Главная / Начальные классы / Методическое пособие «Дидактические игры на уроках математики в 1 классе»

Методическое пособие «Дидактические игры на уроках математики в 1 классе»







Методическое пособие

«Дидактические игры на уроках математики

в 1 классе»












Авторы:

Гордеева Е. В.

Колокольцова Н. Е.




Изменения, происходящие в Казахстане, затронули все направления в государстве и в первую очередь образование. Казахстанскому обществу нужны образованные, нравственные, коммуникабельные люди, умеющие принимать решение, делать выбор и нести за него ответственность.

Поэтому в настоящее время обучение ориентируется на личность. Цель личностно - ориентированного обучения - развитие ребёнка, как особенного, единичного индивида, носителя своеобразных черт, отличающих его от других. Результатом обучения является формирование ключевых компетентностей:

- компетентность разрешения проблем;

-информационная компетентность;

-коммуникативная компетентность.

В связи с этим меняются функции и формы организации урока. Урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.

Известно, что для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В младшем школьном возрасте им становится учение. Во время перехода от одного вида деятельности к другому роль игровых средств возрастает. Игры, игровые моменты помогают быстрее адаптироваться в учебном процессе, уменьшают степень психологического напряжения.

Дидактические игры стимулируют общение между преподавателем и учащимися, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Это способствует развитию коммуникативной компетентности.

Если игра не привела к нужным результатам, возникает необходимость подумать, найти закономерность в действиях, понять, почему задача не решается, какие приёмы следует применить, чтобы приблизиться к цели. Таким образом, происходит развитие компетентности разрешения проблем.

Поскольку ведущим видом деятельности младших школьников является учение, то дидактические игры развивают и информационную компетентность, так как для решения дидактической задачи ученик использует собственные знания и ищет новую информацию.

Кроме того, работа над дидактической задачей активизирует всю психическую деятельность ребёнка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение, логика.

В процессе дидактической игры формируется умение работать самостоятельно. Осуществлять контроль и самоконтроль.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Она начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребёнка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что – то неинтересное, даже если взрослые настаивают.

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные  игры и игры–забавы.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.
1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.
4. Следует обратить внимание  на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.
В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.
Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход  от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

При организации математических игр необходимо придерживаться следующих положений:


-Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, доступными для понимания младшими школьниками. Если материал посилен только отдельным ученикам, а остальные либо не понимают правила, либо слабо разбираются в содержании математической или логической стороны игры, то она не вызовет интереса детей и будет проводиться только формально.

  • Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она вызывает слишком бурную реакцию у ребят, но не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной деятельности, не развивает математическую зоркость их и внимание.

  • При проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего коллектива присутствующих учеников. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.

  • Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из них станет активным их участником. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

  • Игровой характер материала по математике должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети будут во всем видеть только игру.

  • На уроках математики игры имеют познавательное значение, поэтому в них  на первый план выдвигается умственная задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Тогда они будут содействовать не только формированию логического мышления младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи.

  • В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание. Игру не следует обрывать незавершенной. Только при этих условиях она оставит след в сознании ребят.

Дидактические игры, которые использовались на уроках математики, в предлагаемом сборнике даны блоками, взятыми из учебной программы:

- Простейшие представления;

- Числа в пределах 10;

-Табличное сложение и вычитание;

- Полные десятки. Сто.

Основная задача занимательного материала, используемого на уроках математике, состоит в том, чтобы помочь детям в усвоении основных вопросов программы.





















Простейшие представления.

При изучении тем данного блока у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

- Последовательность ряда однозначных чисел;

- Название геометрических фигур.

Дети должны уметь распознавать геометрические фигуры по форме и размеру, количеству и пространственному расположению.

На данном этапе использовались следующие игры.



Дидактическая игра "Чудесный мешочек".

Дидактическая цель: обобщение знаний о геометрических фигурах.

Средства обучения: Мешок из непрозрачной ткани 30*40 см, геометрические фигуры из плотного картона.

Содержание игры: В мешочек из непрозрачной ткани кладутся различные геометрические фигуры. Дети достают по одной фигуре. Есть два варианта: более простой - ребенок достает и называет предмет. И второй, более сложный - ребенок на ощупь должен угадать: "Что в мешочке?"


Дидактическая игра "Поймай рыбку".


Дидактическая цель: обобщение знаний о геометрических фигурах.


Средства обучения: Рыбки в виде различных геометрических фигур.


