Главная / Музыка / МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В МУЗЫКЕ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В МУЗЫКЕ


МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5



hello_html_2b92895d.gif





Афанасьева Алёна Евгеньевна










г. Нижневартовск 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.


Глава I. Исторические образы в музыке и их место в программах, действующих на территории России.


§ 1. Музыкальный образ, музыкальное восприятие. Характеристика программ в свете исследуемой проблемы.


§ 2. Элементы содержания музыкального образования в процессе изучения исторических образов начальных классах.


Глава II. Методика изучения исторических образов на уроке музыки.


§ 1. Некоторые подходы в приобщении школьников к музыкальному восприятию.


§ 2. Методы и приёмы в изучении школьниками исторических образов в музыке.

Заключение.


Список литературы.


ВВЕДЕНИЕ


В сегодняшней социокультурной ситуации искусство властно пронизывает всю нашу жизнь. Причём, в первую очередь, ощущается не огромная действенная сила традиционных видов искусства – скульптуры, театра, живописи, сколько технических искусств – кинематографа, телевидения. Популярность музыкального искусства у молодежи возрастает обгоняя другие виды искусства. Динамика такого роста объясняется доступностью и массовым характером музыкального образования, распространением музыкальных, культурных ценностей с помощью технических средств массовой коммуникации. Особая абстрактность и эмоциональная заразительность музыкального языка создаёт благоприятные условия для личностного освоения музыкальных ценностей. Проблемы массового музыкального воспитания школьников становятся первичными по отношению ко всем негативным процессам современной музыкальной культуры нашего общества. Истоки же такого качественного состояния системы музыкальной культуры лежат в новом качественном состоянии системы музыкального, эстетического воспитания. Именно в школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры. Выражается это в подготовке ребёнка к эмоционально-ценностному отношению к жизни, к искусству, в развитии адекватного музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Таким образом, содержание музыкального образования определяется как система знаний, умений и навыков в сочетании с творческой деятельностью школьников и эмоционально-нравственным отношением к жизни. Основными элементами содержания музыкального образования с точки зрения современной дидактики являются:

  • музыкальный материал – опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности;

  • музыкальные знания (ключевые и частные);

  • музыкальные умения и навыки.

Существуют определённые критерии отбора музыкального материала: музыкальные произведения должны быть высоко художественными и увлекательными для школьников, педагогически целесообразными, доступными для конкретного возраста.

В содержании музыкального образования должны быть представлены произведения различных жанров от простых до сложных форм. Это и народная музыка, и классическая, и произведения современных композиторов. Ю.А. Алиев систематизировал музыкальный материал следующим образом: фольклор (народная музыка), духовная (церковная музыка), классическое наследие и произведения современных композиторов. Вопрос развития у учеников потребности и интереса к музыке находится в числе краеугольных в программе по музыке, разработанной авторским коллективом под руководством Ю.Б. Алиева. Весьма занятная примета последнего времени – обращение исследователей и практиков к популярным у молодёжи жанрам и видам проведения досуга. Это серьёзный разговор о рок музыке и включении популярной музыки в воспитательный процесс. В то же время данные социологии подтвердили факт увлечения молодёжи лишь развлекательной музыкой и показали необходимость педагогического участия в формировании музыкальных вкусов учащихся. Использование взаимодействий различных видов искусств, актуализация межпредметных связей, тенденции отечественных методических разработок – это один из путей формирования художественного вкуса молодых людей. Другой путь – это отбор основополагающих художественных ценностей с помощью нашей истории – через конкретные музыкальные образы, созданные как композиторами-классиками, так и современными композиторами. Именно на произведения выдающихся композиторов, которые преданно любили своё отечество и с любовью воспевали его красоту и самоотверженность людей, готовых на подвиг, готовых на муку.

Сегодня особенно важно подумать о таких качествах современной молодёжи как патриотизм и гражданственность. Негативные процессы в социокультурной сфере приводят к слабой реализации воспитательного потенциала музыкального искусства, которое призвано в настоящее время стать одним из приоритетных средств духовного возрождения общества. Воспитание патриотических чувств и гражданственности подрастающего поколения – это едва ли не самая главная на сегодняшний день задача педагога. Воспитательный потенциал музыкального искусства вполне может обеспечить формирование личности, которой свойственна художественно-эстетическая, эмоционально-нравственная и социальная активность. Социально-активным может стать человек, которому не чужды такие понятия как любовь и почитание России, вера в неё, в её духовную силу. А это и есть не что иное, как гражданственность и патриотизм.

Системе музыкально-эстетического воспитания, образования и развития школьников в современном мире присуще такие основные черты, как социокультурная обусловленность, направленность на человека и авторский характер методических разработок. Формирование личности в системе образования опирается на позитивный материал отечественной и мировой музыкальной культуры. Особую роль в этом смогли бы сыграть произведения русской музыкальной классики. Могучий гуманитарный потенциал великих произведений русской классической музыкальной литературы, её понимание до сих пор воспринимается как привилегия интеллектуалов, а не как-то, что может быть доступно и важно для каждого человека. Самое печальное состоит в том, что многие деятели культуры постперестроечного периода сочли, что миссия «сеять разумное, доброе, вечное» была обусловлена изжившей себя коммунистической идеологией. В стремлении открестится от этой идеологии многие зашли столь далеко, что не нашли ничего лучшего, как выбросить за борт всякие ценности духовного и гуманитарного порядка. Стоит ли удивляться, что не смотря на исконный патриотизм, массовый российский зритель, читатель, слушатель в поисках духовной пищи всё чаще обращается к продукции западного и вообще зарубежного происхождения.

Для педагога – музыканта с сегодняшнего дня ситуация представляет безграничные возможности для активизации духовного потенциала личности средствами искусства, которое отражает лучшие человеческие чувства – мужество и стойкость в борьбе против зла, любовь, чувство патриотизма.

Объект исследования: исторические образы в музыке. Предмет исследования: методика изучения исторических образов в музыке.

Цель исследования: обозначить методы изучения исторических образов на уроке музыки и экспериментально проверить результативность данных методов.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать программный материал.

  2. Изучить методы и приёмы школьного образования в свете исследуемой проблемы.

  3. Проверить результативность предложенных методов изучения исторических образов в музыкальных произведениях.

Глава I. Исторические образы в музыке и их место в программах, действующих на территории России.

§ 1. Музыкальный образ, музыкальное восприятие. Характеристика программ в свете исследуемой проблемы.



