Главная / Классному руководителю / Методический материал "Организация внеурочной деятельности по ФГОС НОО"

Методический материал "Организация внеурочной деятельности по ФГОС НОО"

Название документа Организация внеурочной деятельности в начальной школе.docx

Организация внеурочной деятельности в СКК VII вида.


Нормативная база организации внеурочной деятельности


  • Закон РФ «Об образовании» (в ред. федеральных законов от 13.01.1996 № 12-фз, от 16.11.1997 № 144-фз от 13.02.2002 № 20-фз и т.д.) статья 12 п.1. статья 26 п.1,2;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г.

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. N 233) (с изменениями от 22 февраля 1997г., 8 августа 2003г., 1 февраля 2005г., 7 декабря 2006г., 10 марта 2009г.);

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.) (введенные 20 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003г. №27с) (1);

  • Приказ от 27 Марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2006 N 8110);

  • Гигиенические требования к условиям реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560);

  • Устав образовательного учреждения (содержание и структура определяются в соответствии со статьей 13 Закона «Об образовании»);

  • Информационно - методическое письмо по организации внеурочной деятельности в начальной школе в 2012 - 2013 учебном году, подготовленное БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж», для использования в работе общеобразовательных учреждений;

  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности;

  • спортивно-оздоровительное,

  • духовно-нравственное,

  • социальное,

  • общеинтеллектуальное,

  • общекультурное.

В таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через:

  • учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

  • организацию деятельности групп продленного дня;

  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объѐм внеурочной деятельности на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Примерная форма плана внеурочной деятельности ОУ (форма предложена в Методических материалах и разъяснениях по отдельным вопросам введения и реализации федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования. – М, 2012) приведена ниже.

План внеурочной деятельности

(образовательное учреждение)



Направление

внеурочной деятельности

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов (по классам)

I

II

III

IV

спортивно-оздоровительное











духовно-нравственное











социальное











общеинтеллектуальное











общекультурное











Всего по классам:





Итого:





При необходимости в данный план можно включить дополнительные графы, отражающие:

  • источники финансирования (бюджетное, внебюджетное);

  • учреждения (организации), обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности;


  • выполнение социального заказа субъектов образовательного процесса на внеурочную деятельность;

  • другое.

Кроме плана внеурочной деятельности, проектируемого деятельность образовательного учреждения, возможно использовать (по решению образовательного учреждения):

- индивидуальную карту занятости обучающегося во внеурочной
деятельности;

  • - общую карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности.
    Примерные формы индивидуальной карты занятости обучающегося во

  • внеурочной деятельности и общей карты занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности приведены ниже.


  • Индивидуальная карта занятости обучающегося класса

  • (Фамилия Имя Отчество)

  • во внеурочной деятельности

  • Направление

    внеурочной деятельности

    Форма организации внеурочной деятельности

    Кол-во часов

    Общий

    объем

    (в час.)

    спортивно-оздоровительное







    духовно-нравственное







    социальное







    общеинтеллектуальное







    общекультурное








    Итого:


    В том числе:


    за счет внебюджетных средств


    за счет бюджетного финансирования


  • Общая карта занятости обучающихся ___ класса во внеурочной деятельности

  • ФИО обучающегося

    Направления внеурочной деятельности (в час.)

    Общий

    объѐм

    (в час.)

    В том числе:























































Всего:









Рекомендуется сохранить преемственность программ внеурочной

деятельности в 1 и во 2 классах по отдельным направлениям (на выбор образовательного учреждения).

Результаты внеурочной деятельности фиксируются в портфолио

обучающихся, которое должно содержать материалы, отражающие рефлексивную деятельность обучающихся по итогам внеурочных занятий.

План внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность

Направления

Классы

I

II

III

IV

Всего

Спортивно-оздоровительное

2

2

2

2

8

Общекультурное

2

2

2

2

8

Общеинтеллектуальное

3

3

3

3

12

Духовно-нравственное

2

2

2

2

8

Социальное

1

1

1

1

4

Итого

10

10

10

10

40


Как мы видим из модели внеурочной деятельности, часы распределены по направлениям в следующем количестве… (по таблице)

Реализация 10 часов внеурочной деятельности отражается в плане внеурочной деятельности класса, который в соответствии с информационно - методическим письмом «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе», разработанным лабораторией развития начального общего образования Центра образовательных ресурсов и технологий ГОУ СПО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» должен составляться для каждого класса. Классным руководителем выбирается самостоятельно форма таблицы, количество граф и их название, но при составлении плана следует учесть следующее:

- особенности школы;

- план воспитательной работы школы;

- потребности обучающихся и их родителей;

- кружков;

- наличие группы продлённого дня;

- учреждения дополнительного образования, культуры и спорта;

- оптимальное использование каникулярного и учебного времени.


