Главная / Физкультура / Методический материал по физической культуре

Методический материал по физической культуре



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2







ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ




Формирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)

на занятиях по физической культуре.





Автор: Севрюгин В.С.- учитель

физической культуры









Ст.Тацинская






2015




СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:


Введение:


  1. Актуальность выбранной темы…………………………………...2

  2. Противоречия учебно-воспитательного процесса……………...3

  3. Тема проекта…………………………………………………………3

  4. Цели и задачи проекта, пути решения………..............................4

  5. Пути решения………………………………………………………..4


Основная часть:


1. Планирование деятельности ………………………….…………..5

2. Этапы реализации проекта………………………………..............6

3. Формы и методы работы……………………………………………7

4. Особенности содержания проекта…………………………………8-10

5. Способы контроля……………………….………………………..…11

6. Итоги деятельности………………………………………….............12

7. Анализ деятельности………………………………...........................13


Заключение…………………………………………………………………..14


Ресурсное обеспечение………………………………………………………15


Приложение 1 (паспорт проекта)………………………………………….16


Приложение 2 (план - конспект коллективного учебного занятия)….17-20





«Приучай ученика работать.

Приучай его к тому, чтобы он

самостоятельно думал, искал,

проявлял себя, развивал свои

дремлющие силы»

Дистервег


1. Введение


Задача современного учителя состоит в коренной перестройке

учебно-воспитательного процесса на основе решительного повышения самостоятельности учащихся и всемерного усиления коллективизма.

Проблема обучения учащихся самостоятельно приобретать знания была и остается одной из актуальных проблем в педагогике.

Целью самостоятельной работы школьников является обеспечение глубокого и прочного усвоения ими учебного материала, формирование активной жизненной позиции.

Решением этой проблемы может осуществляться различными способами, в том числе на коллективных учебных занятиях (КСО).

На мой взгляд, именно коллективные учебные занятия по физической культуре, как показывает опыт моей работы, дают не только высокое качество знаний и умений, но и развивают педагогические и творческие способности детей, формируют самостоятельность, в итоге формируют нравственно и физически здоровую личность.

Двадцатилетний опыт моей работы по КСО дает возможность анализировать положительные стороны, накапливать и внедрять методики в учебный процесс.




Почему школе необходим коллективный способ обучения.

В последнее время наша пресса, особенно «Учительская газета», уделила большое внимание творчеству педагогов-новаторов, их выдающемуся мастерству.

Педагоги-новаторы показали, что, внося серьезные изменения в методику изучения учебных предметов, структурируя их в процессе обучения по-другому, ломая старые, привычные установки и методы работы, можно значительно повысить результативность обучения, ускорить темпы прохождения школьных программ, добиться более высокого индивидуального развития учащихся.

Однако нужно двигаться вперед, если мы хотим действительно решить современные задачи обучения и воспитания подрастающих поколений, поднять работу школы и других учебных заведений на качественно новый уровень.

А движение вперед — это отказ от группового способа обучения (ГСО) и всесторонне обдуманный, разумный и в то же время ускоренный переход к КСО. Именно этот путь мне видится как основной, магистральный путь развития учебно-воспитательного процесса, развития школ. Чтобы лучше понять, по какому пути развиваться школе, необходимо разобраться в противоречиях существующего учебно-воспитательного процесса. Преодоление противоречий, их разрешение приведет нас к тому учебно-воспитательному процессу, который сегодня необходим, без которого невозможно осуществлять успешно цели и задачи общего образования и воспитания в эпоху НТР.

Известные педагоги В. И. Войтулович, М. А. Данилов, сформулировали некоторые противоречия, полагая, что они-то и являются «движущими силами обучения».





Какие же противоречия обучения существуют в современной школе:


- Несоответствие между пониманием изучаемого материала учителем и пониманием его учениками.

- Противоречие между теоретическими знаниями учащихся и умением их применять на практике, в жизни.

- Противоречие между пониманием, знанием материала учащимися и умением изложить его устно или письменно.

- Противоречие между имеющимися, укрепившимися навыками и новыми

требованиями, например, при смене учителя, при переходе в другое учебное заведение и т. д.

- Противоречие в методах обучения: руководящая роль учителя и развитие самостоятельности учащихся.

Если противоречия — движущая сила развития, то их разрешение должно приводить к созданию принципиально нового учебно-воспитательного процесса.

Необходимо рассматривать противоречия обучения конкретно-исторического характера. Почему один общественно-исторический способ обучения сменяется другим? Почему на смену индивидуальному способу обучения пришел групповой способ обучения?

Какие противоречия индивидуального способа обучения обусловили переход к групповому способу обучения (ГСО)? Какими противоречиями страдает ГСО? К чему должно привести устранение основных, фундаментальных противоречий ГСО? Действительно ли КСО — исторически и педагогически необходимое,

закономерное явление современной школы, техникума и вуза? Нельзя ли решить современные проблемы обучения и воспитания не переходя к КСО?

Нововведения в обучении и воспитании необходимы, поскольку изменяется реальная жизнь общества, и выдвигаются новые требования к работнику, выпускнику учебных заведений.


Выделяем шесть основных противоречий ГСО в современном учебном заведении, которые обусловливают необходимость перехода к КСО:

  1. Между конечной, отдаленной целью обучения и воспитания в школе и целями ближними, актуальными, постоянными.

  2. Между созерцательными и действенно-преобразовательными процессами деятельности ученика.

  3. Между единым одинаковым темпом работы группы (класса) и большим различием в способностях и трудолюбии учеников.

  4. Между индивидуальным характером преподавания при ГСО и коллективной (общественной) сущностью воспитания.

5Между структурами общения в жизни и их применением в школе, на учебных занятиях.

Анализ первого противоречия дает возможность понять несоответствие ГСО целям воспитания в современной школе. При ГСО перед каждым школьником объективно, всем ходом обучения стоит все время одна и та же постоянная цель: подготовить урок, выучить, ответить преподавателю, получить одобрение преподавателя, одобрение родителей. Учить, чтобы знать самому, чтобы обогатить себя знаниями, опытом. Если, брать цель актуальную, ту, которая стоит на каждом занятии и весь период обучения в школе, то она всегда носит индивидуалистический характер, - потребительский и даже корыстный характер: я учусь для себя, я отвечаю только за себя, и делаю то, что нужно только мне. Эта цель прямо противоположна конечной цели воспитания: работать на общее благо, на общество, на других. Таким образом, в течение 10—15 лет формируется при ГСО индивидуалист, потребитель, а нередко и приспособленец, который научился хорошо и много говорить о высоких общественных целях, идеалах и в то же время привык заботиться только о себе. Получается постоянное раздвоение: на словах — одно; на деле, в деятельности, в поведении — другое.

