Главная / Другое / Методическое пособие на тему "Преодоление неуспеваемости учащихся в образовательном процессе"

Методическое пособие на тему "Преодоление неуспеваемости учащихся в образовательном процессе"


Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»















Методическое пособие

«Преодоление неуспеваемости учащихся

в образовательном процессе»


(для преподавателей ОУ)










Пособие составлено учителем начальных классов Гульченко Еленой Юрьевной.




Рассмотрено на заседании методического совета и рекомендовано к использованию в образовательном процессе.















Содержание

1. Введение

2. Внешние причины неуспеваемости

2.1 .Пробелы в знаниях и специальных умениях.

2.2 Пробелы в навыках учебного труда.

2.3 Отсутствие мастерских (ручной труд).

2.4 Отсутствие наглядных пособий.

2.5 Отсутствие специализированных лабораторий.

2.6 Отсутствие интерактивных форм обучения.

2.7 Влияние личности педагога.

2.8 Влияние сверстников.

2.9 Влияние семьи.

2.10 Влияние научно – технического прогресса.

3. Внутренние причины неуспеваемости.

Психосоциальное развитие личности

3.1 Слабо развиты познавательные процессы (память, внимание, мышление).

3.2 Слабое развитие эмоциональной сферы (эмпатия).

3.3 Отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей и слабое развитие воли (мотивация).

3.4 Слабо развитые коммуникативные навыки, низкая самооценка.

Биологическое развитие личности

3.5 Нарушение органов слухового и речевого аппарата.

3.6 Соматическая ослабленность.

3.7 Органические нарушения.

3.8 Особенности нервной деятельности

4. Список используемой литературы.















Цель: помощь педагогам в преодолении школьной неуспеваемости.

Задачи

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

  2. Изучить и обобщить педагогический опыт.

4. Выявить систему и способы работы учителя по оказанию помощи неуспевающим детям.




































Введение


Роль успеваемости в развитии школьника огромна! Актуальность этой проблемы всегда была и будет значима, как для учеников, учителей, а также и для родителей. Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский).

Стойкие затруднения в обучении рождают новые проблемы: нарушение поведения в младшем школьном и подростковом возрасте, обострение имеющихся и возникновение новых нервно-психических расстройств. Школьная неуспеваемость нередко вызывает у детей отрицательное отношение не только к учебе, но и к любой деятельности, требующей волевых усилий и трудолюбия. Постоянные конфликты с родителями и учителями приводят к тому, что эти дети перестают посещать школу, приобщаются к асоциальным группам подростков, вступают на путь правонарушений. Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознавать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказывать конкретную помощь.

В каждом конкретном случае причина индивидуальна. Но психологи говорят, что есть и общие причины, характерные для определенного круга школьников. Каковы же они?

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние

Итак, внешними причинами неуспеваемости являются:

  1. Пробелы в знаниях и специальных умениях.

  2. Пробелы в навыках учебного труда.

  3. Отсутствие мастерских (ручной труд).

  4. Отсутствие наглядных пособий.

  5. Отсутствие специализированных лабораторий.

  6. Отсутствие интерактивных форм обучения.

  7. Влияние личности педагога.

  8. Влияние сверстников.

  9. Влияние семьи.

  10. Влияние научно – технического прогресса.


К внутренним причинам следует отнести и проблему отсутствия мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников. Об этом писал известный русский педагог К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются:

  1. Нарушение органов слухового и речевого аппарата.

  2. Соматическая ослабленность.

  3. Органические нарушения.

  4. Особенности нервной деятельности

Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин, которые влияют на школьную неуспеваемость.

В данном методическом пособии собраны рекомендации по определению причин вызывающих отставание в школьном обучении и преодолению неуспеваемости школьников. Это практический опыт педагогов и психологов, работающих с этой проблемой не один год. Итог работы педагогический семинаров и конференций школы. Стоит отметить, что причина вызывающая неуспеваемость выявляется только с помощью диагностики, как психологической, так и педагогической (тесты, срезы знаний, наблюдения и др.).




































2.Внешние причины


Причина, вызывающая неуспеваемость

Характерные признаки

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости


Образование личности

2.1

Пробелы в знаниях и специальных умениях


  • Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения.

  • Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал.

  • Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы.

  • Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.

  • Низкие результаты по предмету.

