Главная / Другое / методическое пособие для мастеров производственного обучения для планирования занятий учебной практики

методическое пособие для мастеров производственного обучения для планирования занятий учебной практики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ МАСТЕРОВ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ


РАЗРАБОТАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГБПОУ МО СТТ

ПЕЧЕННИКОВА ТАТЬЯНА

АНАТОЛЬЕВНА


Введение. Основные понятия.

Профессиональное образование – процесс формирования и обогащения установок, знаний, навыков и умений, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности.

Учебная деятельность, сопряженная с выполнением специализированных функций в системе производственного обучения, включает четыре компонента:

а) расширение и углубление фундаментальных знаний, составляющих теоретические основы профессии;

б) приращение знаний по специальным дисциплинам, относящимся к определенным областям профессиональных знаний;

в) освоение новых прикладных знаний и ноу-хау;

г) совершенствование навыков выполнения трудовых операций.

Учебный процесс – объект системный. Его компоненты – цели, содержание, формы, методы, средства и результат обучения – рассматриваются как взаимосвязанные в органическую целостность – обучающую систему, в которой системообразующим фактором является предметная деятельность учащегося.

Учебно-производственные работы – это работы, которые носят комплексный характер и выполняются учащимися в учебных мастерских, а также при обучении в условиях производства и повседневной практики, обязательно нормируются с соблюдением установленных норм времени учащихся.

План урока (занятия) производственного обучения – документ планирования производственного обучения.

Планирование производственного обучения – система мер и мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих качественную профессиональную практическую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях.

Планируя свою работу на конкретном занятии, постоянно помнить о самом сильном и эффективном «оружии» мастера – интересе учащихся, продолжением которого является возникающее увлечение будущей специальностью.


Сущность и структура поурочного плана и конспекта урока.

Итогом подготовки к уроку является составление плана урока. Продуманный план урока как отражение проделанной преподавателем подготовительной работы – пусть не гарантия, но обязательное условие хорошего урока. Без хорошего письменного плана немыслимы высокие результаты урока.

Составление плана урока, как и подготовка к его проведению, – дело творческое, обязательные рекомендации здесь недопустимы. Хотя единой, строго установленной формы плана не существует, план входит в обязательную документацию.

  • Планы лучше писать не в тетради, а на отдельных листах. Тогда если какой-то элемент занятия потребует изменения или переработки, это легко сделать.

  • Необходимо планировать время, затрачиваемое на различные этапы занятия. Вводный инструктаж или отвлечение на разъяснения могут занять неоправданно много времени. Следует контролировать, сколько запланировано и использовано.

  • В конспект материала, сообщаемого учащимся, полезно включать эскизы, формулы, записи, отмечать особо те проблемные ситуации, которые будут отрабатываться на занятии.

  • Межпредметные связи должны стать обязательным элементом при проведении вводных инструктажей.

  • Обязательно нужно нацеливать учащихся на чтение дополнительной литературы, рекомендовать книги, статьи из журналов, и не только по специальности, но и из истории техники, из серии ЖЗЛ и т.п.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого преподавателя. Требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

В плане урока указывается его материально-техническое оснащение (если оно недостаточно полно отражено в перспективно-тематическом плане), а также время, планируемое на каждый его этап.

Объем плана урока во многом зависит от содержания и цели урока, его места в учебном процессе, опыта преподавателя, от способности его держать в памяти основные излагаемые положения.

В практике работы преподавателей широко применяется составление конспектов изучаемого учебного материала. Составление конспекта – необязательный элемент в подготовке к занятию, однако хорошо подготовленный конспект помогает провести урок на высоком уровне, особенно в тех случаях, когда преподаватель не имеет достаточного опыта.

Конспект представляет собой краткое, в большинстве своем тезисное изложение основного учебного материала, включает необходимые расчеты, построения, выводы формул, табличные данные, схемы и т.п.

Как правило, конспект составляется целиком на тему или подтему, если тема очень крупная. Конспект готовится на основе учебника или учебного пособия с использованием дополнительных источников. Конспект – документ длительного пользования, его постоянно дополняют выписками из новых книг, материалов научно-технической информации, журналов, брошюр по обмену опытом, вырезками из газет и др. Таким образом, конспект содержит материал, который преподаватель постоянно пополняет, внося все новое, что он узнал, изучил.

Обычно конспекты составляются на отдельных листах и комплектуются в тематические папки. На уроке конспект является подсобным справочным материалом, к которому преподаватель обращается по мере необходимости.


Примерное содержание разделов поурочного плана.

Тема урока - заполняется согласно записи в журнале и теме в перспективно-тематическом плане.

Цель урока – ставится перед учащимися, является конечным (ожидаемым) результатом урока, вытекает из формулировки «учащийся должен уметь…» или «умение учащимся …» например: демонстрация приемов выполнения какого-либо действия, выполнить какое-либо действие (приложение № 1).

Задачи урока – ставятся для преподавателя как планируемые действия и средства достижения цели. Например: содействовать успешной демонстрации учащимися приемов выполнения какого-либо действия. Задачи отражают обучающий, развивающий и воспитательный характер целей урока (приложение № 1).

Компетенции:

Общие компетенции:

Профессиональные компетенции:

Умения:

Практический опыт:

Тип уроканапример: урок- изучение нового материала, урок-формирование умений и навыков (приложение № 2).

