Главная / Русский язык и литература / Методика организации и проведения игр на уроках русского языка

Методика организации и проведения игр на уроках русского языка

Методика организации и проведения игр на уроках русского языка



В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и

активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает

внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь

коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды,

каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

-12-

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:

1) ролевые игры на уроке(инсценирование);

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых

заданий(урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие,

урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий,

которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму,

произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока(начало, середина,

конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений,

навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.


Более подробно остановимся на играх- упражнениях, которые являются достаточно действенными в процессе активизации познавательной деятельности учащихся.

Игры- упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для игр служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, преподносимые особым образом. Учащиеся получают задания, часто довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний, для выработки прочных орфографических и пунктуационных навыков и совершенствования речи. Интерес здесь вызывается не легкостью заданий, а игровой формой работы, помогающей преодолеть трудности.

Упражнения, предназначенные для игр, имеют свои особенности. Подбираются чаще всего такие упражнения, которые позволяют вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно

показать результат соревнования .Но лингвистические игры- упражнения перед обычными упражнениями имеют одно очень важное преимущество: они выполняются с большим интересом при максимальной активности учащихся. При их выполнении, как правило, все школьники бывают захвачены игрой и работают с увлечением. Игры- упражнения позволяют сделать трудную работу по усвоению русского языка более интересной и эффективной. Они могут применяться на уроках различного характера. И прежде всего на уроках объяснения нового материала. Место игры здесь определяется особенностями этого вида работы, вызывающего наивысшую активность учащихся. Разумнее всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности школьников. Кроме того, игра требует от учащихся

-13-

значительной степени самостоятельности, поэтому она должна быть подготовлена предшествующими ей упражнениями. Для нее должно быть оставлено достаточно времени.

Еще большие возможности открываются для игр- упражнений на уроках закрепления изучаемого материала, а также на уроках обобщающего повторения, охватывающего большую тему. Для таких уроков целесообразно отбирать игры, требующие применения многих правил. Здесь игры- упражнения также лучше всего проводить в конце урока, перед домашним заданием. Однако возможно проведение некоторых и в начале урока, особенно в тех случаях, когда к ним учащиеся готовились дома. Изредка можно использовать игру как своеобразную форму словарного диктанта, орфографической пятиминутки.

Игра вносит интерес и в работу, предшествующую написанию обучающих изложений, творческих и предупредительных диктантов, вызывает активность учащихся. Большой эффект дает проведение игр на уроках работы над ошибками. Можно применить, например, игру «Кто дольше продержит мелок?». На доске чертится обычная форма для объяснения ошибок из трех колонок. В первой учитель или сами учащиеся пишут правильно слова, в которых сделаны ошибки; во второй объясняют и проверяют написанные слова; в третьей приводят дополнительные примеры. Если ученик не в состоянии объяснить написание или допускает какую- либо ошибку, мелок передаётся в другую команду.

Упражнения для игры должны быть составлены так, чтобы возбуждать дух соревнования и не приучать учащихся к механической работе. Для этого полезно чередовать в упражнении легкие операции с более трудными, ставить детей перед орфографическими и пунктуационными трудностями, учитывая при этом типичные ошибки учащихся на данные правила. Например, школьники часто механически запоминают правило о правописании суффиксов -ан - , -ян- с одним н и не обращают внимание на то, что прилагательные с этим суффиксом обозначают материал, из которого что- либо сделано. Поэтому полезно включить в упражнение слова с другим

значением и написанием (почвенные воды, замасленный комбинезон, болезненный вид). Учащиеся, допустив ошибку(«почвяные воды», «болезняный вид»,»замасляный»), начинают работать вдумчивее, принимая во внимание и значение морфем. С этой же целью, предлагая учащимся слова для образования других форм, следует включать и такие слова, от которых нельзя образовать нужных форм теми же способами(пашня- пашен, но: клешня- клешней).

Затрудняют учащихся и слова- исключения, о которых они часто забывают. Так, школьники нередко при написании разделительных ь и ъ руководствуются правилом: разделительный ъ пишется только после приставок, в остальных случаях пишется разделительный ь. введение в упражнение таких сложных слов, как четырехъярусный, сверхъестественный,

-14-

поможет учащимся не допускать ошибок в них и успешно принимать участие в игре.