  • Не проявляет интереса.

  • Не участвует в уроке, отмалчивается.


Планировать учебную деятельность (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).

Инструктировать в ходе учебной деятельности.

Стимулировать учебную деятельность (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

Диагностировать учебную деятельность (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

Организовывать взаимопомощь.

Организовывать дополнительные занятия с учеником.

Специально контролировать усвоение вопросов, вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах.

Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

По окончанию изучения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.

2.2

Пробелы в навыках учебного труда


  • Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность (частые опоздания, забывает школьные принадлежности, не доводит начатое дело до конца, отвлекается на уроках).

  • Ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.

















Инструктировать о порядке выполнения работы.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.

Ставить перед детьми небольшие конкретные цели и достигать их.

Систематически проверять домашние задания.

Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций.

Более подробно объяснять последовательность выполнения задания.

Предъявлять требования к учащимся: к дисциплине, работе; единые, общие и детальные, прямые и косвенные.



Образовательный процесс

2.3

Отсутствие мастерских (ручной труд)


  • Не умеет обращаться с инструментами.

  • Отсутствуют навыки самообслуживания.

  • Проявляет неуважение к труду других людей.

  • Проблема в наведении порядка на своем рабочем месте.

  • Не развита моторика.

  • Трудности в выборе профессии.

Активно использовать систему дежурства.

Давать различные поручения.

Направлять внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Подчеркивать общественную значимость труда.

Привлекать детей к изготовлению наглядных пособий.

Организовывать встречи с интересными людьми.

Организовывать выставки детских работ.

Посещать кружки с прикладным искусством.


2.4

Отсутствие наглядных пособий


  • Отсутствует интерес к уроку.

  • Трудности в усвоении материала.

  • Механическое воспроизведение материала.

  • Не сформированы четкие пространственные и количественные представлений, содержательных понятий.


Использовать различные виды пособий:

Предметы окружающей среды. С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их счету и действиям сложения и вычитания, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве счетного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, счетные палочки и т. д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с элементами геометрии. На них можно показывать различные пространственные формы.



Демонстрационные изобразительные пособия. Картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как счетный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей счету, или для иллюстрирования задач. Также модели измерительных приборов и инструментов ( часовой циферблат, весы), модели мер ( метра, литра), муляжи и макеты хорошо известных детям товаров. Модели используются при изучении мер и обучении измерениям. А муляжи и макеты – как иллюстративный материал при составлении задач. Наконец, изображения и модели различных геометрических фигур.

Таблицы. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:
-познавательные;
- инструктивные;
- тренировочные;
- справочные

Счетные приборы. Счеты, абаки. Счеты применяются, начиная с первого класса, в течение ряда лет при обучении счету, при изучении нумерации и арифметических действий. На демонстрационных или классных счетах на первых порах целесообразно иметь сначала только одну проволоку с десятью косточками. Потом две с двадцатью. Остальные должны быть в это время закрыты листом бумаги или сняты совсем.

Измерительные инструменты. Они могут быть использованы по прямому назначению для измерений при выполнении различных работ или для получения данных к задачам практического содержания. И могут служить в качестве вспомогательных средств, при изучении мер и единичных отношений между мерами. К этом инструментам относятся: линейка чертежная, угольники, линейка метровая, рулетка, циркуль; весы чашечные с разновесами, весы циферблатные; кружки литровая, пол- литровая; циферблат; палетка; классный циркуль;

Иллюстрации. Помещенные в учебнике рисунки и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание задачи.

Дидактический материал. Учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения:

а) предметный дидактический материал (счетные палочки, наборы разнообразных геометрических фигур, модели монет и т. п.). Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении;

б) дидактический материал в виде карточек (обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся). Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Изготовление пособий учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: например, с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки (расчет, измерение, черчение). А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках ИЗО (вырезание из бумаги, склеивание и др.).

2.5

Отсутствие специализированных лабораторий


  • Отсутствует интерес к уроку.

  • Трудности в усвоении материала

  • Механическое воспроизведение материала.

  • Не сформированы четкие пространственные и количественные представления, содержательные понятия.

  • Не могут применить полученные знания на практике.


Использовать различные виды наглядных пособий.

Организовывать экскурсии с наблюдениями, производственные.