Форма уроканапример: практическое занятие, экскурсия, производственная практика и т.д. (приложение № 3)

Педагогические технологии - Классические и инновационные педагогические технологии, применяемые на уроке или этапах урока

Методы обучения – отражают уровни усвоения учащимися материала урока. Например: репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый (формулировки в современных пед.технологиях разные) (приложение № 4).

Форма контроля – индивидуальный, групповой, бригадный, фронтальный и т.д (приложение № 5)

Средства обучения – комплексно-методическое обеспечение урока (оборудование, плакаты, стенды, образцы, литература для сам. изучения на уроке, инструменты и т.д.) (приложение № 6)

Межпредметные связи – отражают связь урока производственного обучения на данном этапе с другими предметами общеобразовательного, общепрофессионального и профессионального цикла

Ожидаемый результат – является целепредъявлением, т.е. спланированным результатом урока, прогнозируемым состоянием обученности, формулируется в соответствии с целью урока.

Уровень усвоения учащимися материала урока – отражает общие и профессиональные компетенции учащихся. (приложение № 7)


Ход урока – разрабатывает преподаватель с учетом вышеописанных характеристик урока и с обязательным указанием времени и компетенции (ОК, ПК, ПО, У) на каждый этап урока.

Основные элементы урока:

  1. Организационная часть – подготовка группы к уроку

  2. Изучение материала урока (основная часть урока) - вводный и текущий инструктажи

  3. Заключительный инструктаж - подведение итогов урока (приложение № 7)


Приложение № 1

Цели обучения должны формулироваться конкретно и находить свое выражение в описании того прогнозируемого состояния обученности (ожидаемый результат), которое закладывается в их содержании. Цели обучения должны быть:

  • диагностичны - иметь однозначное описание, способы их выявления, оценки;

  • инструментальны - заданы в терминах деятельности учащихся;

  • реалистичны – иметь в наличие средства для достижения цели;

  • адекватны – соответствовать ожидаемому результату, с учетом уровня усвоения учащимися материала.

Конкретная рабочая цель урока, учитывающая все его задачи и условия проведения, определяется непосредственно перед уроком.

Цели обучения триедины и включают в себя развивающий, воспитывающий и образовательный компоненты. Эти компоненты тесно связаны между собой. Характер целей обучения определяется содержанием учебных предметов.

Наиболее общими целями обучения в учреждениях начального профессионального образования являются: достижение целостности профессиональных и общеобразовательных знаний и опыта деятельности, их интегрированности в единую систему; формирование научного мировоззрения и гуманистического ценностного отношения к миру; развитие навыков самоорганизации, приобретение опыта разноуровневой профессиональной деятельности, ответственности за ее результативность; адаптация учащегося к изменяющимся условиям жизни, подготовка к самостоятельной постановке и решению проблем.


Задачи образовательного процесса – это планируемые действия и средства достижения цели.

В процессе учебного занятия преподаватель ставит и решает следующие задачи, отражающие образовательные, воспитательные и развивающие функции целей урока:

- обеспечение качественного образования обучающихся, способствующего максимальному развитию их способностей, процессу становления личности, создание условий для ее самореализации.

 - создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности учащихся, всестороннего раскрытия его способностей;

-ориентация образовательного процесса на обучение и воспитание учащихся, способных к активному, интеллектуальному труду, формирование широко интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук;.

- выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, политической культуры, готовности к участию в демократическом самоуправлении;

-создание основы для осознанного выбора и освоения профессии;

-создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка;

-формирование у обучающихся адекватного восприятия знаний картины мира.


Задачи обучения на уроках производственного обучения.

В практике производственного обучения сложились следующие методические требования к обучению на уроках производственного обучения:

а) удовлетворять принципам обучения (посильность, доступность, систематичность, последовательность и т. д.) и учебной программе;

б) отражать общую цель программной темы, т.к. формирования знаний, умений и навыков происходит поэтапно:

I - этап первичных представлений (ознакомление);

II - этап понимания (когда учащийся может повторить, пересказать своими словами, найти объект на схеме, чертеже, рисунке; попробовать выполнить действие)

III - этап применения знаний, умений и навыков в типичной ситуации (когда учащийся научится выполнять типовую работу)

IY - этап творчества (когда учащийся может найти выход в нетипичной для себя ситуации, например, совершенствует оснастку).

Поэтому в ходе подготовки к урокам мастер должен при анализе темы учесть, когда будут уроки по ознакомлению с новыми видами деятельности, а когда по формированию и отработке умений, и отразить это при формулировании цели отдельного урока.

в) учитывать, что сами умения формируются в соответствии со следующими уровнями:

1 уровень – учащийся знает как, но еще не умеет – надо давать возможность попробовать и организовать это таким образом, чтобы исключить ошибки в начале, так как переучитывать будет труднее;

2 уровень – умеет, но только под контролем мастера или наставника.

3 уровень – учащемуся можно доверить самостоятельное выполнение типичных работ (здесь многое зависит от организации обучения в мастерской и материально- технического оснащения).

4 уровень – учащийся сумеет выполнить нетипичные (нестандартные) работы. Этот уровень обеспечивается, если мастер систематически организует обслуживание проблемных ситуаций, учит рассуждать, правильно выбирает виды изделий, при изготовлении которых учащиеся приобретают основы професионального мастерства. Иногда этот уровень называют творческим.


Задачи воспитания на уроках производственного обучения.

