Главная / Другое / Методическое пособие для преподавателей. Тема: "Роль открытых учебных занятий в повышении педагогического мастерства преподавателей"

Методическое пособие для преподавателей. Тема: "Роль открытых учебных занятий в повышении педагогического мастерства преподавателей"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Бодайбинский горный техникум»








Методическое пособие для преподавателей

Тема: «Роль открытых учебных занятий в повышении

педагогического мастерства преподавателя»




















Разработал: преподаватель ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

Гнатюк Марина Владимировна



Бодайбо, 2014 г.


Содержание:


1. Вступление: Роль открытых занятий в повышении педагогического

мастерства.


2. Планирование открытых занятий в техникуме.


3. Подготовка и проведение открытого учебного занятия.


4. Обсуждение и анализ открытого занятия.


5. Внедрение результатов открытого учебного занятия.


6. Приложение:

а) Типы уроков.


б) Примерный перечень целей занятий (образовательные и

воспитательные, развивающие, методические цели).































«Ничто так человека не учит,

как опыт».

А. С. Макаренко

1. РОЛЬ открытых учебных занятий в повышении педагогического

мастерства преподавателей.

Средняя специальная школа вступила в новую фазу своего развития. Являясь

органической частью системы народного образования, она стала важным

звеном в реализации Основных направлений реформы

общеобразовательной и профессиональной школы. В условиях реформы

исключительно важное значение имеет проблема повышения

эффективности использования учебного времени, повышения

квалификации преподавателей и роста их педагогического мастерства. Эта

проблема должна решаться, главным образом, на основе использования

практического опыта, его учета, систематизирования и распространения.

Изучение передового педагогического опыта, его внедрение и

систематическое использование стали сейчас одной из важных задач

средней специальной школы. В пропаганде передового опыта немалая роль

принадлежит открытым учебным занятиям: урокам,-лекциям, семинарам,

деловым играм, мастер-классам, урокам-конкурсам урокам с элементами

ролевой игры, лабораторным работам, практическим занятиям в

учебно-производственных мастерских и др. Цель их проведения -

улучшить качество педагогического процесса, показать « в действии» те или

иные приемы методического мастерства, сделать их достоянием

большинства преподавателей и мастеров производственного обучения. В

каждом учебном заведении, наряду с квалифицированными

специалистами, работают молодые преподаватели и специалисты, не

имеющие педагогического образования. Для них важно не только изучить

передовой опыт по книгам и пособиям, но и увидеть его воочию, получить

конкретные представления о том, как основные педагогические принципы

реализуются в практической деятельности творчески работающих преподавателей,

как осуществляется руководство познавательной деятельностью учащихся и их

воспитанием.

Полезные открытые занятия и для преподавателей, обладающих большим

практическим опытом. Они помогают критически оценить свою работу, тщательно

проанализировать применяемые методы и средства обучения и воспитания.

При составлении плана открытых занятий нужно иметь в виду, что

проведение открытых учебных занятий поручается обычно наиболее опытным,

творчески работающим педагогам. Желательно, чтобы директор техникума и его

заместители показали в этом отношении пример, что повысит их авторитет в

коллективе и сделает убедительными те требования, которые они предъявляют к

рядовым педагогам.

Могут привлекаться к проведению и молодые преподаватели, если у них есть

интересные поиски и педагогические находки. На открытых занятиях следует

демонстрировать проверенные педагогические приемы, методы и средства, в

отдельных случаях они могут служить и практической иллюстрацией выводов, к

которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента или на

основании длительных исследований. В этом случае перед их проведением

целесообразно сделать доклад или сообщение преподавателя по данной

методической проблеме.

Тщательная подготовка к открытому занятию, само занятие и последующий

детальный анализ помогают преподавателю оценить эффективность

применяемых методов, развить отдельную удачу, педагогическую находку,

создать свою систему учебно-воспитательной работы и избавиться от некоторых

недостатков, которые он раньше не замечал.

2. Планирование открытых учебных занятий в техникуме

Годовой план работы среднего специального учебного заведения

предусматривает выделение главного направления методической работы

педагогического коллектива на предстоящий период. Анализ работы

техникума за предыдущий период дает возможность администрации

определить, в какой степени данная методическая проблема решена в

техникуме, кто из преподавателей, мастеров производственного обучения

лучше других решает ее в своей практической деятельности, чьи методы и

приемы заслуживают внимания и могут быть рекомендованы к

рассмотрению через систему открытых учебных занятий. Основным

критерием для оценки эффективности применяемой системы или

отдельных методов могут служить только достигнутые результаты -

качество знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися под

руководством преподавателя.

Методическая цель открытого учебного занятия или системы занятий

может быть широкой или более узкой, что зависит от опыта работы

преподавателя и контингента присутствующих на занятии. Так, если

открытое занятие проводится для преподавателей одной из предметных

(цикловых) комиссий, целесообразно показать методику преподавания

конкретной темы какого-то учебного предмета. Следует практиковать

проведение открытых учебных занятий по наиболее трудным темам курса,

недостаточно освещенным в методической литературе или требующим

серьезных изменений в методике их преподавания, а также по темам,

которые являются важными для осуществления меж/Предметных связей в

рамках цикла учебных дисциплин, преподаватели которых объедены в

цикловую комиссию.

