Главная / Иностранные языки / Методическое объединение учителей иностранного языка Повышение мотивации к предмету путем создания на уроках немецкого языка условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности

Методическое объединение учителей иностранного языка Повышение мотивации к предмету путем создания на уроках немецкого языка условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности

Название документа Анкеты - Мотивы антимотивы.doc

Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов

I. Составьте рейтинг учебных предметов. Выпишите в столбик все предметы, которые вы изучали в прошлом учебном году и будете изучать в этом учебном году. Сколько получилось всего? Поставьте эту цифру напротив самого любимого предмета. Напротив самого нелюбимого предмета поставьте цифру 1. Остальные предметы распределите строго по местам в этом диапазоне (чем интереснее для вас предмет, тем больший балл Вы ему присваиваете).

II. Предмет (немецкий язык) нравится Вам потому, что (отметьте все ответы, которые Вы считаете для себя важными):

  1. Его знание необходимо каждому человеку.

  2. Его знание необходимо любому россиянину.

  3. Его знание важно для настоящего петербуржца.

  4. Дает интересную информацию.

  5. Учит думать, анализировать, сравнивать.

  6. Я хотел (а) бы еще больше времени уделять данному предмету.

  7. Его изучение связано с моими жизненными планами.

  8. Нравится учиться вообще.

  9. Занимаюсь этим предметом с удовольствием. Легко дается.

  10. Легко дается. Не требует много времени на подготовку.

  11. Позволяет проявить мои знания и способности.

  12. Свободно чувствую себя на уроках.

  13. Позволяет свободно общаться с товарищами.

  14. Нравится учитель.

  15. Изучение этого предмета встречает поддержку моих родителей.

  16. Предмет пользуется популярностью в классе, среди моих товарищей.

  17. Изучаю потому, что так положено.

III. Что осложняет Ваше отношение к предмету (немецкий язык) (укажите все ответы, которые Вы считаете для себя существенными):

  1. Лень.

  2. Этот предмет не нужно изучать в школе.

  3. Лично у меня этот предмет не вызывает никакого интереса.

  4. Отвлекает от изучения любимых предметов.

  5. Эти знания не понадобятся мне в дальнейшей жизни.

  6. У меня есть претензии к учителю.

  7. Слишком сложно преподается.

  8. Примитивно преподается.

  9. Неинтересно на уроках.

  10. По этому предмету слишком большие домашние задания.

  11. Много задают по другим предметам.

  12. Меня огорчает низкая оценка по этому предмету.

  13. У меня нет способностей к его изучению.

  14. Трудно дается.

  15. Не позволяет мне в должной мере проявить свои знания и способности.

  16. Стесняюсь высказывать свое мнение. Боюсь ошибиться.

  17. Не позволяет расслабиться.

  18. Предмет непопулярен в классе.

  19. Предмет непопулярен среди моих друзей.

  20. Предмет не пользуется популярностью в нашей семье.



(составитель О.Б. Островский, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена)

I. Составьте рейтинг учебных предметов. Выпишите в столбик все предметы, которые вы изучали в прошлом учебном году и будете изучать в этом учебном году. Сколько получилось всего? Поставьте эту цифру напротив самого любимого предмета. Напротив самого нелюбимого предмета поставьте цифру 1. Остальные предметы распределите строго по местам в этом диапазоне (чем интереснее для вас предмет, тем больший балл Вы ему присваиваете).

Комментарий: данный вопрос анкеты направлен на выявление предметной направленности интересов учащихся. По предметной направленности познавательные интересы делятся на гуманитарные (обществознание, история, право, история художественной культуры, литература, краеведение, география); лингвистические (русский язык, иностранный язык); естественнонаучные (физика, химия, биология, география, краеведение), физико-математические (физика, алгебра, геометрия, черчение), практические (черчение, физкультура, труд, ОБЖ), эстетические (литература, ИЗО, музыка).

