Музыка
– язык общения и самовыражения.
« Музыка –
единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с
душою»
Бертольд Авербах
Музыка — это
язык, являющийся формой общения, способностью самовыражения, возможностью
выразить свои мысли, чувства, переживания. Поэтому если мы отнесёмся к ней как
к языку, то все сложности и смущения по поводу «как же мне её понять?»
исчезнут.
- Надо ли уметь читать и писать ноты, знать теорию и историю музыки, чтобы
уметь понимать музыку?
- Надо ли уметь
читать и писать по-русски, чтобы разговаривать на этом языке?
- НЕТ!
Мы спокойно
разговариваем на родном языке в течение 5-6 лет, прежде чем научимся читать и
писать. Вполне можно вести достаточно продуктивный образ жизни, будучи неграмотным.
Но, подумайте о преимуществах, которые мы приобретаем, как только освоим премудрости
этого языка.
Когда приходит
время изучить что-то новое, большинство из нас ищут себе кого-то, кто бы их
научил. В результате большая часть того, чему мы учимся, приходит к нам извне,
и редко когда мы узнаём что-то новое, заглядывая внутрь себя.
На уроках музыки
мы пробуем учиться у самого себя. Занятия с преподавателем существенно
ускоряют процесс обучения, но даже когда какая-либо идея приходит к нам от
другого человека, она сначала должна попасть в наш внутренний мир, для того
чтобы очиститься там, отложиться и стать нашей собственной. Она должна стать нашей
личной правдой, прежде чем будет усвоена нами полностью.
Подумайте об
изобретателях: люди пришли к идеям, которых до них не было. Они не смогли бы
сделать этого, если бы прислушивались только к внешним источникам. Внутри нас есть
силы, которые ждут, чтобы мы обратились к ним за помощью.
Кто учит гусеницу превращаться в бабочку? - тот, кто находится глубоко внутри
неё. Все мы обладаем подобными способностями и их можно применять на практике.
Музыка приобретёт совершенно новое значение, когда мы будем слушать её своими
собственными ушами. Заглянем внутрь себя и посмотрим, чему там можно поучиться.
Главным помощником нам будет - искусство тишины.
Тишина — невоспетый герой музыки. Подумайте, если бы не существовало паузы,
то вся когда-либо сыгранная музыка звучала бы до сих пор. Именно тишина
позволяет каждой ноте звучать снова.
Тишина и слушание идут рука об руку. Как учителя, мы знаем, что нам необходимо
выслушивать учеников, для того чтобы лучше понимать, чему учить. Музыкант
прислушивается к тому, что происходит вокруг, чтобы лучше знать, о чём играть.
Поэтому, чтобы слушать, необходимо замолкать самим. ( Все этапы совместного
творчества на уроке, проходят в абсолютной тишине)
В процессе
практической части урока задействованы следующие этапы:
I. Знакомство
с музыкальным произведением ( название произведения и его автора пока не
называем)
1.Задание
перед восприятием :
·
записать
на листе бумаги чувства, которые передал посредством музыки композитор
·
подобрать
к каждому цвет, особо выделив основное (преобладающее) чувство
3. Восприятие
2.Анализ
чувственного ряда музыкального произведения, обмен мнением. Выясняем
преобладающее чувство, в результате обобщения учитель называет автора и
название произведение: Ф.Лист «Грёзы любви»
II. Релакс-
упражнение по Х.Алиеву «Мои руки»
III.Выполнение
творческой работы методом «Фрактального рисунка» (выражение собственных чувств,
возникших в результате восприятия музыкального произведения через цвет, форму,
линию, образ.)
·
рисуем
фракталы закрытыми глазами
·
заполняем
фракталы цветом, выделяя формы, образы
Плавность
движений, изысканность линий,
Лёгкость на сердце, душевный покой.
Внутренний мир рисуй краскою белой,
А внешний твори краской цветной.
А.Шаман
IV.
«Вернисаж» Выставка и анализ творческих работ, обобщение материала урока:
·
общее
- преобладание цвета, схожесть образов
·
индивидуальные
особенности - цветовое сочетание, интенсивность цвета, чёткость линии,
трактовка содержания через образное восприятие музыкального произведения.
Говоря о чувстве
любви, мы вспоминаем фрагменты фильма-сказки «Снегурочка», где в слове
раскрывается то, о чём возможно хотел сказать Ф.Лист ф своём произведении
«Грёзы любви
Предлагаю вашему
вниманию творческие работы детей, родившиеся в результате восприятия музыки
Ф.Листа
Настя
4 года
Доминика 10лет
Светлана
14 лет Матвей 14
лет
Сергей 17 лет
Михаил 17 лет
Подводя
итог хочется вспомнить стихотворение современного поэта Льва Иовлева:
Душа с душою
говорила,
Ни звука вслух не проронив,
Она флюидами творила
Наипрелестнейший мотив.
Мотив был понят и подхвачен,
Запели души в унисон,
А смысл был в космосе утрачен,
Перемешав и явь и сон.
Был смысл не важен и не нужен,
Он даже попросту мешал,
В беспечности порхали души
Под ветер звёздных опахал.
Когда во сне летают дети,
Они немножечко растут,
Так души при любовном свете
Открыты шире и цветут.
Порой беззвучны наши чувства,
Боясь спугнуть, едва дыша...
Понять друг друга - верх искусства.
Прильнули мы к душе душа.
Воистину –
когда музыка звучит, душа с душою говорит!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.