Главная / Информатика / Методика использования интерактивных пособий на уроке информатики в 8 классе «Устройства ввода – вывода информации»

Методика использования интерактивных пособий на уроке информатики в 8 классе «Устройства ввода – вывода информации»

Методика использования интерактивных пособий на уроке информатики в 8 классе «Устройства ввода – вывода информации»


Цели урока: 

Обучающие:

  • изучение назначения внешних устройств ввода-вывода информации;

  • ознакомление учащихся с устройством и принципами работы различных устройств ввода-вывода информации.

Развивающие: формирование качества мышления.

Воспитательные: формирование умений и навыков эффективного использования устройств ввода и вывода информации.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: интерактивная доска, учебник, ПК, мышь, клавиатура, сканер, микрофон, принтер, монитор, колонки.

Этапы урока:

  • организационный момент (2-3 минуты);

  • актуализация знаний (2-3 минуты);

  • изучение нового материала (33-35 минут);

  • закрепление изученного материала. Подведение итогов (2-3 минуты);

  • постановка домашнего задания (1 минута).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие с классом, проверка отсутствующих и готовность к уроку присутствующих (наличие тетрадей, учебников, дневников).

  1. Актуализация знаний.

На заре развития компьютерной техники не было ни дисплея, без которого мы не представляем компьютер, ни принтера, без которого мы не можем распечатать информацию на бумагу, ни тем более сканера, цифрового фотоаппарата, не было даже клавиатуры, не говоря уже о всем нам известной «мышке». В настоящее время для удобства работы с компьютером создано множество различных устройств, вот о них и о принципах их работы, их функциях и назначении мы сегодня и узнаем.

Давайте пройдем не большое задание на сайте http://learningapps.org.

Нужно подписать части компьютера (рис. 1, рис. 2).

hello_html_m4ea514.png

Рис. 1. Вопрос 1

hello_html_593d4e49.png

Рис. 12. Вопрос 4

Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы.

  1. Изучение нового материала.

Давайте с вами запишем тему урока «Устройства ввода – вывода информации».

Все устройства которые используются компьютером можно разделить на два типа:

устройства ввода информации;

устройства вывода информации.

Давайте это тоже отметим в своих тетрадочках.

Органы чувств человека способны воспринимать информацию в разнообразных формах. Приведите мне примеры как человек может воспринимать информацию разными органами чувств?

(Текст в учебнике, сообщение по телефону, запах газа на кухне, вкус горького перца и т.д.).

Совершенно правильно.

Компьютеру, как и человеку, необходимы свои «глаза и уши», с помощью которых он мог бы воспринимать информацию извне. В настоящие время, как я уже говорила, имеются разнообразные устройства, выполняющие эти функции в составе компьютера. Они называются устройствами ввода, так как обеспечивают ввод в компьютер данных в различных формах: чисел, текстов, изображений, звуков. Устройства ввода преобразуют эту информацию в цифровую форму для последующей обработки и хранения в компьютере.

Давайте с вами запишем определение.

Устройства ввода – аппаратные средства для преобразования информации из формы, понятной человеку, в форму, воспринимаемую компьютером.

Устройства ввода по способу ввода информации можно подразделить на два основных класса:

  • с клавиатурным вводом, при котором осуществляется ручной ввод с клавиатуры (клавиатура);

  • с прямым вводом, при котором данные читаются непосредственно компьютерными устройствами (манипуляторы, сенсорные, устройства сканирования, распознавание речи).

Рассмотрим с вами основные характеристики этих классов технических средств.

Клавиатура.

Что вы можете сказать о клавиатуре?

(Она предназначена для набора текста и другие варианты ответов).

Стандартным устройством для ввода информации в компьютер является клавиатура.

Что вы можете вводить в компьютер с помощью клавиатуры?

( Числовую и текстовую информацию).

Совершенно правильно.

А где отображается информация, которую мы вводим с клавиатуры?

(На мониторе).

Молодцы, ребята.

Место ввода информации на экране указывается специальным значком, который называется курсором.

Как правило, используется 101-103 клавишная клавиатура американского стандарта.

Работа на ПК невозможна без освоения клавиатуры.

Манипуляторы.