Одна из самых сложных проблем – формирование тех или иных качеств личности. Ее решение начинается с формулирования воспитательной задачи. А так как цели должны соответствовать содержанию программы, то и воспитание должно осуществляться средствами того учебного предмета, который ведёт педагог, надо помнить, что каждый урок имеет свои особенности. Хочется лишь подчеркнуть – только хорошо изучив содержание, цели и задачи своей дисциплины можно понять, что и как воспитывать на своих уроках.

В содержании и методике производственного обучения заложены большие возможности для формирования нравственных качеств личности, взглядов и убеждений учащихся, так как именно в атмосфере совместного производительного труда и ходе изготовления полезной продукции формируются такие качества будущего рабочего, как гордость за хорошо выполненную работу, стремление к взаимопомощи, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства и уважение к труду.

Следует помнить, что основа воспитания в процессе обучения – это собственные суждения учащихся, их критическое отношение к фактам и явлениям, с которыми они сталкиваются на современном производстве.

Чтобы конкретизировать воспитательную работу на уроках производственного обучения, необходимо проанализировать учебную программу с точки зрения ее воспитательного потенциала. Дело в том, что воспитывает и сама организация учебно-воспитательного процесса. Например, если организована работа учащихся по бригадам, то они приобретут навыки поведения в таком специфическом коллективе, и дело мастера – помочь каждому найти свое место в соответствии с индивидуальными особенностями, предоставить активным учащимся возможность проявить свои организаторские способности и деловую хватку. При этом надо обращать внимание на интересы и возможности других ребят, учить чуткости. ”Тихонь” же, наоборот, учить отстаивать свое мнение, давать поручения, вынуждающие проявлять самостоятельность, предприимчивость, настойчивость.

Что же касается самого содержания учебного материала, то на его основе формируются такие качества, как бережное отношение к технике, инструменту, материалам и, самое главное, формируется технологическая дисциплина

Конечно, сами по себе эти качества могут и не сформироваться. Мастеру необходимо сформировать воспитательные задачи, затем подобрать средства и методы своей работы в этом направлении.

К воспитательным задачам производственного обучения могут быть отнесены следующие:

  • воспитание технологической дисциплины;

  • воспитание ответственности за результаты выполненной работы;

  • содействие в ходе урока созданию атмосферы взаимопомощи и отношений;

  • содействие экологическому воспитанию учащихся и др.


Развивающие задачи производственного обучения.

Опытные педагоги стараются не только передать воспитаннику знания и умения, но и развить его способности для того, чтобы он мог совершенствоваться самостоятельно.

Чтобы целостно представить себе возможный круг развивающих задач, мастеру необходимо иметь в виду, что личность в психологическом плане характеризуется взаимодействием четырёх основных сфер - интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной. Вот почему, планируя развивающее влияние производственного обучения, следует учитывать развитие интеллекта (технического, технологического и пространственного мышления), воли, эмоций, мотивов(потребностей, интересов)учащихся.

Конечно, на уроке развиваются все грани личности. Но содержание одного из уроков особенно удачно может способствовать развитию интереса к избранной профессии, другого - развитию технологического мышления (при анализе технологической документации технологического процесса, при выборе заготовки, инструмента и др. ) или технического мышления (когда анализируется объект, его устройство достоинства и недостатки). Очень важен и эмоциональный фон урока. Доброжелательная оценка, похвала, атмосфера взаимопомощи, юмор создают благоприятные возможности для обучения и воспитания учащихся. Вот некоторые формулировки развивающих задач урока производственного обучения:

  • формирование (закрепление, отработка) умений планирования и самоконтроля;

  • содействие развитию воли и настойчивости (особенно при выполнении важных заказов ответственной или срочной работы);

  • развитие эмоций учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);

  • развитие интереса (когда говорим о значимости продукции, сравниваем технологии, знакомим с профессионалами высокого класса и др.);

  • развитие мышления (технологического, технического, пространственного) в соответствии с требованиями, предъявляемыми работникам отрасли;

  • развитие деловитости, предприимчивости, настойчивости.

Комплексное планирование целей или задач урока (обучающих, воспитательных, развивающих) ни в коем случае не означает такого их нагромождения на одном занятии, что их просто невозможно осуществить за отведенное учебное время. Вот почему мастер, продумав весь круг задач, вытекающих из содержания темы, должен выбрать наиболее важные.

Эффективность такого планирования состоит в том, что все выдвигаемые цели и задачи будут усиливать друг друга, помогать успешному решению вопросов. В этом случае на учащихся будет оказано более глубокое воздействие, чем при искусственно «притянутых» к основной теме воспитательных и развивающих задач.

Таким образом, важно не только формулирование целей, но и установка мастера на необходимость, значимость этой стороны процесса производственного обучения.




Примеры формулировки целей и задач урока.

Цели

Задачи

усвоение учащимися

повторение и закрепление учащимися

систематизация знаний учащимися

Содействовать развитию:

Содействовать воспитанию:

  1. функционального назначения

  2. принципа действия

  3. конструкции

  4. рабочего процесса

  5. терминологии

  6. возможных неисправностей

  7. инструментов, приспособлений и т.д.

  8. материала

  9. технологического процесса

  10. организационных принципов

  11. внутреннего строения

  12. свойств и характеристик

  1. логического мышления

  2. абстрактного мышления

  3. памяти

  4. умению работать с литературой

  5. вниманию

  6. реакции

  7. способности анализировать

  8. способности обобщать

  9. способности сравнивать

10. развитию культуры речи

11. навыков самоконтроля

1.трудолюбия

2.аккуратности

3.чувства ответственности

4.патриотизма

5.активной жизненной позиции

6.честности и правдивости

7.уважения к личности

8.самостоятельности

9.эстетических взглядов


Приложение № 2

Типы уроков производственного обучения.

