ШКОЛА-ЛИЦЕЙ
№ 20
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
СБОРНИК
ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
MERRY SOUNDS
ПАВЛОДАР
2013 г.
АВТОР
- СОСТАВИТЕЛЬ: ПОДЛЕСНАЯ О. Н. – учитель английского языка
Школы - лицея № 20
г. Павлодара
Данное пособие предназначено для формирования навыков
и развития речевого (фонематического и интонационного) слуха и
произносительных навыков у учащихся
Цель его – помочь учащимся овладеть навыками чтения и
говорения, научиться правильно произносить английские слова, а также научить
детей читать правильно, с пониманием, бегло и с удовольствием.
Здравствуйте,
дорогие друзья!
Добро
пожаловать в страну - ФОНЕТИКУ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА!
Приглашаем Вас познакомиться с её жителями - звуками и
буквами, которые охотно откроют Вам свои секреты - правила чтения и
произношения английских слов и предложений.
When
the English tongue we speak
Why
is break not rhymed with weak?
Will
you tell me why it’s true:
We
say sew but also few
When
we want to make a verse-
We
can’t rhyme a horse with worse.
Beard is different from
heard,
Lord is not pronounced
like word.
Сow is cow, but low
is low,
And
we do don’t read like go.
We
have year and hear and pear,
Come
and
home and are and care.
So,
why done, but gone and stone-
Is
the any reason known?
And,
in short, it seems to me,
Sounds
and letters disagree.
(anonymous)
Это английское стихотворение наглядно иллюстрирует
какое разнообразие царит в мире английских букв и звуков. Одно и то же
сочетание букв может иметь несколько вариантов чтения.
Чтобы мы не сомневались, правильно ли нами прочитано
слово - Фея Транскрипция поможет нам. Транскрипция - это запись звучания буквы
или слова в виде последовательности специальных фонетических символов, или, как
можно ещё выразиться - письменное обозначения звука. Давайте же познакомимся с
друзьями Феи Транскрипции - звуками и их письменными обозначениями.
Одиночные
звуки
Согласные
звуки
|
произношение
|
Гласные
звуки
|
произношение
|
b
|
б
|
ʌ
|
а
- короткое
|
d
|
д
|
a:
|
а
- глубокое
|
f
|
ф
|
i
|
и
- короткое
|
ᴣ
|
ж
|
i:
|
и
- долгое
|
dᴣ
|
дж
|
О
|
о
- короткое
|
Дифтонги
Согласные
звуки
|
произношение
|
Гласные
звуки
|
произношение
|
ts
|
ч
|
au
|
ау
|
j
|
и
- краткое
|
ei
|
эй
|
ɵ
|
межзубное без голоса
|
oi
|
ой
|
ȵ
|
носовой
на франц. манер
|
ai
|
ай
|
Мы предлагаем вам ряд разнообразных фонетических
заданий и упражнений, чтобы Вам было проще постичь секреты английских звуков.
Кроме этого, мы предлагаем Вашему вниманию весёлые английские рифмовки и
скороговорки, читая которые, Вы, несомненно, получите большое удовольствие.
Для начала мы предлагаем вам выполнить несколько упражнений,
которые помогут Вам правильно произносить английские слова и предложения.
Упражнения
на артикуляторную гимнастику
1.
Широко
откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирайте кончик
языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, не напряжены.
2.
Упирайте
кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутреннюю поверхность правой и левой
щеки.
3.
Сделайте
оба упражнения. На четыре счёта язык упирается в альвеолы верхних и нижних
зубов, а затем в обе щеки.
Упражнения на развитие речевого
(фонематического и интонационного) слуха.
1.
Прослушайте
в магнитной записи звуки, слоги, слова и предложения, читаемые разными
дикторами, и отметьте номерами женские, мужские и детские голоса.
2.
Определите
большую или меньшую чёткость произношения дикторов. Определите темп двух
фонограмм (более быстрый или более медленный).
