Главная / Математика / методическое пособие "Методика подачи домашнего задания на уроках математики"

методическое пособие "Методика подачи домашнего задания на уроках математики"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КГУ «Джумбинская основная школа»

Кокпектинский район Восточно-Казахстанская область



hello_html_4a6713b7.gif








МЕТОДИКА

ПОДАЧИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ



Методическое пособие

















с.Жумба – 2014








Кокпектинский район 2014г


Составитель:Резник Татьяна Викторовна, учитель математики

КГУ «Джумбинская основная школа»




Методика подачи домашнего задания на уроках математики. Методическое пособие. – Малороссийка, 2014г.–19 с.






Рецензент: Женисов Б.Ж., кандидат технических наук,

технический директор АО «УК ТМК»,

депутат Восточно-Казахстанской области



Рекомендовано Методическим советом КГУ «Джумбинская основная школа»

Протокол № 4 от «16» февраля 2014г


Утверждено на заседании экспертного совета Кокпектинского РОО

Протокол № 2 от «26» марта 2014г


















ВВЕДЕНИЕ

При планировании домашнего материала учитель ориентирует учащихся на то, какие типовые задачи предстоит решить и как они решаются, тем самым выявляя прикладную ценность данного материала.

Вспомните одну детскую песенку: «Нам учитель задаёт с иксами задачи, кандидат наук и тот над задачей плачет». Ведь не далека от истины эта песенка, когда утверждает приоритет домашних заданий, усиливающих перегруженность наших учеников. Школьник чисто физически не может подготовить всё то, что задали его учителя. Но дело здесь не только в объёме, но и в стереотипно-шаблонном характере самого задания, выполнять которое не только трудно, но и ужасно нудно. Кроме этого, мы часто не показываем ученику самого важного: зачем ему это нужно? Вот и получается, что из очень эффективного средства обучения и самообразования мы, учителя, превращаем домашние задания в прямую их противоположность. Не случайно некоторые педагоги ратуют за то, чтобы совсем отменить домашние задания. Сторонники такого решения утверждают, что домашние задания задают потому, что на уроке учитель подчас не справляется со своими обязанностями и, компенсирует это большим объёмом домашнего задания. А часть учителей считает, что мало задавать – автоматически признавать второстепенность своего предмета. Но гораздо важнее не то, сколько задано на дом, а что и как задано. Гораздо чаще учитель не задумывается над многообразием функций и возможностей домашних заданий, не оценивает их роль и значение в деле воспитания и обучения школьника и задаёт по привычке параграфы, пункты, упражнения, будучи глубоко уверен, что поговорка «Повторенье – мать ученья» абсолютна и всеобъемлюща. А коли так, то опять же, если и задашь чуть больше, то это совсем не страшно.

Такой подход столь же закономерен, сколь и вреден. Вреден потому, что приводит к перегрузке учащихся, к потере интереса к учебной работе и к внутреннему непринятию самого факта необходимости выполнять домашнюю работу. А закономерен он по той причине, что в педагогическом институте весьма часто о методике домашних заданий говорят вскользь. Уделяют этой проблеме столько же времени, сколько он сам, придя в школу, на своих уроках будет отводить этому важному моменту урока, т.е. две-три минуты в самом конце занятия, а то и после звонка.

Чарльз Дарвин говорил: «Думаю, что всё сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путём самообразования». Судя по себе – это действительно так. Проработав уже 30 лет в школе, я убедилась в том, что продуманное, взвешенное интересное домашнее задание способно творить просто чудеса. А чтобы оно было таким, надо, чтобы выполняя работу, ученик почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определённую работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу.


От знаний зависит наших,

Чтобы могуча была и сильна,

День ото дня становилась все краше

Родина наша, наша страна !


ЧТО ЛЮБЯТ РЕБЯТА?

Конечно, играть, путешествовать, искать клады, разгадывать тайны, придумывать необыкновенные истории… Так надо дать им эту возможность! Но от домашнего задания отказываться всё же не стоит. Его необходимо лишь грамотно использовать в своей работе, например, так:

  • данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное учителю русло, подготовит восприятие нового материала;

  • правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную и полезную по-своему незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу;

  • сделать следующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее, эффективнее интереснее;

  • даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему;

  • сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания;

  • оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.

Творческие способности развиваются только в творческой деятельности учащихся. Другого пути нет.

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности учащихся и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок. Оно минимально по объему, что обязывает планировать каждый пункт задания, знать его назначение.

Необходимо осознать тот колоссальный вред, физический и моральный, который несет нашим детям состояние давящей необходимости выполнить домашнюю работу, которую подчас из-за поистине гигантского объема школьник чисто физически сделать не может. Кроме этого, необходимо учесть, что мы часто не показываем ученику самого важного: зачем ему это нужно. Зачастую задания на дом выпадают из системы уроков, и представляют собой случайные собрания задач, упражнений, параграфов.