Урок музыки, как урок искусства, совершенно особенный, и учитель музыки должен быть личностью, способной увлечь учеников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять её, стремиться к общению с высоким искусством через различные музыкальные образы, созданные в разное время нашими замечательными соотечественниками. Что же такое музыкальный образ? Используя терминологию Н. Рериха, А. Шнитке можно сказать, что музыкальный образ концентрирует в себе «чувства – мысль». Он помогает распознать и постигнуть «идейно содержательное зерно» музыкального сочинения (К.Н. Игумнов, Я.И. Мильштейн и др.). Именно музыкальный образ выражает и «опредмечивает» в конкретно-чувственной форме все те процессы, эмоциональные состояния, которые происходят в области музыкального сознания. Усиление роли художественно-образного компонента музыкального сознания учащегося, предполагает прежде всего сознание благоприятных условий для расширения и обогащения спектра эмоций, воображения, развитии всего комплекса общих и специальных (музыкальных) способностей. Педагогу необходимо найти способ стимулировать ассоциативные процессы у своих подопечных. Когда входишь в мир созданные композитором, «погружаешься в музыкальную образность, в голове рождаются подчас смутные ассоциативные ведения, картины, представления. Это естественный процесс: под ассоциацией – к звукообразу, от него – к сочинению или исполнению музыки, или просто к более глубокому её восприятию. Важно лишь, что бы этот процесс был бы достаточно активным и разнонаправленным, не замыкающимся на чём-то одном» (Спиваков) Гегель рассматривал различные виды искусства, как грани раскрытия абсолютной идеи, выраженной в художественном образе. Это методологический принцип может и должен найти своё преломление в преподавании музыки, равно как и других художественно-творческих дисциплин. Художественный образ, как следует из современных представлений о нём, может выступать в виде некой универсалии, вбирая в себя и краску, и звук, и жест. Если вести разговор о первоочередных задачах педагога-музыканта, то задачи эти сводятся практически всегда к расширению и углублению сферы музыкальной образности, к формированию способности у индивида видеть и воспринимать мир музыки сквозь призму образности.

Проблемам развития художественно-образного (музыкального) сознания у детей, подростков, юношей и девушек посвящены многие психолого-педагогические исследования. Основным педагогическим рычагом является в данном случае воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащегося, как играющую первостепенную по важности роль в процессах сознательной и подсознательной деятельности человека. Вне эмоций невозможны никакие продуктивные действия в художественно - образном сознании. Вне эмоций невозможно само восприятие музыки.

Музыкальное восприятие множественно и многолико, как множественны и многолики образы музыкальных произведений, с которыми школьники встречаются на уроках музыки. Для каждого стиля, для каждого вида и жанра музыки, для каждого образа характерен тот или иной способ восприятия: различны психологические установки, фокус внимания и манере поведения слушателей рок-концертов, любителей оперы и симфонической музыки. Такие различия можно назвать объективными, потому что они обусловлены различной социально-культурной направленностью и внутренней структурой разных типов музыки. Существуют и индивидуальные различия в восприятии одних и тех же стилей и музыкальных произведений. Каждый слушатель руководствуется собственным восприятием, которое зависит от уровня интеллекта, умения по-своему интерпретировать и расшифровывать музыкальные образы, составляющих содержание музыкального произведения. Большинство слушателей явно склоняется к предметно-содержательному, живописно-образному истолкованию музыки. Они рисуют в своём изображении разного рода картины, порождённые музыкой те или иные образы, вызванные определёнными ассоциациями. Материал музыкального переживания – это не собственно звук, а порождённые им в душе, вернее пробуждённые в ней образы – жившие в ней до прослушивания произведения, но лишь теперь ставшие реальностью сознания. Музыка находится в более интимных, доверительных отношениях со слушателями, нежели литература или живопись. Свои музыкальные пристрастия слушатель воспринимает как часть себя. Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создаёт музыкальные образы, в которых воплощает свои творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведения, тем сложнее их взаимоотношения и развитие. Что ты слушатель мог почувствовать это развитие, его следует к этому подготовить.

§ 2. Элементы содержания музыкального образования в процессе изучения исторических образов начальных классов.


В программе разработанной коллективом сотрудников лаборатории музыкального обучения НИИ школ МПРСРСР под руководством Д.Б. Кабалевского, школьники начинают знакомиться с различными музыкальными образами, начиная с первого класса. Это простые по своему содержанию и значительности образы и связи. Школьники постепенно привыкают к термину «образ» и при накоплении слухового опыта понятие «музыкальный образ» становится одной из важнейших самостоятельных тем программы. От образа «трёх девочек» до образа выдающихся личностей, таких, как Александр Невский, Иван Сусанин, Михаил Кутузов – там просматривается накопление музыкально-слуховых представлений в области восприятия музыки, освоения достаточно сложного содержания произведений различных жанров. В программе «Музыка» Д.Б. Кабалевского, школьники осваивают темы, которые позволяют им услышать, увидеть, вывести самостоятельно такие образы, как «образ революции», «образ войны», «образ мира», «образ тишины, покоя, неподвижности», «образ победы», «образ борьбы». Все эти образы можно подвести под черту исторических образов в музыке. Ведь все события, породившие их – это наша история, которая нашла своё отражение в творчестве композиторов разных эпох и направлений. Это наша действительность, связь с которой постоянно подчёркивает в своей программе Д.Б. Кабалевский. Исторические образы в программе «музыка» представлены довольно многогранно, в разных жанрах. Это оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, «Война и мир» С. Прокофьева, «А зори здесь тихие» Тихонова, «В бурю» Т. Хренникова, «Семён Котко» Д. Кабалевского, кантата «Александр Невский» С. Прокофьева, «Симфония №7» Д. Шостаковича, песня «Дороги» Новикова, «Бухенвальдский набат» Мурадели, «День победы» Тухманова, «Солдатушки бравы ребятушки» рнп, «Шёл ленинградский паренёк» - современная народная песня. Этих произведений уже достаточно, чтобы сказать о широком диапазоне исторических событий, о которых в них повествуется. Знакомя школьников с образами, отражёнными в этих произведениях, мы тем самым приобщаем их к истории России, тем далёким и не очень далёким событиям, которые оставили отпечаток на жизни русских людей и, собственно, на искусстве, частью которого является музыка. Жаль, что в программе нет замечательного произведения как опера «Борис Годунов» Мусоргского, где с огромной силой творческого проникновения воссоздается картина русского прошлого. Образ царя, образ народа, как главного действующего лица – очень глубоки, трагичны каждый по-своему. Ключевое слово оперы – совесть, совесть «царя – ирода», предавшего свой народ. И образ народа, который меняется по мере развития действия. Из забитого, безразличного в своей судьбе, превращается в грозную силу. Этот исторический образ дан в развитии и представляет собой с одной стороны терпимость и покорность, с другой стороны – это грозная сила. В опере «Война и мир» С. Прокофьева народ так же является одним из главных действующих лиц. Школьники знакомятся с оперой через образ Кутузова, олицетворяющего образ войны, и образ мира в вальсе Наташи и князя Андрея. Два контрастных образа, два важнейших образа – «образ мира и Наташи», «образ войны и Кутузова». Каждый из этих образов един, хотя они и содержат в себе по нескольку частей. Эти части служат тому, чтобы высветить различные грани обоих образов. Подчеркнуть, что в этих образах слиты воедино судьбы отдельных людей и потому, что жизнь одного человека неразрывно связана с жизнью его народа, со всем, чем живёт его эпоха. Это и есть патриотизм и гражданственность, качества, которые мы воспитываем в наших детях средствами музыки. В программе «Музыка» Н.А. Терентьевой отмечено, что важнейшей задачей воспитания школьников является воспитание его духовной культуры, через внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Основная идея программы – это идея комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности. Музыка, литература, живопись, мир искусства в трёх видах, охватывает духовную жизнь человека всесторонне и полно. Отображая окружающую действительность, композитор, художник или писатель мыслят образами. Н.А. Терентьева строит свою программу исходя из связи трёх видов искусств – музыки, изобразительного искусства и литературы. Стержневым видом искусства в предлагаемой программе является музыка. Это объясняется рядом причин, основной из которых является, на мой взгляд, активизация способностей художественного обобщения и развития интегративных качеств восприятия (ассоциативный синтез) и оптимизация целостного и динамичного охвата явлений искусства. И, конечно же, оптимизация образного мышления, образное переживание реальности, как и исторического прошлого, становится художественно-адекватным, когда оно может быть выражено в категориях эстетических. Одной из тем, предложенных школьникам в четвёртом классе, является тема «Моя земля, моё Отечество». Целью данной темы является как раз желание учителя пробудить у учащихся патриотические чувства. Это такие чувства, как гордость за прошлое своей страны и желание самим участвовать в осмыслении и написании её истории. Одна из задач, которые ставит перед собой и школьниками педагог непосредственно подводит их к решению такой проблемы, как собственная причастность к событиям минувшего. Решается эта проблема через произведения композиторов – классиков, которые создали в своих теориях неповторимые исторические образы русских богатырей (Бородин Симфония №2, «Богатырская», Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»). Память об исторических событиях бережно хранится в сердцах людей. Тема славного подвига предков является неиссякаемым источником вдохновения отечественного изобразительного искусства, литературы, музыки.