Внеурочная деятельность 1 «В» класса на 2012 – 2013 учебный год


ФИ обучающихся

«Родничок»

ЛФК

«Весёлые колокольчики»

«Читай-ка»

ЦДОД с. п. «Старт» «Умелые ручки»

ЦДОД с. п .«Старт»Изо студия»

1.

+

+

+



+

2.


+


+

+


3.

+



+


+

4.

+

+

+


+


5.


+

+


+


6.

+

+

+


+


7.


+

+


+


8.

+



+


+

9


+


+

+


10.

+

+

+



+

12.


+


+


+

13.

+

+

+


+



Сентябрь

4 недели

4 недели учебных

Направления

Формы


Кружок

ЦДОД с.п. «Старт»

Совместная деятельность

Деятельность классного руководителя

Группа продлённого дня

Спортивно – оздоровительное

2 ч в неделю

Итого: 8

ЛФК ()


(1ч)

Кл. час «Режим питания. Правила поведения за столом» (1 ч)

Весёлые старты ()

Подвижные игры: «Мяч капитану»()

Духовно – нравственное

2 ч в неделю

Итого: 8



(2ч)

Экскурсия по школе ()

Кл. час «Наш класс – семья» (1ч)

Экскурсия «Наша школа на улице В. П. Чкалова» () Экскурсия «Здравствуй, книжкин дом» ()

Экскурсия в музей школы «Наша школа»()

Час общения «Дружба начинается с улыбки» (1ч)


Общеинтеллектуалное

3 ч в неделю

Итого: 12

«Читай-ка» (4 ч)

Изостудия

(1 группа)

(1ч10мин)

Техническое моделирование «Умелые ручки» (2 группа) (2ч20мин)


Декада по профилактике ДДТТ и пожарной безопасности ()



Общекультурное

2 ч в неделю

Итого: 8

Музыкально – театральная студия «Весёлые колокольчики» ()


(1ч)

Участие в выставке «Чудо – овощ» Изготовление поделок из овощей.()

Беседа – инструктаж «Охрана труда при проведении прогулок и экскурсий» ()

Праздник «Это осень золотая за окном» ()

Социальное

1 ч в неделю

Итого: 4

«Родничок»

(4 ч)



Кл. час «Профессии нашей школы» ()


Итого:

16ч

9ч 20мин



Какие трудности возникли при составлении плана:

- 33 и 34 учебных недели (реализация м в каникулярные дни), прописывала сколько учебных недель, сколько недель в месяц.

- для классного руководителя оплата проводится за 4 часа, здесь же происходит реализация плана по всем направлениям 10 часов, заявленных в новых стандартах.

- мероприятия должны быть по всем направлениям.

- деятельность классного руководителя всё равно выходит за рамки 4 часов;

- учитывается количество часов в неделю по каждому направлению и в месяц.

Название документа Организация внеурочной деятельности.pptx

Организация внеурочной деятельности в СКК VII вида.
Нормативная база организации внеурочной деятельности Закон РФ «Об образовании...
Задачи: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать уч...
Направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общ...
Базовая организационная модель внеурочной деятельности реализуется через: уче...
План внеурочной деятельности Направление внеурочной деятельности Форма органи...
Индивидуальная карта занятости обучающегося Направление внеурочной деятельнос...
Общая карта занятости обучающихся класса ФИОобучающегося Направления внеурочн...
План внеурочной деятельности Внеурочная деятельность Направления Классы I II ...
Сентябрь Направления Формы Кружок ЦДОД с.п. «Старт» Совместная деятельность Д...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Организация внеурочной деятельности в СКК VII вида.
Описание слайда:

Организация внеурочной деятельности в СКК VII вида.

№ слайда 2 Нормативная база организации внеурочной деятельности Закон РФ «Об образовании» (
Описание слайда:

Нормативная база организации внеурочной деятельности Закон РФ «Об образовании» (в ред. федеральных законов от 13.01.1996 № 12-фз, от 16.11.1997 № 144-фз от 13.02.2002 № 20-фз и т.д.) статья 12 п.1. статья 26 п.1,2; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. N 233) (с изменениями от 22 февраля 1997г., 8 августа 2003г., 1 февраля 2005г., 7 декабря 2006г., 10 марта 2009г.); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.) (введенные 20 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003г. №27с) (1); Приказ от 27 Марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2006 N 8110); Гигиенические требования к условиям реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560); Устав образовательного учреждения (содержание и структура определяются в соответствии со статьей 13 Закона «Об образовании»); Информационно - методическое письмо по организации внеурочной деятельности в начальной школе в 2012 - 2013 учебном году, подготовленное БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж», для использования в работе общеобразовательных учреждений; Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

№ слайда 3 Задачи: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебн
Описание слайда:

Задачи: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

№ слайда 4 Направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеин
Описание слайда:

Направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

№ слайда 5 Базовая организационная модель внеурочной деятельности реализуется через: учебны
Описание слайда:

Базовая организационная модель внеурочной деятельности реализуется через: учебный план образовательного учреждения; дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения; образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство; деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого); инновационную (экспериментальную) деятельность.

№ слайда 6 План внеурочной деятельности Направление внеурочной деятельности Форма организац
Описание слайда:

План внеурочной деятельности Направление внеурочной деятельности Форма организации внеурочнойдеятельности Количество часов(по классам) I II III IV спортивно-оздоровительное духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное Всего по классам: Итого:

№ слайда 7 Индивидуальная карта занятости обучающегося Направление внеурочной деятельности
Описание слайда:

Индивидуальная карта занятости обучающегося Направление внеурочной деятельности Форма организации внеурочнойдеятельности Кол-вочасов Общий объем (в час.) спортивно-оздоровительное духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное Итого: В том числе: за счет внебюджетных средств

№ слайда 8 Общая карта занятости обучающихся класса ФИОобучающегося Направления внеурочной
Описание слайда:

Общая карта занятости обучающихся класса ФИОобучающегося Направления внеурочной деятельности (вчас.) Общий объѐм (в час.) В том числе: ФИОобучающегося Направления внеурочной деятельности (вчас.) Общий объѐм (в час.) В том числе:

№ слайда 9 План внеурочной деятельности Внеурочная деятельность Направления Классы I II III
Описание слайда:

План внеурочной деятельности Внеурочная деятельность Направления Классы I II III IV Всего Спортивно-оздоровительное 2 2 2 2 8 Общекультурное 2 2 2 2 8 Общеинтеллектуальное 3 3 3 3 12 Духовно-нравственное 2 2 2 2 8 Социальное 1 1 1 1 4 Итого 10 10 10 10 40

№ слайда 10 Сентябрь Направления Формы Кружок ЦДОД с.п. «Старт» Совместная деятельность Деят
Описание слайда:

Сентябрь Направления Формы Кружок ЦДОД с.п. «Старт» Совместная деятельность Деятельность классного руководителя Группа продлённого дня Спортивно – оздоровительное 2 ч в неделю Итого: 8 ЛФК (4ч) Праздник «Мешочекздоровья»(1ч) Кл. час «Режим питания. Правила поведения за столом» (1 ч) Весёлые старты (1ч) Подвижные игры: «Мяч капитану»(1ч) Духовно – нравственное 2 ч в неделю Итого: 8 Беседы «Семейные ценности»(2ч) Экскурсия по школе (1ч) Кл. час «Наш класс – семья» (1ч) Экскурсия «Наша школа на улице В. П. Чкалова» (1ч) Экскурсия «Здравствуй, книжкин дом» (1ч) Экскурсия в музей школы «Наша школа»(1ч) Час общения «Дружба начинается с улыбки» (1ч) Общеинтеллектуалное 3 ч в неделю Итого: 12 «Читай-ка» (4 ч) Изостудия (1 группа) (1ч10мин) Техническое моделирование «Умелые ручки» (2 группа) (2ч20мин) Декада по профилактике ДДТТ и пожарной безопасности (1ч) Общекультурное 2 ч в неделю Итого: 8 Музыкально – театральная студия «Весёлые колокольчики» (4ч) Праздник «Мытеперь ученики»(1ч) Участие в выставке «Чудо – овощ» Изготовление поделок из овощей.(1ч) Беседа – инструктаж «Охрана труда при проведении прогулок и экскурсий» (1ч) Праздник «Это осень золотая за окном» (1ч) Социальное 1 ч в неделю Итого: 4 «Родничок» (4 ч) Кл. час «Профессии нашей школы» (1ч) Итого: 16ч 9ч 20мин 4ч 7ч 4ч

Методический материал "Организация внеурочной деятельности по ФГОС НОО"
  • Классному руководителю
Описание:

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

·        обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

·        оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

·        улучшить условия для развития ребенка;

· учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

 

 

Автор Рябчикова Ольга Вячеславовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 804
Номер материала 18829
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