Открытые занятия для всех преподавателей техникума должны быть

направлены на оказание им помощи в решении задач по

совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Методическая цель открытого учебного занятия может быть

сформулирована таким образом:

методика использования элементов компьютерных технологий в

решении практических задач в курсовом и дипломном проектировании;

методика использования технических средств обучения в процессе

изложения нового учебного материала и проверки знаний (на примере

учебного занятия по географии «Мировые природные ресурсы и

экологические проблемы»;

методика организации самостоятельной работы учащегося (при изучении

темы: «Организация технической подготовки производства»);

роль проблемного обучения в учебно-воспитательном процессе (на

примере учебного занятия по химии по теме: «Неопределенные

углеводороды с одной двойной связью»).

Общей методической целью могут быть объединены несколько учебных

занятий. Например, по проблеме: «Активизация познавательной

деятельности в учебном процессе» могут быть проведены открытые

учебные занятия с такими методическими целями:

активизация познавательной деятельности студента на практических

занятиях (на примере учебного занятия по курсу технологии разработки

месторождений;

активизация познавательной деятельности учащихся в процессе работы

с наглядными средствами и дидактическими материалами (на примере

лабораторного занятия по курсу технологии разработки месторождения;

активизация познавательной деятельности студенты в процессе

выполнения лабораторных работе элементами исследования (на примере

лабораторного занятия по физике) и др.

Методическая цель в обязательном порядке согласуется с

преподавателем, проводящим занятие, выбор же темы открытого учебного

занятия целесообразно предоставить самому преподавателю, который и

решает, на каком учебном материале он сможет лучше показать

разработанные или усовершенствованные им приемы и методы, методику

организации учебной деятельности студенты на разных этапах занятия.

Количество планируемых открытых учебных занятий определяется

администрацией в зависимости от направления методической работы,

творческих возможностей коллектива и предметных (цикловых) комиссий

по обобщению и распространению передового педагогического опыта.

При планировании открытых учебных занятий следует избегать погони за

количеством в ущерб их качеству. Открытые занятия желательно

равномерно распределять по учебным группам. Нецелесообразно

планировать их на сентябрь, на январь и июнь (экзамены).

В годовых и перспективных планах работы техникума намечается, кто из

преподавателей будет проводить открытое учебное занятие и с какой

методической целью.

План проведения открытых занятий вывешивается в методическом кабинете

или на общем информационном стенде.

3. Подготовка и проведение открытого учебного занятия

Успех открытого занятия зависит, прежде всего, от квалификации

преподавателя и обеспечивается хорошей его подготовкой. Поскольку

открытое занятие служит делу изучения реального педагогического

процесса со всеми его трудностями, то подготовка к нему принципиально не

отличается от той, которая ведется в повседневной работе преподавателя.

Подготовка к открытому учебному занятию ведется в соответствии с

алгоритмом деятельности преподавателя по выбору оптимальной

методики:

- анализ содержания учебного материала;

- анализ особенностей группы студентов на данном занятии (образовательных,

воспитательных, развития студента);

- выбор форм, методов и средств обучения;

- краткое описание хода занятия.

Принцип оптимизации учебного процесса требует «осознанного выбора

такого вариант (учебного процесса), который в данных условиях обеспечит

максимально возможную эффективность решения задач образования,

воспитания и развития... при рациональных затратах времени и усилий

учителей и учащихся».

В соответствии с методической целью учебного занятия преподаватель

прежде всего продумывает, какой учебный материал даст ему возможность

наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составят

основу его педагогического мастерства и позволят добиться высоких

результатов.

Готовясь к открытому занятию, преподаватель должен подобрать самые

свежие материалы из периодической, научно-технической и методической

литературы, использовать впечатления посещенных выставок, передовых

предприятий, которые позволят студентам быть в курсе современных

достижений, что поможет сделать занятие интересным и познавательным.

В плане открытого учебного занятия должно быть зафиксировано разумное

и четкое руководство познавательной деятельностью студента т.е.

отмечено, что и как делают преподаватель и студенты.

Серьезное внимание должно быть обращено на материально-техническое

оснащение занятия. Следует подготовить и испытать в действии приборы и

оборудование, вычислительную технику и технические средства обучения,

продумать, как, в каком порядке будут демонстрироваться наглядные

пособия. Отобраны должны быть только те наглядные пособия и

аудиовизуальные средства, применение которых целесообразно для

достижения поставленных целей. Слишком большое количество их не

всегда оправдывает себя, т.к. рассеивает внимание учащихся.

В подготовке к открытому учебному занятию необходимую помощь

педагогу должны оказать, прежде всего, предметная (цикловая) комиссия, а

также методиста, сотрудники библиотеки. План открытого занятия

подробно обсуждается с ответственными за его проведение председателем

предметной (цикловой) комиссии, если это занятие проводится в основном

для преподавателей данной комиссии: методистом, если на нем решают

методические проблемы всего педколлектива; заместителем директора по

учебно-производственной работе, если это учебное занятие по учебной

практике.

Предложения по предстоящему занятию должны быть сделаны заранее

до проведения открытого учебного занятия. В отдельных случаях (при

изучении наиболее трудных или спорных в методическом отношении

вопросов) желательно предварительно обсудить план-конспект занятия на

заседании предметной (цикловой) комиссии.

Чтобы посещение открытых учебных занятий дало желаемые результаты,

преподаватели должны наблюдать учебно-воспитательный процесс не

вообще, а в свете тех педагогических задач, которые положены в его основу,

чтобы используемые методы и средства педагогического воздействия на

студента, способы организации их деятельности помогли преподавателям

не только критически взглянуть на свою систему работы, но и вызвали

желание усовершенствовать ее, используя то ценное, что получено ими в

процессе проведения занятия.