«Без прошлого нет настоящего» - это одна из тем четвёртого класса в программе «Музыка» 1-8 классы, разработанной под руководством Алиева. Продолжают эту тему такие темы как «Героизм за Родину» и «Роль личности и народа в истории». У каждого народа есть заветные имена – чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые отдав все силы на служение народу, успели оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в сказаниях, песнях. Это как бы звёзды на историческом горизонте, освящающий весь дальнейший исторический путь народа. Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны, и неслучайно, в программе Ю.Б. Алиева в названной выше теме «Роль личности и народа в истории», предложена именно одноименная кантата «Александр Невский». Героев наша история дала не мало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким тёплым чувством как Александра. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой, и вклад его в строительство Российского государства бесценен. Музыка С. Прокофьева к кинофильму Эйзенштейна, из которой составлена кантата – это образ необыкновенной силы и правдивости в обрисовке основных действующих сил. Исторический образ народа в кантате отражает образ своего полководца – Александра Невского. Номера, предложенные в программе – «Вставайте, люди русские» и «Ледовое побоище» - самая яркая характеристика народа, как образа исторически значимого, по истине достойного такого великого полководца, как Александр Невский, не проигравшего ни одного сражения. Его меч в ту мрачную эпоху междоусобных войн ни разу не обагрился русской кровью. В программе Ю.Б. Алиева в теме «Без прошлого нет настоящего» представлены такие произведения, как «Иван Сусанин» Глинки, и кантата «Москва» Чайковского. В теме «Героизм за Родину» - опера «Иван Сусанин» и Симфония №2 «Богатырская» - Бородина. В разных темах и с разных сторон просматриваются эти произведения, но цель одна – решить одну из главных задач школьного музыкального образования – усвоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего.

Основными элементами содержания музыкального образования являются:

  • музыкальный материал – опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности;

  • музыкальные знания;

  • музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников.

О музыкальном материале речь уже шла, а вот о музыкальных знаниях, которыми должны овладеть школьники в свете предложенной проблемы – исторические образы в музыке – можно поговорить, опять же опираясь на программы по музыке для общеобразовательных школ, действующих не территории России. Музыкальные знания в качестве основы понимания музыки выступают на двух уровнях: обобщённые ключевые и частные знания о музыке. Обобщённые ключевые знания способствуют формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, Его роль в общественной жизни. Это представления об интонации, принципы развития, жанровой особенности музыки, стилевые особенности музыки и, конечно же, музыкальные образы и музыкальная драматургия, как итог этих знаний. Начиная с первого класса, эти знания формируются с самых простых элементарных знаний, которые опираются на эмоционально-чувственное восприятие музыки. У младших школьников, в отличие от детей других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям ребёнка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость такого предмета как музыка. Выполняя в полной мере задачи, стоящие перед данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования – развития личности ребёнка.

Любой вид искусства, в том числе и музыкальное «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе целостен, и в любом художественном образе как в капле воды, отражается весь мир.

Какое же место в овладении обобщенными ключевыми знаниями занимает в музыке наша история, начиная с младшего школьного возраста. Ведь именно в этом возрасте начинается формирование художественного вкуса и формирование эмоционально-нравственного отношения к жизни, т.е. формирование таких качеств, как патриотизм и гражданственность. В перечисленных выше программах и в программах «Музыка» Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной, в программе «Музыкальное искусство» В. Усачёвой, Л.В. Школяр, Б.А. Школяр, в программе «Русский фольклор» Л. Куприяновой, тема России, её культурных традиций, силы и образы русской музыкальной культуры в контексте мировой художественной культуры являются приоритетными. Тем самым, начиная с младшего школьного возраста, накапливаются обобщенные ключевые знания о музыке в сочетании с частными – элементы выразительности музыкальной речи, биографические сведения о композиторах и исполнителях, творческая история создания музыкального произведения. Какие же конкретные темы позволяют учителю уже с ранних лет приобщать школьников к нашей истории средствами музыки? В первом классе в теме «Как можно услышать музыку?» через произведения народного творчества школьники знакомятся с таким понятием, как «музыкально-поэтическое». Начиная со сказки, с былины они проникаются в суть характеров, создаваемых персонажей. Былины «Про Добрыню», «О Вольге и Микуле», песня баяна из оперы Глинки «Руслан и Людмила» - это и есть наша история. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Русские народные песни «Вспомним братцы», «Славны были наши деды», «Русь и славу» позволяют почувствовать силу и удаль русского народа, как одного из главных образов истории нашего Отечества. И в этом школьникам ещё раз помогают убедиться такие знания о музыке, как интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором. Богатство содержания русских народных песен, особенности музыкального языка помогут в дальнейшем определять более сложные образы, их особенности, как выразительные, так и изобразительные. На примере симфонической сказки «Петя и волк» Прокофьева школьники узнают о развитие образов, о средствах музыкальной выразительности и их роли в развитии образов. Полученные знания помогут школьникам в дальнейшем осознать развитие образа в более сложных произведениях.

В программе - «Музыка» 1-4 (авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) приоритетными являются знания интонаций, тем и образов русской музыкальной культуры, и введение ребёнка в мир музыки через эти понятия. Изучаются народные обряды, обычаи и традиции изустные и письменные, формы бытования музыки, как истоков творчества композиторов – классиков. Через опыт общения с музыкой с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт эмоционально ценностного отношения к жизни, к нашей истории. Это такие темы, как «Россия – Родина моя», «О России петь – что стремится в храм». Музыкальным материалом служат произведения композиторов – классиков, фольклор, духовная музыка, произведения современных композиторов – классиков. И обобщённые ключевые и частные знания накапливаются от темы к теме, от произведения к произведению, складываясь в целостную систему. Музыкальные произведения открывается перед ребёнком, как процесс становления художественного смысла. Через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.

