Главная / Директору-завучу / Методический семинар – презентация «Роль индивидуальной и дифференцированной работы – путь к развитию творческого потенциала ученика и учителя»

Методический семинар – презентация «Роль индивидуальной и дифференцированной работы – путь к развитию творческого потенциала ученика и учителя»

Название документа Диф и Индивид обучение.pptx

Семинар 		«Роль индивидуальной и дифференцированной работы – путь к развитию ...
Цель семинара: систематизация теоретических и прикладных знаний по проблеме д...
«Уча других, мы учимся сами» 			 	 Луций Анней Сенека 	 (римский философ, ...
Проблемы: 1. Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении; 2. Как р...
План проведения семинара: 	1. Анализ учебно-методической литературы по данном...
Словарь семинара Понятия дифференциации и индивидуализации в практике рассмат...
В первом случае в расчет берутся групповые, во втором индивидуальные особен...
Основными недостатками организации уроков являются: - слабая занятость всех...
Цель дифференциации: - обучение каждого на уровне его возможностей и способно...
Дифференцированный подход в обучении: это создание разнообразных условий обуч...
Общая педагогика. Титов В.А. 		 Дифференцированное обучение - это такой подх...
Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, р...
Осуществляя дифференцированное обучение, учитель будет: ✓ иметь четкое пре...
  способы дифференциации – когда: ✓  содержание задания одинаково для всего к...
Индивидуальное обучение. Если дифференцированное обучение относится к отдельн...
Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого у...
Дифференцированные задания Обязательные Дополнительные Группы при выполнении...
Положительные стороны дифференциации исключение уравниловки и усреднения учащ...
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный...
Обратная связь Внешняя: ученик – учитель учитель – ученик Внутренняя: ученик ...
Приемы обратной связи с учеником на уроке Опрос по цепочке; Тихий опрос; Прог...
Приемы письменного контроля Фактологический диктант Выборочный контроль Трени...
Фактологический диктант Диктант проводится по базовым вопросам (5- 7 вопросов...
Выборочный контроль 	Проверка работ учеников выборочно. Можно проверить те, к...
Тренировочная контрольная работа 		Учитель проводит контрольную работу как об...
Блиц - контрольная 	Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени...
Релейная контрольная работа 		Контрольная проводится по текстам ранее решенны...
Приемы повторения на уроке Своя опора Повторяем с контролем Повторяем с расши...
Своя опора Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
Повторяем с контролем Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученн...
Свои примеры Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу, выдвижен...
Повторяем с расширением Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания...
Пересечение тем 		Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, г...
Опрос – итог 		В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии ...
Оценивание учащихся 		Оценка – не отметка. 		Учитель отмечает успех ученика (...
Знакомство с критериями оценки Учитель знакомит школьников с критериями, по к...
Рейтинг 		Завершив работу, ученик сам себе ставит отметку. За эту же работу с...
Задание №1 для работы в группах 		Определите максимальное количество видов уч...
Предполагаемый результат (рус. яз.) Ведение тетради Словарный диктант Термино...
Предполагаемый результат (математика) Ведение тетради Устный счет Терминологи...
Предполагаемый результат (история, география, экономика…) Ведение тетради Тер...
Предполагаемый результат (физика, химия, биология…) Ведение тетради Терминоло...
Задание №2 для работы в группах 		Определите трудности использования дифферен...
Проблемы (трудности) Построение урока. Важность проблемы обусловливается рядо...
Факторы, влияющие на построение урока. Общепедагогические: 		Осознание деятел...
Факторы, влияющие на построение урока Психологические: Общий поведенческий ха...
Основные принципы построения урока Системность (система – множественность эле...
1 из 53

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Семинар 		«Роль индивидуальной и дифференцированной работы – путь к развитию тво
Описание слайда:

Семинар «Роль индивидуальной и дифференцированной работы – путь к развитию творческого потенциала ученика и учителя»

№ слайда 2 Цель семинара: систематизация теоретических и прикладных знаний по проблеме дифф
Описание слайда:

Цель семинара: систематизация теоретических и прикладных знаний по проблеме дифференциации и индивидуализации обучения; Рассмотрение путей реализации дифференцированного и индивидуального обучения для развития творческого потенциала ученика и учителя.

№ слайда 3 «Уча других, мы учимся сами» 			 	 Луций Анней Сенека 	 (римский философ, гос
Описание слайда:

«Уча других, мы учимся сами» Луций Анней Сенека (римский философ, государственный деятель)

№ слайда 4 Проблемы: 1. Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении; 2. Как рабо
Описание слайда:

Проблемы: 1. Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении; 2. Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником? Задачи: На основе анализа научно-методической литературы дать краткую характеристику дифференцированной и индивидуальной работы обучающихся. Развить навыки коллективной поисковой деятельности педагогического коллектива к развитию творческого потенциала обучающихся через данные виды работы. Приобщить учителей к самооценке и самоанализу как своих уроков, так и посещённых.

