Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ СУБЪЕКТИВИЗАЦИИ
Г.А. БАКУЛИНОЙ
Интеллектуальное развитие личности
Галина Александровна Бакулина - доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Вятского государственного гуманитарного университета
2 слайд
Под СУБЪЕКТИВИЗАЦИЕЙ понимается качественно новый уровень осознанной и активной деятельности учащихся, их прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех структурных этапов урока.
ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ СУБЪЕКТИВИЗАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- систематическое использование антиципации на всех этапах урока;
- целенаправленное развитие логического мышления учащихся;
- повышение речевой активности школьников.
3 слайд
НЕОБЫЧНОСТЬ МЕТОДИКИ
В содержании
В организации процесса
обучения
Школьники работают с лингвистической теорией и словарными словами как с понятиями.
Лингвистические знания, умения, навыки приобретаются детьми в процессе выполнения нового типа упражнений.
Введение нового этапа урока (мобилизующего).
Существенное изменении методики проведения основных структурных этапов урока.
Реализация, наряду с общепринятыми, ряда новых принципов проведения уроков.
принцип опережающего отражения в сознании учащегося предстоящей ему учебной деятельности;
Принцип комплексного воздействия на интеллект;
Принцип обоснованности, аргументированности, доказательности ответа.
4 слайд
ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ В
5 – 6 КЛАССАХ
5 слайд
Тема: Притяжательные прилагательные (6 кл.)
[Действие-следствие]. 2. [Действие-следствие].
3. Окончательный результат.
4. [Обобщенный вывод]
По заслугам и плата.
Кто за худым делом пойдет, добра не найдет.
Отольются волку овечьи слезки.
Повадился глиняный кувшин по воду ходить, тут ему и голову сложить.
1. Мобилизующий этап
Учитель: Найдите имена прилагательные и назовите их. (Имена прилагательные: худым, глиняных, овечьи)
Скажите, что такое имена прилагательные. Назовите известные вам разряды..
Из трех названных имен прилагательных назовите качественное. Обоснуйте свой выбор.
Назовите относительное прилагательное. Приведите аргументы.
2. Формулирование темы и целей урока
6 слайд
Тема: Буквы о и а в корне –гор- - -гар- (6 класс)
1) Спустить шкуру.
Накормить березовой кашей.
2) Ни дна ни покрышки.
Чтоб пусто было.
3) Выпить чашу до дна. 2 + 1
Выпить полную чашу.
4) Не каплет.
Не на пожар.
Справка: не г...рит, г...ри синим пламенем, хватить г...рячего до слез, всыпать г…рячих.
* Назовите слова из фразеологических оборотов, в которых орфограммой является буква о.
Тренировочные упражнения
Упражнение 1
7 слайд
5. Словарно-орфографическая работа
Первый слог стоит в начале зависимого слова в словосочетании, в котором одно из слов имеет корень -гар-. Назовите этот слог. Обоснуйте свой ответ.
Второй слог нового словарного слова является приставкой главного слова одного из словосочетаний. У зависимого слова приставки нет. Какой это слог?
Третий слог нового словарного слова стоит в начале главного слова словосочетания, в котором зависимое слово имеет приставку. Какой это слог?
Составьте и напишите предложение, в которое входили бы новое словарное слово и фразеологический оборот, соответствующий теме урока.
Г...рящая недвижимость пороть г…рячку
маленький ог...рок хватать через край
заг...ревшаяся радуга лезть на рожон
8 слайд
6. Тренировочные упражнения (продолжение)
Упражнение 2
1. Улыбнулись сонные б...ре...ки
Р…стр...пали ш...лковые косы
Ш...лестят з...леные сере...ки
И г...рят с…ребряные росы.
2. Г...рит свечи ог...рочек
гремит недальний бой.
3. От жары от злого зноя
Гимнастерки на плечах повыг...рали,
Свое знамя боевое
От врага солдаты сердцем заслоняли.
4. В саду г...рит к...стер р...бины красной
Но никого не может он с...греть.
* Расскажите о написании слов с пропущенными буквами, сгруппировав их по орфограммам.
* Назовите слова с таким же составом, как слово березки.
9 слайд
Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные (5 класс)
Учитель. Сегодня мы начнем урок русского языка со словарно-орфографической работы. Нам предстоит познакомиться с тремя новыми словами. Их вы определите с помощью картинок.
Все три слова имеют одинаковое родовое понятие. Назовите его.
Это музыкальные инструменты.
Учитель. Какие это музыкальные инструменты?
Это гитара, виолончель, баян.
