Главная / Музыка / Методика анализа восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов:

Методика анализа восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов:


Музыка – язык общения и самовыражения.

« Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою»

Бертольд Авербах

Музыка — это язык, являющийся формой общения, способностью самовыражения, возможностью выразить свои мысли, чувства, переживания. Поэтому если мы отнесёмся к ней как к языку, то все сложности и смущения по поводу «как же мне её понять?» исчезнут.
- Надо ли уметь читать и писать ноты, знать теорию и историю музыки, чтобы уметь понимать музыку?

- Надо ли уметь читать и писать по-русски, чтобы разговаривать на этом языке?

- НЕТ!

Мы спокойно разговариваем на родном языке в течение 5-6 лет, прежде чем научимся читать и писать. Вполне можно вести достаточно продуктивный образ жизни, будучи неграмотным. Но, подумайте о преимуществах, которые мы приобретаем, как только освоим премудрости этого языка.

Когда приходит время изучить что-то новое, большинство из нас ищут себе кого-то, кто бы их научил. В результате большая часть того, чему мы учимся, приходит к нам извне, и редко когда мы узнаём что-то новое, заглядывая внутрь себя.

На уроках музыки мы пробуем учиться у самого себя. Занятия с преподавателем существенно ускоряют процесс обучения, но даже когда какая-либо идея приходит к нам от другого человека, она сначала должна попасть в наш внутренний мир, для того чтобы очиститься там, отложиться и стать нашей собственной. Она должна стать нашей личной правдой, прежде чем будет усвоена нами полностью.

Подумайте об изобретателях: люди пришли к идеям, которых до них не было. Они не смогли бы сделать этого, если бы прислушивались только к внешним источникам. Внутри нас есть силы, которые ждут, чтобы мы обратились к ним за помощью.
Кто учит гусеницу превращаться в бабочку? - тот, кто находится глубоко внутри неё. Все мы обладаем подобными способностями и их можно применять на практике. Музыка приобретёт совершенно новое значение, когда мы будем слушать её своими собственными ушами. Заглянем внутрь себя и посмотрим, чему там можно поучиться. Главным помощником нам будет - искусство тишины.
Тишина — невоспетый герой музыки. Подумайте, если бы не существовало паузы, то вся когда-либо сыгранная музыка звучала бы до сих пор. Именно тишина позволяет каждой ноте звучать снова.
Тишина и слушание идут рука об руку. Как учителя, мы знаем, что нам необходимо выслушивать учеников, для того чтобы лучше понимать, чему учить. Музыкант прислушивается к тому, что происходит вокруг, чтобы лучше знать, о чём играть. Поэтому, чтобы слушать, необходимо замолкать самим. ( Все этапы совместного творчества на уроке, проходят в абсолютной тишине)

В процессе практической части урока задействованы следующие этапы:

I. Знакомство с музыкальным произведением ( название произведения и его автора пока не называем)

1.Задание перед восприятием :

  • записать на листе бумаги чувства, которые передал посредством музыки композитор

  • подобрать к каждому цвет, особо выделив основное (преобладающее) чувство

3. Восприятие

2.Анализ чувственного ряда музыкального произведения, обмен мнением. Выясняем преобладающее чувство, в результате обобщения учитель называет автора и название произведение: Ф.Лист «Грёзы любви»

II. Релакс- упражнение по Х.Алиеву «Мои руки»

III.Выполнение творческой работы методом «Фрактального рисунка» (выражение собственных чувств, возникших в результате восприятия музыкального произведения через цвет, форму, линию, образ.)

  • рисуем фракталы закрытыми глазами

  • заполняем фракталы цветом, выделяя формы, образы

Плавность движений, изысканность линий,

Лёгкость на сердце, душевный покой.

Внутренний мир рисуй краскою белой,

А внешний твори краской цветной.

А.Шаман

IV. «Вернисаж» Выставка и анализ творческих работ, обобщение материала урока:

  • общее - преобладание цвета, схожесть образов

  • индивидуальные особенности - цветовое сочетание, интенсивность цвета, чёткость линии, трактовка содержания через образное восприятие музыкального произведения.

Говоря о чувстве любви, мы вспоминаем фрагменты фильма-сказки «Снегурочка», где в слове раскрывается то, о чём возможно хотел сказать Ф.Лист ф своём произведении «Грёзы любви

Предлагаю вашему вниманию творческие работы детей, родившиеся в результате восприятия музыки Ф.Листа

hello_html_46228076.pnghello_html_4f7e5231.png

Настя 4 года Доминика 10лет



hello_html_60698f3c.pnghello_html_m1ec95ffa.png

Светлана 14 лет Матвей 14 лет

hello_html_m40f39823.pnghello_html_70af5755.png Сергей 17 лет Михаил 17 лет

Подводя итог хочется вспомнить стихотворение современного поэта Льва Иовлева:

Душа с душою говорила,
Ни звука вслух не проронив,
Она флюидами творила
Наипрелестнейший мотив.

Мотив был понят и подхвачен,
Запели души в унисон,
А смысл был в космосе утрачен,
Перемешав и явь и сон.

Был смысл не важен и не нужен,
Он даже попросту мешал,
В беспечности порхали души
Под ветер звёздных опахал.

Когда во сне летают дети,
Они немножечко растут,
Так души при любовном свете
Открыты шире и цветут.

Порой беззвучны наши чувства,
Боясь спугнуть, едва дыша...
Понять друг друга - верх искусства.
Прильнули мы к душе душа.

Воистину – когда музыка звучит, душа с душою говорит!


4



Методика анализа восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов:
  • Музыка
Описание:

   Музыка — это язык, являющийся формой общения, способностью самовыражения, возможностью выразить свои мысли, чувства, переживания. Поэтому если мы отнесёмся к ней как к языку, то все сложности и смущения по поводу «как же мне её понять?» исчезнут.

 - Надо ли  уметь читать и писать ноты, знать теорию и историю музыки, чтобы уметь понимать музыку?

- Надо ли  уметь читать и писать по-русски, чтобы разговаривать на этом языке?

- НЕТ! 

Мы спокойно разговариваем на родном языке в течение 5-6 лет, прежде чем научимся читать и писать. Вполне можно вести достаточно продуктивный образ жизни, будучи неграмотным. Но, подумайте о преимуществах, которые мы приобретаем, как только освоим премудрости этого языка.

  Когда приходит время изучить что-то новое, большинство из нас ищут себе кого-то, кто бы их научил. В результате большая часть того, чему мы учимся, приходит к нам извне, и редко когда мы узнаём что-то новое, заглядывая внутрь себя.

  На уроках музыки мы пробуем учиться у самого себя

  Посредством музыки человек выражает свои чувства, эмоции, перживания. Музыка-всемирный язык, понятный каждому. а если попытаться переложить язык музыки на язык цвета , формы и линии? Результат превзойдёт все ожидания.Хочу поделиться опытом моей разработки в этой области.

Автор Плотникова Светлана Ивановна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 552
Номер материала 18061
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