Главная / Химия / методическое пособие "Компетентностно-ориентированные задания на уроках химии"

методическое пособие "Компетентностно-ориентированные задания на уроках химии"

КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акиматаАлтынсаринского района»



Описание: L01p1p02


Компетентностно-ориентированные задания по химии




учитель химии:

Баймухаметова Б.Т.





с.Шокай-2014 год



Сама учёность не поучает, как применять её:

на то есть мудрость особая, высшая.

Фрэнсис Бэкон


В настоящее время система образования находится на этапе реформирования. Это сопровождается поиском оптимальных технологий обучения. В результате в образовательной системе наблюдается смена знаниевой парадигмы компетентностной. При компетентностно-ориентированном подходе акцент делается на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в реальных ситуациях.

В обучении химии, в заданиях ВОУД и ЕНТ по химии чаще используются задания и задачи, слабо связанные с повседневной жизнью. Основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.

Полученные знания учащиеся должны уметь применять для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решать практические задачи в повседневной жизни. Как показывает практика, с настоящее время многие учащиеся успешно выполняют задания на воспроизведение знаний, но затрудняются применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. Таким образом, компетентностно-ориентированный подход позволяет решить эту проблему.

Обучение химии не ограничивается, как раньше, вопросами: «Чему учить?», «Как учить?», «Что учить?». Возникла необходимость еще одного показателя – «На сколько глубже учить?».Если основы осваиваемых учащимися знаний составят в соответствии с государственным образовательным стандартом базовый уровень, то существует возможность поднятия их до алгоритмического, эвристического уровней. Для этого можно и нужно использовать компетентностно-ориентированные задания. Их применение позволяют в значительной степени активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, развивать интерес к предмету.

Целью реализации компетентностного подхода в процессе обучения химии является формирование системы компетенций школьников, соответствующих данной образовательной области.

Согласно заявленной цели и задачи 12-летнего среднего образования Республики Казахстан Стандартом регламентированы следующие метапредметные результаты- сформированные ключевые компетентности:

- компетентность разрешения проблем;

- информационная компетентность;

- коммуникативная компетентность.

Реализация такого подхода в обучении возможна через деятельностные технологии, в основе которых лежит планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активности и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому, при изучении материала по химии серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.

Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, изменить позицию и характер деятельности учителя, изменить характер взаимоотношений между учителем и учеником. Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач:

  • оценить уровень развития информационной компетенции учащихся, т. е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и выбрать из него необходимую информацию;

  • оценить уровень развития предметных знаний и умений;

  • оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);

  • оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;

  • формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.


Таким образом, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И.Д.Фрумин).





















Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 8 класса по теме «Физические явления в химии».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 1-й четверти 8 класса

Реальные объекты действительности

Загрязненная вода, загрязненная поваренная соль.

Межпредметные связи

С биологией , физикой..

Проблемные ситуации

Многодневный поход: нет источника чистой воды, неосторожность дежурного.

Источники

Учебник химии 8 класс ,Н.Нурахметов , К.Сарманова.

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

Вы с классом пошли в многодневный поход. На ночлег остановились у болота. Дежурный поспешил с приготовлением ужина и рассыпал всю соль. Поблизости нет источника чистой воды, соль с землей, а есть очень хочется. Что делать? На счастье среди вас есть химик-любитель, который никогда не расстается с учебником.

Задачная формулировка

Бегло(3-5 мин) просмотрите в учебнике материал §3. Составьте план ваших действий по очистке болотной воды и соли, запишите его в тетрадь в виде таблицы.

Источник

Химия 8 класс. Н.Нурахметов ,К.Сарманова., Мектеп -2010 г.

Бланк ответа

Смесь веществ

Способ очистки

Необходимое оборудование






Модельный ответ

Смесь веществ

Способ очистки

Необходимое оборудование

Болотная вода

Фильтрование



Кипячение

Мох или вата, бинт, емкость, активированный уголь

Емкость, костер,

Поваренная соль с землей

Растворение

Фильтрование



Выпаривание

Емкость

Мох или вата, бинт, емкость, активированный уголь

Емкость, костер,



Шкала оценивания

Правильно названы все способы очистки -5б ( по 1 б за каждый способ)

Правильно названо все оборудование – 13б ( по 1 баллу за каждый верный ответ)

Итого – 18б

18б – «5»

12-17б – «4»

9-11б – «3»

Менее 9 б – «2»




Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 8 класса по теме «Химические реакции».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 1-й четверти 8 класса

Реальные объекты действительности

Загрязненная вода, загрязненная поваренная соль.

Межпредметные связи

С биологией , физикой..

Проблемные ситуации

Умение учащихся различать признаки химических реакций и проведение химических реакций в лабораторных условиях.

Источники

Учебник химии 8 класс ,Н.Нурахметов , К.Сарманова.

