Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыМетодика компьютерной диагностики основных параметров здоровья с использованием биологической обратной связи

Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья с использованием биологической обратной связи

Скачать материал

    Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической,  медико социальной помощи

      Центр психолого-медико-социального сопровождения

                      Фрунзенского района

 

 

 

 

 

           Согласовано                                                                                                   Утверждаю

 

 

           Педагогическим советом  ГБОУ ЦПМСС                                        Директор ЦПМСС

 

От  «                »   протокол  №                                                                                   Фрунзенского р-на

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья

с использованием биологической обратной связи

 (дополнение к программе групповых занятий «Здоровый школьник» и «Саморегуляция школьников с использованием БОС»

 

 

 

Количество листов: (7)

Составитель программы:

Новожилова Т.М.

Педагог-психолог, руководитель

кабинета Новых Оздоровительных

Технологий    ГБОУ ЦПМСС

Фрунзенского района

Соавтор Гаусман Г.В.

Учитель информатики,

педагог дополнительного

образования ГБОУ школы №202

 

 

Санкт-Петербург

 

2013 г

 

 

 

Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья

с использованием биологической обратной связи

 

Актуальность программы:

 

С рождения все мы дышим правильно, но с самого раннего возраста ребенок испытывает стрессы, физиологический и эмоциональный дискомфорт. Адаптивные механизмы незрелого детского организма не всегда успевают приспосабливаться к возрастающим требованиям внешней, в том числе и образовательной, среды.

               Основываясь на анализе и обобщении нашей собственной теоретической и практической работы, можно смело сказать, что коррекционно-развивающие оздоровительные программы  с использованием биологической обратной связи приводят к улучшению учебной мотивации и повышению работоспособности, стабилизируют внимание и память, снижают риск появления поведенческих проблем, улучшают адаптационные возможности школьников.

         Однако физические, психические и психофизиологические показатели школьников в пределах одной возрастной группы настолько неоднородны, что проводить групповые занятия  без предварительной диагностической работы крайне затруднительно.

        К тому же, очень часто, в классе присутствуют учащиеся, с выраженным в той или иной степени СДВГ, что не позволяет, включить всю группу из 10 человек одновременно, в работу с использованием датчиков БОС. Оптимальным набором группы для предварительной диагностики, как показывает предыдущий опыт работы, является группа из 5-10 человек.

      Широкие диагностические возможности программы позволяют определить направление и тактику работы с каждым ребенком. Методические рекомендации по результатам диагностики содержат подробное описание тактик применения программы в различных сферах. В школьных условиях использование методики компьютерной диагностики обеспечивает создание здоровьесберегающей среды.

 

Цель и задачи программы:

 

Целью проведения компьютерной диагностики основных параметров здоровья, с использованием датчиков биологической обратной связи, является прогноз успешности обучения школьников в ОУ, на основе полученных в процессе тестирования психофизиологических показателей.

 

 

Общими показаниями к работе с программой являются:

 

  • наличие высокой стрессовой нагрузки,
  • этапы возрастных кризисов,
  • хроническая неуспеваемость
  • проблемы личностного развития,
  • периоды адаптации к новым требованиям (поступление в школу, экзамены и т.д.),

 

 

Противопоказания.

 

Абсолютные:

 

-запрет на работу с монитором компьютера

-грубые нарушения интеллекта, не позволяющие понимать инструкции методиста.

 

Относительные:

 

  • обострение хронических заболеваний кардио-респираторной системы

 

  • значительные нарушения сердечного ритма, не позволяющие получать адекватные сигналы обратной связи, что существенно усложняет работу психолога.

 

Ограничения.

Работа по программе с детьми, имеющими заболевание бронхиальной астмы ( а также при некоторых психических заболеваниях, характеризующихся резкими перепадами состояний), может спровоцировать приступ. Специалист. Работающий с такими детьми, должен обладать определенными знаниями поведения в подобных ситуациях или осуществлять работу в присутствии медицинского работника. Несмотря на некоторые сложности в работе с такими детьми, эти заболевания не являются противопоказаниями к работе. Напротив, работа с ними приведет к улучшению состояния ребенка, тем не менее, это накладывает определенные ограничения на работу и предъявляет особые требования к уровню компетенции специалиста.