В зависимости от того, каково содержание каждого элемента занятия, каковы методы, каково руководство мастера, какова по содержанию работа учащегося, занятия производственного обучения делятся на следующие типы:

Тип урока

Характеристика содержания, цели

Вводный


Ознакомление учащихся с профессией, характером и содержанием предстоящих работ, учебной мастерской, правилами поведения безопасности в учебной мастерской и учебном заведении. Ознакомление учащихся с базовым предприятием.

По изучению трудовых приёмов и операций


Формирование у учащихся персональных умений правильно и качественно выполнять все приёмы способы изучаемой операции в различных их сочетаниях в соответствии с инструктивными указаниями, пояснениями мастера и рекомендациями инструкционной карты.

По выполнению простых комплексных работ


Закрепление и совершенствование умений учащихся выполнять приёмы и способы труда, типичные для профессии, в различных сочетаниях при выполнении в учебных мастерских работ комплексного характера, включающих ранее изученные операции.

По выполнению сложных комплексных работ


Формирование умений и навыков выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ, сочетающих все ранее изученные технологические операции и способы труда, при обучении в учебных мастерских и в условиях производства.

     Формирование профессиональной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля. Обучению учащихся планированию учебно-производственного труда, воспитание технической культуры и творческого отношения к труду.


Контрольно-проверочный


Планомерное определение уровня профессиональных знаний, умений и навыков учащихся.




Приложение № 3

Форма производственного обучения – обучение, демонстрирующее умения и навыки целенаправленного преобразования объекта в разных условиях с использованием полученных знаний в качестве ориентированной основы практической деятельности.

Примерные формы уроков по производственному обучению:

урок-конкурс профессионального мастерства

урок-зачет

урок-практикум (самостоятельная работа учащихся)

семинар производственного обучения

производственная конференция

производственная экскурсия

урок инструктирования

урок-праздник первой детали

урок с участием новаторов производства

урок изобретательства и рационализации

урок-аукцион ученических изделий

урок-отчет

урок-«деловая игра»

комбинированный урок

урок-экзамен

урок-викторина

урок развития творчества

урок-консультация

смотр знаний

бинарный урок (теория + практика)

интегрированный урок (по межпредметным связям, возможно более двух преподавателей)

защита творческих работ


Специальные формы уроков производственного обучения и методические особенности их проведения.

В практике производственного обучения широко применяются и специальные формы занятий, к которым могут быть отнесены упражнения на тренажерах, лабораторно-практические работы, деловые игры, экскурсии и др.

Работа на тренажерах проводится в виде упражнений и может предназначаться для достижения следующих целей:

формирование первоначальных навыков (преимущественно двигательных) для достижения точности и уверенности действий;

отработка алгоритмов профессиональной деятельности;

предварительная подготовка к работе на сложном оборудовании.

Лабораторно-практические работы проводятся по относительно сложным разделам учебной программы. Им отводится важная роль в установлении связей между теоретическим и производственным обучением, в усвоении на основе самостоятельных наблюдений и анализа различных закономерностей и связей технологического процесса, в систематизации выводов по результатам эксперимента. Лабораторно-практические работы могут охватывать:

изучение способов пользования контрольно-измерительными инструментами и приборами;

наблюдение и анализ взаимодействия узлов машин и механизмов, описание устройства и работы приборов, аппаратов и т.п.;

диагностику неисправностей, настройку и регулировку аппаратуры;

определение свойств материалов, оценку шероховатости поверхности, геометрии режущих инструментов и т.п.

Письменная инструкция по лабораторно-практической работе может включать:

вводную часть (тема и цели работы, необходимый информационно-теоретический блок, перечисление используемого оборудования, принадлежностей, инструментов);

содержание хода работы и последовательности действий по ее выполнению;

рекомендации по оформлению результатов.

При необходимости в работе должны содержаться и предостережения по соблюдению безопасных приемов выполнения.

Лабораторно-практическая работа может проводиться фронтально (когда все учащиеся выполняют одинаковую работу) или в виде практикума (если материальная база не дает возможности осуществлять фронтальное изучение, работу выполняют звенья из 2-3 человек по скользящему графику).

Лабораторно-практические работы могут проводиться непосредственно при изучении нового материала (в этом случае они являются частью занятия) или после изучения соответствующего раздела темы. Решение о времени и целесообразности проведения лабораторно-практической работы принимает мастер производственного обучения.

Проведение деловых (учебно-производственных) игр является одним из активных методов группового обучения по совместной деятельности при решении конкретных производственных задач в условиях, максимально имитирующих реальные ситуации. Ввиду высокой эффективности эта форма получила широкое распространение, причем исходные данные и вводные (по ходу игры) могут задаваться в устной и письменной форме, а также по приборам тренажеров.

Цели деловой игры могут быть разнообразны – от определения характера деятельности исполнителя в условиях различного рода отклонений процесса от нормы до генерации идей новых технологий. Мастер должен четко продумывать постановку целей и задач, которые желательно достичь в результате проведения деловой игры. Для достижения успеха важно определить время проведения игры (достаточен ли «багаж» знаний у учащихся), создать нужное настроение.

