Главная / Директору-завучу / Методика коллективного способа обучения

Методика коллективного способа обучения

Определение целей деятельности

О

Установление правил деятельности (инструктаж)

О

Распределение функций, формирование групп, пар

О

О

Текущий контроль

Работа в динамических парах О

О

Индивидуальная помощь ▲

Подведение итогов, рефлексия

О



Парную работу можно использовать в трёх видах:


Статистическая пара

Динамическая пара

Вариационная пара

Виды парной работы



  1. статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик», так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

  2. динамическая пара: выбирают четверо учащихся, и готовится одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем, каждый раз ему необходимо менять логику изложения, темп, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей. Работа в динамических парах:

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О




  1. вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Основные преимущества технологии КСО

Совершенствуются навыки логического мышления и понимания учащихся.

Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти.

Повышается ответственность и за свои успехи, и за результаты коллективного труда.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей.

Обеспечивается более прочное усвоение в процессе неоднократного повторения с несколькими сменными партнёрами.

Формируется позитивный микроклимат в детском коллективе.

Мобилизуются предшествующий опыт и знания.



  1. Экран учета ведется для формирования различных видов контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.



Задание Ученик

У1

У2

УЗ

У4

Алина





Игорь Г.





Игорь М.





Вера





Саша





Маша





Лера






Одним из преимуществ КСО является освобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличению времени для индивидуальной помощи учащимся.

Структура карточек

Карточка состоит из двух частей: первая – для ввода, она же для взаимообмена. Задание для ввода носит репродуктивный характер, это материал, который ученик должен разобрать, научиться объяснять товарищу, записать самое главное ему в тетрадь. Здесь идет работа над текстом параграфа, часто с использованием дополнительной литературы, справочников.

Во второй части (задание второго уровня) – задания на закрепление и отработку полученных знаний. Эти задания предусматривают элементы творческого характера, выполнение заданий олимпиад.

Приведу пример двух карточек по теме: «Экология как наука. Жизнь среда обитания» (11 класс).

Метод КСО дает положительные результаты сразу. Ученик выступает при КСО в роли учителя. Благодаря положению, что каждый обучает каждого, возможно достижение таких показателей познания мира, как осознанность и понимание учебного материала, учебные же действия приобретают необходимые показатели легкости, быстроты, автоматизма. В этой связи вскрываются такие резервы, которые в традиционной науке и практике никак не проявляются. Например, задача объяснить материал, убедить товарища, приводит у ученика в действие такие механизмы, которые часто остаются не использованными. Ученик для объяснения товарищу (в отличие от собственного усвоения, когда он довольствуется малым) ищет в материале дополнительные связи, свойства и отношения, приводит основания, убедительные для самого непонятливого товарища.

Уровень достижений.

Дескриптор

0

Студент не достиг стандарта любым ниже перечисленным дескриптором.

1 - 2

Студент систематизирует и представляет данные, используя простые цифровые или диаграммные формы, и делает очевидные выводы.


3 - 4

Студент систематизирует и переводит данные в цифровые и диаграммные формы и представляет их в соответствующей форме передачи информации. Студент делает выводы, согласующиеся с данными.


5 - 6

Студент систематизирует и переводит данные в цифровые и диаграммные формы и представляет их логически и чётко, используя соответствующие формы передачи информации. Студент объясняет тенденции, структуру или взаимодействие данных, комментирует надёжность данных, делает чёткие выводы, основанные на правильной интерпретации данных, и объясняет их, используя научный подход.



Критериальное оценивание вводится постепенно, начиная с первого уровня ( 6 класс ). Учащиеся знакомятся с дескрипторами (описанием). Например, в шестом классе учащиеся знакомятся с критериями С, E,F. В седьмом и восьмом классах ( 2 уровень) дополнительно вводится критерий В. А в девятых и десятых классах критерии А, D. Следовательно, к 10 классу (5 уровень) работы студентов оцениваются с использованием всех видов критериев.

  • Вербальное оценивание. Мы – взрослые люди – любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания и по заслугам оценивают наш позитивный вклад в общее дело. Результат многочисленных научных исследований указывает на то, что для студентов различных классов ещё более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Отсюда простой вывод: поощряйте даже небольшой успех ученика при движении к цели, отмечайте добрым словом его личные достижения при изучении науки биологии, формируйте на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи. Постарайтесь сделать так, чтобы это всё стало стилем вашего существования в стенах школы. И тогда большинство ребят ответят вам уважением, любовью и желанием работать на уроке. Так, например, при подведении итогов или результатов проведённой какой-либо оценочной работы сначала отметьте имена студентов, чьи работы были выполнены на высоком и хорошем уровне. Имена студентов, чьи работы имеют средний и низкий уровень не рекомендуется называть, а лишь можно сказать о том, что данные работы требуют работы над ошибками или коррекции.