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

В школе проходит декада естественных наук. Ваш класс принимает участие во внеклассном мероприятии по химии. Необходимо подобрать и показать различные химические реакции.

Задачная формулировка

Задание: Из предложенных графических изображений выберите те, которые соответствуют химическим реакциям. Укажите признаки химических реакций. Результат представьте в виде таблицы.

Источник

Химия 8 класс. Н.Нурахметов ,К.Сарманова., Мектеп -2010 г.

Бланк ответа

изображения

Признаки реакции

1L11p2p04


L13p3p00



2


3L16p6p01


L13p3p014


L23p7p005


6fosfor_c2



Модельный ответ

изображения

Признаки реакции

1

Изменение окраски

5

Образование осадка

6

Выделение тепла, света


Шкала оценивания

Правильно названы все признаки реакций -5б

Правильно названы химические реакции , умение различать химические реакции – 5 б ( по 1 баллу за каждый верный ответ)

Итого – 10 б

10б – «5»; 9-8 б – «4»; 5-7 б – «3»; Менее 5 б – «2»








Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 8 класса по теме «Реакция нейтрализации».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 4-й четверти 8 класса

Реальные объекты действительности

Индикаторы , кислоты , основания.

Межпредметные связи

С биологией ,историей.

Проблемные ситуации

Применение индикаторов для определения рН среды растворов.

Источники

Учебник химии 8 класс ,Н.Нурахметов , К.Сарманова.

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

В далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали следующее: медленно, торжественно, с молитвами чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина. Это "вино" выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. "Вино" не дается для пробы на вкус, а любопытство верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости.

Задачная формулировка

Для ответа на этот вопрос выполните задание, следуя инструкции.

Инструкция.

1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?

2. С помощью пипетки к полученному раствору постепенно прибавьте 2мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

Отчет о выполненной работе занесите в таблицу.

Источник

Химия 8 класс. Н.Нурахметов ,К.Сарманова., Мектеп -2010 г.§43

Бланк ответа

Реактивы (формула и название вещества)

Уравнения химической реакции.

Наблюдения

Вывод


















Модельный ответ

Реактивы (формула и название вещества)

Уравнения химической реакции

Наблюде-ния

Вывод

NaOH-гидроксид натрия

 

Раствор приобрел красную окраску

В щелочной среде фенолфталеин приобретает красную окраску

NaOH-гидроксид натрия

HCl - соляная (хлороводородная) кислота

NaOH + HCl =NaCl +H2O


Раствор обесцветился

При взаимодей-ствии основа-ния и кислоты происходит реакция нейтра-лизации, в результате раствор обесцве-чивается


Шкала оценивания

3 балла – таблица заполнена полностью, нет ошибок и неточностей, при выполнении опытов соблюдены правила техники безопасности, нет ошибок.

2 балла – в таблице есть пропуски, в ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.

1 балл – в таблице более 3 пропусков, в ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.

0 баллов - таблица не заполнена, много ошибок.















Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 8 класса по теме «Галогены».


Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 4-й четверти 8 класса

Реальные объекты действительности

Нехватка галогенов в организме вызывает различные заболевания у здоровых людей. Роль галогенов. Содержание в продуктах питания.

Межпредметные связи

С биологией , географией.

Проблемные ситуации

Роль йодированной соли. Нехватка и избыток микроэлементов в организме человека. Профилактика заболеваний.

Источники

Учебник химии 8 класс ,Н.Нурахметов , К.Сарманова.

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

Известно, что галогены – ядовиты, но вместе с этим они необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.

Задачная формулировка

С помощью текста из источника информации, составьте схему-кластер “Биологическая роль галогенов”.

Заполнение и представление схемы.

Дополнительные вопросы:

– В каком виде галогены содержатся в организме человека?

– Каково физиологическое действие галогенов на организм?

Источник

1.Химия 8 класс. Н.Нурахметов ,К.Сарманова., Мектеп -2010 г.§67,71

2.Биологическая роль химических элементов.

ИОД

Йод в довольно большом количестве содержится в морской капусте, кальмарах, креветках, морской рыбе. Есть он также в хлебобулочных изделиях, молочных продуктах. Суточная потребность в йоде для взрослого здорового человека составляет 0,1-0,2мг. Есть места, где содержание йода заметно снижено в почве, воде, местных пищевых продуктах. Это вызывает развитие эндемического зоба, характеризующееся нарушением синтеза гормонов щитовидной железы, что сопровождается вялостью, сонливостью, апатией, нарушением обмена веществ. Для профилактики этого заболевания в питании населения этих мест используется иодированная поваренная соль. При значительном дефиците в рационе йода, кобальта, меди, марганца нарушается обмен витамина С, снижается количество эритроцитов крови.

ХЛОР.

