Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа№8 им. А.С.Пушкина»
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ
ПРОГРАММА
«ФОРМИРОВАНИЕ
И РАЗВИТИЕ
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ
КЕЙС
«Как
организовать пространство для формирования ИКТ-компетентности»
Составитель:
Чернова
Людмила
Владимировна
Учитель
информатики высшей квалификационной категории
Черемхово,
2013
Пособие посвящено практике реализации программы формирования
ИКТ-компетентности учащихся в общеобразовательной школе. Представленные материалы включают подробное описание
информационных и коммуникационных технологий, используемых в школьном
образовании для формирования ИКТ- компетентности.
Применение технологий, описанных в пособии, мотивируют
учащихся к умению самостоятельно искать, отбирать нужную информацию,
анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и
проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере
индивидуальной и групповой деятельности. Что позволяет выполнить одно из
требований ФГОС-развивать важную компетентность личности школьника- умение
учиться.
Данное пособие предназначено учителям для организации
формирования ИК- компетентности на уроках и внеурочное время.
©Черемхово,
2013
Содержание
1.
|
Введение
|
4
|
|
1.1.
|
Принципы
формирования единого информационного пространства
|
5
|
|
1.2
|
Принципы
формирования ИКТ-компетентности педагогов
|
9
|
|
|
Принципы
формирования ИКТ-компетентности учащихся
|
12
|
2.
|
Технологии
формирования ИКТ-компетентности в образовании
|
14
|
|
2.1.
|
Мультимедийные
технологии в обучении
|
14
|
|
2.2.
|
Интернет - технологии
обучения
|
17
|
|
2.3.
|
Дистанционные технологии в обучении.
|
20
|
|
2.4.
|
Здоровьесберегающие технологии
|
23
|
3.
|
Создание пространства для
формирования ИКТ-компетентности
|
28
|
4.
|
Выводы
|
35
|
5.
|
Список используемой литературы
|
37
|
Введение
На
сегодняшний день ясно одно – школа не может не учитывать, что дети,
переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями
передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами
информационного общества. ФГОС является отражением социального заказа и
представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию,
предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и
потребности развивающегося информационного общества. Одним из основных
положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий
(УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных
стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для
формирования УУД в современной массовой школе.
Поэтому
целью программы “Формирование ИКТ-компетентности учащихся” считаем: становление
и развитие учебной и общепользовательской ИКТ- компетентности.
Достижение
цели считаем возможным через решение следующих задач:
1.формирование единого
информационного пространства школы ;
2.повышение уровня
ИКТ-компетентности педагогов школы
3.формирование
информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной
подготовки в области современных информационных технологий.
Формирование
ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и
происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а
его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.
1.1.
Принципы формирования единого информационного пространства
В
центре внутреннего единого информационного пространства школы должен
находиться ученик. Единое информационное пространство школы создается ради
того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые
передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически
мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру
и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т.д. Единое
информационное пространство школы должно быть открыто и подчинено
образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в
первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие -
управленческую. Таким образом, наряду с учеником в центре должны находиться и
остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и
администрация.
Открытость
информационного пространства школы предполагает обеспечение обмена информацией
между всеми участниками образовательного процесса как на внутреннем школьном
уровне (администрация, учителя, учащиеся, родители), так и на внешнем
(педагогические сообщества, управляющие структуры, СМИ). Открытое
информационное пространство обеспечивает прозрачность школы для родителей и
общественности, поднимая тем самым уровень доверия к системе образования (схема
1).
Построение
открытого информационного пространства школе будет осуществляется путём по
совершенствованию каждого компонента ЕИП:
1.
Аппаратный: укрепление материально-технической базы.
· 100%
обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием;
· создание
локальной сети с выделенными серверами, включающей проводные и беспроводные
сегменты, обеспечивающей беспроводное подключение в любой точке школы;
· обеспечение
мобильности учителей и учащихся за счет увеличения доли портативных
компьютеров, замены морально устаревших стационарных компьютеров портативными;
· увеличение
доли кабинетов, оснащенных интерактивной доской (интерактивной насадкой).
