда?) на определенном этапе развития.


3. Понятие нет, но есть определение.

Пути решения: понятие выводится через составные части определения.

Шаги:


Пример: Активность, направленная на преобра-зование внутреннего мира человека - это _______.

1шаг: ищем самое главное слово в определе-нии, оно должно быть существительным.

1. активность


2 шаг: ищем главное его ведущее свойство

2. преобразование


Обобщаем: активность и преобразование – главные признаки понятия «деятельность».

3 шаг: ищем определение к главному и ведущему слову.

3. внутреннего мира человека



Обобщаем: внутренний мир человека относится к понятию «духовный».

4 шаг: полученные данные сводим к понятию


4. Итог: Активность, направленная на преобразование внутреннего мира человека - это духовная деятельность.


4. Работа с готовым большим определением.

1 путь решения: предлагается алгоритм работы с большим определением (помогает уловить суть и облегчить понимание большого определения).

Шаги: 1 шаг: определение дробиться (карандашом вертикальными линиями) на несколько смысловых частей;

2 шаг: части нумеруются (сверху карандашом);

3 шаг: каждая часть разбирается отдельно с ориентацией на понимание, определяется ее смысл;

4 шаг: обязательно подчеркивается и сначала разбирается главное ключевое слово, место в определении, отвечающее на вопрос «ЧТО?», «КТО?»;

5 шаг: сливается информация по частям в общую, подводится итог: передача определения обучаю-щимися своими словами или в виде рисунка, …

Пример №1. Общество – обособившаяся от природы (2), но тесно с ней связанная (3) часть мира (1), которая включает в себя способы взаимодействия людей (4) и формы их объединения (5).

Пример №2. Отрасль права – обособленная (2) совокупность правовых норм (1), регулирующих (3) определенную (5) область общественных отношений (4).

2 путь решения: табличный способ (позволяет в кратком варианте переработать боль-шую часть параграфа, посвященного какому – либо понятию).

Шаги: 1 шаг: готовится таблица от 2-3 колонок в зависимости от необходимости пояснения каждой части таблицы;

2 шаг: заполняются колонки с опорой на текст параграфа;

3 шаг: обобщается полученная информация.

Пример: Понятие «общество» по §1 «Что такое общество» (Боголюбов Л.Н. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. – М.: Просвещение).

Смысловые части определения

Объяснение части

Пояснение к объяснению, обобщение,…

Общество – это часть мира,



обособившаяся от природы,

1. человек живёт по своим законам, а не только по законам природы;

2. человек имеет волю и сознание;

3. человек – создатель второй природы.






3. вторая природа = культура (всё, что создано человеком)



Т.о., общество имеет свои особые черты, но не оторвано от природы.

но тесно с ней связанная,


«+» «-»

hello_html_391e8012.gifhello_html_m73d794b0.gifhello_html_m3d7e1226.gif

hello_html_m123e79db.gif природа общество

hello_html_m3b2db93d.gifhello_html_m166591d0.gif

«+» «-»

(указываются примеры взаимодей-ствия природы и общества)

состоящая из индивидуумов,

Только из людей!

Человек = индивид.

включающая в себя способы взаимодействия

Человек в отличие от природы:

  1. преобразует её;

  2. имеет целеполагание;

  3. коллективен.

Примеры способов взаимодействия: …

и формы объединения

Общество – коллектив коллективов.

- совокупность групп, организаций,…

Примеры форм объединения: …




Общие принципы работы с понятиями:

  1. Не заучивать, а разбирать и понимать;

  2. Упрощать определения;

  3. Стараться фиксировать их схематично, оставляя в схемах как можно больше «воздуха» для наилучшего понимания и запоминания;

Чтобы отследить уровень сформированности умения, необходимо определить критерии и методы диагностики.

Критерии сформированности умения

Среднее звено

Старшее звено

Пути выхода

Сформировано полностью

Умение доведено до уровня навыка!

-дано определение понятия и выделено не менее 70% его существенных признаков

- найдено не менее 70% основных понятий (в тексте,…)

Умение доведено до уровня компетенции (умение определять понятие и использовать его в повседневности, новых ситуациях)!

- найдено более 70% признаков понятия;

-найден предмет, относящийся к определенному понятию по существенному признаку;

- свободное оперированное понятием в практической деятельности (в ходе дискуссий…) и в повседневности;

-

Основной показатель – умение работать самостоятельно, творчески!