Открытые занятия должны проводиться в обычной деловой обстановке.

Приглашенные входят в учебный кабинет или аудиторию до звонка,

занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше

отвлекать внимание студентов и дать возможность присутствующим без

помех наблюдать за действиями преподавателя и студентов. Они должны

соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать

в присутствии студентов своего отношения к работе

преподавателя, ведущего его. Перед ними ставится задача в процессе

наблюдения проследить, как преподаватель достигает поставленной цели, с

помощью каких методических приемов и средств обучения результаты

его деятельности. Это все можно отразить в краткой записи наблюдений и

замечаний по ходу занятия, что поможет в последующем анализе и

обсуждении занятия.

Можно рекомендовать различные виды записей:

- страницу тетради делят по вертикали пополам, на левой стороне

записывают ход занятия по его этапам, а на правой делают заметки и

предварительные выводы об эффективности применения тех или иных

приемов работы, о реализации дидактических и воспитательных задач;

- страницу тетради делят на три колонки, в первой записывают ход

занятий, во второй - его достоинства, в третьей - недостатки;

- страницу тетради делят на три колонки, в первой фиксируют ход

занятия, во второй дают оценку того, что делает преподаватель, в третьей

дают оценку того, что делают учащиеся.

- Запись в листке посещения, предоставленного метод, кабинетом.

4. Обсуждение и анализ открытого учебного занятия

Обсуждение открытого занятия, как правило, проводится в день его проведения.

Организует обсуждение ответственный за его подготовку. Цель обсуждения

оценить правильность постановки задач, целесообразность выбранных

методов и средств, помочь преподавателям увидеть отдельные методические

приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

Обычно первое слово предоставляется преподавателю, который проводил

занятие. Очень важно, чтобы именно он четко раскрыл цели учебного занятия,

обосновал выбор методов и средств, успешность их применения, дал свои

критические замечания по проведению занятия и содержанию

подобранного материала. Выступление преподавателя должно помочь

присутствующим лучше понять его педагогический замысел, особенности

применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе

системы его работы.

При проведении обсуждения занятия желательно, чтобы вопросы носили

конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных

явлениях, имевших место на данном занятии) и не уводили обсуждение от

поставленной цели.

В заключение выступают председатель предметной (цикловой) комиссии и

представитель администрации, ответственный за методическую работу. Они

подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают

оценку приемам и методам, использованным на занятии, а также отмечают

раскрытие постановленной методической цели открытого учебного занятия и

делают вывод о целесообразности использования представленного.

Выступающие детально разбирают достоинства и недостатки занятия, обращая

особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и

развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность

использования оборудования, наглядных пособий и технических средств,

оценивают учебное занятие с позиций реализации дидактических принципов. В ходе обсуждения отмечают недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, советуют как дальше совершенствовать систему работы.

Именно глубиной анализа и основательностью коллективного

обсуждения педагогического опыта открытые учебные занятия

отличаются от простого взаимопосещения занятий, широко практикуемого в учебных заведениях. Такой анализ особенно важен при

изучении системы работы лучших преподавателей, опр делении уровня

квалификации начинающих преподавателей.

Обычно анализ начинается с оценки правильности постановки цели

учебного занятия, эффективности применяемых методов и приемов обучения,

воспитания студентов, их соответствия основным принципам современной

дидактики, содержанию и целям учебного занятия, возрастным особенностям

студентов, затем рассматривается образовательный и научно - теоретический

уровень изучаемого материала, дается оценка состояния обучения с точки

зрения соответствия его требованиям действующих образовательных

стандартов, связи его с жизнью, производством.

Далее разбирается структура занятия, его организация, рациональное

использование времени. Важно обратить внимание и на то, как

преподаватель прививает студентам навыки самостоятельной работы, как он

использует разнообразные источники знаний, добиваясь глубокого и прочного

усвоения изучаемого материала (учебника, научных документов, технической

и справочной литературы, схем, таблиц, натуральных образцов, технических

средств обучения и т.п.) для того, чтобы возбудить мысль учащихся, развить

инициативы. Не менее важно проанализировать какую функцию

выполняли на занятии учебно-наглядные пособия, ТСО и вычислительная

техника - служат ли они только источником для самостоятельного

добывания знаний, рассуждений и выводов учащихся.

Анализ открытого учебного занятия можно провести по

следующей схеме:

1. Общие сведения о занятии: дата, группа, Ф.И.О. преподавателя, дисциплина

преподавания, где проводится занятие, тема занятия, информирует ли

преподаватель студентов о целях занятия, цель посещения.

2. Тип и структура занятия: целесообразность выбора сточки зрения темы,

связь занятия с предыдущим, как осуществляется, соответствует ли

структура занятия данному типу, последовательность отдельных этапов занятия,

обеспечение целостности и завершенности, как подводятся итоги.

3. Содержание занятия: соответствие содержания программе и современному

уровню развития науки; направленность и формирование мировоззрения

учащихся; связь учебного материала с современностью, местным окружением,

жизненным опытом студентов, установление межпредметных связей; формирование и развитие интеллектуальных способностей, нравственных и

эстетических чувств студентов; использование дидактических материалов,

способа педагогического руководства процессом обобщения и

систематизации знаний.