2.
Информационный: освоение
и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать
компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы.
· приобретение
серверного и другого ПО, позволяющего повысить эффективность школьных
информационных процессов;
· формирование
и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на
основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра
информационно-образовательных ресурсов и других источников по всем школьным
предметам с возможностью его использования за пределами образовательного
учреждения;
· формирование
банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем
школьным предметам с возможностью его использования за пределами
образовательного учреждения;
· перевод
в единый цифровой формат школьного и образовательного видео, размещение этого
банка на одном сервере;
· совершенствование
сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся
ЦОР (спутниковое телевидение, видео, образы CD-дисков, хранилищу ЦОР иных
типов) по принципу “единого окна”;
· совершенствование
и расширение личного информационного пространства учителя и образовательного
учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет.
3.
Кадровый: подготовка
участников образовательного процесса к деятельности в условиях ЕИП,
информационного общества.
· система
методической поддержки учителей в области использования информационных
технологий;
· интеграция
педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
· проектная
деятельность учащихся на основе использования средств ИКТ (пресс-центр, газета
“Радуга”, видео-студия, классные и предметные проекты);
· информирование
родителей посредством ИК-технологий о деятельности школы, расширение спектра
данного вида услуг (школьный сайт, наличие интерактивной обратной связи с
администрацией школы, ИС “Дневник.ру”).
4.
Регламентный: набор
правил взаимодействия между различными компонентами единого информационного
пространства.
· локальные
акты школы (О системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ,
Об электронном журнале, О медиатеке, О Совете по контентной фильтрации, О сайте
школы и др.);
· должностные
обязанности работников ответственных за информатизацию;
· приказы
директора;
· договоры
о сотрудничестве с ВУЗами, со школами.
1.2.
Принципы формирования ИКТ-компетентности педагогов
Процесс
подготовки учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности,
не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Практика
показала, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки
учителей в области применения ИКТ в обучении. Учителям, получившим знания в
области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в
них, иметь профессиональную среду информационного взаимодействия. Для решения
этих задач необходимо:
· непрерывное
повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении (причем
без отрыва от работы).
· Программно-аппаратное
обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных
ресурсов образовательного учреждения, техническое сопровождение ИКТ и
предоставление доступа к Интернету;
· информационно–методическое
сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.
Основываясь
на опыт и изучив теоретический материал, разработана модель “Учителя с высоким
уровнем ИКТ-компетентности” (схема).
Только после этого мы
можем говорить о том, что педагог владеет профессиональной ИКТ–компетентностью
и может переходить от единичных случаев проведения уроков в компьютерном
кабинете к использованию ИТ в образовательном процессе в системе.
1.3.
Принципы формирования ИКТ-компетентности учащихся
Формирование и развитие
ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и
общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к
сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и
интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем
и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Более
эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю в
интегративных межпредметных проектах, во внеурочной деятельности. В то же
время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует
формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в
формировании УДД. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска
информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных
предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории,
географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием
специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во
всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.
Общий
принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные
технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по
возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения
учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.
Начальные
технические умения формируются в начальной школе в курсе Технологии и
Информатики. Начальные умения, относящиеся к видео- и аудио- записи и
фотографии формируются в области Искусства. В этой области учащиеся получают
представление о передаче содержания, эмоций, об эстетике образа. Важную роль
играют синтетические жанры, например, рисованная и натурная мультипликация,
анимация. Существенным фактором оказывается возможность улучшения,
совершенствования своего произведения. В области Естествознания (окружающего
мира) наибольшую важность имеет качество воспроизведения существенных с точки
зрения анализа явления деталей, сочетание изобразительной информации с
измерениями.
Перечисленные
положения применимы при формирования ИКТ-компетентности и в начальной и в
основной школе.
Эффективная
модель формирования ИКТ-компетентностности, когда ученики учат других – и в
режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального
консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные
результаты для всех участников. Учащиеся могут реализовывать различные сервисные
функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей.