Включать в урок не только информационную, но и исследовательскую часть (наблюдение в природе, проращивание растений, самостоятельный поиск информации, проведение опытов по физике, химии, различного рода экспедиции, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, круглый стол, диспуты).

Проводить тематические внеурочные мероприятия (конференции, викторины КВН и т.д.).



2.6

Отсутствие интерактивных форм обучения


  • Отсутствует интерес к уроку.

  • Трудности в усвоении материала.

  • Механическое воспроизведение материала.

  • Не сформированы четкие пространственные и количественные представления, содержательные понятия.

  • Отсутствие навыка работы в команде (отмалчивается или перебивает, конфликтует).

  • Скован.

Организовывать и развивать диалоговое общение, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Исключить доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Организовывать индивидуальную, парную и групповую работу, применять исследовательские проекты, ролевые игры, вести работу с документами и различными источниками информации, использовать творческие работы.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.


Влияние окружения

2.7

Влияние личности педагога


  • Отсутствует интерес к уроку.

  • Низкие результаты по предмету.

  • Грубое нарушение дисциплины.

  • Боится отвечать у доски.

  • Держится в стороне.

  • Игнорируют указания, и даже просьбы старшего.

  • Смеются над педагогом.

  • Не реагирует на нравоучения педагога.


Демонстрировать достижения в развитии личности, проявлять доверие к силам и возможностям учащихся.

Проявлять личное отношение учителя к ученику, классу, высказывать собственное мнение и давать возможность высказываться детям.

Проявлять учителю собственные качества личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждать учащихся к подобным направлениям.

Организовывать сотрудничество в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

Организовывать внеурочные, неформальные мероприятия.

Предъявлять четкие и конкретные требования.

Разговаривать с детьми, не переходя на нотации, анализируя проблему.

Приблизиться к реальным жизненным условиям – выяснить насколько ваше видение пригодится ученику в будущем.

Отслеживать реакцию учеников и корректировать свое поведение.

Овладеть способами работы с гневом и негативными реакциями.


2.8

Влияние сверстников

  • Бунт против ценностей родителей, педагогов.

  • Демонстративность (во внешнем виде, поведении).

  • Присоединение какой-либо субкультуре: черные – черные готы, панки, эмо, течение гранж, рокеры.

  • Уступает давлению сверстников.

Простраивать доверительные отношения с ребенком (переживать за его неудачи, радоваться его успеху, разговаривать о его интересах, интересоваться его жизнью).

Принимать ребенка таким, каким он есть, с его правом на личную жизнь и собственное мнение.

Учить детей определять в поступках сверстников отрицательное и положительное (на основе современных фильмов, историй знаменитостей, бесед, личных примеров).

Педагогу понимать, что при незначительных отличиях все субкультуры имеют общие позитивные стороны: стремление к самовыражению, самореализации; желание быть независимым от мнения других, обратить на себя внимание, быть непохожим, самоутвердиться в среде сверстников. Это- тенденция подросткового возраста. В рамках толерантности эти субкультуры имеют право быть, если не преступают закон.

Показывать учащимися негативные стороны субкультур: внешний вид, от которого шарахаются прохожие; использование модификаций тела: порезы, проколы, бугры, рубцы и т.д.; татуировки на теле; отсутствие желания трудиться; многочасовые тусовки; алкоголь и наркотики (нельзя сказать, что все неформалы являются алкоголиками или наркоманами но, ни в одной субкультуре это не возбраняется).

Конечно, слушать рок не возбраняется, тем более что в этом направлении есть достойная музыка. Для этого не обязательно быть рокером. Подросткам стоит задуматься, как субкультура рокеров с филологическими погрешностями, малой интеллектуальностью и безнравственными шоу может повлиять на их развитие. Для справки: в некоторых языках (например, индейцев апачи) вообще нет бранных слов. Также учёными медиками достоверно установлено, что тембр рок- музыки отрицательно влияет на нервную систему, сердечную мышцу и клетки головного мозга человека вообще и подростка особенно.

Развивать навыки межличностного общения.

Развивать уверенность в себе и в свои силы (поддержка, поощрение, демонстрация успехов ребенка).

Учить ребенка говорить «нет»!

Классному руководителю поддерживать тесный контакт с родителями, т.к. антагонизм, отторжение, недостаток общения в семье, авторита­ризм или полная вседозволенность делают детей восприимчи­вым к влиянию сверстников.