С поваренной солью в организм человека поступает и хлор. Суточная потребность в нем составляет примерно 5г. Физиологическое значение этого элемента связано с его участием в регуляции вводно-солевого обмена и осмотического давления в тканях и клетках. Хлор входит в состав соляной кислоты желудочного сока. Хлор участвует в проведении нервных импульсов, активизирует работу пищеварительных ферментов желудочного сока.

ФТОР

Фтор принимает участие в образовании костей и зубов. Суточная потребность в нем не установлена. Основным источником фтора является питьевая вода, содержащая обычно около 1мг этого элемента на 1л. Богата фтором рыба (особенно треска и сом), орехи и печень. В местности, где содержание фтора в питьевой воде ниже 0,5мг/л, ее обычно фторируют для профилактики кариеса зубов. Избыточное поступление в организм фтора вызывает развитие флюороза, которое проявляется крапчатостью зубной эмали.

БРОМ.

Соединения брома регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы, поэтому для лечения нервных болезней (бессонницы, истерии, неврастении и т. д.) врачи прописывают бромсодержащие препараты. Бром активно накапливают морские водоросли и морские организмы. Именно море служит главным поставщиком брома. Подсчитано, что ежегодно вместе с морской водой в воздух переходит около 4 млн. т. брома. Это одна из причин, почему так полезно дышать морским воздухом. Бром применяется в медицине для лечения ожирения, в ультрамалых дозах лечит эндокринные заболевания.Содержание брома в организме человека (массой 70кг) составляет 260 мг.

Бланк ответа

Содержание элемента в организме

Продукты питания, содержащие элемент

Биологическая роль элемента


















Шкала оценивания

  • содержание элемента в организме – 2 балла;

  • биологическая роль элемента в организме человека – 2 балла;

- продукты питания, в которых содержится данный элемент – 2 балла.





Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 9 класса по теме «Реакции ионного обмена».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 1-й четверти 9 класса

Реальные объекты действительности

Образование осадка, выделение газа. Объяснение этих явлений. Удивить присутствующих в зале проводимыми опытами.

Проблемные ситуации

Умение учащихся проводить опыты используя химические реактивы – грамотно, обоснованно. Умение пользоваться таблицей растворимости.

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

Вам известно, что в нашей школе проводится неделя химии и биологии. Вам предстоит подготовить несколько опытов для вечера «Чудеса химии». Они должны быть с внешними эффектами.

Выбрать опыты вам помогут открытия учёных, которые выявили внешние признаки реакций, называемых реакциями ионного обмена.

Задачная формулировка

Задание: Выполнить следующие опыты и определить признаки реакций ионного обмена, которые вы сможете продемонстрировать на вечере «Чудеса химии».

1. Возьмите раствор хлорида бария (BaCl2) и прилейте к нему раствор серной кислоты (H2SO4) . Что наблюдаете? Оформите свои наблюдения в таблице. Пользуясь таблицей «Растворимость кислот, оснований, солей в воде», определите, какое вещество выпало в осадок, подчеркните формулу этого вещества.

2. Возьмите раствор сульфида калия (K2S) и прилейте к нему раствор соляной кислоты (HCl) . Что наблюдаете? Оформите свои наблюдения в таблице. Пользуясь таблицей «Растворимость кислот, оснований, солей в воде», определите, какое вещество выделилось в виде газа, подчеркните формулу этого вещества..

3. Возьмите раствор гидроксида натрия (NаОН) и прилейте к нему раствор фенолфталеина. Что изменилось? Затем добавьте раствор серной кислоты (H2SO4). Что наблюдаете? Оформите свои наблюдения в таблице. Почему данная реакция называется реакцией нейтрализации?

Источник

1.Н. Нугуманов, Р. Жумадилова, Ж. Кембебаева, учебник химии 9 класс, Алматы «Мектеп», 2009

2.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Уроки Кирилла и Мефодия 9-9 класс (химия), Москва, 2004


Бланк ответа

1.Заполните таблицу:

опыта

Что делаю

Что наблюдаю

1



2



3



2.Запишите вывод: Признаками реакций ионного обмена являются (продолжите):

_____________________________________________________________________________

3.Реакция нейтрализации относится к реакциям ионного обмена, т.к. в результате её образуется (продолжите) ______________________________________________________________________


Модельный ответ

Опыт №

Что делаю

Что наблюдаю

Уравнение реакции

1

К р-руBaCl2 приливаю р-р H2SO4

Выпал белый осадок

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2НCl

2

К р-ру K2S приливаю р-р HCl

Выделился газ

K2S + 2HCl = 2KCl + H2S.

3

В р-р NаОН капаю несколько капель р-ра фенолфталеина.

Затем добавляю р-р H2SO4.

Малиновый раствор


Малиновый р-р обесцветился

2NаOН + H2SO4 = Nа2SO4 + 2H2О

Вывод: Признаками реакций ионного обмена являются (продолжите): выпадение осадка, выделение газообразного вещества, образование малодиссоциирующего вещества.

