Главная / Классному руководителю / План работы методического объединения классных руководителей

План работы методического объединения классных руководителей

ПЛАН

работы МО классных руководителей

на 2013/2014 учебный год


Тема методического объединения.

Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования воспитательной системы класса.


Основные задачи:


1.     Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессиональной подготовки классных руководителей по во­просам педагогики, психологии, теории и практики воспитательной работы.


2. Совершенствовать методику работы класс­ных руководителей по организации воспита­тельного процесса в классе в свете современ­ных технологий.


3. Координация деятельности классных руко­водителей в организации работы классных коллективов.


4.   Содействовать активному внедрению интерактивных форм работы с учащимися и их родителями по укреплению национальных и семейных традиций.


5.  Обеспечивать преемственность в организации работы классного руководителя с детьми и подростками по формированию навыков здорового образа жизни на всех ступенях образования.

 

План работы

МО классных руководителей на 2013/2014 учебный год

п/п

Время

проведения

Тема заседания

Форма

проведения

Рассматриваемые вопросы

Ответственные

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

Август

 

 

 

«Основные требования к планированию воспитательной работы в школе на 2013/2014 учебный год. Моделирование воспитательной системы класса, как способа организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества»



 

 

 

Инструктивно-методическое совещание

 


1. Утверждение плана работы МО классных руководителей на 2013/2014 уч.год.


2. Выборы руководителя МО


3. Утверждение плана работы кружков на 2013/2014 уч.год.


4. Этапы развития воспитательной системы.


5. Моделирование отдельных компонентов воспитательной системы. Определение перечня возможных диагностических исследований  учащихся и классных коллективов в целом

6. Знакомство с новинками методической литературы






 

 

 

2.

 

 

 

Ноябрь

 

«Воспитательная система класса. Модель эффективной деятельности классного руководителя».

Практикум: практическое моделирование воспитательной системы класса.


 

 

Конференция идей

1.Концепция воспитательной системы.   


2. Воспитательная система класса: опыт описания


3. Примеры воспитательных систем класса.

4. Проектная мастерская «Моделирование воспитательной системы класса»



 

 

 

 

3.

 

 

 

 

Декабрь

 

«Особенности, специфика и содержание современного воспитания в  школе».


Практикум: посещение внеклассных мероприятий, знакомство с системой работы классных руководителей среднего звена.


 

 

 Дискуссионные качели


1. Актуальные аспекты организации воспитательной деятельности с классным коллективом.


2.  Формирование гражданской позиции и ответственного поведения учащихся через психолого-педагогическую диагностику


3. Резервные возможности использования дискуссионных, проблемных методов в современном воспитании.


4.Развитие компетентности школьников во внеурочной деятельности.



 

 

 

 

4.

 

 

 

 

Март

 

 Сотрудничество педагогического коллектива с родителями как фактор воспитания учащихся. Формы работы с родителями.



 

 

 Круглый стол.

 


1. Психолого – педагогические аспекты работы с родителями.

2. Психолого – педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей.

3.Использование социоигровых технологий при работе с родителями.



 

 

5.

 

 

Май

 

 

 

«Подведение итогов работы МО классных руководителей»

 

 

Творческий отчёт

 

 1. Обобщение опыта.

2. Дискуссия «Воспитывать – Что и Как»

3. Анализ работы МО классных руководителей за 2013-2014 уч.год

4. Уровень качества воспитания учащихся

 






ПРОТОКОЛ  №1

заседания  МО классных руководителей

от  29. 08. 2013 г.

«Основные требования к планированию воспитательной работы в школе на 2013/2014 учебный год.

Моделирование воспитательной системы класса, как способа организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества»

присутствовало – 29 чел.

отсутствовало   -  4 чел.


Повестка:


1. Утверждение плана работы МО классных руководителей на 2013/2014 уч.год. (Новикова М.А.)


2. Выборы руководителя МО ( Новикова М.А.)


3. Утверждение плана работы кружков на 2013/2014 уч.г. ( Новикова М.А.)


4. Основные направления системы воспитательной работы школы в этом учебном году (Новикова М.А.)


5. Моделирование отдельных компонентов воспитательной системы. Определение перечня возможных диагностических исследований  учащихся и классных коллективов в целом.  (Гордеева О.В.)