Цель — обучать и воспитывать других, отвечать за знания и поведение каждого — при КСО действует все время, при каждой новой встрече, во всей работе каждого ученика. И это - разумная норма жизни: чем больше я обучаю других, тем больше я получаю информации от них, тем интенсивнее мое собственное развитие. Обогащение знаниями других приводит к тому, что и я сам овладеваю этими богатствами в наибольшей мере.

Во взаимообучении есть взаимная выгода и высоконравственный смысл.

Я считаю основным противоречием ГСО второе противоречие. Оно заключается в том, что при ГСО в деятельности учащихся преобладают созерцательные процессы и ничтожно мало проявляются действенно-преобразовательные, направленные на преобразование окружающей среды, сознания и поведения окружающих нас людей

Человек становится человеком, личностью, развивает свои познавательные и другие способности тогда, когда он воздействует на природу и общественную среду, в которой он находится, преобразует, их в прогрессивном, общественно полезном направлении.

На занятии ученики перестают быть общественно активными людьми, за исключением очень немногих, превращаются в молчальников, в существа созерцательного типа или в их противоположность. Значение перехода от ГСО к КСО становится понятным особенно после того, когда рассмотрим третье противоречие ГСО.

Это противоречие состоит в том, что способности, трудолюбие, интересы, образовательная подготовка учеников одного и того же возраста вовсе не одинаковы. ГСО является механизмом «массового убийства талантов», как об этом писали М. Петров и А. Потемкин еще в 1968 г. Мы долго верили в то, что наши выпускники школ, ПТУ, техникумов и вузов придут на производство и там вдруг с ними произойдет чудо: в школе, в ПТУ они учились кое-как, на тройки, а на производстве они станут такими работниками, что по производительности труда превзойдут, всех работников других стран мира., Наши будущие работники, прошедшие школу КСО, не будут терпеть низкой производительности труда на производстве, поскольку для них достижение высшей результативности во всякой деятельности — норма жизни, а достижение самой высокой производительности труда — цель и смысл жизни, — цель, не надуманная и не навязанная кем-то со стороны, а реальная, идущая от них самих. Что означает переход к КСО? Это — работа по способностям всех и каждого, это — достижение каждым высших результатов и помощь другим в том, чтобы они тоже достигали таких же и более высоких результатов, что обеспечит самые высокие темпы развития всех. Если эти качества формируются с самого раннего детства и у каждого, а не только у избранных, постоянно развиваются и закрепляются, то вполне естественно, что выпускники, переходя на производство, уже не смогут работать кое-как, посредственно, ниже своих высокоразвитых способностей.

Четвертое противоречие. При ГСО один человек — профессиональный педагог — является преподавателем, учителем и он же воспитывает тех, кто является его учащимися или студентами. (Мы рассматриваем то, что происходит в процессе обучения в школах, вузах, ПТУ, техникумах.) Преподавание носит индивидуальный характер: один человек одновременно обучает, а также и воспитывает целую группу учащихся или студентов. Численность группы может быть разной: 30—40 в массовой школе; 50—100 и больше на лекциях в вузах. Так как в процессе обучения происходит и воспитание, то такой процесс мы называем учебно-воспитательным. Каждый преподаватель — он же и воспитатель Если нет совместной деятельности в труде и учении, то происходит разрыв между словом и делом. Коллективные учебные занятия предупреждают такой разрыв: вся деятельность учеников строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи, коллектив становится разновозрастным и работает по принципу «все обучают каждого, и каждый — всех, коллектив заботится о каждом, и каждый обо всех». Только в таких условиях и возможно истинно нравственное воспитание в духе гуманных общечеловеческих принципов.

Это — всеобщее сотрудничество и товарищеская взаимопомощь всех учащихся образовательного коллектива, это — построение учебно-воспитательного процесса на принципах соревнования.

Анализируя деятельность учащихся на коллективных учебных занятиях, я прихожу к выводу, что она уже в период перехода к КСО отличается теми качествами, какие присущи высокоорганизованному труду.

Когда вводятся коллективные учебные занятия, т. е. работа в парах сменного состава, то каждый школьник включается в общественно полезную деятельность, так как каждый становится преподавателем и воспитателем других людей, товарищей по общей работе. Поэтому деятельность ученика в связи с переходом к КСО впервые в истории средних учебных заведениях можно рассматривать как трудовую. Благодаря коллективным занятиям все начинают действовать сообща.

При коллективной форме учебных занятий и в целом при КСО каждый участник образовательного коллектива, обучая и воспитывая других, выполняет труд на пользу общества

Пятое противоречие. При ГСО основной структурой общения на занятиях в школе является групповая структура, при которой в каждый момент общения одного говорящего слушает или должна слушать группа людей. Так осуществляется групповая форма организации учебных занятий: лекции, обще классная работа, семинары, групповые консультации, бригадные занятия и т. д. Такое положение само по себе является для большинства учащихся противоестественным и поэтому принудительным. Естественной структурой общения или просто естественным обучением, является, по общему признанию, общение людей друг с другом в отдельности, так сказать, по очереди и чаще всего по их собственному выбору.

В жизни человека общение с разными людьми по очереди является основным. Именно оно присуще всем. Без группового общения люди обходятся, а если и прибегают к нему, то в порядке исключения. Следуя терминологии А. Г. Ривина, общение с каждым человеком по очереди можно назвать диалогическими сочетаниями.

Коллективные занятия в школе — это и есть внесение в учебный процесс диалогических сочетаний или включение естественной (основной) структуры общения между людьми. Нужно организационную структуру учебно-воспитательного процесса привести в соответствие с жизнью. В жизни людей общение человека с каждым в отдельности и по очереди является основным.

Диалогические сочетания, или общение в парах сменного состава, или общение каждого с каждым по очереди (все это одно и то же) не только основная структура общения, но и главное средство индивидуального развития. С чего начинается духовное развитие ребенка, превращение его из индивида в социальное существо, в человека, овладевающего всеми его способностями и потребностями, в личность? Ребенок родился, и уже через некоторое время с ним вступают в общение мать, отец, сестренка, братишка, бабушка, дедушка и т. д.; постепенно он включается в деятельность, овладевает человеческими формами поведения. Общение с разными людьми по очереди не теряет определяющего значения для его индивидуального развития, но круг его общения расширяется, содержание общения разнообразится, углубляется.

