Главная / Школьному психологу / Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья с использованием биологической обратной связи

Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья с использованием биологической обратной связи

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико социальной помощи

Центр психолого-медико-социального сопровождения

Фрунзенского района






Согласовано Утверждаю



Педагогическим советом ГБОУ ЦПМСС Директор ЦПМСС


От « » протокол № Фрунзенского р-на









Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья

с использованием биологической обратной связи

(дополнение к программе групповых занятий «Здоровый школьник» и «Саморегуляция школьников с использованием БОС»




Количество листов: (7)

Составитель программы:

Новожилова Т.М.

Педагог-психолог, руководитель

кабинета Новых Оздоровительных

Технологий ГБОУ ЦПМСС

Фрунзенского района

Соавтор Гаусман Г.В.

Учитель информатики,

педагог дополнительного

образования ГБОУ школы №202



Санкт-Петербург


2013 г




Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья

с использованием биологической обратной связи


Актуальность программы:


С рождения все мы дышим правильно, но с самого раннего возраста ребенок испытывает стрессы, физиологический и эмоциональный дискомфорт. Адаптивные механизмы незрелого детского организма не всегда успевают приспосабливаться к возрастающим требованиям внешней, в том числе и образовательной, среды.

Основываясь на анализе и обобщении нашей собственной теоретической и практической работы, можно смело сказать, что коррекционно-развивающие оздоровительные программы с использованием биологической обратной связи приводят к улучшению учебной мотивации и повышению работоспособности, стабилизируют внимание и память, снижают риск появления поведенческих проблем, улучшают адаптационные возможности школьников.

Однако физические, психические и психофизиологические показатели школьников в пределах одной возрастной группы настолько неоднородны, что проводить групповые занятия без предварительной диагностической работы крайне затруднительно.

К тому же, очень часто, в классе присутствуют учащиеся, с выраженным в той или иной степени СДВГ, что не позволяет, включить всю группу из 10 человек одновременно, в работу с использованием датчиков БОС. Оптимальным набором группы для предварительной диагностики, как показывает предыдущий опыт работы, является группа из 5-10 человек.

Широкие диагностические возможности программы позволяют определить направление и тактику работы с каждым ребенком. Методические рекомендации по результатам диагностики содержат подробное описание тактик применения программы в различных сферах. В школьных условиях использование методики компьютерной диагностики обеспечивает создание здоровьесберегающей среды.


Цель и задачи программы:


Целью проведения компьютерной диагностики основных параметров здоровья, с использованием датчиков биологической обратной связи, является прогноз успешности обучения школьников в ОУ, на основе полученных в процессе тестирования психофизиологических показателей.



Общими показаниями к работе с программой являются:


  • наличие высокой стрессовой нагрузки,

  • этапы возрастных кризисов,

  • хроническая неуспеваемость

  • проблемы личностного развития,

  • периоды адаптации к новым требованиям (поступление в школу, экзамены и т.д.),



Противопоказания.


Абсолютные:


-запрет на работу с монитором компьютера

-грубые нарушения интеллекта, не позволяющие понимать инструкции методиста.


Относительные:


  • обострение хронических заболеваний кардио-респираторной системы


  • значительные нарушения сердечного ритма, не позволяющие получать адекватные сигналы обратной связи, что существенно усложняет работу психолога.


Ограничения.

Работа по программе с детьми, имеющими заболевание бронхиальной астмы ( а также при некоторых психических заболеваниях, характеризующихся резкими перепадами состояний), может спровоцировать приступ. Специалист. Работающий с такими детьми, должен обладать определенными знаниями поведения в подобных ситуациях или осуществлять работу в присутствии медицинского работника. Несмотря на некоторые сложности в работе с такими детьми, эти заболевания не являются противопоказаниями к работе. Напротив, работа с ними приведет к улучшению состояния ребенка, тем не менее, это накладывает определенные ограничения на работу и предъявляет особые требования к уровню компетенции специалиста.