А знаете ли вы, что представляют собой манипуляторы?

(ответы учащихся).

Это устройства, которые позволяют ускорить работу с компьютерными объектами и обеспечивают более удобное управление ими.

Какие манипуляторы вам известны?

(мышь, джойстик).

Правильно, ребята.

Мышь.

Широкое пользование графического интерфейса привело к появлению манипулятора «мышь».

По способу считывания информации их можно классифицировать на:

  1. Механические;

  2. Оптико-механические;

  3. Оптические.

На нижней поверхности механической мыши имеется шарик. Перемещение мыши по ровной поверхности приводит к вращению шарика. Он взаимодействует с датчиками внутри корпуса мыши, в результате чего вырабатывается сигнал, который заставляет перемещаться указатель мыши на экране монитора.

Оптическая мышь имеет красный светодиод для подсветки.

На верхней поверхности мыши расположены 2 или 3 кнопки. Нажатие на ту или иную кнопку компьютер воспринимает как указание на выполнение некоторого заданного действия. Использование мыши позволяет более быстро и удобно управлять работой различных программ.

Мыши так же отличаются друг от друга способом соединения с компьютером: проводные и беспроводные

Тачпад.

Служит для перемещения курсора в зависимости от движения пальца пользователя и используется для замены мыши в ноутбуках.

Джойстик.

Разработан специально для игр. Также как и мышь позволяет перемещать курсор или графический объект по экрану монитора. Представляет собой рукоятку, отклоняющуюся во все стороны, и несколько кнопок на небольшой панели.

Сенсорные устройства ввода.

Сенсорный экран.

Ребята, а что представляют собой сенсорные экраны?

(ответы учеников).

Представляет собой поверхность, которая покрыта специальным слоем. Прикосновение к определенному месту экрана обеспечивает выбор задания, которое должно быть выполнено компьютером, или команды в экранном меню.

Сенсорный экран позволяет также перемещать объекты. Он удобен в использовании, когда необходим быстрый доступ к информации. Такие устройства можно увидеть в банковских компьютерах, аэропортах.

Сетевое перо.

Похоже на обычный карандаш, на кончике которого имеется специально устройство – светочувствительный элемент. Соприкосновение пера с экраном замыкает фотоэлектрическую цепь и определяет место ввода или коррекции данных. Если перемещать по экрану такое перо, можно рисовать или писать на экране, как на листе бумаги.

Устройства сканирования.

Сканер.

А для чего нужен сканер?

(для ввода информации в компьютер и другие варианты ответов).

Предназначен для ввода в компьютер графической или текстовой информации с листа бумаги, со страницы журнала или книги. Для работы сканера необходимо ПО, которое создает и сохраняет в памяти электронную копию изображения. Все разнообразие подобных программ можно разделить на два класса – для работы с графическими изображениями и для распознавания текста.

К важнейшим характеристикам сканера относятся время сканирования и максимальный размер сканируемого документа.

Устройства распознавания символов.

Относятся к ним, например, терминалы, установленные в больших магазинах. Эти терминалы оснащены разнообразными устройствами считывания штрих - кодов – специальных символов и меток для определения условий приобретения товара и его цены. Считанная информация преобразуется, выводится на экран или бумажный чек и по линиям связи передается на более мощный компьютер для дальнейшей обработки.

Устройства распознавания речи.

С помощью обычного микрофона речь человека непосредственно вводится в компьютер и преобразуется в цифровой код. Системы распознавания речи находят широкое применение в образовании, например, при изучении иностранных языков. Функции распознавания и коррекции речи незаменимы для формирования правильного произношения [12].

Введенная в компьютер информация преобразуется с помощью программ в некий конечный результат, который необходим человеку. Однако в компьютере этот результат обработки хранится в двоичном коде и совершенно непонятен человеку. Для преобразования двоичных кодов в форму, понятную человеку, необходимы специальные аппаратные средства, которые получили название устройств ввода.

Давайте с вами запишем определение.

Устройства вывода – аппаратные средства для преобразования компьютерного (машинного) представления информации в форму, понятную человеку.

Среди устройств вывода можно выделить по форме представления информации несколько классов: мониторы, принтеры, плоттеры, устройства звукового вывода.