4. Методы и приемы обучения: применяемая система методов, их сочетание,

соответствие их содержанию материала, типу занятия, возрастным

особенностям студентов, соответствие выбранных методов осуществлению

воспитательных задач; соблюдение основных требований к занятию

(воспитательные, дидактические, психологические, санитарно-гигиенические),

целесообразность использования наглядных пособий, ТСО, взаимосвязь

репродуктивной и творческой деятельности и логического мышления

студентов; виды и место самостоятельной работы; приемы обеспечения

обратной связи для руководства процессом усвоения; формирование навыков

самоконтроля.

Способы индивидуальных и дифференцированных заданий для студентов в

зависимости от их личных особенностей и подготовки; оценки знаний студентов.

Поведение студентов: привлечение к активному творческому труду,

направленность и концентрированность их внимания, заинтересованность и

дисциплинированность, отношение студентов к преподавателю.

6. Поведение преподавателя: педагогический такт, стиль и тон в работе,

наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем, внешний вид,

культура речи, наличие авторитета преподавателя у студентов.

7. Результат занятия, выводы и предложения.

Достижение цели, выполнение плана, объем и качество знаний,

воспитательное, образовательное, развивающее значение занятия, новое для

внедрения в практику других преподавателей.

Данная схема ориентировочная, в зависимости от цели посещения может

применяться как полностью, так и частично.

1. Подготовка рабочего места студента для проведения данной работы

(оснащение необходимым оборудованием).

2. Качество и полнота вводного инструктажа, восприятие его студентами.

Опора на теоретические знания учащихся.

3. Ход деятельности преподавателя на учебном занятии (разбор инструкции,

соблюдение инструкции о порядке и последовательности проведения опытов,

экспериментов, упражнений в практических навыках, изготовления

конкретных изделий, выявление понимания учащимися сущности

выполняемой работы, соблюдение правил техники безопасности, фиксация

наблюдений, исправление типичных ошибок, индивидуальная работа с

учащимися, подтверждение итогов и др.).

4. Деятельность учащихся (активность, дисциплинированность, соблюдение

инструкции о порядке и последовательности выполнения работы, соблюдение

правил техники безопасности др.).

5. Заключительное слово преподавателя, умение видеть ошибки, допущенные

студентами в процессе самостоятельной работы, вскрыть их причины, указать пути

их предупреждения и исправления.

При анализе любого учебного занятия, а тем более занятия

производственного обучения, важно отметить не только его

познавательное, но и воспитательное значение, потому что своим

содержанием и организацией такое занятие способствует воспитанию качеств,

необходимых будущему специалисту: аккуратность в работе, точность,

скорость, ритмичность рабочих движений, правильность позы, чистота и

порядок на рабочем месте, экономное расходование сырья и материалов,

бережное отношение к оборудованию и инструментам.

Очень важен деловой и благожелательный тон обсуждения открытого учебного

занятия. Живой обмен мнениями, дискуссия в том случае полезны, если

вызывают не только желание критически оценить работу своего коллеги, но и

творчески использовать его опыт в работе.

После выступления присутствующих вновь слово предоставляется преподавателю,

проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не

согласен и почему, доказывает свою точку зрения. При хорошо организованном

обсуждении всегда можно добиться выработки единого мнения по

принципиальным педагогическим вопросам, найти правильное решение

Типы уроков

Структура урока усвоение новых знаний

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний

учащихся.

2. Сообщение темы цели, задач урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и

отношений в объектах изучения.

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Подведение итогов уроков и сообщение домашнего задания, если оно

необходимо.

В данной схеме не предусмотрено специального этапа закрепления знаний: на

таком уровне предполагает вовлечение целого ряда самостоятельных заданий с

целью осмысления, обобщение систематизации знаний, являющихся

одновременно условием, непроизвольного запоминания и закрепление наиболее

существенного материала.

Структура уроков усвоение навыков и умений.

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и

практического опыта учащихся.

2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учения учащихся.

3. Изучение нового материала.

4. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения

навыков.

5. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования

умений.

6. Итоги урока и оценка работы студента.

Структура урока обобщение и систематизация знаний.

1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

2. Воспроизводство и коррекция опорных знаний.

3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

4. Повторение, обобщение, систематизация понятий, усвоение соответствующей

системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

5. Подведение итогов урока и домашнее задание, если в этом есть необходимость.

Урок проверки, оценки и коррекция знаний, навыков и умений.

1. Мотивация учебной деятельности студента и сообщение темы, цели и задач урока.

2. Проверка знаний учащимися физического материала и умения раскрывать

элементарные внешние связи в предметах и явлениях.

3. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов и умений объяснять их

сущность, проводить наиболее убедительные аргументы к своим суждениям и

примеры).

4. Проверка глубины осмысления учащимися и степени обобщения их.

5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях.

6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях.

7. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.

8. Итоги урока и сообщение домашнего задания.

Структура урока программированного обучения.

I. Вводная беседа. Установка на изучение, цели и способы учебной работы,

ожидаемые результаты.

Выделение всех существенных элементов в той информации, которая

будет дельно изложена в программе.

II. Простая последовательная обучающая программа

или

Простая разветвленная программа

или

Дифференцированная разветвленная программа

или

Комбинированная программа

III. Итоговая беседа. Обобщение изучаемого в отдельном фрагменте программы.

Анализ по всем решениям контрольных заданий обучающей программы.

Пути совершенствования знаний при домашнем выполнении заданий.

Структура комбинированного урока.

1. Проверка выполнения учащимися домашнего задания фактического характера.

2. Проверка ранее усвоенных знаний.

3. мотивация учения учащихся и сообщение темы, цели и задач урока.