2.Технологии
формирования ИКТ-компетентности в образовании
2.1.Мультимедийные
технологии в обучении
Системы
мультимедиа рассматриваются как новый вид технических средств обучения,
интегрирующий разные виды информации - звуковую, визуальную, и обеспечивающий
интерактивное взаимодействие с обучаемым. Интересные возможности мультимедиа
технологий используются при создании электронных учебных пособий и других
материалов обучающего характера. Активное применение мультимедиа технологии
открывает перспективное направление развития современных компьютерных
технологий обучения.
Определение технологии
|
Основные возможности
|
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных
документов, включающих визуальные, аудиоэффекты и мультипрограммирование
различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного
обеспечения.
Мультимедиа технологии - совокупность технологий (приемов,
методов, способов), позволяющих с использованием технических и программных
средств мультимедиа продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать
информацию, представленную в различных форматах (текст, звук, графика, видео,
анимация) с использованием интерактивного программного обеспечения
|
использование базы данных аудиовизуальной информации с
возможностью выбора кадра из банка аудиовизуальных программ и продвижения
«внутрь» выбранного кадра;
- выбор необходимой пользователю линии развития сюжета;
- наложение, перемещение аудиовизуальной информации,
представленной в различной форме;
- аудиосопровождение визуальной информации;
- ситуационный монтаж текстовой, графической, видео, диаграммной,
мультипликационной информации;
- изменение формы представленной визуальной информации по
различным параметрам;
- реализация анимационных эффектов;
- изображение визуальной информации в цвете;
- вычленение выбранной части визуальной информации для ее
последующего детального рассмотрения;
- работа с аудиовизуальной информацией одновременно в нескольких
окнах;
- создание учебных видеофильмов;
- интерактивный диалог обучающегося с программой.
|
2.2.Интернет
- технологии обучения
Важным
направлением в формировании ИКТ компетентности является Интернет – обучение
школьников. В учебниках практически отсутствует информация о вкладе
отечественных и зарубежных биологов в развитии науки, нет исторических справок
об этапах развития естественных и точных дисциплин, недостаточно материала о
современных открытиях. Необходимую информацию можно найти в Интернете. В
настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым
днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить
информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то
определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания.
Применение
учащимися Интернета дает следующие преимущества:
1. Значительно
сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной
информации в Интернете осуществляется быстрее, чем, например, в библиотеке.
2. Повышается
актуальность получаемой информации.
3. Учащиеся
приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в
больших объемах информации.
Определение
|
Преимущества
|
В широком значении информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных
средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной
работы с информацией на законных основаниях.
|
¾
создаются предпосылки для обеспечения единой базовой
подготовки учащихся независимо от территориального
расположения учебного заведения, наличия собственных
высокопрофессиональных педагогических кадров,
¾образовательных
ресурсов и пр.;
¾повышается
наукоемкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных
ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной
техники;
¾значительно
сокращаются затраты на создание, поддержку и развитие образовательных
ресурсов за счет исключения их массового тиражирования;
¾
становятся принципиально доступными
многим образовательным
учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.
|
2.3.Дистанционные
технологии в обучении
Определение
|
Преимущества ДО
|
Дистанционное
обучение – 1) это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия
обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный
(индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который
реализуется в специфической и дидактической форме;
2)
новая организация учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного
обучения студента.
Среда
обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем,
отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они
имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств
телекоммуникаций.
Дистанционное
образование – это система, в которой реализуется процесс дистанционного
обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение
образовательного ценза.
|
¾
Дистанционное
образование обладает следующими преимуществами:
¾
Обучение
происходит в индивидуальном темпе - скорость изучения учебного материала
устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и
потребностей. Учащийся также может самостоятельно планировать время, место и
продолжительность занятий.
¾
Доступность
- независимость от географического и временного положения обучающегося и
образовательного учреждения позволяет учащемуся не ограничивать себя в
образовательных потребностях.
¾
Мобильность
- эффективная и многообразная реализация обратной связи между преподавателем
и обучаемым является одним из основных требований и условием успешного
освоения учебного материала.
