Главная / Начальные классы / методическое пособие по использованию здоровьесберегающих технологий

методическое пособие по использованию здоровьесберегающих технологий









ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

КАК КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЙ СТИМУЛЯТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ I ВИДА

(Методическое пособие)





Учитель - дефектолог:

Страшко Елена Анатольевна

высшая категория









2014г.


Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев.

В.А. Сухомлинский

Готовность детей к обучению в значительной мере зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Недостаточное, а иногда полное недоразвитие мелкой моторики рук у учащихся, является актуальной проблемой для педагогов-дефектологов.

Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских учреждений. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения детей.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.

Сенсорное развитие для младших школьников является фундаментальным при восприятии окружающего мира и успешного овладения многими видами деятельности. А, в свою очередь, упражнения для развития общей и мелкой моторики, способствуют развитию отдельных двигательных качеств и способностей ребенка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия и т.д.), развитию свойств психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и т.д.), повышению функционального уровня систем организма (формирование осанки, тренировка сердечно – сосудистой и дыхательной систем).

От уровня овладения мелкой моторикой пальцев рук зависит дальнейшее обучение детей и их социальная адаптация (востребованность в обществе). Выполняя пальчиками различные упражнения, учащиеся достигают хорошего развития мелкой моторики рук: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает детей к письму. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи учащихся в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».

Методическое пособие «Пальчиковая гимнастика как коррекционно – развивающий стимулятор развития речи детей I вида» составлено с учетом возрастных и психофизических особенностей. Материал соответствует общепедагогическими и специфическими принципами коррекционной педагогики. А именно:

  • принцип коммуникативной направленности;

  • принцип единства в реализации двух направлений: развития речи и мышления;

  • принцип обязательной мотивации языковой и речевой деятельности учащихся;

  • принцип формирования чувства языка и опоры на него в учебной деятельности детей;

  • принцип взаимосвязи устной и письменной форм речи в процессе их развития.

Цель пособия:

  • Создание здоровьесберегающего режима для коррекционного обучения и воспитания ребёнка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с учетом его индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные функции психики.

  • Развитие познавательных способностей и разви­тие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий голов­ного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

  • Развитие коммуникативных навыков и социальная адаптация ребёнка.

Подобранный методический материал позволяет решить следующие задачи:

  1. Развитие мелкой моторики кисти руки учащихся.

  2. Развитие коммуникативных навыков.

Развитию сенсомоторных умений и навыков необходимо уделять время на любом уроке, проводя упражнения и игры на разных этапах урока. В пособии представлены приемы с учетом особенностей развития познавательной сферы учащихся:

  • массаж рук;

  • упражнения с предметами;

  • игры с пальчиками.




















МАССАЖ РУК


Данные упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают произвольность движения. Массаж оказывает общеукрепляющее дей­ствие на мышечную систему и сократительную способ­ность мышц.

Самомассаж проводится на уроках в виде небольших комплексов, включавших 5 — 6 упражнений. Начинается и заканчивается он расслаблением кистей рук, поглаживанием.

Существуют следующие приемы самомассажа:

  • поглаживание,

  • растирание,

  • разминание,

  • выжимание,

  • активные и пассив­ные движения.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру):

  1. "Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук.

  2. "Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

  3. "Засолка капусты" - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

  4. "Согреем руки" - движения, как при растирании рук.

  5. "Молоточек" - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки "забивать" гвозди.

  6. "Гуси щиплют траву" - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.

Мы как древние индейцы

Добываем огонёк:

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

«Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза.

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо - удальцы!

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно –

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево - вправо, - выполняем по 2 раза на каждой руке.

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем.

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке сначала.

«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы сперва её растянем,

А затем обратно стянем.

«Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га,

Очень вкусная трава!»

«Человечки» - указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют», «прыгают», «бегут»).

- Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.

- Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке.

Прыг-скок, прыг-скок.