Мониторы.

Ребята, а для чего предназначены мониторы?

(Для вывода информации на экран)

Предназначен для отображения символьной и графической информации.

Любое изображение на экране представляется набором точек, которые называются пикселями. Число точек по горизонтали и вертикали экрана определяет разрешающую способность монитора.

В текстовом режиме на экран выводятся только известные компьютеру символы, а в графическом – любое изображение, состоящее из точек.

Принтеры.

А для чего предназначены принтеры?

(Для печати текстовых и графических документов).

Предназначены для вывода результатов на бумагу. При этом происходит преобразование машинного представления в информации в символы. Любой символ выводится на печать в виде множества точек. Формирование изображения осуществляется головкой печатающего устройства.

К одному системному блоку можно подсоединить от одного до трех принтеров любых типов.

По способу получения изображения на бумаге, способу нанесения красящего материала принтеры бывают: матричные, струйные, лазерые, термические, литерные.

Плоттеры.

Предназначены для вывода графической информации, создания схем, сложных архитектурных чертежей, художественной и иллюстративной графики, карт, трехмерных изображений.

Используются для производства высококачественной цветной документации. Являются незаменимыми для художников, дизайнеров, оформителей, инженеров, проектировщиков.

Размеры входных документов на плоттере превышают размеры документов, которые можно создавать с помощью принтеров.

Устройства звукового вывода.

Что вы можете сюда отнести?

(Колонки, наушники).

Правильно.

Трудно представить компьютер молчаливым, без возможностей услышать различные звуки – сигналы, музыку, человеческую речь. Для этого к компьютеру подсоединяют колонки или наушники.

  1. Закрепление изученного материала. Подведение итогов.

Какую тему мы с вами изучили сегодня на уроке?

(«Устройства ввода – вывода информации»).

Правильно, ребята. Давайте теперь с вами закрепим те знания, которые мы с вами сегодня получили.

Давайте каждый индивидуально за своим компьютером выполнит не большое задание на сайте http://learningapps.org, которое называется «Установите соответствие» (рис. 4).

(Учащиеся рассаживаются за компьютеры и выполняют задания. В задании нужно установить соответствие между текстом и картинкой).

hello_html_m411b958b.png

Рис. 4. Установите соответствие


Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали на уроке.

  1. Постановка домашнего задания.

Вашим домашним заданием будет параграф в учебнике, записи в тетради и нужно решить кроссворд на сайте http://learningapps.org, который называется «Домашнее задание. Кроссворд на тему «Устройства ввода – вывода информации» (рис. 5).

hello_html_5ff588ba.png

Рис. 5. Кроссворд



Методика использования интерактивных пособий на уроке информатики в 8 классе «Устройства ввода – вывода информации»
  • Информатика
Описание:

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение».

Интерактивное обучение в школе предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между учителем и учащимися, а также между самими учениками, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеников» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.

Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать.

На федеральныхобразовательныхпорталахЕдинаяколлекцияЭОР (school-collection.edu.ru) и ФЦИОР находятсяэлектронные образовательные ресурсы по разным предметам и классам, которые можно использовать для изучения нового материала, актуализации знаний, практической работы учащихся. Не всегда, готовые электронные пособия по предметам удовлетворяют всем требованиям учителейа изменение их содержания требует больших временных и интеллектуальных затрат, специальных навыков в области информационно-коммуникационных технологий.

Для решения этой проблемы используются веб сервисы, в которых учитель может без специальных навыков создать интерактивные задания и упражнения на классификацию, нахождение соответствия, заполнения кроссворда и т.д.

Сервис LearningApps.org является приложением Web 2.0 и предназначен для разработки электронных обучающих ресурсов. По своему содержанию это конструктор модулей, которые разрабатываются для различных форм организации учебного процесса. На сайте имеются готовые интерактивные упражнения, а также можно создать свои упражнения разного типа: игра на развитие памяти, викторина, кроссворд, лента времени, найти пару, порядок, сетка слов и т.п.

Цель:разработать методику использования интерактивных пособий на уроках информатики и ИКТ.
Автор Кочеткова Ольга Анатольевна
Дата добавления 09.11.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 505
Номер материала MA-062090
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