Главная / Директору-завучу / Методический семинар: "Диагноз - неуспеваемость"

Методический семинар: "Диагноз - неуспеваемость"

Методический семинар: "Диагноз: неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути преодоления"


Цель: распространение инновационного опыта работы по организации работы с неуспевающими учащимися.


Задачи:

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области работы с неуспевающими учащимися.

  2. Показать взаимосвязь психологических, педагогических, методических условий решения проблемы с неуспевающими учащимися.

  3. Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, проектор, интерактивная доска, компьютер, магниты, клей, таблички.

Форма проведения: деловая игра.



Ход семинара:

Вступительное слово:

-Здравствуйте, уважаемые педагоги!

Наверное, многие из вас выращивали рассаду и наблюдали такую картину: семечко прорастает, но не все ростки одинаковые. Некоторые растут без особых усилий, им требуется только полив. А другим нужны определённые условия для хорошего роста, например, подкормка. Тогда маленькие, слабые ростки начинают догонять более сильных и выравниваются по росту и урожаю.

Так и дети: есть успевающие ученики, которые без особых усилий со стороны учителя, усваивают программу, а есть слабоуспевающие учащиеся, которым требуется создать определённые условия, находясь в которых, они станут успешными.

Несмотря на то, что все наши педагоги являются высококвалифицированными специалистами, имеющими значительный педагогический стаж, тем не менее, не каждый педагог может определить, какие условия нужны тому или другому слабоуспевающему.

-Так какая, на ваш взгляд, будет тема нашего методического совета?

-Тема нашего методического совета: "Диагноз: неуспеваемость.

На какие вопросы вы бы хотели сегодня ответить?

-Причины неуспеваемости и пути преодоления". (ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 1)


-Чтобы ответить на данные вопросы, давайте мы с Вами, определим характерные признаки неуспешного ученика. Для этого разбейте слова, которые находятся на доске на 2 группы.

(2 человека у доски – остальные с места помогают)


- Что же у нас получилось?


Перед Вами характерные признаки неуспевающего ученика. И вторая группа – признаки успевающего ученика.


Например:

Безынициативный Инициативный

Ленивый Трудолюбивый

Невнимательный Внимательный


- Таким образом, наша задача сегодня найти такие пути, чтобы из неуспевающего ученика сделать успевающего.


-Наш методический совет проведём в форме деловой игры, во время которой, попробуем рассмотреть причины неуспеваемости и пути её преодоления, работая в группах. Для этого поделимся на 4 группы: “Диагностика», «Терапия», «Специалисты», «Профилактика».


Для каждой группы выдается задание, которое необходимо выполнить в течение 3 минут

Затем один из представителей каждой группы делает резюме по проделанной работе в устной форме.



2. Работа творческих групп.


1 Группа “Диагностика”. (Приложение 1)

Вы должны ответить на вопросы:


  1. Что такое “неуспеваемость” с Вашей точки зрения?


2. Сопоставьте основные причины неуспеваемости школьников, подберите к каждой причине соответствующего образ – героя мультфильма.


В качестве помощи мы посмотрим отрывки из мультфильмов.


Причины

Образ

Внешние


1

Недостатки воспитанности личности, влияние внешней среды общения


Разбойница («Снежная королева»)


2

Несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, пробелы в знаниях, отсутствие индивидуального подхода и т.п.)


Чертёнок №13


Внутренние


1

Недостатки образования личности (отсутствие мотивации, не стремиться быть успешным в учебной деятельности)



Незнайка



2

Особенности психического развития личности (агрессивные дети, гиперактивные дети с истерическими реакциями, замкнутые (аутичные дети), застенчивые дети)

Лейкин («На задней парте»)

3

Биологическое развитие (дефекты здоровья школьников)

Буратино




4

Низкое развитие интеллекта


Витя Перестукин «В стране невыученных уроков»




2-ая Группа “Терапия”. Какие способы “лечения" данного диагноза можно предпринять? (Приложение 2)


  1. Сопоставьте, какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику?

  2. Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы являлись эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся?