Если количество явных гуманитариев (школьников с гуманитарной направленностью познавательных интересов) в классе превышает 50%, можно вести обучение, считая оптимальные возможности этих учеников нормой для данного класса. При этом недопустимо обучение гуманитарным предметам по программам повышенного уровня учеников с ярко выраженным интересом к физико-математическим или естественнонаучным дисциплинам. Повышенный уровень преподавания предполагает объемные домашние задания, поисковые и творческие работы по гуманитарным предметам. Негуманитариев такие задания будут отвлекать их от доминирующей склонности, порождать негативную эмоциональную реакцию, быстро переносимую на личность учителя и отношение к предмету. Не менее важно знать, какой процент составляют ученики с аморфными интересами. В их рейтинге на первом месте может стоять история или литература, на втором – алгебра, на третьем – физкультура, на четвертом – химия, на пятом – иностранный язык и т.п., т.е. существует большой разрыв между предметами одной группы. Это показатель несформированности и неосознанности интересов. В массовой школе, вплоть до XI класса такие ученики составляют большинство. Борьба за трансформацию аморфных познавательных интересов ученика в относительно устойчивые – важнейшая и труднейшая задача учителя, поле педагогической конкуренции. Следует помнить, что учащиеся с аморфными интересами, как правило, принимают предметную направленность интересов, определяемую группой явных гуманитариев или негуманитариев, составляющих авторитетную часть класса. Одним из критериев эффективности обучения является максимальное сокращение этой группы учащихся и переход их в одну из вышеописанных категорий. Добровольный переход ученика из класса, например, социально-экономического профиля в иной профильный класс следует рассматривать как положительный результат обучения: этот ученик понял, что социально-экономические науки – не его призвание, осознал иные познавательные интересы, и у него есть время для специализации в избранной области. Добровольный переход ученика из профильного класса в базовый – признак аморфности познавательных интересов, нежелания или неспособности преодолеть лень, свидетельство целенаправленного педагогического противодействия (со стороны товарищей из числа тех, у кого интересы не сформированы; со стороны недальновидных родителей, привыкших за много лет к формальному выполнению домашних заданий, и часто жалующихся на перегрузку своих детей; со стороны "сердобольных", т.е., как правило, малоквалифицированных учителей и классных руководителей, которые на фоне специалистов, работающих по программе повышенного уровня, неуклонно теряют свой авторитет и влияние на детей).

II. Предмет (указать какой) нравится Вам потому, что (отметьте все ответы, которые Вы считаете для себя важными):

  1. Его знание необходимо каждому человеку.

  2. Его знание необходимо любому россиянину.

  3. Его знание важно для настоящего петербуржца.

  4. Дает интересную информацию.

  5. Учит думать, анализировать, сравнивать.

  6. Я хотел (а) бы еще больше времени уделять данному предмету.

  7. Его изучение связано с моими жизненными планами.

  8. Нравится учиться вообще.

  9. Занимаюсь этим предметом с удовольствием. Легко дается.

  10. Легко дается. Не требует много времени на подготовку.

  11. Позволяет проявить мои знания и способности.

  12. Свободно чувствую себя на уроках.

  13. Позволяет свободно общаться с товарищами.

  14. Нравится учитель.

  15. Изучение этого предмета встречает поддержку моих родителей.

  16. Предмет пользуется популярностью в классе, среди моих товарищей.

  17. Изучаю потому, что так положено.

Комментарий: вопрос II направлен на выявление мотивации (внутренних побудителей) интереса учащихся к изучению любимого предмета. В анкете в завуалированной форме даны все основные мотивы познавательного интереса:

широкие социальные мотивы – общечеловеческие, патриотические, региональные (позиции 1-3). В советское время они были, чаще всего, вербальными – общепринятой официальной отговоркой, равнозначной, фактически, позиции 17. С середины 1980-х гг. у большинства учеников, указавших эти мотивы, они действительно наполнились реальными чувствами и переживаниями. Тем не менее, если широкие социальные мотивы являются единственными, не сочетаясь с другими, они не считаются показателями познавательного интереса.