Реакция нейтрализации относится к реакциям ионного обмена, т.к. в результате её образуется

(продолжите) вода – вещество, малодиссоциирующее на ионы.

Шкала оценивания

Выполняемое задание

Балл

1

Заполнение таблицы



1 опыт

3


2 опыт

3


3 опыт

3


Общее

9

2

Написать вывод

3

3

Дополнить предложение

3


Общий балл

12


12 – баллов – «5»

11 -9 – баллов – «4»

8 – 5 – балла – «3»

Меньше 5 баллов – «2»




































Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 11 класса по теме «Номенклатура органических веществ».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для названий органических веществ по международной номенклатуре (ИЮПАК).

Задание может быть дано

В 1-й четверти 11 класса

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

Из штата Вашингтон Соединенных Штатов Америки на адрес нашей школы пришло письмо от школьников колледжа, в котором они прислали дидактическую карточку с формулами органических веществ. Они просят помочь назвать эти вещества.

Задачная формулировка

Внимательно рассмотрите дидактическую карточку и дайте ответ на вопросы:

1.К какому классу относятся эти вещества? Назовите их.

2.Запишите названия под формулами веществ. Объясните логическую последовательность в составлении названий веществ. Укажите номенклатуру, по которой вы назвали вещества.

3.Составьте памятку по названию веществ (памятка – это подробный план последовательных действий по составлению названий веществ: как обозначается главная цепочка атомов углерода; как обозначаются окончания заместителей; что перечисляется в префиксе; как указываются одинаковые заместители и т. д.).

4.После этого вам в парах предстоит оценить работу друг друга. Аргументируйте выставленные отметки. Проверьте, правильно ли названы вещества у товарища. Обсудите, если возникли разногласия, ответив на следующие вопросы: почему название органического вещества начинается с выбора цепочки атомов углерода? Как образуются названия заместителей? Как отражаются в названии заместители?

Дидактическая карточка:

1 вариант : 2 вариант:



С2Н5 СН3 СН3

\ ⁄

а) СН3 -— С= С – СН3 а) С=С

│ ⁄ \

С2Н5 СН3 С3Н7



б) СН3 —С=СН2—СН—СН2—СН3 б) СН3—СН2—С=СН—СН3

│ │

С3Н7 С2Н5

Источник

  1. А. Темирбулатова, Н. Нурахметов, Р. Жумадилова, С. Алимжанова, Химия 11 класс (ЕМН), Алмата «Мектеп», 2007

  2. Диск «Ваш репетитор» химия 8-10 класс (1 часть), Москва 2003

  3. Диск «Химия 11 класс», Министерство образования и науки РК, 2003


Модельный ответ

1.Класс- ненасыщенные углеводороды (Алкены)

2. 1 вариант: 2 вариант:

С2Н5 СН3 СН3

\ ⁄

а) СН3 — С= С – СН3 а) С=С

│ ⁄ \

С2Н5 СН3 С3Н7

3,4-диметилгексен – 3 2,3-диметилгексен – 2

б) СН3 — С= СН— СН2— СН2 — СН3

С2Н53-этилпентен-2

б) СН3—СН2—С=СН— СН3

С3Н7

4-метилоктен-4

Эти названия образованы по международной номенклатуре (ИЮПАК).

3.Памятка по составлению названия веществ:

1.Выбираем самую длинную цепочку атомов углерода.

2.Нумеруем атомы углерода с той стороны, к которой ближе находятся кратные связи.

3.Указываем корень слова, называя число атомов углерода в цепи греческим числительным.

4.В суффиксе указываем обозначение кратной связи, ставя через дефис цифрой номер атома углерода, после которого стоит краткая связь.

5.Записываем в префиксе через запятую номера атомов углерода, у которых стоят одинаковые заместители.

6.После дефиса указываем количество заместителей и их название, соединяя их с корнем.

Шкала оценивания

Правильно названы все органические вещества -6 б ( по 3 б за каждый ответ а) и б) задания)

Правильно составлена памятка – 6 б ( по 1 баллу за каждый верный ответ)

Итого – 12б; 12 б – «5»; 10-11 б – «4»; 9- 7 б – «3»; Менее 7 б – «2»



методическое пособие "Компетентностно-ориентированные задания на уроках химии"
  • Химия
Описание:

КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акиматаАлтынсаринского района»

 

 

 

 

Компетентностно-ориентированные задания по химии

 

 

 

учитель химии:

Баймухаметова  Б.Т.

 

 

 

 

с.Шокай-2014 год

 

 

Сама учёность не поучает, как применять её:

на то есть мудрость особая, высшая.