2.9

Влияние семьи

  • Завышенная или заниженная самооценка.

Диктат

  • Ребенок проявляет лицемерие.

  • Часто обман.

  • Вспышки грубости, а иногда откровенной ненавистью.

  • И другое

Гиперопека

  • Отсутствие самостоятельности, инициативы.

  • И другое

Невмешательство

  • Асоциальное поведение.

  • И другое

Давать задания, поручения на самостоятельное выполнение.

Простраивать с ребенком «лестницу успеха».

Давать возможность ребенку оценивать свои действия, поступки, учебные задания (можно в режиме классного часа).

2.10

Влияние научно – технического прогресса

  • Агрессивность.

  • Замкнутость.

  • Плохо развита устная речь.

  • Погруженность в компьютерные игры.

Проводить классные часы, беседы о влиянии НТП на здоровье человека.

Организовывать досуг детей (проекты, кружки и пр.).

Удовлетворять потребность в общении детей (поощрять внешкольные встречи).

Организовывать обучающие встречи с родителями.

Установить четкий график посещения компьютерного класса.





  1. Внутренние причины


Причина, вызывающая неуспеваемость

Наиболее яркие характерные признаки

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости


Психосоциальное развитие личности

3.1

Слабо развиты познавательные процессы (память, внимание, мышление)


  • Плохо запоминает стихи, песни и пр.

  • Не слышит инструкции взрослых. Рассеян.

  • Не понимает инструкции взрослого.

  • С трудом выполняет логические задания .

  • Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано.

  • Не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы.

  • Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.


Проведение целенаправленных, систематических коррекционно - развивающих занятий и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления (например, зрительные и графические диктанты, «Вычеркни лишнее слово» и т.д.).

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

Использовать неоднократное повторение при объяснении нового материала, получать обратную связь, по необходимости объяснять индивидуально.

Выражать доверие ребенку, верить в его успех: «У тебя обязательно получится…»

Не ругать ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета.

Включать в урок не только информационную, но и исследовательскую часть (наблюдение в природе, проращивание растений, самостоятельный поиск информации, проведение опытов по физике, химии, различного рода экспедиции, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, круглый стол, диспуты).

Использовать наглядности в уроке (раздаточный материал, опорные таблицы, ТСО и др.).

Удерживать внимание ребенка (менять тембр голоса, обращаться по имени, брать обратную связь «Пожалуйста, повтори», «Как ты понял?» и т.д.).

Использовать в уроке речевые разминки, заучивание с движением, пропевание стихов, слов (иностранные языки).

Применять постепенность нагрузки.

Разбивать задания на дозы, этапы, выделять в сложных заданиях ряд простых, ссылаться на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминать приемы и способы выполнения задания

Указывать на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылаться на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.


3.2

Слабое развитие эмоциональной сферы


  • Часто равнодушен ко всему происходящему.

  • Эмоции проявляет редко.

  • Не может настаивать на своем, не уверен, боязлив, плаксив без видимых на то причин, может драться.

  • Эмоционально реагирует не соответственно ситуации.

  • Конфликтует, дерется, грубит, задирается, не контролирует себя.

  • Равнодушен к чужой проблеме.

  • Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценку своей работе.









































Создавать ситуации различного характера: интеллектуального (проблемные, поисковые, с дискуссией, противоречиями), игрового (познавательные игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой)

Знакомить детей с основными эмоциями (интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением)

Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка (обсуждение чувств героев прочитанного произведения или чувств участников конфликта и пр.)

Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.)

Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные. Обсуждать примеры из жизни, ситуаций и их последствий, оценивать поступки и чувства героев.

Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки)

Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими). Использовать драматизацию, музыку, рисование, лепку, ролевые игры, подвижные игры, упражнения «Камушек в ботинке», «Ромашка откровений» и т.д.

Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию (здесь возможна помощь психолога).

Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

3.3

Отсутствие

положительных

познавательных интересов,

мотивов, потребностей

и слабое развитие воли (мотивация)

  • Не доводит начатое дело до конца.

  • Пассивен на уроках.

  • Часто не выполняет домашнее задание.

  • Систематически забывает школьные принадлежности.

  • Безразличен к оценке.





