Известно, что объем домашнего задания не должен превышать 2,5 часа в V-VI классах, 3 часа в VII классе, 3,5-4 часа в VIII-XI классах. Одна из причин перегрузок заключается в плохой организации урока, неактивной работе учащихся в классе. Учитель бывает вынужден переносить часть классной работы на дом. Объем домашнего задания обратно пропорционален эффективности урока. Гораздо важнее не то, сколько задано на дом, а что и как задано. Часто учитель просто не задумывается над многообразием функций и возможностей домашних заданий, не оценивает их роль и значение в деле воспитания и обучения школьника и задает по привычке параграфы, страницы и упражнения, думая, что если и задашь чуть больше, то это совсем не страшно. Такой подход к домашнему задания столь же закономерен, сколь и вреден. Вреден потому, что приводит к перегрузке учащихся, сильно увеличивает время, необходимое на выполнение домашнего задания, непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание. Ученик перестает систематически работать, привыкает работать кое-как, теряет интерес к учебной работе, а, следовательно, у него появляется внутреннее неприятие самого факта необходимости выполнения домашней работы. А этот пробел в воспитании исправить куда труднее, чем пробел в знаниях.

Качество и культура труда школьников по выполнению домашних заданий включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом. Вот важнейшие из этих правил.

1 правило. Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени. Только при этом условии в памяти остается «глубоко проторенный след», а знания сохраняются на долгое время.

2 правило. Домашние задания необходимо выполнять в день их получения.

Любой материал, полученный на уроке, быстро забывается. В первые часы после запоминания свежего материала полнота запоминания стремительно падает вниз. Именно в эти часы пропадает основной объем информации. В течение первых 10 ч после запоминания пропадает 65 % полученной информации. Далее интенсивность забывания снижается и к концу вторых суток пропадает еще 10% информации. Таким образом, через два дня в памяти человека остается только 25% того, что он запомнил ранее.

3 правило. Выполнение письменных заданий нужно начинать с повторения теоретического материала, т.е. с работы над учебником.

Повторение теоретического материала, необходимого для выполнения письменных заданий, вызвано в основном двумя причинами.

Во-первых, перед выполнением письменных заданий всегда хорошо вспомнить теоретический материал, для того чтобы проще было найти способ решения письменных заданий и обосновать свой выбор.

Во-вторых, повторение материала в результате устной и письменной работы повышает прочность закрепления материала. Дело в том, что различают четыре типа памяти: зрительную, слуховую, моторную, смешанную.

У большинства людей развита смешанная память, т.е. у них в той или иной степени развиты элементы всех трех основных типов памяти (зрительной, слуховой и моторной). В этом случае полезно более или менее равномерно пользоваться всеми приемами: чтением про себя, записью, слушанием, собственным пересказом.

По данным психологии восприятия, даже если человек имеет тип памяти с ярко выраженным доминированием одного основного типа (например, только зрительную память), то он усваивает материал зрительно лучше, если использует все три основных способа.

Активное воспроизведение знаний и самоконтроль в процессе усвоения материала повышает заинтересованность учащегося при осмыслении и усвоении им знаний. Благодаря этому материал запоминается прочнее.

При выполнении домашних заданий, так же как и при любой другой форме учебной работы, большую роль играет уровень интереса учащихся к изучаемому вопросу и данному виду учебной работы. Высокий уровень интереса не только усиливает упорство и настойчивость в овладении знаниями, но и повышает стремление учащихся самостоятельно преодолеть трудности – ученик старательно выполняет упражнения и подбирает наиболее удобные способы и приемы учебной работы.

4 правило. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует обратиться к вдумчивому чтению параграфа учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала.

Но как быть тем ученикам (а они, к сожалению, встречаются), которые (то в силу своей слабой памяти, то по причине недостаточного внимания на занятиях) перед изучением материала дома не в состоянии ничего «вспомнить» и воспроизвести из того, что объяснялось учителем на уроке? В этом случае необходимо рекомендовать, чтобы при первом чтении (первичном восприятии материала) они попытались выделить и осмыслить основные вопросы темы, а воспроизведение (пересказ вслух, воспроизведение про себя, ответы на вопросы учебника и т.д.) начинали после повторного чтения учебника.

Свою специфику имеет работа по усвоению и воспроизведению значительного по объему и сравнительно трудного учебного материала. Такой материал целесообразно расчленять на части и каждую часть повторять и воспроизводить отдельно в определенную единицу времени, отделяя усвоение одной части от другой кратковременным отдыхом продолжительностью 5 – 10 мин.

Большую роль в прочном и глубоком усвоении знаний имеет установка на запоминание, всестороннее осмысление и длительное сохранение в памяти изучаемого материала. Если школьник приступает к учебной работе с такой психологической установкой, он не только проявляет упорство и настойчивость в овладении знаниями, но и подбирает соответствующие приемы учения, стремясь самостоятельно преодолеть трудности, более старательно выполнять упражнения.

5 правило. Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изученного материала. Как же это делать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое – когда ученик ставит цель как можно лучше выполнить задание, не торопиться и стремиться к глубокому осмыслению и усвоению материала. Этот настрой (установка) побуждает его к прилежной работе, к проявлению умственных и волевых усилий, что, естественно, значительно повышает качество домашнего учения. Чтобы сделать этот настрой (установку) более действенным, определенную и детально продуманную цель полезно проговорить несколько раз вслух, чтобы она более прочно укрепилась в сознании и превратилась в мысленную «программу действий». В дальнейшем, когда эта установка закрепится, необходимость в таком проговаривании отпадает.

6 правило. Приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке, и продумать, какие теоретические положения использовались в процессе их выполнения. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с тренировочными упражнениями в классе, и содействуют самостоятельному выполнению письменных заданий.

7 правило. Между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам необходимо делать перерыв в 10 – 12 минут для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности. Установлено, что после восприятия и усвоения изучаемого материала процесс его закрепления в сознании учащихся продолжается и после того, как учебная работа прекращается. Это «скрытое затвердевание» знаний происходит в течение 10 –20 минут, что вызывает необходимость указанного выше перерыва.

