Главная / Физкультура / Методическое пособие "Алгоритмический подход в обучении акробатическим упражнениям"

Методическое пособие "Алгоритмический подход в обучении акробатическим упражнениям"




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ















АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В ОБУЧЕНИИ

АКРОБАТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ





hello_html_3a3ae29c.jpg









Ялта, 2015


Алгоритмический подход в обучении акробатическим упражнениям:

Методическое пособие для учителей физической культуры, инструкторов физической культуры дошкольных организаций, студентов факультета физического воспитания высших учебных заведений.

Сост. Е.Е. Вышегородцева – Ялта, 2015 – с.15



Составитель: Вышегородцева Елена Евгеньевна,

Учитель физической культуры



Рецензенты: Канд.биолог.наук, доцент Собянина Г.Н.

Канд.пед.наук Мокеева Л.Н.


СОДЕРЖАНИЕ



  1. Группировка. Последовательность обучения…………………………………………..4

  2. Перекаты. Последовательность обучения………………………………………………4

  3. Кувырки. Последовательность обучения……………………………………………….4

  4. Стойка на лопатках. Последовательность обучения…………………………………...6

  5. Стойка на голове с опорой на руки. Последовательность обучения………………….6

  6. Стойка на руках. Последовательность обучения……………………………………….7

  7. Кувырок вперед со стойки на руках. Последовательность обучения…………………7

  8. Переворот боком. Последовательность обучения……………………………………...8

  9. «Мост». Последовательность обучения………………………………………………....8

  10. Приложения……………………………………………………………………………….10

  11. Литература………………………………………………………………………………...14



ОБУЧЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ



ГРУППИРОВКИ

Группировка – положение тела, при котором согнутые в коленях ноги, подтянуты руками к груди (кисти захватывают голень).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

  1. Лежа на спине руки вверх, принять положение группировки и оставаться в таком положении 4-5 сек.

  2. Лежа на спине быстро согнуть ноги и сгруппироваться, продолжая лежать на спине.

  3. Из положения сидя, быстро согнуть ноги и сгруппироваться.

  4. Со стойки, руки вверх, быстро присесть и сгруппироваться.

  5. Выполняя подскок, быстро сгруппироваться в безопорном положении и приземляясь разгруппироваться.

ПЕРЕКАТЫ

Перекат – Оборотное движение тела справа налево, вперед – назад с последующим касанием опоры (без переворачивания через голову).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

  1. Из положения сидя в группировке, сделать перекат назад на лопатки и вернуться в исходное положение.

  2. С опоры присев, сделать перекат назад до положения группировки в стойку на лопатках и задерживаясь перекатиться вперед в исходное положение.

  3. Со стойки, руки вверх, быстро присесть , сгруппироваться, сделать перекат назад на лопатки и не задерживаясь перекатиться вперед в исходное положение.



КУВЫРКИ

КУВЫРОК ВПЕРЕД

Кувырки – вращающие движения тела через голову с последующим касанием опорной поверхности отдельными частями тела.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

  1. Из опоры стоя, согнувшись, ноги широко врозь, сделать кувырок через голову в положение сидя ноги врозь, используя наклонную поверхность (рис.1).

  2. Из опоры стоя, согнувшись, ноги широко врозь, перекатиться через голову в упор присев на наклонную поверхность.

  3. С опоры присев, выполнить кувырок вперед (рис.2) в упор присев на наклонную поверхность.

  4. С опоры присев кувырок вперед с помощью. Помощь осуществляется следующим образом: одной рукой поддерживать за плечо, другой подталкивать бедро. Голову прижимать подбородком к груди.

  5. Выполнение кувырка вперед самостоятельно из опоры присев и из положения «старт пловца».



Разновидности кувырков вперед:

- длинный кувырок вперед;

- кувырок прыжком;

- кувырок вперед согнувшись.



КУВЫРОК НАЗАД

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

  1. Из положения сидя в группировке, сделать перекат назад до касания затылком гимнастического мата, с постановкой рук за головой возле плеч, пальцами до плеч. «Таз» не опускать донизу. Отталкиваясь от мата руками, вернуться в исходное положение (рис.3).

  2. Тоже самое упражнение, но из положения опоры присев.

  3. Лежа на спине, ноги врозь согнуты, руки за головой возле плеч, поставленные пальцами к плечам. Разгибая руки, сделать «мостик». Обратить внимание на разгибание рук.

  4. Из опоры стоя, согнувшись, ноги широко врозь, спиной к основному направлению, (спиной к гимнастическому мату). Перекатиться на спину с группировкой через голову, с постановкой рук за головой возле плеч, давя руками на мат, таким образом освобождая голову от давления тела, в упор присев на наклонной поверхности.