 

Задачи программы:

Оценка психофизиологического состояния на основе анализа результатов тестирования, используя п/физиологические параметры:

·        Частота дыхания (количество дыхательных движений в минуту). Этот показатель отражает степень нагрузки на дыхательную систему. Обычно у детей этот показатель значимо выше, чем у взрослых. В ходе выработки навыка этот показатель должен снижаться, так как диафрагмальное дыхание лучше обеспечивает организм необходимым  количеством кислорода, дыхательный цикл занимает больше времени и, следовательно, требуется меньше дыхательных движений в единицу времени.

·        Минимальный пульс (удары в минуту) –минимальное зарегистрированное значение пульса в ходе диагностического сеанса и фаз работы тренировочного сеанса. Этот параметр используется для определения уровня нижнего порога в ходе рабочего сеанса.

·        Средний пульс  (удары в минуту) вычисленное среднее значение пульса за период диагностической регистрации и фаз работы тренировочного сеанса. Входе обучения показатель среднего пульса обычно снижается.

·        Максимальный пульс (удары в минуту) – максимальное зарегистрированное значение пульса в ходе диагностического сеанса и фаз работы. Этот параметр используется для определения уровня верхнего порога в ходе рабочего сеанса.

·        Коэффициент соотношения длительности вдоха и выдоха позволяет контролировать правильность выполнения технологии диафрагмального дыхания, при котором значения этого коэффициента будут меньше 1 (оптимальное значение коэффициента 0,5. Допустимые значения 0,4-0,8). В том случае, если у обучающегося не получается длительный диафрагмальный выдох, то значения этого коэффициента необходимо наблюдать в течение всех обучающих сеансов и на заключительной диагностике (по первичной диагностике значение коэффициента может быть любым, в зависимости от типа дыхания и состояния ребенка).

По значениям максимального и минимального пульса рассчитывается показатель ДАС, который равен их разнице.

Существуют определенные возрастные нормативы данного показателя (в условных единицах)

 

Дети до 8 лет     25-30

Дети от 8 лет     20-25

Взрослые           15-20

Диагностика осуществляется с использованием аппаратно-программного комплекса путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи КАПфс-БОС-«Биосвязь» и реализуется в 3 этапа.

 

1 этап-подготовительный.

 

       На этом этапе ребенку необходимо объяснить в доступной форме понятия о правильном дыхании и методе биологической обратной связи. Показать, что приборы не наносят никакого вреда, являются только регистрирующими помощниками. Достижение эффекта расслабления (релаксации) в ходе выполнения дыхательных упражнений – важный компонент методики. Расслаблению и успокоению безусловно помогает спокойная эмоциональная обстановка в кабинете, полное доверие и расположение со стороны психолога, проводящего занятия.

 

2 этап – выработка нового типа дыхания с помощью приборов БОС

  

           Акцент на диафрагмальное дыхание – следующий важный компонент методики. Ребенку необходимо объяснить и показать, как он должен дышать, вовлекая мышцы брюшного пресса. На вдохе передняя стенка выпячивается (живот надувается), на выдохе – медленно втягивается. Вдох ребенок делает произвольно, через нос (при нарушенном носовом дыхании желательно восстановить его перед занятием), выдох – медленно, спокойно через рот, через слегка сомкнутые губы для создания физиологического дополнительного сопротивления воздуху.

 

 

3 этап – основной,  для формирования и возможного закрепления, освоенного с помощью приборов БОС , навыка дыхания.

 

       На данном этапе у ребенка выявляется способность к формированию нового  дыхательного стереотипа, его надо лишь закрепить с помощью групповых или индивидуальных занятий по программам «Здоровый школьник» или «Саморегуляция школьников с использованием метода БОС». По таблице  Сметанкина «Взаимосвязь величины ДАС и оценки здоровья» в зависимости от возраста можно определить прогноз успешности обучения в школе.

 

Адресат программы:

 

     Программа адресована детям  6-16 лет. В зависимости от возраста меняются объемы и технологии проведения занятий.

    Данный курс предполагает организацию консультативных встреч, отдельно для родителей, отдельно для ребенка. На первом занятии с детьми проводится тестирование.

 

Технологии проведения занятий:

 

1.Беседы с родителями.

2. Знакомство с программами БОС с помощью проведения презентаций.

3. Выявление медицинских показаний и противопоказаний к работе с программами БОС.

4.Консультирование родителей по результатам диагностики детей.