Методика проведения деловых игр предполагает соблюдение ряда условий, обеспечение которых имеет решающее значение: – учащиеся должны знать принципиальные игровые правила (все участники равны и равноправны; на этапе выдвижения, генерации идей, какими бы странными они ни казались, запрещено отрицание);

игра должна проводиться по заранее подготовленному сценарию;

роли в составе команды должны быть распределены заранее;

началу игры может предшествовать разминка, а вхождение в ситуацию должно быть постепенным.



Приложение № 4

Метод обучения – способ организации деятельности по усвоению знаний, умений, формированию и развитию способностей. Исходным моментом здесь выступает формирование и усвоение самой деятельности.

Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям:

  • воспитывающий характер производственного обучении;

  • политехническая направленность производственного обучения;

  • проведение обучения на основе производительного труда учащихся;

  • доступность и посильность обучения, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  • сочетание наглядности и познавательно - творческим, развивающими, характером обучения;

  • систематичность и прочность усвоения знаний, навыков и умений в производственном обучении.

Под методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к труду, развития творческих способностей.

Методы производственного обучения имеют свои особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Это зависит и от разнообразия форм организации производственного обучения, характер профессий и других условий.

В процессе производственного обучения чаще всего приходится проводить занятий с отдельными подгруппами, звеньями и индивидуально. При выборе методов обучения следует исходить из того, что основными источниками информации во всяком учебном процессе являются слово, т.е. устная и письменная речь, чувственный образ, т.е. наглядность, и практическая деятельность. В связи с этим можно выделить три группы методов производственного обучения: словесные, наглядные и практические.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение. беседа, работа с технической литературой, устное и письменное инструктирование, производственные семинары.

Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.

Практические методы - упражнения в выполнении трудовых действий, заданий, работ и др. В основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность учащихся.

Можно выделить в особую группу такие методы, как решение производственно - технических задач, лабораторно - практические работы, самострельное выполнение производственных заданий проблемного характера. а также обучение на тренажерах.

Кроме перечисленных групп общих методов производственного обучения некоторые специалисты выделяют группу методов проверки и контроля знаний, навыков и умений в производственном обучении. Как правлю, методы обучения реализуются с помощью различных приемов, так метод показа трудовых действий может применяться с использованием таких приемов, как подготовка учащихся к наблюдению, расчленение трудового процесса. Изолированный показ отдельных элементов, замедление темпа рабочих движений, словесное описание и объяснение показываемого, демонстрация наглядных пособий. проверка восприятия с помощью вопросов, пробное выполнение действий отдельными учащимися.


Приложение № 5

Формы контроля на уроках производственного обучения.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

В соответствии с формами обучения при проверке знаний на практике можно применять три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый учащийся получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле группа временно делится на несколько подгрупп и каждой подгруппе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные. Групповую форму организации контроля можно применить при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала.


Приложение № 6

Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития; методические пособия, посредством которых реализуются методы обучения – организуется деятельность учащегося в процессе усвоения учебного материала. Будучи компонентом учебного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, типы, методы.

Все средства обучения, независимо от их дидактических функций, обладают общими для них функциями:

  • наглядностью, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой учащимися учебной информации, формирование представлений и понятий;

  • информативностью, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, т.е. носителями определенной информации;

  • компенсаторностью, облегчающей процесс обучения, способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого;

  • адаптивностью, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, адекватность содержания понятия возрастным особенностям учащихся, плавную преемственность знаний;

  • интегративностью, позволяющей рассматривать объект или явление как часть и как целое. Эта функция реализуется при комплексном использовании средств обучения, а также при использовании средств новых информационных технологий;

  • инструментальная, которая ориентирована на обеспечение определенных видов деятельности, действий, операций и достижение поставленной дидактической и производственной целей;

  • мотивационная, которая служит цели формирования устойчивой мотивации учебной деятельности.

Средства обучения как компонент дидактической системы выступают в качестве объекта между преподавателем и учащимся для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Они оказывают решающее влияние на качество знаний обучающихся, их умственное развитие и профессиональное становление личности.


Приложение № 7

Уровни усвоения учебного материала

Уровень усвоения показывает качество владения обучаемым учебным материалом.

Такая классификация позволяет четко формулировать дидактические цели при проектировании учебной программы и на их основе определять его состав.

Различают пять уровней усвоения учебного материала:

Нулевой уровень (Понимание) - это такой уровень, при котором обучаемый способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала, т.к. фактически речь идет о предшествующей подготовке обучаемого, которая дает ему возможность понимать новый для него учебный материал.

Первый уровень (Опознание) - это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов.

Второй уровень (Воспроизведение) - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти, решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу).

Третий уровень (Применение и творческая деятельность) - это такой уровень усвоения информации, при котором обучаемый способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых ситуациях. При этом обучаемый способен генерировать новую для него информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи; создавать новую информацию, ранее неизвестную никому. Пример: разработка нового алгоритма решения задачи.



Приложение № 8

Ход урока

1. Организационная часть (указать время)_____________________.

1.1. Контроль посещаемости и готовности к уроку (например, наличие спецодежды).

    1. Объяснение хода и последовательности проведения занятия, на­значение дежурных (при необходимости).

    2. Распределение по рабочим местам (при необходимости).

  1. Вводный инструктаж (указать время)__________________________

2.1. Сообщить тему программы и тему урока, объяснить его учебное значение.

    1. Проверить выполнение домашнего задания или провести повто­рение материала, пройденного на прошлых занятиях (при необходимо­сти) — у группы фронтально, у______ (указать фамилии) ин­дивидуально.