Фрэнсис Бэкон

 

В настоящее время система образования находится на этапе реформирования. Это сопровождается поиском оптимальных технологий обучения. В результате в образовательной системе наблюдается смена знаниевой парадигмы компетентностной. При компетентностно-ориентированном подходе акцент делается на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в реальных ситуациях.

В обучении химии, в заданиях ВОУД и ЕНТ по химии чаще используются задания и задачи, слабо связанные с повседневной жизнью.  Основным результатом деятельности школы  должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.

 Полученные знания учащиеся должны уметь применять для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решать практические задачи в повседневной жизни. Как показывает практика, с настоящее время многие учащиеся успешно выполняют задания на воспроизведение знаний, но затрудняются применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. Таким образом, компетентностно-ориентированный подход позволяет решить эту проблему.

Обучение химии не ограничивается, как раньше, вопросами: «Чему учить?», «Как учить?», «Что учить?». Возникла необходимость еще одного показателя – «На сколько глубже учить?».Если основы осваиваемых учащимися  знаний составят в соответствии с государственным образовательным стандартом базовый уровень, то существует возможность поднятия их до алгоритмического, эвристического уровней. Для этого можно и нужно использовать компетентностно-ориентированные задания. Их применение позволяют в значительной степени активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, развивать интерес к предмету.

     Целью реализации компетентностного подхода в процессе обучения химии является формирование системы компетенций школьников, соответствующих данной образовательной области.

Согласно заявленной цели и задачи 12-летнего среднего образования Республики Казахстан Стандартом регламентированы следующие метапредметные  результаты-  сформированные ключевые компетентности:

- компетентность разрешения проблем;

- информационная компетентность;

- коммуникативная компетентность.

Реализация такого подхода в обучении возможна через деятельностные технологии, в основе которых лежит планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активности и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому, при изучении материала по химии серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.

Использование компетентностно - ориентированных заданий  позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, изменить позицию и характер деятельности учителя, изменить характер взаимоотношений между учителем и учеником. Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач:

  • оценить уровень развития информационной компетенции учащихся, т. е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и выбрать из него необходимую информацию;
  • оценить уровень развития предметных знаний и умений;
  • оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);
  • оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых  для достижения поставленной цели в задании;
  • формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.

 

Таким образом, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И.Д.Фрумин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 8 класса по теме «Физические явления в химии».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 1-й четверти  8 класса

Реальные объекты действительности

Загрязненная вода, загрязненная поваренная соль.

Межпредметные связи

С биологией , физикой..

Проблемные ситуации

Многодневный поход: нет источника чистой воды, неосторожность дежурного.

Источники

Учебник химии 8 класс ,Н.Нурахметов , К.Сарманова.

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

Вы с классом пошли в многодневный поход. На ночлег остановились у болота. Дежурный поспешил  с приготовлением ужина и рассыпал всю соль.  Поблизости нет источника чистой воды, соль с землей, а есть очень хочется. Что делать? На счастье среди вас есть химик-любитель, который никогда не расстается с учебником.

Задачная формулировка

Бегло(3-5 мин) просмотрите  в учебнике материал §3. Составьте план ваших действий по очистке болотной воды и соли, запишите его в тетрадь в виде таблицы.

Источник

Химия 8 класс. Н.Нурахметов ,К.Сарманова., Мектеп -2010 г.

Бланк ответа

Смесь веществ

Способ очистки

Необходимое оборудование

 

 

 

 

 

Модельный ответ

Смесь веществ

Способ очистки

Необходимое оборудование

Болотная вода

Фильтрование

 

 

Кипячение

Мох или вата, бинт, емкость, активированный уголь

Емкость, костер,

Поваренная соль с землей

Растворение

Фильтрование

 

 

Выпаривание

Емкость

Мох или  вата, бинт, емкость, активированный уголь

Емкость, костер,

 

 

Шкала оценивания

Правильно названы все способы очистки -5б ( по 1 б за каждый способ)

Правильно названо все оборудование – 13б ( по 1 баллу за  каждый верный ответ)

Итого – 18б

18б – «5»

12-17б – «4»

9-11б – «3»

Менее 9 б – «2»

 

 

 

Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 8 класса по теме «Химические реакции».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 1-й четверти  8 класса

Реальные объекты действительности

Загрязненная вода, загрязненная поваренная соль.

Межпредметные связи

С биологией , физикой..

Проблемные ситуации

Умение учащихся различать признаки химических реакций и проведение химических реакций  в лабораторных условиях.

Источники

Учебник химии 8 класс ,Н.Нурахметов , К.Сарманова.

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

В школе проходит декада естественных наук. Ваш класс принимает участие во внеклассном мероприятии по химии. Необходимо подобрать и показать  различные химические реакции.

Задачная формулировка

Задание: Из предложенных графических изображений выберите те, которые соответствуют химическим реакциям. Укажите признаки химических реакций. Результат представьте в виде таблицы.