8 правило. Во время перерывов между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям, в частности, смотреть телепередачи, вступать в дискуссии и т.д. В это время лучше всего спокойно погулять на свежем воздухе, выполнить легкую физическую работу.

9 правило. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами.

Это означает, что после выполнения заданий по всем предметам необходимо сделать перерыв на 10 –15 минут, и после этого повторить выполненные задания, воспроизводя их в той же последовательности, что и в первый раз. Такое отсроченное повторение повышает степень запоминания материала и способствует выработке у учащегося навыка быстрого переключения с одной темы на другую.

Циклы особенно эффективны при выполнении заданий высокой степени сложности или творческих заданий, когда ребенок не может сразу решить задачу. Обычно такие задания учащиеся оставляют «для родителей» и обращаются к ним за помощью. Родители (бабушки с дедушками), видя, что ребенок не знает решения задачи, решают ее за него и затем объясняют способ решения или (что бывает значительно реже, так как не у всех родителей есть развитые педагогические способности) «наводят» учащегося на правильный способ решения задания. Такой способ выполнения задания тоже имеет позитивное значение, однако если бы это задание учащийся выполнил самостоятельно, эффект был бы значительно выше.

Если ребенок при выполнении домашнего задания по математике не смог решить задачу, то не надо отчаиваться, а следует просто отложить эту задачу и закончить выполнение остальных заданий по этому предмету. После этого следует начать выполнять задания по другому предмету. Когда задания по всем другим предметам выполнены, необходимо сделать перерыв. После небольшой передышки, перейдя ко второму циклу, учащийся проводит повторение уже выполненного и опять возвращается к решению невыполненной задачи. Здесь он, повторив теоретический материал проведенного в классе урока, опять делает попытку решить задачу. Если задание опять не решается, то после некоторого времени он оставляет ее и заканчивает повторение других предметов. После окончания второго цикла необходимо сделать небольшой перерыв и в третий раз попытаться решить сложную задачу.

Такое цикличное обращение к заданию позволяет повысить вероятность его решения. Это обусловлено в основном тем, что во время перерывов и выполнения других заданий условие сложной задачи продолжает осваиваться и осознаваться. Ведь если ребенок неудовлетворен тем, что задание не решается, то даже при выполнении заданий по другим предметам в подсознании идет работа над этой неподдающейся задачей. Последний цикл повторения весьма полезно в течение 10-15 мин проводить непосредственно перед сном в спокойном состоянии. Это создает оптимальные условия для более глубокого усвоения изучаемого материала.

10 правило. Очень важно, чтобы домашние задания выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте. Это правило при всей кажущейся его простоте имеет существенное значение для успеха домашней работы. Оно содействует быстрому сосредоточению внимания на выполнении учебных заданий, приучает к дисциплине и упорядоченности процесса обучения.

11 правило. Есть, наконец, еще одно правило, соблюдение которого способствует более прочному усвоению (запоминанию) изучаемого материала. Весьма полезно, чтобы учащиеся непосредственно перед сном уделяли 8-10 мин беглому просмотру (повторению) изучаемого материала по учебникам и, не подвергая себя никаким дополнительным раздражениям, в спокойном состоянии ложились спать. Это создает условия для дальнейшего протекания во сне внутримолекулярных процессов в нейронах (нервных клетках) головного мозга, связанных с более глубоким усвоением изучаемого материала.

Таковы наиболее существенные правила умственного труда, которые следует знать учащимся и которых они должны придерживаться в процессе домашней учебной работы.

Задача учителя довести до ученика эти правила.

Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. А диалектика здесь простая: интересно на уроке - и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное домашнее задание неоценимо помогает уроку.

С первых уроков надо стремиться индивидуализировать домашнее задание в соответствии со способностями и возможностями конкретного ученика. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся. Чтобы удовлетворить этим требованиям, его надо составить из двух частей: 1) общей для всех учащихся; 2) творческого или трудного задания. Объём задания зависит и от времени года.

Ученик готовится дома к урокам 11 лет. И от того, как он работает, по какому плану, насколько продумана его работа, в значительной степени зависят его знания и развитие. Особое значение имеет проверка и оценка домашнего задания. Ученики должны быть уверены в том, что домашнее задание непременно проверяется. Учитель обязан иметь ясное представление о домашней работе каждого ученика, следить за всеми его успехами и неудачами, объективно оценивать проделанную работу.

Итак, стало ясно, что от домашнего задания отказываться не следует. Его необходимо лишь грамотно использовать в своей работе, потому, что процесс образования неразрывно связан с самообразованием, с четко продуманной и направляемой учителем деятельностью ученика.

Итак: Проблема: Методика работы с домашним заданием.

Рассмотрим принципы и методы, которые лежат в основе продуктивности и эффективности работы учеников дома. Привычка к регулярной самостоятельно работе, выполнение заданий различной сложности - вот, что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Да и учебные планы невыполнимы без домашних заданий. Ученики тоже рассматривают домашнюю работу как необходимое условие своего успешного обучения в школе.

Как же сделать, чтобы домашние задания более эффективно помогали школьникам овладевать основными знаниями и умениями? Цель моих советов - привлечь учителей к творческому поиску. Постараемся ответить на следующие вопросы:

  1. Почему домашние задания необходимы?