3.
Из
воспринятого на слух ряда звуков вычлените, и запишите указанные преподавателем
звуки, сначала наблюдая артикуляцию преподавателя, затем, не наблюдая её.
4.
Устно
разделите услышанное слово на звуки и назовите их.
5.
Определите
количество слогов в услышанных словах.
6.
Установите
количество кратких гласных в услышанных словах.
7.
Прослушайте
слова и назовите те, которые рифмуются.
8.
Выделите
на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в
орфографии.
9.
Определите
количество слов в прослушанных предложениях
10.
Составьте
слово из прослушанных изолированных звуков и запишите его в орфографии.
11.
Определите
на слух место ударения и его роль: смыслоразличительную, логико-выделительную,
модальную.
12.
Определите
паузы в звучащем речевом потоке.
Формирование
произносительных навыков
1.
Многократно
прослушайте звук вофразе, слове, затем прослушайте изолированный звук.
2.
Прослушайте
ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.
3.
Прослушайте
пары звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.
4.
Прослушайте
предложения и скажите, сколько раз в нём встретился данный звук.
5.
Прослушайте
предложения и поднимите руку, когда услышите повествовательное (вопросительное,
отрицательное) предложение.
6.
В
ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит
диктор.
7.
Подчеркните
в предложении слово, на которое падает ударение.
8.
Сделайте
фонетическую разметку текста на основе голоса преподавателя, прочитайте затем
текст в слух.
9.
Произнесите
вслед за диктором звуки (слоги, слова, словосочетания), обращая внимание на
произношение указанных звуков.
10.
Назовите
слова, содержащие определённый звук.
11.
Произнесите
слова по слогам, обращая внимание на произношение гласных (согласных) в
начальной (конечной) позиции.
12.
Прослушайте
пары слов на русском и иностранном языках и повторите вслед за преподавателем
только слова на иностранном языке.
13.
Произнесите
вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различное произношение звуков.
14.
Произнесите
коммуникативное предложение сначала медленно, затем быстро.
15.
Проговорите
по памяти пословицу (скороговорку, стихотворение, текст) сначала медленно,
затем быстро.
Задание
I. Чтение
окончаний множественного числа существительных.
Найдите
лишнее слово в каждом ряду:
1.
A)
books B) pens C) ears D) boys
2.
A)
matches B) wolves C) watches D) bushes
3.
A)
roads B) towns C)stars D) deer
4.
A)
days B) flags C) teeth D) eyes
5.
A)
cats B) families C) tragedies D) secretaries
6.
A)
bushes B) houses C) peaches D) bananas
7.
A)
desks B) ways C) lemons D) toys
8.
A)
tables B) matches C) thieves D) keys
9.
A)
plates B) heroes C) plants D) shops
10.
A)
foxes B) buses C) brushes D) plays
11.
A)
rooms B) chairs C) parks D) lions
12.
A)
ladies B) knives C) countries D) babies
Задание
II. Чтение
окончаний правильных глаголов во 2-й и 3-ей формах.
Найдите
лишнее слово в каждом ряду:
1.
A)
cook B) dance C) like D) wait
2.
A)
smile B) help C) clean D) happen
3.
A)
want B) need C) hesitate D) jump
4.
A)
push B) paint C) skate D) collect
5.
A)
stop B) wash C) ask D) answer
6.
A)
close B) love C) intend D) inform
7.
A)
visit B) decide C) demand D) skip
8.
A)
thank B) laugh C) follow D) work
9.
A)
happen B) play C) hope D) offer
10.
A)
start B) invite C) pretend D)remember
11.
A)
watch B) help C) continue D) wish
12.
A)
live B) pull C) agree D) hate
13.
Задание
III. Найдите
слово, в котором ударный звук совпадает с подчёркнутым словом:
1.
Brave
A) grass B) trade C) ball D) ham
2.