В упражнения для игр необходимо включать слова, словосочетания, противопоставляемые друг другу в каком- либо отношении. Учащиеся часто смешивают различные грамматические, орфографические и пунктуационные явления, имеющие какое- либо сходство: приставки пре-, при-, окончания родительного, дательного и предложного падежей существительных первого и третьего склонения, предложения с союзом и, имеющие в своем составе однородные члены и сложносочиненные предложения с союзом и. Игры, основанные на сопоставлении, развивают анализирующие способности детей.

Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный этап (от 1 до нескольких дней)

  2. Основной этап ( непосредственное проведение игры)

  3. Заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце игры)

При подготовке к уроку учитель должен не только правильно выбрать упражнение, соответствующее цели урока, но и наиболее приемлемый для данного урока вид игры. Одно и то же упражнение может быть выполнено в различной игровой форме, и выбор игры зависит от учителя, от тех задач, которые он ставит перед собой, от его педагогического мастерства. Одни игры развивают орфографическую или пунктуационную зоркость, другие учат приемам применения правил, третьи расширяют словарный запас учащихся. Есть игры, которые учат классифицировать слова и предложения, различать грамматические категории и формы, разбираться в структуре форм и предложений. Иногда тот или иной вид может привлечь учителя тем, что позволяет быстро и легко проверить, как понят учащимися учебный материал. Таковы, например игры, во время которых учащиеся должны поднимать руки или показывать карточку с нужной орфограммой или пунктограммой.

При подготовке учителя к уроку следует определить количество видов упражнений и время, отводимое на игру. Излишнее увлечение многообразием методов и приемов может ограничить время на проведение игры, что не позволит по- настоящему использовать активность детей и не доставит им полного удовлетворения. Игра на уроке – это серьезная работа, поэтому следует предлагать для выполнения содержательные и достаточные по объему упражнения, отводя для этого необходимое время. Это, конечно, не значит что всегда игры должны занимать, например, 10-12 минут. Можно проводить и игры- пятиминутки.

Но не только учитель должен готовиться к игре. Некоторые игры не могут пройти успешно без предварительной домашней работы учащихся. Нельзя, например, хорошо провести игру, требующую от учащихся приведения пословиц, поговорок, загадок или ярких примеров из художественной литературы на определенные правила, без домашней подготовке к ней. Учитель дает учащимся задание на дом подобрать

-15-

необходимые примеры из сборников пословиц и поговорок или загадок, просит просмотреть упражнения в тетрадях и выбрать из них пословицы, поговорки, загадки. Конечно, учитель сам должен в предыдущей работе использовать такой материал.

Иногда дается задание подобрать нужные слова на правила по орфографическому словарю, для чего можно распределить между группами учащихся буквы алфавита: каждая группа ищет слова на определенные буквы.

При подготовке учащихся к игре эффективность работы возрастает. Следует отметить, что школьники, готовясь к игре , выполняют задания гораздо лучше, чем обычно.

Соревнование в применении знаний и навыков может проходить между отдельными учениками или группами школьников (командами). Состязания в знаниях между группами учеников(между двумя или тремя командами, выделенными на уроке, между соседями по парте) имеет одно очень важное преимущество: здесь работа каждого школьника подвергается контролю, одобрению или осуждению со стороны всех

участников игры, так как от ответов каждого ученика зависит успех всей команды.

Учитель должен четко и ясно рассказать об условиях игры, о порядке ее проведения. Задание должно быть также разъяснено на примере (дается образец выполнения). Особое внимание следует обратить на дисциплину во время игры. Учащиеся должны знать, что ее нарушение во время игры (подсказки, разговоры) снижает результаты: команда, нарушавшая дисциплину, при любых результатах не может считаться победительницей. Это предупреждение учитель должен строго выполнять.

Игры- упражнения могут проводиться в устной и письменной форме. Целесообразность применения той или другой формы игры с точки зрения

методической определяется содержанием материала и временем, которым располагает учитель. Устные формы игры являются более экономными по времени. Они обычно предшествуют письменным работам учащихся, подготавливая формирование орфографических и пунктуационных навыков, предупреждая ошибки. Устные упражнения целесообразны и в том случае, когда на уроке уже было много письменных упражнений и внимание учащихся к ним ослабло. Для устной работы следует брать упражнения, требующие преимущественно грамматического анализа слов, а не зрительного запоминания.