  5. Лежа на спине в группировке, руки за головой возле плеч. Кувырок тела через голову с помощью. Помощь оказывается, стоя со стороны стены, двумя руками под бедра, когда ученик пытается разогнуть руки (рис.5).

  6. Выполнение кувырка назад самостоятельно из опоры присев.



Разновидности кувырков назад:

- кувырок назад согнувшись в упор стоя согнувши ноги широко врозь;

- кувырок назад через плечо;

- кувырок назад через стойку на руках.



СТОЙКИ

Стойки на лопатках – вертикальное положение туловища головой вниз с опорой на лопатки и затылок. Руки упираются параллельно.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

  1. Перекаты из разных исходных положений.

  2. Перекаты назад в стойку на лопатках в группировке.

  3. Кувырки вперед и назад из разных исходных положений.

  4. Стойка на лопатках с помощью. Помощь оказывается стоя сбоку от ученика, поддерживая за голень, придавая телу вертикальное положение.

  5. Стойка на лопатках самостоятельно.



Разновидности стойки на лопатках:

- стойка на лопатках на полу;

- стойка на лопатках с наклоном;

- стойка на лопатках «шпагатом» (правой или левой)

Стойка на голове с опорой на руки – вертикальное положение ученика вниз головой с опорой на руки и голову.



ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

  1. Из положения опоры стоя на коленях, поставить голову на маты и перенести вес тела с ног на руки и голову (голову ставить на лоб) (рис. 6).

  2. Из опоры присев, перенести вес тела с ног на руки, поставить голову на гимнастический мат и удерживаться в стойке на руках с опорой на голову несколько секунд и возвращение и исходное положение (ноги удерживать согнутыми возле груди) (рис.7).

  3. Выполнение стойки на голове опираясь на руки махом одной и толчком другой ноги возле стенки или с помощью. Помощь оказывается стоя сбоку от ученика, поддерживая его за голень придавая телу вертикальное положение (рис.8).

  4. Выполнение стойки в группировке силой с помощью.

  5. Выполнение стойки согнувшись силой с помощью.

  6. Махом одной и толчком другой опираясь ногами на стенку.

  7. Самостоятельное выполнение стойки, на голове опираясь на руки.

Стойка на руках - вертикальное положение ученика вниз головой опираясь на кисти рук.



Махом одной и толчком другой

стойка на руках

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

  1. Выполнение стойки на лопатках.

  2. Выполнение стойки на голове опираясь на руки.

  3. Из опоры присев на одной, другая отставлена назад – махом одной ногой и толчком другой – стойка на руках с помощью (человек, который оказывает помощь, стоит с боку маховой ноги) (рис.9).

  4. Из того же самого исходного положения стойка на руках опираясь ногами на стену (рис.10).

  5. Самостоятельно выполнить стойку на руках.



КУВЫРОК ВПЕРЕД СО СТОЙКИ НА РУКАХ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

  1. В стойке на руках сгибание и разгибание рук с помощью. Помощь оказывается стоя сбоку – сзади.

  2. В стойке на руках опираясь ногами на стену сгибание и разгибание рук самостоятельно без помощи.

  3. Из положения упора лежа ногами к гимнастической стенке, переставляя руки назад, и переступая ногами с рейки на рейку вверх гимнастической стенки, выйти в положение стойки на руках, опираясь на стенку всем телом, начиная с носков ног, потом последовательно голенями, бедром, животом, грудью. Из этого положения, сгибая руки и наклоняя голову на грудь, сделать кувырок вперед с группировкой и встать на ноги ( с помощью). Помощь оказывается стоя сбоку, поддерживая выполняющего за голень двумя руками.

  4. Выполнение задания №3 самостоятельно.

  5. Такое же упражнение, как в задании №1, но прикасаясь затылком и лопатками гимнастического мата (голова наклонена вперед). Выполнять с помощью.

  6. Со стойки на руках, медленно, сгруппироваться и сделать кувырок с помощью.

  7. Выполнить задание №6 самостоятельно.

Примечание. Перед тем как позволить самостоятельно выполнять задание №6, учеников необходимо научить мерам самострахования. Опасным является падение вперед со стойки на спину. В этом случае нужно опустить одну руку и с возвращением сгибаясь, стать на ноги.



ПЕРЕВОРОТ БОКОМ.

Переворот боком – обороты тела ученика в лицевой площади с последовательностью и равномерной опорой каждой руки и ноги без фазы полета.



ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

  1. Махом одной ногой и толчком другой, стойка на руках.

  2. Стойка на руках, ноги врозь, опираясь ногами на стенку.

  3. Со стойки на руках ноги врозь, опираясь на стенку ногами поочередное перенесение веса тела с одной руки на другую.