Если бы ребенок не общался с самого раннего детства с разными людьми, то он не смог бы стать социальным существом. Наблюдая за тем, как постепенно вовлекается человек в процесс общения, можно отметить такую закономерность: сначала диалогические сочетания, т. е. общение с разными людьми по отдельности и по очереди, и только потом появляется групповое и опосредованное общение (опосредованное через письменную речь и другие знаковые системы). Но именно этот основной фактор индивидуального развития человека (диалогические сочетания), который безбрежно, всегда и везде сопровождает человека всю жизнь, не применяется при ГСО, а если и применяется, то только в созерцательном плане.

Диалогические сочетания — общение в парах сменного состава — есть основной механизм возникновения, функционирования и развития любого коллектива. Без такого общения коллектив и коллективная деятельность не могут возникнуть, не могут существовать, тем более не могут развиваться. И это относится не только к отдельно взятому коллективу, но и ко всему обществу в целом.

Итак, значение диалогических сочетаний как структуры общения между людьми в возникновении, существовании и развитии общества настолько велико, что в данном случае есть все основания сравнивать его с той ролью, которую играет труд. Когда говорится об общении, то термином «общение» охватывается многое (общение через письменную речь, групповое общение, психологические и другие аспекты общения), но основой является общение между людьми в парах сменного, незамкнутого состава. Такое общение между

людьми беспредельно. Без общения в парах сменного и замкнутого состава был бы невозможен труд, а следовательно, существование и развитие

человеческого общества.

Значение общения в парах (особенно сменного состава) для индивидуального развития людей, для формирования и функционирования коллективов и для прогрессивного развития всего человеческого общества не уменьшается в связи с появлением книгопечатания, радио, телефона, телевидения, компьютеров и т. д.


Этапы реализации проекта:


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


этапы

сроки

краткое описание


1-й,

Подготовительный

2010-2011 учебный год

Изучение опыта и теории технологии педагогики сотрудничества (КСО). Подготовка и согласование проекта и необходимой сопроводительной документации.

Согласование и распределение ролей и функций участников проекта. Составление маршрутной карты

Составление индивидуальных планов

2-й,

Основной (исследовательский)

2011-2012 учебный год

Разработка и апробация рабочих программ изучения учебного материала по физической культуре, варианты методик коллективных занятий, учёта изученного и контроля за успеваемостью и качеством знаний, способы достижения результатов в обучении и развитии.

Разработка системы методического обеспечения обучения.

Разработка дидактического обеспечения учебного процесса.



3-й,

Итоговый

(внедренческий)

2013-2014 учебный год

Разработка и апробация методики и содержания входной и итоговой диагностики для каждого года обучения.

Подведение итогов работы по КСО

4-й,

Аналитический

2015-2016

Обобщение материалов исследования

Публикация методических материалов и рекомендаций для распространения опыта работы по КСО на занятиях по физической культуре.











Метод взаимного обмена заданиями на

занятиях по физической культуре

На протяжении 20 лет в своей педагогической деятельности используем метод взаимообмена заданиями по коллективному способу обучения. Последние три года вплотную заняты разработкой и внедрением данного метода на занятиях по физической культуре в Тацинской средней общеобразовательной школе № 2

3- 5 классах.

Как же выглядит работа учебного коллектива в целом? Сначала организуется по нескольку групп, по 5—7 учеников в каждой группе. Самое трудное - «запуск»: в классе учеников может работать одновременно 5—6 групп и по разным темам. Например, первая группа приступает к выполнению заданий

по теме 1: «Передача баскетбольного мяча», вторая

по теме 2: «Техника выполнения броска баскетбольного мяча в корзину», третья по теме 3: «Техника ведения баскетбольного мяча» и т. д.

В начале коллективного занятия готовится мультимедийная (учебная) доска, на которой отражается: дата занятия, темы, цели занятия, оборудование; указывается алгоритм (ход) занятия, таблица учета передачи тем (таблица учета работы учеников).

Каждому члену группы учитель раздает по одному заданию из данной серии, затем, работая с ним в паре, объясняет, дает необходимые указания к дальнейшей работе по методике обмена заданиями. Затем каждый ученик самостоятельно решает второе упражнение своего задания, а одному из членов группы поручаются координация работы и ведение учета в этой группе. Естественно, что на занятии учитель не в состоянии поработать с каждым ребёнком и со всеми группами одновременно. Как приходится выходить из этого положения? По-разному. Можно вызвать первую группу сразу после учебных занятий, а затем, например, через час — вторую и т. д. Обычно преподаватель так и делает. Но возможны другие, более оперативные подходы: например, на занятии «запуска» не один преподаватель, а два-три и даже больше; они помогают, таким образом, друг другу осуществить начало работы. Еще лучше привлекать учеников-консультантов.

Если в классе включены в работу все группы, то через некоторое время в каждой группе появляются ученики, которые выполнили все задачи своей серии и освоили соответствующую часть теории и практики. Из таких учащихся создаются новые группы, участники которых либо обмениваются только что полученными знаниями, либо берутся за изучение теории и практики нового раздела.

Итак, алгоритм метода взаимообмена заданиями по КСО выглядит следующим образом:

  1. Изучи и закрепи практическими упражнениями данную тему 1:

  2. Свою готовность к работе в паре сменного состава отметь в таблице учета на учебной доске знаком + напротив своей фамилии и своей темы 1

  3. Как только будет готов рассказать и показать упражнения по тему 2 другой ученик, создается пара сменного состава, ученики работают вместе и работают в паре:

    • каждый обучает своему заданию, упражнению другого, анализируют свою деятельность (ошибки, недочёты, успехи и т.д.) по своим темам;

    • проверяют усвоение теоритического и практического материала

  4. Первую передачу своей темы отмечают в таблице учета обведением знака + в кружок.

  5. Вступает в сотрудничество с учеником готовым научить своей

теме 3 (или4,5…) работает в паре сменного состава

  1. Очередную передачу темы отмечает в таблице учета обведением знака + во второй кружок; очередную передачу своей темы другому следующим обведением знака + в кружок.

  2. Идет сдавать зачет учителю по всему разделу (не всегда обязательно)


Как определить продуктивность метода, формы?

На мой взгляд, надо исходить из главных критериев продуктивности, а именно:

- развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся;

- реализация методов и приёмов «педагогики сотрудничества»

Условия развития познавательной активности и самостоятельности учащихся я вижу во включении всех обучаемых в самостоятельную поисковую мыслительную деятельность и в обязательном развитии мыслительных способностей (умении анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения).

Условия реализации методов и приёмов «педагогики сотрудничества» является следующие:

- владение учителем своим предметом;

- владение педагогической технологией;

- владение методикой;

- умение организовать работу учащихся;

- умение сопереживать учащимся;

- владение педагогическим тактом;

- наличие педагогических новаций;

- умение управлять собой, сохранять здоровье.