Содержание игры: На доску выващиваются рыбки в виде различных геометрических фигур. Каждый ряд должен собрать определённый вид рыбок. Дети выходят по очереди к доске и выбирают нужную фигуру.

Побеждает тот ряд, который соберёт своих рыбок быстрее и правильнее.


Дидактическая игра "Живой уголок".


Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, знакомство с понятиями “больше”, “меньше”.


Средства обучения: карточки с животными и кормом.


Содержание игры: учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых)». При помощи составления пар проводится сравнение. Аналогично можно проводить игры на уменьшение количества предметов.


Дидактическая игра "Собирай - ка".


Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, обобщение знаний о геометрических фигурах.


Средства обучения: различные по размеру геометрические фигуры из плотного картона.


Содержание игры: Из набора геометрических фигур составляются различные предметы под руководством учителя или самостоятельно.

Например, дом. Учитель предлагает ученикам положить на середину листа большой квадрат, сверху на квадрат - подходящий по размеру треугольник. С правой стороны треугольника прикрепить маленький прямоугольник. В правый верхний угол выкладывается круг и т. д. Выбор предметов не ограничивается. Это могут быть и животные, техника и многое другое.


Дидактическая игра "Собери робота".


Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, обобщение знаний о геометрических фигурах.


Средства обучения: корзина, различные по размеру геометрические фигуры из плотного картона.


Содержание игры: участники команд по очереди берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?






Числа в пределах 10.

При изучении тем этого блока у детей должны быть сформированы следующие знания:

- Последовательность ряда однозначных чисел;

- Знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием;

- Знаки сравнения (<, =,>);

-Название выражений, связанных со сложением и вычитанием.

- Переместительное свойство сложения;

Первоклассники должны к концу года уметь:

- Читать, записывать и сравнивать однозначные числа;

- Составлять, читать, записывать и находить значение простейших числовых выражений;

-Измерять длину отрезка с помощью линейки;

-Построить отрезок заданной длины.

При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка», используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применять следующие игры.


Дидактическая игра "Хлопки".


Дидактическая цель: формирование умения соотносить количество предметов с нужной цифрой.


Средства обучения: карточки с рисунками.


Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задаёт ритм хлопков).





Дидактическая игра "Лучший счётчик".

Дидактическая цель: формирование умения соотносить количество предметов с нужной цифрой, сравнивать группы предметов.


Средства обучения: карточки с рисунками и цифрами.


Содержание игры: учитель на доске по секторам размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.


Дидактическая игра "По порядку номеров".


Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.


Средства обучения: карточки с цифрами.


Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.


Дидактическая игра "Составим поезд".


Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.


Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них исполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, играя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон,  и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”.
На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.


Дидактическая игра "Подарки Петрушки".


Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.


Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.

Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Весёлый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их?
Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.


Дидактическая игра "Украсим ёлку игрушками".


Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.


Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся, рисунки игрушек с цифрами.


Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке  - звезда с числом 10.  Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе  сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.





Дидактическая игра "Числа, бегущие навстречу друг другу".


Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.


Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:

0  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
0 + 10 = 10                10 + 0 = 10
1 +  9  = 10                   9 + 1 =10
Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”.



Дидактическая игра "Слушай и считай".


Дидактическая цель: закрепление знаний о составе чисел первого десятка.


Средства обучения: карточки с цифрами.


Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами  от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.
Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.








Дидактическая игра "Войди в ворота".


Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.


Средства обучения: карточки с цифрами.


Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами.  В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.


Дидактическая игра "Контролёры".


Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.


Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй  - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например, 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.









Дидактическая игра "В гости к Белоснежке".


Дидактическая цель: закрепить умение измерять отрезки при помощи линейки, знание состава чисел в пределах десяти.

Средства обучения: картинки с Белоснежкой , гномиками. Отрезки разной длины из картона.

Содержание игры: на доске вывешивается картинка с Белоснежкой, каждый ряд получает картинку с гномом. На каждую парту выдается два отрезка из картона : 1 ряд – 3см и 4см; 2 ряд – 6см и 2см; 3 ряд – 5см и 4см. Детям предлагается измерить длину своего отрезка и проверить измерения соседа. Затем вычисляется сумма длин отрезков и узнаётся путь гномика к Белоснежке. Выясняют, чей гномик добрался быстрее и почему, путём сравнения чисел.



В связи с компьютеризацией в современной школе становится возможным использование на уроках математики ИКТ. В данном пособии в приложении № 1 представлено несколько слайдов используемых при изучении блока «Числа в пределах 10».
