    2. Объяснить материал урока (по логике проведения занятия вы­брать следующие необходимые пункты).

  • Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.

  • Показать готовые образцы, эталонные изделия, объяснить их предназначение и значение для производства.

  • Разобрать рабочие чертежи, обратив внимание на условные обозна­чения в них шероховатости, точности, взаимного расположения поверхностей, на технические требования к изготовлению и т.п.

  • Опираясь на знания теоретических дисциплин, разобрать свойства материала изделия, способ получения заготовки, необходимые расчеты и др. (при необходимости).

  • Разобрать технологическую последовательность обработки, обращая и мание учащихся на особенности базирования, режимы обработки и др.

  • Рассмотреть применяемые инструменты, приспособления; разобрать специфику наладки и особенности эксплуатации оборудования (при не­обходимости).

  • Показать приемы работы (в соответствии с правилами демонстрации); предупредить о возможных ошибках при выполнении работы. 06ратить внимание на приемы самоконтроля, объяснить и показать способы измерений в данном случае.

  • Рассказать о передовых методах работы при выполнении задания, о приемах и инструментах новаторов производства, особенностях прогрессивных технологий обработки (при наличии таковых).

  • Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.

  • Провести инструктаж по правилам техники безопасности, обратить и мание учащихся на опасные зоны (приемы работы), требующие особой собранности при работе.

  • Предложить учащимся________________________ (фамилии) повторить рабочие приемы (порядок обработки или др.) перед группой; убедиться в понима­нии.

  • Сообщить учащимся критерии оценок (нормы времени, выработки).

3. Самостоятельная работа учащихся (указать время)______________.

Текущий инструктаж — целевые обходы рабочих мест учащихся

Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию. Особое внимание обратить на учащихся (фамилии).

Второй обход: обратить внимание на правильность выполнения приемов__________________________________________________ (каких, у кого).

Третий обход: проверить правильность соблюдения технологической последовательности изготовления изделия. Обратить внимание на соответствие режимов обработки.

Четвертый обход: проверить правильность ведения самоконтроля (про­межуточного, межоперационного и т.п.), соблюдение технических условий работы и др.

Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ. Выдать дополнительно задания _____________________ (указать кому) наиболее успевающим уче­никам.

  1. Заключительный инструктаж (указать время)________________.

4.1. Подвести итоги занятия (выполнение задания, которое было поставлено с выходом на целевую установку).

4.2. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызвав­шие.

Заключительный инструктаж должен носить обу­чающий характер. Мастеру желательно вовлекать обучающихся в обсуждение итогов занятий. Хорошо, если обучающиеся могут анализировать выполненную работу.


Приложение № 9

Уроки развивающего (инновационного) обучения


Отличия традиционного урока от развивающего.


Признаки

Традиционный урок

Развивающий урок

Цели

Формирование знаний, умений, навыков.

Развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации.

Формирование целостной системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков

Роль педагога и стиль его руководства учебной деятельностью

Предметно-ориентированная позиция.

Преобладают функции информатора и контролера.

Стиль авторитарно-директивный, репрессивный, инициатива у педагога, инициатива учащихся не поощряется

Позиция педагога ориентирована на личность учащегося.

Преобладает стимулирующая функция.

Стиль демократический, поощряется и поддерживается инициатива учащегося.

Профессиональная установка педагога.

Закрытость.

Ориентация на собственную активную деятельность.

Открытость.

Ориентация на солидарность и совместную деятельность с учащимися.

Методы.

Информационно-иллюстративные, репродуктивные.

Методы активного обучения: проблемное изложение, проблемные, исследовательские, рефлексивные.

Характер организации учебной деятельности.

Деятельность строится по схеме «знания - деятельность».

Преобладают задания репродуктивного типа, действия по образцу, алгоритму, даваемому педагогом в готовом виде.

Цели и способы, как правило, не обсуждаются.

Замысел и цель учебной деятельности часто бывают закрыты.

Деятельность строится по схеме «ориентировочное знание – деятельность – рефлексия – теоретическое знание».на первый план выдвигаются творческие и продуктивные задачи и задания.

Учебные цели и способы деятельности делаются достоянием учащихся. Они, приняв учебные задачи, осознанно включаются в познавательную деятельность.

Формы учебного взаимодействия и отношений.

Ведущая форма взаимодействия – подражание, имитация, следование образцам.

За учащимся закреплена позиция ведомого на протяжении всего обучения.

Однообразие социальных и межличностных отношений.

Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всем протяжении обучения.

Задания носят личностный и социально-значимый смысл.

Цели и задачи разрабатываются педагогами совместно с учащимися. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность.

Учащиеся находятся в активной позиции. Они осваивают разные позиции: партнера, руководителя, помощника.

Многообразие межгрупповых и межличностных отношений снижает конфликтность.

Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм изживается солидарностью.

Контроль и оценка.

Преобладает жесткий контроль в рамках жестко заданных правил. Самоконтроль отличается ситуативностью.

Мотивация осуществляется за счет ожидания «приговора» - оценки. Учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в интересах познания и личностного смысла.

Преобладает взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка.

Акцент делается на достижениях учащихся, а не на том, чего они не знают, не умеют.

Контролю подвергается ход деятельности, характер анализа.

Вводятся разнообразные поощрения для усиления публичного признания достижений. Эмоциональный фон контроля – позитивный.