Сформировано частично

- в формулировке допущены ошибки или выделено не менее 50% существенных признаков;

- найдено не менее 50% основных понятий (в тексте,…)

-найдено не менее 50% признаков понятия;

- оперирование понятием, возможны некоторые неточности;

Дифференцированный подход к работе над понятиями.









Вариативное воспроизведение алгоритма работы с понятиями и при необходимости изменение способов деятельности.

Несформировано


- в формулировке есть ошибки и выделено меньше 50% существенных свойств;

- найдено менее 50% основных понятий (в тексте,…)

-найдено менее 50% признаков понятия;

- затруднения

в практическом использовании понятия;

Сложности в работе с понятиями и по образцу.




Методы диагностики можно разделить на две группы: устная форма и письменная форма.


Формы диагностики

Методы (примеры)

Устная форма

-работа с понятием во время дискуссий;

-устные ответы по домашнему заданию или при изучении новых тем;

- включение задания по понятиям в устные зачеты;

- внеклассные мероприятия по предмету.


Письменная форма

-проведение специально организованных словарных работ;

-включение заданий по понятиям в контрольные работы, тесты;

- работа у доски и в тетради (самостоятельная или совместная);



Если вспомнить об универсальных учебных действиях, то умение работать с понятиями, можно отнести ко всем их видам: и как регулятивное, и как коммуникативное, но особое значение данное умение имеет в ряду познавательных универсальных действий, т.к. представленные методы работы с понятиями дают возможность сформировать и метапредметные универсальные действия, например:

  1. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  2. поиск и выделение необходимой информации;

  3. выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

  4. смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации, свободную ориентацию и восприятие текста любого стиля;

  5. самостоятельное создание алгоритма деятельности;

  6. составление графической модели понятия;

и логические универсальные действия :

1. анализ объектов для выявления признаков;

  1. синтез (составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов);

  2. построение логической цепи рассуждения;

В целом со временем можно наблюдать:

1. рост культуры речи (она должна стать более грамотной, информация выдаваться точно, конкретно);

2. развитие внимания, мышления;

3. включение в работу всего набора ОУУН;

4. раскрепощение ребят, снятие психологических барьеров перед большими и сложными определениями;

5. более высокий уровень освоения материала;

6. развитие умения работать с понятием до уровня навыка и компетенции.


Основная задача педагога состоит не только в том, чтобы отследить на каком уровне дети освоили данный вид работы на уроках, но и искать способы ликвидации тех минусов, которые возникают. Только в этом случае, в случае «очистки», отточки методики возможны хорошие результаты.

Представленный опыт работы с понятийным материалом дает возможность найти новые способы работы с понятиями, а также выполнить задачи, стоящие перед школой: развитие ребенка и повышение уровня обучения. Конечно, опыт не предполагает конечный вариант, но предусматривает дальнейшую работу в рамках данной темы.






1 Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – С. 113

8


Методика по формированию умений и навыков работы с историческими и обществоведческими понятиями (из мастерской учителя)
  • История
Описание:

 

Методика  по формированию умений и навыков

 

работы с историческими и обществоведческими понятиями

 

(из мастерской учителя)

 

                                                                                                                

 

                                        Проясните значения слов, этим вы избавите

                                     человечество от половины заблуждеий.    

                                                                                                                       Декарт                                                                                                                                                  

 

Историческое и обществоведческое образование сегодня – один из самых сложных элементов федеральной системы образования. Это связано не только с тем, что распалась идеологическая и строго регламентированная система, ослаблены государственные рычаги воздействия на данные дисциплины, но и с тем, что меняется само содержание предметов, расширяется его понятийный арсенал в связи с быстротечными и глубокими переменами в современном обществе. Все это, естественно, требует новых подходов в преподавании, в методике, а, следовательно, как никогда раньше, от учительства ждут творчества, мобильности в решении педагогических проблем. Это рождает в свою очередь тот богатейший совокупный учительский опыт, которым мы щедро  делимся.

 

Последнее время мы жалуемся, что дети стали хуже учиться. Что является основной причиной неуспеваемости? Ответ на этот вопрос дало исследование Ю.К. Бабанского: «…выяснилось, что 51% школьников получает текущие двойки не из-за лени, природных ограничений, прогулов…, а именно из-за слабого владения умениями учиться,  навыками рациональной организации учебного труда»[1]. Это ведет к подрыву учебного процесса, отставанию в прохождении материала, низкому уровню его усвоения, а также теряется основа для выполнения задачи современного образования – формирование компетентностей. Следовательно, необходима специально спланированная работа учителя  по формированию надпредметных  способов учебной деятельности.