Способы контроля усвоения знаний,

используемые на коллективных занятиях:

1. Альтернативный ответ - ученику даётся вопрос и два возможных ответа, из которых необходимо выбрать правильный.

2. Анализ - выявление сильных и слабых сторон учебной программы с целью повышения эффективности обучения.

3. Анкета – структурированное письменное интервью.

4. Аудитивный устный – оценивание способности ученика слушать, интерпретировать, выражать идеи и поддерживать разговор

5. Журнал – ведение учениками записей своего собственного прогресса

6. Изучение обстоятельств – предоставление ученикам возможности показывать свои навыки в принятии решений

7. Итоговая оценка – измерение конечного уровня достижения по учебному результату.

8. Компетенция – способность выполнять определённую деятельность в соответствии со стандартами.

9. Оценка по ссылке на норму – сравнение успеваемости ученика с успеваемостью других.

10. Практическое упражнение - предоставление учащимся возможности проявлять практические навыки.

11. Процесс – навыки процедуры и мыслительные процессы, демонстрируемые во время деятельности.

12. Ролевая игра – предоставление ученикам возможности проявить поведенческие и межличностные навыки.

13. Самоотчёт – классификация любой формы оценки, при которой ученики производят свидетельства их успеваемости, прогресса, опыта, отношения и личных чувств.

«Значение контроля в том, что он позволяет получить информацию о ходе

процесса формирования личности» Я. Турбовский

Главное, конечно, на что необходимо обратить внимание это на то, что занятия по физической культуре приобретают личностно-ориентированный подход. Физическая культура становится не только средством укрепления здоровья и развития физических кондиций человека, но и явлением общечеловеческой культуры, проявляющейся в культуре здоровья, культуре телосложения, культуре движения, и как способ жизнедеятельности человека, проявляющийся через творческую активность, культуру поведения и общения, культуру взаимодействия с людьми. По мере развития мышления в процессе коллективных занятий, происходящего под воздействием целостного образовательного процесса, физическая культура приобретает для учащихся собственный личностной смысл и направленность, раскрывается в личностно и общественно востребованных качествах и ценностных ориентациях, что позволяет школьникам осознанно определять собственную идентичность, рассматривать себя как элемент исторически сложившегося сообщества, социума, коллектива. Формирующаяся под влиянием изучения предмета физической культуры личностная самоидентификация усиливает мотивацию учащихся на овладение предметным содержанием физической культуры, обуславливает активное использование освоенного содержания в процессе самопознания и последующего самоопределения. Таким образом, овладение содержанием учебного предмета физической культуры государственного стандарта обеспечивает не только всестороннее физическое развитие и физическую подготовленность учащихся, укрепление их здоровья, но и способствует развитию их гуманитарной культуры, содействует активному включению в социальные процессы, в здоровый образ жизни.. Здесь необходим образовательный процесс, ориентированный на целостное развитие личности учащихся, на единство их физического, психического и нравственного развития. В качестве такого процесса выступает процесс формирования самостоятельности учащихся, самостоятельного мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход и искать нестандартные способы решения, активно включаться во взаимодействие с людьми и положительно относиться к новациям. Как следствие этого, для формирования самостоятельности учащихся в содержание образования по физической культуре впервые вводятся темы по обучению школьников разнообразным способам физкультурной (двигательной) деятельности, которые используются как в индивидуальных, так и коллективных формах занятий. При этом, отбор учебного содержания, ориентированного на формирование самостоятельной деятельности, осуществляется с учетом возрастных интересов учащихся, которые, согласно теории ведущего вида деятельности в онтогенезе, на каждой степени образования неоднозначны. Отбор учебного материала в соотнесении с интересами учащихся, обеспечивает активное их включение в самостоятельный процесс по совершенствованию собственной физической природы, индивидуализировать направленность этого процесса с учетом возрастных интересов каждого ученика. Ориентация на самостоятельную деятельность, связанную с удовлетворением индивидуальных интересов, побуждает учащихся к самообразованию, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию соответствующей информации, активному взаимодействию и творческому сотрудничеству, как со своими сверстниками, так и взрослыми людьми. Таким образом, содержание образования по физической культуре, ориентированное в государственном стандарте на формирование самостоятельности, посредством обучения учащихся основам физкультурной (двигательной) деятельности, создает возможности целостного развития личности, способной творчески заниматься собственным физическим развитием и укреплением собственного здоровья.

Предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Автоматически решается проблема дисциплины. Ребёнок формируется как физически и нравственно здоровая личность. У учащихся развивается речь, память, мышление, ораторские и организаторские способности, формируется ответственность, самостоятельность вырабатывается активная жизненная позиция. Всё это прямо указывает на укрепление здоровья, содей­ствие гармоничному физичес­кому, нрав­ственному и социальному разви­тию, успеш­ному обучению, формирование умений саморегуляции средствами физичес­кой культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

На коллективных занятиях царит деловая, рабочая обстановка. При этом учитель индивидуально работает с каждым студентом: объясняет, показывает, если надо оценивает.

Ярко проявляется организаторская и вместе с тем воспитательная функция учителя.

Работа в парах сменного состава обеспечивает высокую успеваемость, и высокое качество знаний учеников, которые проявляются на итогах контрольных работ, зачетах, экзаменах. Успеваемость 100%, качество знаний 80-90% и выше.



Диаграмма качества знаний учащихся


hello_html_2d1b366a.gif

Учащиеся неоднократно становились и становятся победителями и призёрами школьных, районных спортивных соревнований и олимпиад. Опросы проводимые с детьми и их родителями показывают положительные отзывы о коллективных учебных занятиях.




Функции преподавателя при коллективном способе обучения

Сначала давайте разберемся, что делает преподаватель при нынешней системе обучения каждый день?

Изложить, объяснить, показать, преподнести новый материал для учеников— вот главнейшая функция преподавателя, и он к этому должен готовиться каждый день.

Вторая функция: проверить, работают ли его ученики, и оценить их знания, их подготовку.

Третья—организационно-надзирательская: вести работу с группой так, чтобы все его слушали, чтобы не мешали друг другу, чтобы выполняли все его задания; принимать меры по отношению к тем, кто перестает учиться или начинает плохо себя вести. Преподаватель обязан каждый день готовиться к предстоящим занятиям.

Таковы же функции преподавателя в школе: все изложить, показать и объяснить, всех проверить и поставить оценки; дисциплина в этом случае его особенно не тревожит.

Как можно назвать всю деятельность педагога в школе при нынешней системе?

