Выбранный для просмотра документ Методика.doc
Скачать материал "Методика филологического анализа текста"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Комплекный анализ текста как способ коммуникации на уроках - копия.pptx
Скачать материал "Методика филологического анализа текста"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Инновационные технологии
2 слайд
Комплексный анализ текста
3 слайд
Задачи:
Привить школьникам литературный вкус, любовь к тексту.
Воспитать грамотного читателя, уметь понимать, видеть все детали, должны уметь читать, « входить в литературу».
Учить анализировать текст.
4 слайд
Алгоритм анализа поэтического текста:
1.Ключевые образы ( их 2, они противоположные).
2.Лексическая цепочка ( характеристика образам).
3.Ассоциация ( представление).
4.Определение темы и идеи текста.
5.Авторская позиция.
6.Изобразительно- выразительные средства ( тропы, фигуры речи, языковые средства).
7.Определение размера и рифмы.
8.Сюжет произведения.
9. Актуальность.
5 слайд
Анализ прозаического текста:
1.История создания произведения.
2.Жанр.
3.Сведения об авторе.
4.Палифонизм.
5.Хронотоп.
6.Сюжет произведения.
7. Язык произведения.
8.Тема и идея текста.
9.Актуальность.
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – композиционный;
3) идейно- тематический, содержание.
11 слайд
поэт, писатель – учитель;
поэт, писатель – ученик;
учитель – ученик.
12 слайд
Приемы работы:
ассоциативный ряд;
опорный конспект;
ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
мозговая атака;
13 слайд
групповая дискуссия;
чтение с остановками и вопросы
кластеры;
синквейн;
«Продвинутая лекция» ;
14 слайд
эссе;
ключевые термины;
перепутанные логические цепочки;
дидактическая игра;
15 слайд
лингвистические карты;
лингвистическая аллюзия (намек) ;
исследование текста;
работа с тестами;
нетрадиционные формы домашнего задания.
16 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Методика (филологического) комплексного анализа текста.
Анализ текста – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа текста нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства – уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.
Привить школьникам литературный вкус, любовь к тексту– одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками.
Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение "надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью".
Не секрет, что современным школьникам скучно анализировать тексты, многие составные части анализа для них остаются непонятными. Я считаю, самым ценным в работе с текстом будет личностное восприятие и умение ответить на вопрос: что мне помогло понять лирическое произведение, поэтому целесообразно чаще задавать вопрос: зачем? почему? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства? Зачем такая композиция? Зачем такая система стихосложения? Ответы на подобные вопросы помогут ученикам понять, какой глубинный смысл таится за каждым элементом текста, какая самая главная авторская мысль постепенно открывается читательскому пониманию.
Я для обучения анализу как лирического, так и прозаического произведения использую логические схемы – планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, сделанные учителем, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения, можно просить детей составить подобные схемы самостоятельно.
Мне очень понравилась методика работы профессора БИРО Татьяны Николаевны Дорожкиной. Она нам прочитала лекцию о комплексном анализе текста на курсах повышения квалификации. И я, начиная с 2003 года, использую на уроках литературы ее методику филологического анализа текста.
Алгоритм анализа поэтического текста:
1.Ключевые образы ( их 2, они противоположные).
2.Лексическая цепочка ( характеристика образам).
3.Ассоциация ( представление).
4.Определение темы и идеи текста.
5.Авторская позиция.
6.Изобразительно - выразительные средства ( тропы, фигуры речи, языковые средства).
7.Определение размера и рифмы.
8.Сюжет произведения.
9. Актуальность.
Анализ прозаического текста:
1.История создания произведения.
2.Жанр.
3.Сведения об авторе.
4.Палифонизм.
5.Хронотоп.
6.Сюжет произведения.
7. Язык произведения.
8.Тема и идея текста.
9.Актуальность.
Задача учителя русского языка и литературы – воспитать грамотного читателя, уметь понимать, видеть все детали, должны уметь читать, « входить в литературу». «Культура – это не чтение количество книг, это восприятие прочитанного, количество понятого». Существует три уровня чтения: 1) словесно- речевой уровень; 2)структурно – композиционный; 3) идейно- тематический, содержание. И все эти три уровня выявляют образ автора.
Для более глубокой оценки произведения ученик на уроках должен неоднократно тренироваться, выполняя задания, направленные на формирования навыков анализа текста. Как учителю построить свою работу на уроке, чтобы ученики воспринимали текст не только на уровне пересказа, но и попытались более осмысленно интерпретировать прочитанное. Универсального "ключа" к любому тексту нет, и каждый текст может требовать разных приемов анализа. Задача учителя в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой "ключ". Учить анализировать текст – работа кропотливая. Эта работа требует взаимного общения. Общаются поэт, писатель – учитель, поэт, писатель – ученик, учитель – ученик. Конечно же, учитель играет немаловажную роль в диалоге ученика и автора текста.
Таким образом, комплексный анализ текста помогает обучающимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Не только при выполнений тестовых заданий, но и при написаний сочинений.
6 655 303 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шайхутдинова Алия Фанавиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.