Одно из умений, которое, на мой взгляд, имеет определяющее значение для изучения  любого предмета, связано с освоением понятийного арсенала. Материал  насыщен не только новыми понятиями, но и сложными длинными определениями, не всегда  доступна подача их содержания, что создает для детей определенные трудности в усвоении материала.   Здесь то и кроется  проблема, с которой сталкивается практически каждый из нас – недостаточный уровень сформированности  умений и навыков работы с понятиями, а, не имея навыка работы с понятийным материалом, по существу с базой любого предмета, у ребенка практически в этой ситуации нет шансов усвоить материал. При работе с данным умением, естественно, использовать опыт коллег, накапливаемый годами и поколениями (Лошкаревой Н.А, Татьянченко Д.В., Виноградовой И.А.). Но, в то же время со временем нарабатывается у каждого из нас и собственная методика, оттачиваются те способы работы на уроках, которые диктуются конкретными обстоятельствами на уроках (уровнем класса,…), подбираются наиболее удобные, эффективные методы подачи и усвоения материала.

Собственная методика разработана и мною.

Цель: развивать метапредметное умение работы с понятиями до уровня навыка, а в последующем до уровня компетентности (научиться пользоваться способами работы с понятиями в практической повседневной жизни).

Задачи: 1. обеспечить комплексный подход к умению работать с понятиями через связь с общим перечнем общеучебных умений и навыков (анализировать, синтезировать, делать вывод…);

              2. создать условия для психологического настроя учащихся, для мотивации на овладение данными способами работы с понятиями;

                         3. предоставить учащимся алгоритмы работы с понятиями;

                         4. научить оперировать понятиями;

             5. предоставить возможность учащимся для творческой самостоятельности, поиска новых подходов в  работе с понятиями;            

              6. осуществлять формирование умений и навыков на основе возрастных особенностей учащихся; 

Варианты работы:

 

1. Есть само понятие, но нет к нему определения.

 

Пути решения: помогает элементарный разбор слова (русского или иностранного происхо-ждения) по составу, применяемый на уроках русского языка.

 

Шаги: 1шаг: расшифровка слова по составу на основе выделения корня, приставки, окончания (дает большой объем информации о сути понятия).

2 шаг: соединение полученных данных в простое определение.          

  1. Пример №1: *1. родовая община

родовая

община

а) главным носителем информации в слове  является корень, поэтому в первую очередь  внимание уделяется ему:

- корень «род» говорит о преобладающем влиянии родственных отношений, следовательно,

слово «родовая»  говорит о большом значении  родственных связей.

- корень «общ» говорит о  коллективе, наличии общего, объединяющего начала, следовательно,

слово «община» означает коллектив, имеющий общее (собственность).

б) главным словом в словосочетании является существительное, поэтому формулировка определения начинается с него:

Итог: Родовая община – коллектив родственников, имеющих общую собственность.

 

* Примечание: для того, чтобы принцип работы был более понятен, каждая часть понятия и определение  к ней были отмечены одинаковым цветом.      

Пример №2: денационализация 

1. выделяем корень и определяем его значение;

2. выделяем приставку, определяем её значение, в данном примере приставка де обозначает обратность;

3*. обращаем внимание на то, как заканчивается слово, в данном примере слово оканчивается на ция, вспоминаем, что, как правило,  в таких случаях случаях речь идёт о процессе.

     * Примечание: бывают слова, при анализе которых правила русского языка строго не могут использоваться, например как  в данном случае,  ция в строгом отношении не является окончанием, а является просто концовкой слова.

Итог: Денационализацияобратный процесс передачи собственности государством в частные руки.

  1. 2. Понятие выводим сами.

       1 путь решения: предлагается примерный алгоритм самостоятельного составления определения к данному понятию.