Использовать занимательный материал (не ограничиваться информацией учебника)

Создавать проблемные ситуации. Например, ученикам задаются следующие вопросы: Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы…

Использовать игры на уроке.

Создавать ситуации успеха. Можно предложить ребятам во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что..."

Демонстрировать конечный результат. Например, прием "Линия времени". Начертить на доске, на которой необходимо обозначить этапы изучения темы, формы контроля; проговорить о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе найти уроки, на которых можно "передохнуть".

Формировать ответственность за полученный результат и ставить цели. Например:

Что ты делал, чтобы написать эту работу на "5"? Как ты готовился к контрольной работе, что позволило тебе написать ее хорошо?

На что был похож прошлый учебный год? На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году? Что тебе нужно сделать для этого? Какая помощь нужна?

Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету? Что тебе нужно сделать, чтобы это было так? Чья помощь и в какой форме тебе нужна? Как ты поймешь, что результат достигнут?

3.4

Слабо развитые коммуникативные навыки, низкая самооценка

  • Не участвует в игре.

  • Не подчиняется нормам и правилам.

  • Уходит от деятельности.

  • Замкнут, избегает контактов.

  • Управляет людьми с помощью обид и истерик.

  • Конфликтен.

  • Боится отвечать у доски.

  • Держится в стороне.

  • Не имеет своего мнения.

  • Избегает близких отношений, (нет друга).

  • Ориентирован на неудачу («у меня все равно не получится», «у меня никогда не получится»).


Необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Здесь можно использовать следующие приемы:
     - в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника;
     - для оценки своего ответа ученик сам назначает "учителя";
     - можно ввести приемы несловесного общения: значки "+" - согласен, "-" - не согласен, "?" - не понял, используются жесты, кивки и наклоны головы;

Организовывать игры, развивающие умение слушать другого (например, "Снежный ком). Проводить игры на сплочение коллектива типа «Поменяйтесь местами те, кто…», «Построимся» (строится классу по разным признакам, не проговаривая ни слова, например, по росту или построить треугольник и пр.).

Организовывать совместные встречи вне школы.

Ставить перед детьми небольшие конкретные цели и достигать их.

Сравнивать результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями, неудачами.

Учитывать возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить в данный момент. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

Доверяйте ребенку, принимайте его таким, какой он есть.

Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, посоветуйте родителям выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемлены.

Создать атмосферу особой доброжелательности при опросе.

Снизить темп опроса, разрешить дольше готовиться у доски (или опрашивать индивидуально, например, на перемене).

Предложить учащимся примерный план ответа.

Разрешить пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.

Биологическое развитие личности

3.5

Нарушение органов слухового и речевого аппарата


  • У ребенка есть дефекты речи.

  • Иногда кажется, что он меня не слышит.

  • Испытывает затруднения при разборе слов.


  • При письме допускает ошибки (пропускает, переставляет буквы).

  • При чтении не договаривает слоги и целые слова.


Выполнять звуко – буквенный анализ

Формировать навыки чтения и понимания

Регулярно использовать задания с рифмовкой, чтение скороговорок, чистоговорок.

Развивать зрительно – пространственное восприятие (изображение плана местности, дорисовывание изображений, головоломки, конструирование и пр.).

Выполнять упражнения на развитие концентрации и распределения внимания (графический диктант, расставь знаки, чтение с пометками).

Консультация логопеда.


3.6

Соматическая ослабленность


  • Ребенок часто болеет.

  • Проблемы с носом (постоянно заложен).

  • Плаксивость.

  • Не может досидеть до конца урока.

  • Пассивность, вялость, сонливость.


Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку.

Обеспечить в ходе работы повторение пройденного материала, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы.

Выбрать для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.


3.7

Органические нарушения

  • Не может освоить программный материал.

  • Не может сосредоточиться на задании.

  • Плохо запоминает стихи, песни и пр.

  • Не слышит инструкции взрослых. Рассеян.

  • Не понимает инструкции взрослого.

  • С трудом выполняет логические задания.

  • Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано.

  • Не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы.

  • Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.


Использовать смену видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка.

Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными.

Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

Делить работу на более короткие, но более частые периоды.

Использовать физкультминутки.

На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.

Добиваться выполнения задания от начала до конца.

Не торопить детей.

Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку.

Обеспечить в ходе работы повторение пройденного материала, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы.