Задачи программы:

Оценка психофизиологического состояния на основе анализа результатов тестирования, используя п/физиологические параметры:

  • Частота дыхания (количество дыхательных движений в минуту). Этот показатель отражает степень нагрузки на дыхательную систему. Обычно у детей этот показатель значимо выше, чем у взрослых. В ходе выработки навыка этот показатель должен снижаться, так как диафрагмальное дыхание лучше обеспечивает организм необходимым количеством кислорода, дыхательный цикл занимает больше времени и, следовательно, требуется меньше дыхательных движений в единицу времени.

  • Минимальный пульс (удары в минуту) –минимальное зарегистрированное значение пульса в ходе диагностического сеанса и фаз работы тренировочного сеанса. Этот параметр используется для определения уровня нижнего порога в ходе рабочего сеанса.

  • Средний пульс (удары в минуту) вычисленное среднее значение пульса за период диагностической регистрации и фаз работы тренировочного сеанса. Входе обучения показатель среднего пульса обычно снижается.

  • Максимальный пульс (удары в минуту) – максимальное зарегистрированное значение пульса в ходе диагностического сеанса и фаз работы. Этот параметр используется для определения уровня верхнего порога в ходе рабочего сеанса.

  • Коэффициент соотношения длительности вдоха и выдоха позволяет контролировать правильность выполнения технологии диафрагмального дыхания, при котором значения этого коэффициента будут меньше 1 (оптимальное значение коэффициента 0,5. Допустимые значения 0,4-0,8). В том случае, если у обучающегося не получается длительный диафрагмальный выдох, то значения этого коэффициента необходимо наблюдать в течение всех обучающих сеансов и на заключительной диагностике (по первичной диагностике значение коэффициента может быть любым, в зависимости от типа дыхания и состояния ребенка).

По значениям максимального и минимального пульса рассчитывается показатель ДАС, который равен их разнице.

Существуют определенные возрастные нормативы данного показателя (в условных единицах)


Дети до 8 лет 25-30

Дети от 8 лет 20-25

Взрослые 15-20

Диагностика осуществляется с использованием аппаратно-программного комплекса путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи КАПфс-БОС-«Биосвязь» и реализуется в 3 этапа.


1 этап-подготовительный.


На этом этапе ребенку необходимо объяснить в доступной форме понятия о правильном дыхании и методе биологической обратной связи. Показать, что приборы не наносят никакого вреда, являются только регистрирующими помощниками. Достижение эффекта расслабления (релаксации) в ходе выполнения дыхательных упражнений – важный компонент методики. Расслаблению и успокоению безусловно помогает спокойная эмоциональная обстановка в кабинете, полное доверие и расположение со стороны психолога, проводящего занятия.


2 этап – выработка нового типа дыхания с помощью приборов БОС

Акцент на диафрагмальное дыхание – следующий важный компонент методики. Ребенку необходимо объяснить и показать, как он должен дышать, вовлекая мышцы брюшного пресса. На вдохе передняя стенка выпячивается (живот надувается), на выдохе – медленно втягивается. Вдох ребенок делает произвольно, через нос (при нарушенном носовом дыхании желательно восстановить его перед занятием), выдох – медленно, спокойно через рот, через слегка сомкнутые губы для создания физиологического дополнительного сопротивления воздуху.



3 этап – основной, для формирования и возможного закрепления, освоенного с помощью приборов БОС , навыка дыхания.


На данном этапе у ребенка выявляется способность к формированию нового дыхательного стереотипа, его надо лишь закрепить с помощью групповых или индивидуальных занятий по программам «Здоровый школьник» или «Саморегуляция школьников с использованием метода БОС». По таблице Сметанкина «Взаимосвязь величины ДАС и оценки здоровья» в зависимости от возраста можно определить прогноз успешности обучения в школе.


Адресат программы:


Программа адресована детям 6-16 лет. В зависимости от возраста меняются объемы и технологии проведения занятий.

Данный курс предполагает организацию консультативных встреч, отдельно для родителей, отдельно для ребенка. На первом занятии с детьми проводится тестирование.


Технологии проведения занятий:


1.Беседы с родителями.

2. Знакомство с программами БОС с помощью проведения презентаций.