Табличное сложение и вычитание.

При изучении тем данного блока у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

- Таблицу сложения в пределах 10;

- Свойство 0 и 1 при сложении и вычитании.

Учащиеся должны уметь:

- Выполнять действия вычитания с использованием таблицы сложения в пределах 10;

- Решать простые задачи на сложения и вычитания;

- Составлять, читать, записывать и находить значения простейших числовых и буквенных выражений;

- Выполнять действия сложения и вычитания с использованием свойств 0 и 1.



Дидактическая игра " Угадай число".

Дидактическая цель: подготовить к изучению буквенных выражений.

Средства обучения: карточки с примерами и цифрами.

Содержание игры: на доске или на карточках учитель даёт примеры с пропущенными числами (вместо числа - окошко). Ученики показывают нужную цифру или вписывают её в карточки.



Дидактическая игра "Число потерялось".

Дидактическая цель: закрепить умение находить значения простейших числовых и буквенных выражений.

Средства обучения: карточки с буквенными выражениями и цифрами.

Содержание игры: на доске или на карточках детям предлагаются буквенные выражения. Первоклассники объясняют разницу между буквенным и числовым выражением. Ученики заменяют буквы подходящими цифрами.





Дидактическая игра "Кто быстрее?".

Дидактическая цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10.

Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры: на доске записаны числовые выражения в три столбика. Учащиеся с каждого ряда по очереди выходят к доске и находят значения выражений. Остальные ученики контролируют правильность ответов. Побеждает ряд , который правильно и быстро выполнил вычисления.



Дидактическая игра "Живые примеры".

Дидактическая цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10, закрепить знание терминов связанных со сложением и вычитанием.

Средства обучения: карточки с цифрами и знаками.

Содержание игры: учитель предлагает: « Увеличьте число 7 на 3.» Учащиеся с помощью карточек составляют и находят значение выражения. Для поверки к доске приглашаются несколько человек, в руках у которых карточки с нужными цифрами и знаками. Они составляют выражение с ответом. После этого ученик с цифрой называет, каким компонентом является его число в выражении.



Дидактическая игра "Будь внимательным".

Дидактическая цель: закрепить умение решать простые задачи на сложение и вычитание, развивать внимание.

Содержание игры: Учитель предлагает ученикам решить задачи в стихах. ( Приложение №1).













Полные десятки. Сто.

При изучении тем этого блока у учеников должны быть сформированы следующие умения:

- Читать, записывать и сравнивать полные десятки;

- Выполнять действия сложения и вычитания десятков;

-Решать простейшие уравнения способом подбора.


Дидактическая игра "Спор цифр".

Дидактическая цель: познакомить учащихся с записью полных десятков. Повторить свойство нуля при сложении и вычитании.

Содержание игры: Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.
               - Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка.
               - Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.
- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я  встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!
Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).
- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! – Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50)
Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала.
- Я  увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.
Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой.
- Я  больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица.
Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:
- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)
- Я  десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?
Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).
- Я  семь десятков, 70, понимаешь?
Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…
Учитель спрашивает:
- Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать?
- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки.
Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.
В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого его места.

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра “Молчанка”.





Дидактическая игра "Молчанка".

Дидактическая цель: закрепить умение читать и записывать полные десятки.

Средства обучения: абак, карточки с разрезными цифрами.

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках полные десятки , а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.





Дидактическая игра "Освободи птичку".


Дидактическая цель: закрепить знание полных десятков.

Средства обучения: картинки с птицами и клеткой, деревом, карточки с цифрами.

Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку  из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 0 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.





Дидактическая игра "Найди цифру".

Дидактическая цель: закрепить знания последовательности полных десятков.

Средства обучение: карточки с числами: 10, 20, 30, 40,50,60, 70, 80, 90, 100 .

Содержание игры: на доске два плаката, где в беспорядке прикреплены числа от 10 до 100. Участники команд по очереди снимают числа по порядку и составляют из них ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд.










































ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

ЗАДАЧИ В СТИХАХ.