Однако проведение игр- упражнений в письменной форме более желательно, ибо орфографические и пунктуационные навыки вырабатываются в процессе письма. Большой эффект в работе по развитию речи учащихся дают письменные игровые диалоги. Цель их- ввести на более ранних этапах обучения творческие работы, которые очень много могут дать учителю в плане «раскрытия» учеников, развития их письменной литературной художественной речи. Введение игровых диалогов не может

-16-

быть одноразовым, вне системы. Письменные игровые диалоги представляют собой часть общей игровой системы обучения, в которой используются и письменные, и устные формы.

Активность учащихся во время игры во многом зависит от учета соревнования детей. Учащиеся должны видеть свои успехи и промахи. Способы учета результатов игры разнообразны: - начисление командам очков за каждую правильно выполненную грамматическую операцию; - снятие очков за каждую ошибку;

- запись образованных учащимися слов или словосочетаний на доске, в колонке соответствующей команды, и подсчет этих слов;

- обмен тетрадями и проверка упражнения под руководством учителя;

-установление знаний детей с помощью поднятия рук или карточек с орфограммами;

- подсчет времени, затраченного на выполнение упражнений.

Стремление сохранить динамику игры иногда не позволяет объяснить ошибки в ходе работы: приходится ограничиваться лишь исправлением ошибок или беглым объяснением. Но после завершения игры ошибки должны быть объяснены учащимися или учителем, особенно трудные случаи правописания.

Большую роль играет система стимулирования. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дать объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели, добиваться общего результата деятельности игрового коллектива.

Методическое оснащение игры представляет собой совокупность всех необходимых материалов:


  1. Структурные схемы: цели- задачи- содержание(предметная сфера)- этапы.

  2. Сценарий – для определения динамики развития игрового действия, введения неожиданных ситуаций в ход игры.

  3. Комплект ролей – описание функциональных прав и обязанностей.

  4. Правила игры – нормы поведения для всех участников , прописывающие ограничения, функции ведущего и участников, способы их взаимодействия, способы подведения итогов и оценивания.

  5. Методологическое обеспечение игры – те материалы, которые позволяют на практике реализовать поставленные цели.

  6. Система критериев оценивания:

- уровень общительности;

- культура диалога, развитие коммуникативных умений;

- широта кругозора;

- умение работать в группе .

-17-

Практическая часть



Приведу фрагменты уроков и описание игр, которые использую в своей практике. В основном это игры, рассчитанные на учащихся 5 класса, т. к. именно на этом переходном этапе обучения задача учителей, на мой взгляд, - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры,уроки-

путешествия, игры – упражнения. Разумно и уместно используя подобного

рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Игра « Молчанка»

Интерес вызывает основное условие игры: после объяснения учителем записанного на доске задания упражнение выполняется молча. Никто не имеет права говорить: ни учитель, ни ученики. Дети выходят к доске, выполняют задание. Например, вписывают пропущенную безударную

гласную и рядом ставят проверочное слово. Если ученик написал все правильно, класс рук не поднимает. Ученик передает мел, кому хочет (нельзя лишь передавать мел одним и тем же).Если же допущена ошибка, учитель передает мел по своему усмотрению.

Для игры удобнее всего предложить школьникам упражнения, не требующие громоздких записей на доске:

- вставить пропущенные сомнительные согласные и написать проверочное слово;

-подобрать слова – антонимы с сочетаниями стн, сн по образцу: хорошая погода- ненастная погода.

- подобрать слова с определенным суффиксом, например с суффиксом

-ек-;

-записать по 2 существительных с основой на шипящую(багаж, вещь)

«Найди свою пару»

Эта игра проводится с целью закрепления и повторения орфографических правил по какой- либо теме. Класс делится на 2 группы. На доске столбиком написаны слова с разными орфограммами, а на столе учителя лежат карточки со словами на те же правила. Учащиеся – по очереди от каждой группы – подходят к столу, вытаскивают карточку, на которой написано слово на определенное правило, и, подумав, записывают его против слова на доске с тем же написанием, вставляя пропущенные буквы в том и

-18-

другом слове. Учитель наблюдает за ходом игры и ведет учет ошибок. Побеждает та группа, которая меньше сделает ошибок. Игра развивает аналитические способности, умение сопоставлять внешние сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правил.