  2. Какую роль они играют при подготовке и планировании урока?

  3. На что следует обращать внимание учащихся, давая задание на дом?

  4. Как решить проблему контроля и оценки домашнего задания?

  5. Что нужно сообщать родителям о подготовке детьми домашнего задания?

  6. Варианты творческих домашних заданий.

1. Необходимость домашних заданий

Организуя учебную деятельность учащихся, учитель исходит из задачи: оптимально развить личность каждого ребёнка, соблюдая единство научного обучения и морального воспитания, связи школы с жизнью, связи уроков с жизнью и прогрессом. Это обусловливает методику домашнего задания. Не следует задавать на дом то, что достигнуто на уроке. Существует, по меньшей мере, два обоснования необходимости домашнего задания, вытекающих из его педагогической функции.

Первое следует из того, что важнейшей задачей нашего образования является приобретение всеми учащихся основополагающих знаний и умений, но существуют различия в скорости восприятия и, следовательно, во времени, требующемся для усвоения материала отдельными учениками.

Второе следует из того значения, которое имеет домашнее задание для развития определенных качеств личности. Личные качества, не пробуждаемые в деятельности, т.е. оказавшиеся не востребованными, остаются неразвитыми. Иногда одаренный ученик терпит поражение в жизни, т.к. ему не хватает силы воли, самодисциплины, чувства долга и ответственности, необходимых для самостоятельной деятельности не менее, чем интеллектуальные предпосылки. На уроке развитие этих качеств может быть намечено, но не реализовано полностью, т.к. для этого необходимы постоянные осознанные действия ученика. Здесь кроется одна из причин того, почему даже самый лучший урок не позволяет отказаться от домашнего задания. Возникает и ситуация нравственного испытания. Приходится преодолевать внутренние конфликты, например, вместо футбола решать задачи. Процесс преодоления закаляет волю. Закаляют и трудности в ситуации, когда никак не удаётся что-то выполнить. Эти трудности естественны и необходимы для укрепления характера. И каждому школьнику нужны задания, время для выполнения которых не ограничено, задания, предполагающие поиск, пробы, эксперимент, развивающие творческие способности ученика, его потребность в самообразовании. Итак, домашнее задание - неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку.

2. Роль домашнего задания при подготовке и планировании урока

Домашнее задание - как все педагогические мероприятия - должно служить развитию личности учащихся. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемыми домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности.

Если учитель математики задал детям задачу, то при решении ее требуются и развиваются не только математические навыки и способности, но и одновременно математическая и вне математическая эрудиция, общие интеллектуальные способности, навыки чтения и письма, определенное отношение к этой задаче, к математической науке, к обучению в школе как к общественному долгу. Короче говоря, любое домашнее задание - если школьник выполняет его сам - оказывает комплексное воздействие на развитие личности.

В деятельности личность себя проявляет и развивает в единстве всех своих сторон. Прежде всего, развиваются те черты личности, которые испытывают особую нагрузку в данной деятельности. В этом - ключ к целенаправленному воспитанию личности. Чтобы обосновать необходимость какого-либо домашнего задания, нужно:

  • определить свойства личности, развитию которых служит задание, и доказать, что развитие этих свойств входит в задачи урока;

  • доказать, что объективные требования, выдвигаемые заданием, соответствуют уровню развития класса или отдельного ученика;

  • объяснить, почему невозможно, нежелательно или нецелесообразно выполнение этого задания на уроке.

Поясним, что никто не требует от учителя, чтобы он с такой точностью мог обосновать каждое свое задание. Но в отдельных сложных или спорных случаях необходимо проверять практикуемую систему домашних заданий по названным критериям.

Рассмотрим проблему роли домашнего задания в усвоении учащимися знаний и умений с трех позиций:

  1. концентрация внимания на основополагающих знаниях и умениях;

  2. повышение прочности и, главное, применимости знаний и умений;

  3. прочное овладение всеми учащимися основными знаниями и умениями.

Домашнее задание в первую очередь служит запоминанию материала и тренировке памяти. Затем ведущее место занимают задания, ориентированные на применение этих знаний и умений, прочность усвоения которых и означает, прежде всего, их применимость. Необходимо чаще задавать на дом упражнения, развивающие способности учащихся применять полученные знания. Несмотря на то, что обычно это считается слишком сложным, опытные учителя используют домашние задания и для систематизации знаний. Такое задание в качестве домашнего возможно, конечно, при условии, что в классе выполнялись аналогичные. Чем старше становятся учащиеся, тем чаще учитель обращает их внимание на самоконтроль. На уроках математики принято сверять полученный результат с предполагаемым. Речь идет не просто о самоконтроле при выполнении отдельных заданий, но о систематическом применении самоконтроля учащимися. При таком подходе иногда излишними становятся конкретные домашние задания на усвоение материала. Учащиеся знают свои цели, сами контролируют себя и работают самостоятельно в зависимости от своих возможностей для достижения этих целей.

Например, это могут быть долгосрочные задания по конкретной теме, вывешенные в классе, которые включают в себя и разноуровневые контрольные работы. Имеет смысл использовать домашнее задание и как средство подготовки к восприятию нового материала. Поэтому очень правильной является постановка учителем задания: «Со следующего урока мы начинаем новую тему. Запишите конспективно, что вам уже известно по этой теме, и какие вопросы вас особенно интересуют». Такие задания необходимы особенно для старшеклассников, чтобы готовить их к самостоятельному овладению знаниями при обучении в вузах и техникумах. Конечно, сначала следует проводить такую работу на уроках, но позже давать в качестве домашнего задания.