1. На прогулку из яслей,
Вышли десять малышей.
Пять из них на травку сели,
Остальные – на качели.
Сколько ребят село на качели? (5)

 

2. Слон, слониха, два слоненка,
Шли толпой на водопой,
А навстречу три тигренка,
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей? (7)

 

3.Дядя Ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же – зайчатам.
Сколько груш дядя Ежик
дал зайчатам? (3)

 

4.Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку,
И маленькую собачонку.
Сколько вещей, включая собачонку,
Сдавала дама в багаж? (7)

 

5.Белка с рынка возвращалась
И с Лисою повстречалась.
– Что ты, Белочка, несешь? – 
Задала Лиса вопрос.
– Я несу своим детишкам
Два ореха и три шишки.
Ты, Лиса, мне подскажи:
Сколько будет два плюс три? (5)

 

6.Пять щенков в футбол играли,

Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет? (4)

 

7.Вот восемь зайчат
По дорожке идут,
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится очень
Зайчишек домой? (10)

 

8.Как-то раз в лесу густом
Еж себе построил дом,
Пригласил лесных зверей.
Сосчитайте их скорей:
Два зайчонка, два лисенка,
Два веселых медвежонка,
Два бельчонка, два бобра.
Называть ответ пора! (10)

 

9. Разноцветные клубки

Бабушка достала

И для внуков дорогих

Подарочки связала:

Шапочку - для Маши,

Кофточку - Наташе,

Варежки - Илюше,

Носочки - для Андрюши,

Шарфик - для Ромочки

Перчатки - для Томочки.

Рады внучата подаркам таким,

Сказали спасибо все как один.

Сколько же всего ребят

Бабушку благодарят? (6)

 

10. Шесть гусей в пруду купалось,

Двое во дворе осталось.

Сколько было всех гусей?

Сосчитайте поскорей! (8)

 

11. Кормушку для птиц

Мы к зиме смастерили,

Ягоды, зерна в нее положили.

Гости себя не заставили ждать –

Стали мы птиц на кормушке считать:

Два свиристеля, четыре синицы,

Три снегиря да один воробей.

Сколько всех птиц?

Отвечайте скорей! (10)

 

12. В карманах у Нины

Лежали мандарины:

В левом - пять, а в правом - два.

Три штуки Нина отдала.

Сколько мандаринов

Осталось у Нины? (10)

 

13. Яблоки созрели, с яблони упали.

В сад пришли ребята,

Яблочки собрали:

Красных - девять, желтых - восемь.

«Сколько их всего?» - мы спросим.(17)

 

14. Утята плавали в пруду

У мамы утки на виду.

Вот нырнули пять утят,

А трое утят нырять не хотят.

Сколько всего утят напруду? (8)

 9. По грибы пошли ребята.

Вот пенек. На нем - опята. 

Шесть опят собрал Игнат,

И четыре опенка

Собрала его сестренка.

Сколько всего опят

В корзине у ребят? (6)

 

15. У Маши были конфеты.

Она угостила Свету, Наташу,

Иру, Сережу, Таню и Петю тоже.

Одна конфета осталась,

А Машенька растерялась:

Сколько же было конфет?

Кто может дать ответ? (7)

 

16. Семь ребят каталось с горки.

Убежал домой Егорка,

А потом ушел Вадим

И Сережа вслед за ним.

Сколько на горке осталось детей?

Кто посчитал, отвечайте скорей! (4)


17. Папа аквариум Саше купил,

На праздник сынишке его подарил.

Шесть рыбок в аквариум мама купила,

И бабушка восемь еще подарила.

А сколько же рыбок? Как Саше узнать?

Он мал и еще не умеет считать.

Пожалуйста, Саше, друзья, помогите –

Количество рыбок ему назовите! (14)

 

18. Много зверей в зоопарке живет:

Белый медведь, жираф, бегемот,

Тигр, шимпанзе, лиса и енот,

Слон, леопард, снежный барс и койот.

Кто потрудился зверей сосчитать,

Прошу вас ответ немедленно дать! (11)

 

19. В тихой заводи реки

Жили-были окуньки.

Двух поймали рыбаки,

А семь в реке осталось.

Сколько окуньков сначала

В заводи плескалось? (9)






























































Методическое пособие «Дидактические игры на уроках математики в 1 классе»
  • Начальные классы
Описание:

Методическое пособие «Дидактические игры на уроках математики в 1 классе» составлено совместно с Колокольцовой Надеждой Евгеньевной. 

В методическое пособие вошли дидактические игры, собранные из различных источников, а также авторской разработки. Особенностью данного сборника является распределение игр по разделам в соответствии с календарно - тематическим планированием. 

 

Дидактические игры стимулируют общение между преподавателем и учащимися, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Это способствует развитию коммуникативной компетентности. 

Автор Гордеева Елена Викторовна
Дата добавления 29.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 2416
Номер материала 5962
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