  4. Переворот боком с помощью. Помощь оказывается с стороны спины выполняющего, поддерживая за поясницу скресным хватом.

  5. Самостоятельное выполнение переворота боком с места и небольшого разбега (в 2-3 шага).



МОСТ

«Мост» - максимально прогнутое положение тела ученика спиной к полу ( опорной поверхности) опираясь ногами и руками.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ



  1. Стоя спиной к гимнастической стенке впритык, руками держась за поручень на уровне головы. Поочередно перехватываясь руками донизу ( на 3-4 поручня), прогибаясь в спине.

  2. Задание такое же, как №1, но стоя от стенки на расстоянии одного шага.

  3. Из положения лежа на спине головой к стенке, руки на первом поручне, ноги согнуты на ширине плеч. Силой, прогибаясь сделать «мост».

  4. Стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии одного шага, руками взяться за поручень на уровне головы. Поочередно перехватываться руками донизу и отходя от стенки, перейти в положение «мост» и вернуться в исходное положение.



Упражнения на развитие гибкости в парах

  1. Для первого, стоя в полуприсяде на поручне впритык лицом к стене, руками держась за поручень на уровне плеч. Второй висит спиной к спине первого, держась руками на поручень выше. Первый, разгибая руки и ноги, приподнимая второго от стены, усилив пригибание в плечевых суставах.

  2. Упражнение – первый лежит на спине головой к стене, держится руками за поручень и согнув ноги вперед. Второй лежит поясницей на ступнях первого головой к стене и держится руками за поручень на уровне головы. Первый, разгибая ноги вперед, поднимает второго. Другой прогибается. Первый пружинящими движениями ног усиливает его изгиб в поясничной части туловища. (рис.15)

  3. Из положения лежа на спине – «мост» с помощью. Помощь оказывается сбоку от ученика, поддерживая его за поясницу (рис.16.

  4. Выполнение «мостика» из положения лежа, самостоятельно.



Разновидности «мостиков»:

- наклоном назад;

- «мост» на правую (левую) ногу;

- «мост» на правую (левую) руку;

- из положения «мост» поворот кругом в упор присев.



Приложение

Последовательность обучения стойки на голове и руках и на руках



hello_html_m16c4e327.png

Рис.6

hello_html_44019b88.png

Удержать 2-3 секунды



Рис. 7

hello_html_m57ac0d7d.gif

hello_html_m7a4f2da6.png Страхующий









Рис.8





hello_html_m246f6cc6.png



hello_html_7efbeef4.png






Рис.9 Рис.10




Последовательность обучения кувырка вперед


hello_html_48d9ec93.png

Рис. 1

hello_html_m58e7e74.png

Рис. 2

Последовательность обучения кувырка назад

hello_html_542b52d3.png

Рис. 3

hello_html_563fcd95.pnghello_html_m3fb2bc36.gif

hello_html_54caccb8.pngРис.4













Рис.5




Последовательность обучения кувырка вперед со стойки на руках

hello_html_3ca4900d.pnghello_html_170723e7.pnghello_html_48c478f4.pngб) в)







hello_html_m57597fed.pnghello_html_4db54ea3.pnghello_html_1a4db2ae.pngд) е)





Рис. 11

hello_html_188c7d59.png

Рис.12

hello_html_60181ddf.png

Рис.1З


Упражнения на развитие гибкости в парах

hello_html_5a2f149e.pngа) б)

hello_html_m3fb9715b.png





Рис. 14

бhello_html_m642fb81d.pnghello_html_m53c7e743.png)








Рис.15


hello_html_mc5e2b2b.pnghello_html_m57ac0d7d.gif

Страхующий



Рис.l6









Список литературы



  1. Е.А. Анцупов, Г.С. Филимонова Типовая программа по спортивной акробатике [текст] / Е.А. Анцупов, Г.С. Филимонова – Москва; Советский спорт, 1991. – 123с.

  2. Е.А. Анцупо ,Акробатика для всех. Методические рекомендации. Воронеж: «Транспорт 1984».

  3. Е.А. Анцупов, Акробаты России (1974-1994г.г.)Справочник.Воронеж: Транспорт.1995.

  4. А.А. Белкин. Идеомоторная подготовка в спорте.-М.:ФиС,2003.

  5. В.Р.Бейлин., А.Ф.Зеленко., В.И.Кожевников., Обучение акробатическим упражнениям: Учеб. пособие/Под ред. В.Р. Бейлина –Челябинск: Издательский центр «Уральская академия»,2006.

  6. М.М.Боген, Обучение двигательным действиям.-М.:ФиС,1983.

  7. А.Богомолов, К.Каракашьянц, Е.Козлов, Психологическая подготовка гимнастов.- М.:ФиС,1974.

