Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической, медико социальной помощи
Центр
психолого-медико-социального сопровождения
Фрунзенского района
Согласовано
Утверждаю
Педагогическим
советом ГБОУ ЦПМСС Директор ЦПМСС
Методика компьютерной
диагностики основных параметров здоровья
с использованием
биологической обратной связи
(дополнение
к программе групповых занятий «Здоровый школьник» и «Саморегуляция школьников с
использованием БОС»
Количество листов: (7)
Составитель программы:
Новожилова Т.М.
Педагог-психолог, руководитель
кабинета Новых Оздоровительных
Технологий ГБОУ ЦПМСС
Фрунзенского района
Соавтор Гаусман Г.В.
Учитель информатики,
педагог дополнительного
образования ГБОУ школы №202
Санкт-Петербург
2013 г
Методика компьютерной
диагностики основных параметров здоровья
с использованием биологической обратной связи
Актуальность программы:
С
рождения все мы дышим правильно, но с самого раннего возраста ребенок
испытывает стрессы, физиологический и эмоциональный дискомфорт. Адаптивные
механизмы незрелого детского организма не всегда успевают приспосабливаться к
возрастающим требованиям внешней, в том числе и образовательной, среды.
Основываясь на анализе и обобщении нашей собственной теоретической и
практической работы, можно смело сказать, что коррекционно-развивающие
оздоровительные программы с использованием биологической обратной связи
приводят к улучшению учебной мотивации и повышению работоспособности,
стабилизируют внимание и память, снижают риск появления поведенческих проблем,
улучшают адаптационные возможности школьников.
Однако физические, психические и психофизиологические показатели школьников в
пределах одной возрастной группы настолько неоднородны, что проводить групповые
занятия без предварительной диагностической работы крайне затруднительно.
К тому же, очень часто, в классе присутствуют учащиеся, с выраженным в той или
иной степени СДВГ, что не позволяет, включить всю группу из 10 человек
одновременно, в работу с использованием датчиков БОС. Оптимальным набором
группы для предварительной диагностики, как показывает предыдущий опыт работы,
является группа из 5-10 человек.
Широкие диагностические возможности программы позволяют определить направление
и тактику работы с каждым ребенком. Методические рекомендации по результатам
диагностики содержат подробное описание тактик применения программы в различных
сферах. В школьных условиях использование методики компьютерной диагностики
обеспечивает создание здоровьесберегающей среды.
Цель и задачи программы:
Целью проведения компьютерной диагностики основных параметров здоровья,
с использованием датчиков биологической обратной связи, является прогноз
успешности обучения школьников в ОУ, на основе полученных в процессе
тестирования психофизиологических показателей.
Общими
показаниями к работе с программой являются:
- наличие высокой
стрессовой нагрузки,
- этапы возрастных
кризисов,
- хроническая
неуспеваемость
- проблемы
личностного развития,
- периоды адаптации
к новым требованиям (поступление в школу, экзамены и т.д.),
Противопоказания.
Абсолютные:
-запрет на работу с
монитором компьютера
-грубые нарушения
интеллекта, не позволяющие понимать инструкции методиста.
Относительные:
- обострение
хронических заболеваний кардио-респираторной системы
- значительные
нарушения сердечного ритма, не позволяющие получать адекватные сигналы
обратной связи, что существенно усложняет работу психолога.
Ограничения.
Работа
по программе с детьми, имеющими заболевание бронхиальной астмы ( а также при
некоторых психических заболеваниях, характеризующихся резкими перепадами
состояний), может спровоцировать приступ. Специалист. Работающий с такими детьми,
должен обладать определенными знаниями поведения в подобных ситуациях или
осуществлять работу в присутствии медицинского работника. Несмотря на некоторые
сложности в работе с такими детьми, эти заболевания не являются
противопоказаниями к работе. Напротив, работа с ними приведет к улучшению
состояния ребенка, тем не менее, это накладывает определенные ограничения на
работу и предъявляет особые требования к уровню компетенции специалиста.