    Шаги: 1 шаг: в первую очередь ищем существительное, передающее суть (!) понятия (т.е. не должно повторяться само понятие);

    2 шаг: при этом перед существительным возможно прилагательное, которое определяет это существительное;

    3 шаг: далее после запятой найденное существительное – синоним поясняется в виде  дополнения,  обстоятельства.       Примечание: всю найденную информацию о данном понятии для начала можно зафиксировать и в разбросанном виде (по мере нахождения данных об этом понятии) через запятую, а затем из разбросанных «кусочков» собрать готовое определение, используя  универсальную формулу для определения к понятию:

    понятие  -  ~~~ существительное ,  ----  -.-.-.-. .

  1. Пример: Семья – это_____.

    1. ставится вопрос «семья – это что?» и определяется, что семья  это,  прежде всего, группа;

    2. выясняется, что группа малая;

    3. выделяется основные особенности семьи: основана на любви, на близком родстве и совместной деятельности, на общих интересах, ...

    Итог: Семья – малая группа, основанная на любви, на близком родством, ведущая совместную хозяйственную деятельность.

          2 путь решения: путем наводящих вопросов, поставленных учителем совместно с детьми.

    Шаги: 1 шаг: учителем предлагается основное ключевое слово к понятию;

     2 шаг: дети ставят к нему вопросы и находят на них ответы;

    3 шаг: собирают ответы в определение.

    Пример: Цивилизация – это (что?) своеобразие (чего?) жизни (какой?) духовной, материальной, общественной (кого? чего?) стран, народов (когда?) на определенном этапе развития.

     

    3. Понятие нет, но есть определение.

    Пути решения: понятие выводится через составные части определения.

Шаги:

 

Пример: Активность, направленная на преобра-зование внутреннего мира человека - это _______.

1шаг: ищем самое главное слово в определе-нии, оно должно быть существительным.

1. активность

 

2 шаг: ищем главное его ведущее свойство

2. преобразование

 

Обобщаем: активность  ипреобразование – главные признаки понятия «деятельность».

3 шаг: ищем определение к главному и ведущему слову.

3. внутреннего мира человека

 

 

Обобщаем: внутренний мир человека относится к понятию «духовный».

4 шаг: полученные данные сводим к понятию

 

4. Итог: Активность, направленная на преобразование внутреннего мира человека - это духовная  деятельность.

 

4. Работа с готовым большим определением.

1 путь решения: предлагается алгоритм работы с большим определением (помогает уловить суть и облегчить понимание большого определения).

Шаги: 1 шаг: определение дробиться (карандашом вертикальными линиями) на несколько смысловых частей;

2 шаг: части нумеруются (сверху карандашом);

3 шаг: каждая часть разбирается отдельно с ориентацией на понимание, определяется ее смысл;

4 шаг: обязательно подчеркивается и сначала разбирается главное ключевое слово, место в определении, отвечающее на вопрос «ЧТО?», «КТО?»;

5 шаг: сливается информация по частям в общую, подводится итог: передача определения обучаю-щимися своими словами или в виде рисунка, …

Пример №1. Общество – обособившаяся от природы (2), но тесно с ней связанная (3) часть мира (1), которая включает в себя способы взаимодействия людей (4) и формы их объединения (5).

Пример №2. Отрасль права – обособленная (2) совокупность правовых норм (1),  регулирующих (3) определенную (5) область общественных отношений (4).

2 путь решения: табличный способ (позволяет в кратком варианте переработать боль-шую часть параграфа, посвященного какому – либо понятию).

Шаги: 1 шаг: готовится таблица от 2-3 колонок в зависимости от необходимости пояснения каждой части таблицы;

2 шаг: заполняются колонки с опорой на текст параграфа;

3 шаг: обобщается полученная информация.

Пример: Понятие «общество» по §1 «Что такое общество» (Боголюбов Л.Н. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. – М.: Просвещение).

Смысловые части определения

Объяснение части

Пояснение к объяснению, обобщение,…

Общество – это часть мира,

 

 

обособившаяся от природы,

1. человек живёт по своим законам, а не только по законам природы;

2. человек имеет волю и сознание;

3. человек – создатель второй природы. 

 

 

 

 

 

3. вторая природа = культура (всё, что создано человеком)

 

 

Т.о., общество имеет свои особые черты, но не оторвано от природы.

 но тесно с ней связанная,

 

                   «+»              «-»

 


   природа                    общество

 

 

           

 


                «+»              «-»

(указываются  примеры взаимодей-ствия природы и общества)

состоящая из индивидуумов,

Только из людей!

Человек = индивид.