Snow
A) fork B) row C) aloud D) stop
3.
Sock
A) nose B) spoon C) born D) cross
4.
Jam
A) plate B) harvest C) sand D) sharp
5.
Scene
A) grey B) wet C) seem D) here
6.
Door
A) role B) blouse C) throw D) floor
7.
Brown
A) crowd B) clothes C) zoo D) company
8.
Fix
A) fire B) dish C) climate D) piece
9.
Sum
A)turn B) student C) hungry D) sugar
10.
Skirt
A) flight B) thin C) wife D) circus
11.
Butter
A) republic B) hurt C) suit D) duty
12.
Hide
A) give B) arrive C) wing D) wire
Задание IV. Найдите слово,
которое содержит данный звук:
1.
[ɔ:]
A) company B) color C) caught D)correct
2.
[ei]
A) daylight B) dictionary C) daughter D) distance
3.
[ᴂ]
A) aloud B) attention C) athlete D) although
4.
[a:]
A) slave B)sharp C) smile D) small
5.
[ou]
A) room B) role C) roar D) rest
6.
[i:]
A) sleep B) slow C) sound D) soup
7.
[u]
A) love B) nice C) novel D) look
8.
[ʌ]
A) team B) tired C) thank D) touch
9.
[u:]
A) turn D) tinned C) through D) though
10.
[ә:] A) both B)
brave C) blouse D)burn
11.
[к] A) knife B) joke
C) kneel D) knight
12.
[ɛə]
A) chalk B) champion C) care D) centre
Задание
V. Найди
лишнее слово.
1.
A)
grass B) dark C) trade D) pass
2.
A)
fork B) row C) snow D) rope
3.
A)
jam B) sack C) plate D) cat
4.
A)
book B) floor C) cook D) stood
5.
A)
brown B) caw C) crown D) law
6.
A)
while B) white C) which D) wild
7.
A)
laugh B) night C) daughter D) weight
8.
A)
pull B) but C) push D) put
9.
A)
cat D) care C) cinema D) country
10.
A)
spoon B) cool C) blood D) troop
11.
A)
son B) sum C) sun D) song
12.
A)
thing B) this C) thank D) three
Задание
VI. Раздели
слова на группы согласно ударному звуку.
1. [ɔ]
2. [ɔ:] 3. [ʌ] 4. [a:] 5. [ᴂ] 6. [i:] 7. [i] 8. [u:] 9. [u]
Father,
afternoon, pass, glass, not, dog, coffee, hop, doll, got, big, sister, six,
milk, but, son, come, love, monkey, mother, duck, funny, jump, uncle, puppy,
under, cup, tea cup, put, pull, push, blue, do, who, school, pupil, juice,
please, clean, tea, athlete, map, caught, daughter, apple, stop, clock, beat,
touch.
Задание
VII. Выберите
слова, в которых буквы e, h, r, k, w, gh не
читаются:
Plate,
what, card, knife, write, time, eight, work, when, fork, keen, know, who,
laugh, night, where, wrong, light, rain, hour, picture.