Задачи программы:
Оценка
психофизиологического состояния на основе анализа результатов тестирования,
используя п/физиологические параметры:
·
Частота дыхания (количество
дыхательных движений в минуту). Этот показатель отражает степень нагрузки на
дыхательную систему. Обычно у детей этот показатель значимо выше, чем у взрослых.
В ходе выработки навыка этот показатель должен снижаться, так как
диафрагмальное дыхание лучше обеспечивает организм необходимым количеством
кислорода, дыхательный цикл занимает больше времени и, следовательно, требуется
меньше дыхательных движений в единицу времени.
·
Минимальный пульс (удары
в минуту) –минимальное зарегистрированное значение пульса в ходе
диагностического сеанса и фаз работы тренировочного сеанса. Этот параметр используется
для определения уровня нижнего порога в ходе рабочего сеанса.
·
Средний пульс (удары в
минуту) вычисленное среднее значение пульса за период диагностической
регистрации и фаз работы тренировочного сеанса. Входе обучения показатель
среднего пульса обычно снижается.
·
Максимальный пульс
(удары в минуту) – максимальное зарегистрированное значение пульса в ходе
диагностического сеанса и фаз работы. Этот параметр используется для
определения уровня верхнего порога в ходе рабочего сеанса.
·
Коэффициент соотношения длительности вдоха и
выдоха позволяет контролировать правильность
выполнения технологии диафрагмального дыхания, при котором значения этого
коэффициента будут меньше 1 (оптимальное значение коэффициента 0,5. Допустимые
значения 0,4-0,8). В том случае, если у обучающегося не получается длительный
диафрагмальный выдох, то значения этого коэффициента необходимо наблюдать в
течение всех обучающих сеансов и на заключительной диагностике (по первичной
диагностике значение коэффициента может быть любым, в зависимости от типа
дыхания и состояния ребенка).
По значениям максимального и минимального пульса рассчитывается
показатель ДАС, который равен их разнице.
Существуют определенные возрастные нормативы данного показателя (в
условных единицах)
Дети до 8 лет 25-30
Дети от 8 лет 20-25
Взрослые 15-20
Диагностика
осуществляется с использованием аппаратно-программного комплекса путем
преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы
обратной связи КАПфс-БОС-«Биосвязь» и реализуется в 3 этапа.
1 этап-подготовительный.
На этом этапе ребенку необходимо объяснить в доступной форме
понятия о правильном дыхании и методе биологической обратной связи. Показать,
что приборы не наносят никакого вреда, являются только регистрирующими
помощниками. Достижение эффекта расслабления (релаксации) в ходе выполнения
дыхательных упражнений – важный компонент методики. Расслаблению и успокоению
безусловно помогает спокойная эмоциональная обстановка в кабинете, полное
доверие и расположение со стороны психолога, проводящего занятия.
2 этап – выработка нового типа дыхания с
помощью приборов БОС
Акцент
на диафрагмальное дыхание – следующий важный компонент методики. Ребенку
необходимо объяснить и показать, как он должен дышать, вовлекая мышцы брюшного
пресса. На вдохе передняя стенка выпячивается (живот надувается), на выдохе –
медленно втягивается. Вдох ребенок делает произвольно, через нос (при
нарушенном носовом дыхании желательно восстановить его перед занятием), выдох –
медленно, спокойно через рот, через слегка сомкнутые губы для создания
физиологического дополнительного сопротивления воздуху.
3 этап – основной, для формирования и возможного
закрепления, освоенного с помощью приборов БОС , навыка дыхания.
На данном
этапе у ребенка выявляется способность к формированию нового дыхательного
стереотипа, его надо лишь закрепить с помощью групповых или индивидуальных
занятий по программам «Здоровый школьник» или «Саморегуляция школьников с
использованием метода БОС». По таблице Сметанкина «Взаимосвязь величины ДАС и
оценки здоровья» в зависимости от возраста можно определить прогноз успешности
обучения в школе.
Адресат программы:
Программа адресована детям 6-16 лет. В
зависимости от возраста меняются объемы и технологии проведения занятий.
