Главная / Химия / методическое пособие "Использование сказок для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

методическое пособие "Использование сказок для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifКГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акиматаАлтынсаринского района»





hello_html_edc08b2.png



Методическое пособие

"Использование сказок для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии".







Учитель химии :

Баймухаметова Б.Т.











с.Шокай-2015 год

Пояснительная записка.

Данное пособие адресовано учителям, стремящимся сделать урок интересным и увлекательным для учащихся и которые используют в своей работе для активизации познавательной деятельности не только демонстрационные занимательные химические опыты, но и определенные литературные приемы, а именно сказки, сочинения.

На уроках химии можно применять сказки , которые вначале зачитываются готовыми , а затем учитель предлагает детям сочинить сказки по определенной теме. Все это повышает уровень познавательной активности учащихся и при этом развивает творческие способности.

Цель работы: развитие мотивационной деятельности учащихся и независимого стиля их мышления, а также познавательного интереса к получению знаний , формирование интереса к предмету химии через использование сказок , как составляющей в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Задачи:

  1. Повышение мотивации к обучению и познавательной активности учащихся.

  2. Развитие воображения, усиление интереса к учению, мобилизация внимания.

  3. Формирование навыков самоорганизации, восприятия и анализа информации. Химия как школьная дисциплина способствует формированию материалистического мировоззрения учащихся. Она является одной из главных естественных наук. Химия расширяет познания учащихся об окружающем мире, объясняя многие закономерности протекания естественных процессов в природе.

  4. Профессиональное самоопределение учащихся, ориентация на сознательный выбор учеником дальнейшего рода деятельности, а именно предмета – химия.

В данном пособии собраны сказки, написанные детьми, которые учитель может использовать на уроке и во внеурочной деятельности .Также прилагается методическая разработка урока – сказка по химии по теме «Углерод».

В качестве творческого задания учащиеся сочиняют сказки о том или ином химическом элементе, простом или сложном веществе, на основании теоретического материала. Выполняя разнообразные задания, учащиеся активно включаются в учебный процесс. Они приобретают умения самостоятельно мыслить, устанавливать взаимосвязи между изучаемыми понятиями. Использование сказок на уроке химии обеспечивает новое качество знаний, формирует результативность мыслительной работы, позволяет раскрыть природную суть предметов и явлений, с использованием художественных образов, формирует позитивную личность. Хочется отметить, что такая форма внеклассной работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, а также способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию.



















1.Сказка о сере

Жила-была красавица Сера. Все ее любили, потому что она была такая хрупкая, желтенькая, ну просто загляденье. Сера обожала ходить в бассейн. А как она плавала, класс! И воды не боялась, а почему бы ей воды бояться? Ведь она не растворима в воде. Зато терпеть не могла сероуглерод и анилин. Всегда ругалась с ними, чтобы они к ней близко не подходили.

И вот однажды в жаркий день повстречала Сера Водород и влюбилась!!! Да так влюбилась, что жить без него не может. И Водороду она понравилась. Решили они пожениться. Но вздумалось Сере перед свадьбой сходить на кладбище к своей маме (серосодержащему органическому веществу). Идет по кладбищу, ищет могилу матери. Но что это за запах! Такой неприятный, жуткий. Дышать невозможно. И вдруг вспомнила, что мать ей перед смертью наказывала не выходить замуж за водород, так как родится у них ребенок, имя которого – Сероводород. Будет он бесцветный и такой же, как водород, - газ. Но любить его никто не будет. Все будут сторониться его.

Расплакалась Сера. Не может выдержать она этого. Так и осталась Сера одна и всю жизнь любила лишь одного водорода.



2.Этиленчики

Жили-были маленькие Этиленчики (СН2 = СН2). Летали они в воздухе и никого не трогали. Но они были слабые и беззащитные, и почти каждый мог обидеть их и разрушить. Подлетит, бывало, Бром к Этиленчику и сделает из него 1,2-дибромэтан:

СН2 = СН2 + Br2 → СН2 Br ─ СН2Br

Такая же картина и с Галогеноводородами. Пристанет к Этиленчику какой-нибудь хлороводород и сделает из него Хлорэтан.

СН2 = СН2 + НBr → СН3 ─ СН2Br

Даже маленький Водород и тот обижал Этиленчиков.

СН2 = СН2 + Н2 → СН3 ─ СН3

А уж если кислород привяжется, то это уже все. Сгорят Этиленчики дотла, и даже следов не останется.

СН2 = СН2 + 3О2 → 2СО2 + 2Н2О

И стали думать Этиленчики, как им жить дальше. Куда ни глянь, всюду опасность подстерегает. Решили Этиленчики пойти к старому дедушке Катализатору. Он был старый и мудрый и всегда всем помогал советом. Пришли к нему Этиленчики и спросили, как им жить дальше. Рассказал он им, как обезопасить свою жизнь. Послушав его совет, Этиленчики дружно взялись за руки и получилась из них большая цепь. При этом образовали они сильный и прочный Полиэтилен:

n СН2 = СН2 + → n (─СН2 ─ СН2 ─)

И с тех пор никто больше не мог пристать к ним или обидеть.

Стали они жить-поживать и добра наживать.





3.Сказка по мотивам химической реакции

2 С2Н 2 + 5О2 → 4 СО2 + 2Н2О

3.1.Грустный сказ про Ацетилен

В некотором царстве, в некотором государстве жил когда-то Ацетилен. И был огромной силы, так как обесцвечивал даже местного силача Перманганата Калия в прошлом состязании.

Но предупреждали его еще родители – Карбид Кальция и Вода, чтобы не ходил никогда в дом Кислорода, не то сгорит он в кислороде, и даже копоти от него не останется.

Но упрямый был Ацетилен и во всем надеялся на свою силу. Очень захотелось ему узнать, что в доме в том находится. И пошел Ацетилен. Но он не дошел, потому что подумал о своей безопасности. И послал он гонца за своим любимым другом (которого тоже звали Ацетилен). Вместе с другом пошли они вместе в загадочный дом, да на свою беду. Именно двое их и нужно было для свершения пророчества. Выскочили пять слуг Кислорода и без труда справились с друзьями. И сгорели Ацетилены. Остались от них лишь два мокрых места. Да в далекой огромной Атмосфере до сих пор летают четыре призрака углекислого газа.



4.Сказка про воду

Автор: Сергей Бардин

  В удивительном царстве-государстве Химии жила-была принцесса Вода. Она была фея, а феей она была потому, что обладала волшебными свойствами.Знала Вода много тайн и секретов. Однажды отец король Опытус-III решил выдать свою дочь Воду замуж. И приехало в химическое государство множество женихов. Собрались бороться за сердце принцессы барон ОгниусТемпературус, рыцарь ордена Металлистов Железиусферрумус, колдун КислотусАгрессивус, султан Минерал Маслан-Паша, а также скромный принц северного государства ВайсМорозиус. Каждый из них должен был очаровать, завоевать и покорить принцессу.
 Первым приступил к испытанию ОгниусТемпературус. Но из этого ни чего не вышло. Вода превратилась в легкую дымку и ускользнула от него.
 Потом попытал своё счастье ЖелезиусФеррумус. Но и он потерпел поражение.

Пока он читал поэмы и оды принцессе, его латы окислились, покрылись ржавчиной и стали некрасивыми. Рыцарь поспешил удалиться.
 Султан Минерал Маслан-Паша устроил самое красивое и грандиозное шоу. Он пытался окружить Воду вниманием и великолепием радужных разводов, но её сердце осталось к нему ранодушным. Султан понял, что их миры слишком разные. Они не смогут никогда соединиться. Колдун Кислотус Агрессивус решил околдовать принцессу и изменить структуру воды, но вышел огромный скандал.

Вода скипела, обрушив свой гнев на колдуна. Принцесса сказала, что они никогда не смогут жить в мире и согласии. Вода ещё долго кипела и гневалась, но тут появился холодный и рассудительный принц ВайсМорозиус. В тихой беседе он её успокоил и охладил её гнев. Принц не пытался изменить саму Воду, но он смог изменить её состояние. С тех пор Вода и принц Страны Холода живут вместе.

Принцесса Вода изменяет своё состояние, если хочет угодить мужу, но продолжает оставаться своенравной и неуступчивой. А рассудительный принц знает, что давить на жену бесполезно. Она будет неуловима и по-прежнему волшебна. Её можно покорить только не меняя её внутреннюю натуру



5.Жил-был кислород

Жил-был O2. Он любил участвовать в любых химических реакциях, так как с детства он очень любил химию. Его любимой учительницей была Ольга Юрьевна. Ведь это она научила его реагировать с другими веществами!