включающая в себя способы взаимодействия

Человек в отличие от природы:

1. преобразует её;

2. имеет целеполагание;

3. коллективен.

  Примеры способов взаимодействия: …

и формы объединения

Общество – коллектив коллективов.

                  - совокупность групп, организаций,…

Примеры форм объединения: …

 

   Общие принципы работы с понятиями:

  1. Не заучивать, а разбирать и понимать;

  2. Упрощать определения;

  3. Стараться фиксировать их схематично, оставляя  в схемах как можно больше «воздуха» для наилучшего понимания и запоминания.

Чтобы отследить уровень сформированности умения, необходимо определить критерии и методы диагностики.

Критерии сформированности умения

Среднее звено

Старшее звено

Пути выхода

Сформировано полностью

Умение доведено до уровня навыка!

-дано определение понятия и выделено не менее 70% его существенных признаков

- найдено не менее 70% основных понятий (в тексте,…)

Умение доведено до уровня компетенции (умение определять понятие и использовать его в повседневности, новых ситуациях)!

- найдено более 70% признаков понятия;

-найден предмет, относящийся к определенному понятию по существенному признаку;

- свободное оперированное понятием в практической деятельности (в ходе дискуссий…) и в повседневности;

-

Основной показатель – умение работать самостоятельно, творчески!

Сформировано частично

- в формулировке допущены ошибки или выделено не менее 50% существенных признаков;

- найдено не менее 50% основных понятий (в тексте,…)

-найдено не менее 50% признаков понятия;

- оперирование понятием, возможны некоторые неточности;

Дифференцированный подход  к работе над понятиями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариативное воспроизведение алгоритма работы с понятиями и  при необходимости изменение способов деятельности.

Несформировано

 

- в формулировке есть ошибки и выделено меньше 50% существенных свойств;

-  найдено менее 50% основных понятий (в тексте,…)

-найдено  менее 50% признаков понятия;

- затруднения

в практическом использовании понятия;

Сложности в работе с понятиями и по образцу.

 

Методы диагностики можно разделить на две группы: устная форма и письменная форма.

Формы диагностики

Методы (примеры)

Устная форма

-работа с понятием во время дискуссий;

-устные ответы по домашнему заданию или при изучении новых тем;

- включение задания по понятиям в устные зачеты;

- внеклассные мероприятия по предмету.

 

Письменная форма

-проведение специально организованных словарных работ;

-включение заданий по понятиям в контрольные работы, тесты;

- работа у доски и в тетради (самостоятельная или совместная);

 

 

Если вспомнить об универсальных учебных действиях, то умение работать с понятиями, можно отнести ко всем их  видам: и как регулятивное, и как коммуникативное, но особое значение данное умение имеет в ряду познавательных универсальных действий, т.к. представленные методы  работы с понятиями дают возможность сформировать и  метапредметные универсальные действия, например:

    1. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    2. поиск и выделение необходимой информации;
    3. выбор наиболее эффективных способов решения задачи;
    4. смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации, свободную ориентацию и восприятие текста любого стиля;
    5. самостоятельное создание алгоритма деятельности;
    6. составление графической модели понятия;

                            и  логические универсальные действия:

      1. синтез (составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов);

      2. построение логической цепи рассуждения;

      3. анализ объектов для выявления признаков.

В целом со временем можно наблюдать:                                                                      1. рост культуры речи (она должна стать более грамотной, информация выдаваться точно,      конкретно);

2. развитие внимания, мышления;

3. включение в работу всего набора ОУУН;

4. раскрепощение ребят, снятие психологических барьеров перед большими и сложными определениями;

 5. более высокий уровень освоения материала;

6.  развитие умения работать с понятием до уровня навыка и компетенции. 

 

       Основная задача педагога состоит не только в том, чтобы отследить на каком уровне дети освоили данный вид работы на уроках, но и искать способы ликвидации тех минусов, которые возникают. Только в этом случае, в случае «очистки», отточки методики возможны хорошие результаты.

         Представленный опыт работы с понятийным материалом  дает возможность найти новые способы работы с понятиями, а также выполнить задачи, стоящие перед школой: развитие ребенка и повышение уровня обучения. Конечно, опыт не предполагает конечный вариант, но предусматривает дальнейшую  работу в рамках данной темы. 

  1.  

 


[1] Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – С. 113

Автор Герт Елена Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 915
Номер материала 53591
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