3. Выявление медицинских показаний и противопоказаний к работе с программами БОС.

4.Консультирование родителей по результатам диагностики детей.

5.Консультация классных руководителей, подготовка рекомендаций на основе результатов групповой диагностики.


Материально-техническое обеспечение метода:


Диагностика осуществляется с использованием аппаратно-программного комплекса путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи КАПфс-БОС-«Биосвязь» в составе: преобразователь биоэлектрических, биомеханических сигналов организма человека, программные средства с программой «Кардио» (Регистрационное удостоверение МЗ РФ на медицинское изделие класса 2b № 29/03010302/3811-02 от 29.04.2002 г.

Анализ результатов:


Первичная диагностика дает возможность объективного анализа показателей сеанса БОС в виде графического изображения процесса дыхания (ДАС, ЧД), позволяет выявить особенности детей и наиболее эффективно подобрать методы и виды занятий с детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Повторная диагностика проводится после проведения групповых или индивидуальных занятий по программам «Здоровый школьник», «Саморегуляция с использованием БОС», « Индивидуальное консультирование с элементами управляемой практики. Когнитивно-поведенческий подход».




Тематический план групповых занятий по программе



Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья


с использованием биологической обратной связи





п/п


Тема


Время (мин., часы)

Кол-во занятий

Теор.

часть

Практ.

часть

Всего (ч)

1

Беседы с родителями. Презентация программы. Выявление п/показаний.

1

45 мин

45 мин

2

2

Тестирование школьников с использованием тестов Люшера, ДДЧ, Моя семья».

Обсуждение результатов.

1

45 мин

45 мин

2

3

Знакомство с детьми. Понятие БОС. Презентация программы.


1

45 мин

45 мин

2

4

Компьютерная диагностика.

Обсуждение результатов.

1

45 мин

45 мин

2

5

Консультирование родителей и педагогов по результатам диагностики. Рекомендации.

1

45 мин

45 мин

2

Итого





10



1час групповой работы включает:

а) теоретическая часть: информационный блок

б) практическая часть соответственно возрастным нормам

в) время на организацию и завершение учебного процесса (проветривание помещения, подготовка демонстрационного материала и т.д.) в соответствии с реализацией задач проводимого занятия.







Литература к программе

Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья

с использованием биологической обратной связи

  1. Алешина Ю.Е. «Семейное и индивидуальное консультирование», М.,1994.

  2. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М. Просвещение 1968.

  3. Валявский А. С. , Яковис А. С. Оздоравливающие и учебные игры. Практикум. Первая часть. Тесса. С-Пб. 2001

  4. Кулаков С.А. «Психопрофилактика и психотерапия в средней школе», СПб, 1996.

  5. Косицкий Г. И., Дъяконова И. Н. Резервы нашего организма. М. Просвещение. 1993. С 159.

  6. Кривцова С. В. Учитель и проблемы дисциплины Тренинг Генезис. Москва 2000

  7. Косицкий Г.И, Дъяконова И.Н Резервы нашего организма. Просвещение. 1993.

  8. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования. (Выпуск 1), СПбГУПМ,2000г.

  9. Сметанкин А.А.Учитель здоровья. Дыхание по Сметанкину., изд.Питер, 2003.

  10. Шеховцова Л.Ф. «Нравственная координата в психологическом консультировании и психотерапии» (Сб. «Психологическая служба системы образования» - вып.№3), СПб, 1998











7


Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья с использованием биологической обратной связи
  • Школьному психологу
Описание:


 Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья

с использованием биологической обратной связи

 (дополнение к программе групповых занятий «Здоровый школьник» и «Саморегуляция школьников с использованием БОС»

Количество листов: (7)

Составитель программы:

Новожилова Т.М.

Педагог-психолог, руководитель

кабинета Новых Оздоровительных

Технологий    ГБОУ ЦПМСС

Фрунзенского района

Соавтор Гаусман Г.В.

Учитель информатики,

педагог дополнительного

образования ГБОУ школы №202

Автор Гаусман Галина Викторовна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 427
Номер материала 9784
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