Данный курс предполагает организацию
консультативных встреч, отдельно для родителей, отдельно для ребенка. На первом
занятии с детьми проводится тестирование.
Технологии проведения занятий:
1.Беседы с родителями.
2. Знакомство с программами БОС с помощью
проведения презентаций.
3. Выявление медицинских показаний и
противопоказаний к работе с программами БОС.
4.Консультирование родителей по результатам
диагностики детей.
5.Консультация классных руководителей,
подготовка рекомендаций на основе результатов групповой диагностики.
Материально-техническое обеспечение
метода:
Диагностика осуществляется с использованием аппаратно-программного
комплекса путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и
зрительные сигналы обратной связи КАПфс-БОС-«Биосвязь» в составе:
преобразователь биоэлектрических, биомеханических сигналов организма человека,
программные средства с программой «Кардио» (Регистрационное удостоверение МЗ РФ
на медицинское изделие класса 2b № 29/03010302/3811-02 от
29.04.2002 г.
Анализ результатов:
Первичная диагностика дает возможность
объективного анализа показателей сеанса БОС в виде графического изображения
процесса дыхания (ДАС, ЧД), позволяет выявить особенности детей и наиболее
эффективно подобрать методы и виды занятий с детьми, учитывая их индивидуальные
особенности. Повторная диагностика проводится после проведения групповых или
индивидуальных занятий по программам «Здоровый школьник», «Саморегуляция с
использованием БОС», « Индивидуальное консультирование с элементами управляемой
практики. Когнитивно-поведенческий подход».
Тематический
план групповых занятий по программе
Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья
с
использованием биологической обратной связи
п/п
|
Тема
|
Время (мин., часы)
|
Кол-во занятий
|
Теор.
часть
|
Практ.
часть
|
Всего (ч)
|
1
|
Беседы с
родителями. Презентация программы. Выявление п/показаний.
|
1
|
45 мин
|
45 мин
|
2
|
2
|
Тестирование
школьников с использованием тестов Люшера, ДДЧ, Моя семья».
Обсуждение
результатов.
|
1
|
45
мин
|
45
мин
|
2
|
3
|
Знакомство с
детьми. Понятие БОС. Презентация программы.
|
1
|
45
мин
|
45
мин
|
2
|
4
|
Компьютерная
диагностика.
Обсуждение
результатов.
|
1
|
45
мин
|
45
мин
|
2
|
5
|
Консультирование
родителей и педагогов по результатам диагностики. Рекомендации.
|
1
|
45
мин
|
45
мин
|
2
|
Итого
|
|
|
|
|
10
|
1час
групповой работы включает:
а)
теоретическая часть: информационный блок
б)
практическая часть соответственно возрастным нормам
в)
время на организацию и завершение учебного процесса (проветривание помещения,
подготовка демонстрационного материала и т.д.) в соответствии с реализацией
задач проводимого занятия.
Литература к программе
Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья
с
использованием биологической обратной связи
- Алешина
Ю.Е. «Семейное и индивидуальное консультирование», М.,1994.
- Антропова
М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и
трудовой деятельности. М. Просвещение 1968.
- Валявский
А. С. , Яковис А. С. Оздоравливающие и учебные игры. Практикум. Первая
часть. Тесса. С-Пб. 2001
4.
Кулаков
С.А. «Психопрофилактика и психотерапия в средней школе», СПб, 1996.
5.
Косицкий
Г. И., Дъяконова И. Н. Резервы нашего организма. М. Просвещение. 1993. С 159.
6.
Кривцова
С. В. Учитель и проблемы дисциплины Тренинг Генезис. Москва 2000
7.
Косицкий
Г.И, Дъяконова И.Н Резервы нашего организма. Просвещение. 1993.
8.
Нормативно-правовые
документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе
образования. (Выпуск 1), СПбГУПМ,2000г.
9.
Сметанкин
А.А.Учитель здоровья. Дыхание по Сметанкину., изд.Питер, 2003.
10.Шеховцова Л.Ф. «Нравственная координата в
психологическом консультировании и психотерапии» (Сб. «Психологическая служба
системы образования» - вып.№3), СПб, 1998
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.