Требования к современному уроку.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ –достижение учащимися целей урока; овладение учащимися в результате урока сознательными, глубокими, прочными знаниями и умениями, способами их получения и применения.


ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ – стремление разобраться в сущности изучаемого материала и эффективно овладеть знаниями и умениями; активный поиск путей самостоятельного решения познавательных и практических задач.


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, обеспечивающая осознанное и прочное усвоение знаний, формирование умений их применять; выработка умений самостоятельно приобретать, углублять и пополнять знания и умения.


­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ВЫСОКИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ (КМО) - комплексное применение различных форм, методов и средств с учетом их дидактических функций и возможностей; рациональная структура урока, учитывающая цели и задачи, логику учебного процесса, место в учебном процессе, условия



Т

Р

Е

Б

О

В

А

Н

И

Я


К


С

О

В

Р

Е

М

Е

Н

Н

О

М

У


У

Р

О

К

У


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ СИЛ УЧАЩИХСЯ – овладение учащимися рациональными способами мышления; формирование умений самостоятельно принимать рациональные решения в разнообразных учебных и производственных ситуациях


ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ – рациональное планирование, организация учащихся своей деятельности, самоконтроль;

Овладение умениями работать с документацией (книгой, учебным пособием, ТСО)


ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ – создание условий, когда требования к деятельности каждого учащегося соответствует его возможностям; организация учебного процесса такова, что каждый учащийся стремится решать учебные задачи собственными силами.


Требования к учебному процессу развивающего (инновационного) типа.


  1. Побуждать учащихся формулировать идеи и высказывать их в явном виде (даже если они невозможные).

  2. Сталкивать учащихся с явлением, которое входит в противоречие с имеющимися представлениями (формирует у учащихся критическое мышление).

  3. Побуждать учащихся выдвигать альтернативные предположения и догадки.

  4. Давать учащимся возможности исследовать свои предположения в свободной ненапряженной обстановке (это первый путь к общему обсуждению).

  5. Дать учащимся возможность применить новые представления (ЗУН), применительно к широкому кругу явлений.


Освоение развивающих методик требует от педагога:

  1. умение быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке учебного процесса (на уроке может что-то пойти не по плану и нужно быть мобильным)

  2. терпение при выслушивании учащихся, действительный интерес к его суждению (искренний интерес к личности учащегося)

  3. умение высказывать свое мнение, не подавляя мнение окружающих (широта взглядов)

  4. спокойствие при ошибках, умение без оскорблений и негативных оценок выслушивать, т.е. быть терпимым педагогом

  5. умение за нескладным выражением увидеть живую мысль, поддержать ее деликатно направить к поиску результата (конструктивность)

  6. положительное отношение к личности ребенка, безоценочное восприятие его мыслей, чувств, пристрастий, склонностей

  7. организации учебного пространства, располагающего к диалогу



Развивающее обучение имеет свои принципы:

  1. ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА - в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

  2. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ – не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

  3. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

  4. ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ – регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи.

  5. ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ – максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Развивающее обучение неразрывно связано с проблемными методами обучения, которые основаны на создании особого типа мотиваций, при этом сама мотивация – уже проблема, поэтому требуется соответствующий тип конструирования учебного материала.

Учебная проблема – это поисковая задача, для решения которой учащимся необходимы новые знания и умения и в процессе решения которой эти знания и умения должны быть «открыты» («Эврика») самостоятельно или с помощью педагога.

Проблемную задачу может ставить учитель или учащиеся, в зависимости от уровня развития:

1 уровень – преподаватель ставит проблемную задачу и дает пути ее решения (выбрать правильный ответ)

2 уровень – преподаватель ставит проблему – пути решения ставят учащиеся (тот же узел, но с отделкой)

3 уровень – преподаватель подводит к проблеме – а проблему ставят сами дети (а что будет, если изменить материал)

Общая схема проблемного метода:

Развивающие технологии – это все те методы, которые направлены на всестороннее развитие личности учащегося. В образовательном процессе применяют различные развивающие методики и приемы:

  • УДИВЛЯЙ - - учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным (воротники времен средневековья)

  • ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ - учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать нераскрывающиеся вопросы

  • ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ - учащиеся составляют серию вопросов к изученному материалу

  • ОПРОС – ИТОГ - в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока (например: что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнал?)

  • МОЗГОВОЙ ШТУРМ - решение по опыту пиратов методом перебора вариантов

  • ТЕХНИКА АКВАРИУМА - решение принимается путем набора аргументов

  • ТЕХНИКА ОТКРЫТОЙ ЧАШИ - одно свободное место для выступлений «за» или «против»

  • ИГРА – ТРЕНИНГ - позволяет растворить скуку однообразия при большом количестве монотонных упражнений или действий («логическая цепочка из операций»)

  • РЕЖИМ «НОН-СТОП» - позволяет переключать внимание с одного действия на другое



Виды проблемно – производственных заданий.

