Главная / Технология / Методическое указание для выполнения учебной практики по дисциплине "Системное программирование" по специальности 230115

Методическое указание для выполнения учебной практики по дисциплине "Системное программирование" по специальности 230115

Название документа Методические указания и задания для выполнения практических работ.doc

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

среднего профессионального образования

Уфимский колледж статистики, информатики

и вычислительной техники















Системное программирование


Методические указания и задания для выполнения учебной практики















Составил преподаватель
Хасипов Р.Х.

Председатель цикловой комиссии

информатики

Хасипов Р.Х.





2014

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основной целью представленных работ является формирование у студентов умения решать задачи на ЭВМ с ис­пользованием мобильных языков программирования ассемблер и С++.


В результате выполнения практических работ студент должен:

иметь представление:

- о современных языках программирования;

- о задачах дисциплины "Системное программирование";

знать:

- этапы построения алгоритмов задач;

- способы построения блок-схем алгоритмов;

- методы решения задач на ассемблере и С++;

- способы адресации информации;

- способы организации программ и функций;

- макроподстановки и их использование;

- способы обработки прерываний;

уметь:

- составлять программы на ассемблере и С++;

-отлаживать программы на ассемблере и С++;

- пользоваться инструментальными средствами для отладки про­грамм.


Данная методическая разработка содержит описание восьми работ.





Практическая работа №1


Составить программу на языке С++ для обработки одномерных массивов с использованием указателей:

  1. Ввести n элементов одномерного массива с входного файла;

  2. Вычислить указанное выражение;

  3. Вывести значение указанного выражения в выводной файл.


Индивидуальные задания приведены в приложении №1.



Практическая работа №2


Составить программу на языке C++, состоящую из двух функций с использованием указателей.

В главной функции выполнить ввод одномерного массива с файла и вывод полученных результатов в файл.

В вызываемой функции выполнить обработку одномерного массива.


Индивидуальные задания приведены в приложении №1.





Практическая работа №3


Составить программу на языке C++ для обработки двумерных массивов с использованием указателей и входных и выходных файлов.


Индивидуальные задания приведены в приложении №2.



Практическая работа №4


Составить программу на языке C++, состоящую из двух функций с использованием указателей.

В главной функции выполнить ввод двумерного массива с файла и вывод полученных результатов в конец входного файла.

В вызываемой функции выполнить обработку двумерного массива.


Индивидуальные задания приведены в приложении №2.


Практическая работа №5


Составить программу на языке С++ для обработки строк с использованием файлов и указателей.


Индивидуальные задания приведены в приложении №3.



Практическая работа №6


Определить время выполнения программы составленной для выполнения практической работы №5.



Практическая работа №7


Составить программу, состоящую из двух модулей:

  1. В модуле на языке С++ ввести двумерный массив и вывести полученные результаты;

  2. В модуле на языке ассемблер выполнить обработку двумерного массива.


Индивидуальные задания в приложении №2.