Очень интересно даётся определение содержания специального образования в программе - «Музыкальное искусство» (авторы: В. Усачёва, Л. Школяр, Б. Школяр). Это замечательный в музыке духовный опыт человека, рассматривающий вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций. Обобщённые ключевые и частные знания данной программы заключаются в освоении таких понятий, как образ музыки, образ музыканта-творца, язык музыки, жанры музыки, интонация, тема, развитие, народная и профессиональная композиторская музыка. Особенность программы, тематика и содержание которой перекликаются с программой Д.Б. Кабалевского, состоит в том, что её основополагающая методическая идея заключается в способе преподавания музыки, как искусства. Центральными в учебно-воспитательном процессе становятся проблемы: рождение музыки, возвышение ребёнка до нравственно-эстетического содержания музыки, формирование у детей убеждений в самоценности музыкального искусства и понимания многообразия музыкального искусства как следствие многообразия жизни и человеческого существования. Во втором классе школьники изучают, что такое тема и что такое развитие. На основе этих понятий они узнают, что в музыке эти два понятия связаны. Развитие, как отражение сложности жизни, богатство человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей), на основе тождества и контраста (Б.В. Асафьев), сходство и различия (Д.Б. Кабалевский). Музыкальный материал представлен довольно объёмно и в плане содержания, и в плане жанра. Об исторических образах уже можно поговорить в доступной для данного возраста форме, на примерах таких произведений, как «Борис Годунов» Мусоргского. Образ Юродивого в сцене с мальчишками. Именно ему, Юродивому, блаженному, особо почитаемому Божьему человеку на Руси даёт Мусоргский право объявить царю – Борису приговор: он не желает «Молиться за царя – ирода» потому, что Богородица не велит. Образ Юродивого – это образ исторический. Он является частью своего народа – народа то покорного и безразличного, то способного на борьбу. Не за этот ли народ льёт слёзы Юродивый, над которым смеются и издеваются мальчишки? Из оперы «Иван Сусанин» второклассники слушают такие фрагменты, как увертюра «Песни Вани», сцена свадьбы с хором девушек и романсом Антониды (3 д.), «Ария Сусанина» и заключительный хор «Славься». Иван Сусанин – образ исторический. Он не отделим от образа народа. Народ и Сусанин – единое целое, поэтому в музыке их много общего. Например, с хором «Славься», который завершает оперу. Это песня торжества, ликования, несокрушимой мощи и гордой уверенности в своей силе. Именно в этом хоре представлена историческая картина страны в эпоху Минина и Пожарского. Мелодия хора проста и величественна. Это и образ народа, и одновременно гимн ему, великому и непобедимому. Давая характеристику арии Сусанина, следует обратить внимание на интонацию, предвосхищающую хор «Славься». Этим композитор подчёркивает связь Ивана Сусанина со своим народом. В разговоре Сусанина с поляками «Велик и свят наш край родной» - звучит ещё не вполне «созревший» мотив «Славься», точно так же в последней арии Сусанина (финальная картина 4 д.) легко узнаются на словах «Встаёт моя зоря» интонации заключительного хора. Следует обратить внимание ребят и на то, что музыка, создающая образ Сусанина, тесно связана с русской народной песней. Романс Бородина «Спящая Княжна» так же заключает в себе исторический образ – образ «Спящей России». И музыкальный язык и форма романса (рондо) позволяют выявить этот образ. В третьем классе через былину школьники узнают о своеобразии героики в народном былинном эпосе. В последующие годы обучения по данной программе – среднее звено и старшие классы, будут раскрыты эмоционально-оценочная, преобразовательная и познавательная функции музыки через усвоение знаний о музыке в темах – проблемах «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия».

Музыкальный материал, представленный в ныне существующих программах, достаточно разнообразен во всех отношениях. Это широкий спектр жанров – от небольших песен - попевок до опер, кантат, балетов. Отбор материала, как один из основных элементов содержания музыкального образования, осуществляется по следующим критериям: содержание предмета «Музыка» объединяет музыкальный ма­териал для слушания и репертуар для пения. Их отбор осуществ­ляется учителем музыки в школе по следующим критериям: му­зыкальные произведения должны быть высокохудожественными и увлекательными для школьников, педагогически целесообраз­ными (учить чему-то полезному и выполнять определенную вос­питательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников), романтически приподнятыми, создающими в представлении школьников эталоны красоты, доступными для соответствую­щего возраста учеников в отношении постижения содержания произведения и его воспроизведения в процессе исполнения, представлять жанры всех эпох и стилей; отобранные музыкаль­ные произведения должны быть созвучными жизненному и музыкальному опыту детей, отвечать тематическому содержанию программы.

Что касается музыкальных умений и навыков, которыми должны овладеть школьники, то они находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определённых приёмах исполнения музыки, её анализа через средства музыкальной выразительности. В начальной школе закладываются основы музыкального образования, а в основной школе обогащается запас полученных ранее музыкальных впечатлений. Закрепляются и развиваются приобретённые умения и навыки, шире используются межпредметные связи. Например, в 5-ом классе, хорошей опорой для овладения программой по музыке может служить знание истории нашей Родины, умение соотносить содержание музыкального произведения с уже знакомыми историческими событиями. Подбирая музыкальный материал, учитель должен знать и учитывать то, с чем школьники познакомились на других предметах. Например, знакомясь с оперой «Руслан и Людмила» Глинки, поговорить о Пушкине, с которым они познакомились на литературе.

На каждом уроке музыки учитель и ученики стараются постичь тайны музыки. Какая сила скрыта в её чарующих звуках? В чём их притягательная сила? Как композитору удаётся создать такой запоминающий образ? В чём смысл исторического движения музыки? Бесчисленные вопросы. На всё нужно дать ответ. Тогда из них сложится целостная картина музыкального искусства, открывающая сущность человека и вечные основы жизни в потоке истории. Музыкальное произведение – это особый вид музыкального высказывания. Его следует определить, как утверждённый традицией вид музыкального высказывания композитора, а так же исполнителя и слушателя, закреплённые в нотной записи, и предполагающий бесконечное разнообразие интонационно-исполнительских прочтений. Как донести до своих учеников смысл и идею того или иного произведения, помочь им почувствовать, осознать основные музыкальные образы, музыкальный язык? Ответ на эти вопросы заключается в выборе определённых методов и приёмов, которые использует учитель, объясняя тот или иной материал. От правильно отобранных на данный урок методов комплексного и творческого подхода к музыкальному произведению, к теме урока зависит его успех.

Глава II. Методика изучения исторических образов на уроке музыки.

§ 1. Некоторые подходы в приобщении школьников к музыкальному восприятию.


На уроках музыки школьники встречаются с произведениями не только написанными для детской аудитории, но и выходящими за пределы сугубо детского музыкального материала. В предыдущей главе были отмечены произведения русских и современных классиков, с помощью слушания которых школьники должны были говорить о музыке, её особенностях и образах. Почему эти произведения включены в программу разных авторов-состовителей? Потому что нравственно-эстетическое содержание музыкальной классики – важнейший психолого-педагогический ориентир в деятельности учителя. Одним из самых трудных вопросов теории и практики музыкального обучения является вопрос о способности школьника к восприятию музыки. Среди ребят, впервые соприкасающихся с музыкой в общеобразовательной школе, встречаются разные по общей и музыкальной подготовке. Школьники отличаются друг от друга остротой слуха, координированностью слухорого аппарата и голоса. Но не способных к познанию музыки от природы детей нет. Педагог, осуществляя дифференцированный подход к каждому ученику, должен стимулировать и оценивать его успехи. Главное – не погасить у ученика активности, уверенности в себе, стремление глубже и многосторонне познать музыкальное искусство. Как это сделать, какие методы и приёмы позволят не только приобщить школьников к музыке, но и помогут научить их разбираться в музыке, слушать её осознанно, сравнивать, анализировать с точки зрения музыкального языка и музыкальных образов. Д.Б. Кабалевский в программе «Музыка» красной нитью проводит мысль о том, что музыка неразрывно связана с жизнью, что музыка – сама жизнь. Через восприятие различных музыкальных образов, характеристику жизненного материала, представленного в различных произведениях школьники с 1-го класса уже почувствуют и поймут жизненную силу и необходимость музыки, как живого образного искусства. Важно правильно определить для себя каждому педагогу с помощью каких методов и приёмов он достигнет желаемого результата. В плане исследуемой проблемы это методы и приёмы, которые помогут школьникам через межпредметные связи, с другими видами искусства понять и почувствовать значение исторических образов в музыке. Почувствовать себя частью великой страны и великого народа, имеющего славную историю, проверенную веками.