Информационный мотив (позиция 4) – будучи единственным или не сочетаясь с каким-либо мотивом группы 4-7, 11, свидетельствует лишь о ситуативном интересе. Показателем его перехода на относительно устойчивую стадию является сочетание информационного мотива со стремлением выйти за рамки программы (позиция 6). Главным двигателем развития личности ученика, показателем эффективности обучения и гарантией устойчивости интереса является мотив осознания собственного роста (позиция 5). В сочетании с информационным мотивом он способен компенсировать все остальные мотивы интереса.

Мотив практической значимости предмета (позиция 7) в младших классах вербален, - из области детских мечтаний. В этом возрасте он не оказывает реального влияния на интерес учеников. Его роль резко возрастает в старших классах. Большинство учащихся указывает этот мотив применительно к литературе и математике, поскольку эти предметы все сдают на экзаменах в школе, а литературу – во всех вузах.

Мотив широкой любознательности (позиция 8) часто упоминается в V-VШ классах. Как правило, он является показателем аморфности интересов, когда ученика привлекает не результат познавательной деятельности, а сам процесс учения – делания и связанное с ним общение. Увеличение учебной нагрузки и дифференциация интересов учащихся в VШ-ХI классах ведут почти к полному его исчезновению. Он упоминается, всегда в сочетании с другими мотивами, только самыми способными учениками.

Мотив интеллектуально-духовной радости (позиция 9) – один из показателей глубины и устойчивости интереса, его яркой эмоциональной окрашенности. В младших классах, когда у большинства учащихся конкретно-образное мышление преобладает над абстрактно-логическим, этот мотив по частотности упоминания находится на втором месте после информационного. С началом систематических курсов и, особенно, учебной специализации, он сохраняется, в основном, у школьников с ярко выраженным интересом. У многих учеников мотив интеллектуально-духовной радости сочетается с мотивом “легко дается. Не требует времени на подготовку” (позиция 10). Сочетание этих мотивов беспокойства не вызывает и нередко является показателем высоких способностей ученика. Но, если мотив 10 указан в единственном числе или в сочетании с мотивами 12,13,17, или в сочетании с невысокой оценкой по предмету, его надо рассматривать как показатель несерьезного отношения, аморфности интереса и реальной лени.

Мотив престижа (позиция 11) является важным условием формирования оценки и самооценки школьника. Его роль заметно возрастает в подростковом и юношеском возрасте, вместе с потребностью личности в социальном утверждении и самоутверждении. Он напрямую связан с высоким уровнем знаний, умений, успехом в учебе. В противном случае его следует расценивать как неадекватную самооценку. Отсутствие мотива престижа, при наличии других, беспокойства не вызывает, поскольку может свидетельствовать об отсутствии у ребенка амбициозности. Но исчезновение этого мотива – показатель снижения интереса и, как правило, сопровождается ростом антистимулов и антимотивов, которые мы рассмотрим далее.

Мотив общения (позиция 12, 13) – “двуликий Янус”. В сочетании с вышеупомянутыми мотивами он свидетельствует о творческой атмосфере на уроках, о стремлении ученика к совершенствованию знаний и умений, является показателем относительной устойчивости интереса. Но, если этот мотив указывают слабоуспевающие ученики, да еще в сочетании с мотивами 10-14, это – приговор учителю: свидетельство его некомпетентности, низкой требовательности, неумения держать дисциплину. В этом случае мотив общения выступает антистимулом познавательного интереса к предмету.

Мотив “нравится учитель” (позиция 14) имеет решающую роль в младших классах, на начальной стадии формирования интереса к предмету. С возрастом частотность его упоминания резко падает. Ученики с ярко выраженным интересом либо указывают этот мотив в связи с другими, либо вовсе не упоминают. Это отнюдь не значит, что роль учителя падает. Наоборот, говорит о высоком профессионализме. Роль учителя перестала осознаваться учениками, поскольку их интерес достиг такой глубины и устойчивости, когда уже не нужны внешние побудители. С другой стороны, если данный мотив указали слабые ученики в контексте мотивов 10-13, это служит лишним доказательством непрофессионализма учителя.