Источник

Химия 8 класс. Н.Нурахметов ,К.Сарманова., Мектеп -2010 г.

Бланк ответа

  изображения

Признаки реакции

№1

 

 

 

 

№2

 

№3

 

№4

 

№5

 

№6

 

 

Модельный ответ

  изображения

Признаки реакции

1

Изменение окраски

5

Образование осадка

6

Выделение тепла, света

 

Шкала оценивания

Правильно названы все признаки реакций  -5б

Правильно названы химические реакции , умение различать химические реакции  – 5 б ( по 1 баллу за  каждый верный ответ)

Итого – 10 б

10б – «5»; 9-8 б – «4»; 5-7 б – «3»; Менее 5 б – «2»

 

 

 

 

 

 

 

Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 8 класса по теме «Реакция нейтрализации».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 4-й четверти  8 класса

Реальные объекты действительности

Индикаторы , кислоты , основания.

Межпредметные связи

С биологией ,историей.

Проблемные ситуации

Применение индикаторов для определения рН среды растворов.

Источники

Учебник химии 8 класс ,Н.Нурахметов , К.Сарманова.

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

В  далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали следующее: медленно, торжественно, с молитвами чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина. Это "вино" выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. "Вино" не дается для пробы на вкус, а любопытство верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости.

Задачная формулировка

Для ответа на этот вопрос выполните задание, следуя инструкции.

Инструкция. 

1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?

2. С помощью пипетки к полученному раствору постепенно прибавьте 2мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

Отчет о выполненной работе занесите в таблицу.

Источник

Химия 8 класс. Н.Нурахметов ,К.Сарманова., Мектеп -2010 г.§43

Бланк ответа

Реактивы (формула и название вещества)

Уравнения химической реакции.

Наблюдения

Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модельный ответ

Реактивы (формула и название вещества)

Уравнения химической реакции

Наблюде-ния

Вывод

NaOH-гидроксид натрия

 

Раствор приобрел красную окраску

В щелочной среде фенолфталеин приобретает красную окраску

NaOH-гидроксид натрия

HCl - соляная (хлороводородная) кислота

NaOH + HCl =NaCl +H2O

 

Раствор обесцветился

При взаимодей-ствии основа-ния и кислоты происходит реакция нейтра-лизации, в результате раствор обесцве-чивается

 

Шкала оценивания

3 балла – таблица заполнена полностью, нет ошибок и неточностей, при выполнении опытов соблюдены правила техники безопасности, нет ошибок.

2 балла – в таблице есть пропуски, в ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.

1 балл – в таблице более 3 пропусков, в ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.

0 баллов - таблица не заполнена, много ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 8 класса по теме «Галогены».

 

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 4-й четверти  8 класса

Реальные объекты действительности

  Нехватка галогенов в организме вызывает различные заболевания у здоровых людей. Роль галогенов. Содержание в продуктах питания.

Межпредметные связи

С биологией , географией.

Проблемные ситуации

Роль йодированной соли. Нехватка и избыток микроэлементов в организме человека. Профилактика заболеваний.

Источники

Учебник химии 8 класс ,Н.Нурахметов , К.Сарманова.

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

Известно, что галогены – ядовиты, но вместе с этим они необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.

Задачная формулировка

С помощью текста из источника информации, составьте схему-кластер “Биологическая роль галогенов”.

Заполнение и представление схемы.

Дополнительные вопросы:

– В каком виде галогены содержатся в организме человека?

– Каково физиологическое действие галогенов на организм?

Источник

1.Химия 8 класс. Н.Нурахметов ,К.Сарманова., Мектеп -2010 г.§67,71

2.Биологическая роль химических элементов.

ИОД

   Йод в довольно большом количестве содержится в морской капусте, кальмарах, креветках, морской рыбе. Есть он также в хлебобулочных изделиях, молочных продуктах. Суточная потребность в йоде для взрослого здорового человека  составляет 0,1-0,2мг. Есть места, где содержание йода заметно снижено в  почве, воде, местных пищевых продуктах. Это вызывает  развитие эндемического зоба, характеризующееся нарушением синтеза гормонов щитовидной железы, что сопровождается вялостью, сонливостью, апатией, нарушением обмена веществ. Для профилактики  этого заболевания в питании населения этих мест используется иодированная поваренная  соль. При значительном дефиците в рационе йода, кобальта, меди, марганца нарушается обмен витамина С, снижается количество эритроцитов крови.

ХЛОР.

     С поваренной солью в организм человека поступает и хлор. Суточная потребность в нем  составляет  примерно 5г. Физиологическое значение этого элемента связано с его участием в регуляции вводно-солевого обмена и осмотического давления в тканях   и клетках. Хлор входит в состав соляной кислоты  желудочного сока. Хлор участвует в проведении нервных импульсов, активизирует работу пищеварительных ферментов желудочного сока.