Название документа Приложение1.doc

Приложение №1



Вариант №1

hello_html_m75d90be3.gif

При ai-1<9



Вариант №2

hello_html_m6b278870.gif

При ai-2<5



Вариант №3

hello_html_m66fb0c70.gif

При ai+2<7



Вариант №4

hello_html_2102d171.gif

При ai+1<9



Вариант №5

hello_html_12850154.gif

При ai-2<8



Вариант №6

hello_html_m356dedb3.gif

При ai+1<7




Вариант №7

hello_html_7b79af1b.gif

При ai+2<6



Вариант №8

hello_html_m3112083d.gif

При ai+2<5



Вариант №9

hello_html_3ba57a65.gif

При ai-1<9



Вариант №10

hello_html_6ea0173.gif

При ai-2<8



Вариант №11

hello_html_m655ee344.gif

При ai-2<7



Вариант №12

hello_html_m7b4d7355.gif

При ai-1<9




Вариант №13

hello_html_12d62ef3.gif

При ai+3<7



Вариант №14

hello_html_m3bf216b9.gif

При ai-2<8



Вариант №15

hello_html_74941fbb.gif

При ai+2<6



Вариант №16

hello_html_m2045fcc0.gif

При ai-2<9



Вариант №17

hello_html_1c3c2838.gif

При bj+2<5



Вариант №18

hello_html_mc3eb862.gif

При bj-2<9




Вариант №19

hello_html_m712f8a89.gif

При hello_html_23533457.gif



Вариант №20

hello_html_m625d7b6e.gif

При hello_html_m6216449a.gif

________________________________________________________________________________

Вариант №21

hello_html_65aa238c.gif

При hello_html_410bb51.gif<7



Вариант №22

hello_html_m1151d1eb.gif

При hello_html_m242409e9.gif



Вариант №23

hello_html_330de0b6.gif

При hello_html_m6216449a.gif



Вариант №24

hello_html_m46e0afda.gif

При hello_html_m38d39fdb.gif




Вариант №25

hello_html_m6e1f49e7.gif

При hello_html_4b7ce1e6.gif



Вариант №26

hello_html_m53d4ecad.gifhello_html_m53d4ecad.gifhello_html_m4eb2f3f0.gif

При hello_html_3035dbda.gif



Вариант №27

hello_html_65b2cbde.gif

При hello_html_m56cf91c0.gif



Вариант №28

hello_html_m7852b3bb.gif

При hello_html_3e2781b0.gif



Вариант №29

hello_html_m9dd3135.gif

При hello_html_45fd13f7.gif



Вариант №30

hello_html_27e05c84.gif

При hello_html_23533457.gif




Вариант №31

hello_html_m48638463.gif

При hello_html_m255484ed.gif



Вариант №32

hello_html_m1b41a012.gif

При hello_html_4b7ce1e6.gif



Вариант №33

hello_html_46d6dec8.gif

При hello_html_m6216449a.gif



Вариант №34

hello_html_mb88a102.gif

При hello_html_401f7b44.gif



Вариант №35

hello_html_2102d171.gif

При hello_html_m7f03660e.gif



hello_html_m3134a56f.gif

Название документа Приложение2.doc

Приложение №2



Вариант №1


Дана квадратная матрица порядка n. Найти max n-1 строки и max n-1 столбца. Если max столбца будет больше, чем max строки, то найти сумму элементов всей матрицы. Если max строки и столбца — это один и тот же элемент, то поменять у него знак на противоположный.



Вариант №2


Дана квадратная матрица порядка n. Каждый чётный столбец расположить в порядке убывания, а каждый нечётный в порядке возрастания.



Вариант №3


Дана матрица n на n. Сформировать новую матрицу n+1 на n+1, где n+1 столбцом является min каждой строки, а n+1 строкой — max каждого столбца; последний элемент а[n+1, n+1] равен сумме max строк и min всех столбцов.



Вариант №4


Вводится квадратная матрица порядка n. Найти минимум всей матрицы и выдать на печать только те строки, в которых минимумы больше минимума всей матрицы.



Вариант №5


Дана квадратная матрица порядка n. Найти max в каждом четном столбце и min в n-1 строке. Если min окажется больше последнего max, то поменять их местами.



Вариант №6


Дана квадратная матрица. Размерность вводится. Поменять местами max и min четных строк.



Вариант №7


Дана матрица порядка n. В матрице один нуль. Сосчитать сумму элементов в столбце, где находится нуль. Если сумма нечетная — поменять этот столбец со строкою, где находится нуль.




Вариант №8


Дана матрица порядка n. Найти в последнем столбце max и min. Если в матрице есть нули, то заменить их суммой max и min последнего столбца.



Вариант №9


Дана матрица [m,n]. В каждой строке матрицы найти max среди элементов, кратных 2 и min среди остальных.



Вариант №10


В каждой строке квадратной матрицы порядка n найти сумму элементов, а в каждом столбце произведение. Найти max среди сумм и min среди произведений элементов матрицы.



Вариант №11


Из матрицы порядка n получить новую, где на 2 столбца больше:

  1. максимум соответствующих строк;

  2. номер столбца первого отрицательного данной строки.



Вариант №12


Вводится квадратная матрица порядка n. Найти в каждой строке max и min, поменять их местами.



Вариант №13


Дана матрица порядка n. В каждой строке найти максимум среди четных элементов, а в каждом столбце минимум нечетных элементов.



Вариант №14


Дана квадратная матрица порядка n. Если общий элемент главной и побочной диагонали является максимальным или минимальным элементом матрицы, то заменить его первым (если это максимальный элемент) или последним (если это минимальный элемент).



Вариант №15


Дана матрица порядка n, в которой есть положительные и отрицательные числа. Выдать координаты чисел, где происходит смена знака.





Вариант №16


Ввести квадратную матрицу порядка n. В каждой строке матрицы найти сумму элементов, кратных номеру строки и среди сумм найти min.



Вариант №17


Ввести матрицу порядка n. Найти кол-во положительных элементов в строках с чётным номером и кол-во отрицательных в строках с нечётным номером.



Вариант №18


Дана матрица порядка n. Найти min элемент матрицы. Если min элемент кратен первому элементу матрицы и стоит не на последнем месте, то поменять его на последний элемент матрицы, иначе заменить min на нуль. В матрице нет нулей и один минимум.



Вариант №19


В каждой строке матрицы порядка n найти min и заменить на сумму max и min всей матрицы.



Вариант №20


Дана квадратная матрица порядка n. Найти в каждой строке max. Если он нечётный, то умножить его на первый элемент строки; если четный, то на последний.



Вариант №21


Дана матрица (n*n). В каждой строке найти максимум среди четных элементов, а в каждом столбце — минимум среди нечетных. И найти сумму минимальных нечетных элементов в каждой строке.



Вариант №22


Вводится квадратная матрица порядка n. Найти сумму положительных элементов в каждом столбце, предварительно поменяв знак на противоположный у всех четных элементов матрицы.



Вариант №23


Дана квадратная матрица порядка n. Найти сумму и количество положительных элементов кратных 3 для каждого четного столбца матрицы. На печать выдать N столбца, элементы кратные 3, сумму и количество.




Вариант №24


Ввести квадратную матрицу порядка n. Найти в матрице максимум каждого столбца и минимум каждой строки. Наибольший максимум заменить на сумму минимумов, если максимумов несколько, то заменить все.



Вариант №25


Дана квадратная матрица порядка n. Если среди элементов главной диагонали будут элементы равные нулю или кратные 2, то найти сумму элементов побочной диагонали. И поменять элементы главной диагонали на первую строку матрицы.



Вариант №26


Дана квадратная матрица порядка n. Если в главной диагонали имеется хотя бы одно отрицательное число, то максимум главной диагонали поменять местами с минимумом побочной диагонали.



Вариант №27


Дана квадратная матрица порядка n. В ней найти max и min элементов. Если max принадлежит главной диагонали, а min — побочной, то поменять их местами.



Вариант №28


Ввести квадратную матрицу порядка n. Найти произведение четных элементов побочной диагонали, и если это произведение больше максимума главной диагонали, то заменить этот максимум на произведение.



Вариант №29


Дана квадратная матрица порядка n. Найти max и произведение элементов главной диагонали, затем min и сумму элементов побочной диагонали. Если (P+min) > (S+max), то max и min поменять местами, иначе матрицу оставить без изменений.



Вариант №30


Дана квадратная матрица порядка n. Определить максимум в главной диагонали среди элементов, стоящих на четных местах и минимум побочной диагонали среди элементов, стоящих на нечетных местах.



Вариант №31


Дана квадратная матрица порядка n. Найти кол-во четных элементов (k1) побочной диагонали и кол-во нечетных элементов(k2) главной. Если они не равны, то присвоить max всей матрицы значение (k1+k2).



Вариант №32


Дана квадратная матрица порядка n. Найти max главной диагонали и min побочной диагонали. Если они являются элементами одного столбца, в этом столбце найти max1. Если max1 совпадает max, то поменять у max1 знак на противоположный.



Вариант №33


Дана квадратная матрица порядка n. Найти сумму элементов побочной диагонали и произведение четных элементов главной диагонали. Если произведение меньше суммы то вычислить произведение 2х рядом стоящих элементов в каждой строке матрицы и выдать их на экран.



Вариант №34


В главной диагонали квадратной матрицы порядка n среди отрицательных, стоящих на чётных местах, элементов найти max. В побочной диагонали среди положительных, стоящих на нечётных местах элементов найти min. Если min>модуль max, то поменять их местами.



Вариант №35


Найти в квадратной матрице порядка n max (S1) элементов главной диагонали и min (S2) элементов побочной диагонали. Если (S1>S2), то у max и min поменять знак на противоположный. Если (S1<S2), то max и min поменять местами.



hello_html_m3134a56f.gif

Название документа Приложение3.doc

Приложение №3



Вариант №1


Дана строка. Расположить слова с нечетным количеством букв в порядке увеличения в них длин.



Вариант №2


Дана строка. На печать выдать слова нечётной длины, в которых нет одинаковых букв.



Вариант №3


Дана строка. Распечатать слова в два столбика. 1 столбик — слова, имеющие четное количество букв, а второй — нечётное.



Вариант №4


Ввести строку. Найти в ней самое длинное слово и его местоположение. Если в строке несколько таких слов, то выдать их на печать.



Вариант №5


Дана строка. Расположить в ней слова в алфавитном порядке.



Вариант №6


Дана строка. На печать выдать слова, имеющие больше одной буквы «е».



Вариант №7


Ввести строку. На печать вывести слова, стоящие на нечетных местах и имеющие длину больше длины предпоследнего слова.



Вариант №8


Дана строка. На печать выдать слова, которые имеют четную длину и одинаковые первую и последние буквы.




Вариант №9


Дана строка. Вывести слова с корнем «прав».



Вариант №10


В строке найти слова, имеющие две буквы «а» и вывести их на печать.



Вариант №11


Ввести строку. На печать выдать слова, имеющие в своём составе сочетание букв «но».



Вариант №12


Дана строка. Найти слова с двумя буквами «о»



Вариант №13


Ввести строку. Найти сколько слов имеет длину 3, 5, 7 символов. На печать выдать сначала слова, имеющие длину 3 символа, затем 5 символа, а затем и 7. Далее распечатать остальные слова с указанием длины.



Вариант №14


Заменить в тексте искомое слово на другое. Если слово в тексте не одно — заменить все.



Вариант №15


Дан текст. Все слова, которые начинаются с буквы «К» перенести в конец текста.



Вариант №16


Ввести строку. Слово max длины заменить на вводимое, если таких слов несколько — заменить все.



Вариант №17


Дана строка. На печать выдать строку, если слово начинается на «п» и имеет четную длину, то напечатать строку в обратном порядке, иначе удалить.




Вариант №18


Вводится строка. Заменить предпоследнее слово в строке звездочками, а последнее слово перенести в начало строки.



Вариант №19


В строке все слова нечетной длины заменить на первое слово четной длины.



Вариант №20


Ввести строку. На печать выдать новую строку в которой первое и последнее слова поменять местами.



Вариант №21


Дана строка. Сосчитать количество слов четной длины, начинающихся на букву «с» или «С». Если такое слово одно, то удалить его. Если таких слов два, то поменять их местами. Если их больше двух, то заменить их на *.



Вариант №22


Ввести строку. На печать выдать слова, в которых есть хотя бы одна или две буквы «н».



Вариант №23


В предложении найти слова с дефисом и поменять местами у этих слов части, стоящие до и после дефиса.



Вариант №24


В предложении перенести предпоследнее слово в начало предложения.



Вариант №25


В предложении удалить слова, начинающиеся на букву «б», посчитать количество слов после удаления.



Вариант №26


Ввести строку. На печать вывести все чётные слова, начинающиеся на букву «к».



Вариант №27


Ввести строку. Поменять местами второе и предпоследнее слово.



Вариант №28


Ввести предложение. Расположить сначала слова с нечетным номером, далее с четным номером.



Вариант №29


Ввести строку. Удалить все слова с нечетным номером.



Вариант №30


Ввести предложение. Посчитать количество символов первого слова (k1) и последнего слова (k2). Если k1>k2, то поменять эти слова местами.



hello_html_m3134a56f.gif

Методическое указание для выполнения учебной практики по дисциплине "Системное программирование" по специальности 230115
  • Технология
Описание:

Основной целью представленных работ является формирование у студентов умения решать задачи на ЭВМ с ис­пользованием мобильных языков программирования ассемблер и С++.

 

В результате выполнения практических работ студент должен:

иметь представление:

               -  осовременных языках программирования;

   -  о задачах дисциплины "Системное программирование";

знать:

- этапы построения алгоритмов задач;

      - способы построения блок-схем алгоритмов;

- методы решения задач  на ассемблере и С++;

- способы адресации информации;

- способы организации программ и  функций;

- макроподстановки и их использование;

- способы обработки прерываний;

уметь:

- составлять программы на ассемблере и С++;

        -отлаживать программы на ассемблере и С++;

 -  пользоваться инструментальными средствами для отладки про­грамм. 

Данная методическая разработка содержит описание восьми  работ.

Автор Хасипов Рифгат Хафизович
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 702
Номер материала 13441
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