Последний мотив является наиболее важным в группе мотивов-стимулов (мотив – внутренний побудитель активности, стимул – внешний). В эту группу входят также мотивы “изучение предмета встречает поддержку моих родителей” (позиция 15), “предмет пользуется популярностью в классе, среди моих товарищей” (позиция 16), “изучаю потому, что положено” (позиция 17). Если эти мотивы единственные или не сочетаются с мотивами 4-7, 9, значит, преобладает внешнее принуждение, отсутствуют серьезные мотивы учения, об интересе говорить не приходится.

III. Что осложняет Ваше отношение к предмету (указать какому) (укажите все ответы, которые Вы считаете для себя существенными):

  1. Лень.

  2. Этот предмет не нужно изучать в школе.

  3. Лично у меня этот предмет не вызывает никакого интереса.

  4. Отвлекает от изучения любимых предметов.

  5. Эти знания не понадобятся мне в дальнейшей жизни.

  6. У меня есть претензии к учителю.

  7. Слишком сложно преподается.

  8. Примитивно преподается.

  9. Неинтересно на уроках.

  10. По этому предмету слишком большие домашние задания.

  11. Много задают по другим предметам.

  12. Меня огорчает низкая оценка по этому предмету.

  13. У меня нет способностей к его изучению.

  14. Трудно дается.

  15. Не позволяет мне в должной мере проявить свои знания и способности.

  16. Стесняюсь высказывать свое мнение. Боюсь ошибиться.

  17. Не позволяет расслабиться.

  18. Предмет непопулярен в классе.

  19. Предмет непопулярен среди моих друзей.

  20. Предмет не пользуется популярностью в нашей семье.

Комментарий: Лень (позиция 1) – самый распространенный антимотив. В некоторых классах его указывают 100% учащихся. Если этот антимотив единственный и сопровождается широкой мотивацией, о нем нужно забыть. Лень – естественное качество любого человека, и ее преодоление составляет одну из сущностных основ жизни. Очень часто она упоминается в качестве своеобразного оправдания за недостаточно высокие успехи в учебе (психологически человеку проще признать себя лентяем, чем посредственностью). Лень является реальным фактором торможения только в сочетании с другими антимотивами-антистимулами и мотивами группы 10-17, при отсутствии остальных.

Отрицательные социальные мотивы и стимулы: “Этот предмет не нужно изучать в школе” (позиция 2), “Предмет непопулярен в классе” (позиция 18), “Предмет непопулярен среди моих друзей” (позиция 19), “Предмет не пользуется популярностью в нашей семье” (позиция 20). Эти позиции упоминаются довольно редко. Но в каждом случае они действенны и требуют самого пристального внимания.

Другие интересы (позиция 4) негуманитарной направленности, если они глубоки и устойчивы, - самый мощный антимотив. Рефераты, поисковые и творческие домашние задания вызывают у учащихся с негуманитарной направленностью интереса негативную реакцию. Данный антимотив нередко указывают откровенные лентяи. Поэтому в каждом случае он требует соотнесения с рейтингом учебных предметов, его динамикой и успеваемостью ученика по любимым предметам.

Отсутствие практической значимости знаний и умений, получаемых при изучении данного предмета (позиция 5), - показатель полного отсутствия интереса к предмету. Как правило, он сопровождается рядом других антимотивов-антистимулов, которые и являются его первопричиной.

Негативная роль учителя проявляется в позициях 6 (“У меня есть претензии к учителю”), 7 (“Слишком сложно преподается”), 8 (“Примитивно преподается”), 9 ("Неинтересно на уроках"). Наличие претензий к учителю, при отсутствии других антистимулов данной группы, свидетельствует о деформации межличностных отношений учитель – ученик. В тех случаях, когда данную позицию указывают ученики с аморфными интересами, склонные к лени, она является доказательством правильности педагогического курса. Хуже, когда претензии к учителю имеют учащиеся с устойчивыми негуманитарными интересами и, особенно, гуманитарии. Для профессионального учителя это сигнал тревоги, повод для анализа применяемых им стимулирующих средств обучения и стиля отношений с классом.