И еще, сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей. Особенно ориентируйтесь на те цели, которые с вашей точки зрения являются актуальными для данного класса или ученика.

  1. Домашнее задание нужно планировать! Причем, необходимо перспективное планирование - это может быть чтение какой-то литературы, задания, требующие наблюдений, задания, связанные с подготовкой докладов, дискуссий. Эти задания должны побудить школьников углубить знания, полученные на уроках, и проявить при этом активность.

Иногда, что задать на дом решается прямо на уроке, когда видно, чему дети научились, а чему еще нет, на каком уровне находится класс или отдельные ученики, каким должен быть следующий шаг к достижению цели. Планирование не исключает, а, наоборот, предполагает реакцию на сложившуюся в классе ситуацию.

  • при планировании урока не забывайте о домашнем задании. Имейте в виду, что домашнее задание, направленное на усвоение всеми школьниками основных знаний и умений, зависит от того уровня общего развития, на котором в данный момент находится класс или отдельные учащиеся;

  • перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся;

  • задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.

4. На что следует обращать внимание учащихся, давая задания на дом

Планируемое воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивировать отношение школьников к домашней работе — вот главная задача учителя, дающего задание на дом.

Конечно, не всегда следует подробно обосновывать каждое предлагаемое домашнее задание. Особые меры для мотивации необходимы тогда, когда у школьников возникают сомнения в целесообразности этого задания; если отсутствует прилежание и тщательность выполнения домашней работы; если ставится новое и непривычное для школьников задание. Это относится так же к заданиям, рассчитанным на длительное время. Если речь идет о познавательных заданиях, необходима интересная постановка проблемы. Если речь идет о тренировочных заданиях, то здесь мотивирующим фактором может служить стремление учащихся к усовершенствованию навыков. Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание. Мотивируйте задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, апеллируя к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания. Если школьники должны выполнить свое домашнее задание самостоятельно, т.е. без посторонней помощи, то необходимо, чтобы все они знали, что от них требуется и ожидается. Чем лучше школьники знают, как учиться самостоятельно, тем эффективнее действие домашнего задания.

Поэтому используйте на уроке любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, если при выполнении домашнего задания от них требуется применение знаний и умений в изменившихся условиях. Удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание. Никогда не давайте задание по звонку или после звонка.

Развитие индивидуальности каждого школьника - требование, в реализации которого домашнему заданию отводится особая роль. Домашние задания тоже можно по мере необходимости дифференцировать. На уроке, который для всех школьников протекает практически одинаково, создают предпосылки для развития индивидуальности личности. Для школьников, которые овладели навыками выполнения определенных заданий, повторное выполнение таких же заданий - требование заниженное. Было бы лучше освободить этих ребят от обязательного домашнего задания и посоветовать им поработать над заданием повышенной сложности. Именно домашнее задание позволяет успешней использовать индивидуальные особенности и учитывать склонности учащихся.

Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях. Индивидуальные домашние задания должны получать и хорошо успевающие и одаренные ученики, потому, что такие задания способствуют развитию их способностей, углублению их знаний. Особые задания должны ставить перед учащимися трудности, преодоление которых сделает более плодотворной работу на уроке. Оживить урок помогут задания, рассчитанные на длительное время. Такие задания можно использовать для изготовления учебных и наглядных пособий, это может быть подготовка доклада и защита его перед коллективом класса, проведение выставки, длительное оказание помощи группе слабоуспевающих одноклассников.

Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала.

Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей. С точки зрения воспитания особенно полезны такие домашние задания, выполнить которые учащиеся берутся добровольно, принимая тем самым на себя определенные обязанности.

Используйте добровольные домашние задания для повышения эффективности вашей преподавательской и воспитательной деятельности.

Отсутствие, недостаточность или нерегулярность домашних заданий создают дефицит развития таких качеств личности, в воспитании которых возможности домашнего задания особенно велики. Учащиеся учатся халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, обманывать. Выбор оптимального объема поэтому является важной педагогической задачей и в то же время нелегкой проблемой. Необходимо тщательно продумывать объем и сроки выполнения домашнего задания. Сообщение задания оптимально включать в ход урока. Работа на уроке и сообщение домашнего задания способны взаимно обогащать друг друга, когда постановка домашнего задания оптимально вписывается в логику урока. Домашнее задание после звонка - это больше, чем «нарушение этикета». Но и от задания незадолго перед звонком или по звонку тоже стоит отказаться. Поэтому сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока, но ни в коем случае не по звонку или после звонка. При сообщении домашнего задания (как и при ведении урока вообще) не изнуряйте учащихся, потому что это вызывает у них чувство неуверенности и вынуждает нарушать элементарную педагогическую этику.

5. Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания ?

Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом вы сможете потом проверить и оценить. К сожалению, не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники домашнее задание. Еще реже контролю подвергаются полнота, правильность и форма выполнения задания. Если я отказываюсь от контроля домашнего задания или отношусь к нему недостаточно серьезно, я разочаровываю тем самым учеников, поскольку игнорирую их работу, их достижения.

Необходимо вести дело так, чтобы у учащихся никогда не возникало сомнение, обязательно ли они должны выполнять задание. Каждое невыполненное домашнее задание, с которым «удалось проскочить», работает на безответственность.