ФТОР

    Фтор принимает участие в образовании костей и зубов. Суточная потребность  в нем не установлена. Основным источником фтора является питьевая вода, содержащая обычно около 1мг этого элемента на 1л. Богата фтором рыба (особенно треска и сом), орехи и печень. В местности, где содержание фтора в питьевой воде ниже 0,5мг/л, ее обычно фторируют для профилактики кариеса зубов. Избыточное поступление в организм фтора вызывает развитие флюороза, которое проявляется крапчатостью зубной эмали.

БРОМ.

     Соединения брома регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы, поэтому для лечения нервных болезней (бессонницы, истерии, неврастении и т. д.) врачи прописывают бромсодержащие препараты. Бром активно накапливают морские водоросли и морские организмы. Именно море служит главным поставщиком брома. Подсчитано, что ежегодно вместе с морской водой в воздух переходит около 4 млн. т. брома. Это одна из причин, почему так полезно дышать морским воздухом. Бром применяется в медицине для лечения ожирения, в ультрамалых дозах лечит эндокринные заболевания.Содержание брома в организме человека (массой 70кг) составляет 260 мг.

Бланк ответа

Содержание элемента в организме

Продукты питания, содержащие элемент

Биологическая роль элемента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала оценивания

-          содержание элемента в организме – 2 балла;

-          биологическая роль элемента в организме человека – 2 балла;

   -      продукты питания, в которых содержится данный элемент – 2 балла.

 

 

 

 

Компетентностно-ориентированное задание по химии

для  9 класса по теме «Реакции ионного обмена».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Задание может быть дано

Во 1-й четверти  9 класса

Реальные объекты действительности

Образование осадка, выделение газа. Объяснение этих явлений. Удивить присутствующих в зале проводимыми опытами.

Проблемные ситуации

Умение учащихся проводить опыты используя химические реактивы – грамотно, обоснованно. Умение пользоваться таблицей растворимости.

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

Вам известно, что в нашей школе проводится неделя химии и  биологии.   Вам предстоит подготовить несколько опытов для вечера «Чудеса химии». Они  должны быть с внешними эффектами.

Выбрать опыты вам помогут открытия учёных, которые выявили внешние признаки реакций, называемых реакциями ионного обмена.

Задачная формулировка

      Задание:  Выполнить следующие опыты и определить признаки реакций ионного обмена, которые вы сможете продемонстрировать на вечере «Чудеса химии».

 1. Возьмите раствор хлорида бария (BaCl2)  и прилейте к нему раствор серной кислоты (H2SO4) . Что наблюдаете? Оформите свои наблюдения в таблице.  Пользуясь таблицей «Растворимость кислот, оснований, солей  в воде», определите, какое вещество выпало в осадок, подчеркните формулу этого вещества.

2.  Возьмите раствор сульфида калия (K2S)  и прилейте к нему раствор соляной кислоты (HCl) . Что наблюдаете? Оформите свои наблюдения в таблице.  Пользуясь таблицей «Растворимость кислот, оснований, солей  в воде», определите, какое вещество выделилось в виде газа, подчеркните формулу этого вещества..

3. Возьмите раствор гидроксида натрия (NаОН)  и прилейте к нему раствор фенолфталеина. Что изменилось?  Затем добавьте раствор серной кислоты (H2SO4). Что наблюдаете? Оформите свои наблюдения в таблице.  Почему данная реакция называется реакцией нейтрализации?

Источник

1.Н. Нугуманов, Р. Жумадилова, Ж. Кембебаева, учебник химии 9 класс, Алматы «Мектеп», 2009

2.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Уроки Кирилла и Мефодия 9-9 класс (химия), Москва, 2004

 

Бланк ответа

1.Заполните таблицу:

№ опыта

Что делаю

Что наблюдаю

1

 

 

2

 

 

3

 

 

2.Запишите вывод: Признаками реакций ионного обмена являются (продолжите):

_____________________________________________________________________________

3.Реакция нейтрализации относится к реакциям ионного обмена, т.к. в результате её образуется (продолжите) ______________________________________________________________________

 

Модельный ответ

Опыт №

Что делаю

Что наблюдаю

Уравнение реакции

1

К р-руBaCl2   приливаю р-р H2SO4

Выпал белый осадок

BaCl2 +  H2SO4  = BaSO4 + 2НCl

2

К р-ру K2S   приливаю р-р  HCl

Выделился газ

K2S + 2HCl = 2KCl + H2S.

3

В р-р NаОН капаю несколько капель   р-ра фенолфталеина.

Затем добавляю р-р H2SO4.

Малиновый раствор

 

Малиновый р-р обесцветился

2NаOН + H2SO4 = Nа2SO4 +  2H2О

Вывод: Признаками реакций ионного обмена являются (продолжите): выпадение осадка, выделение газообразного вещества, образование малодиссоциирующего вещества.