Фактор “сложное преподавание” чаще всего упоминается при переходе от элементарных курсов к систематическим и, особенно, в начале гуманитарной специализации, если при этом нарушено оптимальное соотношение гуманитариев и негуманитариев в классе (3:2). Этот антистимул требует самого пристального внимания. Если после 4-6 месяцев обучения частотность его упоминания возрастет или сохранится, следует отказаться от гуманитарной специализации. Если частотность упоминания данного антистимула существенно сократится, целесообразно настаивать на переводе в другой класс указавших его учеников, если они не справляются с учебным планом.

Фактор “примитивного преподавания” упоминается исключительно старшеклассниками с устойчивой гуманитарной склонностью. Он обязательно коррелирует с мотивами осознания собственного роста и информационным. С одной стороны, это показатель глубины и устойчивости интереса, с другой, - неудовлетворенности ученика объемом изучаемого материала или способами его подачи, частотность его упоминания – показатель квалификации учителя.

Позиция 9 (“неинтересно на уроках”) при высокой частотности упоминания является подтверждением вышесказанного. Но, если примитивное преподавание – однозначный упрек учителю, то эта позиция требует дополнительного исследования учебной деятельности, предпочитаемой учеником на уроках. Большинство гуманитариев готово к любым формам учебной деятельности, но особо предпочитает информативно-аналитическую: слушать учителя, смотреть учебные видеофильмы, вести конспект, участвовать в беседе и дискуссии. Задания частично-поискового и творческого характера, требующие времени и глубокого размышления, они предпочитают выполнять дома. Ученики с аморфными или негуманитарными интересами больше склонны к активным формам: выполнять репродуктивные задания, работать с текстом, выполнять групповые задания. Вплоть до XI класса у них сохраняется склонность к игровым формам учебной деятельности, которая у ярких гуманитариев снижается к IX классу. Дома они отдают предпочтение репродуктивным заданиям: учить материал по учебнику, конспектировать первоисточники, заполнять контурные карты. Изучение характера учебной деятельности, предпочитаемой в данном классе, способно внести правильные коррективы в методический арсенал учителя и ликвидировать данный антистимул.

Учебная перегрузка (позиции 10-11) – самый распространенный, после лени, антистимул. При переходе от элементарных курсов к систематическим или к гуманитарной специализации класса его упоминают 25-100% учащихся. Чтобы выяснить степень обоснованности этих жалоб, при составлении рейтинга учебных предметов следует предложить ученикам проставить напротив каждого из них среднее количество времени (в минутах), которое ученик затрачивает на выполнение одного домашнего задания по данному предмету (см. пункт анкеты I). Нужно иметь в виду, что санитарная норма по домашним заданиям в V-VII классах составляет 2,5 часа в день (15-17,5 часов в неделю), в VШ-IХ классах – 3 часа в день (18-21 час в неделю), в Х-ХI классах – 3,5 часа в день (21-24,5 часа в неделю). Далее, установив недельную урочную нагрузку в данном классе (например, 33 урока в неделю), исключим из нее уроки труда и физкультуры, по которым домашние задания не предусмотрены, и разделим недельную санитарную норму данного возраста на оставшееся количество уроков. Таким образом получим норму домашнего задания на 1 урок школьной нагрузки. Например, 21 час (1260 минут): 29 уроков = 44 минуты. После этого легко устанавливается норма домашнего задания для каждого учебного предмета. (например, для предмета истории, при 4 уроках в неделю, она будет составлять: 4 урока х 44 минуты = 2 часа 56 минут в неделю). Сравнение полученной нормы по каждому предмету с цифрами, указанными учениками, позволит легко установить степень обоснованности жалоб на перегрузку и предметы, по которым она реально существует. Для большей достоверности данные учеников можно проверить сведениями, сообщенными родителями (обычно сведения родителей о времени, затрачиваемом их детьми на выполнение домашних заданий, в 1,5-2 раза превышают показания самих учащихся. В таких случаях данные нужно усреднять).

