Джусоева Залина Владимировна учитель истории и обществознания
МБОУСОШ №41 г.Владикавказ
«Использование инновационных педагогических технологий в
преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»
Цель исследования заключается в определение инновационных
технологий в преподавании истории по внедрению историко-культурного стандарта.
Тема актуальна по следующим причинам. Важной частью развития
российского общества является модернизация школьного образования.
В 2015-2016 учебном году произошли принципиальные изменения в
содержание исторического образования благодаря переходу на новый
Историко-культурный стандарт (ИКС),который является частью Концепции нового
учебно-методического комплекса (УМК) по истории отечества. Изменения повлияют
на экзаменационную работу в 2016 году, которая будет охватывать содержание
курса отечественной истории с древнейших времён до современных дней с
элементами всеобщей истории. Впервые в ЕГЭ 2016 года появится историческое
сочинение. [1]
Рассмотрим концептуальные основы ИКС. Для формирования
толерантной личности, учителям истории необходимо усилить акцент на
преподавании истории регионов, на поликонфессиональном и многонациональном
составе населения России как важнейшей особенности отечественной истории. Также
ИКС содержит перечень «трудных вопросов истории», которые являются
дискуссионными в современном обществе.
Главная задача учителя истории в рамках концепции ИКС
сориентировать школьников в постоянно нарастающем информационном потоке. С
целью социализации и профессионального становления школьников в новых
социальных условиях возникает необходимость в переориентации обучения с
усвоения готовых навыков и знаний на развитие творческих способностей ученика,
его личности, критичности мышления. Важным становится не получение знаний (в
современном обществе знания подвергаются изменениям, быстро устаревают), а сам
процесс их приобретения. В рамках концепции ИКС педагог должен научить учеников
самостоятельно принимать решения, добывать знания, критически мыслить, а также
адаптироваться в жизненных ситуациях. Традиционные средства обучения не могут
решить эти задачи.[2]
В новом ИКС особое место уделено личности в истории, но не
только изучению биографий выдающихся личностей, но изучаются особенности жизни
простых граждан, изменение судьбы которых позволит показать главные
политические и социальные процессы в стране на рассматриваемом историческом
этапе. В рамках новой концепции ИКС будут изучаться проблемы культурной и
духовной жизни российского народа.[3]
В рамках концепции ИКС учебник должен стать навигатором, т.е.
побуждать учеников самостоятельно рассуждать, делать выводы, анализировать
исторические тексты и т. д. И главное, стимулировать школьников к поиску новых
источников. Важную роль в концепции будут играть наглядные образы.
Выделим инновационные педагогические технологии.
К актуальным технологиям для реализации историко-культурного
стандарта относится: использование диалоговых методик. Для примера можно привести
диалог культур, гендерный диалог и т.д.
К другим технологиям относится организация учебно-
исследовательской и поисковой деятельности учеников по материалам региональной
истории. Данные технологии были апробированы в МАОУ города Новосибирска гимназия
№ 7 «Сибирская».
Алгоритм - это универсальное средство обучения, которое
позволяет педагогу, научить школьников учиться, что соответствует концепции
ИКС. Уроки с использованием сформируют у школьников навыки ориентирования в
мире информации и научат выделять главное. В процессе обучения истории
используется преимущественно алгоритм достижений предметных результатов
(алгоритм изучения личности в истории,
На вводном занятии технологии применяется: многофакторный подход
в обучении истории, рекомендованный в ИКС, позволяющий проследить, как в
знаменательных процессах и событиях истории переплетались религиозные,
нравственные и другие мотивы участников, их экономические и политические
интересы. Основная цель вводного этапа усвоение концептуальных идей и основного
содержания преамбул к разделам.
На 2 этапе блочно-модульной технологии с помощью деятельностных
технологий (проект кейс, и других) происходит углубленное изучение отдельных,
наиболее важных событий или явлений изучаемого периода. На втором этапе развиваются
основные умения учащихся: проводить поиск исторической информации, в том числе
с использованием альтернативных источников; анализировать и систематизировать
историческую информацию; осуществлять критику источника; использовать
полученные сведения для аргументации в ходе дискуссии. Большое внимание в
обучении истории учитель должен уделять изобразительной наглядности. С этой
целью рекомендуется привлекать материалы образовательных сайтов сети Интернет.
