Инфоурок Музыка Другие методич. материалыМетодика анализа восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов:

Методика анализа восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов:

Скачать материал

 

 

Музыка – язык общения и самовыражения.

 

 

« Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою»

Бертольд Авербах  

  Музыка — это язык, являющийся формой общения, способностью самовыражения, возможностью выразить свои мысли, чувства, переживания. Поэтому если мы отнесёмся к ней как к языку, то все сложности и смущения по поводу «как же мне её понять?» исчезнут.
 - Надо ли  уметь читать и писать ноты, знать теорию и историю музыки, чтобы уметь понимать музыку?

- Надо ли  уметь читать и писать по-русски, чтобы разговаривать на этом языке?

- НЕТ! 

   Мы спокойно разговариваем на родном языке в течение 5-6 лет, прежде чем научимся читать и писать. Вполне можно вести достаточно продуктивный образ жизни, будучи неграмотным. Но, подумайте о преимуществах, которые мы приобретаем, как только освоим премудрости этого языка.

  Когда приходит время изучить что-то новое, большинство из нас ищут себе кого-то, кто бы их научил. В результате большая часть того, чему мы учимся, приходит к нам извне, и редко когда мы узнаём что-то новое, заглядывая внутрь себя.

  На уроках музыки  мы пробуем учиться у самого себя. Занятия с преподавателем существенно ускоряют процесс обучения, но даже когда какая-либо идея приходит к нам от другого человека, она сначала должна попасть в наш внутренний мир, для того чтобы очиститься там, отложиться и стать нашей собственной. Она должна стать нашей личной правдой, прежде чем будет усвоена нами полностью.

  Подумайте об изобретателях: люди пришли к идеям, которых до них не было. Они не смогли бы сделать этого, если бы прислушивались только к внешним источникам. Внутри нас есть силы, которые ждут, чтобы мы обратились к ним за помощью.
  Кто учит гусеницу превращаться в бабочку? - тот, кто находится глубоко внутри неё. Все мы обладаем подобными способностями и их можно применять на практике. Музыка приобретёт совершенно новое значение, когда мы будем слушать её своими собственными ушами. Заглянем внутрь себя и посмотрим, чему там можно поучиться. Главным помощником нам будет - искусство тишины.
  Тишина — невоспетый герой музыки.  Подумайте, если бы не существовало паузы, то вся когда-либо сыгранная музыка звучала бы до сих пор. Именно тишина позволяет каждой ноте звучать снова.
 Тишина и слушание идут рука об руку. Как учителя, мы знаем, что нам необходимо выслушивать учеников, для того чтобы лучше понимать, чему учить.  Музыкант прислушивается к тому, что происходит вокруг, чтобы лучше знать, о чём играть. Поэтому, чтобы слушать, необходимо замолкать самим. ( Все этапы совместного творчества на уроке,  проходят в абсолютной тишине)

  В процессе практической части урока задействованы следующие этапы:

I. Знакомство с музыкальным произведением ( название произведения и его автора пока не называем)

     1.Задание перед восприятием  :

·        записать на листе бумаги чувства, которые передал посредством музыки композитор

·        подобрать к каждому цвет, особо выделив основное (преобладающее) чувство

     3. Восприятие

     2.Анализ чувственного ряда музыкального произведения, обмен мнением. Выясняем преобладающее чувство, в результате обобщения учитель называет автора и название произведение: Ф.Лист «Грёзы любви»

         II. Релакс- упражнение по Х.Алиеву «Мои руки»

         III.Выполнение творческой работы методом «Фрактального рисунка» (выражение собственных чувств, возникших в результате восприятия музыкального произведения через цвет, форму, линию, образ.)

·        рисуем фракталы закрытыми глазами

·         заполняем фракталы цветом, выделяя формы, образы

                          Плавность движений, изысканность линий,

                         Лёгкость на сердце, душевный покой.

                        Внутренний мир рисуй краскою белой,

                       А внешний твори краской цветной.              