Музыкальный опыт школьников формируется путём обогащения сознания музыкально-слуховыми впечатлениями и представлениями, усвоением музыкально-исторических и музыкально-теоретических знаний. Слушательский опыт формируется в основе на знания музыкального и культурологического плана. Существенную часть теоретического обоснования методики музыкального воспитания в школе составляют многие стороны музыкально-теоретической концепции Б.В. Асафьева. Он утверждал, что музыкальное восприятие занимает центральное положение в его социо-культурных связях и отношениях. Активное, познавательное восприятие очень актуально для современности. Именно Б.В. Асафьев предложил, ставшие теперь привычными приёмы слушания музыки. Основную задачу предметом музыки в общеобразовательной школе он видел в развитие музыкального восприятия, воспитании музыкальных вкусов учащихся. Особое значение предавал продуктивной творческой деятельности. По мнению Б.В. Асафьева формированию слуховых навыков способствует метод сравнения. Многие годы своей жизни посвятил музыкальному просвещению школьников Д.Б. Кабалевский. Он предавал большое значение целостной характеристике музыкальных произведений, главное внимание уделял эмоционально-образному содержанию, Особенностям развития музыкальных образов, комплексу выразительных средств. В эстетическом воспитании школьников в последнее время обозначился интеграционный процесс комплексного взаимодействие искусств. Интеграционный подход в музыке можно рассматривать, как одно из оптимальных средств знакомства школьников с музыкальными образами. В содержание программ по музыке включены синтетические формы и жанры музыкального искусства – песня, опера в основе которых лежит связь музыки и поэтического слова. В процессе музыкального обучения школьников предусмотрена связь музыки и изобразительного искусства. Дальнейшее углубление интеграции музыки с другими предметами Э.Б. Абдуллин, как один из соавторов Д.Б. Кабалевского, определил направленностью на: установление общности учебных предметов с позиции цели, основных принципов обучения:

включение опыта эмоционально-нравственного отношения ученика к действительности, заключённого в произведениях искусства в содержание любого предмета художественного цикла в качестве его ведущего элемента;

разработку и применение методов ведущих к организации целостного урока искусства и успешному усвоению школьниками его содержанию.

Межпредметные связи явились специальным разделом учебной программы «Музыка» под общей редакцией Д.Б. Алиева.

Ту же задачу решает программа по музыкально-эстетическому воспитанию Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, И.В. Кошниной, О.С. Нечаевой. На современном этапе развития музыкальной педагогики следует чаще обращаться к идеям культурологического и семиотического подхода к процессу восприятия музыки, как образного искусства. Начало такому процессу положили Б. Яворский и Б. Асафьев. Музыкознание и эстетика музыки дают большой материал, позволяющий решать проблемы интерпретации музыки и методики слушания.


§ 2. Методы и приёмы в изучении школьниками исторических образов в музыке.


Среди методов и приёмов, используемых на уроках музыки с целью знакомства школьников с различными образами, одним из важнейшим методов является словесный – вступительное слово учителей, с которого начинается восприятие музыкального произведения. Живому слову учителя большое место отводил Л.Н. Толстой. В.А. Сухомлинский понимал слово, как настройку чутких струн сердца. Музыка пробуждает множество зрительных образов и ассоциаций. Но это зависит от слушательского опыта и подготовленности школьников к восприятию. Зрительные образы – это начальный этап восприятия, и хотя изобразительность в музыке не всеми приветствуется, такой подход, как ассоциативность связей в музыкальном восприятии – что путь к зарождению и становлению художественного образа. Ассоциации, поэтические аналогии параллели – всё это пути, проложенные самой природой, и ведут они в мир, созданные композитором. Так, например, в 6-м классе в теме четверти «В чём сила музыки?» при знакомстве школьников с песнями о войне, в качестве примера можно привести фрагменты из романа Федина «Костёр», рассказывающий об исполнении (может быть, первом) на Белорусском вокзале в Москве песни «Священная война» Александрова на стихи Лебедева-Кумача, песня стала боевым знаменем, гордо реявшим над полями сражений величайшей из войн. Очень красноречиво приводимая писателями реплика одного из командиров отправляющейся на фронт воинской части: «Песня есть – есть всё». Да, песня была и знаменем и оружием в годы войны. В связи с этим можно рассказать ребятам об эпизоде из легендарной обороны Брестской крепости, много дней и ночей державшейся перед восходящими силами врага. Этот эпизод рассказал участник обороны крепости, музыкант оркестра 333 стрелкового полка – Петр Клыпа: «Из многочисленного гарнизона нас оставалось около 300 человек. Каждый понимал – помощи ждать неоткуда. Фронт ушёл за много километров, кругом враги. Мы решили дать последний бой. Стали прощаться. Многие знали друг друга до армии. И вдруг, в этой тишине, мне почудилось откуда - то из далека доносится «Это есть наш последний…» Смотрю и товарищи прислушиваются. Мы прильнули к амбразурам и увидели, что над арочными воротами поднимается красное знамя. Слышен голос трубы, которая всё поёт и поёт мелодию знакомой песни. Машинально стали подпевать все. Крепость ожила, и казалось, весь грохот войны превратился в патриотическую симфонию, призывающую каждого, у кого ещё есть сердце, чувствовать ответственность за судьбу Родины на первом её рубеже». Этот эпизод перекликается со знакомой ребятам с младших классов «Песней о маленьком трубаче». Он ведь то же играл на трубе «Интернационал» и призывал товарищей на бой с врагами. Можно сделать вывод об огромной вдохновляющей силе песни в годы ВОв – одного из главных исторических событий века. Образ войны, народа, победы – всё это в песне имеющей огромную вдохновляющую силу. Здесь и ассоциации, и параллели и поэтические аналогии.