Но Ломоносов научился собирать его собратьев в пробирки двумя способами: методом вытеснения воды и методом вытеснения воздуха!

Потом Ольга Юрьевна стала учить теме «Кислород» своих учеников.

И кислород до сих пор остаётся самым нужным газом для человека! И хочется сказать спасибо Ольге Юрьевне, спасибо от самого кислорода!! Ведь без кислорода не было бы воздуха, а без воздуха не было бы человека... Так что кислород - это самый нужный друг!

Ольга Юрьевна научила детей этой теме, и они многое поняли. Ученики выросли, выросли и их знания.


6.Сказка про литий

(Автор: Коршунова Ольга Владимировна)

Жил-был Литий(Li). Надоело ему сидеть на одном месте, вот он и покатился по белу свету - вещества посмотреть и себя показать. Катится –катится Литий, а навстречу ему Соляная кислота (НCl):

- Литий, я тебя съем!

- Не съешь, зубки об меня обломаешь, и ничего у тебя не получится.

Сказал это и покатился дальше. Катится и песенку поет:

- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец!

А навстречу ему Щелочь.

- Я тебя съем! - говорит Щелочь.

- Да ты что? Своих не узнаешь? Я от Кислоты ушел, а уж тебе-то где? - и

покатился дальше, только его и видели. Катится и песенку поет:

- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец! Я от Щелочи ушел и от Кислоты ушел!

Катится - катится Литий, а навстречу ему Соль.

-Литий, Литий, я тебя съем!

-Да где тебе: ты и с простыми металлами не со всеми взаимодействуешь, все условий подходящих ждешь, а я - щелочной, не про тебя! - и покатился Литий дальше, только его и видели. Катится и песенку поет:

- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец! Я от Щелочи ушел и от Кислоты ушел! И от Соли я ушёл!

А тут Кислород на тропинке стоит и говорит:

- Хороша песенка! Подойди поближе, спой погромче!

Только Литий запел свою песенку, а Кислород его - ам! - и съел!

И стал Литий Оксидом лития.

Задание: Составьте уравнение химической реакции, встречающееся в тексте, уравняйте его методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель.

7.Сказка о двуличном Алюминии

    Жил да был на свете хитрец-наглец по имени Алюминий. Его владения находились между двумя могущественными королевствами. Одним королевством правил молодой жизнерадостный король Натрий. Все в его королевстве было голубым: чистое голубое небо, глубокие прозрачные голубые озера и реки, голубые цветы благоухали на голубых полях. И жили в королевстве голубоглазые веселые и добрые люди. Работалось и жилось в королевстве легко, свободно, радостно. А это вызывало сильную зависть у правительницы другого королевства – Серы. Она вся пожелтела от зависти и злобы, порой даже начинала плавиться от внутреннего жара или гореть лиловым пламенем. Наконец ее терпение лопнуло после одного пышного празднества, устроенного Натрием в честь рождения сына, и Сера объявила войну Натрию.

    Натрий, никогда и никому не желавший зла, по характеру мягкий, как воск, хоть ножом его режь, не был готов к войне. Он обратился к Алюминию: «Помоги, ведь мы с тобой из одного семейства – металлов». Алюминий согласился, но решил устроить так, чтобы оба войска перебили друг друга и он завладел бы и тем, и другим королевством.

    И грянул бой (демонстрация реакции нейтрализации). Войска Натрия и Серы сражались, не жалея сил, выделяя огромное количество теплоты. А Алюминий со своим войском все выгадывал удобную позицию: если побеждало войско Натрия, он стремился быть в его гуще, если одерживало верх войско Серы, он перекидывался на его сторону. Наконец и Натрий, и Сера поняли хитрость и двойственность замыслов Алюминия. Оба послали самых сильных воинов с приказом уничтожить негодяя и предателя.

    Алюминий увидел, что с двух сторон к нему стремительно приближаются два всадника. Вскоре два копья с силой вонзились в его безвольное тело.

Сказка – ложь, да в ней намек,

Элементам всем урок.

Коль металл ты – не стесняйся,

В бой с кислотами бросайся.

Пусть погибнешь ты в бою –

Славу я тебе пою!

Быть опасно амфотерным,

Лучше быть семейству верным,

А не то, как Алюминий,

Ты в бою бесславно сгинешь.

8.Сказка о прекрасной любви принца Аргентумак Хлориде

(Автор Г.И.Жур)

   У великого самодержца царя Серебро был единственный сын – сереброкудрый принц Аргентум. Юноша много путешествовал, и вот настала ему пора жениться.

   С детства он был обручен со своенравной, спесивой, злой по характеру, едкой Нитриной. Многие металлы поплатились жизнью за попытку спорить с ней.

   Аргентум не любил Нитрину. Когда ему приходилось оставаться с ней наедине, он сразу же находил повод как-нибудь от нее отделаться, вспомнив вдруг, что у него есть очень срочное дело (нитрат серебра растворим в воде, полностью диссоциирует на ионы).

   И вот однажды на веселом шумном балу Аргентум увидел Хлориду. Она была так легка, нежна, полувоздушна, так упоенно и грациозно танцевала, что Аргентум сразу в нее влюбился (соляная кислота – раствор хлороводорода, прозрачная, летучая жидкость). Аргентум упросил своего друга Калия познакомить его с прекрасной незнакомкой. Калий согласился познакомить их во время танцев. Объявили вальс. Нитрина вцепилась в руку Аргентума, он вынужден был идти с нею в паре. Калий пригласил Хлориду. И вот раздались долгожданные слова: «Дамы меняют кавалеров». Нежная хрупкая ладошка Хлориды легла на ладонь Аргентума. Он почувствовал необычайное волнение – ведь между ними возникла очень прочная ионная связь. Аргентум обнял свою любимую и никогда больше с ней не расставался.


9.Химическая сказка "Хлорид натрия"

В некотором царстве в некотором государстве жили-были две семьи. Одно семейство звалось «Щелочные металлы», а другое – «Галогены». Эти семейства не дружили и даже, можно сказать, воевали. Отчего пошел тот спор, уже никто и не вспомнит, верно только, что одно семейство осуждало другое по образу жизни.

В царстве том был строгий указ Царя: «Каждый может иметь столько богатства, т.е. электронов, каков номер его дома». А вот про то, как распоряжаться законным добром, в указе ничего не говорилось. Поэтому Щелочные металлы (в силу своей щедрости) отдавали электроны (кто 1, кто 2) и звались восстановителями, а Галогены были скупы и агрессивны, даже были случаи, когда они нападали на тех, кто послабее, и грабили их. Поэтому прозвали их окислители-грабители.

Случилась эта история на Третьей периодической улице, когда повстречались Na (Натрий) и CI(Хлорина). Очень они понравились друг другу. Но принадлежали они враждующим семействам, поэтому решили встречаться тайно.

Натрий жил в доме под номером 11и мечтал подарить свой электрон Хлорине. Он былдостойным женихом: серебристо-белый, с блеском, по характеру мягкий и очень ранимый, легкоплавкий и легкий, Но о дружбе узнали их семейства. Na заперли в сейфе, в банке под керосином, а Сl запаяли в сосуд и наклеили «ЯД!».

Она затосковала, стала желто- зеленого цвета.

Щелочные металлы и Галогены думали тем самым вылечить их от влюбленности, но влюбленным становилось все хуже. Натрий плавился и терял блеск, а Хлорина под давлением превратилась в жидкость и это при

нормальной температуре. Ничего не оставалось родственникам, как встретиться на амфотерной территории (линия от Бора до Астата) и начать переговоры.


      Забыли старые обиды и решили: быть свадьбе. Натрий подарил свой электрон Хлорине и стал катионом, а Хлорина взяла его электрон и превратилась в анион. Связь между ними стала называться ионной, а союз между Натрием и Хлориной люди назвали поваренной солью. Много полезного они стали делать совместно: так в крови создают необходимые условия для существования красных кровяных телец (эритроцитов), и даже в названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Усолье-Сибирское, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург, Марсель (морская соль).

Задание: Составьте уравнение химической реакции образования хлорида натрия, Уравняйте его методом электронного баланса.

10.Химическая сказка «Близнецы- братья»

(Автор: Коршунова О.В.)



В тридевятом царстве, в тридевятом государстве под названием Химия в стране оксидов жили два брата. Это оксид серы 4 – SO2 оксид серы 6 –SO3.