6. Знакомство с новинками методической литературы.( Буртылева А.С.).


    Слушали:

1. Зам. директора по ВР Новикову М.А., которая предложила выбрать руководителя МО. Поступило предложение: оставить руководителем МО Махонько Е.А., классного руководителя 9 кл «Б». За данное предложение проголосовали единогласно.

2. Новикова М.А. познакомила с целями, задачами, планом работы МО классных руководителей. Вновь ознакомила всех классных руководителей с Положением о классном руководителе и Должностной инструкцией кл.рук. В ряду функциональных обязанностей кл.рук. была выстроена циклограмма дел во времени: годовые, четвертные, месячные, недельные, а также разработаны формы отчетности  и определены сроки их сдачи. Она   акцентировала в своем выступлении на аналитико-диагностической функции классного руководителя, позволяющей судить об эффективности воспитательного процесса в классе.  

Гордеева О.В, социальный педагог напомнила:

 - ежемесячно классным руководителем заполняется лист учёта посещаемости:

 - срочно сдать социальный фон класса.

3. Заместитель директора по ВР Новикова М.А. предложила рассмотреть план работы кружков, которые были рекомендованы на заседании МО классных руководителей (от 15.04.2013 г) на 2013-2014 учебный год. (Приложени1)

4. Заместителя директора школы по воспитательной работе Новикову М.А., которая рассказала об основных направлениях системы воспитательной работы школы в этом учебном году. Приоритетными направлениями общешкольного плана воспитательной работы станут: здоровьесберегающее, преумножение и сохранение школьных традиций, ценностно-ориентированная и игровая деятельность. Состоялось обсуждение общешкольного плана  воспитательной работы. Главное— системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

5. С целью выполнения аналитико-диагностической функции классных руководителей руководитель МО классных руководителей предложила определить перечень основных диагностик классных коллективов в новом учебном году. Из традиционных остаются: Методики изучения удовлетворенности учащихся и родителей работой образовательного учреждения,

Методика определения уровня самоуправления в ученическом коллективе,

определение Уровня воспитанности школьников,

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности.

Остальные диагностики классный руководитель выбирает для своего класса самостоятельно. 

6. Буртылева А.С.ознакомила всех присутствующих с подписными изданиями и новинками методической литературы. 

 

РЕШЕНИЯ

1.Выбрать руководителем МО Махонько Е.А., классного руководителя 9 кл «Б».

2. Утвердить план работы МО классных руководителей на 2013-2014 учебный год.

3. Составить программы, тематические планирования, списки по кружковой работе и предоставить их администрации на утверждение.

4. В  планы воспитательной работы включить обязательное посещение местных музеев, разнообразить тематику профилактических мероприятий по ПДД, выбрать представителей от каждого класса в орган ученического самоуправления.

5. Вести классную документацию в соответствии с нормативно-правовыми  требованиями, соблюдая  сроки сдачи отчетной документации. 


6. Перечисленный минимум диагностических исследований развития личности и классных коллективов считать необходимым. Остальные методики – по выбору классного руководителя. 



ПРОТОКОЛ  №2

                                                                           заседания  МО классных руководителей

от  25. 11. 2013 г.

присутствовало – 32

отсутствовало   -  1 

Повестка  дня 

Семинар «Воспитательная система класса. Модель эффективной деятельности классного руководителя».

Практикум: практическое моделирование воспитательной системы класса.

1  Концепция воспитательной системы.    (Новикова М.А..)

2. Воспитательная система класса: опыт описания. (Махонько Е.А.)

3. Примеры воспитательных систем класса. (Бондарева Г.А., Ефимова Н.С. )

4. Проектная мастерская «Моделирование воспитательной системы класса» (Махонько Е.А..)

 

Слушали: 

1.  Заместителя директора по ВР Новикову М.А., которая в своем выступлении раскрыла понятие «воспитательной системы класса», обосновала педагогическую целесообразность создания ВС, приведя ряд аргументов:

ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;

системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса и т.д.