  • Взаимооценивание используется при презентации творческих работ, например постеров, плакатов или коллажей. Студенты совместно с учителем определяют рубрики, по которым будет проводиться оценивание. Например, тема: «СПИД – чума 21 века» или «Туберкулёз – социальная проблема» Студенты готовят коллажи и презентуют их. Классом определены рубрики: научность, достоверность, оригинальность, содержание и т.д. Количество рубрик и их содержание может быть определено в соответствии с изучаемой темой. Рубрики записываются на доске. После завершения презентаций студенты оценивают друг друга. Это может быть представлено в письменной форме или устной. Данная форма оценивания позволяет сформировать умение у школьников объективно оценить и прокомментировать деятельность других, отметить при этом положительные и отрицательные стороны работы.

  • Самооценивание не только позволяет студенту проводить самоконтроль, по возможности оценивать свои знания, учебные навыки, но и превращают его в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии, совершенстве. Самооценка учебной деятельности позволяет студенту чувствовать себя не только исполнителем каких – либо работ в его учебной деятельности, но и способствует формированию ответственности за полученный результат. Самооценивание на уроках биологии проводится в двух формах: критериальное, рефлексивное.


Критериальное самооценивание проводится студентами в целях оценивания своих достижений в соответствии с дескрипторами критериального оценивания международной программы IB в группе предметов Science (науки). Критериальное самооценивание может быть использовано при проведении различных видов письменных работ со студентами по предмету. Критериальное самооценивание оформляется в работе студента, где должен быть представлен комментарий учителя. Форма и оформление критериальной самооценки в работе студента может быть различной. Привожу пример оформления критериальной самооценки в тексте письменной работы студента.


Критерий С: научные знания и концепции.


Аспекты вашей работы


Комментарии учителя


Критерии

Максимальное количество баллов - 6

C




Для того, чтобы студенты могли ознакомиться с дескрипторами критериев и использовать их для самооценивания, командой учителей группы предметов Science разработано критериальное самооценивание учащихся, где в доступной форме представлена информация дескрипторов всех критериев. Представляю пример критериального самооценивания по критерию Е.


Критериальное самооценивание.

Критерий Е: обработка данных.


Уровень достижения

Дескриптор (описание)

0

Я не смог справиться с заданием.


1 - 2



  • Я могу систематизировать данные, используя при этом простые цифровые и диаграммные формы.

  • Могу делать очевидные выводы.



3 - 4



  • Я могу систематизировать и переводить данные в цифровые и диаграммные формы.

  • Я могу представлять их в соответствующей форме передачи информации.

  • Я могу делать выводы, согласующиеся с данными исследования.


5 - 6

  • Я могу систематизировать и переводить данные в цифровые и диаграммные формы и представлять их логически чётко.

  • Я могу использовать соответствующие формы передачи информации.

  • Я могу объяснять тенденции, структуру или взаимодействие данных.

  • Я могу комментировать надёжность данных

  • Я могу делать чёткие выводы, основанные на правильной интерпретации данных и объяснять их, используя научный подход.


Рефлексивное самооценивание студентами используется :

  • при выполнении работы по алгоритму;

  • после завершения изучения темы (главы, раздела). Рекомендуется проводить перед проведением итоговой контрольной работы или тестировании.

  • при работе в группе.

  • 1. Работать в паре, т.е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать свое мнение и выслушать мнение товарища;

  • 2. Работать с карточкой: читать и формулировать прочитанное, ставить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, четко формулировать свое понимание, свою мысль.

  • Эти умения вырабатывались не сразу. На первых порах было шумно, у ребят не было навыков совместной работы.

  • Вначале занятий учащиеся старались пересказывать «книжным языком». Затем, имея возможность вдуматься в смысл слов, обсудить, осмыслить прочитанное, они стали формулировать свои мысли, свое понимание. Со временем их речь стала меняться, фразы приобрели логическую последовательность и завершенность. Учащимся стало легче отвечать на вопросы «зачем» и «почему».

Контроль качества знаний по результатам самооценивания и оценивание уровня знаний учителем можно представить в следующей последовательности действий.

  • Индивидуальная работа обучающихся с карточкой по самооцениванию. Карточка предлагается каждому обучающемуся, где он в течение 2 –3 минут ставит «галочки» или «+» в соответствующих графах: отлично, хорошо, среднее, требует улучшения.

  • Оформление сводной таблицы. Затем учитель заносит данные самооценки в сводную таблицу и анализирует её. Цветная таблица позволяет наглядно оценить уровень достижений учащихся при изучении темы. Также в таблицу вносятся результаты итогового теста. При выполнении теста провели самооценку, оформленную в работе. При проверке итогового контрольного теста учитель также критериально оценивает работу и вносит данные в таблицу.

  • Анализ результатов сводной таблицы, обобщение, выводы.



Сводная таблица самооценки студентов в завершении изучении темы.

Предмет :Биология Класс 9M Учитель Михайлова М.В.

Тема: Nerve System Дата : 21.10.04




Фамилии студентов

Способность найти информацию в учебнике

Использование дополнительной лит-ры.