Они были похожи друг на друга, только оксид серы 6 на один атом кислорода был больше. Гуляли они однажды и встретили двух сестёр. Они были близняшками. Звали их вода-H2O. Долго они гуляли вместе и встречались. Решили два брата предложить руку и сердце. Сестрицы согласились. И после их взаимодействия образовались кислоты:

S02 +Н2О=H2 SO3 -cepнucmaякислота S03+H20=H2S04-cepнаякислота. Серная кислота была очень злая, и она стала главной в царстве кислот. Она не могла прикоснуться ни к матери, ни к отцу. Так как к чему бы она не прикасалась, всё сгорало. Сернистая же кислота была доброй. Любила своих маму и папу. Вот так при взаимодействии оксидов с водой образовались новые вещества-кислоты.

11.Сказка о двух братьях

Жили - были два брата - Кислород и Озон. Поспорили они как - то, кто из них важнее. Один говорит «Я важнее, я озоновый слой в атмосфере образую, без меня убило бы солнце своими могучими лучами всё живое». А кислород отвечает «Ты братец, не прав, я важнее. Без меня человек ни дышать не сможет, ни костёр разжечь, ни пищу приготовить». Спорили они спорили -никак не могли договориться. «Давай,- говорит,- спросим у кого-нибудь ». Встретили по дороге ветер. Ветер везде летал, мудрый был. Он и говорит «Зря вы, братцы, спорите. Важнее тот, кто больше всего друзей имеет». Тут кислород разгорячился и давай чудеса показывать. Соединился сначала с Водородом - попей Ветер водички. Соединился с Азотом - газ пошёл, да весёлый такой. Соединился с Углеродом - водичка газированная стала. Да - говорит Озон - Видимо ты важнее.



12.Сочинение «Серна кислота».

"...Серная кислота не знала о том, что существуют зеркала, а ей очень хотелось узнать, как она выглядит, поэтому попросила художника написать свой портрет.

Художник трудился очень долго и сделал два портрета:

hello_html_m1f3ef460.png

Увидев свои портреты, Серная кислота подумала: "А ведь и правда, я красивая!"

Демидова Юля, IX класс

За свои окислительные свойства Серная кислота предстает злодейкой перед другой ученицей.

"...Первой ее жертвой стал некто Сахар, он же агент С,2Н22О11, из соседнего города Органики. Обуглившиеся останки его были найдены в канаве за городом.

Другой жертвой Серной кислоты оказалась бедная женщина из города Неорганики Вода (НгО). Она подверглась ужасным пыткам, которые сопровождались большим выделением теплоты. При этом H2SO4 от злости брызгалась во все стороны.

Одной жертве удалось спастись, это был Свинец, он же Плюмбум РЬ. Когда тяжелая жидкость пыталась его утопить, то ей помешала собака Пленка, или просто РЬS04, которая, защищая хозяина, встала между нам и нападавшей..."

Скорик Ирина, IX класс

13. «Азотную кислоту в старости».

"...Это была бесцветная, слегка буреющая жидкость. От старости она дымилась и уже давно не помнила, сколько ей лет. Над кроватью ее висела старая, пожелтевшая фотография. Судя по снимку, в молодости Азотная кислота была очень красивой и имела здоровый желтоватый цвет лица. Каждый, кто навещал старушку, поражался резкому, раздражающему запаху в комнате, а также бурому оттенку потолка (хотя недавно потолок был чисто выбелен соседями). Печку бабушка никогда не топила и электричество не зажигала, так как не переносила жару и яркий свет:

hν(t)

4HNO3 →4NO2↑ + 2H2O + O2↑ …."


14. «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

Однажды обнаружили, что из «дома таблицы Менделеева» исчез один элемент. Дворник, наводивший порядок, рано утром заметил следы на песке (большие, блестящие капли тяжелой жидкости), о чем незамедлительно сообщил следователю. Следователь вызвал на беседу ближайших соседей для взятий показаний.

Магний:

-Я сосед по периоду. Ночью просыпаюсь и слышу: в квартире справа шум, возня, крики! Я прислушался, но ничего не мы понять. Следователь спросил:

-Вы не поспешили на помощь?

-Что вы? Как можно? Там было жарко, а я легко воспламеняюсь и горю ослепительным пламенем, - ответил Магний.

Галлий:

-И я слышал шум в квартире этажом выше. Схватка, видимо, была горячая! Но я тоже не выношу таких условий. Ведь я легко плавлюсь. Уже при температуре 28 градусов. Я превращаюсь в жидкость, которая легко переохлаждается.

Бор:

- Ой, что я знаю, что я видел! Значит так. Просыпаюсь среди ночи, слышу шум, удары. Мне показалось, что земля ходуном ходит. Я элемент любопытный. С моим соседом образую массу соединений неопределенного состава. Любопытно стало мне, проделал дыру и заглянул вниз. Что я увидел? Квартира сплошь выложена клетками из драгоценных камней: сапфиров, рубинов, корундов. Зрелище изумительное!



Вопрос: Что мы знаем? Преступник оставляет после себя капли тяжелой жидкости. О похищенном неизвестно ничего, кроме того, что в квартире много драгоценных камней. Зато известны соседи. Сосед слева – это магний), сосед справа – это (кремний). Сосед снизу – это (галлий). Сосед сверху- это (бор). Кто же похититель? Кого похитили?
























ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Многоликий углерод».

Предмет: Химия

Тема программы: Неметаллы

Класс: 9

Для проведения занятия необходимо 2 спаренных урока по 40 минут.

Цели урока:

Обучающие: овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками, закрепить ранее полученные знания.

Развивающие: развивать мышление, формировать способность к самостоятельному суждению, видению взаимосвязи и различий в событиях и явлениях, уметь работать в команде и высказывать свою точку зрения, грамотно работать с информацией.

Воспитательные: формировать Я – концепцию (я умею, я могу, я хочу).

ТСО, наглядные пособия, лабораторное оборудование, реактивы: мультимедийный проектор, экран, слайды «Кристаллические решетки», на общем столе: модели кристаллических решеток алмаза и графита, нож для резки стекла, коллекция «Шкала твердости», на столе учащихся: лоток с реактивами и лабораторным оборудованием (штатив для пробирок, пробирки, соляная кислота, мел, уголь, раствор синьки, известковая вода, лакмус, прибор для получения газа, лабораторный штатив).


Оформление доски:

«Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека – не стараться светить, а стараться очищать себя».


Л.Н.Толстой.


Этапы проведения урока:

1.Организационный момент:


  • инструктаж по технике безопасности при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием;

  • формирование групп.


2.Изучение новой темы:


  • общая характеристика элементов подгруппы углерода по положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

  • строение атома углерода;

  • повторение изученных ранее понятий: аллотропия, кристаллическая решетка;

  • сказочное повествование о свойствах углерода и его соединений.


3.Закрепление изученного материала по отрывкам художественных произведений и сказке;


4.Заключительный этап (рефлексия).


1.Организационный момент.


Начинаем урок с инструкции по технике безопасности при работе в кабинете химии, так как учащимся придется выполнять практическую часть урока самостоятельно, но под наблюдением учителя.

Формируем группы по желанию учащихся, однако учитель может рекомендовать в состав групп учащихся с разными возможностями и способностями.


2.Изучение новой темы.


Каждой группе предлагается самостоятельно выполнить работу по общей характеристике элементов подгруппы углерода по заранее приготовленному плану:

  1. положение атома углерода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

  2. строение атома и его валентные возможности, с составлением электронной формулы и графической схемы;

  3. заполнение ряда окислительно – восстановительных возможностей атома углерода (выделить характерные степени окисления).

Пример:

-4____-3____-2____-1____о___+1___+2____+3____+4


На экран проецируются правильные ответы на поставленные вопросы, учащиеся проводят проверку и совместно с учителем анализируют результаты работы (по желанию учитель может оценить знания по повторению пройденного материала, так как учащиеся владеют технологией работы с периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева).

Учитель осуществляет понятийный контроль: аллотропия и аллотропные модификации, кристаллическая решетка.


На экране показаны кристаллические решетки алмаза, графита и карбина, на общем столе демонстрируются модели кристаллических решеток аллотропных модификаций углерода (алмаз и графит).

Обсуждение проходит в виде беседы.

Вопросы учителя:

1. Можно ли назвать алмаз, графит, карбин « родными братьями»?

2. Чем отличаются структуры алмаза и графита?

3. Какой тип кристаллической решетки им характерен?

4. Спрогнозируйте возможные физические свойства алмаза и графита по строению кристаллической решетки.

Затем переходим к основному действию, читаем сказку.

Химическом царстве, в элементном государстве жил – был граф Углерод.

( в блок схеме записываем химический знак углерода, рассматриваем структуру древесного угля, отмечаем цвет, физические составляющие…).

В государстве с Углеродом считались, так как он находился в родстве со всей живой природой. (Почему?). По характеру граф был мягким и добродушным. Такое качество привлекало, и поэтому у него было много друзей, готовых пользоваться его услугами. Он часто проводил время в конструкторском бюро, захаживал в школу, бывал на заводе, любил проводить опыты с электричеством.