«Кто лучше знает правила?»

Эта игра позволяет оживить орфографический разбор при повторении какой- либо грамматико- орфографической темы. Соревнуются 2 команды: какая из них больше слов объяснит. На доске в 2 колонки написаны слова на различные правила. Слова одной колонки должна объяснять одна команда, другой – вторая. К доске попеременно выходят те и другие учащиеся в том порядке, как они сидят в классе. Если ученик не смог правильно подчеркнуть орфограмму и сказать правило, то это делает кто- нибудь из другой команды и переписывает слово в свою колонку. Победитель устанавливается простым подсчетом слов, которые будут записаны в колонках той и другой команды.


« Грамматическая эстафета»

Учащиеся класса делятся на 2 группы. Учитель указывает им упражнение учебника, из которого нужно выписать слова или словосочетания на какое- либо правило. Текст прочитывается до начала игры. Затем по сигналу учителя ученики по одному из каждой группы выходят к доске и выписывают на своей половине доски по одному слову или словосочетанию. В случае пропуска слова одним учеником следующий должен записать пропущенное. Победит та группа, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок выполнит упражнение. Можно усложнить задачу, предложив учащимся указывать формы выписываемых слов. Также можно провести ее и как творческий выборочный диктант: ученики выписывают слова не в той форме, в какой они стоят в тексте. Особенно интересно проходит работа со связанным текстом, интересным по содержанию.

« Узнай свое слово»

Игра проводится в тех случаях, когда надо научить различать 2 или 3 грамматические категории или формы: 3 склонения существительных, 3 разряда прилагательных, 3 времени, 3 лица, 3 наклонения глагола, слитное, раздельное и дефисное написание слов, действительные или страдательные причастия и т. п. Класс делится на 3 группы( если нужно различать 3 категории слов). Соответственно этому на 3 колонки делится доска. Каждая колонка озаглавливается, указывается определенная грамматическая категория. К доске выходят одновременно 3 ученика (по одному от каждой команды). Учитель называет 3 слова, и каждый ученик должен правильно записать своё слово. Остальные записывают слова в свои тетради. Ошибки сразу исправляются и объясняются. Выигрывает та группа, которая допустила меньше ошибок.

-19-

«Уважай последнего»

Игра предполагает соревнование 3 групп учащихся. Содержанием работы может быть запись слов под диктовку учителя (словарный диктант) или запись примеров на правило самими учащимися (самодиктант). К доске выходят одновременно 3 ученика с первых парт (по одному от каждого ряда) и под диктовку учителя пишут 1-2 слова. Если слова у них написаны правильно, то дальше уже пишут ученики со вторых парт, вызванные учителем, затем с третьих парт и т. д. Вторые номера пока не отвечают. Если же кто-нибудь из выходивших к доске сделал ошибку, то выходит к доске сосед по той же парте ( второй номер) и движение вперед замедляется. В результате первым выйдет отвечать ученик с последней парты той команды, которая меньше сделала ошибок. Группа, пришедшая к финишу вслед за ней, займет 2 место. В третьей группе ученику с последней парты выступить не удастся: до него не дойдет очередь. Команда, у которой первым ответит ученик с последней парты, продолжает игру, пока не достигнет цели 2-я команда: отвечать выходят 2 номера, которым не пришлось выступить.

Эта игра привлечет учителя многим: и возможностью спросить за короткое время большое количество учеников, и своей динамичностью, повышающей интерес, и тем, что исключается необходимость подсчета очков.


«Отвечаем без слов»


Эта игра проводится главным образом при закреплении слитного и раздельного написания слов, но может использоваться и в других случаях. Учащиеся класса делятся на 2 группы. Учитель договаривается со школьниками, каким условным знаком надо показать правописание слов, которые будут называться. Например, при слитном написании учащиеся должны поставить локти на парту и прижать ладонь к ладони. При раздельном написании слова учащиеся разводят руки в стороны. Учитель ведет учет, какая группа делает меньше ошибок, вызывает кого- нибудь из допустивших ошибку и просит объяснить правописание.

