Главная / Начальные классы / Методическое пособие для учителей.

Методическое пособие для учителей.

КГУ Береговая средняя школа Тарановского отдела образования.



Пособие по методике изучения отдельных тем интенсификации и оптимизации учебного процесса.





Учитель Начальных классов Савченко Л.В.





2013-2014уч.год













Пояснительная записка.

Пособие для учителей начальных классов.

Впервые с технологией РКМЧП я познакомилась в 2003 году на курсах повышении квалификации учителей в г. Лисаковск. Попробовала себя в роли учащегося на таких занятиях, и поняла, что именно с помощью стратегий, предложенных технологией РКМЧП, можно «расшевелить» ленивое мышление учащихся. Можно приучить их думать, размышлять, принимать взвешенные решения.

В ходе курсовой подготовки необходимо было представить разработки собственного занятия, в котором использовались приёмы технологии РКМЧП. И здесь появились затруднения. Как в плане подбора материала к занятиям, так и в плане используемых методик. Именно с выбором материала к занятию и возникли первые трудности, т.к. было очень сложно отобрать из огромной информации то, что нужно. Вторая трудность состояла в выборе используемых стратегий. Казалось бы, всё просто, бери готовые стратегии, суть которых уже ясна, подбирай к ним нужный материал, и занятие готово. Но на практике всё оказалось не таким уж лёгким. .

В технологии РКМЧП занятие состоит из 3 стадий: стадия вызова напоминает наши проблемные уроки: сначала формируется проблема, исследование которой предлагается для самостоятельного изучения. Отличается же стадия вызова поставленными целями и ожидаемым результатом обучения.

Далее идет обычная учебная работа – чтение и обсуждение текста. Новым явилось графическое оформление материала, т.е. различные таблицы. И, конечно же, новыми были цели обучения, формы подачи материала и виды работы учащихся.

После же прочтения текста всегда возникают противоречивые мнения и новые вопросы, и ни одна идея не останется без внимания, записываются все мысли, идеи и предложения учащихся.

Вызов способствует появлению у обучающихся мотивации в познании нового. Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Последний этап – рефлексия – является особо значимым, т.к. именно здесь происходит творческое развитие ребенка, осознание им уже вновь обретенной информации. Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы.

Пришло понимание, что осознанное использование предложенных технологией РКМЧП приемов и методов даст положительные результаты в процессе развития критического мышления обучаемых, если каждый учитель решит для себя две проблемы:

1)какие методы, приемы следует применить для эффективной реализации определенной цели занятия?

2)как правильно организовать осмысление учебного материала?

Первая проблема тесно связана со второй. Учитель в процессе участия в обучении учится определять: подходит ли данный прием для решения конкретной педагогической задачи или нет, в какой логике нужно выстроить приемы, чтобы решить эти задачи. А, значит, благодаря технологии РКМЧП в учебном процессе происходит соединение навыков различных видов интеллектуальной деятельности с искусством общения.

После того, как мною было проведено сравнение традиционного обучения с обучением в технологии РКМЧП, я пришла к выводу, что с помощью методов и приемов технологии критического мышления, можно значительно повысить эффективность уроков литературы.

Поэтому следующим этапом моей работы стало введение отдельных элементов, приемов технологии РКМЧП, таким образом, обучающиеся имели возможность познакомиться с «правилами игры», т.е. с приемами работы. Было сразу же заметно, что такая форма работы на уроках учащимся очень нравится. Мною было принято решение разработать собственное занятие.

Для начало работы нужно создать среду КМ.

1 Обеспечить временем, дать возможность для практики.

2 Разрешать размышлять.

3 Принимать разнообразные идеи и мнения.

4 Поощрять активное участие ученика в учебном процессе.

5. Гарантировать ученикам – самостоятельность не допускать насмешек.

6. Выражать- веру в способность каждого ученика, принимать критическое

Мышление.

7. Ценить КМ



Чтобы создать эффективность в мышлении ученика нужно:

1 развивать доверие к самому себе и принимать ценность своих идей.

2. Активно участвовать в процессе общения.

3. Относится с уважением к мнению других.

4 Быть готовым к формированию и поддержки мнений.

Закономерно, что следующим шагом стало тематическое планирование занятий по и литературе в начальных классах с использованием технологии РКМЧП. Данное планирование составлено по следующей схеме:

План урока для критического мышления.


ДО УРОКА...


Мотивация:

Почему данный урок ценен?

Как это связывает то, как я преподавал до сих пор и как я буду преподавать?

Какие возможности предлагает этот урок для развития критического

мышления"?