Часто Углероду приходилось очищать других от примеси, ядовитых веществ, чем он несказанно гордился.

(учащиеся проводят по карте – схеме простой опыт: «Исчезновение окраски раствора синьки» (оборудование и реактивы: штатив, пробирка, раствор синьки, уголь).

Новое понятие: адсорбция. Беседа с учащимися о важности свойств углерода и применение его в методе очистки веществ.


Углерод не любил спорить, но если это случалось, и его доводили « до белого каления» и оказывали сильное давление, то он становился вовсе не похожим на прежнего графа. Углерод белел от гнева, да так, что светился всеми цветами радуги, твердо стоял на своем: резал, сверлил, бурил, шлифовал, изготавливал тончайшие нити, которые никто, кроме него не мог сделать.

(демонстрация ножа для резки стекла и коллекции «Шкала твердости»).


Самостоятельная работа с текстом прочитанной части сказки и составление таблицы по свойствам алмаза и графита.




Графит



Алмаз

мягкий

твердый

непрозрачный

прозрачный

серый

бесцветный

электропроводный

неэлектропроводный


Схема перехода из одного аллотропного состояния в другое:

1300-1600 С, 450-800 Па АЛМАЗ

ГРАФИТ 1800 С


Задание: сверьте, уточните и озвучьте результаты прогноза и ваши табличные данные о свойствах алмаза и графита с заготовленной версией (таблица прилагается).

На экране историческая справка:

  • в России первый алмаз был найден на Урале в 1829г. В 1956г. алмазы были открыты в Якутии;

  • Самый крупный алмаз – Кулиннен, найденный в1905г. в Африке, весил 3024,75 карата;

  • 1 карат составляет 0,2г.

Углерод был общительным, гостеприимным, но не любил дарить подарки, да и сам их не часто принимал.

На экран проецируются уравнения химических реакций по свойствам углерода:

С + 2Н2 = СН4; 2С + Са = СаС2; С + 2СиО = 2Си + СО2 ; 3С + 4Аl = Аl4C3;

С + О2 = СО2 ; 2 С + О2 = 2 СО ;

Задание:

1. Выберите свойства графа Углерода по окислительно – восстановительным способностям в таблицу, проставив степень окисления.

Назовите продукты реакции.

2. Почему Углерод, будучи общительным и гостеприимным не любил дарить подарки и сам их не часто получал?


Было у графа Углерода два сына, один - старший, тяжелый « на подъем», и младший - легче воздуха.Так и различал их граф. Ведь по цвету не различить, по запаху тоже. Настораживало отца, что младший не хотел мыться, а также страшно любил соединяться с гемоглобином крови, а это было смертельно опасно.

Радовало графа одно, что его младшенький, как и сам Углерод, мог восстанавливать металлы из их оксидов, не боялся гореть в кислороде голубоватым пламенем, зато не умел тушить пожары, как это ловко делал его старший брат.


С + СиО = Си + СО 2СО + О2 = 2СО2 + Q

Задание: используя текст сказки определите свое отношение к “братьям”, защитите свою позицию.


Замолвим слово о старшем сыне, Углекислом газе. У него было много друзей. Сколько полезных веществ увидел «свет», благодаря их творческому союзу: соли – карбонаты, гидрокарбонаты, природные минералы и горные породы.


СО 2+ 2 NаОН = Nа 2С О 3+ Н2 О

СО2 + NаОН = Nа Н С О3

СО2 + СаО = СаСО3

Только известковая вода недолюбливала Углекислый газ, завидев его, она тот - час же мутнела.

Задание:


1.Допишите уравнение реакции: СО2 + Са (ОН)2 = СаСО3 + Н2 О

2. Проведите эксперимент, доказывающий слова из сказки.

( оборудование и реактивы: прибор для получения газа, штатив, пробирка, мел, соляная кислота, известковая вода).

Известковая вода не только мутнела при виде Углекислого газа, она готова была поглотить его, и изничтожить, превратить в продукт переработки.

Знаете ли вы, что:

  • гидроксид кальция был применен в кислородных аппаратах закрытого типа, которые использовали альпинисты в Гималайском высокогорье;

  • изолирующие противогазы пожарных, шахтеров, военных также обязательно должны иметь поглотитель для отработанных продуктов дыхания.

Как-то раз Граф Углерод со своими детьми поехал на бал, себя показать и судьбу детей устроить. Его с почтением встречали основные оксиды, основания, металлы, водород. Особенно ему приглянулась Вода, в своем ослепительно белом наряде.

Для графа она была слишком молода, и тогда он решил познакомить красавицу со своими сыновьями. Угарный газ остался равнодушным, а вот Углекислому газу принцесса приглянулась. Он покорил сердце красавицы. И был пир, я там был, и свадьба состоялась.

Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается, однако вскоре граф Углерод стал дедушкой.

СО2 + Н2 О = Н2СО 3.

Родилось дитя слабое, бессильное. Окропили ребенка святой водой с фиолетовым лакмусом и все сразу поняли, что родилась девочка. Ей дали имя Кислота, с фамилией Угольная.


Лабораторный опыт: «Получение угольной кислоты».

Оборудование и реактивы: прибор для получения газа, пробирка, мел, соляная кислота, лакмус нейтральный.

Вывод.

Унаследовала внучка от своего деда не только фамилию, но и радость к жизни. Ее часто приглашали в гости, и от общения с ней получали удовольствие. Иногда ей это не нравилось, и тогда она сердилась и пускала пузыри.

Н2 С О3= СО2+ Н2О

Задание: обсудите свойства кислоты и защитите свою точку зрения.

У Кислоты были искренние друзья, с которыми она проявляла все свои способности.

(На экране проецируется первая половина уравнений реакций химических свойств угольной кислоты).

Задание: допишите уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты.

(После окончания работы проверяем результаты).


Н2 С О3 + Мg = МgС О3 + Н2О

Н2 С О3 + 2К О Н = К С О3 + 2Н2О


Н2 С О3 + К О Н = К Н С О3 + Н2О

Н2 С О3 + СаО = СаСО3 + Н2О

Продукты их совместной работы были так похожи, что проверить их генетическую принадлежность не составляло большого труда.

Экспериментальная работа: « Качественная реакция на карбонат – ион».

Оборудование и реактивы: штатив, пробирки, растворы солей: карбонат натрия, гидрокарбонат натрия, хлорид натрия, хлорид алюминия, соли кристаллические: сода, сода пищевая, мел, соляная кислота.


Ход работы.

1.Пользуясь предложенными реактивами, определите, в какой из трех пробирок находится соль угольной кислоты. Ответ мотивируйте уравнениями реакций.

2.Докажите опытным путем, что предложенные кристаллические вещества являются солями угольной кислоты. Определите признак.


3.Закрепление изученного материала.

* по тексту художественного произведения:

- Отрывок из книги И.Ефремова «Лезвие бритвы»:

« Южная Африка. Здесь находятся крупные залежи алмазов. Здесь выпучиваются земные недра, залегающие под гранитной корой, тяжелые, рассланцованные давлением породы. Оттуда сквозь трещины пробиваются под высоким давлением струи раскаленного и сжатого газа, несущие драгоценные алмазы».

Вопрос: о каком процессе идет речь в отрывке из книги?

- Эпизод из романа Г.Р.Хаггарда «Клеопатра»:

«…она вынула из уха одну из трех огромных жемчужин…и…опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли».

Вопрос: Как сильно пострадала героиня романа?

- Отрывок из сказки «Мороз Иванович»:

«Между тем Рукодельница ворожится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков, да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».

Вопрос учащимся: какие методы очистки использует Рукодельница?

Действующие лица и исполнители: составление опорной схемы по теме: «Многоликий углерод». Задание может быть предложено в качестве домашней подготовки.

4.Заключительный этап (рефлексия).

На экране вновь проецируется эпиграф нашего урока.

* Как вы понимаете первую фразу эпиграфа – каждый человек алмаз?

*Как вам видится, что делает наше общество, чтобы поставить человека на такую высоту?

*В чем вы видите причинно-следственную связь между концепцией: я умею, я могу, я хочу и высказыванием Л.Н.Толстого « дело человека – не стараться светить, а стараться очищать себя»?

Аналитическая беседа с учащимися заканчивается обсуждением урока, что понравилось и какие слабые стороны обнаружены в ходе урока.

Выставление оценок за теоретическую и практическую часть урока по пятибальной системе.



методическое пособие "Использование сказок для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"
  • Химия
Описание:

Методическое пособие

"Использование сказок для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии".

Пояснительная записка.

