Главная / Русский язык и литература / Методический семинар для учителей начальной школы и учителей русского языка по проблеме "Преемственность"

Методический семинар для учителей начальной школы и учителей русского языка по проблеме "Преемственность"

Проблема преемственности

Проблема преемственности обучения на начальной и основной ступенях общего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остается актуальной. На современном этапе обучения разрыв между начальным и средним звеном становится всё ощутимее, т.к. особенно остро встает проблема преемственности с появлением в начальной и средней школе альтернативных программ и учебников, отражающих разные направления в лингвистике и реализующих различные методические системы.

Понятие «преемственность» рассматривается следующим образом: «Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала.

Необходимость в учёте преемственности в учебном процессе возникает на стыке курса, ступеней его изучения, а также между учебными годами». Считается актуальной ориентированность современных программ на общее развитие ребёнка и определённый уровень сложности материала для начальной школы, который затем, в средней школе, не должен быть «потерян». Определены компоненты преемственности в контексте гармоничного сочетания ценностного, личностного и деятельностного подходов к реализации концепции непрерывного образования.

В письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации от 21 мая 2004 г. «Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную» реализация преемственности связей между начальным общим и основным общим образованием связана с успешной адаптацией школьника к обучению в 5–6-х классах.

Практика современной школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса русского языка, разработанного в едином концептуальном ключе и способного обеспечить органичную связь всех звеньев от начала и до конца изучения предмета. По мнению педагогов и методистов, решение проблемы успешно при определённых условиях: создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения.

Опыт работы позволяет сделать вывод: обеспечение преемственности связано не с наличием вариативных учебников, не в попытке стыковать программы начальной и средней школы, а в сохранении единых подходов к целям и задачам обучения русскому языку. Большое значение также имеет перестройка деятельности учителя, который должен не только владеть определённой суммой знаний, умений и навыков, быть мотивационным к деятельности в новых условиях, но владеть диагностико-технологической культурой.

Современная школа на всех ступенях ставит перед собой цель: развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами учебного предмета, в частности «русский язык».

Большое внимание в обучении русскому языку уделяется развитию речи как одному из важных показателей готовности школьников к обучению, развитию и саморазвитию.

Работа по развитию речи строится по этапам: на начальном этапе используются репродуктивные методы и приёмы, затем репродуктивно-творческие, а потом творческие, требующие литературно-образного воплощения замысла в сочинении. Внутри каждого этапа работа проводится по такой же схеме:

репродуктивный – репродуктивно-творческий: обучение специальным навыкам (составлению плана, строгому отбору конкретного материала, соблюдению логики изложения и т.д.);

творческий: развитие потребности в самовыражении, в сопереживании, развитие чувства слова, умения переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над фактами, явлениями. Так создаются условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей на основе технологического подхода, а методы и приёмы учитель выбирает в соответствии с качественным составом обучающихся, с уровнем их подготовленности.

Важны следующие аспекты в решении проблемы преемственности:

1.сохранение целеполагания на ступенях при переходе от одной ступени обучения к другой ступени;

2.сохранение методических подходов с опорой на диагностику учащихся и выбором технологий.

В школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в старших классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности обучающихся, которую можно организовать следующим образом: обучение орфографии на основе концепции поэтапного формирования умственных действий и тематическое изучение слов, помещенных в словари «Пиши правильно».

Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела возникает у каждого преподавателя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным общим и основным общим образованием. При обучении на ступени среднего (полного) общего образования и далее совершенствование навыков грамотного письма связано с уже сформированными навыками и умениями самостоятельной учебной деятельности, с самообразованием и самореализацией.

Формирование орфографических навыков как в начальной школе, так и в среднем звене зачастую происходит по традиционной схеме: заучивание правил – выполнение письменных упражнений. Работу по формированию и совершенствованию орфографических навыков можно организовать с использованием наглядных ориентиров, названных схемами ориентировочной основы действий (ООД).

Знания усваиваются обучающимися благодаря их собственной активной деятельности, организуемой и управляемой при помощи реальных ориентиров, позволяющих совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.