Цель:

Какие особые знания и понятия будут изучены или выражены? Задачи:

Как я достигну поставленной цели (шага по достижению цели)? Что будут делать ученики с полученными .знаниями и понятиями:? Предпосылки:

Что ученик уже должен знать или уметь для того, чтобы успешно

обучиться на данном уроке?

Оценка:

Что будет доказательством полеченных знаний ученгасами? Источники и управление временем:

Как будут распределяться источники и управление временем (стратегии, виды работ: хщяивидуальш^вз, парные, групповые)?


ВО ВРЕМЯ УРОКА...

Побуждение:

Как побудить учеников на формулирование вопросов и целей обучения и как они будут оценивать свои предьщ^тщге знашга? Осмысление идей:

Как ученики будут изучать содержание? Как можно отследить

понимание ими содержания?

Рефлексия:

Как ученики будут использовать значение урока? Как их вести к осмыслению новых знании поиску ответов на вопросы которые остались без ответов и разрешению шмнений? Заключение:

Какие заключительные суждения, какие выводы должны быть достигтгуты к концу урока? Насколько желательны заключительные резолюции?


ПОСЛЕ УРОКА...

Дополнение:

К какому дальнейшему обучению может вести этот урок? Что ученики должны сделать по завфшении этих уроков?





На основе составленного тематического планирования были разработаны конспекты уроков литературы, структура которых опирается на базовую модель технологии критического мышления, т.е. состоит из 3 фаз технологии и опирается на основные принципы построения уроков. Важную роль в организации таких занятий играет групповая работа. От ее организации зависит учебное сотрудничество учащихся и педагога. Работу в группах наиболее целесообразно использовать на повторительно - обобщительных уроках, когда пройденная тема дает обширный материал для анализа, а также на уроках первоначального изучения темы. На своих занятиях я использую разные принципы организации разновозрастных групп: свободный, т.е. по желанию учащихся и не свободный, т.е. по отбору учителя.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Исходные научные идеи: Критическое мышление: способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

В начале урока рекомендую использовать стратегию «ключевое слово». Так как

тема урока включает в себя ассоциации, которые может высказать ученик и этим самым показать свои знания данной темы. Учитель предлагает изучить

 Системы действий учителя и учащихся:

Этапы

Действия преподавателя

Действия учащихся

Этап "Вызов" (актуализация субъектного опыта)

 

1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете.

1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как его себе представляет.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте.

2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом.

3. В тетради нарисуйте таблицу ("маркировочную таблицу”) с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу.

3. Рисуют маркировочную таблицу.

4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте.

4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте.

5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?). 
Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом "Знаю”.

6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте.
Левая колонка таблицы маркируется словом "Знаю”. Дополняют записи в левой колонке таблицы.

Этап "Осмысление"
 

 

 

1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям.

1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.

2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией).

2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

 

Этап "Чтение с чтение с пометками"
видеофрагменты урока

 

 

1. Предлагает каждому ученику текст.

1. Получают распечатку текста.

2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут). Пометки: 
"V” - "знаю”;
 
"-" – "противоречит моим первоначальным представлениям”;
 
"?” – "хочу узнать”;
 
"+” – "это для меня новое”.

2. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки.

3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: "Хочу узнать” и "Узнал новое”.

3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.

4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы "Узнал новое”.

4. Участвуют в обсуждении

5. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно в третью колонку таблицы "Хочу узнать”. Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске.

5. Участвуют в обсуждении.

6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: "Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?”, "У кого есть энциклопедии?” и др.

6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

7. Дает установку на домашнее задание: "К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе”.

7. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

Этап "Рефлексия"
 

 

Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся.

Проводят рефлексию.

Этап "Домашнее задание" 
 

Предлагает домашнее задание:
напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору);
 
составьте структурно-логическую схему с учетом новых знаний (по выбору учащихся).

Выбирают домашнее задание.

 

Критерий оценки результата:

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (Где ошибка?); диагноз (В чем причина?); самоконтроль (Каковы недостатки?); критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?); прогноз (Постройте прогноз).

Ограничения:

1.       Подготовка специального содержания текстов.

2.       Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.

технология развития критического мышления учащихся

Идея развития критического мышления является достаточно новой для казахстанской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много. Так, М.О.Чошанов, разрабатывая технологию проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.



Методическое пособие для учителей.
  • Начальные классы
Описание:

Идея развития критического мышления является достаточно новой для казахстанской  дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много. Так, М.О.Чошанов, разрабатывая технологию проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.

 

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Автор Савченко Людмила Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 282
Номер материала 35296
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