Наиболее точное и наиболее полное выражение сути педагога (учителя) при ГСО состоит в том, что он обязан всех учить (научить необязательно!) и всех в какой-то мере воспитывать.

Другими словами, при ГСО преподаватель в любом учебно-воспитательном заведении является непосредственным исполнителем обучения и воспитания.

Что же изменяется в работе преподавателя, как меняются его функции в связи с введением коллективных занятий? Конечно, в корне изменяется деятельность каждого ученика, а как следствие изменяется в корне и деятельность профессионального педагога, преподавателя. В чем же изменяется деятельность всех учеников?

Коллективные занятия ставят каждого ученика в положение учителя-преподавателя. И это не игра, а основная, главная функция ученика, его главная деятельность в школе, в любом другом учебном заведении. Все школьники становятся учителями-преподавателями. Все функции преподавателя, которые у него были при ГСО, выполняет коллектив. Изучение нового материала, проверка знаний, умений и навыков, анализ и оценка - все делает коллектив.

Профессиональный педагог, учитель-преподаватель нужен при КСО, но его главное, новое назначение совсем иное — формирование педагогического мастерства у каждого школьника. Поскольку ученики при КСО все время выполняют педагогические функции, то стихийно, объективно все они формируются как педагоги и растет, совершенствуется их педагогическое мастерство.. Если я — преподаватель физической культуры, то моя задача не в том, чтобы весь материал по физической культуре согласно программе изложить, объяснить, показать и проверить, а в том, чтобы из каждого моего ученика сделать искусного учителя физической культуры. Но это не значит, чтобы каждого ученика сделать профессиональным преподавателем физической культуры. (Это задача педагогического института и университета).

Моя задача в данном случае заключается в том, чтобы научить моего подопечного умело, с достаточно высоким для его возраста и жизненного опыта мастерством преподавать (преподносить, излагать другим, показывать) программный материал. Если же я этого ученика обучаю по всему курсу физической культуры, то моя задача за все эти годы (пусть их будет 2-3): помочь ему практически овладеть высоким мастерством преподавания.

Стремление передавать другим информацию, обучать других присуще человеку с самого раннего детства. Н. К. Крупская писала, что ребенок в пять лет, узнав от кого-то новое слово, бежит сообщить его папе, маме, нянечке.

Но что происходит в семь лет, когда ребенок становится школьником? Ему объясняют, что он должен слушать учителя и что не его дело — учить других, его дело — учиться, так как в классе всех обучает только один человек — учитель. Так, при ГСО с I класса ставится барьер для развития у детей педагогических способностей. Чтобы способности развивались, необходима деятельность, в которой они бы проявились. Раз такой деятельности нет, то и способности начинают угасать. Не в этом ли одна из причин того, что профессия учителя перестала быть престижной в обществе?

Традиционная организация деятельности учащихся не только не проявляет и не развивает педагогические способности, но и подавляет всякое желание становиться учителями.

Ученики разных классов как только вводится коллективная форма организации учебной работы, буквально перерождаются и за сравнительно короткий срок овладевают педагогическими умениями, которые у выпускников педвузов вырабатываются годами: умение слушать, умение ставить вопросы, умение проводить обсуждение, умение строить изложение изучаемой темы так, чтобы она вызывала у слушателей интерес, организаторские и, другие умения.

Поскольку при КСО основная функция педагога изменяется, необходимо уточнить, как следует понимать это изменение в деятельности учителя.

Принципиально изменяется и мотивация к учению.

При ГСО школьник может рассуждать: хочу — учу, хочу — не учу — это мое личное дело, как я учусь — это тоже касается только меня и, может быть, иногда и только отчасти моих родителей. Когда же каждый ученик — учитель, когда он обязан всему, что изучает, научить других, то мотивация в его деятельности круто изменяется. Учить других — это уже дело общественное, касается всех, в этом заинтересованы все.

Поэтому, важнейшей задачей преподавателя становится не само по себе исполнение обучения и воспитания, а постоянное совершенствование этого исполнения постоянная рационализация и модернизация учено-воспитательного процесса, забота о внедрении новейших достижений науки об обучении и воспитании, методики, передового педагогического опыта, перестройка учебно-воспитательного процесса на прогрессивных началах. а если необходимо, то и полная революционная перестройка учебно-воспитательного процесса, как это и требуется в современных условиях.

Есть и третья функция педагога — не менее важная, чем предыдущие: для учеников всегда нужен специалист-предметник — человек, глубоко знающий науку, которую они изучают; он своевременно устраняет препятствия, раскрывает перспективы, обеспечивает высокий темп продвижения вперед.

Четвертая функция — это работа организационного характера. Педагог должен настолько подготовить своих непосредственных помощников, чтобы всё или почти всё управление учебно-воспитательным процессом осуществлялось учениками. Самоуправление в учебном процессе не означает, что профессиональный педагог-специалист, уже не нужен.

Вопрос о самоуправлении — один из важнейших вопросов коренной перестройки учебно-воспитательного процесса.

Пятая функция. Профессиональный педагог — это всегда и воспитатель.























      1. Заключение

Обучение может осуществляться либо вместе, либо порознь. Наиболее эффективно обучение проходит, если оно осуществляется и вместе, и порознь, т.е. если оно ведется в следующих четырех формах: коллективной, групповой, парной и индивидуальной.

Возникла острая необходимость у каждого учителя, у каждого учащегося осваивать коллективную форму организации учебной работы, разрабатывать методики изучения всех учебных предметов в условиях перехода от ГСО к КСО.

В современных условиях нуждаются в коренных преобразованиях, способных поднять всю работу на качественный уровень, ограничиться частными, несущественными поправками, просто нельзя.

В отдельных случаях методические приемы, творчество учителей-новаторов стали выходить за рамки ГСО. Так, в своем опыте они иногда прибегают к коллективной форме учебных занятий и делают попытки организовать в процессе обучения совместную работу. учащихся. Все это - явление прогрессивного характера. Но если весь новаторский опыт не приводит к перестройке классно-урочной системы, этот опыт утрачивает свою прогрессивность.

Применяя на протяжении 20 лет коллективный способ обучения на учебных занятиях, я пришел к выводу, что именно данный способ обучения гарантирует не только высокое качество знаний учащихся, но и формирует активную жизненную позицию молодых людей, дает возможность развитию педагогических способностей, самостоятельности, инициативы учащихся, формирует чувство ответственности перед обществом и государством.

Попытки выдвинуть какие-то новые приемы обучения или новые педагогические теории должны рассматриваться и оцениваться по тому,

насколько они способствуют объективному ходу развития учебного процесса, помогают освободиться от старой системы обучения и перейти к новой, более прогрессивной.