Темы могут быть самыми разнообразными: слитное и раздельное написание частицы не с существительными, с прилагательными, с наречиями, с причастиями; слитное и дефисное написание сложных прилагательных.


«Собери слово»

Школьникам предлагается составить слово, взяв указанные морфемы из других слов. Например, из слова «привезти» - приставку, из слова «школьный»- корень, «прелестный» - суффикс, «огромный» - окончание.

Учащимся могут быть даны задания самим придумать подобные загадки; например, в качестве домашнего задания составить по пять «загадок».



-20-

«Кто останется в строю?»

На доске столбиком написаны слова, от которых ученики двух соревнующихся команд должны образовать другие слова, выходя к доске по очереди. Ученик выполняет операцию с тремя словами, например от трех глаголов образует три причастия с суффиксами -ущ-, -ющ- или -ащ-,-ящ-. Если он допустит ошибку, то последующие участники игры этой команды имеют право на выполнение упражнения только с двумя словами. Допустят вторую ошибку – начинают выполнять операции только с одним словом. Третья ошибка выключает команду из игры. Упражнение заканчивается другой командой, которая и является победительницей.


«Чьи трофеи богаче?»

В качестве «трофеев» в игре выступают слова или словосочетания, правильно объясненные или найденные учащимися. Учитель предлагает вопросы или задачи – орфографические или связанные с развитием речи – поочередно учащимся двух соревнующихся групп. Если слово найдено или объяснено правильно, оно записывается на доске заранее вызванным учеником в колонку данной команды. Если же ученик, которому предложен вопрос, не может дать нужного ответа, учитель обращается к участнику игры из второй команды, и при правильном ответе слово попадает уже в колонку

-20-

этой, второй, группы. Право же на очередной ответ не теряется. В результате в колонке одной из групп будет записано больше слов, чем в другой. Победителем и будет та команда, «чьи трофеи богаче».

В качестве задач можно предлагать ученикам отвечать на вопросы словом с нужной орфограммой, например: - как называют музыканта, играющего на скрипке? – Скрипачом;

- полезна и работа с синонимами: заменить глагол другим глаголом с приставкой при- или пре- (Школа купила новое оборудование – приобрела);

- заменить фразеологический оборот наречием ( с бухты барахты – необдуманно).


«Пустое место»

Игра развивает орфографическую зоркость и экономит время на объяснение правописания слов. Учитель диктует учащимся слова то с одним написанием, то с другим. Ученикам предлагается записывать лишь слова с одним написанием, оставляя свободным место при диктовке слов с другой орфограммой. Например, ученикам ставится задача записывать только глаголы второго спряжения. Глаголов первого спряжения целесообразно диктовать немного: это облегчит проверку. Когда слова будут записаны, учитель просит соседей по партам обменяться тетрадями, снимает бумагу, прикрывающую записанные на доске слова, которые стоят на пустых местах. Ошибки исправляются. Соседи по парте легко устанавливают, кто из них победитель. Последние поднимают по просьбе учителя руки, и он

-21-

объявляет, какая колонка в каждом ряду победила. После этого на пустые места вписываются пропущенные слова, ошибки объясняются.

Для игры подбираются слова с двояким написанием: слова с разделительными ъ и ь ; слова с непроизносимыми согласными и без них; сложные прилагательные, пишущиеся слитно и через дефис

Методика организации и проведения игр на уроках русского языка
  • Русский язык и литература
Описание:

 Цель данной работы – показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в учебном процессе.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

1.Изучить литературу по данному вопросу.

 

2.Показать особенности уроков с использованием игровых форм работы.

 

                   Новизна работы заключается в обобщении и систематизации материала по данной проблеме.

 

 Объект исследования  процесс обучения школьников

 

Предмет исследования – игровые формы и методы обучения как способ активизации познавательной деятельности учащихся

           

                 

Материалы могут быть использованы учителями русского языка и литературы как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях.

 

 

 

Автор Аверьянова Юлия Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 858
Номер материала 30817
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