Сосредоточенность и прилежание

Умение работать самостоятельно

Умение оформить опорный конспект вттттттттттетртетради

Умение делать выводы и обобщения

Применение логического мышления

Умение работать со схемами и диаграммами

Уровень усвоения темы

Итог

Test

Crittrion

C

Student

Teacher

1. Алимбаев Айтей










5

5

2. Арымбаев Эльдар










3

2

3. Бижанов Нуржан










5

4

4. Газиева Джемма










-

2

5. Нурманбетова Мадина










3

4

6. Сагиева Азия










3

4

7. Савпиньски Арман










4

5

8. Туктарова Лена












9.












Комментарии: ______________________________________________________________________

______ отлично __________________________________________________________________

______ хорошо __________________________________________________________________

______ среднее __________________________________________________________________

______ требует улучшения _________________________________________________________


Сводная таблица позволяет сделать глубокий анализ, где учитель имеет возможность выявить умение студентов объективно оценить свои учебные навыки, а также уровень знаний по предмету при изучении определённой темы. Согласно представленной модели оценочной деятельности учитель имеет возможность спланировать коррекционные занятия со студентами.

Систематическое проведение данной формы самооценивания и её анализ позволит проследить динамику уровня знаний студентов при изучении предмета биологии за текущий учебный год, сделать соответствующие выводы. Информация может быть представлена родителям для ознакомления при индивидуальных встречах с учителем.

Далее представлен образец самооценивания работы студентов в группе, который позволяет оценить как работу группы в целом, так и участие каждого студента в ней. Учитель имеет возможность проанализировать и сделать соответствующие выводы и обобщение.





Лист самооценки работы в группе.

Тема:______________________________ Предмет:__________________________

Фамилия ___________________________ Класс: _______________ Дата: ______


  1. Оцени, как твоя группа справилась с работой, и поставь галочку в соответствующей колонке.



Отлично

Хорошо

Среднее

Требует улучшения

1.




2.




3.




4.




5.






1.Распределение обязанностей среди членов группы.

2.Сотрудничество внутри группы.

3.Устная презентация.

4.Представление научного материала.

5.Представление комплекта пособий.



  1. Оцени своё участи в работе группы и объективно ответь на следующие вопросы.



Отлично

Хорошо

Среднее

Требует улучшение

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.












1. Понимание заданий и инструкций.

2.Моя активность в групповой работе.

3. Моё прилежание.



  1. Моя сосредоточенность на групповой работе.

  2. Моё участие в презентации.



  1. Я был полезен в команде.



  1. Я был (в какой роли):


Подведи итоги своей работы сегодня.

Над чем следует поработать?




Внедрение технологии КСО предполагает исключение методов принуждения к учению и использованию лишь тех методов, которые вовлекают детей в общий труд учения, вызывая чувства успеха, движения вперед, развития.

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно.

Это усложнение осуществляется по нескольким направлениям:

  • усложнение видов работы;

  • повышение степени самостоятельности учащихся;

  • усложнение содержания учебного материала, прорабатываемого учениками;

  • сокращение инструкций учителя;

  • создание условий для проявления инициативы учащихся.

  • Чтобы научить учащихся работать, таким образом, потребовалось определенное время.

  • Представляю образец самооценки работы обучающегося при изучении темы. Учебные навыки, представленные для самооценки определяются учителем в зависимости от изучаемой темы, от видов и форм деятельности, использованных при изучении темы.

  • Самооценивание работы по алгоритму на тему: _______________

  • Фамилия ________________________ Класс ____________________ Дата __________

  • Оцени, как ты справился с работой и объективно ответь на следующие вопросы:

Учебные навыки

Отлично

Хорошо


Среднее

Требует улучшения

1. Моя способность найти информацию в учебнике и использовать её при выполнении заданий и ответах на вопросы.

2. Использование дополнительной литературы при изучении темы.

3. Моя сосредоточенность и прилежание при выполнении работы.

4. Моё умение работать самостоятельно.

5. Моё умение делать выводы и

7. Моё умение работать со схемами и диаграммами.

8. Моё умение выполнять задания с применением логического мышления ( например, при решении биологических задач).

9. Уровень усвоения (понимания) изучаемой мною темы.

















Методика коллективного способа обучения
  • Директору-завучу
Описание:

Карточка состоит из двух частей: первая – для ввода, она же для взаимообмена. Задание для ввода носит репродуктивный характер, это материал, который ученик должен разобрать, научиться объяснять товарищу, записать самое главное ему в тетрадь. Здесь идет работа над текстом параграфа, часто с использованием дополнительной литературы, справочников.

Во второй части (задание второго уровня) – задания на закрепление и отработку полученных знаний. Эти задания предусматривают элементы творческого характера, выполнение заданий олимпиад.

Приведу пример двух карточек по теме: «Экология как наука. Жизнь среда обитания» (11 класс).

Автор Бадмаева Елена Галсановна
Дата добавления 21.03.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 591
Номер материала 58459
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