Главная / Русский язык и литература / Методика филологического анализа текста

Методика филологического анализа текста

Название документа Комплекный анализ текста как способ коммуникации на уроках - копия.pptx

Инновационные технологии
 Комплексный анализ текста
Задачи: Привить школьникам литературный вкус, любовь к тексту. Воспитать грам...
Алгоритм анализа поэтического текста: 1.Ключевые образы ( их 2, они противопо...
Анализ прозаического текста: 1.История создания произведения. 2.Жанр. 3.Сведе...
Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – к...
поэт, писатель – учитель; поэт, писатель – ученик; учитель – ученик.
Приемы работы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная си...
групповая дискуссия; чтение с остановками и вопросы кластеры; синквейн; «Про...
эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; дидактическая игра;
лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек) ; исследование текста...
Спасибо за внимание!
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Инновационные технологии
Описание слайда:

Инновационные технологии

№ слайда 2  Комплексный анализ текста
Описание слайда:

Комплексный анализ текста

№ слайда 3 Задачи: Привить школьникам литературный вкус, любовь к тексту. Воспитать грамотн
Описание слайда:

Задачи: Привить школьникам литературный вкус, любовь к тексту. Воспитать грамотного читателя, уметь понимать, видеть все детали, должны уметь читать, « входить в литературу». Учить анализировать текст.

№ слайда 4 Алгоритм анализа поэтического текста: 1.Ключевые образы ( их 2, они противополож
Описание слайда:

Алгоритм анализа поэтического текста: 1.Ключевые образы ( их 2, они противоположные). 2.Лексическая цепочка ( характеристика образам). 3.Ассоциация ( представление). 4.Определение темы и идеи текста. 5.Авторская позиция. 6.Изобразительно- выразительные средства ( тропы, фигуры речи, языковые средства). 7.Определение размера и рифмы. 8.Сюжет произведения. 9. Актуальность.

№ слайда 5 Анализ прозаического текста: 1.История создания произведения. 2.Жанр. 3.Сведения
Описание слайда:

Анализ прозаического текста: 1.История создания произведения. 2.Жанр. 3.Сведения об авторе. 4.Палифонизм. 5.Хронотоп. 6.Сюжет произведения. 7. Язык произведения. 8.Тема и идея текста. 9.Актуальность.

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – комп
Описание слайда:

Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – композиционный; 3) идейно- тематический, содержание.

№ слайда 11 поэт, писатель – учитель; поэт, писатель – ученик; учитель – ученик.
Описание слайда:

поэт, писатель – учитель; поэт, писатель – ученик; учитель – ученик.

№ слайда 12 Приемы работы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная систе
Описание слайда:

Приемы работы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ; мозговая атака;

№ слайда 13 групповая дискуссия; чтение с остановками и вопросы кластеры; синквейн; «Продви
Описание слайда:

групповая дискуссия; чтение с остановками и вопросы кластеры; синквейн; «Продвинутая лекция» ;

№ слайда 14 эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; дидактическая игра;
Описание слайда:

эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; дидактическая игра;

№ слайда 15 лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек) ; исследование текста; р
Описание слайда:

лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек) ; исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания.

№ слайда 16 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Название документа Методика.doc

Методика (филологического) комплексного анализа текста.


Анализ текста – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа текста нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства – уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.

Привить школьникам литературный вкус, любовь к тексту– одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками.

Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение "надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью".

Не секрет, что современным школьникам скучно анализировать тексты, многие составные части анализа для них остаются непонятными. Я считаю, самым ценным в работе с текстом будет личностное восприятие и умение ответить на вопрос: что мне помогло понять лирическое произведение, поэтому целесообразно чаще задавать вопрос: зачем? почему? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства? Зачем такая композиция? Зачем такая система стихосложения? Ответы на подобные вопросы помогут ученикам понять, какой глубинный смысл таится за каждым элементом текста, какая самая главная авторская мысль постепенно открывается читательскому пониманию.

Я для обучения анализу как лирического, так и прозаического произведения использую логические схемы – планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, сделанные учителем, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения, можно просить детей составить подобные схемы самостоятельно.

Мне очень понравилась методика работы профессора БИРО Татьяны Николаевны Дорожкиной. Она нам прочитала лекцию о комплексном анализе текста на курсах повышения квалификации. И я, начиная с 2003 года, использую на уроках литературы ее методику филологического анализа текста.

Алгоритм анализа поэтического текста:


1.Ключевые образы ( их 2, они противоположные).

2.Лексическая цепочка ( характеристика образам).

3.Ассоциация ( представление).

4.Определение темы и идеи текста.

5.Авторская позиция.

6.Изобразительно - выразительные средства ( тропы, фигуры речи, языковые средства).