   Данное пособие адресовано учителям, стремящимся  сделать урок интересным и увлекательным для учащихся и которые используют в своей работе для активизации познавательной деятельности не только демонстрационные занимательные химические опыты, но и определенные литературные приемы, а именно сказки, сочинения.

  На уроках химии можно применять сказки , которые вначале зачитываются готовыми  , а затем учитель предлагает детям  сочинить сказки по определенной теме. Все это повышает уровень познавательной активности учащихся и при этом развивает творческие способности.

Цель работы: развитие мотивационной деятельности учащихся и независимого стиля их мышления, а также познавательного  интереса к получению знаний , формирование интереса к предмету химии через использование сказок , как  составляющей в  активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Задачи:

1.      Повышение мотивации к обучению и познавательной активности учащихся.

2.      Развитие воображения, усиление интереса к учению, мобилизация внимания.

3.      Формирование навыков самоорганизации, восприятия и анализа информации. Химия как школьная дисциплина способствует формированию материалистического мировоззрения учащихся. Она является одной из главных естественных наук. Химия расширяет познания учащихся об окружающем мире, объясняя многие закономерности протекания естественных процессов в природе.

4.      Профессиональное самоопределение учащихся, ориентация на сознательный выбор учеником дальнейшего рода деятельности, а именно предмета – химия.

   В данном пособии собраны сказки,  написанные детьми, которые учитель может использовать на уроке и во внеурочной деятельности .Также прилагается методическая разработка урока – сказка по химии по теме «Углерод».

   В качестве творческого задания учащиеся сочиняют сказки о том или ином химическом элементе, простом или сложном веществе, на основании теоретического материала. Выполняя разнообразные задания, учащиеся активно включаются в учебный процесс. Они приобретают умения самостоятельно мыслить, устанавливать взаимосвязи между изучаемыми понятиями. Использование сказок на уроке химии обеспечивает  новое качество знаний, формирует  результативность мыслительной работы, позволяет раскрыть природную суть предметов и явлений, с использованием  художественных образов, формирует  позитивную личность.    Хочется отметить, что такая форма внеклассной ра­боты помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, а также способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творчес­кие способности, фантазию.

 

 

 

 

 

 

 

1.Сказка о сере

                  Жила-была красавица Сера.  Все ее любили, потому что она была такая  хрупкая, желтенькая, ну просто загляденье. Сера обожала ходить в бассейн. А как она плавала, класс! И воды не боялась, а почему бы ей воды бояться? Ведь она не растворима в воде. Зато терпеть не могла сероуглерод и анилин. Всегда ругалась с ними, чтобы они к ней близко не подходили.

                   И вот однажды в жаркий день повстречала Сера  Водород и влюбилась!!! Да так  влюбилась, что жить без него не может. И Водороду она понравилась. Решили они пожениться. Но вздумалось Сере перед свадьбой сходить на кладбище к своей маме (серосодержащему органическому веществу). Идет по кладбищу, ищет могилу матери. Но что это за запах! Такой неприятный, жуткий. Дышать невозможно. И вдруг вспомнила, что мать ей перед смертью наказывала не выходить замуж за водород, так как родится у них ребенок, имя которого – Сероводород. Будет он бесцветный и такой же, как водород, - газ. Но любить его никто не будет. Все будут сторониться его.

                  Расплакалась Сера. Не может выдержать она этого. Так и осталась Сера одна и всю жизнь любила лишь одного водорода.

 

2.Этиленчики

                 Жили-были маленькие Этиленчики (СН2 = СН2). Летали они в воздухе и никого не трогали. Но они были слабые и беззащитные, и  почти каждый мог обидеть их и разрушить. Подлетит, бывало, Бром к Этиленчику  и сделает из него 1,2-дибромэтан:

СН2 = СН2 + Br2  → СН2 Br ─ СН2Br

               Такая же картина и с Галогеноводородами. Пристанет к Этиленчику какой-нибудь хлороводород и сделает из него Хлорэтан.

СН2 = СН2 + НBr → СН3 ─ СН2Br

Даже маленький Водород и тот обижал Этиленчиков.

СН2 = СН2 + Н2  → СН3 ─ СН3

А уж если кислород привяжется, то это уже все. Сгорят Этиленчики дотла, и даже следов не останется.

         СН2 = СН2 + 3О2  → 2СО2  + 2Н2О

И стали думать Этиленчики,  как им жить дальше. Куда ни глянь, всюду опасность  подстерегает. Решили Этиленчики пойти к старому дедушке Катализатору. Он был старый и мудрый и всегда  всем помогал  советом. Пришли к нему Этиленчики и спросили, как им жить дальше. Рассказал он им,  как обезопасить свою жизнь.  Послушав его совет, Этиленчики дружно взялись  за  руки и получилась из них большая цепь. При этом образовали они сильный и прочный Полиэтилен:

n СН2 = СН2 +  n (─СН2 ─ СН2 ─)

И с тех пор никто больше не мог пристать к ним  или обидеть.

             Стали они жить-поживать и добра наживать.

 

 

3.Сказка по мотивам химической реакции

2 С2Н 2 + 5О2  → 4 СО2  + 2Н2О

3.1.Грустный сказ про Ацетилен

           В некотором царстве, в некотором государстве жил когда-то Ацетилен. И был огромной силы,  так как обесцвечивал даже местного силача Перманганата Калия  в прошлом состязании.

           Но предупреждали его еще родители – Карбид Кальция и Вода, чтобы не ходил никогда в дом Кислорода, не то сгорит он в  кислороде, и даже копоти от него не останется.

           Но упрямый был Ацетилен и во всем надеялся на свою силу. Очень захотелось ему узнать, что в доме в том находится. И пошел Ацетилен. Но он не дошел, потому что подумал о своей безопасности. И послал он гонца за своим любимым другом (которого тоже звали Ацетилен). Вместе с другом пошли они вместе в загадочный дом, да на свою беду. Именно двое их и нужно было для свершения пророчества. Выскочили пять слуг Кислорода и без труда справились с друзьями. И сгорели Ацетилены. Остались от них лишь два мокрых места. Да в далекой огромной Атмосфере до сих пор летают четыре призрака углекислого газа.

 

4.Сказка про воду Автор: Сергей Бардин

  В удивительном царстве-государстве Химии жила-была принцесса Вода. Она была фея, а феей она была потому, что обладала волшебными свойствами.Знала Вода много тайн и секретов. Однажды отец король Опытус-III решил выдать свою дочь Воду замуж. И приехало в химическое государство множество женихов. Собрались бороться за сердце принцессы барон ОгниусТемпературус, рыцарь ордена Металлистов Железиусферрумус, колдун КислотусАгрессивус, султан Минерал Маслан-Паша, а также скромный принц северного государства ВайсМорозиус. Каждый из них должен был очаровать, завоевать и покорить принцессу.
 Первым приступил к испытанию ОгниусТемпературус. Но из этого ни чего не вышло. Вода превратилась в легкую дымку и ускользнула от него.
 Потом попытал своё счастье ЖелезиусФеррумус. Но и он потерпел поражение.

Пока он читал поэмы и оды принцессе, его латы окислились, покрылись ржавчиной и стали некрасивыми. Рыцарь поспешил удалиться.
 Султан Минерал Маслан-Паша устроил самое красивое и грандиозное шоу. Он пытался окружить Воду вниманием и великолепием радужных разводов, но её сердце осталось к нему ранодушным. Султан понял, что их миры слишком разные. Они не смогут никогда соединиться. Колдун Кислотус Агрессивус решил околдовать принцессу и изменить структуру воды, но вышел огромный скандал.

Вода скипела, обрушив свой гнев на колдуна. Принцесса сказала, что они никогда не смогут жить в мире и согласии. Вода ещё долго кипела и гневалась, но тут появился холодный и рассудительный принц ВайсМорозиус. В тихой беседе он её успокоил и охладил её гнев. Принц не пытался изменить саму Воду, но он смог изменить её состояние. С тех пор Вода и принц Страны Холода живут вместе.

Принцесса Вода изменяет своё состояние, если хочет угодить мужу, но продолжает оставаться своенравной и неуступчивой. А рассудительный принц знает, что давить на жену бесполезно. Она будет неуловима и по-прежнему волшебна. Её можно покорить только не меняя её внутреннюю натуру

 

 

5.Жил-был кислород

Жил-был O2. Он любил участвовать в любых химических реакциях, так как с детства он очень любил химию. Его любимой учительницей была Ольга Юрьевна. Ведь это она научила его реагировать с другими веществами!

Но Ломоносов научился собирать его собратьев в пробирки двумя способами: методом вытеснения воды и методом вытеснения воздуха!

Потом Ольга Юрьевна стала учить теме «Кислород» своих учеников.