№ слайда 5 План проведения семинара: 	1. Анализ учебно-методической литературы по данному в
Описание слайда:

План проведения семинара: 1. Анализ учебно-методической литературы по данному вопросу. 2. Приемы обратной связи с обучающимися на уроке. 3. Приемы письменного контроля. 4. Приемы повторения на уроке. 5. Оценивание обучающихся. 6. Практическая работа.

№ слайда 6 Словарь семинара Понятия дифференциации и индивидуализации в практике рассматрив
Описание слайда:

Словарь семинара Понятия дифференциации и индивидуализации в практике рассматриваются как тождественные, но это не так. «Дифференциация – организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся». «Индивидуализация – учет личностных особенностей каждого ученика».

№ слайда 7 В первом случае в расчет берутся групповые, во втором индивидуальные особеннос
Описание слайда:

В первом случае в расчет берутся групповые, во втором индивидуальные особенности и дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации». (З.А.Абасов)

№ слайда 8 Основными недостатками организации уроков являются: - слабая занятость всех уч
Описание слайда:

Основными недостатками организации уроков являются: - слабая занятость всех учащихся учебно –познавательной деятельностью. - нерациональная занятость учащихся на уроке . Недостатки такой деятельности состоят в том, что хотя все учащиеся на уроке участвуют в учебной работе но учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности школьников и создает у них неудовлетворенность своим трудом.

№ слайда 9 Цель дифференциации: - обучение каждого на уровне его возможностей и способносте
Описание слайда:

Цель дифференциации: - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; - адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.

№ слайда 10 Дифференцированный подход в обучении: это создание разнообразных условий обучени
Описание слайда:

Дифференцированный подход в обучении: это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

№ слайда 11 Общая педагогика. Титов В.А. 		 Дифференцированное обучение - это такой подход,
Описание слайда:

Общая педагогика. Титов В.А. Дифференцированное обучение - это такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп учащихся.

№ слайда 12 Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регу
Описание слайда:

Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.

№ слайда 13 Осуществляя дифференцированное обучение, учитель будет: ✓ иметь четкое предст
Описание слайда:

Осуществляя дифференцированное обучение, учитель будет: ✓ иметь четкое представление о том, с какой целью, на каких уроках и как конкретно он будет использовать его; ✓ изучать и знать общую готовность учащихся к восприятию конкретного учебного материала; ✓ предвидеть затруднения, которые могут возникнуть при усвоении нового материала и выполнении дифференцированных заданий; ✓ использовать в системе уроков индивидуальные и групповые задания; ✓ постоянно анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного обучения; ✓ иметь четкое представление о том, как будет продолжена работа на следующих уроках; использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а в системе; на всем протяжении обучения; дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания.

№ слайда 14   способы дифференциации – когда: ✓  содержание задания одинаково для всего клас
Описание слайда:

  способы дифференциации – когда: ✓  содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается; ✓  содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные; ✓  задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.); ✓  используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников; ✓  предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.

№ слайда 15 Индивидуальное обучение. Если дифференцированное обучение относится к отдельному
Описание слайда:

Индивидуальное обучение. Если дифференцированное обучение относится к отдельному ученику, то оно становится индивидуальным

№ слайда 16 Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого учен
Описание слайда:

Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности. Преимущество такой формы обучения в том, что учитель имеет непосредственный контакт с учеником и всегда может исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные возможности.  

№ слайда 17 Дифференцированные задания Обязательные Дополнительные Группы при выполнении ди
Описание слайда:

Дифференцированные задания Обязательные Дополнительные Группы при выполнении дифференцированных заданий 1 группа 2 группа 3 группа

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19 Положительные стороны дифференциации исключение уравниловки и усреднения учащихс
Описание слайда:

Положительные стороны дифференциации исключение уравниловки и усреднения учащихся; Повышение мотивации к учению; объединение учащихся в группы (равных по способностям) для облегчения усвоения предметного материала;

№ слайда 20 В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный по
Описание слайда:

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности учащегося, его потенциальных возможностей; содействие выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости, развитие познавательных интересов и личностных качеств учащихся

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22 Обратная связь Внешняя: ученик – учитель учитель – ученик Внутренняя: ученик – у
Описание слайда:

Обратная связь Внешняя: ученик – учитель учитель – ученик Внутренняя: ученик – ученик Четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессом обучения.