В основе совершенствования орфографической грамотности лежат два принципа – морфемный и морфологический, поэтому работу по данной системе можно начинать с того момента, когда у обучающихся сформировались навыки определения состава слова и частей речи, то есть уже в начальных классах. Занятия целесообразно проводить на уроках повторения в конце учебного года в 4 классе, в начале года в 5 классе, как промежуточное и итоговое повторение в 5-7 классах.

Второе важное направление формирования орфографической грамотности – работа со словарными словами. Методика преподавания русского языка располагает различными приемами, достаточными для того, чтобы обучающиеся усвоили разработанный по классам минимум слов, не проверяемых правилами. Это повторное многократное механическое выписывание таких слов, словообразовательный и морфемно-этимологический анализ слов, прием послогового проговаривания, списывание слов со вставкой пропущенной буквы и другие. Все приемы «развивают орфографическую зоркость, учат быстро и правильно определять беспроверочные написания и запоминать графический образ соответствующих слов».

Работа со словарными словами лишь тогда дает результат, когда она «проводится планомерно, от темы к теме и входит органически в работу учителя». Наиболее эффективно изучение слов по тематическим группам, в основе которого лежит определенная система изучения и повторения правописания не отдельных слов, а целых блоков, с которыми обучающиеся познакомились на предыдущих уроках. Тематика может быть различной: «Спорт», «Армия», «Квартира», «Транспорт, дорога, движение», «Искусство, литература», «Профессия», «Общественно-политическая лексика» и т. д. При разделении слов на тематические группы необходимо учитывать следующие принципы отбора: коммуникативную необходимость, частотность употребления, доступность понимания лексем. Тематический отбор слов способствует тому, что экономно расходуется время и создаются условия для прочного запоминания слова не только с точки зрения написания, но и употребления в речи. Обогащается словарный запас обучающихся, изучаемые слова становятся «организующим ядром будущего высказывания на заданную (речевую) тему».

Тематическая работа над словами позволяет использовать межпредметные связи с литературой, иностранным языком (этимология слова), историей и обществознанием (тематический раздел «Общественно-политическая лексика»). Работая с тематическими группами слов, обучающиеся получают прочные знания, так как у них возникает устойчивость и постоянство ассоциаций. Школьникам прививаются навыки самостоятельной и творческой работы: составление предложений, текстов, диалогов, написание сочинений, работа с определенными видами словарей.

Каждый учитель по своему усмотрению может расширить границы тематических групп, включив слова из начальной школы, в которых обучающиеся делают ошибки, или, наоборот, не вошедшие в словарь–минимум «Пиши правильно», но часто употребляемые. К этой работе обязательно надо привлекать детей, предлагая им самим называть для пополнения словаря слова, связанные с появлением новых понятий, актуальных в речи школьников.

Работа над каждой темой продолжается на протяжении всех лет обучения, на определенном этапе обучающиеся дополняют словарь новыми словами, а виды упражнений с ними усложняются. Наличие тематических словариков создает предпосылку для формирования умения пользоваться справочной литературой, так как в процессе работы у обучающихся возникает потребность в использовании различных видов словарей.

В формировании умений и навыков различных видов устной и письменной речи, в совершенствовании орфографической грамотности при переходе обучающихся со ступени начального на ступень среднего (полного) общего образования лежат разнообразные методы и приемы, позволяющие повышать интерес к предмету. Таким образом, можно говорить о преемственности на протяжении всего срока обучения ученика в школе, о последовательности в накоплении новых знаний и способах их закрепления.

Универсальность предложенных походов в работе по развитию речи и при обучении орфографии заключается в том, что применять их можно, используя любой учебно-методический комплекс по русскому языку. Необходим только творческий подход к работе со стороны учителя.

В чем же сущность принципа преемственности и перспективности в обучении русскому языку?

Во-первых, соблюдение преемственности и перспективности требует единого принципиального подхода к обучению, единых исходных позиций в обучении родному языку.

Очень важно, чтобы учителя I-III(IV) и V-IX классов стояли на единых позициях в понимании этих исходных принципов, признавали их, придерживались их в своей работе.

Во-вторых, это ясное понимание того, что появляется нового в языковом развитии учащихся на каждом этапе обучения. Речь идет о том, чтобы учителя начальных классов отчетливо представляли, что ожидает их сегодняшних учеников через год или два, а учителя средней школы знали, какие важнейшие изменения происходили в языковом развития школьников за прошедшие годы.