Формы контроля домашнего задания могут быть самыми различными:

  • ежедневная проверка рабочих тетрадей с домашним заданием;

  • контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников;

  • контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;

  • внеурочная проверка учителем тетрадей;

  • непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;

  • взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;

  • самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске правильным вариантом;

  • контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами;

  • к доске для подготовки к ответу вызываются одновременно несколько человек, класс в это время выполняет другую работу;

  • используется прием разбиения задачи на отдельные задания - умение выполнить чертеж, выделить условие и заключение и т.д.

Например, к началу урока дежурные по классу выполняют на доске чертежи ко всем теоремам и задачам, заданным на дом. Форма, расположение и буквенные обозначение иные, чем в учебнике. Учитель дает задание доказать теорему, решить задачу. Весь класс готовится к ответу. Затем, вызывается учащийся, его слушают гораздо внимательнее, т.к. к ответу готовился весь класс.

На алгебре заранее записывается вывод формулы, решение уравнений, неравенств и т.д. В некоторых преднамеренно допущены ошибки. Предлагается сверить свою работу с записями на доске и подготовится к объяснениям решенных задач. Каждый ученик в такой обстановке имеет возможность и участвовать в обсуждении решений, и исправить в своей тетради ошибки.

Каким бы способом вы ни проверяли выполнение работы, критерием остается мнение учащихся, можно ли на вашем уроке «забыть» приготовить домашнее задание, или нет.

Нужно ли ставить отметку за домашнюю работу, и что должно учитываться? Как правило, исходить нужно из следующего: если ученик самостоятельно выполнил какую-либо работу, которую учитель проверил, за нее должна быть выставлена отметка, иногда - как часть отметки за урок, иногда - как самостоятельная. Решающим в любом случае является факт, тормозит или продвигает развитие школьника выставление отметки. Что и как должны оценить, зависит от конкретных условий и от того, какую цель преследуете, чтобы стимулировать развитие ученика.

Есть еще один важный вопрос: как следует оценивать невыполненное домашнее задание?

Во-первых, необходимо выяснить, проявляется ли в невыполненном задании типичное поведение ученика или это - единичный случай. Учитель должен выяснить причины, по которым ученик не выполнил домашнее задание, и лишь затем решать вопрос с отметкой.

Во-вторых, необходимо потребовать, чтобы учащийся все-таки выполнил не сделанную в срок работу. Необходимо уделять особое внимание контролю за «сдачей долгов». Если все школьные ученики знают, что каждое домашнее задание будет проверено, что невыполненное задание повлечет за собой последствия, и что в любом случае его все равно придется выполнить, тогда слова «забыл сделать домашнюю работу» вы будете слышать крайне редко.

Итак: ставить оценки только за сделанную работу, т.е. требовать безусловного ее выполнения.

6. Что нужно сообщать родителям о подготовке детьми домашнего задания ?

Мера помощи родителей в выполнении домашнего задания, направление воспитательного воздействия, способ поддержки во многом зависят от уровня развития школьника, его возраста и степени его самостоятельности, его отношения к учебе, чувства ответственности и других факторов индивидуального развития.

Не должно быть сомнений в том, что родители наряду с учителями несут ответственность за выполнение ребенком домашнего задания, и здесь возможна совместная работа. Так же однозначно следует принять и то, что домашнее задание открывает перед ребенком простор для самостоятельной деятельности, способствует развитию самостоятельности, препятствовать которому не должна родительская помощь.

Какая помощь может и должна быть оказана?

Прежде всего, она заключается в укреплении и развитии их самостоятельности и поддержке их чувства ответственности. Учителя, родители и, конечно, сами дети должны следить за тем, чтобы рабочее место было хорошо освещено, стул соответствовал росту ребенка, домашнее задание выполнялось в спокойной обстановке, рабочая комната была проветрена, температура воздуха была нормальной.

Интерес родителей, всей семьи к школьной жизни ребенка - предпосылка его успешного обучения. Если домашняя работа школьника воспринимается ими серьезно, тогда и ребенок так же серьезно и ответственно относится к выполнению своих заданий.

7. Варианты творческих домашних заданий
Такие домашние задания хорошо известны:

  1. Написание собственной сказки, увлекательной истории, киносценария научно-популярного фильма;

  2. Составляю набор заданий из 4–5 задач и теоретического материала. Обязательно надо сделать весь теоретический материал и два первых задания. Задания подбираются так, чтобы их сложность постепенно нарастала. В этих условиях удачно решаются вопросы дифференциации домашних заданий. Тех, кто увлекается математикой, такие задания исподволь приобщают к систематическому интенсивному труду.

  3. Для индивидуальных домашних заданий наряду с решением и составлением задач различной сложности, целесообразно использовать такие виды работ, как подготовка рефератов, библиографий, докладов, сочинений на заданную тему, аннотаций статей из журналов и книг.

  4. Можно предложить учащимся изготовить различные чертежи, таблицы, модели геометрических фигур, поделки для кабинета математики.

  5. Предлагается двум ученикам самостоятельное домашнее исследование. Это может быть одна и та же задача, которая решается несколькими способами. Им предлагается через две недели представить учителю свои решения и затем изложить их на уроке. Потом проводится урок – бенефис одной задачи. Ученик знает, что от него ждут красивое решение, вот тут и срабатывает творчество.

  6. Я предлагаю на дом пример по действиям и говорю, что значение данного выражения и есть номер вашего домашнего задания. Можно предложить и уравнения, и нахождение значения выражения. Почти все всегда решают пример до тех пор, пока не получат правильный ответ. Это хорошо работает в 5 – 6 классах.