№ слайда 23 Приемы обратной связи с учеником на уроке Опрос по цепочке; Тихий опрос; Програм
Описание слайда:

Приемы обратной связи с учеником на уроке Опрос по цепочке; Тихий опрос; Программируемый опрос (Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание); Ответ у доски; Щадящий ответ (ученики задают друг другу по 5 – 10 вопросов) и др.

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25 Приемы письменного контроля Фактологический диктант Выборочный контроль Трениров
Описание слайда:

Приемы письменного контроля Фактологический диктант Выборочный контроль Тренировочная контрольная работа Блиц –контрольная Релейная контрольная работа

№ слайда 26 Фактологический диктант Диктант проводится по базовым вопросам (5- 7 вопросов на
Описание слайда:

Фактологический диктант Диктант проводится по базовым вопросам (5- 7 вопросов на вариант), на партах только чистый лист и ручка. Среди вопросов 1-2 из предыдущих тем. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.

№ слайда 27 Выборочный контроль 	Проверка работ учеников выборочно. Можно проверить те, кото
Описание слайда:

Выборочный контроль Проверка работ учеников выборочно. Можно проверить те, которые сочтет нужным учитель или отобранные случайно: «подводный камешек» - работы должны сдать все.

№ слайда 28 Тренировочная контрольная работа 		Учитель проводит контрольную работу как обычн
Описание слайда:

Тренировочная контрольная работа Учитель проводит контрольную работу как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников (возможны использование учебников, справочников, словарей, тетрадей;).

№ слайда 29 Блиц - контрольная 	Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени ус
Описание слайда:

Блиц - контрольная Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы (по темпу схожа с фактологическим диктантом, отличие – сюда входит владение стандартными умениями). Проверка производится сразу: диктуются верные ответы, вывешиваются верные ответы и т. п.

№ слайда 30 Релейная контрольная работа 		Контрольная проводится по текстам ранее решенных з
Описание слайда:

Релейная контрольная работа Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач (чем больше заданий выполнил ученик, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомый вопрос и быстро справиться с ним).

№ слайда 31 Приемы повторения на уроке Своя опора Повторяем с контролем Повторяем с расширен
Описание слайда:

Приемы повторения на уроке Своя опора Повторяем с контролем Повторяем с расширением Свои примеры Опрос – итог Пересечение тем

№ слайда 32 Своя опора Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
Описание слайда:

Своя опора Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

№ слайда 33 Повторяем с контролем Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному
Описание слайда:

Повторяем с контролем Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу (отвечают и ученики, и учитель)

№ слайда 34
Описание слайда:

№ слайда 35 Свои примеры Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу, выдвижение
Описание слайда:

Свои примеры Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу, выдвижение своих идей по применению изученного материала.

№ слайда 36 Повторяем с расширением Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по
Описание слайда:

Повторяем с расширением Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

№ слайда 37 Пересечение тем 		Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипо
Описание слайда:

Пересечение тем Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем (прием позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения).

№ слайда 38 Опрос – итог 		В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии уро
Описание слайда:

Опрос – итог В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

№ слайда 39
Описание слайда:

№ слайда 40 Оценивание учащихся 		Оценка – не отметка. 		Учитель отмечает успех ученика (гла
Описание слайда:

Оценивание учащихся Оценка – не отметка. Учитель отмечает успех ученика (главная цель оценки – стимулировать познания).

№ слайда 41 Знакомство с критериями оценки Учитель знакомит школьников с критериями, по кото
Описание слайда:

Знакомство с критериями оценки Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки (мало того, что учитель оценивает справедливо, надо, чтобы и ученик с ним был согласен).

№ слайда 42 Рейтинг 		Завершив работу, ученик сам себе ставит отметку. За эту же работу став
Описание слайда:

Рейтинг Завершив работу, ученик сам себе ставит отметку. За эту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. (Этот прием можно рекомендовать для докладов, тренировочных контрольных работ, сочинений практических работ, лабораторных работ, индивидуальных заданий. Оценка выставляется в тетрадь, в ведомость учета знаний, которую может вести учитель).

№ слайда 43 Задание №1 для работы в группах 		Определите максимальное количество видов учебн
Описание слайда:

Задание №1 для работы в группах Определите максимальное количество видов учебных работ, которые могут способствовать накопляемости отметок по предмету.

№ слайда 44 Предполагаемый результат (рус. яз.) Ведение тетради Словарный диктант Терминолог
Описание слайда:

Предполагаемый результат (рус. яз.) Ведение тетради Словарный диктант Терминологический диктант Грамматическая работа (все виды) Самостоятельная работа Проверочная работа Контрольная работа Объяснительный диктант Диктант «Проверяю себя» Предупредительный диктант Домашняя контрольная работа Работа по теории Письмо по памяти Работа по развитию речи И др.