Этапы урока

Акценты в обучении

1

В процессе контроля подготовленности учащихся







2

При изложении нового материала







3

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке







4

При организации самостоятельной работы вне класса









3-я группа – «Специалисты»

Не секрет, что неуспевающие учащиеся чаще всего испытывают затруднения в общении с одноклассниками, учителями. (Приложение 3)


  1. Дайте рекомендации классным руководителям и учителям, которыми они бы руководствовались, в зависимости от причин неуспеваемости.


средства

1

Посредством содержания (содержательные)

2

Посредством организации деятельности на уроке (организационные)

3

Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологический)

4

Посредством работы с родителями

5

И другие




Причины

Рекомендации

Внешние


1

Недостатки воспитанности личности, влияние внешней среды общения


Разбойница («Снежная королева»)

Работа с психологом, с родителями. Поддерживать интерес к любым положительным видам деятельности, вовлекать в среду общения, которая поспособствует справиться с неуспеваемостью, станет стимулом.

2

Несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, пробелы в знаниях, отсутствие индивидуального подхода и т.п.)

Чертёнок №13

Изучать и применять педагогические технологии, методы и приёмы обучения и воспитания. Индивидуальный подход, консультации для решения проблемы пробелов в знаниях.

Внутренние


1

Недостатки образования личности (отсутствие мотивации, не стремиться быть успешным в учебной деятельности)


Незнайка

Создавать проблемные ситуации, активизировать самостоятельное мышление, сотрудничество на уроке, проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.


2

Особенности психического развития личности (агрессивные дети, гиперактивные дети с истерическими реакциями, замкнутые (аутичные дети), застенчивые дети, слабое развитие волевой сферы)

Лейкин («На задней парте»)

Гиперактивные дети с истерическими реакциями:

1.Игнорировать истерические реакции.

2.Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение - это ему и надо (подсознательно).

3.Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолимая жажда признания.

Замкнутые (аутичные дети):

1.Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.

2. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.

Застенчивые дети:

1.Включать в общественные посильные дела.

2.Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

Агрессивные дети:

  1. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

  2. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов. 


3

Биологическое развитие (дефекты здоровья школьников)

Буратино

Создать доброжелательную атмосферу в классе, посредством работы с детьми. Не заострять внимания на дефектах здоровья, но быть всегда готовым оказать соответствующую помощь. Создавать щадящий режим работы.


4

Низкое развитие интеллекта.


Витя Перестукин

ПМПК, СКОУ. Индивидуальные программы.



4-я Группа “Профилактика”.


  1. Сопоставьте, какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы на каждом этапе урока?


  1. Продолжите заполнение таблицы, используя собственный опыт работы.


Этапы урока

Акценты в обучении

1

В процессе контроля подготовленности учащихся







2

При изложении нового материала







3

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке







4

При организации самостоятельной работы вне класса








  1. Рефлексия работы в группах.


От каждой группы выходит один представитель и дает резюме по проблеме работы с неуспевающими учениками.

1 Группа “Диагностика”.

Вы должны ответить на вопросы:


  1. Что такое “неуспеваемость” с Вашей точки зрения?


  1. Сопоставьте основные причины неуспеваемости школьников, подберите к каждой причине соответствующего учащегося – героя мультфильма.



(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

Условно всех отстающих можно разделить по трем поведенческим типам:

два основных и третий смешанный. слайды

Первый тип: Ученик с низкой интенсивностью учебной деятельности.

  • постоянные отвлечения на уроках

  • невнимательность

  • частые нарушения дисциплины

  • домашним заданиям уделяется мало времени

  • замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время

  • отсутствует всякое желание заниматься предметом

  • Вместе с тем уровень умственных способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного усвоения предмета

Второй тип:

Ученики с низкой эффективностью учебной деятельности.

Общие черты:

  • Это дети, которые внимательны, старательны на уроках

  • На выполнение заданий затрачивают много сил и времени, но не справляются с ними и поэтому оказываются в числе неуспевающих

  • Обычно они не умеют производить элементарные счетные действия

  • Третий тип: Неуспевающие учащиеся, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях.

Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Прежде всего в работа с неуспевающими начинается с формирования положительного отношения к учению. Система работы включает в себя следующие этапы. (слайд 11).

Формируемые отношения

1-й этап

2-й этап

3-й этап

К содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью.


Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.


Какая может быть помощь неуспевающим учащимся, нам расскажет группа «Терапия»


2-ая Группа “Терапия”. Какие способы “лечения" данного диагноза можно предпринять?


