СЛАЙД 1.
С древности игра использовалась как средство обучения детей.
Однако, для современного образования остается представление об учении как о
тяжёлом, обязательном труде. Он не должен быть развлекательным, поэтому играть
следует на досуге, в свободное от учёбы время. В то же время, изменения,
происходящие в последние десятилетия, связанные с нарастанием потока
информации, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и
приобретения умений ориентироваться в нарастающем объёме информации. Появляется
потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только
воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее
перерабатывать, видеть проблемы и решать их.
СЛАЙД 2.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных
на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры
принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно
дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная
работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было
расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в
новую.
- Проблема игры как феномену культуры, диалога
культур в процессе социализации личности, свободного воспитания, о
значимости игры в интеллектуальном и эстетическом воспитании (Ж.Ж.Руссо,
И.Кант, Ф.Шиллер, Й.Хейзинга, Дж.Мид, К.Берк, И.Гофман, Х.Данкен,
В.С.Библер).
- Психологические концепции развития
личности, в том числе и в игровой деятельности и общении, разработанные
зарубежными авторами (В.Штерн, К.Левин, С.Слиозберг, Ж.Пиаже, Э.Берн).
- Пположение гуманистической психологии о
самоактуализации личности (А.Маслоу).
- фасилитирующее обучении (К.Роджерс).
- Обоснование прогенеративной роли
образования в развитии личности, учение о зонах актуального и ближайшего
развития, исследованные отечественными авторами (Л.С.Выготский,
С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Ш.А.Амонашвили).
- Дидактические вопросы инновационных
технологий, рассмотренны В.П.Беспалько.
- Классификация и основные характеристики
учебных игр, принципы моделирования и организации учебных игр, описанны
О.С.Газманом, М.В.Клариным, Г.К.Селевко.
- Концепция игры как феномена культуры
учащихся, и их игрового поведения в коллективе С.А.Шмакова.
- Классификации учебных игр по истории
Г.А.Кулагина, М.В.Короткова, Л.П.Борзова.
СЛАЙД 3.
Актуальность игры в учебном познании в настоящее время
повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников
познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой
телевидением, видео, Интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным
использованием средствами массовой информации игровых технологий.
Каждая недельная телевизионная программа предлагает самые
разнообразные игры (до десяти-пятнадцати видов). Таким образом, школьник
непроизвольно втягивается в игровое действие, пассивно поглощая предлагаемую
информацию.
По данным социологов, наибольший интерес среди программ
телевидения для большинства россиян (59%) вызывают новости. Далее с
существенным отрывом следуют художественные фильмы (40%), развлекательные
передачи (34%), телесериалы (25%), спортивные программы (20%), телеигры и
ток-шоу (по 19%), передачи о природе и документальные фильмы (по 17%).
Важной задачей образования становится развитие у учащихся
интереса к самостоятельному отбору информации и её активному использованию. Это
достижимо при участии в дидактических играх, дающих возможность на практике
проявить свои способности, демонстрировать знания и умения.
Педагогическая игра, в отличие от
игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью
обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может
быть обоснован и представлен в чистом виде.
СЛАЙД 4
Чтобы оценить влияние игры в деятельности классного
руководителя, её следует рассматривать с соответствующим научным подходом:
1) процессуальный - «игра как процесс»: «смысл
игры заключается в ней самой…»;
2) деятельностный – «игра как деятельность»:
«игра - это вид непродуктивной деятельности человека…»;
3) технологический – «игра как педагогическая
технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией
деятельности учащихся…».
СЛАЙД 5
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
► развлекательную – основная функция игры – удовольствие учащегося от самого процесса деятельности;
► коммуникативную – игра позволяет
учащемуся войти в реальный контекст сложнейших человеческих взаимоотношений;
► самореализации – игра позволяет
с одной стороны построить и проверить проект снятия конкретных жизненных
затруднений в практике учащегося, с другой – выявить недостатки опыта;
► терапевтическую – игра
используется как средство преодоления разных трудностей, возникающих у
учащегося в общении, учении;
► диагностическую – игра позволяет
педагогу диагностировать различные проявления учащихся, такие как:
интеллектуальные, творческие, эмоциональные;
► коррекции – с помощью игры можно
внести позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей
учащегося;
► межнациональной коммуникации –
игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру
представителей разных национальностей;
► социализации – с помощью игры
происходит включение учащегося в систему общественных отношений, усвоение им
богатства культуры.