Жалобы на перегрузку – важный показатель уровня интереса к предмету. Ученики с глубоким устойчивым интересом редко упоминают этот фактор. Большинство из них превышает норму домашних заданий в 2-6 раз, но при этом многие из них указывают мотив “Я хотел (а) бы еще больше времени уделять любимому предмету”. Для детей с аморфными или негуманитарными интересами перегрузка – один из главных антистимулов. Но в большинстве случаев это перегрузка психологическая: ученик не превышает норму домашнего задания, но ему кажется, что он работает слишком много. Это показатель отсутствия интереса и негативного отношения к предмету. Точно также ярко выраженные гуманитарии относятся к домашним заданиям по физике, математике и другим дисциплинам, отвлекающим их от предмета интереса.

Неуспех в учебе (позиция 12). В его основе, как правило, лежат другие антимотивы: неуверенность в собственных силах (позиции 13,16), слабые способности к предмету (позиция 14), ущемленное самолюбие (позиция 15), рефлексия (позиция 16). В каждом конкретном случае эти антимотивы требуют внимательного анализа и индивидуального подхода к личности ученика.

Антистимул отсутствие релаксации (позиция 17) возникает как реакция старшеклассников на увеличение объема изучаемого материала и усложнение познавательных задач. У явных гуманитариев этот антистимул быстро исчезает. У остальных учащихся, привыкших рассматривать гуманитарные предметы как легкие, развлекательные, не требующие много времени на подготовку, он становится мощным фактором, снижающим интерес. Сокращение частотности его упоминания – показатель профессионализма учителя и углубления интереса учащихся.




Название документа Методическое объединение Мощенок И.Н..docx

Вступление.

В последнее время интерес к изучению иностранных языков многократно возрос, и условия современной жизни предъявляют всё большие требования к осознанному владению иностранным языком. Это вызвано, прежде всего, социальным заказом общества. Весь комплекс общественных дисциплин, в том числе и иностранного языка, призван обеспечить подготовку учащихся к жизни в меняющемся мире, способствовать овладению формами межличностного и межнационального общения.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

К сожалению, чтобы мы, учителя, не говорили о необходимости изучения иностранного языка, все же для большей части учеников знание иностранного языка остается невостребованным, особенно в сельских школах.

Как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных вопросов. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и заключается он в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать» Д. Карнеги (Дейл Бре́кенридж Карне́ги)

Но пробудить интерес к изучению языка – только одна из задач. Труднее поддержать интерес в течение лет изучения.

Поэтому проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии.

Я хочу поделиться с вами опытом своей работы по теме : «Повышение мотивации к предмету путем создания на уроках немецкого языка условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности»

В результате изучения немецкого языка на ступени НОО у обучающихся:

  • сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться на немецком языке в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление о строе немецкого языка и его некоторых отличиях от родного языка;

  • будут заложены основы коммуникативной культуры, т.е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнёрами;

  • сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Немецкий язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению немецким языком на следующей ступени образования.

Мотивация.

Как известно, мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной. Однако нужно иметь ввиду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями.

В тоже время, я знаю, как непросто воспитать у учащихся потребность в изучении неродного языка. В работе И. А. Зимней )Зимняя Ирина Алексеевна "Психология обучения иностранным языкам в школе" мы читаем следующее: "Специфической особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является ... сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного (да и институтского) обучения овладению предмету. Иностранный язык требует работы - ежедневной и систематической…"

Несомненно, что для успешного усвоения учащимися моего предмета, я должна создавать положительную мотивацию учения, сочетая в своей работе планирование деятельности учащихся не только на уроке, но и вне его.

А что же такое мотивация? Анализируя имеющуюся отечественную и западную литературу, становится ясным, что на данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности.

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток.

По словам И.А. Зимней, мотив – это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего.

в силах учителя создать у школьников положительную мотивацию учения, но, приходя в школу, они уже имеют определенные мотивы и "антимотивы". Поэтому я попытался выяснить, какие мотивы и "антимотивы" существуют у учеников. По результатам анонимного опроса, проведенного в 2010 и 20013 году, и на основе изучения методической литературы (в частности, статьи Г.Д. Юрченковой "Мотивы и "антимотивы" при изучении иностранного языка") была составлена следующая таблица:

Итак, проведя анализ анкетирования, я еще раз убедилась в том, что большую роль в успешном овладении учениками школьного предмета "Иностранный язык" играет создание положительной мотивации, развития интереса к учению.