4. Восприятие и осмысление учащимися нового учебного материала.

5. Обобщение и систематизация знаний.

6. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

Комбинированный урок, цель которого усвоение навыков, умений и творческое

применение их на практике в измененных условиях может иметь следующую

структуру:

1. Воспроизведение опорных знаний, навыков и умений.

2. Мотивация учения учащимися и сообщение темы урока, цели и задач урока.

3. Изучение нового материала, его восприятие, осознание, осмысление.

4. Усвоение навыков и умений на готовом материале.

5. Первичное применение приобретенных навыков.

6. Усвоение обобщенных умений на основе применения знаний и навыков в

нестандартных условиях.

7. Самостоятельная работа на творческое применение знаний, навыков и умений,

проверка результатов выполненных заданий.

8. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Структура проблемного урока.

1. Организация условий для

возникновения проблемной

ситуации или создание

проблемной ситуации.

2. Определение проблемы

ее формирование.

3. Поиск путей решения учебной

проблемы.

Выделение частных проблем,

информации.

4. Выдвижение различных

гипотез и их развитие.

5. Коллективное индивидуальное

решение частных проблем,

проверка правильности решения,

исправление ошибок.

6. Решение главной проблемы урока

и закрепление нового материала.

Самостоятельная работа

на основе домашнего задания.

Эвристическая беседа на основе

домашнего задания.

Начало усвоения нового

материала.

Получение обратной

Частичное закрепление новых

знаний.

Формирование первоначальных

обобщений.

Уточнение понятий, законов,

правил.

Оперирование только что

полученными знаниями.

Самостоятельные выводы

Окончательная формировка ее.

Закрепление новых знаний.

Структура киноурока.

1. Вводная беседа.

2. Инструктаж задание для самостоятельной работы учащихся над содержанием

просматриваемого фильма.

3. Демонстрация фильма или кинофрагмента (рассказ, объяснение, комментарии

преподавателя по ходу демонстрации).

4. Беседа после просмотра по заданиям.

Структура урока-экскурсии.

1. Дидактическая (обучающая) цель экскурсии.

2. Виды экскурсий по целям проведения:

a. вводная

b. обобщающая

3. Виды экскурсии по содержанию:

a. предметная

b. комплексная

4. Объект проведения экскурсии:

a. разделы и темы курса, раскрываемые или закрепляемые в ходе экскурсии.

b. характер и содержание заданий учащимися для самостоятельных

наблюдений или выполнение работы.

c. требование к содержанию правил поведения и соблюдение мер

безопасности.

5. Деятельность учащихся во время экскурсии:

a. наблюдение

b. запись наблюдений

c. сбор материала

6. Оформление материала экскурсии.

7. Задание на дом.

Уроки-лекции.

Преподаватель отводит как правило 70-80 минут. В лекции излагаются наиболее

важные сведения по разделу, теме.

Цель: Довести до учащегося смысл темы, диалектику развития, указать

закономерности общественного развития, значения данной темы в системе

знаний.

В оставшиеся 15-20 минут учащиеся записывают задания по изучению данной

темы или разделу. Обсуждаются формы работы над темой, разделом,

дополнительной литературой. Вопросы для зачета, которые предусматривают

знания, навыки и умения по теме.

Уроки-практикумы.

Цель: Отработать навыки и умения работы с первоисточниками, проектной

документацией, инструкциями, периодической печатью, обучение умения

анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Подготовка таких знаний требует от преподавателя длительной и серьезной

подготовки по составлению памяток, карточек, индивидуального задания,

дополнительной литературы, подбор проблемных вопросов, отработка которых

формирует мировоззренческие выводы, которыми могут воспользоваться при

изучении последующего материала, при оценке жизненных ситуаций.

Урок-диспут.

Цель: Учить формировать собственное мнение и уметь его отстаивать.

Вырабатывать навыки публичного выступления, преодолевать робость,

застенчивость.


Уроки-консультации.

Цель: Развивать мыслительную деятельность учащихся. Заставлять задуматься над

проблемой. Уяснить в чем возникают затруднения, сформулировать вопросы, на

которые учащийся хотел бы получить ответ. Понимая трудность учащихся в

составлении вопросов, помогаю на первых порах формулировать вопросы.

Разрешаю задавать их на перемене и после уроков. Одобряю интересно

поставленные вопросы, вопросы с учетом дополнительного материала, вопросы

направленные на анализ конкретных современных событий, приучаю отыскивать

вопросы не только в журналах, но и в жизни.

Зачетные уроки.

Зачетные уроки - уроки индивидуальной работы, которые служат для контроля и

оценки знаний, а также имеют своей целью обучение, воспитание и развитие

индивидуальных способностей. На такого типа уроках широко используют

учащихся-консультантов, которые заранее проверяют и оценивают преподавателя

о накоплении оценок: на уроках появляется возможность творческого общения:

обсуждение проблем идет свободнее, можно высказать любые мысли-плохой

оценки или выговора не будет. Консультанты используют вопросы для зачета и

готовят карточки задания с включением вопросов теории, понятий, практических

заданий (работа с картой, атласом). При этом, учитывая особенности следующего

(способности, прилежание). Зачет проводиться не реже 1 раза в месяц. Большую

пользу получает и принимающий зачет происходит осмысливание, систематизация

материала, сопоставление нового и старого тем самым развивается мышление.