Детально раскрыла сущность и структуру воспитательной системы, охарактеризовала все пять компонентов ВС класса:

1) индивидно-групповой;

2) ценностно-ориентационный;

З) функционально-деятельностный;

4) пространственно-временной;

5) диагностико-результативный.

          Она также отметила, что главную роль в построении и  функционировании воспитательной системы класса играет классный руководитель. Если основу личности классного руководителя  составляют гуманистические ценности, то такие же ориентиры преобладают в классном коллективе. В процессе разработки и реализации модельных представлений о воспитательной системе класса особое значение имеет определение ключевой идеи замысла системы. Выбор системообразующего вида деятельности зависит прежде всего от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения и его структурных подразделений.

          Каждая воспитательная система имеет среду — свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации

      Классный руководитель должен заботиться об установлении и укреплении связей класса со сверстниками из других учебных коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.

      Успешность развития воспитательной системы класса зависит также от умения классного руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности.

Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:

первый этап — проектирование системы;

второй этап — становление системы;

третий этап — стабильное функционирование системы;

четвертый этап — завершение функционирования или коренное обновление системы.

Критерием эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие показатели:

  • воспитанность учащихся;

  • защищенность и комфортность ребенка в классе;

  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

  • сформированность классного коллектива;

  • репутация класса;

  • проявление индивидуальности («лица») классной общности.

      

В соответствии с данными критериями  подбираются методы и приемы изучения результативности воспитательного процесса.

Наличие у классного наставника представлений о сущности и строении воспитательной системы позволяет ему более осознанно и уверенно приступить к деятельности по моделированию и построению системы воспитания учащихся в классном коллективе. Концепция воспитательной системы класса может состоять из таких разделов, как:

краткая психолого-педагогическая характеристика класса;

цель и задачи воспитательной системы класса;

перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества;

механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (системообразуюший вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества. этапы становления и развития воспитательной системы); критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

Какой должна быть программа построения воспитательной системы класса? На этот вопрос педагог может найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем должны составить основу плана работы классного руководителя. 


2. С опытом описания  воспитательной системы класса познакомила кл.рук. 9 кл. Махонько Е.А.

Он состоял из разделов: Пояснительная записка с обоснованием основных задач, которые ставит перед собой кл.рук., приступая к строительству ВС класса. Модель ВС класса включала в себя: цель, задачи, структуру построения ВС класса; описание принципов работы классного самоуправления и основные направления воспитательной работы с учащимися. 


3. С примерами воспитательных систем класса познакомила кл.рук. 7 кл Бондарева Г.А., и 2 класса Ефимова Н.С. Они детально рассказали о каждом разделе своей системы.


4. Проектную мастерскую по моделированию ВС класса Махонько Е.А.

Классные руководители были поделены на группы. Каждой группе за определенный промежуток времени было дано задание выполнить один из пунктов построения концепции  ВС класса. После выступлений, был сделан анализ, называны типичные ошибки в работе групп. Работа была насыщенной и плодотворной. В конце были подведены итоги работы проектной мастерской.


Решение: Данный семинар был оценен всеми участниками МО кл.рук. как очень плодотворный, познавательный, на практике позволивший сообща построить виртуальную воспитательную систему класса.


ПРОТОКОЛ  №3

                                                                           заседания  МО классных руководителей

от  23. 12. 2013 г.

присутствовало – 32

отсутствовало   -  1 

Повестка  дня 

«Особенности, специфика и содержание современного воспитания в  школе».


Практикум: посещение внеклассных мероприятий, знакомство с системой работы классных руководителей среднего звена.


Семинар «Воспитательная система класса. Модель эффективной деятельности классного руководителя».

Практикум: практическое моделирование воспитательной системы класса.

1. Актуальные аспекты организации воспитательной деятельности с классным коллективом ( Арестова С.В.)


2. Формирование гражданской позиции и ответственного поведения учащихся через психолого-педагогическую диагностику  (Гладкова Д.Э.)


3. Резервные возможности использования дискуссионных, проблемных методов в современном воспитании. (Бондарева Г.А.)



4. Развитие компетентности школьников во внеурочной деятельности. (Новикова М.А.)