И кислород до сих пор остаётся самым нужным газом для человека! И хочется сказать спасибо Ольге Юрьевне, спасибо от самого кислорода!! Ведь без кислорода не было бы воздуха, а без воздуха не было бы человека... Так что кислород - это самый нужный друг!

Ольга Юрьевна научила детей этой теме, и они многое поняли. Ученики выросли, выросли и их знания.

 

6.Сказка про литий

(Автор: Коршунова Ольга Владимировна)

Жил-был Литий(Li). Надоело ему сидеть на одном месте, вот он и покатился по белу свету - вещества посмотреть и себя показать. Катится –катится Литий, а навстречу ему Соляная кислота (НCl):

- Литий, я тебя съем!

- Не съешь, зубки об меня обломаешь, и ничего у тебя не получится.

Сказал это и покатился дальше. Катится и песенку поет:

- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец!

А навстречу ему Щелочь.

- Я тебя съем! - говорит Щелочь.

- Да ты что? Своих не узнаешь? Я от Кислоты ушел, а уж тебе-то где? - и

покатился дальше, только его и видели. Катится и песенку поет:

- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец! Я от Щелочи ушел и от Кислоты ушел!

Катится - катится Литий, а навстречу ему Соль.

-Литий, Литий, я тебя съем!

-Да где тебе: ты и с простыми металлами не со всеми взаимодействуешь, все условий подходящих ждешь, а я - щелочной, не про тебя! - и покатился Литий дальше, только его и видели. Катится и песенку поет:

- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец! Я от Щелочи ушел и от Кислоты ушел! И от Соли я ушёл!

А тут Кислород на тропинке стоит и говорит:

- Хороша песенка! Подойди поближе, спой погромче!

Только Литий запел свою песенку, а Кислород его - ам! - и съел!

И стал Литий Оксидом лития.

Задание: Составьте уравнение химической реакции, встречающееся в тексте, уравняйте его методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель.

7.Сказка о двуличном Алюминии

    Жил да был на свете хитрец-наглец по имени Алюминий. Его владения находились между двумя могущественными королевствами. Одним королевством правил молодой жизнерадостный король Натрий. Все в его королевстве было голубым: чистое голубое небо, глубокие прозрачные голубые озера и реки, голубые цветы благоухали на голубых полях. И жили в королевстве голубоглазые веселые и добрые люди. Работалось и жилось в королевстве легко, свободно, радостно. А это вызывало сильную зависть у правительницы другого королевства – Серы. Она вся пожелтела от зависти и злобы, порой даже начинала плавиться от внутреннего жара или гореть лиловым пламенем. Наконец ее терпение лопнуло после одного пышного празднества, устроенного Натрием в честь рождения сына, и Сера объявила войну Натрию.

    Натрий, никогда и никому не желавший зла, по характеру мягкий, как воск, хоть ножом его режь, не был готов к войне. Он обратился к Алюминию: «Помоги, ведь мы с тобой из одного семейства – металлов». Алюминий согласился, но решил устроить так, чтобы оба войска перебили друг друга и он завладел бы и тем, и другим королевством.

    И грянул бой (демонстрация реакции нейтрализации). Войска Натрия и Серы сражались, не жалея сил, выделяя огромное количество теплоты. А Алюминий со своим войском все выгадывал удобную позицию: если побеждало войско Натрия, он стремился быть в его гуще, если одерживало верх войско Серы, он перекидывался на его сторону. Наконец и Натрий, и Сера поняли хитрость и двойственность замыслов Алюминия. Оба послали самых сильных воинов с приказом уничтожить негодяя и предателя.

    Алюминий увидел, что с двух сторон к нему стремительно приближаются два всадника. Вскоре два копья с силой вонзились в его безвольное тело.

Сказка – ложь, да в ней намек,

Элементам всем урок.

Коль металл ты – не стесняйся,

В бой с кислотами бросайся.

Пусть погибнешь ты в бою –

Славу я тебе пою!

Быть опасно амфотерным,

Лучше быть семейству верным,

А не то, как Алюминий,

Ты в бою бесславно сгинешь.

8.Сказка о прекрасной любви принца Аргентумак Хлориде

(Автор Г.И.Жур)

   У великого самодержца царя Серебро был единственный сын – сереброкудрый принц Аргентум. Юноша много путешествовал, и вот настала ему пора жениться.

   С детства он был обручен со своенравной, спесивой, злой по характеру, едкой Нитриной. Многие металлы поплатились жизнью за попытку спорить с ней.

   Аргентум не любил Нитрину. Когда ему приходилось оставаться с ней наедине, он сразу же находил повод как-нибудь от нее отделаться, вспомнив вдруг, что у него есть очень срочное дело (нитрат серебра растворим в воде, полностью диссоциирует на ионы).

   И вот однажды на веселом шумном балу Аргентум увидел Хлориду. Она была так легка, нежна, полувоздушна, так упоенно и грациозно танцевала, что Аргентум сразу в нее влюбился (соляная кислота – раствор хлороводорода, прозрачная, летучая жидкость). Аргентум упросил своего друга Калия познакомить его с прекрасной незнакомкой. Калий согласился познакомить их во время танцев. Объявили вальс. Нитрина вцепилась в руку Аргентума, он вынужден был идти с нею в паре. Калий пригласил Хлориду. И вот раздались долгожданные слова: «Дамы меняют кавалеров». Нежная хрупкая ладошка Хлориды легла на ладонь Аргентума. Он почувствовал необычайное волнение – ведь между ними возникла очень прочная ионная связь. Аргентум обнял свою любимую и никогда больше с ней не расставался.

 

9.Химическая сказка "Хлорид натрия"

    В некотором царстве в некотором государстве жили-были две семьи. Одно семейство звалось «Щелочные металлы», а другое – «Галогены». Эти семейства не дружили и даже, можно сказать, воевали. Отчего пошел тот спор, уже никто и не вспомнит, верно только, что одно семейство осуждало другое по образу жизни.

В царстве том был строгий указ Царя: «Каждый может иметь столько богатства, т.е. электронов, каков номер его дома». А вот про то, как распоряжаться законным добром, в указе ничего не говорилось. Поэтому Щелочные металлы (в силу своей щедрости) отдавали электроны (кто 1, кто 2) и звались восстановителями, а Галогены были скупы и агрессивны, даже были случаи, когда они нападали на тех, кто послабее, и грабили их. Поэтому прозвали их окислители-грабители.

Случилась эта история на Третьей периодической улице, когда повстречались Na (Натрий) и CI(Хлорина). Очень они понравились друг другу. Но принадлежали они враждующим семействам, поэтому решили встречаться тайно.

Натрий жил в доме под номером 11и мечтал подарить свой электрон Хлорине. Он былдостойным женихом: серебристо-белый, с блеском, по характеру мягкий и очень ранимый, легкоплавкий и легкий, Но о дружбе узнали их семейства. Na заперли в сейфе, в банке под керосином, а Сl запаяли в сосуд и наклеили «ЯД!».

Она затосковала, стала желто- зеленого цвета.

Щелочные металлы и Галогены думали тем самым вылечить их от влюбленности, но влюбленным становилось все хуже. Натрий плавился и терял блеск, а Хлорина под давлением превратилась в жидкость и это при

нормальной температуре. Ничего не оставалось родственникам, как встретиться на амфотерной территории (линия от Бора до Астата) и начать переговоры.

 

      Забыли старые обиды и решили: быть свадьбе. Натрий подарил свой электрон Хлорине и стал катионом, а Хлорина взяла его электрон и превратилась в анион. Связь между ними стала называться ионной, а союз между Натрием и Хлориной люди назвали поваренной солью. Много полезного они стали делать совместно: так в крови создают необходимые условия для существования красных кровяных телец (эритроцитов), и даже в названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Усолье-Сибирское, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург, Марсель (морская соль).

Задание: Составьте уравнение химической реакции образования хлорида натрия, Уравняйте его методом электронного баланса.

10.Химическая сказка  «Близнецы- братья»

(Автор: Коршунова О.В.)

 

   В тридевятом царстве, в тридевятом государстве под названием Химия в стране оксидов жили два брата. Это оксид серы 4 – SO2 оксид серы 6 –SO3.

Они были похожи друг на друга, только оксид серы 6 на один атом кислорода был больше. Гуляли они однажды и встретили двух сестёр. Они были близняшками. Звали их вода-H2O. Долго они гуляли вместе и встречались. Решили два брата предложить руку и сердце. Сестрицы согласились. И после их взаимодействия образовались кислоты:

S02 +Н2О=H2 SO3 -cepнucmaякислота S03+H20=H2S04-cepнаякислота. Серная кислота была очень злая, и она стала главной в царстве кислот. Она не могла прикоснуться ни к матери, ни к отцу. Так как к чему бы она не прикасалась, всё сгорало. Сернистая же кислота была доброй. Любила своих маму и папу. Вот так при взаимодействии оксидов с водой образовались новые вещества-кислоты.