На зачет обычно отводится 2 часа. Получив карточку каждый в течении 5-10 минут

готовится, в течении последующего времени отвечает, ответив, присоединяется к

«экзаменатору» при опросе следующего, если не отвечает, готовится. Так решается

одна из важнейших задач массового и в то же время индивидуального обучения,

решить которую традиционными приемами не представляется возможности.

Уроки-конкурсы.

Уроки-конкурсы как правило проводятся с целью углубления знаний учащихся на

основе использования дополнительного материала, а также с целью выработки

умений быстрой ориентации учащихся, воспитания чувства товарищества,

ответственности за коллективную деятельность. Предварительно группа делится на

две команды по разным силам, которая продумывает конкурсные задания друг

другу, используя теоретические знания, навыки и умения.

Урок-конкурс несет в себе контрольную функцию.

Семинарские занятия.

Семинарские занятия - одна из форм активизации познавательной деятельности

учащихся. Они способствуют глубокому и прочному усвоению темы. Поскольку

семинарские занятия требуют от преподавателя и учащихся значительного

времени для подготовки, провожу семинары не более 2-х раз в семестр.

В этом году были проведены семинарские занятия по темам: «Коммунизм

начинается сегодня», «Национальные отношения в СССР в период

совершенствования социализма», «Труд и распределение при социализме».

Разыгрывание ролей более простой метод, чем деловые игры, имитационный

метод активного обучения, требующих меньших затрат времени и средств на

разработку и внедрение. Он эффективен при решении определенных плановых,

проектных, производственных задач.

Основные признаки метода разыгрывания ролей:

1. Наличие сложной задачи или проблемы и распределение ролей между

учащимися.

2. Различие интересов участников, представляющих всевозможные службы и

подразделения (производственный отдел, плановый отдел, отдел кадров).

3. Взаимодействия участников игрового занятия посредством проведения

дискуссии, каждый участник игры анализирует обстановку и вносит

предложения с позиции и с учетом интересов представляемого им

подразделения, в процессе обсуждения он (учащийся - должностное лицо)

может согласиться с мнением других участников.

4. Ввод преподавателя в процессе занятия корректирующих условий.

5. Оценка результатов обсуждения и проведение итогов педагогом, экспертной

группой указанные признаки метода разыгрывания ролей определяют

область его рационального применения, этот метод наиболее эффективен

при решении таких отдельных задач, которые не могут быть ориентированы

на какой-нибудь один критерий.

Игровое проектирование (конструирование, разработка методических

решений) характеризуется следующими признаками:

1. Наличие сложной инженерной и методической проблемы или задачу,

которую сообщает преподаватель. Он формирует контрольные вопросы по

проблеме.

2. Разделение обучающихся на небольшие соревнующие группы (группу может

представлять один учащийся) которые разрабатывают варианты решения

поставленной проблемы (задачи).

3. Имитация постоянно действующего производственного совещания

«Оперативки» на котором метод разыгрывания ролей публично защищают

варианты решений

Внедрение результатов открытого учебного

занятия в педагогическую практику

Одной из важных и остро стоящих проблем в методической работе

техникума, является внедрение передового педагогического опыта. Это относится и

к тому опыту, который демонстрируется на открытых учебных занятиях.

В большинстве случаев причина кроется в недостаточной педагогической и

методической подготовленности преподавателей, что мешает им быстро

уловить сущность новых передовых методов и средств обучения и творчески их

использовать.

Каждый преподаватель ценой немалых усилий, проб и ошибок должен

выработать свой методический почерк, свою систему. Поэтому очень важно,

чтобы руководители средних специальных учебных заведений не

становились на пути излишнего администрирования, требуя внедрения новых

форм и методов учебно-воспитательной работы без учета конкретных

условий и возможностей преподавателей, механического перенесения нового

опыта, бездумного копирования его внешних признаков. Для этого

необходимо глубокое изучение и заимствование не столько отдельных

деталей педагогического опыта, сколько той методической идеи, которая

заложена в нем. Заимствуя чей-то опыт, творчески работающие

преподаватели стремятся к его дальнейшему развитию и совершенствованию.

Результаты открытого учебного занятия затем доводятся до сведения всего

педагогического коллектива на педагогическом совете учебного заведения. В

решение педагогического совета включаются конкретные рекомендации по

использованию данного передового педагогического опыта.

Внедрению передового опыта способствует также тщательная обработка и

оформление материалов открытых учебных занятий: методических

разработок, пособий, планов - конспектов, выводов и рекомендаций по

использованию передового опыта. Все это должно накапливаться в

методическом кабинете (уголке) техникума, помещаться в специальных

выставочных шкафах или на стендах под рубриками: «В поисках

эффективных приемов и методов обучения», «Новое в методике

производственного обучения», «Знакомьтесь - передовой опыт» и др.

Свободный доступ к материалам позволит преподавателям (мастерам), не

присутствовавшим на открытом занятии, также ознакомиться с опытом коллег

и критически проанализировать собственную систему работы.

14

При оформлении методической разработки открытого учебного занятия

следует обратить внимание на ряд условий. Она должна оформляться четко,

грамотно, в соответствии с замечаниями и предложениями, высказанными при

анализе занятия. Необходимо указать, когда, в какой группе, по какой

дисциплине оно проводилось, четко обозначить тему в соответствии с

программой, методическую цель и т.д. Во введении необходимо кратко

указать, какое место занимает данная тема в изучении дисциплины почему

именно она выбрана для проведения открытого занятия, как давно использует

преподаватель те приемы и методы, которые он продемонстрировал, в чем их

ценность, каковы итоги работы по проблеме.