Реакция нейтрализации относится к реакциям ионного обмена, т.к. в результате её образуется

(продолжите) вода – вещество, малодиссоциирующее на ионы.

Шкала оценивания

Выполняемое задание

Балл

1

Заполнение таблицы

 

 

1 опыт

3

 

2 опыт

3

 

3 опыт

3

 

Общее

9

2

Написать вывод

3

3

Дополнить предложение

3

 

Общий балл

12

 

12 –  баллов – «5»

11 -9 – баллов – «4»

8 – 5 – балла – «3»

Меньше 5 баллов – «2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетентностно-ориентированное задание по химии

для 11 класса по теме «Номенклатура органических веществ».

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений для названий органических веществ по международной номенклатуре (ИЮПАК).

Задание может быть дано

В 1-й четверти  11 класса

Ключевые компетентности

Информационная компетентность, извлечение первичной информации.

Компетентность решение проблем, планирование ресурсов.

Стимул

Из штата Вашингтон  Соединенных Штатов Америки на адрес нашей школы пришло письмо от школьников колледжа, в котором они прислали дидактическую карточку с формулами органических веществ. Они просят помочь назвать эти вещества.

Задачная формулировка

Внимательно рассмотрите  дидактическую карточку и  дайте ответ на вопросы:

1.К какому классу относятся эти вещества? Назовите их.

2.Запишите названия под формулами веществ. Объясните логическую последовательность в составлении названий веществ. Укажите номенклатуру, по которой вы назвали вещества.

3.Составьте памятку по названию веществ (памятка – это подробный план последовательных действий по составлению названий веществ: как обозначается главная цепочка атомов углерода; как обозначаются окончания заместителей; что перечисляется в префиксе; как указываются одинаковые заместители и т. д.).

4.После этого вам в парах предстоит оценить работу друг друга. Аргументируйте выставленные отметки.  Проверьте, правильно ли названы вещества у товарища. Обсудите, если возникли разногласия, ответив на следующие вопросы: почему название органического вещества начинается с выбора цепочки атомов углерода? Как образуются названия заместителей? Как отражаются в названии заместители?

Дидактическая карточка:

1 вариант :                                                                    2 вариант:                                                                 

 

                       С2Н5                                                              СН3            СН3

                                                                                                  \       

а)   СН3 -—  С= С – СН3                                                а)          С=С 

                                                                                                          \

                       С2Н5                                                             СН3      С3Н7

 

б)  СН3 —С=СН2—СН—СН2—СН3  б)  СН3—СН2—С=СН—СН3

                                                                                   

                С3Н7                                                                 С2Н5

Источник

  1. А. Темирбулатова, Н. Нурахметов, Р. Жумадилова, С. Алимжанова, Химия 11 класс (ЕМН), Алмата «Мектеп», 2007
  2. Диск «Ваш репетитор» химия 8-10 класс (1 часть), Москва 2003

3.      Диск «Химия 11 класс», Министерство образования и науки РК, 2003    

 

Модельный ответ

1.Класс- ненасыщенные углеводороды (Алкены)

2.   1 вариант:                                                                          2 вариант:

           С2Н5                                                                            СН3        СН3

                                                                                                  \       

а)   СН3 —  С= С – СН3                                                а)          С=С 

                                                                                                          \

                       С2Н5                                                             СН3      С3Н7

3,4-диметилгексен – 3                            2,3-диметилгексен – 2

 б)  СН3 —  С= СН—  СН2—  СН2 —  СН3

С2Н53-этилпентен-2

б)  СН3—СН2—С=СН—   СН3

                                                                                      

 С3Н7

4-метилоктен-4                                 

Эти названия образованы по международной номенклатуре (ИЮПАК).

3.Памятка по составлению названия веществ:

1.Выбираем самую длинную цепочку атомов углерода.

2.Нумеруем атомы углерода с той стороны, к которой ближе находятся кратные связи.

3.Указываем корень слова, называя число атомов углерода в цепи греческим числительным.

4.В суффиксе указываем обозначение кратной связи, ставя через дефис цифрой номер атома углерода, после которого стоит краткая связь.

5.Записываем в префиксе через запятую номера атомов углерода, у которых стоят одинаковые заместители.

6.После дефиса указываем количество заместителей и их название, соединяя их с корнем.

Шкала оценивания

Правильно названы все органические вещества  -6 б ( по 3 б за каждый ответ а) и б) задания)

Правильно составлена памятка – 6 б ( по 1 баллу за  каждый верный ответ)

Итого – 12б; 12 б – «5»; 10-11 б – «4»; 9- 7 б – «3»; Менее 7 б – «2»

 

 

Автор Баймухаметова Батила Тургинбаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1237
Номер материала 39004
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