                                      11.Сказка о двух братьях

    Жили - были два брата - Кислород и Озон. Поспорили они как - то, кто из них важнее. Один говорит «Я важнее, я озоновый слой в атмосфере образую, без меня убило бы солнце своими могучими лучами всё живое». А кислород отвечает «Ты братец, не прав, я важнее. Без меня человек ни дышать не сможет, ни костёр разжечь, ни пищу приготовить». Спорили они спорили -никак не могли договориться. «Давай,- говорит,- спросим у кого-нибудь ». Встретили по дороге ветер. Ветер везде летал, мудрый был. Он и говорит «Зря вы, братцы, спорите. Важнее тот, кто больше всего друзей имеет». Тут кислород разгорячился и давай чудеса показывать. Соединился сначала с Водородом - попей Ветер водички. Соединился с Азотом - газ пошёл, да весёлый такой. Соединился с Углеродом - водичка газированная стала. Да - говорит Озон - Видимо ты важнее.

 

12.Сочинение «Серна кислота».

"...Серная кислота не знала о том, что сущест­вуют зеркала, а ей очень хотелось узнать, как она выглядит, поэтому попросила художника написать свой портрет.

Художник трудился очень долго и сделал два портрета:

    Увидев свои портреты, Серная кислота подума­ла: "А ведь и правда, я красивая!"

Демидова Юля, IX класс

   За свои окислительные свойства Серная кислота предстает злодейкой перед другой ученицей.

"...Первой ее жертвой стал некто Сахар, он же агент С,2Н22О11, из соседнего города Органики. Обуг­лившиеся останки его были найдены в канаве за го­родом.

Другой жертвой Серной кислоты оказалась бед­ная женщина из города Неорганики — Вода (НгО). Она подверглась ужасным пыткам, которые сопро­вождались большим выделением теплоты. При этом H2SO4  от злости брызгалась во все стороны.

Одной жертве удалось спастись, это был Сви­нец, он же Плюмбум — РЬ. Когда тяжелая жидкость пыталась его утопить, то ей помешала собака Пленка, или просто РЬS04, которая, защищая хозя­ина, встала между нам и нападавшей..."

Скорик Ирина, IX класс

13. «Азотную кислоту в ста­рости».

"...Это была бесцветная, слегка буреющая жид­кость. От старости она дымилась и уже давно не помнила, сколько ей лет. Над кроватью ее висела старая, пожелтевшая фотография. Судя по сним­ку, в молодости Азотная кислота была очень краси­вой и имела здоровый желтоватый цвет лица. Каж­дый, кто навещал старушку, поражался резкому, раздражающему запаху в комнате, а также бурому оттенку потолка (хотя недавно потолок был чис­то выбелен соседями). Печку бабушка никогда не топила и электричество не зажигала, так как не переносила жару и яркий свет:

                         hν(t)

4HNO3   →4NO2↑ + 2H2O + O2↑ …."

 

14. «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

Однажды обнаружили, что из «дома таблицы Менделеева»  исчез один элемент. Дворник, наводивший порядок, рано утром заметил следы на песке (большие, блестящие капли тяжелой жидкости), о чем незамедлительно сообщил следователю. Следователь вызвал на беседу ближайших соседей для взятий показаний.

Магний:

-Я сосед по периоду. Ночью просыпаюсь и слышу: в квартире справа  шум, возня, крики! Я прислушался, но ничего не мы понять. Следователь спросил:

-Вы не поспешили на помощь?

-Что вы? Как можно? Там было жарко, а я легко воспламеняюсь и горю ослепительным пламенем, -  ответил Магний.

 Галлий:

-И я слышал шум в квартире этажом выше. Схватка, видимо, была горячая!  Но я тоже не выношу таких условий. Ведь я легко плавлюсь. Уже при температуре  28 градусов. Я превращаюсь в жидкость, которая легко переохлаждается.

Бор:

- Ой, что я знаю, что я видел! Значит так. Просыпаюсь среди ночи, слышу шум, удары. Мне показалось, что земля ходуном ходит. Я элемент любопытный. С моим соседом образую массу соединений неопределенного состава. Любопытно стало мне, проделал дыру и заглянул вниз. Что я увидел? Квартира сплошь выложена клетками из драгоценных камней:  сапфиров, рубинов, корундов.  Зрелище изумительное!

 

Вопрос: Что мы знаем? Преступник оставляет после себя капли тяжелой жидкости. О похищенном неизвестно ничего, кроме того, что в квартире много драгоценных камней. Зато  известны соседи. Сосед слева – это  магний), сосед справа – это (кремний). Сосед снизу – это (галлий). Сосед сверху- это (бор). Кто же похититель? Кого похитили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Многоликий углерод».

Предмет: Химия

Тема программы: Неметаллы

Класс: 9

Для проведения занятия необходимо 2 спаренных урока по 40 минут.

Цели урока:

Обучающие: овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками, закрепить   ранее полученные знания.

Развивающие: развивать мышление, формировать способность к самостоятельному суждению, видению взаимосвязи и различий в событиях и явлениях, уметь работать в команде и высказывать свою точку зрения, грамотно работать с информацией.

Воспитательные: формировать Я – концепцию (я умею, я могу, я хочу).

ТСО, наглядные пособия, лабораторное оборудование, реактивы: мультимедийный проектор, экран, слайды «Кристаллические решетки», на общем столе: модели кристаллических решеток алмаза и графита, нож для резки стекла, коллекция «Шкала твердости», на столе учащихся: лоток с реактивами и лабораторным оборудованием (штатив для пробирок, пробирки, соляная кислота, мел, уголь, раствор синьки, известковая вода, лакмус, прибор для получения газа, лабораторный штатив).

 

Оформление доски:

    «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека – не стараться светить, а стараться очищать себя».

 

Л.Н.Толстой.

 

Этапы проведения урока:

 1.Организационный момент:

 

·        инструктаж по технике безопасности при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием;

·        формирование групп.

 

2.Изучение новой темы:

 

·        общая характеристика элементов подгруппы углерода по положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

·        строение атома углерода;

·        повторение изученных ранее понятий: аллотропия, кристаллическая решетка;

·        сказочное повествование о свойствах углерода и его соединений.

 

3.Закрепление изученного материала по отрывкам художественных произведений и сказке;

 

     4.Заключительный этап (рефлексия).

 

1.Организационный момент.

 

Начинаем урок с инструкции по технике безопасности при работе в кабинете химии, так как учащимся придется выполнять практическую часть урока самостоятельно, но под наблюдением учителя.

Формируем группы по желанию учащихся, однако учитель может рекомендовать в состав групп учащихся с разными возможностями и способностями.

 

2.Изучение новой темы.

 

Каждой группе предлагается самостоятельно выполнить работу  по общей характеристике элементов подгруппы углерода по заранее приготовленному плану:

1.      положение атома углерода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

2.      строение атома и его валентные возможности, с составлением электронной формулы и графической схемы;

3.      заполнение  ряда   окислительно – восстановительных  возможностей атома углерода (выделить характерные степени окисления).

Пример:

-4____-3____-2____-1____о___+1___+2____+3____+4

 

На экран проецируются правильные ответы на поставленные вопросы, учащиеся проводят проверку и совместно с учителем анализируют результаты работы (по желанию учитель может оценить знания  по повторению пройденного материала, так как учащиеся владеют технологией работы с периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева).

Учитель осуществляет понятийный контроль: аллотропия и аллотропные модификации, кристаллическая решетка.

 

На экране показаны кристаллические решетки алмаза, графита и карбина, на общем столе демонстрируются модели кристаллических решеток аллотропных модификаций углерода (алмаз и графит).

Обсуждение проходит в виде беседы.

Вопросы учителя:

1. Можно ли назвать алмаз, графит, карбин « родными братьями»?

2. Чем отличаются структуры алмаза и графита?

3. Какой тип кристаллической решетки им характерен?

 4. Спрогнозируйте возможные физические  свойства алмаза и графита по строению кристаллической решетки.

Затем переходим к основному действию, читаем сказку.

Химическом царстве, в элементном государстве жил – был  граф Углерод.

( в блок схеме записываем химический знак углерода, рассматриваем структуру древесного угля, отмечаем цвет, физические составляющие…).

В государстве с Углеродом считались, так как он находился в родстве со всей живой природой. (Почему?). По характеру граф был мягким и добродушным. Такое качество привлекало, и поэтому у него было много друзей, готовых пользоваться его услугами. Он часто проводил время в конструкторском бюро, захаживал в школу, бывал на заводе, любил проводить опыты с электричеством.