Все быстрее: прыг – да - скок.


- Человечки на двух ножках

Побежали по дорожке.

Побежали, побежали,

Вдруг споткнулись и упали.

«Утюг» - подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение):

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

«Пила» - ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят:

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

«Тесто» - основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца:

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

- Угостить вас пирогами?

«Терка» - костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение):

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

- Ты вкуснее поищи!

«Дрель» - фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки:

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа

В стенке дырочку грызет!

















УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ


Хорошую результативность показывает исполь­зование игровых упражнений с разными предметами, т.к. формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.

Упражнения с различными предметами:

«Упражнение с мячом-ёжиком»

«Упражнение с прищепками»

«Упражнение с эспандерами»

«Упражнение с пробками»

«Узловка»

«Упражнение с чётками»

«Упражнение с бусами»

«Упражнение со счётными палочками»

«Пальцеход»

«Комканье платка»

«Колодец»

«Горох и фасоль»

«Все узлы переберу»

«Будь сильней моя рука»

Игры с палочками и спичками:

«Строители»

Задумали белочки и зайчики строить себе домики. Вот из этих бревен надо строить (по 15 спичек или счетных палочек). Надо бревна перенести на место, чтобы они не скользили по земле.

Выполняя условия этой игры нужно переносить: -

а) пользуясь любыми пальцами обеих рук;

б) пользуясь большими пальцами левой руки;

в) только двумя пальцами – большим и мизинцем;

г) только указательным и средним пальцами;

д) только средним и безымянным пальцами;

е) только безымянным и мизинцем;

ж) двумя мизинцами обеих рук выложить две прямые из 4-ех палочек (спичек) – забор;

з) безымянным и мизинцем построить треугольник (крыши домов);

и) средним и мизинцем построить четырехугольник (стены);

к) указательным и безымянным построить колодец.

Это упражнение можно давать на дом. Пусть вся семья играет.

Второй вариант игры со спичками:

Перед каждым участником игры на стол положены одна за другой 5 спичек. Играющий должен поднять пальцами двух рук: одну спичку двумя большими пальцами, другую – указательными, 3-ю, 4-ю, 5-ю – средними, безымянными и мизинцами, ни одной спички не выпуская из рук. Поднимать последовательно.

Упражнения с маленьким резиновым мячом:

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда!

«Футбол» - перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами:

Поиграем мы в футбол

И забьем в ворота гол!

Палец большой

За ворота - горой!

Указательный - смельчак,

Забивает гол - вот так!

Средний - точно уж герой,

Забивает головой!

Безымянный вдруг споткнулся

И с досады промахнулся!

Малыш-мизинец – молодец,

Гол забил - игре конец!


































ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ

Развитие тонкой моторики кистей рук у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью было продолжено "пальчиковыми играми", это вид упражнений, широко распространенный в ло­гопедической практике.

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

«Цепочки»

«Поочерёдное соединение всех пальцев»

«Ножки»

«Соединение одноимённых пальцев»

«Пианист»

«Горошки»

«Пальцеход»

«Колодец»

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

«Ладонь – кулак»

«Поочерёдное соединение всех пальцев»

«Ножки»

«Ладони на столе»

«Пальчики здороваются» -

Руки держать перед собой. На счет «раз» соединяются большие пальцы обеих рук, «два» — указательные, «три» — средние, «четыре» — безымянные, «пять» — мизинцы.

На счет «раз» - руки на стол ладонями вниз, «два» — сжать кулачки, «три» — кисти ребром.

«Деревья» -

Поднимать обе руки ладонями к себе — «деревья стоят».

Широко разводить пальцы — «ветки раскинулись».

«Флажок» -

Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

«Гнездо» -

Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

«Корни растения» -

Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

«Пчела» -

Указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси.

«Солнечные лучи» -

Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

«Паук» -

Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

«Стол» -

Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Ворота» -

Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

«Мост» -

Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально,

соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

«Ромашка» -

Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

«Ежик» -

Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.