Задание
VIII. Определите
в каком типе слога читается гласная:
№
|
буква
|
Тип
слога
|
A)
|
B)
|
C)
|
D)
|
1
|
a
|
I
|
mat
|
bake
|
far
|
tame
|
2
|
i
|
II
|
climate
|
sir
|
fish
|
blind
|
3
|
a
|
III
|
care
|
case
|
card
|
catch
|
4
|
i
|
IV
|
nice
|
birth
|
smile
|
fire
|
5
|
u
|
I
|
duck
|
dust
|
duty
|
dumb
|
6
|
o
|
II
|
more
|
frog
|
poke
|
phone
|
7
|
o
|
III
|
boat
|
fork
|
coke
|
log
|
8
|
a
|
IV
|
dark
|
dank
|
dance
|
dare
|
9
|
e
|
I
|
derby
|
then
|
desk
|
tree
|
10
|
u
|
II
|
but
|
tube
|
turn
|
cure
|
11
|
i
|
III
|
ship
|
shine
|
shirt
|
chip
|
12
|
e
|
IV
|
here
|
her
|
ten
|
keen
|
Задание
IX. Найдите
слово с нужным типом слога:
№
|
Тип
слога
|
A)
|
B)
|
C)
|
D)
|
1
|
I
|
map
|
nose
|
here
|
fur
|
2
|
II
|
car
|
same
|
red
|
far
|
3
|
III
|
close
|
same
|
barn
|
rose
|
4
|
IV
|
hand
|
hair
|
here
|
hook
|
5
|
I
|
must
|
nylon
|
girl
|
member
|
6
|
II
|
mat
|
table
|
frame
|
sake
|
7
|
III
|
hire
|
ten
|
name
|
corn
|
8
|
IV
|
duty
|
fare
|
ball
|
file
|
9
|
I
|
pen
|
nine
|
sand
|
can
|
10
|
II
|
black
|
fur
|
tree
|
care
|
11
|
III
|
tooth
|
horse
|
body
|
eye
|
12
|
IV
|
beauty
|
fire
|
smell
|
taste
|
Упражнения
Упражнение
1 Прочитайте слова - лесенку , постепенно ускоряя темп:
Take
Take
bear
Take
that bear
Take
that big bear
Take
that big white bear
Take
that nice big white funny bear
Take
that nice big white funny bear out of the bag
Put
Put
this
Put
this monkey
Put
this little monkey
Put
this little brown monkey
Put
this little brown funny monkey
Put
this little brown funny monkey on the chair
Упражнение
2. Прочитайте, обращая внимание на артикуляцию английских звуков:
Чистоговорки
[ai-ai-ai]
– this tiger is mine
[i:-i:-i:]
– we sit under the tree
[u:-
u:- u:] – it’s two to two
[im-im-im]
– I’m eating ice cream
[oks-oks]
– a fox is in the box
[ɑu-
ɑi] – a cloud is in the sky
[i:-ɑ:-ai]
– these are my kite and tie
[ɔ:-u.-ei]
– all is good O.K
[ɔ:-u.-ei]
– let’s go home
[ɔ:-u.-ei]
– Tom, Open the door
[est-est]
– my teacher is it best!
[ju:-ju:-ju:]
– I’m glad to see you!
[ei-ei-ei]
– I like to skate and play
[ɔ:-ei-ei]
– what day is it today
[ɔ:-ɔ:-ɔ:]
– I walk on the floor
[i:-i.-i]
– I sit on a tree
(Составлены
учащимися 4 «Д» класса СОШ № 34)
Упражнение
3. Прочтите предложения, обращая внимание на выделенные буквы и буквосочетания:
a - Kate
has a cat, a car and a hare
o - Rose
has a dog, a fork and an ore
u - Susan
has a cup, a turkey and a pure orange juice
e - Pete
has a pet and a perfume here
I -
Mike has a pig, a bird and a fire
oo -
[u] Look, here is a book. We can cook.
oo -
[u:] There is a pool near our school.
ee -
[i:] I see a bee in a tree.
ea -
[i:] I like tea and cream. I eat meat.
Упражнение
4. Прочитайте скороговорки:
Tongue-twisters
(Скороговорки)
Peter
Piper picked a peck
Of pickled
peppers.
A
peck of pickled peppers
Peter
Piper picked.
If
Peter Piper picked a peck of pickled peppers-
Where’s
the peck of pickled peppers Peter Piper picked?
Fuzzy
Wuzzy was a bear.
A
bear was Fuzzy Wuzzy.
When
Fuzzy Wuzzy had no hair –
He
wasn’t fuzzy, was he?
How
much wood
Would
a woodchuck chuck
If a
woodchuck
Could
chuck wood?