Часто Углероду приходилось очищать других от примеси, ядовитых веществ, чем он несказанно гордился.

(учащиеся проводят по карте – схеме простой опыт: «Исчезновение окраски раствора синьки» (оборудование и реактивы: штатив, пробирка, раствор синьки, уголь).

Новое понятие: адсорбция. Беседа  с учащимися о важности свойств углерода и применение его в  методе очистки веществ.

 

Углерод не любил спорить, но если это случалось, и его доводили « до белого каления» и оказывали сильное давление, то он становился вовсе не похожим на прежнего графа. Углерод белел от гнева, да так, что светился всеми цветами радуги, твердо стоял на своем: резал, сверлил, бурил, шлифовал, изготавливал тончайшие нити, которые никто, кроме него не мог сделать.

(демонстрация ножа для резки стекла и коллекции «Шкала твердости»).

 

Самостоятельная работа с текстом прочитанной части сказки  и составление таблицы по свойствам алмаза и графита.

 

 

 

Графит

 

 

Алмаз

мягкий

твердый

непрозрачный

прозрачный

серый

бесцветный

электропроводный

неэлектропроводный

 

Схема перехода из одного аллотропного состояния в другое:

1300-1600 С, 450-800 Па       АЛМАЗ

ГРАФИТ                1800 С

 

Задание: сверьте, уточните и озвучьте  результаты прогноза и ваши табличные данные  о свойствах алмаза и графита с заготовленной версией (таблица прилагается).

На экране историческая справка:

·        в России первый алмаз был найден на Урале в 1829г. В 1956г. алмазы были открыты в Якутии;

·        Самый крупный алмаз – Кулиннен, найденный в1905г. в Африке, весил 3024,75 карата;

·        1 карат составляет 0,2г.

Углерод  был общительным, гостеприимным, но не любил дарить подарки, да и сам их не часто принимал.

На экран проецируются уравнения химических реакций по свойствам углерода:

С + 2Н2 = СН4;  2С + Са = СаС2;  С + 2СиО = 2Си + СО2 ;  3С + 4Аl = Аl4C3;

С + О2 = СО2 ;  2 С + О2 = 2 СО ;

Задание:

1. Выберите свойства графа Углерода по окислительно – восстановительным способностям в таблицу, проставив степень окисления.

Назовите продукты реакции.

2. Почему Углерод, будучи общительным и гостеприимным не любил дарить подарки и сам их не часто получал?

 

Было у графа Углерода два сына, один -  старший, тяжелый « на подъем», и младший - легче воздуха.Так и различал их граф. Ведь по цвету не различить, по запаху тоже. Настораживало отца, что младший не хотел мыться, а  также страшно любил соединяться с гемоглобином крови, а это было смертельно опасно.

Радовало графа одно, что его младшенький, как и сам Углерод, мог восстанавливать металлы из их оксидов, не боялся гореть в кислороде голубоватым пламенем, зато не умел тушить пожары, как это ловко делал его старший брат.

 

С + СиО = Си + СО         2СО + О2 = 2СО2 + Q

Задание: используя текст сказки определите свое отношение к “братьям”, защитите свою позицию.

 

Замолвим слово о старшем сыне, Углекислом газе. У него было много друзей. Сколько полезных веществ увидел «свет», благодаря их творческому союзу: соли – карбонаты, гидрокарбонаты, природные минералы и горные породы.

 

СО 2+ 2 NаОН = Nа 2С О 3+ Н2 О

СО2 + NаОН = Nа Н С О3

СО2 + СаО = СаСО3

Только известковая вода недолюбливала Углекислый газ, завидев его, она тот - час же мутнела.

Задание:

 

1.Допишите уравнение реакции: СО2  + Са (ОН)2  =  СаСО3   + Н2 О

2. Проведите эксперимент, доказывающий слова из сказки.

( оборудование и реактивы: прибор для получения газа, штатив, пробирка, мел, соляная кислота, известковая вода).

Известковая вода не только мутнела при виде Углекислого газа, она готова была поглотить его, и  изничтожить,  превратить в продукт переработки.

Знаете ли вы, что:

·        гидроксид кальция был применен в кислородных аппаратах закрытого типа, которые использовали альпинисты в Гималайском высокогорье;

·        изолирующие противогазы пожарных, шахтеров, военных также обязательно должны иметь поглотитель для отработанных продуктов дыхания.

Как-то раз Граф Углерод со своими детьми поехал на бал, себя показать и судьбу детей устроить. Его с почтением встречали основные оксиды, основания, металлы, водород. Особенно ему приглянулась Вода, в своем ослепительно белом наряде.

Для графа она была слишком молода, и тогда он решил познакомить красавицу со своими сыновьями. Угарный газ остался равнодушным, а вот Углекислому газу  принцесса приглянулась. Он покорил сердце красавицы. И был пир, я там был, и свадьба состоялась.

Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается, однако вскоре граф Углерод стал дедушкой.

СО2 + Н2 О = Н2СО 3.

Родилось дитя слабое, бессильное. Окропили ребенка святой водой с фиолетовым лакмусом и все сразу поняли, что родилась девочка. Ей дали имя Кислота, с фамилией Угольная.

 

Лабораторный опыт: «Получение угольной кислоты».

Оборудование и реактивы: прибор для получения газа, пробирка, мел, соляная кислота, лакмус нейтральный.

Вывод.

Унаследовала внучка от своего деда не только фамилию, но и радость к жизни. Ее часто приглашали в гости, и от общения с ней получали удовольствие. Иногда ей  это не нравилось, и тогда она сердилась  и пускала пузыри.

Н2 С О3= СО2+ Н2О

Задание: обсудите свойства кислоты и защитите свою точку зрения.

У  Кислоты были искренние друзья, с которыми  она проявляла все свои способности.

(На экране проецируется первая половина уравнений реакций химических свойств угольной кислоты).

Задание: допишите уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты.

(После окончания работы проверяем результаты).

 

Н2 С О3 + Мg = МgС О3 + Н2О

Н2 С О3 + 2К О Н = К С О3  + 2Н2О

 

Н2 С О3 + К О Н = К Н С О3 + Н2О

Н2 С О3 + СаО = СаСО3 + Н2О

Продукты их совместной работы были так похожи, что проверить их генетическую принадлежность не составляло большого труда.

Экспериментальная работа: « Качественная реакция на карбонат – ион».

Оборудование и реактивы:  штатив, пробирки, растворы солей: карбонат натрия, гидрокарбонат натрия, хлорид натрия, хлорид алюминия, соли кристаллические: сода, сода пищевая, мел,  соляная кислота.

 

Ход работы.

1.Пользуясь предложенными реактивами, определите, в какой из трех пробирок находится соль угольной кислоты. Ответ мотивируйте уравнениями реакций.

2.Докажите опытным путем, что предложенные кристаллические вещества являются солями угольной кислоты. Определите признак.

 

3.Закрепление изученного материала.

* по тексту художественного произведения:

- Отрывок из книги И.Ефремова «Лезвие бритвы»:

« Южная Африка. Здесь находятся крупные залежи алмазов. Здесь выпучиваются земные недра, залегающие под гранитной корой, тяжелые, рассланцованные давлением породы. Оттуда сквозь трещины пробиваются под высоким давлением струи раскаленного и сжатого газа, несущие драгоценные алмазы».

Вопрос: о каком процессе идет речь в отрывке из книги?

- Эпизод из романа Г.Р.Хаггарда «Клеопатра»:

«…она вынула из уха одну из трех огромных жемчужин…и…опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли».

Вопрос: Как сильно пострадала героиня романа?

- Отрывок из сказки «Мороз Иванович»:

«Между тем Рукодельница ворожится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков, да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».

Вопрос учащимся: какие методы очистки использует Рукодельница?

Действующие лица и исполнители: составление опорной схемы  по теме: «Многоликий углерод». Задание может быть предложено в качестве домашней подготовки.

4.Заключительный этап (рефлексия).

На экране вновь проецируется эпиграф нашего урока.

* Как вы понимаете первую фразу эпиграфа – каждый человек алмаз?

*Как вам видится, что делает наше общество, чтобы поставить человека на такую высоту?

*В чем вы видите причинно-следственную связь между концепцией: я умею, я могу, я хочу и высказыванием Л.Н.Толстого « дело человека – не стараться светить, а стараться очищать себя»?

Аналитическая беседа с учащимися заканчивается обсуждением урока, что понравилось и какие слабые стороны обнаружены в ходе урока.

Выставление оценок за теоретическую и практическую часть урока по пятибальной системе.

 

Автор Баймухаметова Батила Тургинбаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1332
Номер материала 39161
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