«Бочонок с водой» -

Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.

Упражнения для пальчиков в стихах:

«Прятки» -

(сжимание и разжимание пальцев рук)

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так.

Так головки убирали.

«Ягодки» -

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

- С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

- И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

- Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

- Я попробую немножко.

- Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

- Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

«Рыбки» -

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли

- В чистой тепленькой воде.

- То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

- Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

- То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

«Помощник» -

- Топором дрова колю

имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз

- А потом пилой пилю.

имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад

- Отнесу их бабушке,

показать ладоши

- Чтоб испечь оладушки.

похлопать ладонями друг о друга.

«Дом» -

- Молоточком я стучу,

постукивать кулачками друг о друга

- Дом построить я хочу.

соединить кончики пальцев обеих рук

- Строю я высокий дом,

поднять выпрямленные ладони вверх

- Буду жить я в доме том.

похлопать ладонями.

«Тесто» -

- Тесто ручками помнем

сжимаем и разжимаем пальчики

- Сладкий тортик испечем

как будто мнем тесто

- Серединку смажем джемом

круговые движения ладошками по плоскости стола

- А верхушку сладким кремом

- И кокосовою крошкой

- Мы присыплем торт немножко

сыплем "крошку" пальчиками обеих рук

- А потом заварим чай

- В гости друг - друга приглашай.

«Отдыхаем» -

- Мы сегодня рисовали,

имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой

- Наши пальчики устали,

- Наши пальчики встряхнем,

встряхивать кистями

- Рисовать опять начнем.

снова имитировать рисование.

«Дружба» -

- Дружат в нашем классе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в "замок"

- Мы с тобой подружим маленькие пальчики

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

- Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев

- Начинай считать опять.

- Раз, два, три, четыре, пять.

- Мы закончили считать

руки вниз, встряхнуть кистями.

«Прятки» -

ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно

- В прятки пальчики играли

- И головки убирали,

- Вот так, вот так,

- И головки убирали.

«Дождик» -

- Дождик, дождик, поливай

Указательным пальцем постукивать по ладони другой

- Будет хлеба каравай,

образовать перед собой круг руками

- Будут булки, будут сушки,

похлопывать поочередно одной ладонью другую

- Будут вкусные ватрушки.

соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

«Строим стенку» -

- Строим стенку,

- Выше, выше,

Прямые ладони держим горизонтально перед собой, поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.

- Добрались уже до крыши!

к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.

- Чья крыша выше?

- Выше, выше, выше!

Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх!

- Прорубили мы окошко,

- И дверку для кошки,

- И дырочку для мышки:

- Пи-пи-пи-пи–пи!

Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка.

«Капуста» -

- Мы капусту рубим, рубим

говорить ритмично, руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы капусту солим - солим

пальчики щепоткой – солим

- Мы морковку трем - трем

ручками показывать как мы трем морковку

- Мы капусту мнем - мнем

ручками "мнем" капусту.

«Квасим капусту» -

- Это что еще за куст?

Стоя, руки перед грудью в «замке»

- Это что еще за хруст?

Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст.

- Как же мне без хруста,

Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.

- Если я – капуста?

- Мы капусту рубим - рубим,

«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней.

- Мы капусту солим - солим,

Обе руки сложены щепотью и «солят».

- Мы капусту мнем - мнем,

Сжимаем и разжимаем кулаки

- А морковку трем - трем,

Трем ладони друг об друга.

- Все перемешаем!

Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

- В бочки набиваем

Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .

- В погреб опускаем.

В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

- Эх, вкусная капуста!

Выпрямляемся и гладим себя по животу.

«Улитка» -

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.

- Улитка-улитка,

- Отвори калитку,

- Выходи из дома,

- Будем знакомы!

Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

- Улитка-улитка,

- Высуни рога,

- Дам пирога!

Разжимаем два пальца кулачка.

- Улитка-улитка, пошли гулять!