Огромное значение при знакомстве с музыкальным произведением и выявления его особенностей с точки зрения рассматриваемой темы «Исторические образы в музыке» имеет словесный метод, и как часть его, такой приём, как вступительное слово и беседа. От вступительного слова учителя зависит весь дальнейший успех осознанного во всех отношениях восприятия. Пробуждая в школьниках внутреннее сопереживание, методика организации музыкального восприятия должна быть направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений. Увлечь, заинтересовать, сфокусировать внимание школьника на конкретном «объекте» - это первоочередное условие успешности восприятия им музыкального образа. А если школьники вступают в диалоги или диспуты по поводу того или иного художественного явления – это можно расценивать, как успех педагога, сумевшего «живым» словом заинтересовать, заставить спорить, рассказывать своё суждение, личную позицию, своё отношение к музыкальному материалу. Знакомство с различными образами в опере «Война и мир» С. Прокофьева в теме «Музыкальный образ», я начинаю со знакомого школьникам по 4-му классу материала, как и предлагает Д.Б. Кабалевский в своих разработках. Но что бы их больше заинтересовать, рассказываю им историю создания оперы, связывая это с современной историей Великой Отечественной войной. Война 1812 и война 1941-45 г., и та и другая – отечественные. Народ России борется с иноземным врагом. Опера создавалась на протяжении 12 лет, а первоначальный план возник весной 1942 г. Прокофьев был охвачен патриотическим порывом, и большую часть произведения создал в течение нескольких месяцев, а в 1943 г. опера в основном была закончена. Рассказываю школьникам самые интересные фрагменты с целью вызвать в их воображении образ народа-героя – это, например, настроенная решительно перед боем на Бородинском поле ополченцы (перед слушанием хора «Как пришёл к народу наш Кутузов»). В опере изображены подлинные исторические лица – Кутузов, Наполеон, Александр I. Образ Кутузова, который неразрывно связан с образом народа, стараюсь представить с точки зрения истории и с точки зрения Л.Н. Толстого. Кутузов был гениальным полководцем, прошёл прекрасную военную школу под руководством Суворова. Все его операции отличались глубиной стратегического замысла. Отечественная война 1812 г. явилась триумфом его полководческого искусства. Это был умный дипломат, политик, великолепный организатор и действовал как подлинный русский патриот. А главное – он был близок и понятен широким солдатским массам. Л.Н. Толстой отмечает его лишь как мудрого наблюдателя событий, который ничего не организовывает. И в то же время на страницах романа Кутузов появляется как полный кипучей энергии, решимости, активного вмешательства в ход военных действий. Здесь со школьниками можно подискутировать, почему Толстой сам себе противоречит, и попросить дать свою оценку Кутузову после прослушивания арии из 10 картины. Исторический образ Кутузова связать с образом войны и подвести школьников к выводу, что исторические образы в творчестве С. Прокофьева не редкость, обращается он к сюжетам из далёкой русской истории не раз: «Александр Невский», «Иван Грозный», «Скифская сюита». Таким образом, и вступительное слово, и беседа после прослушивания, дают возможность школьникам глубже проникнуть в суть произведения, составить своё мнение о нём, удвоить яркость восприятия музыкальных образов.

Совершенно очевидно, что невозможно осуществить оптимизацию и совершенствование восприятия музыкальных образов в процессе монологического видения уроков. Поисковая ситуация на уроке осуществляется только в процессе диалога – беседы. Об этом говорилось выше. Применение поискового метода в процессе изучения различных образов, обуславливает обращение учителя к методу сравнительного анализа, сопоставления. Что же можно сравнивать и сопоставлять, рассматривая тему «Исторические образы в музыке»? Исходить нужно не только из темы, но и из задач данного урока. Во-первых, это сравнение произведений различных композиторов разных эпох, например, С Прокофьева и М. Глинки; во-вторых, сравнение тем и мотивов в различных видах искусства, анализ собственных творческих работ на заданную тему. В программе Д.Б Кабалевского в 5-ом классе даются для сравнения две арии – Ария Сусанина и Ария Кутузова. Сравниваются две эпохи – музыка нашего времени и русская классика прошлого века. На вопросы, что общего между этими двумя номерами, школьники должны ответить сами, сравнивая их, как по содержанию, так и по музыке. Вместе с педагогом можно прийти к выводу, что связи эти глубокие, обе арии поются ночью, как размышление о судьбе своей Родины. Оба героя, каждый по – своему, славят Москву: один своей гибелью, другой мудростью. А различия, которые так же существуют в этих ариях, ребята должны почувствовать через музыку. В арии Сусанина – характер мужественный, но с трагическим оттенком – герой обречён на гибель. В арии Кутузова этот мужественный характер подкрепляется уверенностью полководца, готового вести свою армию в бой и непременно к победе. Разговор о средствах музыкальной выразительности поможет почувствовать всё это более осознанно. На дом школьники получают задание нарисовать портреты этих исторических личностей с помощью музыки, используя такие средства как: движение мелодии, темп, лад, характер музыки, музыкальный образ. На уроке творческие задания обсуждаются и оцениваются.

Очень интересен поисковый метод при сравнении произведений различных видов искусств. С драмой Мусоргского «Борис Годунов» школьники знакомятся в 5-ом классе через фрагмент «Песня Варлаама». Тема второго полугодия связана с таким видом искусства как изобразительное и наглядный метод здесь явление обычное. Школьники сопоставляют репинского «Протодьякона» с Варлаамом Мусоргского. Эти образы рассматриваются как образы, характерные для старой России – исторические темы монахов и попов. Главная задача – нахождение в музыке сходных черт с картиной: «огромные», «широкие», «разбросанные» по всем регистрам звучности, обилие густых басов, резких тембров духовых инструментов. Используя полученные школьниками знания и навыки, я предлагаю им в 7 классе, в теме «Музыкальный образ» ещё один фрагмент из оперы «Борис Годунов». Этот фрагмент связан с образом Юродивого, который занимает особое место среди персонажей из народа. Этот образ так же исторический. Юродство на Руси было явлением распространённым, привычным. В народе они считались «божьими людьми». Именно таким убогим, но чистым душою человеком показан Юродивый в опере. Рассматривая этот образ в сцене с мальчишками, в опере можно провести аналогию этого образа в картине Сурикова «Барыня Морозова». Школьники получают задание сравнить образ Юродивого в опере с образом, созданным Суриковым в картине они должны увидеть и услышать, что интонация голоса Юродивого в опере перекликаются с интонациями этого образа на полотне. Секундовые интонации стона, печали в музыке («отняли копеечку у Юродивого») и образ сидящего на снегу босого человека в лохмотьях, но с глазами, которые «горят» святой верой. Музыкальное произведение и произведение изобразительного искусства провести через сравнение и сопоставление, и как итог – самостоятельное задание – перечислить средства выразительности с помощью которых композитор и художник рисуют один и тот же образ.

В 7-ом классе школьники продолжают знакомство с 7-й симфонией Шостаковича. После прослушивания «эпизода нашествия» я предлагаю выполнить следующие задания:

1. Дать оценку высказыванию одного из слушателей симфонии, которая прозвучала в 1942 году в Америке под руководством итальянского дирижёра Тосканини: «какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой? ».

2. На месте бумаги нарисовать красками оттенки настроения, эмоционального впечатления о прослушанной музыке; отразить смену характера, состояния; развить регистр, динамику, темп движения.