Одним из основных принципов поддержания интереса – принцип посильных заданий, так как только они могут заинтересовать ученика. Не менее важен принцип индивидуального подхода к учащимся – создание условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей. Обязательны: принцип избирательности, отбор форм, методов и средств, проведения занятия осуществляется с учётом возраста и подготовленности учащихся, принцип связи теории с практикой, принцип добровольности участия школьников в деятельности, учащиеся выбирают из многих видов деятельности, те, которые в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям.

 У каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как сохранить интерес учащихся к иностранному языку, как развивать их творческую активность. Но нет сомнений, что необходимо использовать разнообразные приёмы для поддержания и развития интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Урок иностранного языка на современном этапе обучения, без сомнения, является главным фактором формирования положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Главный помощник в обучении иностранному языку – это в первую очередь учебный кабинет. Нужно оформить кабинет так, чтобы у ребёнка возникло желание говорить на иностранном языке. Переступая порог класса, ученик должен оказаться в другом мире – мире немецкого языка и культуры, где всё, начиная от традиционных наглядных пособий и кончая мелочами (иная расстановка парт- например, по кругу, флаг Германии и различные символики) должно выглядеть непривычно, не так, как в любом другом кабинете школы.

Использование наглядных пособий – рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль в обучении иностранному языку. Их применение на уроке вносит разнообразие в учебный процесс, даёт учащимся возможность визуально представить то, о чём говорится  в той или иной ситуации.

Использование песен на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию ребёнка, развитию его музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Музыка и пение помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже  знакомая лексика встречается в новом  контекстуальном окружении, что способствует её активизации. На песенной основе значительно легче усваивается и грамматический материал. Песня является стимулом для развития  речевых навыков и умений, а также может выступать релаксацией в середине или конце урока, когда дети устали.

Одним из эффективных приёмов обучения иностранному языку является использование стихотворений и рифмовок.  Их можно применять в фонетической зарядке, при предъявлении лексики, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у ребят нравственные качества. Заучивание небольших по объёму стихов и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала.

Особое значение имеют физкультминутки на уроках иностранного языка. Творческий диапазон их применения разнообразен. Они не только способствуют поднятию работоспособности детей, но и одновременно дают возможность повторить изученный языковой материал. Физкультминутки проводятся в сопровождении речёвок, рифмовок, песен, которые или произносятся детьми, или прослушиваются в записи.

Одним  из эффективных средств развития интереса к изучению иностранного языка является использование игр на уроке (ролевых, сюжетных, языковых, дидактических).

  Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

У учащихся появляется  желание говорить по-немецки, что служит показателем заинтересованности, увлеченности их иностранным языком.

Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

 Все используемые на уроке приёмы должны быть направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, не забить.

Проектная методика получила широкое распространение в системе современного образования. По мнению специалистов, метод проектов может быть достаточно широко использован на любой ступени обучения.

Значительную роль в формировании положительной мотивации изучения немецкого языка играет урок – презентация с элементами драматизации, в форме репортажа с места событий, заочного путешествия, с использованием мультимедийных фрагментов, аудио- и видеоматериалов.

Электронные средства информации, такие как компьютер и видеомагнитофон, в настоящее время приобретают все большее значение при обучении и воспитании учащихся. Применение видео является очень эффективным при формировании коммуникативной культуры школьников, т.к. видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

Видеоматериал позволяет, помимо заданий на понимание, давать учащимся задания на трактовку мимики и жестов, на распознавание стиля взаимоотношений и т.п. с тем, чтобы в реальной ситуации учащиеся не делали грубых ошибок при общении с представителями страны изучаемого языка. Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии. Это обучающее средство, которое обогащает уже имеющиеся в арсенале учителя материалы. Видео, кроме всего прочего, может помочь преодолеть культурный барьер при изучении языка. Термин "видео" в преподавании иностранного языка может означать как воспроизведение телепрограмм на видеомагнитофоне для учебных целей, просмотр видеофильмов, так и использование видеокамеры в классе для записи и последующего воспроизведения в учебной деятельности учащихся на уроке.