Список используемых источников


  1. Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении»- Москва, 1991.

  2. Дьяченко В.К. «Общие формы организации процесса обучения»- Красноярск, 1984.

  3. Дьяченко В.К. «Организационная структура учебного процесса и ее развитие» - Москва, 1989.

  4. Казакова А.Г. «Организация нетрадиционных форм обучения»,- Иркутск, 1990.

  5. Гульчевская В.Г. « Концептуальные основы организации образовательного процесса в системе индивидуального обучения», Ростов-на – Дону 1998.


















Приложение 1

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта



Формирование и развитие образованной,

нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО) на занятиях по физической культуре.

Автор проекта


Севрюгин В.С.- учитель

физической культуры




Цели и задачи проекта


- Подготовка физически образованной, нравственно и физически здоровой, самостоятельной, ответственной, компетентной личности.

-Анализ и корректировка концепции, программ, технологии сотрудничества в обучении (по КСО)

-Разработка дидактического материала

-Разработка и внедрение метода взаимообмена заданиями (по КСО) на занятиях физической культуры.

- разработка и апробация методики и содержания входной и итоговой диагностики для каждого года обучения

Продолжительность реализации проекта

4 года


Приложение 2

Технологическая карта

коллективного учебного занятия № 62

Предмет: « Физическая культура»

Класс 5

Дата: 11.02. 2013г.

Количество времени: 45 мин.

Раздел: «Баскетбол»

Темы: 1. Техника ведения баскетбольного мяча.

2. Техника передачи баскетбольного мяча.

3. Техника броска баскетбольного мяча в корзину

Цели занятий:

Воспитательная: Воспитать дисциплинированность, чувство ответственности, культуру поведения, сознательность, формировать общечеловеческие ценности, самостоятельность. Формировать организаторские способности. Формировать педагогические способности, а также взаимовыручку, чувство коллективизма.

Развивающая: Развивать физическое совершенствование, укреплять здоровье. Развивать речь, память, логику, мышление, внимание, умение работать с в парах сменного состава, умение анализировать, давать оценку деятельности.

Образовательная:

Знать и соблюдать: Инструкцию по ТБ

Овладеть приёмами: игры в баскетбол по упрощенным правилам; выполнять

технические приемы: ведения баскетбольного мяча, передачи баскетбольного мяча, броска баскетбольного мяча в корзину.

Дать необходимый объем знаний и умений по разделу; акцентировать внимание учащихся на приёмах выполнения упражнений, а также терминах и понятиях.



Методические указания:

Прежде чем приступать к выполнению заданий, необходимо ознакомиться с материалом учебной литературы по обсуждаемым темам и вопросам.

Проверить состояние здоровья учащихся, психофизическое состояние.

Провести инструктаж по ТБ. Провести физическую разминку.

Методы обучения:

1. Словесные - сообщение информации при помощи слова;

2. Наглядные - сообщение учебной информации при помощи наглядных средств;

3. Практические – получение информации на основании практических действий;

4. Репродуктивные - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний;

5. Поисковые – овладение обучаемыми методами научного познания, развить логическое мышление, постепенная подготовка к самостоятельной постановке и решении проблем;

6. Методы самостоятельной работы ( взаимообмена заданиями по КСО)- развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

7. Информационно- перцептивный- организация усвоения информации путём сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия

8 Соревновательный (игровой)-, круговая тренировка

Межпредметные связи: Химия, биология, физика, статистика, медицина.

Наглядные пособия и технические средства к занятию:

М.Я. Виленский;.. Физическая культура. 5-7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений . - М.: Просвещение, 2012.Стр. 158-162 Инструкция по ТБ. Аптечка медицинская Спортивная форма и обувь секундомер, свисток. Баскетбольные мячи. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

План коллективного занятия:

1.Организационная часть: приветствие, отметка отсутствующих объявление темы, постановка целей и задач занятия, раздача тем (запуск).

2. Работа в парах сменного состава:

2.1Работа с текстом (книгой): анализ текста, составление плана ответа,

контрольных вопросов к тексту.

2.2.Отметка готовности к сотрудничеству в паре сменного состава

в таблице учета на доске знаком +.

2.3.Передача своей темы 1 товарищу с темой 2 (рассказ своей темы,

выслушивание темы своего товарища, практическая работа по закреплению

приёмов деятельности)

Цель учащихся на занятии непросто передать тему, показать, но и научить

овладеть практическими приёмами.

2.4.Отметка в таблице учета передачи темы обведением знака + в кружок.

2.5.Смена пары (вступает в сотрудничество с товарищем с новой темой 3)

2.6.По окончании, отметка в таблице учета передачи темы обведением

знака + вторым кружком.

3.Сдача зачета преподавателю (по необходимости)


Таблица учета работы (учет передачи тем)

учеников 5 класса на коллективных занятиях по физической культуре


Фамилия студентов

Тема 1

Тема 2

Тема 3

1.

Иванов С.

hello_html_75d3d79c.gif+



2.

Сидоров А.


+


3.

Петров В.





4.Подведение итогов занятия, выставление отметок (зачета).

5.Дифференцированное творческое домашнее задание:

(по усмотрению преподавателя) рефераты, тесты, сообщения, соцопрос и т.п.


Учитель физической культуры: Севрюгин В.С.


Технологическая карта - конспект учебного занятия по физической культуре


Этап занятия

Цели

Время

(хронометраж)

Характеристика деятельность учителя

Характеристика деятельность учащихся

Организационно-методические указания

Материально-техническое обеспечение

Подготовительная часть


1.Организация занятия (проверка наличия контингента учащихся объявление темы занятия и постановка целей и задач)























Мотивация деятельности учащихся.


Организовать коллектив класса, овладеть вниманием.


Проверка домашнего задания.



2 мин

Приветствие. Проверка наличия контингента учащихся.

Объявление темы занятия.

Постановка целей и задач занятия совместно с учащимися. Ознакомление с планом работы на коллективном занятии.

Краткий инструктаж по ТБ

Выполняют команды учителя. Построение в шеренгу. Слушают учителя и совместно вырабатывают цели и задачи занятия.


Построение в шеренгу, проверка готовности класса к уроку, наличие спортивной формы. Отметить отсутствующих.


Краткий инструктаж по ТБ




Инструкция по ТБ. Аптечка медицинская Спортивная форма и обувь

Секундомер, свисток. Мячи баскетбольные, баскетбольная площадка, табло, мультимедийный проектор, экран, компьютер.