¾
Технологичность
- использование в образовательном процессе новейших достижений информационных
и телекоммуникационных технологий, позволяющих использовать не только
текстовой, но и аудиовизуальный учебный материал.
¾
Социальное
равноправие – учащиеся обретают равные возможности на получение образования
независимо от их места проживания, состояния здоровья, социального статуса и
материальной обеспеченности.
¾
Профессиональная
интеграция – в большинстве современных технологий дистанционного образования
реализована функция создания социальных сетей, в которые могут включаться как
сами учащиеся, так и их преподаватели, что открывает новые возможности для
профессионализации учащихся.
¾
Творчество
– дистанционное образование предоставляет комфортные условия для творческого
самовыражения обучаемого.
|
2.4.Здоровьесберегающие
технологии
Цель
здоровьесберегающей технологии - обеспечить выпускнику школы высокий
уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний,
умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у
него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет
действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством
умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно
относиться к здоровью других людей.
Замечательный
педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”. На
данный момент, забота о здоровье ученика на уроке обрела оболочку в виде
здоровьесберегающих технологий, которые призваны, всеми доступными средствами и
способами, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе. А так же, сформировать у него необходимые знания, умения и
навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни. С другой стороны, здоровьесбережение - это совокупность
программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не
наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам. При этом
обязательно выполнение следующих условий (по М.М.Поташнику):
1.
Учет индивидуальных особенностей детей;
2.
Получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах
времени и сил учащихся;
3.
Обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в
классном коллективе;
4.
Обучение ребенка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид,
оскорблений.
Хочется немного остановиться на базовых критериях здоровьесбережения, которые
могут служить основой для составления рационально организованного урока:
•
Число видов учебной деятельности учащихся должно составлять от 4 до 7. Это
может быть устный опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с
наглядными пособиями, решение задач и т.д. Продолжительность каждого вида не
должна превышать 10 минут, увеличение данного времени способствует быстрому
утомлению школьников;
•
Число видов преподавания – не менее 3-х, с чередованием не позже чем через
10-15 минут. Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д.;
•
Чередование поз учащихся должно быть в соответствии с видом учебной
деятельности (наблюдение за посадкой, осанкой учащегося). Это позволяет снять
лишнюю нагрузку на позвоночник, в противном случае существует возможность
искривления позвоночника и развития сколиоза;
•
Обязательно наличие на уроке 2- 3 –х эмоциональных разрядок: шутка, улыбка,
поговорка, афоризм и т.д. А так же, комфортный психологический климат, наличие
сотрудничества между учителем и учениками, учет возрастных особенностей детей;
•
Наличие оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы,
дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. За урок
допускается 1-2 таких момента по 3 легких упражнения с 3-4 повторениями
каждого.
Так же, нельзя забывать и о выполнении рекомендаций СанПин: освещенность
класса, температурный режим помещения и его проветривание, уровень шума, место
и длительность применение ТСО и др. Формирование навыков здорового образа жизни
и культуры здоровья, обязательно должно быть включено в постановку
воспитательной задачи при проведении каждого урока.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и
уровни гигиенической рациональности урока.
Критерии
здоровьесбережения
|
Характеристика
|
Обстановка и гигиенические
условия в классе
|
Температура и свежесть воздуха,
освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители
|
Количество видов учебной
деятельности
|
Виды учебной деятельности: опрос,
письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров,
рассматривание, списывание и т.д.
|
Средняя продолжительность и
частота чередования видов деятельности
|
Продолжительность деятельности –
3-10 минут. Потом рекомендуется сменить деятельность.
|
Количество видов преподавания
|
Виды преподавания: словесный,
наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная
работа.
|
Чередование видов преподавания
|
На усмотрение учителя.
|
Наличие и место методов,
способствующих активизации
|
Метод свободного выбора
(свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные
методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).
Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения,
самооценки, взаимооценки.
|
Место и длительность применения
ТСО
|
Умение учителя использовать ТСО
как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.
|
Поза учащегося, чередование позы
|
Правильная посадка ученика, смена
видов деятельности требует смены позы.
|
Наличие, место, содержание и
продолжительность на уроке моментов оздоровления
|
Физкультминутки, динамические
паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
|
Наличие мотивации деятельности
учащихся на уроке
|
Внешняя мотивация: оценка,
похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому
материалу.
|
Психологический климат на уроке
|
Взаимоотношения на уроке: учитель
– ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет
возрастных особенностей); ученик – ученик (сотрудничество – соперничество,
дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность –
безразличие).
|
Эмоциональные разрядки на уроке
|
Шутка, улыбка, юмористическая или
поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка,
четверостишие.
|
Момент наступления утомления и
снижения учебной активности
|
Определяется в ходе наблюдения по
возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной
деятельности.
|
Темп окончания урока
|
Не скомкан. Позитивный настрой на
следующие уроки.
|
3.
Создание
пространства для формирования ИКТ-компетентности
Традиционное обучение
|
Компьютерное обучение
|
Самообразование (как
процесс)
|
Дистанционное (компьютерное)
обучение
|
Участники
|
Тьютер Учащийся
|
Учащийся
Автоматизированная обучающая среда
(АОС).
|
Учащийся
Индивидуальная обучающая среда.
|
Учащийся
Информационно-обучающая среда.
|
Требования
к учащимся
|
Послушание.
|
Направляемая индивидуальная
деятельность.
|
Целеустремленность. Самоорганизация.
Самоконтроль.
Навыки самостоятельной работы.
|
Целеустремленность. Самоуважение.
Самоконтроль. Самоактуализация. Навыки самостоятельной работы.
|
Общение
|
Непосредственное с преподавателем.
Непосредственное с другими обучаемыми.
|
Опосредованное с преподавателем через
компьютерные средства обучения.
Непосредственное с преподавателями.
Непосредственное с другими
обучающимися.
|
При необходимости личный контакт с
окружающими.
|
Прямое и опосредованное: Опосредованное,
в режиме On-line и off-line (компьютерные сети, телефон, почта, chat).
Личное, но ограниченное по времени
общение с преподавателями. Работа в малой группе с тьюторами.
|
Вид
деятельности учащегося
|
Пассивное восприятие адаптированного
обучающего мате-риала.
|
Личностно-деятельностная и
личностно-ориентированная модель.
Интерактивная самостоятельная работа в
обучающей среде.
|
Индивидуальная самостоятельная работа и
самоконтроль. Поиск способов получения новых знаний.
|
Направляемая автоматизированной средой
работа.
Самостоятельная организованная работа.
|
|
|
Активная познавательная деятельность
|
Активная познавательная
деятельность.
Пассивное восприятие обучения через
телесеть.
Интерактивная работа в режиме сетевых и видеоконференций.
|
Тип
управления
|
Закрытая систе-ма.
|
Интерактивное взаимодействие со средой
обучения.
|
Открытая, самоорганизующаяся и
саморазвивающаяся система.
|
Открытая с тенденцией к саморазвитию.
|
Методы
обучения
|
Иллюстративно-пояснительный.
|
Автоматизированный. Индивидуальные через
среду. Моделирование. Сотрудничество.
|
Индивидуальная деятельность.
Самостоятельная работа. Свободная поисковая работа. Метод проб и ошибок.
|
Поддерживаемая методически и
организационно самостоятельная работа. Личностно-ориентированные.
Сотрудничество.
|
Формы
обучения
|
Классно-урочная.
|
Групповая. Индивидуальная.
Консультационная. Направляемая самостоятельная работа.
|
Индивидуальная.
|
Индивидуальная. Консультационная. Распределено-групповая.
Распределено-потоковая.
|
Средства
обучения
|
|
Печатная продукция.
Модели для повышения наглядности.
ТСО (аудио, видео, проекционная
аппаратура).
|
Компьютер. Компьютерные сети.
Различные педагогические программные
средства (контрольно-
обучающие программы, тренажеры,
электронные учебники).
Печатная продукция (книги, схемы,
иллюстративный материал,
другое).
|
Печатная продукция.