- Поползли, поползли, поползли…

«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.

«Гусеница» -

- Гусеница, гусеница,

Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)

- Бабочкина дочка,

«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки

- По травинкам ползает,

То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»

- Кушает листочки:

И по другой стороне обратно.

- Ам!

Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.

- Ам!

- Ам!

- Ам!

- Ам!

- Поела

Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…

- Спать захотела.

одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.

- Проснулась –

Постепенно расправляем ладони…

- Бабочкой обернулась!

Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.

- Полетела, полетела, полетела!

Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.

«Круговорот воды в природе» -

- Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.

Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.

- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.

Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам

- Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.

Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.

- И в море большое-большое-большое впадает…

Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.

- А с моря в жару пар поднимается,

Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.

- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.

Тучку изображают сцепленные над головой руки.

- Кап-кап.

«Семейка» -

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

- Этот пальчик - дедушка,

- этот пальчик - бабушка,

- этот пальчик - матушка,

- этот пальчик - батюшка,

- Ну а этот пальчик - я.

- Вот и вся моя семья.

«Пальчики» -

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

- Этот пальчик хочет спать.

- Этот пальчик — прыг в кровать!

- Этот пальчик прикорнул.

- Этот пальчик уж заснул.

- Встали пальчики. Ура!

- В школу нам идти пора.

«Осьминог» -

- Восемь пальчиков для ног -

- Получился осьминог.

- Сколько ног у осьминога?

- Много - Много!

Всеми пальчиками, кроме больших, изображать щупальца осьминога.

«Мишка» -

- Мишка топает ногой,

- Мишка топает другой,

- Ух, как веселится

- В доме половица!

Топаем "ножками" - пальчиками.

- А пока танцует Мишка,

- Мы похлопаем в ладоши.

- Вместе с лисонькой-плутишкой

- Будем зрителями тоже.

Хлопаем в ладоши.

«Журавли» -

- "До свиданья, до свиданья,

- Возвращайтесь поскорей!" -

- Провожаем, провожаем

- В путь-дорогу журавлей.

Машем ручкой вслед птицам.

- Крылышками машем:

- "До свиданья, Маша!

- Полетели мы на юг,

- Вспоминай нас, добрый друг!"

Ладошками изображаются крылья птиц.

«Киска» -

- Киска ниточки мотала

вращать руками, как бы наматывая нить на клубок

- И клубочки продавала.

вытянуть обе ладони вперед

- Сколько стоит?

- Три рубля. Покупайте у меня!

показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.















Упражнения, используемые при проведении пальчиковой гимнастики, дают паль­цам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, готовят к овладению неслышащими детьми навыками письма, а весёлые стишки помогают ученикам снять эмоциональное напряжение.

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчи­ковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ла­донях есть «активные точки», массаж которых положи­тельно сказывается на самочувствии, улучшает работу речевых зон. Регулярные занятия с использованием пальчиковой гимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса и развитию речи.

Учитель, разумеется, сам решит, как ему использовать в своей работе пальчиковую гимнастику, но необходимо помнить, что:

1) после каждого упражнения необхо­димо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);

2) пальцы лучше нагружать равномерно;

3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воз­действие, она может быть использована не только на уроках русского языка, но и на уроках математики, чтения, труда.

Предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы педагогами коррекционных школ, логопедами, воспитателями дошкольных и школьных специальных учреждений, а также родителями.









25



методическое пособие по использованию здоровьесберегающих технологий
  • Начальные классы
Описание:

Готовность детей к обучению в значительной мере зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Недостаточное, а иногда полное недоразвитие мелкой моторики рук  у учащихся,  является актуальной проблемой для педагогов-дефектологов. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи учащихся в их единстве и взаимосвязи.Предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы педагогами, логопедами, воспитателями дошкольных и школьных специальных учреждений, а также родителями.

 

 

Автор Страшко Елена Анатольевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 632
Номер материала 10106
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