2.Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

(ответы на поставленные вопросы, выполнение разминочных упражнений)


Достичь среднего уровня физической нагрузки.

Организовать постепенное включение в работу органов и систем, разогревание опорно-двигательного аппарата обучающихся







































Развитие и укрепление

Всех групп мышц.

Подготовить организм к основной нагрузке.



6 мин

Задаёт вопросы:


1. Родина баскетбола?

2. Кто придумал игру?

3. Сколько человек играет в команде?

4. Входит ли баскетбол в состав Олимпийских игр.

5.Сколько весит баскетбольный мяч




Демонстрация: комплекса упражнений:

Строевые приемы и повороты на месте.

Передвижения:

- ходьба обычная;

- ходьба на носках

руки на пояс;

- ходьба на пятках руки на поясе;

- ходьба в полуприсяде, гусиный шаг.





Демонстрация:

Специальных беговых упражнений:

- медленный бег;

- бег с изменением

направления;

приставными шагами попеременно правым и левым боком, с высоким подниманием бедра, с захлёстом голени.

Упражнения на восстановление дыхания:

Руки вверх вдох, в стороны,

вниз выдох




Демонстрирует:


Общеразвивающие упражнения с баскетбольными мячами:

1. И.п. – основная стойка ноги врозь, мяч внизу.

Выполняем круговые движения головой. В одну и в другую сторону.


2. И.п. – основная стойка ноги врозь, мяч внизу.

1- руки вперед,

2 – руки вверх,

3 - руки вперед,

4 – руки вниз


3. И.п. – Основная стойка ноги врозь, мяч внизу.

1. руки вверх.

2. наклон влево (вправо).

3. руки вверх.

4. руки вниз.


.

4. И.п. – основная стойка ноги врозь, мяч внизу.

1. наклоны вперед вправо.

2. наклоны вперед влево.


5. И.п.- Подбрасывание мяча вверх, выполнение нескольких хлопков в ладоши, ловля мяча.


6. И.п.- Ведение мяча на месте правой и левой рукой.





Отвечают на вопросы:

- США

- Джеймс Нейсмит

- 5 человек.


- входит.



650г






Выполняют:

комплекс упражнений:


Строевые приемы и повороты на месте.

Передвижения:

- ходьба обычная;

- ходьба на носках

руки на пояс;

- ходьба на пятках руки на поясе;

- ходьба в полуприсяде, гусиный шаг.



Выполняют: Специальные беговые упражнения:

- медленный бег;

- бег с изменением

направления;

приставными шагами попеременно правым и левым боком, с высоким подниманием бедра, с захлёстом голени.

Упражнения на восстановление дыхания:

Руки вверх вдох, в стороны,

вниз выдох



Выполняют:


Общеразвивающие упражнения с баскетбольными мячами:

1. И.п. – основная стойка ноги врозь, мяч внизу. Выполняем круговые движения головой. В одну и в другую сторону.


2. И.п. – основная стойка ноги врозь, мяч внизу.

1- руки вперед,

2 – руки вверх,

3 - руки вперед,

4 – руки вниз


3.И.п. – Основная стойка ноги врозь, мяч внизу.

1. руки вверх.

2. наклон влево (вправо).

3. руки вверх.

4. руки вниз.


4. И.п. – основная стойка ноги врозь, мяч внизу.

1. наклоны вперед вправо.

2. наклоны вперед влево.


5. И.п.- Подбрасывание мяча вверх, выполнение нескольких хлопков в ладоши, ловля мяча.


6. И.п.- Ведение мяча на месте правой и левой рукой.



Отвечают на вопросы














Выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Направо!». В обход по залу шагом марш!».

Согласованность действий, четкое выполнение команд.

Соблюдать дистанцию, спина прямая.

Смотреть вперед.


Упражнения выполняются в обход по залу в колонну по одному.


Соблюдать дистанцию 2-3 шага, следить за согласованностью рук, сохранять правильную осанку.


Следить за координацией движения.


Соблюдать дистанцию







Перестроение в колонну по два человека по центру зала.


Выполнение разминки для шейных позвонков и мышц шеи,

пальцев и кистей рук




Руки прямые, смотрим вперед.


Руки полностью выпрямляем.



Смотрим вверх, на мяч. Шагаем вперед попеременно правой и левой ногой.

Не отрываем пятки от земли, стараемся держать спину ровно.




Ноги не сгибаем.









Мяч подбрасываем на 1.5-2 м., Смотрим на мяч.




Упражнение выполняется под счет учителя.

Сохранять стойку баскетболиста. Обратить внимание. Чтобы кисти рук располагались на поверхности мяча, исключить шлепки по мячу вместо активных его толчков.







Инструкция по ТБ. Аптечка медицинская Спортивная форма и обувь

Секундомер, свисток. Мячи баскетбольные, баскетбольная площадка, табло

М.Я.Виленский;.. Физическая культура. 5-7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений . - М.: Просвещение, 2012.Д\З Стр. 158- 162


Основная часть.



1.Кратко объясняет методы деятельности и показывает соответствующие приемы, способы ее выполнения для достижения необходимых результатов Самостоятельная работа учащихся (работа в парах сменного состава)







Развитие двигательных качеств, координации движения.





Совершенствовать различные способы ловли и передачи мяча. Развитие самостоятельности, активности, выносливости, ответственности учащихся


8 мин

Индивидуальная работа с учащимися:


1. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.





  1. Демонстрация и объяснение, контроль способов ловли мяча:


- двумя руками, одной.

- на уровне груди



  1. Классификация передач двумя руками:

- сверху, от плеча, от груди, снизу.


  1. Классификация передач одной рукой:

- сверху, от головы, от плеча, снизу.


hello_html_m23c2de73.png





Демонстрация и контроль:



Передача баскетбольного мяча в парах на месте:


а) передача мяча двумя руками от груди.

б) передача мяча с двумя руками с отскоком от пола.

в) передача мяча с двумя руками от головы

г) передача мяча от плеча (правой и левой рукой).

г) ведение мяча вокруг партнера, возвращаясь на свое место, передают мяч по воздуху.



Перестроение шеренги в круг.


Круговые эстафеты:

  1. передача мяча через капитана, который стоит в центре ( по воздуху и с отскоком от пола).

  2. передача мяча с ведением по внешнему кругу.


hello_html_6a86a4b1.png

Работа в парах сменного состава:


1. Слушают инструктаж по ТБ

Выполнение упражнений:




2.Выполняют способ ловли мяча:





- двумя руками, одной.

- на уровне груди


3.Выполняют передач двумя руками:

- сверху, от плеча, от груди, снизу.