Компьютер и компьютерные
сети.
Сетевые базы данных.
Средства Интернет.
Обучающие сайты и программы, тренажеры.
Электронные гиперссылочные и мультимедиа
учебники.
|
Печатная продукция.
Компьютер и компьютерные сети.
Сетевые базы данных.
Средства Интернет.
Обучающие сайты и программы, тренажеры.
Электронные гиперссылочные и мультимедиа
учебники.
|
Место
обучения
|
Учебное заведение.
|
Учебное заведение.
|
Произвольное.
|
Произвольное.
|
Время
обучения
|
Регламентированное.
|
Регламентированное.
Частично регламентированное.
|
Свободное.
|
Свободное.
|
Частично регламентированное.
|
Эпизодический,
констатирующий.
Итоговый.
|
Автоматизированный пошаговый
контроль с рекомендациями корректировки
траектории в изучении материала.
Промежуточный (этапный) с рекомендациями
корректировки в изучении материала.
|
Самоконтроль.
Самооценка и выбор дальнейшего маршрута
самообразования.
Оценка по результатам практической
деятельности.
|
Автоматизированный пошаговый контроль с
рекомендациями корректировки в изучении материала.
Самоконтроль.
Периодический контроль в форме
контрольных, курсовых работ, написание
рефератов, другое.
|
|
Система
контроля
|
|
Итоговый с рекомендациями
корректировки в изучении мате-
риала в целом.
Совместная работа с преподавателем.
Коллективные формы обсуждения и защиты
индивидуальных работ.
|
|
Итоговый контроль в форме экзаменов
и защиты квалификационных работ.
Персональное обсуждение результатов
обучения.
Общение с преподавателями.
Общение с другими обучающимися
|
Система
оценки
|
Соответствие
ранее рассмотренным заданиям (обычно
типовым).
|
Процент безошибочно выполненных заданий,
представленных
в виде различных алгоритмов.
Способность самостоятельного
выполнения творческих работ
после обучения с помощью КСО.
|
Соответствие уровня приобретенных знаний
и умений индивидуальным потребностям и
требованиям производства.
Приобретенные виды деятельности и
самоорганизация. Способность самостоятельного выполнения творческих работ.
|
Соответствие уровня квалификации
индивидуальным потребностям и
требованиям производства.
Приобретенные виды деятельности.
Способность самостоятельного выполнения
творческих работ.
|
Результат
использования
|
Для большинства воспроизведение
пройденного материала.
Репродуктивный
вид знаний.
|
Возможность интенсификации
обучения за счет пересмотра со-
держания обучения и разграничения видов
деятельности преподавателя и машины (творчество-
рутина).Повышение индивидуализации об
обучения.
|
Формирование возрастающих
потребностей в непрерывном
самообразовании.
Развитие умений самостоятельной работы.
Развитие самоактуализации и
критической самооценки.
|
Непрерывное обучение и повышение
квалификации.
Непрерывное обновление полученных
знаний.
Формирование потребности в непрерывном
повышении образовательного,
профессионального и культурного
уровня.
|
Выводы
Таким
образом, у учащихся формируются ключевые компетенции, предъявляемые
Государственными стандартами образования:
¾ умение
обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
¾ умение
работать в группе;
¾ умение
находить информацию в различных источниках;
¾ коммуникативная
компетентность;
¾ осознание
полезности получаемых знаний и умений.
Формирование
ИКТ компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию,
когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять
информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных
проблем.
Выработка
подлинной ИКТ компетентности, прежде всего, предполагает формирование
универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения
наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и
абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать
общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать
над повышением своей компетентности в этой сфере.
ИКТ–компетентность — это
общешкольное умение. Наша общая задача — сделать акцент на формирование этих
умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором
большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель
должен быть настроен на формирование этой компетентности (грубо говоря, помнить
о ней всегда); потребуется изменение дидактических целей типовых заданий,
которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение
конкретного учебного материала и формирование ИКТ - компетентности);
формированию ИКТ - компетентности помогает использование активных методов
обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).
Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой
ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.