анализ технологической

hello_html_45176216.gifдокументации



задание по составление инструкционно- задания на составление

аhello_html_mb397585.gifнализу и обобщению технологической производственных

учебного материала документации таблиц

hello_html_50cc45c4.gifhello_html_45fbd577.gif

анализ вариантов

производственных

процессов

hello_html_36d02073.gifhello_html_m4128a5b6.gif

проблемно виды проблемно- составление

пhello_html_m132cedae.gifhello_html_m408e67fc.gifроизводственные производственных алгоритмов

hello_html_3e3f01b5.gifhello_html_m58902907.gifрасчеты заданий деятельности

hello_html_1aa9deb3.gif

составление задание на составление

расчетно-графических применение знаний в структурно-

схем нетиповых условиях технологических схем


Приложение № 10


Показатели оценки результата проверки профессиональных компетенций (формулировки)

- анализ …………. на основании заданных условий и в соответствии с ………..;

- выполнение поверки средств измерений в соответствии с допустимыми погрешностями;

- выполнение правил по охране труда и санитарно-гигиенических требований;

- владение технологией …………………….;

- выполнение ……….., ведение  ……………… в соответствии с требованиями …………;

-ведение учета и хранения отчетных данных;

- владение технологией …………………….;

- владение методикой ……..;

- владение полной информацией об ……;

- выполнение творческого задания;

- выполнять ………… согласно техпроцесса;

- выполнять сборку ……….. согласно …………………;

- выполнены в соответствии с основными (изученными) свойствами веществ;

- воспроизведены в соответствии с терминологическим аппаратом;

- грамотное заключение по результатам диагностирования;

- диагностика …………….. в соответствии с технологической последовательностью;

- демонстрация процедуры ……………….;

- демонстрация знаний по …………;

-информирование потребителя о ………;

-использование …………….  для ………………..;

- изложены правильно, в полном объеме, в соответствии с ….;

- качество выполнения работ по …………;

- качество выполнения ………….;

- качество снятия и установки ………;

- качество составления учетной документации;

- консультирование …………… о …………………….;

- обоснованный выбор ……. оборудования для определения технического состояния …….;

- обоснованный выбор соответствующих инструментов и приборов;

- определение по виду ………..;

- определение качества сырья по органолептической оценке;

- обоснованность подбора ………;

- обоснованный выбор ………….;

- определение измеряемых величин;

- определение измеряемых величин;

-оформление и составление ………………..;

- определение неисправностей ……………. и их устранение в соответствии с техническими условиями;

- оформление отчётной документации необходимой для …………., в соответствии с ……..;

- организация рабочего места;

- проведение диагностирования ……. в соответствии с алгоритмом;

- правильность выбора ………  для определения …………..;

- правильность выбора комплекта учетно-отчетной документации по ….;

- перечисление    марок и технических характеристик ….;

- перечисление основных …………..;

- правильность проведения органолептической оценки качества сырья и продукции в соответствии с требованиями к качеству;

- правильность чтения чертежа;

- правильность выбора ……………. при …………;

- правильно подобрать оборудование  в соответствии с технологическим процессом;

- производить правильный контроль выполненных ……………….;

- подготовить рабочее место согласно Инструкции;

- правильность подготовки …………………;

- правильность осуществления контроля…………….;

- подбор инструмента и оборудования;

- перечисление …..;

- подбор ……………..;

- правильность проведения органолептической оценки качества сырья и продукции в соответствии с требованиями к качеству;

- рациональность использования специального инструмента, приборов, оборудования;

- рациональное использование сырья в соответствии с таблицей ……..;

- разборка и сборка ……………. в соответствии с технологической последовательностью;

- расчет …………;

- соблюдение требований безопасности труда;

- соблюдение последовательности приемов и технологических операций;

- систематизированы правильно, в полном объеме в соответствии с …;

- соответствие ……… технологическим требованиям;

- соответствие подбора ………..;

- соблюдение правил хранения ……...;

- соблюдение последовательности приемов и технологических операций простой и средней сложности;

- соблюдение правил …….;

- соответствие подбора и использования инвентаря и оборудования;

- соблюдение правил …… в соответствии …...;

- соответствие подбора и использования инвентаря и оборудования требованиям технологического процесса;

- соблюдение последовательности приемов и технологических операций в соответствии с нормативно- технологической документацией (сборниками рецептур, технологическими картами);

- сравнение измеренных величин с параметрами;

- соблюдение техпроцесса;

- точность проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами;

- точность определения ………, объема работ по их устранению и ремонту;

- точность и грамотность оформления учетной документации;

- точность и обоснованность определения видов и способов выполнения……;

- ТО и ремонт механизмов в соответствии с техническими условиями;

- минимизация потерь …….. при ……..;

- настройка и работа с …………………;

- умение делать правильные выводы и обобщения;

- установление всех различий;

- эстетичность оформления ……


Источники.

  1. Богословский В.В., Маркелова В.А. Некоторые профессионально значимые свойства личности мастера производственного обучения // Проблемы совершенствования подготовки мастеров производственного обучения для средних профтехучилищ. Л., 1980

  2. В.А. СКАКУН. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ. Методическое пособие Издание второе, переработанное и дополненное МОСКВА - ВЫСШАЯ ШКОЛА - 1988

  3. http://coolreferat.com

  4. http://lib.znate.ru

  5. http://topreferat.znate.ru

  6. http://lib2.znate.ru

методическое пособие для мастеров производственного обучения для планирования занятий учебной практики
  • Другое
Описание:

Профессиональное образованиепроцесс формирования и обогащения установок, знаний, навыков и умений, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности.

Учебная деятельность, сопряженная с выполнением специализированных функций в системе производственного обучения, включает четыре компонента:

а) расширение и углубление фундаментальных знаний, составляющих теоретические основы профессии;

б) приращение знаний по специальным дисциплинам, относящимся к определенным областям профессиональных знаний;

в) освоение новых прикладных знаний и ноу-хау;

г) совершенствование навыков выполнения трудовых операций.

Автор Печенникова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 3380
Номер материала 31044
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