3. Воображаемая экранизация этого фрагмента. Последнее задание вызывает неподдельный интерес у школьника. Каждый может почувствовать себя режиссером, создающим фильм. Данное задание максимально активизирует воображение, формирует способность наглядно, зримо представить себе музыкальную композицию в виде конкретных кадров. Предвосхищая слушание данного фрагмента, беседа со школьниками помогает выполнить эти творческие задания. Тем более что в первом полугодии школьники уже познакомились с 7-й симфонией Шостаковича и узнали о ней много интересного. Итак, делая вывод, можно сказать, что при знакомстве школьников с музыкальными образами, в том числе и с теми, которые связаны с конкретными историческими событиями, мы опираемся как на общепедагогические методы (словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и т.д.) так и на методы, определяемые спецификой музыкального искусства. Обще-педагогические методы в музыкальном воспитании школьников имеют свою специфику. Широко распространённый словесный метод в музыкальной практике – это не только передача необходимой информации, но и образно психологический настрой, помогающий восприятию музыкальных образов. Речь в этом случае должна быть не бытовой, а образной. Своеобразны и другие общепедагогические методы в музыкальном воспитании: наглядный метод в музыкальном воспитании претерпел некоторую трансформацию и превратился в наглядно-слуховой, наглядно-выразительный. Практический метод стал художественно-практическим. Методы и приёмы, с помощью которых школьники овладевают определёнными знаниями, и о которых речь шла в данной работе – взаимосвязаны. Метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев), методы музыкального обобщения забегания вперёд и возвращения к пройденному, эмоциональной драматургии (Д. Кабалевский, Э. Абдуллин), метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. Школяр), метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е. Критская) – все они применяются с учётом темы урока, задач, развития художественно-творческих способностей школьников. Трудно что-либо добавить уже существующим методом, но реализовывать их в своей деятельности каждый педагог должен творчески, т.е. с позиции своего видения, своей интерпретации.

Заключение


Изменение общей ситуации современного общества ставит новые задачи перед школой в вопросах воспитания подрастающего поколения. Воспитание музыкой, формирование гармонично-развитой личности, накопление опыта эмоционально-нравственного отношения к жизни – так часто всё это остаётся на уровне благих пожеланий. И это не случайно. Мы много говорим об этом, но систематической работы в этом русле нет. Не каждый учитель музыки владеет методикой воспитания личности в ходе познания музыки. Традиционно сложилось несколько видов познания музыки:

  • структурная сторона произведений, средства музыкальной выразительности (характерна для профессиональных музыкальных учреждений);

  • пассивное любительское познание (для непрофессионалов);

  • активное любительское познание (в общеобразовательной школе).

Все указанные виды познания мало способны непосредственно влиять на личность учащихся, как в эстетическом, так и в нравственном отношении. Сложно говорить о воспитывающем воздействии музыки, если на первый план выходит осознание средств музыкальной выразительности. При художественном осознание музыки – особом виде познания, который отвечает за воспитание личности, задача школьника заключается в другом-в познание тех эмоций и сопутствующим их мысли, которые возникают у него самого в процессе обучения с музыкой. Иначе говоря – в познание личностного смысла произведения. Такой подход к музыке активизирует деятельность учащихся и закрепляет ценностно-значимый мотив этой деятельности – познание жизни, человека, самого себя. В своей практической деятельности на уроках музыки учитель должен владеть художественным и педагогических видами познания музыкального сочинения, так как благодаря им, основной целью познания становится позиция человека, его взаимосвязи с людьми, обществом, природой во всех её проявлениях. Специального внимания требует моделирование общения учащихся с музыкой. Действующими лицами в этом процессе являются сам слушатель с присущими ему переживаниями и мыслями, самые близкие, на мой взгляд, понятия: мать, Родина, друг, любовь и все те отношения с другими окружающими его людьми. Процесс моделирования целесообразнее начинать с первого лица (слушателя). Это активизирует его психическую деятельность. Школьник-слушатель привыкает к высказыванию собственного мнения. В качестве окружающих его понятий могут выступать такие, как: добро, зло, благородство, вера, любовь. Всё это учитель использует, моделируя процессы общения с музыкой. Решающая роль принадлежит смысловой ориентации воспринимающего: какое содержание он намеревается познать? Одной из тем, относящихся к человеческому бытию является тема Родины, любви к ней, верности ей, её истории. Именно такая любовь порождает сегодня в подрастающем поколении такие важные чувства, как патриотизм и гражданственность. Эти темы актуальны сегодня как никогда. В зависимости от возрастной группы слушателей моделируется процесс общения с музыкой именно такого характера и содержания. И главным при этом будут не специфические темы-понятия, а художественное содержание такого музыкального примера. Поэтому, учитывая вышесказанное, необходимо выделить следующие основные параметры, позволяющие использовать те или иные методы при знакомстве школьников с историческими образами в музыке:

  • повышение уровня владения методикой воспитания личности в ходе познания музыки в свете сегодняшнего отношения к академической музыке;

  • формирование у школьников убеждения в том, что личностный смысл произведения возникает у него самого в процессе общения с музыкой.

  • использование таких методов и приёмов, которые будут активизировать деятельность учащихся в познании его собственных эмоций, в отношении того или иного образа. Методов и приемов, которые смогут убедить школьников в общении с классической музыкой и сформировать потребность в ней через конкретно выбранную тему: «исторические образы в музыке».

  • Формирование интересов школьников в нашей истории через общение с конкретными музыкальными произведениями разных жанров и форм.

Начинать формирование такого интереса нужно как можно раньше. Наиболее эффективными методами и приёмами на уроке следует считать беседы, наблюдения за музыкой, ассоциативный поиск, активизацию воображения, метод дискуссионности, своеобразной конфликтности диалога, музыкального обобщения, моделирования художественно-творческого процесса, интонационно-стилевого постижения музыки. Основным методом является проблемный поисковый метод. Считая урок музыки уроком искусства, использовать связь с такими видами искусств, как изобразительное, поэтическое. Развивать у школьников интегративные качества восприятия музыки (ассоциативный синтез) и способствовать выработки навыка целостного и динамичного восприятия музыкального произведения с помощью других видов искусств. Использовать такие темы уроков как комплексный и интегрированный (в старших классах). Довольно эффективной формой работы является постановка творческих заданий на уроках музыки. На первичном уровне важно показать, как действует человек при решении конкретной эвристической задачи. Затем он должен научиться находить собственные средства и способы решения продуктивных проблем, и, накопив, учиться самому их ставить и воплощать в развёрнутой художественной форме.

Изучение школьниками исторических образов с помощью эффективных методических приемов и форм работы несёт в себе значительный гуманистический потенциал, который может способствовать воспитанию таких личностных качеств человека, как любовь к своему отечеству, чувство патриотизма и гордости, за прошлое и настоящее страны, в которой они живут.

Список литературы


  1. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» - М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2000. -336 с.

  2. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе»: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. -112 с.

  3. Апраксина О.А. «Методика музыкального воспитания в школе» - М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

  4. Аргажникова Л.Г. «Профессия – учитель музыки»: книга для учителя. – М.: просвещение, 1984. – 111 с.

  5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях». – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

  6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе: учебник для студентов средних педагогических заведений». – 3-е изд., стереотип – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.

  7. Кабалевский Д.Б. «Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы, 1-3 классы». – М.: Просвещение 1985 г.

  8. Кабалевский Д.Б. «Программа по музыке для общеобразовательной школы 4-7 классы». М.: Просвещение 1982.

  9. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников». М.: Академия 2001. – 368 с.

  10. Пиличяускас А. «Познание музыки как воспитательная проблема» научно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации и УУ по предмету «Музыка». – М.: МИРОС, 1992. – 40 с.

  11. Пожидаев Г. «Музыка, рождённая войной. – музыка в школе». – 1985 - №1.

  12. Риттик М., ответственный редактор «Советская музыкальная литература». – М.: Издательство «Музыка.