  7. На уроках геометрии при изучении темы «Движения» я предлагаю ученикам нарисовать рисунок и отобразить его относительно прямой. Сколько же способов они находят: на прозрачной бумаге копируют изображение, вырезают, склеивают. Каждый ищет свой способ!

  8. С приходом в школы компьютерных технологий даю некоторым ученикам, у которых есть компьютер дома, изобразить графики функций с модулями. Потом просматриваем всем классом и выбираем наиболее точные, красивые работы. Такие задания выбирают чаще мальчики, даже которые «не дружат» с математикой.

  9. Предлагаю детям рассчитать, сколько обоев надо на их комнату или каков объём воздуха в их квартире.

  10. Нарисовать прямоугольник 3 на 4 клетки и заштриховать четвёртую его часть, потом двенадцатую. Сколько простора для творчества! Сначала они шаблонно заштриховывают клетки, но стоит лишь поддержать ребят, как через урок они приносят из дома смелые, оригинальные решения. А если ещё провести соревнование: кто найдёт больше всех вариантов, то они включаются в работу и на перемене, а бывает и на других уроках.

  11. Написание собственной математической сказки, былины, рассказа, увлекательной истории. Создание киносценария научно-популярного фильма, в котором бы показывалось построение геометрических фигур, как найти расстояние между скрещивающимися прямыми и.т.д. Всё зависит от фантазии учителя и его учеников.

  12. Можно предложить ученикам дома подготовить вопросы автору теоремы, статьи журнала, учебника, которые помогли бы лучше и глубже понять смысл или значение, особенности применения в практической деятельности. Отвечать на такие вопросы могут и сами ученики, а если у них возникнут затруднения, то поможет учитель.

  13. Существуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Деловые игры целесообразно проводить в старших классах. Например, деловая игра «Строитель», проводимая в 9 классе по теме: «Площади многоугольников». Класс заранее разбивается на бригады: столяры, поставщики, паркетчики. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося здания. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобоких трапеций. Первой бригаде надо изготовить плитки указанных размеров в определённом количестве, второй – рассчитать, сколько надо плиток, а третьей – проконтролировать первую и вторую бригады, т.е. наперёд надо знать, сколько и каких плиток им понадобится. Побеждает та бригада, которая верно выполнит правильный расчёт. Так как в доме много комнат, то и работы хватит каждому ученику в бригаде. Дома каждая бригада распределяет обязанности, кто и что будет делать. Это очень хороший пример коллективного творчества.

  14. Можно также предложить учащимся представить себя учителем и дома выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала. Например, с точки зрения его подачи: через рисунок, схему, таблицу, опыт.

  15. Очень часто я применяю в 5 – 6 классах такое домашнее задание: задаю текстовую задачу, прошу её решить, а потом переформулировать. Придумать свой сюжет задачи, поменять исходные данные и теми, которые надо найти и т.д. Начиная с 7 класса, задаю дома придумать для соседа по парте уравнения, неравенства, тождества, задачу на сложные проценты или геометрическую задачу. Ребята любят такие задания.

  16. Многие ребята видят, как их взрослые члены семьи с увлечением разгадывают кроссворды, ребусы, японские кроссворды, судоку. А почему бы не предложить и самим ребятам придумать посильный для них кроссворд или ещё какую-нибудь головоломку? Особенно эффективны кроссворды при повторении и обобщении изученной темы. Лучшие головоломки решаем всем классом (для этого я всегда найду время на уроке).

  17. Тип заданий «вопросы автору»: ребятам предлагается дома подготовить вопросы автору произведения, открытия и т.д., которые помогли бы лучше и глубже понять его смысл;

  18. Можно также предложить ученикам представить себя учителем и дома выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала, доклад, семинар, диспут ; как один из вариантов за сильным учеником закрепить послабее и дать задание отработать определенные навыки и т.д.;

  19. Игра «Докажи свою точку зрения»: спорят, отстаивают свои взгляды «изобретатель - оппонент»;

  20. .Хорошо зарекомендовали себя в V-VI классах такие творческие задания, как создание карты. Например, карты путешествий на «Планету отрицательных чисел»;

  21. Задачи на составление вопросов по рисунку, уравнению и т.п.;

  22. Составление тестов по изученному параграфу с вариантами ответов.

  23. .Приготовление презентации к определенной теме;

24.Задания «художнику»: придумать рисунок по координатам (при изучении координатной плоскости или преобразовании графиков функций);

25. Практические работы на изготовление геометрических фигур и геометрических тел, после выполнения которых можно выполнить экспериментальное задание: измерить и найти (допустим радиус и длину окружности по теме «Окружность»), вычислить (площадь фигуры по теме
«Площади»), найти отношение каких-либо элементов. При замене выполненных работ можно сравнить ответы учащихся;

26.Исследовательские задачи (например, при изучении темы «Проценты» вычислить рост цен на определенные виды товаров за последний год);

  1. Проблемные задания: разработать опорную схему или разработать алгоритм выполнения какого либо цикла примеров и т.д.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал творческих домашних заданий. Эта сторона не может не учитываться. Ведь учитель дает знания, прежде всего, для того, чтобы воспитать человека, личность творческую, неравнодушную. И в этом деле творческие задания - незаменимый помощник.