A
cook has a good look at a cookery book.
A
black cat sat on a mat and ate a fat rat.
Mary
and Clare have a hare and a pear.
Выполните тест
1.
Буква «а» стоит в I типе
слога в слове:
A) mat B) bake C) far D) dare E)
fat
2. Буква «u» стоит в I типе
слога в слове:
A) dusk B) dust C) duty D) duress
E) dumb
3. Буква «а» стоит в III типе
слога в слове:
A) care B) case C) card D) cash E)
catch
4. Буква «i» стоит в IV типе
слога в слове:
A) nice B) birth C) smile D) fire
E) bird
5. Буква «e» стоит в I типе
слога в слове:
A) derby B) then C) desk D) tree
E) fellow
6. Буква «i» стоит в II типе
слога в слове:
A) climate B) sir C) fist D) blind
E) fish
7. Буква «o» стоит в III типе
слога в слове:
A) boat B) logical C) coke D) log
E) fork
8. Буква «o» стоит в II типе
слога в слове:
A) more B) frog C) poke D) mouse
E) phone
9. Буква «i» стоит в III типе
слога в слове:
A) ship B) shine C) shield D)
shirt E) shin
10. Буква «а» стоит в IV типе
слога в слове:
A) dark B) dank C) dance D) dale
E) dare
11. Выберите слово с III типом
слога:
A) Close B) Same C) Rose D) Base
E) Barn
12. Выберите слово с I типом
слога:
A) map B) nose C) here D) Barn E)
fur
13. Выберите слово с II типом
слога:
A) Car B) Same C) Red D) Burn E)
far
14. Выберите слово с IV типом
слога:
A) hand B) hair C) handsome D) here
E) hook
15. Выберите слово с IV типом
слога:
A) duty B) ball C) file D) flower
E) far
16. Выберите слово с I типом
слога:
A) Must B) Nylon C) Member D) Girl
E) Hour
17. Выберите слово с II типом
слога:
A) Mat B) Frame C) Tame D) Table
E) Sake
18. Выберите слово с II типом
слога:
A) Rye B) Mine C) Gave D) Sand E)
Pie
19. Выберите слово с IV типом
слога:
A) black B) small C) fur D) care
E) mug
20. Выберите слово с III типом
слога:
A) tooth B) animal C) eye D) body
E) horse
21. Выберите слово с I типом
слога:
A) room B) paper C) book D) yard
E) clock
22. Выберите слово с II типом
слога:
A) play B) jump C) find D) leave
E) day
23. Выберите слово с III типом
слога:
A) tree B) book C) room D) shop E)
port
24. Выберите слово с III типом
слога:
A) orange B) cage C) bag D) large
E) page
25. Выберите слово с IV типом
слога:
A) beauty B) taste C) smell D) energy
E) hire
26. Выберите слово с III типом
слога:
A) yard B) cruel C) keen D) knight
E) day
27. Выберите слово с IV типом
слога:
A) pupil B) observe C) place D)
rare E) visit
28. Выберите слово с III типом
слога:
A) pupil B) observe C) place D)
more E) visit
29. Выберите слово с II типом
слога:
A) table B) book C) luck D) mare
E) sky
30. Выберите слово с I типом
слога:
A) joke B) part C) clock D) pour
E) pocket
Вот и подошло к концу наше
путешествие по стране Фонетике Английского Языка. Мы очень надеемся, что полученные
знания и упражнения помогут
Вам овладеть секретами чтения и
произношения и в скором будущем Вы скажете: «Как же стало просто читать и
писать!»
Однако не забывайте, что, несмотря
на своё широчайшее распространение, английский язык не перестаёт быть ЯЗЫКОМ,
полным исключений и стилистических изысков, поэтому, во избежание ошибок, на
любом этапе изучения языка, а особенно на начальном, почаще заглядывайте в
словарь.
Мы желаем Вам успеха!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.