4.Классификация передач одной рукой:

- сверху, от головы, от плеча, снизу.


hello_html_m23c2de73.png





Выполнение передач:



Передача баскетбольного мяча в парах на месте:


а) передача мяча двумя руками от груди.

б) передача мяча с двумя руками с отскоком от пола.

в) передача мяча с двумя руками от головы

г) передача мяча от плеча (правой и левой рукой).

г) ведение мяча вокруг партнера, возвращаясь на свое место, передают мяч по воздуху.



Перестроение шеренги в круг.


Круговые эстафеты:

  1. передача мяча через капитана, который стоит в центре (по воздуху и с отскоком от пола).

  2. передача мяча с ведением по внешнему кругу.


hello_html_6a86a4b1.png







Техника безопасности при игре в баскетбол











- не выставлять пальцы вперед навстречу передачи.


- не передавать мяч резко с близкого расстояния.





- передавать мяч точно с оптимальной силой.

- не передавать мяч, если его не видит партнер.

Встречать летящий мяч, нужно выпрямить руки вперед. Кисти с широко расставленными пальцами

образуют воронку.

В момент касания ладоней:

- мяч захватывается кончиками пальцев.

- локти сгибаются.

- мяч подтягивается к груди.

- одновременно сгибаются ноги.









Контроль над правильностью выполнения упражнений,


индивидуальная консультация


Контроль над точностью передач.












Выбрать игрока, который стоит в центре и ловит мяч. Игроки, стоящие по кругу перебрасывают мяч между собой. Если ловец поймает мяч, он становится на место игрока в круг, который неудачно бросил мяч

Инструкция по ТБ. Аптечка медицинская Спортивная форма и обувь

Секундомер, свисток. Мячи баскетбольные, баскетбольная площадка, табло.

М.Я.Виленский;.. Физическая культура. 5-7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений . - М.: Просвещение, 2012.Д\З Стр. 158- 162


2. Просмотр и анализ видеоролика

Знакомство с игрой (приёмами, бросками, ведением и передачами, ловли мяча) выдающихся баскетболиста современности

Д. Брауна

2 мин



Комментирует видеоматериал

Внимательно смотрят видеоматериал



Анализ игры игрока

Мультимедийный проектор, экран, компьютер.


5.Учебная игра

Совершенствование приёмов ведения, передачи и ловли мяча, бросков в кольцо.

8 мин

Осуществляет судейство игры, анализ игровых ситуаций.

Создают игровые комбинации. Проводят самоанализ игровых моментов.

Демонстрируют разученные технические приёмы во время игры



Анализ игровых комбинаций, выработка и дача практических рекомендаций

Инструкция по ТБ. Аптечка медицинская Спортивная форма и обувь

Секундомер, свисток. Мячи баскетбольные, баскетбольная площадка, табло


Заключительная часть.

1. Восстановительные упражнения














2. Анализ совместной работы. Подведение итогов занятия. Домашнее задание





Восстановление дыхания и оптимизация частоты сердечных сокращений.

Приведение организма в оптимальное для следующей деятельности состояние.




Подведение итогов совместной работы


Самооценка и взаимооценка учащихся за работу на учебном занятии






1 мин
















3 мин





Демонстрация:

Упражнения на релаксацию в круге:

- дыхательные упражнения.

- упражнения на координацию движения.









Проводит анализ совместной работы: выполнения поставленных целей и задач занятия

Выставляет оценки работы учащихся.







Знакомит с дифференцированным домашним заданием.

Записывают и запоминают:


Д/З Утренняя зарядка М.Я. Виленский;.. Физическая культура. 5-7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений . - М.: Просвещение, 2012.Д\З Стр. 158- 162


1 вариант – сообщение на тему «Баскетбол в системе олимпийских игр»

2 вариант- сообщение на тему: «Роль баскетбола в укреплении здоровья детей»

3 вариант- «Правила игры в баскетбол»






Выполнение:

Упражнения на релаксацию в круге:

- дыхательные упражнения.

- упражнения на координацию движения.









Проводят самоанализ совместной работы:

выполнения поставленных целей и задач занятия

Выставляют оценки самостоятельной работы в парах сменного состава: самооценка, взаимооценка учащихся


Слушают, задают вопросы, записывают Д/З





Упражнения выполняют в спокойном темпе, с закрытыми глазами.













Отмечают положительные и негативные моменты занятия


Указать на достижения и типичные ошибки. Пригласить ребят на дополнительные занятия.



Проводят анализ домашнего задания




Д/З Утренняя зарядка М.Я. Виленский;.. Физическая культура. 5-7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений . - М.: Просвещение, 2012.Д\З Стр. 158- 162


1 вариант – сообщение на тему «Баскетбол в системе олимпийских игр»

2 вариант- сообщение на тему: «Роль баскетбола в укреплении здоровья детей»

3 вариант- «Правила игры в баскетбол»

Поблагодарить учащихся за совместную деятельность.

« Урок закончен. До свидание! Направо, в раздевалку шагом марш!»










Учитель физической культуры: Севрюгин В.С.





Протокол хронометрирования


ХРОНОМЕТРАЖ


урока физической культуры в _______5________ классе


МБОУ Тацинской средней общеобразовательной школы № 2

Тацинского района Ростовской области



п/п

Характер выполняемой работы

Время урока (сек)


Т

Показ, рассказ, объяснение (сек)

Т1

Выполнение упражнений (сек)

Т2

Неоправданные потери времени (сек)

Т3

1.

Построение, ознакомление с целями и задачами занятия





2.

Общеразвивающие упражнения





3.

Отработка навыков и умений (работа учащихся в парах сменного состава)





4.

Учебная игра





5.

Восстановительные упражнения





6.

Подведение итогов занятия





7.

Домашнее задание






(Т1 + Т2) х 100%

Х (общая плотность урока )=------------------ = %

30

Т2 х 100%

Х1 (моторная плотность урока) =--------------------= %

30





Методический материал по физической культуре
  • Физкультура
Описание:

Формирование всестороннеразвитой личности ученика тесно связано с применением передовых педагогических технологий. На протяжениии 25 лет я применяю на своих занятиях технологию сотрудничества в обучении В.К. Дьяченко. Именно коллективный способ обучения(КСО) даёт тот положительный результат, к которому стремится и учитель и ученик в своей совместной деятельности. А этот положительный результат проявляется не только в победах учащихся на соревнованиях, турнирах, олимпиадах, но главное,- в формировании таких качеств личности как ответственность, принципиальность, взаимовыручка и других. Это особенно важно при переходе на ФГОС.

Автор Севрюгин Владимир Сергеевич
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 1008
Номер материала 32437
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