Методическая разработка выполняется не менее чем в двух экземплярах:

Один из них идёт в методический кабинет (уголок), второй - в

учебно-методический комплекс дисциплины дальнейшего использования самим

преподавателем и его коллегами.

Наиболее интересные в методическом отношении разработки необходимо

направлять в отраслевой и ведомственный учебно-методический кабинет с

целью распространения и внедрения передового опыта в практику других

техникумов страны.

Если же отлично проведенные открытые учебные занятия заканчиваются лишь

устным анализом и рекомендациями, то все ценное, что было показано, не

становится достоянием педагогического коллектива.

Таким образом, при правильной организации и проведении открытых

учебных занятий можно добиться повышения педагогического мастерства

преподавателей, привлечь их к более активному использованию богатейшего

арсенала приемов, методов и средств обучения, сделать достижения

отдельных преподавателей творческим достоянием всего коллектива.

Система открытых учебных занятий должна поддерживать все новое,

истинно передовое, что рождается в труде педагогического коллектива,

способствовать внедрению в практику прогрессивных форм и методов

обучения и воспитания студентов средних специальных учебных заведений.

Каждое учебное заведение работает на основе плана повышения

педагогического и методического мастерства, составленного в соответствии с

проблемой, педагогическим коллективом на определенный год или другой срок.


При этом методическая служба должна четко определить:

1 Достигнутые педагогические результаты:

1) Усвоение студентами системы знаний по предметам

2) Овладение общеучебными и специальными умениями и навыками

15

3) Уровень самостоятельности студентов

4) Познавательные потребности

5) Способность анализировать и оценивать явления социальной жизни,

системы ценностей студентов

6) Способность к самооценке

2. Определить педагогические возможности применяемых приемов,

форм, методов, средств - более рациональное использование учебного

времени.

3. Содержание опыта:

Что может быть изложено на уровне:

Описания отдельных приемов деятельности, средств обучения, форм

учебной и внеклассной работы.

Изложение принципов отбора учебного материала, организации

учебной деятельности выбора педагогических средств и т.д.

Характеристика пед. системы (методической, дидактической,

воспитательной).

Раскрытие педагогических идей, положенных в основу инноваций.

Уровень изложения содержания опыта определяется новизной его отдельных

элементов и их значительностью для достижения результатов.

Материалы, в которых освещается опыт могут быть представлены в

рукописном виде (реферат, выставка, тематические папки) или в

электронном, с показом отдельных видов практических занятий внеклассных

мероприятий, в которых конкретизируется содержание данного опыта и

место хранения этих материалов).

4. Распространение опыта:

Указываются преподаватели, использующие данный опыт, и владеющие им,

проводятся мастер - классы по принципу: «Я знаю, я могу!».

Преподаватель, обладающий тем или иным опытом, дающим результат,

Предметная комиссия, занимающаяся обобщением опыта, и методический

кабинет могут предоставить информационный бюллетень «Педагогический

поиск», где указывается автор опыта, его пед.стаж, дисциплины закрепленные за


преподавателем, краткая характеристика группы, её особенности, время, в

течение которого опыт формировался.

Информационный бюллетень № 1

О педагогическом поиске

Направление поиска:

Коллективные способы обучения как средство повышения познавательной

активности и универсальной компетентности на занятиях экономических дисциплин

Дисциплина: История ( на заочном отделении) обществознание , основы философии

Автор:

Гнатюк Марина Владимировна, преподаватель истории и обществознания

Бодайбинский горный техникум, г. Бодайбо Иркутская область, пед.стаж 11

лет.

Условия формирования опыта:

Первые курсы техникума, обучающиеся на базе 9 классов, средний балл

неполной средней школы 3,4.

Достигнутые результаты:

Методика обеспечивает познавательную активность студентов, повышает

интерес к теоретическим знаниям, приобретаются умения самостоятельно

изучать новый материал, студенты овладевают умением ставить вопросы,

требующие глубокого анализа социально - экономических и этических

проблем. Приобретают умения самостоятельно изучать новый материал в

определенной системе.

Содержание опыта:

Данная система представляет собой занимательно составленные

вопросники, анкеты, которые заставляют студентов быть активными

участниками каждого такого урока уметь ставить вопросы, при этом сначала

одобряются любые, но отмечаются наиболее содержательные. Вопросы

могут возникать и при обсуждении нового материала, при закреплении его, и

как самостоятельная работа с учебным или дополнительным материалом.

Обычно на таких занятиях ставится проблема для исследования студентам

предлагается составить вопросы, которые позволят найти её решение. Если

преподаватель посвящает этой работе большую часть времени -раздаются

карточки с заданием. Одно и то же задание, как правило, выполняют 3 - 4

пары, с тем, чтобы провести обсуждение составленных вопросов. В заключение

анализируются ответы, в том числе и вариант предложенный преподавателем.

Группа оценивает качество вопросов и глубину ответов.

Составленные вопросники помогают оценить знания студентов. Работа

может быть в парах и по группам. Активность студентов поддерживается

использованием приемов программированного опроса по изучаемым

темам. Структура таких занятий разнообразна. Иногда урок начинается с

фронтального опроса. Иногда предлагается составить два вопроса (знать

ответы на них обязательно). Разминка может предполагать узнавание

темы

или раздела, по которому задан вопрос. В любом варианте студенты

вынуждены оттачивать свое мастерство в искусстве ставить вопросы.