Выбрать для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Формировать навыки чтения и понимания

Регулярно использовать задания с рифмовкой, чтение скороговорок, чистоговорок.

Развивать зрительно – пространственное восприятие (изображение плана местности, дорисовывание изображений, головоломки, конструирование и пр.).

Выполнять упражнения на развитие концентрации и распределения внимания (графический диктант, расставь знаки, чтение с пометками).

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.

Использовать неоднократное повторение при объяснении нового материала, получать обратную связь, по необходимости объяснять индивидуально.

Выражать доверие ребенку, верить в его успех: «У тебя обязательно получится…»

Использовать наглядности в уроке (раздаточный материал, опорные таблицы, ТСО и др.).

Удерживать внимание ребенка (менять тембр голоса, обращаться по имени, брать обратную связь «Пожалуйста, повтори», «Как ты понял?» и т.д.).

Применять постепенность нагрузки.

Разбивать задания на дозы, этапы, выделять в сложных заданиях ряд простых, ссылаться на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминать приемы и способы выполнения задания

Указывать на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылаться на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Обязательная консультация со специалистом.


3.8

Особенности нервной деятельности

Гиперактивный ребенок


  • Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.

  • С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях и в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

  • На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

  • С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий.

  • Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

  • Болтливый.

  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

.

Медлительный ребенок


  • При выполнении заданий на скорость напряжен и скован.

  • При объяснении нового материала медленно включается в процесс.

  • Когда на ребенка оказывают на него давление входит в ступор.

  • Тревожен, боязлив.

  • Медленный темп письма и чтения.

  • При объяснении нового материала может не понять с первого раза.







Повышенная утомляемость

  • Ученик не активен.

  • Отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.

  • Периодически создается впечатление, что ребенок смотрит «сквозь» педагога, иногда учителя говорят: «Вижу, что смотрит на меня, а сам в это время где-то летает».


Использовать смену видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка.

Реализовывать двигательную потребность ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы).

Понизить требования к аккуратности на первых этапах обучения.

Выполнять упражнения на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие).

Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными.

Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

Использовать гибкую систему поощрений и наказания.

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

Делить работу на более короткие, но более частые периоды.

Использовать физкультминутки.

На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.

Добиваться выполнения задания от начала до конца.

Избегать категорических запретов.

Не торопить детей.

Акцентировать внимание на уроке

Получать обратную связь.

Использовать наглядность при объяснении материала.

Планировать занятия на повторение пройденного материала.

Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку.







































Список использованной литературы.

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ученика?» – М.: Просвещение, 1991

  2. Божович Л.Н., Благонадежина Л.В. «Изучение мотивации детей и подростков» – М.: Педагогика, 1972

  3. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи» – М.: Педагогика, 1988

  4. Бадмаева С.А. «Психологическая коррекция отклоняющего поведения» – М.: Педагогика, 1993

  5. Венгер А.Л. «Готов ли ребенок к школе?» – М.: Просвещение, 1994

  6. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 1977.

  7. Начальная школа (журналы) за 2003–2006

  8. Немов Р.С. «Психология» кн. 3 – М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002

  9. Материалы исследования по вопросу «Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема» взяты с сайта www.bestreferat.ru

hello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gif



Методическое пособие на тему "Преодоление неуспеваемости учащихся в образовательном процессе"
  • Другое
Описание:

Цель: помощь педагогам в преодолении школьной неуспеваемости.

Задачи

1.      Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.      Изучить и обобщить педагогический опыт.

4. Выявить систему и способы работы учителя по оказанию помощи неуспевающим детям.

Роль успеваемости в развитии школьника огромна! Актуальность этой проблемы всегда была и будет значима, как для учеников, учителей, а также и для родителей. Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами.

 В данном методическом пособии собраны рекомендации по определению причин вызывающих отставание в школьном обучении и преодолению неуспеваемости школьников. Это практический опыт педагогов и психологов, работающих с этой проблемой не один год. Итог работы педагогический семинаров и конференций школы. Стоит отметить, что причина вызывающая неуспеваемость выявляется только с помощью диагностики, как психологической, так и педагогической (тесты, срезы знаний, наблюдения и др.).

 

 

Автор Гульченко Елена Юрьевна
Дата добавления 03.12.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 473
Номер материала 6338
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