Примеры домашних заданий:

1) Я — продавец, вы- благодарные покупатели. Купите домашнее задание за следующую оценку: «5,5»- напишите сказку о противоположных числах; «5»- №71,72 учебника и плюс одно задание на выбор; «4»-три задания учебника по выбору; «3»- №57, 59,62 учебника

  1. Придумайте физкультминутку на тему «Углы» или сказку об углах.

  2. Придумайте историю о треугольнике, вершины которого являются серединами сторон другого треугольника.

4) Определите , сколько процентов дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки? Учтите, что одна пачка сигарет стоит 60 тенге, зарплата 60000 тг, в месяце 30 дней.

5) У Л.Н.Толстого есть рассказ «Много ли человеку земли надо?». О том, как крестьянин Пахом, который мечтал о собственной земле и собрал, наконец желаемую сумму, предстал перед требованием старшины; «Сколько за день земли обойдешь, вся твоя будет. Но если к заходу солнца, не возвратишься на место, с которого вышел, пропали твои денежки». Выбежал утром. Пахом., прибежал на место и упал без чувств, обежав четырехугольник периметром 40 км. Наибольшую ли площадь получил Пахом?
Пожелание : Чтобы функция вашей успеваемости всегда имела положительную производную?

6)Самая большая река в Европейской части России - Волга, она длиннее Днепра на 1330 км, а Днепр длиннее реки Дон на 330 км. Длина Дона 1830 км. Поставь разумные вопросы и ответь на них .

7) Около водопада Виктория в Центральной Африке растет баобаб, окружность которого 26,2 м, а окружность ствола кипариса, растущего в Мексике, на 22,6 м больше. Длина окружности ствола Мамонтова дерева, растущего в Иоселийском национальном парке в Калифорнии, равна 32 м. Окружность ствола платана, растущего в Турции около Стамбула, равна 42 м. Поставь разумные вопросы и ответь на них


Домашние задания называют домашней учебной работой, поскольку оно, действительно, продолжает атмосферу урока, но уже в конкретных домашних условиях

Опыт показывает, что при выполнении домашних заданий целесообразно использовать содружество и сотворчество учащегося, его родителей, членов семьи, друзей, одноклассников, что способствует творческой обстановке, увлечённости сотрудничества, а главное повышению мотивации и развитию интереса к учебе.

Домашнее задание по математике может включать устную часть – чтение материала учебника и подготовка к устному ответу на вопросы и часть письменную, в которой могут быть весьма разнообразные упражнения: и традиционные задания, и задания, в которых необходимо проводить и логические рассуждения, и графические задания, и выполнение геометрических построений, и задания на анализ таблиц и диаграмм и построение их и т.п.

Учет здоровьесберегающих технологий в домашних заданиях. С целью предупреждения перегрузки учащихся не рекомендуется задавать домашнее задание на воскресенье, если следующий за субботним уроком – очередной в понедельник. Не задаются домашние задания на каникулы и праздничные дни. Контрольные, проверочные работы, зачеты не проводятся в понедельник и субботу.

Кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал творческих домашних заданий. Ведь учитель даёт знания прежде всего для того, чтобы воспитать человека, личность творческую, неравнодушную. И в этом благородном деле творческие задания – незаменимый помощник. Главное, чтобы в учителе не гас этот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно. Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут любить и учителя и его предмет.














Список литературы


  1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В. Педагогика: учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1981.-367с.

  2. Бухаркина К.Л., Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001.-582с.

  3. Джайнот Х. Поведение родителей при выполнении детьми домашних заданий //Уральский вестник. – 2000. - №3. – C.16

  4. Затраты времени на выполнение домашних заданий // Образование в современной школе. – 2003. - №8. – C.18

  5. Зотов К.Л. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 1988.-144с.

  6. Зырянова Н.К. Процесс организации домашних заданий // Уральский вестник. – 2002. - №9. – C.17

  7. Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями // Образование в современной школе. – 2002. - №5. – C.50

  8. Каратков К.Л. Об отмене домашних заданий // Рабочий класс. – 2002. - №5. – C.7

  9. Козова А.Р. Самооценка домашних заданий на “законном ” основании // Технология творчества. – 1997. - №1. – C.38

  10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983 – С. 96

  11. Нойнера Г.Н., Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Педагогика, 1984.-368с.

  12. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов 2-е изд., доп. и перераб. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др., Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. - 438с.

  13. Петровская Е.П. Советы родителям // Няня. – 2000. - №1. – C.32

14.Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. – М.: Наука, 1979.-96с. «Конструирование современного урока математики», С.Г. Манвелов, Москва, «Просвещение», 2002.

15.«Формы учебной работы в средней школе», И.М. Чередов, Москва, «Просвещение», 1988.

16. «Домашние задания», Х. Древелов и др., Москва, «Просвещение», 1989.






методическое пособие "Методика подачи домашнего задания на уроках математики"
  • Математика
Описание:

При планировании домашнего материала учитель ориентирует учащихся на то, какие типовые задачи предстоит решить и как они решаются, тем самым выявляя прикладную ценность данного материала.

 

Чарльз Дарвин говорил: «Думаю, что всё сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путём самообразования». Судя по себе – это действительно так. Проработав уже 30 лет в школе, я убедилась в том, что продуманное, взвешенное интересное домашнее задание способно творить просто чудеса. А чтобы оно было таким, надо, чтобы выполняя работу, ученик почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определённую работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу.

Автор Резник Татьяна Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 993
Номер материала 24791
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