СЛАЙД 6
Одним из приоритетов современной системы образования
становится достижение нового образовательного результата – формирование
ключевых компетентностей учащихся:
Компетентность – применение полученных знаний на практике.
- Способность (умение) мобилизовать в данной
ситуации полученные знания и опыт;
- Сспособность эффективно действовать за
пределами ситуаций, тем, изучаемых в учебном процессе;
- Умение действовать самостоятельно, нести
личную ответственность, занимать рефлексивную позицию.
СЛАЙ 7
Какие же компетенции у учащихся формируются в ходе
игровой деятельности?
ИГРА – Найди соответствие
В ходе игры Вам необходимо…
|
Компетентность
|
Проанализировать
ситуацию и выявить проблему
|
Социальная
|
Выполнить задание по
инструкции
|
Коммуникативная
|
Извлечь информацию из
различных источников
|
Информационная
|
Структурировать имеющуюся
информацию
|
Готовность к
самообразованию
|
Уметь представлять и
отстаивать свою точку зрения
|
Технологическая
|
Использовать ресурсы
других людей
|
Готовность делать
осознанный выбор
|
Развитию какой компетенции способствовало
заполнение данной таблицы?
СЛАЙД 8
Обязательные составляющие педагогической ИГРЫ
•
Терпение. Это самая большая добродетель.
•
Объяснение. Объясняйте «игроку», какое его
поведение будет считаться правильным, а какое нет.
•
Отвлечение. Игра должны быть
привлекательной.
•
Неторопливость. Не спешите вмешиваться в
чью-то игру.
•
Награда. Моральное поощрение – самый
лучший приз.
СЛАЙД 9
При организации игры необходимо соблюдать следующие принципы:
·
добровольность участия в игре (если дети не хотят
или стесняются, а игра необходима, нужно тщательно продумать мотивировку и
подобрать момент для повторной попытки);
·
принцип необходимости и достаточности (не
«подстегивать» игру искусственно, если интерес к ней угасает, закончить на
«самом интересном месте»);
·
принцип взаимосвязи игровой и неигровой
деятельности (для педагога важен перенос основного смысла игровых действий в
реальный жизненный опыт детей, но в то же время обязательно наличие игровых
моментов необучающего характера для поддержания естественного настроения
детей).
СЛАЙД 10
Классификация игровых технологий:
– методы активного обучения по М.Новику)
– классификация педагогических игр по Г.К.Селевко)
СЛАЙД 11
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются
игры:
- деловые;
- организационно-деятельностные;
- ролевые;
- инновационные игры;
- дидактические.
Деловая игра (ДИ) представляет
собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей
профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем
отношений, которые характерны для этой деятельности. (Игры “Требуется
президент”.)
Организационно-деятельностные игры
(ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной
мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникли в 80-х годах и
широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в
интеллектуальных системах управления.
В "классическом" варианте ОДИ применяются в качестве инструмента
коллективного поиска оптимальных, содержащих инновационные компоненты решений
сложных технических, организационных, управленческих проблем в реальных
условиях предприятий, учреждений. Основной акцент в игре делается на рефлексии
участниками собственной деятельности.
Ролевая игра – предполагает
отработку тактики поведения, действий, выполнения функций и обязанностей
конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между
учащимися распределяются роли с обязательным содержанием.
Применение инновационных игр в педагогическом процессе
выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются прежде
всего рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления
деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей
точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных
областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления,
несовпадающие социальные установки. Для того чтобы соорганизовать их действия в
единой коллективной деятельности, необходимо направлять их в продуктивное
взаимодействие. Группа организаторов или игротехников.
Дидактическая игра – основной
акцент при проведении дидактической игры делается на занимательность, которая
реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств. Элементы
забавы при этом служат также средством развития мотивационной сферы учебной
деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для
победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета.
Безразличие к учебе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт,
желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные
ученики.
Элементы занимательности в дидактической игре служат
своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют
концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым
материалом.
Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в
сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение
материала, его повторение, обобщение, облеченные в занимательную форму.
Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:
Первый этап – подготовка:
- разработка сценария,
- план игры,
- общее описание,
- содержание инструктажа,
- подготовка материального обеспечения.
Второй этап – проведение игры.
- Постановка проблемы,
- Условия,
- Правила,
- Регламент,
- Распределение ролей,
- Формирование групп,
- Консультации.
Групповая работа над заданием:
- Работа с источником,
- Тренинг,
- Мозговой штурм.
- Работа с игротехником.
Межгрупповая дискуссия:
- Выступления групп,
- Представление результатов,
- Работа экспертов.
Третий этап – анализ и
обобщение:
- Вывод из игры,
- Рефлексия игры,
- Оценка и самооценка работы,
- Выводы и обобщения.
-
Игровые технологии обладают потенциалом преодоления
односторонности интеллектуального развития, использования современной школой
только вербальных средств коммуникации, рациональных методов обучения.
Переход на разновозрастное обучение, потребовал поиска таких
педагогических технологий, которые были бы направлены на общение, взаимопомощь,
принятие совместных решений.
Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует
развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой,
коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной. Решение этой задачи
реально при использовании игровых технологий в обучении и воспитании.
Игра, как бы сжимая время, сближает время, сближает события,
далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам
возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности.
Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников
в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию,
создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости
мышления и целеустремленности. Она приучает к коллективным действиям, принятию
как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить
и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и
интуицию.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых
приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования
учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной деятельности
осуществляется за счет:
- дидактическая цель ставится в виде игровой
задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам
игры;
- учебный материал используется в качестве средства;
- дидактическая задача переводится в игровую
за счет элемента соревнования;
- успешное выполнение заданий связывается с
игровым результатом.
Преимущества игровых технологий:
- Позволяют активизировать и
интенсифицировать учебный процесс.
- Осуществляются межпредметные связи,
интеграция учебных дисциплин.
- Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для
обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для
них процессе).
- Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих
лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или
месяца).
Недостатки игровых технологий:
- Акцентирование внимания участников игры на
выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на
содержании материала.
Игра как феномен
- без опаски выражать эмоции;
- понять себя и испытать на пределе
возможностей свои внутренние ресурсы;
- осваивает новые способы поведения;
- быть задействованным в игре зачастую более
интенсивно, нежели в повседневной действительности4
- обретает возможность оперативно
анализировать собственные реакции.
Игровое обучение – процесс
малопредсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет такое количество
факторов, подсчитать которые и просчитать взаимовлияния которых весьма
непросто. Сама теория игрового обучения похожа на попытку объять необъятное,
классифицировать то, что с трудом поддается разумному описанию: харизму и
интуицию модератора, динамику взаимоотношений обучаемых, неожиданные повороты
их поведения и творческие озарения.
Однако, систематическое и целенаправленное использование
игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных
качеств личности, так и в результативности учебной деятельности.
С 12 слайда читать презентацию.
Использование игровых технологий на уроках математики:
ИГРА – Угадай животное.
Даны координаты точек
(0;0); (-1;1); (-3;1); (-2;3);
(-3;3);
(-4;6); (0;8); (2;5); (2;11);
(6;10); (3;9); (4;5); (3;0);
(2;0); (1;-7); (3;-8); (0;-8);
(0;0).
|
|
Использование игровых технологий на
уроках истории:
ИГРА – Разгадай зашифрованную фразу.
Читая каждую вторую букву, восстановите высказывание
французской писательницы С.Бовуар (1908–1980) о свободе.
Ажпеулеавтпьрсовгошбщоздиыасвеьблеа –
взанпарчнигтшжщезлхаътэьжсдвлообропдаывдырфуягсиим
Использование игровых технологий на уроках русского языка:
ИГРА – Волшебная буква.
Если взять эту букву и прибавить к ней часть лица –
получится животное. Прибавьте к той же букве травянистое растение, из которого
на Руси с давних времен делали ткань, – и перед вами окажется дерево. При
добавлении к волшебной букве названия морского животного оно превратиться тут
же в насекомое. Еще с помощью этой буквы можно сделать кожаный пояс горной
породы, а рыб – кузнечным или столярным инструментом.
Использование игровых технологий на уроках литературы :
ИГРА – Кто он?