7.Определение размера и рифмы.

8.Сюжет произведения.

9. Актуальность.

Анализ прозаического текста:


1.История создания произведения.

2.Жанр.

3.Сведения об авторе.

4.Палифонизм.

5.Хронотоп.

6.Сюжет произведения.

7. Язык произведения.

8.Тема и идея текста.

9.Актуальность.


Задача учителя русского языка и литературы – воспитать грамотного читателя, уметь понимать, видеть все детали, должны уметь читать, « входить в литературу». «Культура – это не чтение количество книг, это восприятие прочитанного, количество понятого». Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – композиционный; 3) идейно- тематический, содержание. И все эти три уровня выявляют образ автора.

Для более глубокой оценки произведения ученик на уроках должен неоднократно тренироваться, выполняя задания, направленные на формирования навыков анализа текста. Как учителю построить свою работу на уроке, чтобы ученики воспринимали текст не только на уровне пересказа, но и попытались более осмысленно интерпретировать прочитанное. Универсального "ключа" к любому тексту нет, и каждый текст может требовать разных приемов анализа. Задача учителя в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой "ключ". Учить анализировать текст – работа кропотливая. Эта работа требует взаимного общения. Общаются поэт, писатель – учитель, поэт, писатель – ученик, учитель – ученик. Конечно же, учитель играет немаловажную роль в диалоге ученика и автора текста.

Таким образом, комплексный анализ текста помогает обучающимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Не только при выполнений тестовых заданий, но и при написаний сочинений.



Методика филологического анализа текста
  • Русский язык и литература
Описание:

Методика  (филологического) комплексного анализа текста.

 

Анализ текста – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа текста нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства – уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.

Привить школьникам литературный вкус, любовь к  тексту– одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками.

Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение "надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью".

Не секрет, что современным школьникам скучно анализировать тексты, многие составные части анализа для них остаются непонятными. Я считаю, самым ценным в работе с текстом будет личностное восприятие и умение ответить на вопрос: что мне помогло понять лирическое произведение, поэтому целесообразно чаще задавать вопрос: зачем? почему? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства? Зачем такая композиция? Зачем такая система стихосложения? Ответы на подобные вопросы помогут ученикам понять, какой глубинный смысл таится за каждым элементом текста, какая самая главная авторская мысль постепенно открывается читательскому пониманию.

Я для обучения анализу как лирического, так и прозаического произведения использую логические схемы – планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, сделанные учителем, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения, можно просить детей составить подобные схемы самостоятельно.

Мне очень понравилась методика работы профессора БИРО Татьяны Николаевны Дорожкиной. Она нам прочитала лекцию о комплексном анализе текста на курсах повышения квалификации. И я, начиная с 2003 года, использую на уроках литературы ее методику филологического анализа текста.

Алгоритм анализа поэтического текста:

 

1.Ключевые образы ( их 2, они противоположные).

2.Лексическая цепочка ( характеристика образам).

3.Ассоциация ( представление).

4.Определение темы и идеи текста.

5.Авторская позиция.

6.Изобразительно - выразительные средства ( тропы, фигуры речи, языковые средства).

7.Определение  размера и рифмы.

8.Сюжет произведения.

9. Актуальность.

Анализ прозаического текста:

 

1.История создания произведения.

2.Жанр.

3.Сведения об авторе.

4.Палифонизм.

5.Хронотоп.

6.Сюжет произведения.

7. Язык произведения.

8.Тема и идея текста.

9.Актуальность.

 

Задача учителя русского языка и литературы – воспитать грамотного читателя, уметь понимать, видеть все детали, должны уметь читать, « входить в литературу».  «Культура – это не чтение количество книг, это восприятие прочитанного, количество понятого». Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – композиционный; 3) идейно- тематический, содержание. И все эти три уровня выявляют образ автора.

Для более глубокой оценки произведения ученик на уроках должен неоднократно тренироваться, выполняя задания, направленные на формирования навыков анализа текста. Как учителю построить свою работу на уроке, чтобы ученики воспринимали текст  не только на уровне пересказа, но и попытались более осмысленно интерпретировать прочитанное. Универсального "ключа" к любому  тексту нет, и каждый текст может требовать разных приемов анализа. Задача учителя в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой "ключ". Учить анализировать текст – работа кропотливая. Эта работа требует взаимного общения. Общаются поэт, писатель – учитель, поэт, писатель  – ученик, учитель – ученик. Конечно же, учитель играет немаловажную роль в диалоге ученика и автора текста.

   Таким образом, комплексный анализ текста помогает обучающимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Не только при выполнений тестовых заданий, но и при написаний сочинений.

 

 

 

Автор Шайхутдинова Алия Фанавиевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 940
Номер материала 36570
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