Публикации и рукописные материалы:

1. Подборка индивидуальных занятий по дисциплинам: обществознание, история, основы философии

2. Выступление на методсовете и заседаний П(Ц)К по

вопросу о

формировании профессиональных компетенций.

3.Методическое пособие: «Открытый урок как форма

повышения

квалификации преподавателя».

Распространение опыта:

Семинар - практикум для школы молодого преподавателя.

Индивидуальная работа с преподавателями П(Ц)К.


Примерный перечень образовательных целей:

1) Формирование у студентов системы знаний, необходимых для

профессиональной деятельности, для безопасности жизни, для

соблюдения ТБ.

2) Уметь быстро и правильно принять решение в ситуации...

3) Обосновать правильность норм выработки при использовании (тип

машины).

4) Определить экономическую выгодную используемого технического

оборудования.

5) Уметь делать расчеты.

6) Правильно оформлять техническую документацию.

7) Оценить значимость предлагаемого проекта.

8) Уметь составлять перечень оборудования для проведения

работ.

9) Умение пользоваться инструкцией.

10) Систематизация знаний по проблеме, теме...

11) Раскрыть суть изучаемого (физического, химического,

геологического, исторического, механического) явления.

12) Раскрыть основные правила пользования ВВ., тех. оборудования,

электроприборов и т.д.

13) Учить анализировать литературные произведения.

14) Закрепить знания по теме...

15) Сформировать знания о законе (название).

16) Научить составлять тезисы и конспекты.

17) Учить выделять основные признаки...

18) Показать широкое применение химии, других дисциплин в

экономике и быту.

19) Усвоение студентами технической, химической символики.

20) Уметь выделить в поэтическом, прозаическом, драматическом

произведении тему, идею сюжета, характеризовать их

художественные особенности.

21) Формировать умения работать с различными источниками

знаний, применяемыми при изучении (названия предмета).

22) Усвоить правило (назвать) и формировать умение применять

данное правило в стандартных условиях.

23) Учить сравнивать объекты по линиям сравнения.

24) Учить работать с учебным пособием.

25) Формировать у студента историческое, географическое,

технологическое мышление.

26) Научить пользоваться техническими средствами при

определении (силы тока, напряжения, картой, химическими

приборами, элементами для проведения практических работ).

27) Умение находить ошибку в расчете, рассуждении, схеме, проекте

и т.д.

Используемая литература:

1. Бабанский 10 К. Оптимизация учебно - воспитательного процесса М.

Специалист 2009 г.

2. Дмитриенко. Т.В. «Технологии, формирующие компетенции

специалиста». Специалист 2009 г.

3. Журнал «Специалист». За 2008, 2010, 2011, год.

4. Журнал «ССО». За 2005, 2007, 2009, 2011, 2012 год.

5. «Как учиться работать эффективно». Ю.З. Гильбух, Минск «Высшая

школа» 2003 г.

6. Личный опыт работы.

7. Методические рекомендации по психологии. Изд. Российского

государства пед. университета им. Герцена Ленинград 2001 г.

8. «Условие эффективности уроков». Москва 2006 г Институт повышения

квалификации.

9. «Совершенствование методов обучения». Научно - методический

центр СПО. Москва 2004 г





23


Методическое пособие для преподавателей. Тема: "Роль открытых учебных занятий в повышении педагогического мастерства преподавателей"
  • Другое
Описание:

«Ничто так человека не учит,

как опыт».

А. С. Макаренко

1. РОЛЬ открытых учебных занятий в повышении педагогического

мастерства преподавателей.

Средняя специальная школа вступила в новую фазу своего развития. Являясь

органической частью системы народного образования, она стала важным

звеном в реализации Основных направлений реформы

общеобразовательной и профессиональной школы. В условиях реформы

исключительно важное значение имеет проблема повышения

эффективности использования учебного времени, повышения

квалификации преподавателей и роста их педагогического мастерства. Эта

проблема должна решаться, главным образом, на основе использования

практического опыта, его учета, систематизирования и распространения.

Изучение передового педагогического опыта, его внедрение и

систематическое использование стали сейчас одной из важных задач

средней специальной школы. В пропаганде передового опыта немалая роль

принадлежит открытым учебным занятиям: урокам,-лекциям, семинарам,

деловым играм, мастер-классам, урокам-конкурсам урокам с элементами

ролевой игры, лабораторным работам, практическим занятиям в

учебно-производственных мастерских и др. Цель их проведения -

улучшить качество педагогического процесса, показать « в действии» те или

иные приемы методического мастерства, сделать их достоянием

большинства преподавателей и мастеров производственного обучения. В

каждом учебном заведении, наряду с квалифицированными

специалистами, работают молодые преподаватели и специалисты, не

имеющие педагогического образования. Для них важно не только изучить

передовой опыт по книгам и пособиям, но и увидеть его воочию, получить

конкретные представления о том, как основные педагогические принципы

реализуются в практической деятельности творчески работающих преподавателей,

как осуществляется руководство познавательной деятельностью учащихся и их

воспитанием.

Полезные открытые занятия и для преподавателей, обладающих большим

практическим опытом. Они помогают критически оценить свою работу, тщательно

проанализировать применяемые методы и средства обучения и воспитания.

При составлении плана открытых занятий нужно иметь в виду, что

проведение открытых учебных занятий поручается обычно наиболее опытным,

творчески работающим педагогам. Желательно, чтобы директор техникума и его

заместители показали в этом отношении пример, что повысит их авторитет

Автор Гнатюк Марина Владимировна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 943
Номер материала 4072
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