Страшила –
Матроскин –
Мойдодыр –
Каа –
Гена –
Тортила –
|
Дядя Федор –
Цокотуха –
Патачок –
Рикки Тикки Тави –
Лариска –
Кузька –
|
Использование игровых технологий на
уроках географии:
ИГРА – шарады.
Первый слог мой каждый знает –
В классах он всегда бывает.
Мы к нему союз прибавим,
Сзади дерево поставим.
Чтобы целое узнать,
Город надо вам назвать.
Рекомендации по разработке и использованию дидактических
игр:
- Цель – получение определенного результата в
процессе обучения и воспитания.
- Преобладать элементы занимательности и
соревновательности.
- Обеспечивать широкую, но посильную
творческую и мыслительную деятельность учащихся.
- Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими.
- Правила – просты и понятны всем.
- Во время – игры – дисциплина и порядок.
- Проводить в быстром темпе, чтобы каждый мог
участвовать в игре.
- Учитель – активный участник игры. Умело
регулировать ход игры.
- Подведение итогов.
- Призы.
- Лучшее признание успеха игры – желание ее
повторить.
Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
Одним из положений педагогической теории игры является
признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного
возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф.
Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных,
на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все
время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр.
Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.
В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского
сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н. К.
Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста,
Н. К. Крупская писала: «… игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для
них – серьезная форма воспитания. Игра – для дошкольников – способ познания
окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога –
помогать детям в организации игр, объединять их в игре.
Научное обоснование игры как формы организации жизни и
деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее
мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать
происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы
игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю
нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с
наибольшим эффектом в ней решать.
Исходя из особенностей вида игры, задачи, которые можно решать
с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет
меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.
Направляю игру в русло решения воспитательно-образовательных
задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная
деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять
самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам
выбирает сюжет игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д. Именно в игре
наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям
уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
- отношения, которые определяются содержанием игры, (ученики
подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими),
правилами игры;
- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры
(сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между
играющими, установление правил).
Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в
игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то
избирательные симпатии, ребенок стремится к общению с ним: беседует, играет. В
силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить
игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, т.е. жертвует своими
интересами ради общения с партнером. Таким образом, на основе реальных
отношений у детей формируются качества «общественности»: способность входить в
группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать
связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества
«общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.3
При благоприятных условиях дети овладевают навыками
общественного поведения. А. П. Усова справедливо отмечала, что умение
устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа
общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные
чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно;
приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и
взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она
обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.
Однако без помощи взрослого путь формирования общественного
поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами
развития (дети застенчивые, агрессивные, мало активные, с нарушениями речи и
т.п.). Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог
должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех
дошкольников без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным,
формировать умения, которые реально обеспечат самостоятельность.
Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна
иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в
целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно
развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен
продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у
детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.
Воспитательно-образовательные возможности игры возрастает,
если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее
целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной
деятельностями.
Таким образом, педагог, организуя жизнь и
деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу,
формирует навыки самоорганизации в игре. 3 С.А. Козлова, Т.А. Куликова.
Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2000, стр. 268.
Понятие игры как технологии условно и вызвано
необходимостью научного уточнения параметров рассматриваемого явления.
Рассмотрим два подхода к определению понятия «игровые технологии».
По определению Г. К. Селевко, игровая технология – вид
деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление
поведением [4; 50].
В рамках подхода Т. М. Михайленко понятие «игровые технологии»
трактуется как достаточно обширная группа методов и приемов организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр
вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной
целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут
быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной
направленностью [3; 143].
В данной статье мы разделяем мнение Т. М. Михайленко и под
игровыми технологиями понимаем обширную группу методов и приёмов организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта [3; 143].
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте,
так как игра является ведущей деятельностью в этот период. У детей формируются
воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить
свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и
формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в
коллективную деятельность и общение.
Игровые технологии должны отвечать психологически обоснованным
требованиям к использованию игровых ситуаций в детском саду: игровая ситуация
должна создавать ребёнку возможность принятия на себяроли действующего в
игровой ситуации персонажа.
Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых
технологий:
- мотивационный (связан с отношением детей к содержанию,
процессу игровой деятельности, включает мотивы, интересы и потребности в игре);
- ориентационно-целевой (связан с принятием детьми целей
игровой деятельности, нравственных установок, ценностей);
- содержательно-операционный (предполагает овладение детьми
содержанием игры, их способность опираться на имеющиеся знания и способы
игровой деятельности);
- ценностно-волевой (обеспечивает высокую степень
целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придаёт
эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний);
- оценочный (обеспечивает сличение результатов игровой
деятельности с целью игры) [2; 104].
Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и
включают ряд структурных элементов. В. В. Николина выделяет следующие структурные
элементы:
- установочный элемент (предигровая ситуация, настройка,
обеспечивающая предпосылки на восприятие игровых задач, создающая мотивацию,
активизирующая мышление, воображение детей);
- игровые ситуации (могут быть в вымышленном пространстве, очерченном
географической картой, историческим временем, поставленной проблемой);
- задачи игры (заинтересовывают детей, отсутствие игровой
задачи превращает игру в обычное задание, упражнение);
- правила игры (организуют поведение детей, обеспечивают им равные
условия);
- игровые действия (побуждаются игровыми мотивами,
характеризуются сознательной целью и ориентировочной основой действия)
- игровое состояние (включает в себя наличие переживания,
активизацию воображения детей, эмоциональное отношение к действительности);
- результат игры (достижение определённых целей, показатель
уровня усвоения знаний и умений, норм поведения) [2; 105].
Рассмотренные структурные элементы тесно связаны между собой.
Характер и игровые ситуации определяются возрастными особенностями детей, их
интересами.
Остановимся на характеристике основных этапов игровых
технологий, предложенных Л. В. Загрековой.
Этапы игровых
технологий:
Первый этап. Подготовка к игре. Логика подготовки к игре
связана с компонентами игры: мотивационным, ориентационным,
содержательно-операционным, ценностно-волевым и оценочным.
Второй этап. Проведение игры. Необходимым элементом проведения
игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности. В процессе
игровой деятельности должна разрешаться проблемная ситуация.
Третий этап. Подведение итогов игры. При подведении итогов
следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения знаний,
формирования убеждений, развития самостоятельного творческого мышления. [2;
113].
Доктор педагогических наук, профессор Людмила Николаевна
Волошина в своей статье «Игровые программы и технологии физического воспитания
детей 5-7 лет» говорит о том, что в последнее время изменилась
действительность, окружающая детей, на смену коллективным играм пришли
компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие
ребёнка. Ему остаётся меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со
сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской
деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне
развития двигательных способностей дошкольников. В связи с этим актуален поиск
путей для оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной
сферы ребенка, развития интереса к движению. Решение этой проблемы - игровые
формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе [1; 16].
Подвижная игра представляет собой первую доступную для
дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное
воспроизведение навыка движений. Она является средством гармонического развития
ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных
взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния [1; 16].
В целях изменения данной ситуации в лучшую сторону была разработана
программа «Играйте на здоровье» для детей 5-7 лет, которая в основе не меняет
образовательных стандартов, направлена на гармоническое физическое развитие
ребенка через приобщение к спортивным играм и упражнениям с учетом состояния
здоровья, уровня физической подготовленности и развития. Программа предполагает
использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими
физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование
самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников,
заботиться о своем здоровье.
Организация и проведение психологических
игр и тренингов
Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато
дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее
близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся
разбираться в своих комплексах.
«Комплимент»
Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы получились пары,
стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера
по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и
сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо
(влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех
пор, пока не встретятся первые пары.
«Сравнение»
Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число
в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из
группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений
может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный
особняк «нового русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и
мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают
характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.
«Волшебный магазин»
Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором
есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности,
умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете
для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что
«продаешь», и то, что «покупаешь».
«Знакомство»
Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и
присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо
положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие:
прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, например, Таня
трудолюбивая, Олег оригинальный.
«Всеобщее внимание»
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу.
Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим действиям и местным
катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача
усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры.
Определите, кому это удалось и за счет каких средств.
«За что нам нравятся люди»
Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять
качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая самого человека, укажите
пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который
по очереди читает характеристики. Задача участников угадать, о ком идет речь.
«Рассмешить партнера»
Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера.
Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется,
тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый
смешливый человек и самый веселый, обладающий большим чувством юмора.
^
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены
определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать
началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена
другими формами внеклассной работы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.