  13. Тельгарова Р.А. «Уроки музыкальной культуры: Книга для учителя: Из опыта работы». – М.: Просвещение 1991. – 158 с.

  14. Терентьева Н.А., Шитикова Р.Г. «Музыка 1-4 классы». – М.: Просвещение 1994 г.

  15. Цыпин Т.М. «Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учебное пособие для студентов муз. фак. высш. пед. учебн. заведений». – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.

  16. Челышева Т.В., Балашова С.С., Медушевский Т.С., Тарасов «Спутник учителя музыки». – М.: просвещение 1993. – 240 с.

  17. Ярёменко Е.О. «Программно-методические материалы». Музыка. Начальная школа. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.

Тема: «МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА»

ОДИН ДЕНЬ В РУССКОМ СЕЛЕ.

Начинается урок вступлением М.Мусоргского "Хованщина" - "Рассвет на Москве-реке".

У. Какие изобразительные интонации помогают вам узнать, а точнее, услышать время суток? Композиторская или народная это музыка? Какому народу близка эта музыка?

Другой вариант вопросов к детям:

У. Оркестр - это природа, любые другие отдельно звучащие инструменты симфонического оркестра - люди, герои, которые общаются с природой. Какое настроение, какие чувства вызывают у вас эти люди, как они относятся к природе - бережно, сочувственно, вторгаются в нее? Подберите слова, которые бы раскрыли настроение, вызванное лично у вас этой музыкой.

Д. Порывистая, стремительная, тихая, светлая, спокойная, утренняя, рассвет, солнца встает.

На данном уроке учитель не ставит задачи углубления детей в музыку Мусоргского ("Рассвет на Москве-реке"), к ней возможно будет вернуться либо в конце года, либо в старших классах, когда в понимании учащихся эта музыка будет не просто песней, а мыслью о России.

И после того как дети самостоятельно выходят на определения: «утро», «рассвет»,«пробуждение», предположим дальнейший ход рассуждений.

Рано утром начинался крестьянский труд. Дети вспоминают песни «Эй ухнем», «Дубинушка», исполняют русские народные:; сени «Я на камушке сижу», «Я посею». Сравнивая характер песен и характер труда,которыи отражается в них учащиеся с интересом подмечают, что когда человек трудится для себя (например, «Я на камушке сижу»), то и мелодия песни - радостная, танцевальная. От этого труда легко делается на душе.

У. Потрудились люди могут и отдыхать.

Д. Как в радиопередаче «Рабочий полдень».

У. Какая музыка может прозвучать?

Д. Частушки. (Исполняет частушки).

Либо какая-нибудь тихая, спокойная музыка (например, «Уж ты поле мое» или один из фрагментов произведений В.Гаврилина «Перезвоны» - по выбору учителя).

У. В то время как большинство крестьян работали в поле, были сельчане, которые занимались другой работой. Какой?

Дети вспоминают песню «Пряха». Можно показать иллюстрации, которые подсказали бы ребятам мысль учителя. Хорошо сочетаются портрет В.Тропинина «Кружевница» и народная песня «Тонкая рябина». Интересна также картина А.Васнецова «Анисья», на которой изображена русская девушка в крестьянском наряде с пряжей.

Учитель задает учащимся обычный вопрос: какую бы песню могла бы напевать девушка, изображенная на портрете? Практически все дети называют песни «Тонкая рябина».

После небольшого отдыха - снова работа в поле, а затем через лес, опушки, перелеска - домой.

Хорошо вспомнить песни, которые разучивались с детьми ранее, только не просто их перечислить, а напеть, наиграть на инструменте: «Ходила младёшенька по борочку», «Во поле береза стояла», «Со вьюном».

В сценарии урока могут возникнуть эпизоды: пришли крестьяне с поля - надо домашних животных проведать, дать им корм; здесь вспоминают песни «Коровушка», «Перепёлочка».

Ближе к вечеру девушки с парнями на гулянье игру затеют, о песня – «Выходили красны девицы» - прекрасная в этом помощница (возможно эскизное разучивание).

В конце дня, если обращаться к логике урока, должен засветить месяц - есть у нас такая музыка (русская народная песня «Светит месяц). А потом можно отойти ко сну, успокоится под музыку В.Салманова «Вечер», под русскую народную песню «Вечерний звон», под «Вечернюю» из «Перезвонов» В.Гаврилина.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В МУЗЫКЕ
  • Музыка
Описание:

 

В сегодняшней социокультурной ситуации искусство властно пронизывает всю нашу жизнь. Причём, в первую очередь, ощущается не огромная действенная сила традиционных видов искусства – скульптуры, театра, живописи, сколько технических искусств – кинематографа, телевидения. Популярность музыкального искусства у молодежи возрастает обгоняя другие виды искусства. Динамика такого роста объясняется доступностью и массовым характером музыкального образования, распространением музыкальных, культурных ценностей с помощью технических средств массовой коммуникации. Особая абстрактность и эмоциональная заразительность музыкального языка создаёт благоприятные условия для личностного освоения музыкальных ценностей. Проблемы массового музыкального воспитания школьников становятся первичными по отношению ко всем негативным процессам современной музыкальной культуры нашего общества. Истоки же такого качественного состояния системы музыкальной культуры лежат в новом качественном состоянии системы музыкального, эстетического воспитания. Именно в школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры. Выражается это в подготовке ребёнка к эмоционально-ценностному отношению к жизни, к искусству, в развитии адекватного музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Таким образом, содержание музыкального образования определяется как система знаний, умений и навыков в сочетании с творческой деятельностью школьников и  эмоционально-нравственным отношением к жизни. Основными элементами содержания музыкального образования с точки зрения современной дидактики являются:

·                   музыкальный материал – опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности;

·                   музыкальные знания (ключевые и частные);

·                   музыкальные умения и навыки.

Существуют определённые критерии отбора музыкального материала: музыкальные произведения должны быть высоко художественными и увлекательными для школьников, педагогически целесообразными, доступными для конкретного возраста.

 

В содержании музыкального образования должны быть представлены произведения различных жанров от простых до сложных форм. Это и народная музыка, и классическая, и произведения современных композиторов. Ю.А. Алиев систематизировал музыкальный материал следующим образом: фольклор (народная музыка), духовная (церковная музыка), классическое наследие и произведения современных композиторов. Вопрос развития у учеников потребности и интереса к музыке находится в числе краеугольных в программе по музыке, разработанной авторским коллективом под руководством Ю.Б. Алиева. Весьма занятная примета последнего времени – обращение исследователей и практиков к популярным у молодёжи жанрам и видам проведения досуга. Это серьёзный разговор о рок музыке и включении популярной музыки в воспитательный процесс. В то же время данные социологии подтвердили факт увлечения молодёжи лишь развлекательной музыкой и показали необходимость педагогического участия в формировании музыкальных вкусов учащихся. Использование взаимодействий различных видов искусств, актуализация межпредметных связей, тенденции отечественных методических разработок – это один из путей формирования художественного вкуса молодых людей. Другой путь – это отбор основополагающих художественных ценностей с помощью нашей истории – через конкретные музыкальные образы, созданные как композиторами-классиками, так и современными композиторами. Именно на произведения выдающихся композиторов, которые преданно любили своё отечество и с любовью воспевали его красоту и самоотверженность людей, готовых на подвиг, готовых на муку. 

Автор Афанасьева Алёна Евгеньевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 849
Номер материала 30987
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