                                                                                  А.Шаман

        IV. «Вернисаж» Выставка и анализ творческих работ, обобщение материала урока:

·        общее - преобладание цвета, схожесть образов

·        индивидуальные особенности -  цветовое сочетание, интенсивность цвета, чёткость линии, трактовка содержания через образное восприятие музыкального произведения.

  Говоря о чувстве любви, мы вспоминаем фрагменты фильма-сказки «Снегурочка», где в слове раскрывается то, о чём возможно хотел сказать Ф.Лист ф своём произведении «Грёзы любви

  Предлагаю вашему вниманию творческие работы детей, родившиеся в результате восприятия музыки Ф.Листа

Описание: Описание: D:\мама\СВЕТОЧКА 1.06.11г\ФРАКТАЛ_ФОТО\4г\НАСТЯ 4г..JPGОписание: Описание: D:\мама\СВЕТОЧКА 1.06.11г\ФРАКТАЛ_ФОТО\Брагиня Алёна 3А кл..JPG

Настя 4 года                                                                  Доминика 10лет

 

 

Описание: Описание: D:\мама\СВЕТОЧКА 1.06.11г\ФРАКТАЛ_ФОТО\Куркина Надя 8А кл..JPGОписание: Описание: D:\мама\СВЕТОЧКА 1.06.11г\ФРАКТАЛ_ФОТО\Куркина Вера 8а кл..JPG

Светлана 14 лет                                                                Матвей 14 лет

Описание: Описание: D:\мама\СВЕТОЧКА 1.06.11г\ФРАКТАЛ_ФОТО\Долгополов Никита 8А кл..JPGОписание: Описание: D:\мама\СВЕТОЧКА 1.06.11г\ФРАКТАЛ_ФОТО\Микаелян Сергей 11кл..JPG                                                                         Сергей 17 лет                                                                        Михаил 17 лет

 

  Подводя итог хочется вспомнить    стихотворение современного поэта  Льва Иовлева:

Душа с душою говорила,
Ни звука вслух не проронив,
Она флюидами творила
Наипрелестнейший мотив.

Мотив был понят и подхвачен,
Запели души в унисон,
А смысл был в космосе утрачен,
Перемешав и явь и сон.

Был смысл не важен и не нужен,
Он даже попросту мешал,
В беспечности порхали души
Под ветер звёздных опахал.

Когда во сне летают дети,
Они немножечко растут,
Так души при любовном свете
Открыты шире и цветут.

Порой беззвучны наши чувства,
Боясь спугнуть, едва дыша...
Понять друг друга - верх искусства.
Прильнули мы к душе душа.

Воистину – когда музыка звучит, душа с душою говорит!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методика анализа восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов:"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Музыка — это язык, являющийся формой общения, способностью самовыражения, возможностью выразить свои мысли, чувства, переживания. Поэтому если мы отнесёмся к ней как к языку, то все сложности и смущения по поводу «как же мне её понять?» исчезнут.

 - Надо ли  уметь читать и писать ноты, знать теорию и историю музыки, чтобы уметь понимать музыку?

- Надо ли  уметь читать и писать по-русски, чтобы разговаривать на этом языке?

- НЕТ! 

Мы спокойно разговариваем на родном языке в течение 5-6 лет, прежде чем научимся читать и писать. Вполне можно вести достаточно продуктивный образ жизни, будучи неграмотным. Но, подумайте о преимуществах, которые мы приобретаем, как только освоим премудрости этого языка.

  Когда приходит время изучить что-то новое, большинство из нас ищут себе кого-то, кто бы их научил. В результате большая часть того, чему мы учимся, приходит к нам извне, и редко когда мы узнаём что-то новое, заглядывая внутрь себя.

  На уроках музыки мы пробуем учиться у самого себя

  Посредством музыки человек выражает свои чувства, эмоции, перживания. Музыка-всемирный язык, понятный каждому. а если попытаться переложить язык музыки на язык цвета , формы и линии? Результат превзойдёт все ожидания.Хочу поделиться опытом моей разработки в этой области.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 819 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 451
    • DOCX 4.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Плотникова Светлана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Плотникова Светлана Ивановна
    Плотникова Светлана Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 9902
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов

Курс повышения квалификации

Музыкально-эстетическое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 74 человека из 34 регионов

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе