Главная / История / Методическое пособие "Стратегии RWST - в помощь учителю."

Методическое пособие "Стратегии RWST - в помощь учителю."

Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, выстроенный в технологии критического мышления, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): вызова, осмысления и рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных на активизацию исследовательской, творческой деятельности, на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

IВызов

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - в группах - на класс.

Деятельность учителя и задачи данной стадии: овладение навыками общения; обеспечивает активное участие каждого учащегося в вызове того, что они уже знают по данной теме; вызов интереса теме и определение цели ее рассмотрения.

Действия учащихся: анализируют собственные знания по заданной теме; демонстрируют первичные знания посредством устной и письменной  речи; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Возможные приемы и методы: составление списка "корзина идей, понятий, имён…" рассказ-предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки.

II. Осмысление (Реализация смысла)

Происходит непосредственный контакт с новой информацией, работа ведется индивидуально - в парах - в группах.

Деятельность учителя и задачи данной стадии: поддержание интереса, активности и инерции движения, созданного во время стадии Вызова; поддержание усилий обучаемых по описанию собственного понимания; создание условий для активного восприятия новой информации.

Действия учащихся: вступают в непосредственный контакт с информацией (читают, слушают, смотрят, делают опыты), используя предлагаемые учителем активные методы работы, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы: «Пометки на полях», Использование значков:  "v" "+","-", и "?»; ведение различных записей: двойные дневники, бортовые журналы и т.д. поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

III. Размышление (Рефлексия)

Происходит творческая переработка, анализ, интерпретация, оценка    изученной информации, работа ведется  на  класс - в группах - в парах - индивидуально.

Деятельность учителя и задачи данной стадии: возвращение к предыдущим представлениям; активная перестройка представлений с включением новых понятий (внесение изменений или дополнений); закрепление полученных знаний  и формирование долговременного знания; создание нового смысла.

Действия учащихся: соотносят "старую" информацию с "новой"; стараются выражать мысли своими словами; свободно обмениваются своими идеями с другими учащимися; анализируют собственные мыслительные операции.

Возможные приемы и методы: Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и не верным утверждениям; написание творческих работ: синквейнов,  эссе, исследования отдельных вопросов темы и т.д.















Приёмы РКМЧП

1 стадия - Вызов

Покопаемся в памяти”

  1. Какая тема? (назовите ее);

  2. Что вы уже знаете об этом?

  3. Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?

  4. Почему вам это нужно знать?

Учитель объявляет тему урока. Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос: Что вы знаете о …? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что записали или нет. После того как учащиеся записали все, что знают, необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о воде. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает время от времени вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

Ассоциация”

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на доске.

Перепутанные логические цепопочки”

Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями, изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию. На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно не верно.

Инструкции”

На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Например, урок по теме: “Скорость химической реакции” Класс делится на количество частей в тексте. Инструкция для учащихся:

  1. Учебник ______________с. ___________

  2. В каждой группе назначается эксперт в своей области:

Эксперт 1 Скорость химических реакций (c.118-121).

Эксперт 2 Факторы, влияющие на скорость химической реакции (с.121-125).

Эксперт 3 Катализаторы (с.125-128).

Эксперт 4 Обратимые и необратимые реакции (с.128-131).

Правила работы в экспертной группе:

  1. Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.

  2. Ищите эффективные способы преподнесения информации.

  3. Разъясните то, что другим осталось не понятным.

  4. Составьте “Экспертный лист”.

«Знаю – хочу узнать – узнал»

Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения),  после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

«Верные – неверные утверждения»

На стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

"Как вы думаете?"

Игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.
Подготовка.
Учитель раздаст всем группам листы бумаги, на которых нарисована приведенная схема:

Ход игры:

Описание: http://kmspb.narod.ru/posobie/images/grupob.gif

1. Каждая группа получает набор карточек. Один человек из группы должен перемешать карточки и раздать их. Не имеет значения, если кто-то получит больше карточек.

2. Не советуясь ни с кем, каждый читает то, что написано на карточках, затем кладет каждую из них "лицом" вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находиться. Например, на одной из ваших карточек написано "Каждый участник будет иметь возможность высказаться, если он захочет". Если вы считаете, что тезис действует ВСЕГДА, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, положите ее на среднее поле. Положите ее на крайнее поле, если считаете, что этот запрет действует только В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ.

3. Когда все члены группы разложат свои карточки, все еще не советуясь ни с кем, необходимо внимательно посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы. Если кому-то из членов группы покажется, что карточка расположена неправильно, он переворачивает ее "лицом" вниз.

4. Когда этот этап работы завершен, анализируем результат: карточки, которые остались неперевернутыми, выражают мнение группы.

5. Следующий этап - обсуждение каждой перевернутой карточки. Группа выясняет, кто положил карточку на это поле, а кто ее перевернул. Затем идет обсуждение: где должна находиться каждая карточка. Если группа сразу не пришла к общему решению, то вам придется искать компромисс.

«Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Дневники» и «бортовые журналы»

Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Способы визуализации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии, например, дневники и "бортовые журналы" (Гудлат). Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

«Мозговой штурм»

Это хороший метод включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку. В группе действуют правила работы «Не оценивай! Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!» Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Учитель должен «погрузить» учащихся в проблему. В ходе работы учитель записывает все всё, что предлагают ученики. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Выполняются основные правила проведения мозгового штурма:

- не повторяться

- чем больше список идей, тем лучше

- идеи не оценивать и не критиковать

- разрабатывая проблему, расширяй и углубляй ее.

- слово предоставляется каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

- полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий.

Плюсы мозгового штурма:

— Это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы.
— Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли
— Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
— Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
— Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
— Позволяет за короткий период времени решить поставленную задачу и выяснить мнение каждого, вовлечь школьников.

«Карта познания»

Это наглядно-графический способ обобщения знаний. Каждая карта упорядочена, индивидуальна и рациональна. Она развивает способность анализировать понятия или явления, находить между ними взаимосвязь, помогает увидеть картину в целом. В карте могут использоваться знаки, символы, рисунки, различные цвета, что способствует развитию творчества у школьников. Составлять карты интересно и увлекательно.

Правила составления карты познания

Ключевое понятие помещается в центр листа. От него отходят ветви первого порядка, на которых помещаются слова, словосочетания, образы, факты, связанные с ключевым понятием или темой. Каждое понятие обозначается не более чем 3 словами. От этих линий отходят линии второго порядка, на которых помещаются понятия, уточняющие первоначальные, и т.д. Линии изображаются изогнутыми, а не прямыми. Если существует связь между явлениями или понятиями, линии могут соединяться. При составлении карты необходимо использовать меньше слов, больше цвета, символов и рисунков. В результате такой работы создается наглядная структура, графически отображающая работу мысли учащихся по теме обсуждения, что позволяет выйти на новые знания, обобщить и систематизировать информацию.



Приёмы РКМЧП

2 стадия - Осмысление

Работа в группах

Развитию коммуникативных навыков у учащихся способствуют методы обучения в малых группах сотрудничества. Добиться результата можно только при самостоятельной работе каждого ученика во взаимодействии с другими членами группы. Задача – не просто что-то сделать вместе, а познать объект или явление сообща. Нужно, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал необходимые навыки. При этом вся группа заинтересована в успехе всех участников, поскольку успех команды зависит от вклада каждого члена в отдельности. Групповая работа основывается на следующих принципах.

  • Группа получает одну на всех награду в виде балльной оценки, знака отличия, похвалы и т.п. Группы не соревнуются друг с другом, поскольку команды имеют разные задачи и разное время для их выполнения.

  • Индивидуальная ответственность каждого участника. Успех и неуспех всей группы зависит от удач и неудач каждого. Это заставляет всех членов команды следить за деятельностью друг друга, помогая своим товарищам.

  • Равные возможности в достижении успеха. Не происходит сравнения результатов разных учеников, а сравниваются только собственные результаты с ранее достигнутыми.

Одним из вариантов обучения в сотрудничестве является технология «Зигзаг» (ажурная пила). Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Целью приема "Зигзаг"является изучение и систематизация большого по объему материала, на текстах меньшего объема применяется прием "Зигзаг-2"(автор Славин), игра "Как вы думаете?" - игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек. Для работы учащиеся объединяются в группы по 6 человек. Учебный материал разбивается на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения свой блок. Каждый член группы изучает вопрос самостоятельно, а затем обсуждает его в группе. Далее учащиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты по определенному вопросу. Затем учащиеся, изучавшие один и тот же вопрос, снова возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе коллективной работы выстраивается весь текст целиком. При этом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи. Разновидностью этой технологии является «Зигзаг-2». В этом случае все работают с одним и тем же материалом, но каждый член группы получает тему, над которой работает наиболее тщательно, и становится в ней экспертом. Затем проводятся встречи экспертов из разных групп, в результате чего происходит обмен информацией

  Групповая работа при изучении нового материала.

  • Время: 40 мин.

  • Вопросы поисковые, на сравнение или репродуктивные в зависимости от подготовки класса.

  • Группы могут отвечать на разные вопросы или на одинаковые (по усмотрению учителя).

  • Работа: группа получает список вопросов или заданий, ребята сами распределяют вопросы между собой и отвечают на них, используя любую литературу. После 10-15 мин. работы учитель предлагает учащимся обменяться ответами внутри групп: ребята поочередно зачитывают вопросы и рассказывают друг другу, как на них надо отвечать (на этот этап работы отводится еще 10-15 мин.). Затем учитель вызывает по одному представителю от группы и весь класс слушает их сообщения. Хорошо, если у ребят есть маленькие задания, выполнить которые они могут, выслушав доклад другой группы.

Групповая работа при проверке пройденного материала.

  • Время: 15 мин.

  • Карточки - задания по 3 разные на группу (если в группе 3 человека, если 4, то и карточек - 4).

  • Группы выполняют одинаковые задания.

  • Работа: каждый ученик заполняет одну карточку, по команде учителя участники группы меняются карточками и дописывают или исправляют работу в карточке, которую получили. Карточками они меняются столько раз, сколько участников в группе. В конце работы учитель собирает все карточки. Ни учебниками, ни тетрадями, ни дополнительной литературой пользоваться нельзя.

  • Работу проверяет учитель на этом уроке или к следующему уроку.

Групповая работа в конце урока для закрепления изученного материала.

  • Время: 10 – 15 мин.

    • Карточки - задания по одной на группу.

    • Группы могут выполнять как разные, так и одинаковые задания.

    • Работа: каждая группа выполняет одно задание сообща. Подведение итогов можно провести двумя способами: первый - представитель от каждой группы рассказывает всем остальным, в чем заключалось задание и как группа его выполнила; второй -  каждая группа сдает карточки на проверку учителю. Ни учебниками, ни тетрадями, ни дополнительной литературой пользоваться нельзя. Хорошо, если задания будут носить прикладной характер.

    • Оценить работу может как учитель на этом уроке или к следующему уроку, так и сами ребята, если группы рассказывают о своих заданиях .

    • Оценка или зачет ставится индивидуально или всей группе в зависимости от формы отчетности.

Инсёрт”

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете;

“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому что вы знали или думали что это знаете;

“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста.

"Чтение с остановками"

Осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

Текст - это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающей свойствами связности и цельности. Учитель должен уметь "погрузить" ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Не секрет, что чувство причастности рождается только в напряженном диалоге. А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца. "Анализ идей, лежащих в основе тех или иных художественных произведений, расширяет понимание, приучает видеть в литературном тексте акт мысли,  требующий  от  читателя  встречных  интеллектуальных усилий". Любое художественное произведение рассматривается на уроке в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути. Задача читателя, как минимум, выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Прием технологии с условным названием "Чтение с остановками" используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

Общий алгоритм работы с данным приемом:

1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

Маркировочная таблица”

Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Пометки на полях”. После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками:

+

-

V

?

Материал обсуждается в парах, ученик от пары сообщает информацию, которая фиксируется учителем на доске. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы.

Двойной дневник”

Этот прием возможно применить на уроке, когда учащиеся самостоятельно работают с текстом и затем обучают друг друга по изученному вопросу. Во время объяснения материала ведутся такие дневники, состоящие из двух частей, в первой части ведется конспект излагаемого материала, очень важно вовремя объяснения не перебивать докладчика, поэтому возникающие вопросы или не ясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Также работать с такими дневниками можно и во время лекции читаемой учителем. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. В этом случае возможно оговорить заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать ученик при чтении. Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Инструкции” Во время объяснения материала экспертом все остальные члены группы ведут "Двухчастные дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

Цитата

Комментарии

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

"Трехчастные дневники"

Имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

Цитата

Комментарии.
Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю

Трехчастный дневник может быть оформлен иначе:

Цитата

Комментарии.
Почему эта цитата привлекла ваше внимание? (вопросы)

Комментарии по прошествии некоторого
времени (ответы)

Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более вдумчивого "длительного" чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено.

Лист решения проблем”

Очень хорошие результаты дает использование приема “Лист решения проблем” при решении задач, особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.

ПРОБЛЕМА

ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ

РЕШЕНИЕ

Так же этот прием целесообразно использовать на практических работах

Таблица аргументов”

Составляется следующим образом: учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или при работе с учебником.

АРГУМЕНТ

Почему “ДА”

Почему “НЕТ”

Ромашка Блума”

Структура вопросов:

I тип – простые вопросы. Они требуют однозначных ответов (Например: что?, где?, когда? и т.п.)

II тип – уточняющие вопросы (Например: Вы сказали то-то …)

III тип – практические вопросы (Например: Как то, что мы узнали связано с жизнью …)

IV тип – оценочные вопросы. Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например: Каким будет ваше отношение к данной теме)

V тип – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например: Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом)

VI тип – интерпретационные вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например: Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)

«Продвинутая лекция»

Это активное слушание. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции,  другой кратко записывает новую информацию, на стадии  рефлексии идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.

«Зигзаг»

Основана на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп. Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

    1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

    2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

    3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

«Зигзаг» 2

Этот прием применяется на текстах меньшего объема. В отличие от первого "Зигзага", текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

«Толстые и тонкие вопросы»

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Толстые ?

Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему...?
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...?
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?
   Что ?
   Когда ?
   Может ..?

   Как звать ...?
   Было ли ...?
   Верно ли ...?

IDAL

Данная стратегия позволяет увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения, основываясь на ранее полученных и новых знаниях.

Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL

• Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема.

• Просит учащихся сформулировать проблему (индивидуальная и групповая форма работы)

• Выдвижение гипотез

• Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа).

• Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему.

• Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы).

• Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора.

"Концептуальные таблицы"

• Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы

• Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий

• Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)

• Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований

• Таблица также может помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet.

В заголовке таблицы размещается проблемный вопрос

Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.


Категория
Сравнения

Категория
Сравнения

Категория
Сравнения

Категория
Сравнения

«Сводная таблица»

Тема 1

Тема 2

Линия
сравнения

Тема 3

Тема 4

Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе "линий сравнения" не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. "Важность" необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения.

"Ранжирование"

Ранжирование предусматривает возможность определения списка (перечня) параметров. Этот прием предусматривает возможность ранжирования и сравнения результатов ранжирования в разных группах.

Алгоритм:

  • Учащиеся методом «мозгового штурма» ранжируют списки чего-либо, начиная от своих любимых песен и кончая планированием того, какой колледж выбрать.

  • Любой проект, в котором требуется, чтобы учащиеся расставляли приоритеты или выбирали из нескольких вариантов, может выиграть от использования этого приема.

Прием "ранжирование" помогает учащимся:

  • Анализировать и оценивать элементы списка

  • Определяя критерии для сортировки

  • Уточняя критерии

  • Расставляя приоритеты в списке на основе критериев

  • Аргументируя выбранные приоритеты

  • Принимая решения в поисках консенсуса или обсуждая различные варианты решений

  • Сравнивать списки визуально

  • Рассматривая и сравнивая аргументы для расстановки приоритетов

  • Обсуждая и корректируя ранжирование в поисках корреляции

  • Рассматривая вопросы с различных точек зрения

  • Учась друг у друга

  • Достигая консенсуса

Где этот прием можно применять?

Можно использовать на любом этапе проекта. На предварительном этапе проекта или на стадии предварительной оценки он помогает учащимся обсудить имеющиеся у них знания и определить вопросы, которые они должны исследовать или изучить далее. В процессе работы над проектом инструмент позволяет перевести обучение в новый контекст, который будет полезен на следующем этапе проекта. На заключительном этапе проекта может быть использован для оценки и обдумывания процесса учебной деятельности. Проекты, включающие сопоставление результатов ранжирования, побуждают к размышлениям о процессе учебной деятельности. И учащиеся, и учитель могут проследить, как изменяются мнения с течением времени. Команды учащихся могут ранжировать перечни с разных позиций. Например, в литературном задании команды учащихся могут взять на себя роли различных персонажей и выполнить ранжирование, исходя из позиций этих персонажей. После того, как учащиеся упорядочили перечни, они могут обсудить, как и почему отличаются их перечни. Прием "ранжирование" позволяет расширить учебное сообщество. Вы можете приглашать внешних экспертов, учащихся других школ и классов, родителей и других людей в качестве членов команды вашего проекта. Включение внешних участников в проект дает возможность более глубокого обсуждения изучаемых понятий. Внешние члены команды могут внести свой вклад в проект – представить свои ранжирования и присоединиться к дискуссии. При ранжировании перечней учащимся рекомендуется работать в командах, что стимулирует сотрудничество, активные обсуждения и коммуникацию.

"Пирамида приоритетов"

Не все проблемы требуют глубокого, серьезного подхода. В решении небольших задач мы вполне можем положиться на жизненный опыт, советы других людей, наблюдения. В упрощенном виде алгоритм решения проблем может быть таким:

  • Поставить задачу (В чем проблема?)

  • Прояснить контекст (Что мы знаем об этой проблеме?)

  • Назвать возможные варианты решения (Какие 3-4 варианта приходят в голову?)

  • Проанализировать варианты (Какой вариант самый лучший, если оценить все плюсы и минусы?)

  • Ясно сформулировать критерии и причины (Почему мы предпочли именно это решение другим?)

  • Проанализировать ближние и дальние последствия (Что будет, если...?)

  • Самоконтроль (Давайте посмотрим еще раз, вдруг мы что-то пропустили)

Каждый день нам приходится делать выбор. На выбор влияют наши ценности, интересы, убеждения и вкусы. Принятие решений требует размышления о приоритетах, чтобы выбрать среди многих наиболее верное решение. Пирамида приоритетов помогает ученикам научиться выстраивать приоритеты при принятии решений. Ученики получают набор фактов, предметов, ситуаций, среди которых они должны выбрать наиболее важные для них, затем менее важные и так до самых для них незначительных. Ученики должны быть готовы объяснить свои приоритеты и защищать их. Они должны понимать, как приоритеты влияют на принятие решений. В помощь учащимся можно предложить такую схему (ее необходимо видоизменять в зависимости от ситуации):

  • Составьте перечень

  • По каждому пункту определите, что для вас представляется наиболее важным, без чего вы легко можете обойтись, как один фактор может влиять на другой, как каждый из перечисленных факторов может повлиять на ваше будущее.

  • На основании своих рассуждений расставьте пункты в порядке важности.

  • Объясните свои приоритеты.

«Совместный поиск»

Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления:

- на что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?
- Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?
- Какие чувства испытали?

Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия "совместный поиск", когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном. Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только активную, мотивированную часть класса. Только после этого может начаться дискуссия. Просим учащихся обменяться мнениями, озвучив свой ответ на вопрос. По ходу диалога желательно вести "регистрационный журнал", в котором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В роли "регистрационного журнала" может выступать и классная доска. Такая фиксация повышает ответственность за сказанное, формирует уважительное отношение к чужому мнению, стимулирует активность учащихся. В процессе дискуссии необходимо не только высказать свою точку зрения, но и пояснить (аргументировать) ее, ссылаясь на текст. Учитель должен оживлять разговор, обращаясь к отдельным, не слишком активным, ученикам. Учитель на подобном уроке не дает ответов на вопросы, ответы учащихся не хвалит и не ругает, но умело направляет к решению вопроса.

«Проверка утверждений»

Учащимся дается таблица с утверждениями. ДО прочтения текста учитель предлагает учащимся выбрать верные по их мнению утверждения и отметить их «+», если с ними согласны, а если не согласны, то отметить знаком «-». Далее учитель спрашивает «Хотите узнать верные ответы». Предлагает учащимся прочитать текст самостоятельно или зачитывает сам. Учащиеся сравнивают результаты до и после прочтения текста, свериться с первоначальным утверждением.

утверждение

До чтения текста

После чтения текста

В конце обязательно указывается использованная литература.

Дневники и бортовые журналы

Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

3. Что я бы хотел узнать?

Это я уже знал

Узнал новое

Есть вопрос. Хочу узнать.

Чтобы сделать урок интересным не только по содержанию, но и по методам подачи информации и организации деятельности учащихся, можно урок на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении текста учебного материала учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнер ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста.


Приёмы РКМЧП

3 стадия - Рефлексия

Кластер”

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Разбивку на кластеры можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Это стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме.

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки: особенности региона и внутренняя политика. Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких "гроздей", выделение новых. Например: я хочу поподробнее рассмотреть материал об особенностях региона. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится. Учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание.

«Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые.

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. Выделяем центр – это наша тема.

2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. Учащиеся записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой. От центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Советы по работе с «гроздьями»:

1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.
3. Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» ярче.

Синквэйн”

Синквейн - способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквэйнами. Правила написания синквэйна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

  2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

  3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

  4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Синквэйны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Как это делать:
Название (обычно существительное, заданная тема)
Описание (обычно прилагательное, характеризующее тему)
Действия (3 глагола, характеризующее действие)
Чувство (фраза).
Повторение сути.

Синквейны полезны:

  • Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

  • ученику в качестве инструмента для объединения сложной информации.

  • Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

  • Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.

  • Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

Эссе”

Эссе (лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Мини-эссе – небольшое эссе на половину-полторы страницы, в котором учащийся выражает в свободной форме свои мысли по данной теме. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме:

- Что они узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).

В эссе ценится:

  • самостоятельность,

  • проявление индивидуальности,

  • дискуссионность,

  • оригинальность решения проблемы,

  • аргументации.

Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка.
1. Обсуждаемая тема (проблема).
2. Моя позиция.
3. Краткое обоснование.
4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
6. Заключение.

Самоанализ”

Тренинг навыков рефлексии собственных состояний “знаю - не знаю”. Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются словосочетания содержащие конкретный позитивный смысл –“знаю уверенно”, “надо повторить” как движение в сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что учение уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить, учителем демонстрируется доверие к ученику, если сравнить с классической формулировкой “знаю”, “не знаю”.

Шесть шляп критического мышления”

Это задание обычно используется мною на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

“Белая шляпа” - атистическая (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

“Желтая шляпа” - позитивная (высказываются положительные моменты);

“Черная шляпа” - негативная(группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

“Синяя шляпа” - аналитическая (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);

“Зеленая шляпа” - творческая (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);

“Красная шляпа” - эмоциональная(группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)

Ключевые слова”

  На основе данных слов составить рассказ-предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное - использовать в тексте все ключевые слова.

Взаимообучение”

Легче всего научиться, обучая других. Взаимообучение происходит в группах из четырёх-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя-роль, которая требует от них выполнения пяти определённых действий:

1) “учитель” суммирует содержание абзаца;
2) он придумывает вопрос к тексту и просит других учащихся на него ответить;
3) “учитель” растолковывает то, что для других осталось неясным;
4) он даёт задание на чтение следующего абзаца, а затем передаёт бразды правления в руки следующего ученика.

«Двухрядный круглый стол»

Имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников.
В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

Древо знаний”

Форма организации работы учащихся: индивидуальная.

Предварительная работа: учитель готовит карточки трех цветов (красный, зеленый, желтый) в форме яблок и «развешивает» их на яблоне – древе знаний. На каждой карточке пишет вопрос одного из трех уровней сложности.

На уроке учитель предлагает ребятам проанализировать свою работу при изучении темы и, взвесив свои возможности, «собрать урожай», учитывая, что

  • «красные яблоки уже созрели» – они висят высоко, сорвать их тяжело - вопросы на них самые трудные,

  • «желтые яблоки» – висят ниже, сорвать легче – вопросы тоже легче,

  • «зеленые яблоки» – висят совсем низко, поэтому и вопросы самые простые.

Ребята отвечают на вопросы в тетрадях, а учитель получает хороший материал для диагностики не только в освоении темы, но и уровня самооценки учащихся.

«Групповая дискуссия».

Метод групповой дискуссии [лат. discussio - рассмотрение, исследование] -

1) имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи;

2) прием, позволяющий, используя систему логически обоснованных доводов, сопоставляя противоположные позиции дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон; уточнить взаимные позиции, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения; выработать групповое решение, придав ему статус групповой нормы (если решение разделяется всеми участниками, происходит групповая нормализация, если же нет, то возможна групповая поляризация);

Дискуссия возникает, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Важно, чтобы мнения были высказанные в ходе дискуссии не критикуются и не оцениваются.

На стенах в разных углах развешены надписи: «Я согласен», « Я не согласен», «Согласен, но с оговорками», «Не знаю». Учащимся предлагается сделать свой выбор и разойтись по углам кабинета, в соответствии с их мнением по поводу утверждения. Группе дается время, чтобы подготовить выступление группы с аргументированным объяснением своего выбор.

~ 32 ~


Методическое пособие "Стратегии RWST - в помощь учителю."
  • История
Описание:

Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок,  выстроенный в технологии критического мышления, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): вызова, осмысления и рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных на активизацию исследовательской, творческой деятельности, на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Урок, выстроенный в системе технологии критического мышления, подразумевает использование стратегий и приёмов работы, направленные на развитие критического мышления учащихся и формирования базовых компетенций. В данной брошюре даются формы работы с объяснением правил их применения.

Автор Кучерова Татьяна Александровна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 489
Номер материала 19639
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