 

Слушали: 

1.  Арестова С.В. выступала на заседании по теме « Актуальные аспекты организации воспитательной деятельности с классным коллективом». Данный преподаватель обратил внимание на основные направления воспитательной работы в целом:

  • гражданско-патриотическое воспитание обучающихся,

  • формирование духовно-нравственных ценностей, навыков здорового образа жизни у учащихся;

  • активное вовлечение учащихся в социально значимую и культурно-досуговую деятельность;

  • формирование навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством;

  • профилактика преступлений и правонарушений среди несовршеннослетних;

  • формирование системы работы общеобразовательных учреждений в шестой школьный день;

  • профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений;

  • усиление роли детских и молодежных общественных объединений в воспитательном пространстве общеобразовательных учреждений.

Подробно рассказала и предоставила план мероприятий по каждому направлению.

В заключение отметила, что каждое общеобразовательное учреждение, каждый класс – это центр социальной, культурной и воспитательной работы. Он должен быть комфортным и безопасным местом для пребывания всех участников педагогического процесса, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом и высокой культурой поведения. Поэтому педагогам стремящимся решать проблемы воспитания подрастающего поколения, надо постоянно осознавать ответственность за свои педагогические решения. От того, насколько эффективны будут эти решения, зависят счастье наших детей, успехи системы образования, настоящее и будущее нашего общества.


2. По второму вопросу выступала Купцова Ю.А.

В своем выступлении обратила внимание на формировании гражданской ответственности через мониторинг воспитательного процесса. Были предложены методики диагностического обследования класса. Обратила внимание, что немало важными факторами, влияющими на формирование гражданской позиции и ответственного поведения учащихся, является:

  • Оценка индивидуального уровня развития волевой регуляции подростков, т.е. меры овладения ими собственным поведением в различных ситуациях

  • Способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. что, в свою очередь, во многом определяет индивидуальный стиль и конкретные проявления личности учащегося

  • Определение наиболее предпочитаемой формы социального поведения личности учащихся в подростково-юношеском возрасте, их предрасположенности к конфликтному поведению.

С этой целью среди учащихся проводится диагностическое обследование по направлениям:

  • изучение волевого самоконтроля (ВСК) учащихся;

  • выявление предрасположенности личности подростков к конфликтному поведению (методика К.Н. Томаса).

Материал был предоставлен для работы классным руководителям.


3. Резервные возможности использования дискуссионных, проблемных методов в современном воспитании. В своем выступлении Бондарева Г.А. обратила внимание, что согласно Концепции модернизации российского образования « Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности,  интегрированной в общий процесс обучения и развития» . Важнейший задачей воспитания  является:

 формирование у школьников гражданскойответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активнойадаптации на рынке труда.

Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций обеспечивающих им

возможность успешной социализации.Содержательная характеристика личностного развития, данная Б.Ф. Ломовым и Дж. Равен, позволяет заключить, что учащиеся должны обладать качествами, способствующимивыполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности.  Именно эти качества обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми или базовыми. Базовые компетентности многофункциональны, над предметны и междисциплинарны.

Рассказала, что авторы стратегии модернизации содержания  общего образования,  основываясь на зарубежном опыте,  приводят  следующие базовые компетентности:

1.        компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в томчисле внешкольных;

2.        компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

3.        компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться внормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

4.        компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);

5.        компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Компетенции  это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать напрактике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических ипрактических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт  интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

4.  В заключении выступила Новикова М.А.по теме «Развитие компетентности школьников во внеурочной деятельности»

 Она обратила внимание , что современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к   процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

укрепления российской государственности;

развития в России гражданского общества;

повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования (воспитания).

Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашел подтверждение и в первом разделе основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающее системность в его реализации. Системообразующие направления воспитания определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт работы образовательных учреждений.

Инновацией в структуре Базисного образовательного плана нового ФГОС выступает то, что в нем выделены три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Виды и направления внеурочной деятельности.

Для ре­ализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­ние);

5) художественное творчество;

6) социальное   творчество   (социально   преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направле­ния внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятель­ность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений сов­падает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).


Решение: Данный семинар был оценен всеми участниками МО кл.рук. как очень плодотворный, познавательный, на практике применить знания, полученные на МО классных руководителей.