№ слайда 45 Предполагаемый результат (математика) Ведение тетради Устный счет Терминологичес
Описание слайда:

Предполагаемый результат (математика) Ведение тетради Устный счет Терминологический диктант Самостоятельная работа Контрольная работа Домашняя контрольная работа Работа по теории Творческая работа И др.

№ слайда 46 Предполагаемый результат (история, география, экономика…) Ведение тетради Термин
Описание слайда:

Предполагаемый результат (история, география, экономика…) Ведение тетради Терминологический диктант Проверочная работа Самостоятельная работа Контрольная работа Работа по теории Домашняя контрольная работа Лабораторная работа Творческая работа Практическая работа Контурные карты И др.

№ слайда 47 Предполагаемый результат (физика, химия, биология…) Ведение тетради Терминологич
Описание слайда:

Предполагаемый результат (физика, химия, биология…) Ведение тетради Терминологический диктант Проверочная работа Самостоятельная работа Контрольная работа Работа по теории Домашняя контрольная работа Практическая работа Лабораторная работа Творческая работа И др. Устные ответы учащихся необходимо оценивать на каждом уроке!

№ слайда 48 Задание №2 для работы в группах 		Определите трудности использования дифференциа
Описание слайда:

Задание №2 для работы в группах Определите трудности использования дифференциации и индивидуализации обучения на школьном уроке.

№ слайда 49 Проблемы (трудности) Построение урока. Важность проблемы обусловливается рядом ф
Описание слайда:

Проблемы (трудности) Построение урока. Важность проблемы обусловливается рядом факторов, среди которых, прежде всего, выделяются: Перегруженность программы, необходимость в рамках нескольких уроков освоить тему или даже раздел курса. Разная сложность материала, требующая адекватной формы и особого порядка его представления. Разные интеллектуальные и психологические особенности учащихся, требующие учета при планировании урока. Необходимость стимулировать познавательную активность школьника и его интереса к осваиваемому материалу.

№ слайда 50 Факторы, влияющие на построение урока. Общепедагогические: 		Осознание деятельно
Описание слайда:

Факторы, влияющие на построение урока. Общепедагогические: Осознание деятельности и/или вариативности компонентов. Место урока в общей системе уроков (относительно курса в целом, относительно курса данного класса, относительно раздела, темы и т.д.) Тема урока. Ведущий метод, выбранный для урока, и соответствующие ему приемы. Степень сложности материала (интеллектуальный план).

№ слайда 51 Факторы, влияющие на построение урока Психологические: Общий поведенческий харак
Описание слайда:

Факторы, влияющие на построение урока Психологические: Общий поведенческий характер класса. Индивидуальные психологические особенности учащихся. Эмоциональный климат в классном коллективе. Степень сложности материала (психологический план). Индивидуальный стиль деятельности учителя.

№ слайда 52 Основные принципы построения урока Системность (система – множественность элемен
Описание слайда:

Основные принципы построения урока Системность (система – множественность элементов с отношениями и связями между ними). Преемственность. Логичность. Движение от простого к сложному в учебном материале, от репродуктивной деятельности к продуктивной, в том числе – к творческой деятельности, от частного к общему. Чередование и смена форм деятельности: - чтение, активное «включение глаз»; - слушание, активное «включение уха»; - говорение; - письмо.

№ слайда 53
Описание слайда:

Методический семинар – презентация «Роль индивидуальной и дифференцированной работы – путь к развитию творческого потенциала ученика и учителя»
  • Директору-завучу
Описание:

 

Методический семинар – презентация  «Роль индивидуальной и дифференцированной работы – путь к развитию творческого потенциала ученика и учителя»

Цель семинара:

       систематизация теоретических и прикладных знаний по проблеме дифференциации и индивидуализации обучения;

       Рассмотрение путей реализации дифференцированного и индивидуального обучения для развития творческого потенциала ученика и учителя.

Проблемы:
 1.Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении.

2. Как работать на уроке со всем классом и одновременно с  каждым учеником?

Задачи:

  • На основе анализа научно-методической литературы дать краткую характеристику дифференцированной и  индивидуальной работы  обучающихся. 
  • Развить навыки коллективной поисковой деятельности педагогического коллектива к развитию творческого потенциала  обучающихся через данные виды работы.

§  Приобщить учителей к анализу и самоанализу  своих  уроков, так и посещённых уроков.

План проведения семинара

§  1. Анализ учебно-методической литературы по данному вопросу.

§  2. Приемы обратной связи с обучающимися на уроке.

§  3. Приемы письменного контроля.

§  4. Приемы повторения на уроке.

§  5. Оценивание обучающихся.

§  6. Практическая работа.

 

§   

Автор Печенина Вера Дмитриевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1193
Номер материала 37952
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