В-третьих, требуется тщательная стыковка между начальными и средними классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся

Как же решается проблема преемственности?

В конце учебного года перед выпуском своих классов учителя начальных классов должны провести открытые уроки для учителей русского языка и будущих классных руководителей с целью показа уровня достижения каждого ученика. Словесники готовят контрольные диктанты, а для знакомства с учащимися, их индивидуальными особенностями они должны не только посещать уроки, но и сами проводить уроки в своих будущих классах.

Рекомендуем проводить совместные заседания ШМО учителей русского языка и учителей начальных классов, на которых обсудить вопросы:

- Как учить, чтобы не переучивать? (Единый орфографический режим, виды разбора, синтаксический анализ текста и др.)

Каковы типичные ошибки и как их избежать?

- По каким УМК продолжить обучение?

Взаимопосещение уроков также важно.

Принцип преемственности осуществляется по целям и содержанию учебных программ, ориентированных на индивидуализацию учебного процесса.

Мы убедились, как важно правильно осуществлять решение проблемы преемственности в преподавании, ведь анализ состояния качества обучения показывает, что наибольшие потери приходятся на 1 и 5 классы. Спад обучения обуславливается низким уровнем преемственности. А успех зависит только от согласованных действий всех специалистов школы.


Изучение русского языка и владение русским языком - один из наиболее эффективных путей культурного воспитания человека.

Нет никакого сомнения в том, что русский язык и литература - предметы, познавательная ценность которых велика. На этих уроках прививается чувство любви к Родине, национальной культуре. Ребенок начинает понимать, что язык народа - «цвет его духовной жизни», величайшая сокровищница нации. По словам К. Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка».

Задача учителя – филолога - воспитать духовно богатую и высоконравственную личность, развивать речевые, интеллектуальные, творческие способности учащихся, развивать связную устную и письменную речь.

Но всегда ли это удается учителю? Какие проблемы возникают в преподавании русского языка?

Одна из важнейших проблем, на мой взгляд, проблема преемственности между начальным и средним звеном. Важность этой проблемы определяется тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся? Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом.

Очень важно, чтобы учитель, который продолжит образование пятиклассников, раньше начал контактировать с классом, вел его изучение с помощью работающего в классе учителя начальной школы.

Предметник должен побывать на уроках учителя начальной школы, познакомиться с его системой работы, перенять какие-то методы, подвижные способы обучения, физминутки. Тогда, придя в 5 класс, дети увидят знакомое лицо. Исчезнет страх перед новым строгим учителем.

В начале 1 четверти учителя начальных классов рекомендуют немного завысить оценку учащимся, чтобы стимулировать творческую активность ребенка, чтобы «3» не убивали интереса к учению, чаще похвалой поощрять ученика, то есть создавать ситуацию успеха.

Преемственность между различными звеньями школы, между классной и внеклассной деятельностью является одним из обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка. Оно находится в соответствии с общедидактическим требованием об обеспечении в процессе обучения нормального перехода от простого к сложному, от легкого к трудному, о необходимости учитывать логику предмета.

Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между III(IV) и V-VI классами должно выражаться:

а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся;

б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в I-III(IV) классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.

Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам при организации внеклассной работы, - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.

Важное значение имеет и вторая сторона проблема преемственности – перспективность в обучении, предполагающая ориентацию на достижение определенного конечного результата обучения.

Перспективность, как и преемственность, обеспечивает системность, научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков и определяет отбор содержание и методов обучения.


Методический семинар для учителей начальной школы и учителей русского языка по проблеме "Преемственность"
  • Русский язык и литература
Описание:

Проблема преемственности

Проблема преемственности обучения на начальной и основной ступенях общего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остается актуальной. На современном этапе обучения разрыв между начальным и средним звеном становится всё ощутимее, т.к. особенно остро встает проблема преемственности с появлением в начальной и средней школе альтернативных программ и учебников, отражающих разные направления в лингвистике и реализующих различные методические системы.

Понятие «преемственность» рассматривается следующим образом: «Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала.

 

Автор Чебакина Елена Юрьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 927
Номер материала 24154
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