  1. Сопоставьте, какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику?

  2. Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы являлись эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся?


(На фоне слайды12,13,14)


3-я группа – «Специалисты»


  1. Дайте рекомендации классным руководителям и учителям, которыми они бы руководствовались, в зависимости от причин неуспеваемости.

(На фоне слайды 15,16,17)


4-я Группа “Профилактика”.


  1. Сопоставьте, какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы на каждом этапе урока?


  1. Продолжите заполнение таблицы, используя собственный опыт работы.


(На фоне слайды 18,19)


Заключение:

-Мы с Вами рассмотрели причины неуспеваемости с педагогической и психологической точки зрения и пути преодоления неуспеваемости, а теперь вернемся к критериям неуспешного и успешного ученика. Как же из неуспешного ученика сделать успешного?


Учителя называют, а ведущий записывает сказанное (между критериями-антитезами).


Например:


Безынициативный Мотивация, ситуация успеха, дать задание на определенном этапе обучения Инициативный


Ленивый постоянно подбадривать на уроке, контроль, развитие волевой сферы Трудолюбивый

Внимательный Развитие внимания, организация урока Невнимательный


Рекомендации:

(слайды 20,21,22,23,24)


-Основное условие предупреждения и преодоления неуспеваемости – это высокое качество урока!

Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимы:

1. Жесткий контроль выполнения всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся.

2. Следить за тем, чтобы каждый учащийся положительно сдал каждую тему (обязательные результаты обучения)

3.Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе.

4. Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах

5. Домашнее задание должно содержать обязательную часть и дополнительную.

6. Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия.

7. Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать учащихся с замедленным восприятием.

8. Для саморегуляции своей деятельности можно использовать следующую таблицу «Мои достижения», на которой ученик отслеживает свои результаты учебной деятельности, анализирует, на какие предметы стоит обратить больше внимания, какие причины неуспеваемости. Эта таблица учит и правильной адекватной самооценке, что также служит необходимым условием для преодоления неуспеваемости. (Приложение)


-А сейчас посмотрим, изменились ли неуспевающие учащиеся под действием наших с вами усилий… (отрывки из м/ф.)


-Таким образом, мы с вами убедились, уважаемые педагоги, что всё в наших руках!

Создавая определённые условия, мы выращиваем из маленьких ростков сильные и крепкие растения. Так же, применяя определённые педагогические технологии, методы и приёмы, мы помогаем стать нашим ученикам уверенными в себе, в своих знаниях, помогаем стать успешными в жизни.


-В заключение хочу порекомендовать книгу Галины Мониной, Елены Панасюк «Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником», СПб, 2005.


-Одной из причин неуспеваемости является слабое развитие волевой сферы (Не всё в учении интересно, приходится и проявлять волевые усилия. Часто ребёнок просто не готов к этому). Поэтому я вам хочу предложить небольшую игру на развитие данного качества, которая как раз и представлена в данной книге. (1-2 мин.)

( Беседа: Почему вы решили заполнить весь тест?

Цель: Мотивация к занятиям, установление рабочего настроя учеников)



Использованная литература.

  1. Галина Монина, Елена Панасюк «Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником», СПб, 2005.

  2. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000.

  3. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. 1977.

  4. Справочник администрации школы по организации учебного процесса/ М..: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 2000.

5. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис–пресс, 2003. – 256 с.

6. Староверов М.С. Неуспешность детей в школе: как с этим бороться. – М.: Сентябрь, 2006.

7. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М.: Айрис–Пресс, 2004.


Методический семинар: "Диагноз - неуспеваемость"
  • Директору-завучу
Описание:

Методический семинар: "Диагноз: неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути преодоления"

 

Цель: распространение инновационного опыта работы по организации работы с неуспевающими учащимися.

 

Задачи:

1.     Повышение профессиональной компетентности педагогов в области работы с неуспевающими учащимися.

2.     Показать взаимосвязь психологических, педагогических, методических условий решения проблемы с неуспевающими учащимися.

3.     Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, проектор, интерактивная доска, компьютер, магниты, клей, таблички.

 

Форма проведения: деловая игра.

Автор Чиркова Наталья Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 745
Номер материала 21701
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