ПРОТОКОЛ  №4

                                                                           заседания  МО классных руководителей

от  23. 03. 2014 г.

присутствовало – 32

отсутствовало   -  1 

Повестка  дня 

Сотрудничество педагогического коллектива с родителями как фактор воспитания учащихся. Формы работы с родителями. Круглый стол


1. Психолого – педагогические аспекты работы с родителями.

2. Психолого – педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей.

3.Использование социоигровых технологий при работе с родителями.



 

Слушали: 

Данное мероприятие проходило в виде круглого стола.  Были рассмотрены цели и задачи работы с родителями, психолого-педагогическое просвещение родителей, принципы проектирования родительского всеобуча, формы работы с родителями, алгоритм родительского собрания

 

 


Решение: Все участники принимали активное участие в диалоге и выявили для себя новые методы и формы работы с родителями



ПРОТОКОЛ  №5

                                                                           заседания  МО классных руководителей

от  22. 05. 2014 г.

присутствовало – 30

отсутствовало   -  3

Повестка  дня 

«Подведение итогов работы МО классных руководителей»


1. Обобщение опыта. ( Мордовина О.С.)

2. Дискуссия «Воспитывать – Что и Как» ( Жихарева Л.И.)

3. Анализ работы МО классных руководителей за 2013-2014 уч.год ( Махонько Е.А.)

4. Уровень качества воспитания учащихся ( Новикова М.А.)

 

Слушали: 

  1. С обобщением опыта воспитательной работы выступила Мордовина О.С. Она рассказала как и на что необходимо обратить внимание для формирование классного коллектива в первом классе. На примере плана работы рассказала мероприятия проводимые в классе за данный учебный год, какие цели и задачи были поставлены и реализованы.

  2. Проводя дискуссию по теме « Воспитывать – Что и Как» Жихарева Л.И. рассказала о четырех тактиках педагогической поддержки (по О.С.Газману): “защита”, “помощь”, “содействие” и “взаимодействие”. Обобщенными характеристиками поддержки являются творчество, активность, исследовательский поиск в педагогическом процессе. В этой связи имеет смысл выделить приемы поддержки: – опора (опорные сигналы); – повтор с контролем (вопросы к изученному материалу); – повтор с расширением (вопросы, дополняющие знания по новому материалу); – собственный пример (задача); – особое задание; – “светофор”; – показательный ответ; – магнитофонный опрос; – тихий опрос; – опрос по цепочке; – программируемый опрос; – идеальный опрос (т. е. устная самооценка знаний учащимися) и другие. Результатом процесса развития способностей у детей является Образ –Я: представления детей о самом себе; самооценка – аффективная оценка этих представлений, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня развития (возрастных особенностей) и принятия тех или иных самохарактеристик; поведенческие реакции – те действия, которые вызываются образом “Я” и самооценкой. Для оценки развития тех или иных способностей определяются критерии, показатели и уровни, согласно содержательным характеристикам изучаемого явления, в соответствии с которыми подбираются или разрабатываются диагностические методики. Реализация данной модели возможна, если имеется адекватное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  3. По следующему вопросу выступала Махонько Е.А. с анализом работы МО классных руководителей за 2013-2014 учебный год. Новикова М.А.предоставила отчет по уровню качества воспитания учащихся.

Решение: со следующего учебного года сделать электронную копилку « Калейдоскоп классных часов»

График проведения открытых мероприятий.


3-а

Петрова Н.И.

«Настоящая дружба»

Апрель.

3-б

Марунчак С.В.

« Путешествие в страну добра»

ноябрь

3-в

Арестова С.В.

Веселые перемены.

октябрь

4-а

Гришиленок Т.В.

Природа и мы.

Сентябрь.

4-в

Воротыляк Е.А.

Классный час « Мы - друзья»

Февраль

4-г

Новикова И.А.

Ах, этот русский…

Декабрь

7-в

Гладкова Д.Э.

Классный час «История празднования 8 Марта»

март

8-а

Алентьева И.В.

Игра: «Скажи, кто твой друг – скажу, кто ты»

декабрь

8-в

Сержантова С.А.

Дискуссия: «Люди существуют друг для друга»

январь

9-а

Билей В.В.