Видеозапись фильма учащимися предполагает подготовку сценария. Лучше, если сценарий пишут сами учащиеся, распределяют роли, репетируют. Одним из условий видеозаписи является общение учащихся на иностранном языке. До начала работы над видеофильмом это условие обговаривается с учащимися. Их заранее знакомят с необходимой лексикой. В ходе работы иногда возникают непредвиденные ситуации, и их разрешение требует использования незнакомой лексики. В этом случае учащиеся могут устроить "справочное бюро" или найти другие способы обращения к учителю за помощью.


В данном случае видео является эффективным средством обучения иностранному языку

Заключение.

Модернизация школьного образования на современном этапе связывается, прежде всего, с обеспечением его деятельностного, развивающего и культуросообразного характера.

Наиболее информативными показателями результативности и продуктивности опыта будут являться следующие:

  1. Повышение интереса учащихся к предмету «Немецкий язык».

  2. Творческая активность учащихся – каждый ученик пробует проявить себя в творческих работах как в урочной так и внеурочной деятельности.

  3. Позитивная динамика отношения родителей к изучению их детьми немецкого языка:

  4. Увеличение количества учащихся, читающих книги немецких писателей ( в том числе и на немецком языке).

  5. Увеличение количества желающих участвовать в школьных и городских мероприятиях (конкурсах, викторинах, олимпиадах) по немецкому языку.

Стремление учителя иностранного языка искать ответ на вопрос, разрешать проблемные задачи, предлагать варианты решения – всё это рождает высокую познавательную активность, приучает мыслить самостоятельно, придаёт познавательной деятельности творческий характер, стимулирует обмен опытом.


Название документа Презентация Методическое объединение Мощенок И.Н..pptx

Повышение мотивации к предмету путем создания на уроках немецкого языка услов...
«Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а ...
Цель изучения немецкого языка Развитие иноязычной коммуникативной компетенции...
В результате изучения немецкого языка на ступени НОО у обучающихся: сформируе...
Успеваемость Успеваемость
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Повышение мотивации к предмету путем создания на уроках немецкого языка условий
Описание слайда:

Повышение мотивации к предмету путем создания на уроках немецкого языка условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности Учитель немецкого языка МБОУ Овчинская ООШ Мощенок Ирина Николаевна

№ слайда 2 «Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не
Описание слайда:

«Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не памятью» Л. Толстой   «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и заключается он в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать» Д. Карнеги. 

№ слайда 3 Цель изучения немецкого языка Развитие иноязычной коммуникативной компетенции ре
Описание слайда:

Цель изучения немецкого языка Развитие иноязычной коммуникативной компетенции речевая языковая социокультурная / межкультурная компенсаторная учебно-познавательная

№ слайда 4 В результате изучения немецкого языка на ступени НОО у обучающихся: сформируется
Описание слайда:

В результате изучения немецкого языка на ступени НОО у обучающихся: сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция; будут заложены основы коммуникативной культуры; сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Немецкий язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению немецким языком на следующей ступени образования.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Успеваемость Успеваемость
Описание слайда:

Успеваемость Успеваемость

Методическое объединение учителей иностранного языка Повышение мотивации к предмету путем создания на уроках немецкого языка условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности
  • Иностранные языки
Описание:

В последнее время интерес к изучению иностранных языков многократно возрос, и условия современной жизни предъявляют всё большие требования к осознанному владению иностранным языком.Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического  овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

    Как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных вопросов. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и заключается он в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать» Д. Карнеги(Дейл Бре́кенридж Карне́ги)

Я хочу поделиться с вами опытом своей работы по теме : «Повышение мотивации к предмету путем создания на уроках немецкого языка условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности»

Автор Мощенок Ирина Николаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 1247
Номер материала 20601
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