Учитель. Постарайтесь найти разницу в этих музыкальных инструментах и сформулируйте лексическое значение каждого слова. Итак, что такое гитара?
Гитара — это струнный музыкальный инструмент с деревянным корпусом в виде восьмерки.
Учитель. Что такое виолончель?
Виолончель — это смычковый музыкальный инструмент, размером больше скрипки, но меньше контрабаса.
Учитель. Сформулируйте лексическое значение слова баян.
Баян — это музыкальный инструмент с несколькими рядами кнопок, или клавишей.
Учитель. Порядок нашей работы с данными словами отражает последовательность появления инструментов. Что вы по этому поводу можете сказать?
Из трех музыкальных инструментов первой появилась гитара, затем — виолончель и баян.
Учитель. Запишите слова гитара, виолончель, баян в тетради с комментированием.
Пишем слово гитара. В нем три слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная и. Подчеркиваем ее и запоминаем.
Аналогичным образом записываются остальные слова.
1. Словарно-орфографическая работа
10 слайд
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым (5 кл.)
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1 (написано на доске)
Земл...ника вкусная жи...костъ
С…квойя к...лючая груша
Манго вечнозеленое растение
К...косовое молоко тр...пическое пл...довое дер...во
Опунция п...жароустойчивое растение
С...мшит самая вкусная л...сная ягода
Учитель. Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.
К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика.
Учитель. Что в результате должно получиться?
В результате должны получиться предложения.
Учитель. Что надо сделать с составленными предложениями?
Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.
После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило.
Учитель. Расскажите, какие буквы вы вставили в слова, группируя их по орфограммам.
11 слайд
Манго
Кокосовая пальма
Секвойя
Опунция
Самшит
Земляника
12 слайд
5. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Работая с новым правилом, мы с вами одновременно ведем разговор о растениях. Новое словарное слово тоже будет на эту тему.
Учитель. Скажите, что такое гербарий. Ваш ответ должен соответствовать теме урока.
Гербарий — собрание засушенных растений.
Учитель. Посмотрите на карточку со словом гербарий. Расскажите о его правописании.
Учитель. Напишите предложение, раскрывающее лексическое значение слова гербарий.
Какая особенность есть в этом предложении?
В этом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире, так как они выражены существительными в именительном падеже.
Первая его часть обозначает отличительный знак государства, города, сословия.
Вторая часть обозначает меру земельной площади, равную ста квадратным метрам.
Третья часть представляет собой мягкий вариант окончания имени прилагательного в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже. Назовите это слово.
Это слово гербарий.
13 слайд
6. Закрепление изученного материала (продолжение)
Упражнение 2.
Распустил он свои сильные корни под з...млей, пробился через травы и начал на лугу расти.
Терн кустарник хитрый, к...рнями размножается.
Расчистил землю вокруг, окружил себя подру...ками.
Так и отв...евал терн землю для леса и луга.
Б...ре...ки белолицые кр...савицы.
Осинки милые ш...птуньи.
Учитель. Прочитайте предложения. Предложите свое задание.
Надо записать их в логической последовательности. Расставить знаки препинания.
Терн — кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землей, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг, окружил себя подружками. Березки — белолицые красавицы. Осинки — милые шептуньи. Так и отвоевал терн землю для леса и луга.
Учитель. Прочитайте составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока.
Скажите, почему в них ставится тире.
Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами.
Найдите в тексте слова, состав которых соответствует схеме:
14 слайд
Положительные стороны методики Г.А.Бакулиной
Развитие интеллектуальных способностей учащихся
Активизация учебной деятельности
Межпредметные связи
Углубление знаний по фольклору
Развитие творческих способностей
Готовые конспекты сюжетных уроков
Повышение интереса к русскому языку
Петербург ВЛАДОС
Т.: 88125602090
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная презентация поможет учителям русского языка ознакомиться с методикой Г.А. Бакулиной "Обучение русскому языку средствами субъективизации". В презентации изложены отличительные черты методики, представлены фрагменты уроков, указан путь приобретения пособий.
Под субъективизацией понимается качественно новый уровень осознанной и активной деятельности учащихся, их прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех структурных этапов урока.
Основными средствами субъективизации являются:
- ситематическое использование антиципации (предвиденье, предопредедение учениками своих учебных действий)
- целенаправленное развитие логического мышления учащихся (постоянное осуществление ими мыслительных операций: анализа, синтезе, исключения, обобщения и т.д.)
- повышение речевой активности школьников
6 662 836 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Полончук Ольга Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.