  8. В.В.Бойко, Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. -М.: Физкультура и спорт.1987.

  9. В.Н.Болобан, Юный акробат. Киев: Здоровья. 1982.

  10. В.Н.Болобан, Обучение в спортивной акробатике. Киев: Здоровья. 1986.

  11. В.Н.Болобан, Спортивная акробатика. К.: шк. Головное изд-во. 1988.

  12. Г.А. Васильков, Парные гимнастические упражнения. -М.:ФиС,1972.

  13. А.Д. Викулова, И.М.Бутин, Развитие физических способностей детей [текст] / А.Д. Викулова, И.М.Бутин – Ярославль, 1996.

  14. Вопросы обучения акробатическим упражнениям. Сборник статей/Под ред. В.Я. Меньшикова. Волгоград :изд-во «Волгоградская правда».1978.

  15. Ю.К.Гавердовский, О махах, бросках,оборотах. Гимнастика :Ежегодник,-М.:Сов.спорт,1989.

  16. Ю.К.Гавердовский, Техника гимнастических упражнений.-М.,Терра-спорт,2002.

  17. Ш.З.Гусак, Групповые акробатические упражнения. М.:Физкультура и спорт.1969.

  18. А.А.Деркач., А.А.Исаев, Педагогическое мастерство тренера.- М.:ФиС, 1981.

  19. С.А.Жигалов., В.Я.Дранч., Королевство акробатики. М.: Физкультура и спорт.

  20. В.В. Козлов Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования: Акробатика [текст] / В.В.Козлов – Москва; ВЛАДОС, 2003. – 64 с.

  21. В.Б.Коренберг, Внимание деталям! -М.:ФиС, 1972.

  22. В.Б.Коренберг, Надежность исполнения в гимнастике. -М.:ФиС, 1970.

  23. В.П. Коркин, Групповая акробатика. М.: Физкультура и спорт.1970.

  24. В.П. Коркин, Начинайте с акробатики. М.: Физкультура и спорт.1971.

  25. В.П. Коркин, Акробатика. М.: Физкультура и спорт.1983.

  26. В.П. Коркин, Парные акробатические упражнения. М.: Физкультура и спорт.1988.

  27. Л.П.Матвеев, Теория и методика физической культуры. -Учебник для ИФК.- М.: Физкультура и спорт.1991.

  28. Ю.В.Менхин., А.В.Менхин, Оздоровительная гимнастика :теория и методика. Ростов Н /Д.: Феникс 2002.

  29. Б.И. Мишин Настольная книга учителя физической культуры [текст] / Б.Н. Мишин – Москва; Астрель 2003. – 528с.

  30. П.К.Петров, Гимнастика в школе : Учеб. Пособие. Ижевск: Изд-во Удм.Ун-та.1996.

  31. Ю.А.Попов, Пирамидковые упражнения – Мет. Разработка для ст-ов ИФК. М.: Советский спорт.1991.

  32. Л.П.Семенов, Советы тренерам.-Сб.упр. и метод. Рекомендации.- Изд. 2-ое,перераб.- М.: Физкультура и спорт.1980.

  33. В.А.Скакун, Акробатические прыжки. Ставрополь : кн. изд-во.1990.

  34. В.М,Смолевский.,В.Н.Курысь, Вольные упражнения мужчин. М.: Физкультура и спорт.1976.

  35. Г.Я.Соколов.,А.П.Алябышев, Основы техники парно-групповых

акробатических упражнений- Учебное пособие , Омск :Омский ГИФК.1988.

  1. Спортивная акробатика : Учебник для ин-тов физ. Культ.-Под ред.В.П.Коркина. М.: Физкультура и спорт.

  2. В.Д. Шадриков .Деятельность и способности.-М.:Логос,1994.-320с

  3. Юный гимнаст./Под ред. А.М.Шлемина.-М.:ФиС,1973.-376с.,ил.




Методическое пособие "Алгоритмический подход в обучении акробатическим упражнениям"
  • Физкультура
Описание:

Алгоритмический подход в обучении акробатическим упражнениям

 

Акробатика является одним из спортивных видов гимнастики. Акробаты соревнуются в одиночных акробатических прыжках (мужчины и женщины), в парных упражнениях (двое мужчин, двое женщин или мужчина и женщина) и в групповых упражнениях (четверо мужчин или трое женщин). Акробаты-прыгуны выполняют на соревнованиях комбинации акробатических прыжков и вольные упражнения. Акробаты, соревнующиеся в парных или групповых упражнениях, выполняют упражнения соответствующего вида и художественную композицию, состоящую из балансовых, бросковых и прыжковых элементов.

Автор Вышегородцева Елена Евгеньевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 577
Номер материала 52979
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