На 3 этапе (1-2 урока) – рефлексия-обобщение (семинар-обобщение,
коллоквиум, тестирование и пр.). Это позволит второй раз систематизировать
знания, вновь проводя все причинно-следственные связи между основными
событиями, но с включением в них и второстепенного материала.[4]
В школе, на уроках истории одной инновационных технологий
является метод учебного проекта (часто применяемый на уроках истории в старших
классах).
Технология проектного обучения заключается в создании под
контролем учителя проекта. Результатом проекта может стать макет исторического
объекта, рассказ, сценарий фильма и праздника и т.д. Различают творческие и
исследовательские проекты. По мнению Гребенникова С. А., метод проектного
обучения способствует выработке навыков исследовательской работы, развитию
самостоятельности ученика, что соответствует концепции ИКС. Защищая проекты,
школьник учится излагать и отстаивать свою точку зрения, дискутировать. Таким
образом, навыки, полученные школьником в процессе проектной деятельности,
отвечают требованиям концепции историко-культурного стандарта. Например, под
руководством Гребенниковой в МБОУ СОШ №83 города Северска Томской области в
процессе проектного обучения был изготовлен макета русской крепости «Корела
XIVвека».
Обучение в современной школе невозможно представить без
использования информационных технологий. В процессе обучения истории педагогам
рекомендуется использовать возможности Интернет, в частности размещать
историческую информацию на специально созданных веб-страницах.
Создание веб-ресурса позволит оптимизировать труд учителя. На
уроках истории используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из
научных трудов, документов, высказывания мыслителей и политиков, обобщающие
выводы, кратко сформулированные основные идеи. Хранение этих материалов
на специальных веб-ресурсах позволит сэкономить время при подготовке и
проведении урока. Учитель истории сможет упорядочить весь материал в соответствии
с календарно-тематическим планированием по классам. Также на сайт можно внести
карточки-задания, учебные пособия, содержащие наглядный материал и тексты,
кроссворды и т. д. Доступ к веб-странице позволит ученикам повысить уровень
исторических знаний учеников (организации дистанционного обучения). На
веб-ресурсе можно организовать для учеников чаты, форумы и конференции.
На уроках истории в рамках концепции ИКС для большей
эффективности необходимо использовать технологии мультимедиа: иллюстрации
объектов, фотографии, предметные коллекции, портреты, интерактивные модели,
видеоэкскурсии.[5]
В духе концепции историко-культурного стандарта каждая тема
учебника обязательно включает в себя «трудные вопросы истории», которые не
имеют однозначного ответа. В обсуждении этих вопросов учитель может проявить
своё мастерство, и так организовать работу школьников, чтобы дать им возможность
сформировать и изложить собственную точку зрения на анализируемое исторические
события. На VI Петербургском Образовательном Форуме, прошедшем с 25 по 27 марта
2015 г. педагогам, предложили сформулировать точки зрения на каждый вопрос,
опираться на труды историков. При изучении «трудных» вопросов педагоги должны
использовать преимущественно технологии преподавания, позволяющие ученикам
действовать самостоятельно. Также в изучении «трудных» вопросов истории
необходимо использовать принципиальные основы алгоритма. Рекомендуется
организация практикума среди учителей истории по изучению «трудных вопросов
истории». В ходе практикума педагоги должны распределяться по группам. Каждая
группа должна рассматривать подраздел трудной темы.
Итак, педагог в рамках концепции ИКС должен способствовать
развитию критического мышления учеников, развитию у учеников исследовательских
приёмов, и приемов исторического анализа, способам поиска и отбора информации
из альтернативных источников, умению сопоставлять различные точки зрения. К
инновационным педагогическим технологиям можно отнести: участие в проектной и
исследовательской деятельности; использование диалоговых методик;
блочно-модульной технологии; технологии алгоритмов, современных информационных
технологий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.