внеклассное мероприятие «Семья в жизни человека»

ноябрь

9-б

Махонько Е.А.

Литературная гостиная « Семейная книга»

февраль

10-а

Юрченко Н.В.

Внеклассное мероприятие: «Чем вредны компьютерные игры».

апрель

10-б

Ходинова Г.В.

Классный час «Твои права и обязанности»

сентябрь





Организация методических занятий классных руководителей:


Занятие 1:Особенности воспитательной системы, наши традиции и достижения.


Занятие 2: Документация классного руководителя.


Занятие 3: Организация жизнедеятельности классного коллектива.

Занятие 4: Организация работы с родителями.


Занятие 5: Формы проведения классных часов.


Занятие 6: Методика КТД.


Консультации для классных руководителей:


1 Назначения и функции классного руководителя в современной школе.


2 Содержание деятельности классных руководителей.


3 Методика проведения интеллектуально- творческих дел.


4 Психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия.


5 Создание воспитательной системы в классе.


6 Диагностика воспитанности классного коллектива.


7 Документация классного руководителя.


8 Организация учебно-воспитательной деятельности классных коллективов.


9 Индивидуальные консультации педагога-психолога

Круглый стол.

Выступление Махонько Е.А.

 В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

 Цели и задачи работы с родителями:

  1. Установление  контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.

  2. Изучение воспитательных  возможностей семей.

  3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного  потенциала семьи.

  4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими  знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

  5. Предупреждение наиболее распространенных  ошибок родителей в воспитании детей.

  6. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

 Семья,  как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс? В практике современной отечественной общеобразовательной школы рассматривается традиционно сложившаяся и утвердившаяся форма работы школы с родителями – родительское собрание.

 Основное назначение собраний – повысить уровень психолого – педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций.

 Значительное место в системе работы школы с родителями относится к их  психолого – педагогическому просвещению. Накопление педагогических знаний родителями связано  с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.

Планируя психолого – педагогическое просвещение   родителей. Нужно исходить из следующих задач:

  • сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;

  • обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;

  • нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;

  • компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.

Принципы проектирования  родительского всеобуча:

  •  учет личностных интересов, склонностей и возможностей родителей;

  • включение родителей в учебно – воспитательные ситуации через интегрированные широкие творческие задачи, образующие целесмысловое поле;

  • постоянная актуализация самоопределения родителей в целях и смыслах их деятельности;

  • культивирование конструктивного взаимодействия и общения родителей;

  • увязывание  содержания всеобуча и социальной поддержки педагогов.

 Можно выделять некоторые основные направления, внутри которых создаются ситуации совместной продуктивной деятельности и психолого – педагогического самообразования родителей:

  •  психолого – педагогическое образование родителей;

  • проведение семинаров, конференций, родительских собраний;

  • планирование,   реализация, рефлексия мероприятий как крупномасштабной продуктивной задачи всего коллектива;

  • разработка проектов стратегического или тактического значения (например, создание совместных научно – исследовательских проектов);

  • совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности.

             

 

 Формы работы с родителями

 

1. Научно – практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды  педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам.

 Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения.

Успех конференций зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть возможность совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.

Условиями успешного проведения родительских конференций являются  следующие:

  • актуальность, значимость и доступность предложенной темы;

  • тщательная предварительная подготовка (тема и план представляются родителям за 2 – 3 недели до проведения, указывается рекомендованная литература);

  • организация консультаций в период подготовки по отбору материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений;

  • создание благоприятного эмоционального  климата во время проведения конференции, характеризующегося общей заинтересованностью, откровенностью разговора.

 

Порядок работы конференции может быть определен следующим образом:

  1. Вступительное слово педагога (классного руководителя, директора, замдиректора) о значимости и сущности проблемы и позитивном опыте семей.

  2. Выступления родителей (обмен опытом, анализ воспитательного процесса в семье).

  3. Заключение ведущего конференции, содержащее оценку выступлений, опыта семейного воспитания. Проблем, которые предстоит решить.

Эффективность родительской конференции возрастает, если в ее проведение включается библиотека, работники, которой готовят книжные выставки по обсуждаемой проблеме.

 Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

  • «Основы построения общения с ребенком»

  • «Права и обязанности ребенка в семье»

  • «Стили и методы воспитания ребенка в семье»

  • «Психология  ребенка»

  • «Особенности адаптации  ребенка в школе»

  • «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

2. Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание.  Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция  усилий  школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского  коллектива.   По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить  на несколько видов:

  1.  Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).

  2. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).

  3.  Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).

  4. Комбинированные собрания (включающие  в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются  инициативные группы родителей по различным направлениям работы,  разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель  раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается  родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.

 

 Эти предложения могут быть такими:

  • поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство кружком по своей специальности, руководство спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами, олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;

  • поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие  в организации встреч с интересными людьми; содействие в создании материально – технической базы класса;

  • поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и  укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.

 

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.

  2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.

  3. Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт  собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.

  4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).

  5. Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.

  6. Личные беседы с родителями.

 

Организуя родительские собрания, можно  придерживаться следующих принципов:

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учебе;

  • тема собрания должна учитывать возрастные  особенности детей;

  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер  (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);

  • классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;

  • родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;

  • каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать  во благо ребенку.

 

Алгоритм подготовки родительского собрания

 

  1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывают:

  • возрастные  особенности детей;

  • преобладание типов семей;

  • уровень образованности и заинтересованности родителей;

  • проблемы классного коллектива;

  •  цели и задачи учебно–воспитательного процесса, стоящие перед школой.

 

  1. Подготовительная работа:

  • изучение научно – методической литературы;

  • анализ документации;

  • проведение микроисследования;

  • определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;

  • объявление за 2 – 3 недели о родительском собрании учащимся;

  • запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;

  • приглашение родителей и других его участников;

  • привлечение родителей и других его участников;

  • привлечение к его подготовке членов родительского комитета;

  • оформление и оборудование места проведения собрания.

 

  1. Рекомендации по проведению родительского собрания:

  • оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

  • оно должно носить как теоретический. Так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;

  • оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.

 

  1. Структура проведения родительского собрания:

 

1) Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогли классу и школе.

2)  Анализ развития детей за определенный период:

  • личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми, данные диагностик);

  • учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).

3) Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого – педагогической компетенции).

Внеучебная проблема:

  • выделяем существующую (возникшую) проблему;

  • определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше. Смотрим на проблему с разных сторон);

  • предпринимаем попытку ее теоретического развития, осуждаем любые варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чему это может привести), определяем участников разрешения данной проблемы и распределяем ответственность между ними.

 Учебная проблема:

  • выделяется характер  затруднений детей при освоении учебного курса;

  • анализируется причины затруднений;

  • идет совместное обсуждение6 сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у  которых подобных затруднений нет;

  • даются методические советы по коррекции учебной деятельности (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);

  • лучше взять одну, но конкретную проблему и проработать ее досконально (!).

4) Принятие решения собрания.

5) Индивидуальные консультации с родителями.

 

 

Семь правил успешного проведения родительского собрания

  1. Уважайте!

  2. Помогайте!

  3. Объясняйте!

  4. Доверяйте!

  5. Учитесь!

  6. Спрашивайте!

  7. Благодарите!

 

Важно!

  1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.

  2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.

  3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

 

 

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

  1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.

  2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.

  3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

  4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.

  5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.

  6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.


План работы методического объединения классных руководителей
  • Классному руководителю
Описание:

Представлен план работы МО классных руководителей с протоколами заседаний МО.

Тема методического объединения "Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования воспитательной системы класса".

Основные задачи:

1.     Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессиональной подготовки классных руководителей по во­просам педагогики, психологии, теории и практики воспитательной работы.

2. Совершенствовать методику работы класс­ных руководителей по организации воспита­тельного процесса в классе в свете современ­ных технологий.

3. Координация деятельности классных руко­водителей в организации работы классных коллективов.

4.   Содействовать активному внедрению интерактивных форм работы с учащимися и их родителями по укреплению национальных и семейных традиций.

5.  Обеспечивать преемственность в организации работы классного руководителя с детьми и подростками по формированию навыков здорового образа жизни на всех ступенях образования.

Автор Махонько Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1299
Номер материала 25184
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