5.Консультация  классных руководителей, подготовка рекомендаций на основе результатов групповой диагностики.

 

Материально-техническое обеспечение метода:

 

     Диагностика осуществляется с использованием аппаратно-программного комплекса путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи КАПфс-БОС-«Биосвязь» в составе: преобразователь биоэлектрических, биомеханических сигналов организма человека, программные средства с программой «Кардио» (Регистрационное удостоверение МЗ РФ на медицинское изделие класса 2b № 29/03010302/3811-02 от 29.04.2002 г.

Анализ результатов:

 

      Первичная диагностика дает возможность объективного анализа показателей сеанса БОС в виде графического изображения процесса  дыхания (ДАС, ЧД), позволяет выявить особенности детей и наиболее эффективно подобрать методы и виды занятий с детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Повторная диагностика проводится после проведения групповых или индивидуальных занятий по программам  «Здоровый школьник», «Саморегуляция с использованием БОС», « Индивидуальное консультирование с элементами управляемой практики. Когнитивно-поведенческий подход».

 

 

 

Тематический план групповых занятий по программе

 

Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья

 

с использованием биологической обратной связи

 

 

 п/п

 

Тема

 

Время (мин., часы)

Кол-во занятий

Теор.

часть

Практ.

часть

Всего (ч)

1

Беседы с родителями. Презентация программы.  Выявление п/показаний.

1

45 мин

45 мин

2

2

Тестирование школьников с использованием  тестов Люшера, ДДЧ, Моя семья».

 Обсуждение результатов.

1

45 мин

45 мин

2

3

Знакомство с детьми. Понятие БОС. Презентация программы.

1

45 мин

45 мин

2

4

Компьютерная диагностика.

Обсуждение результатов.

1

45 мин

45 мин

2

5

Консультирование родителей и педагогов по результатам диагностики. Рекомендации.

1

45 мин

45 мин

2

Итого

10

 

 

1час групповой работы включает:

а) теоретическая часть: информационный блок

б) практическая часть соответственно возрастным нормам

в) время на организацию и завершение учебного процесса (проветривание помещения, подготовка демонстрационного материала и т.д.) в соответствии с реализацией задач проводимого занятия.

 

 

 

 

 

 

Литература к программе

Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья

с использованием биологической обратной связи

 

  1. Алешина Ю.Е. «Семейное и индивидуальное консультирование», М.,1994.
  2. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М. Просвещение 1968.
  3. Валявский А. С. , Яковис А. С. Оздоравливающие и учебные игры. Практикум. Первая часть. Тесса. С-Пб. 2001

4.   Кулаков С.А. «Психопрофилактика и психотерапия в средней школе», СПб, 1996.

5.   Косицкий Г. И., Дъяконова И. Н. Резервы нашего организма. М. Просвещение. 1993. С 159.

6.   Кривцова С. В. Учитель и проблемы дисциплины Тренинг Генезис. Москва 2000

7.   Косицкий Г.И, Дъяконова И.Н Резервы нашего организма. Просвещение. 1993.

8.   Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования. (Выпуск 1), СПбГУПМ,2000г.

9.   Сметанкин А.А.Учитель здоровья. Дыхание по Сметанкину., изд.Питер, 2003.

10.Шеховцова Л.Ф. «Нравственная координата в психологическом консультировании и психотерапии» (Сб. «Психологическая служба системы образования» - вып.№3), СПб, 1998

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья с использованием биологической обратной связи"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:


 Методика компьютерной диагностики основных параметров здоровья

с использованием биологической обратной связи

 (дополнение к программе групповых занятий «Здоровый школьник» и «Саморегуляция школьников с использованием БОС»

Количество листов: (7)

Составитель программы:

Новожилова Т.М.

Педагог-психолог, руководитель

кабинета Новых Оздоровительных

Технологий    ГБОУ ЦПМСС

Фрунзенского района

Соавтор Гаусман Г.В.

Учитель информатики,

педагог дополнительного

образования ГБОУ школы №202

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 772 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 420
    • DOCX 69 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гаусман Галина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гаусман Галина Викторовна
    Гаусман Галина Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 5808
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Когнитивно-поведенческая терапия детей и подростков

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Буллинг: вызовы и решения в воспитании и образовании детей

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 311 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 402 человека

Курс повышения квалификации

Основы аддиктологии. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе