Главная / Информатика / МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС «Как организовать пространство для формирования ИКТ-компетентности»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС «Как организовать пространство для формирования ИКТ-компетентности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№8 им. А.С.Пушкина»















МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА

«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ»







МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС

«Как организовать пространство для формирования ИКТ-компетентности»

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\1003214765.jpg















Составитель: Чернова

Людмила Владимировна

Учитель информатики высшей квалификационной категории





Черемхово, 2013













Пособие посвящено практике реализации программы формирования ИКТ-компетентности учащихся в общеобразовательной школе. Представленные материалы включают подробное описание информационных и коммуникационных технологий, используемых в школьном образовании для формирования ИКТ- компетентности.

Применение технологий, описанных в пособии, мотивируют учащихся к умению самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности. Что позволяет выполнить одно из требований ФГОС-развивать важную компетентность личности школьника- умение учиться.

Данное пособие предназначено учителям для организации формирования ИК- компетентности на уроках и внеурочное время.











©Черемхово, 2013





Содержание



1.

Введение

4


1.1.

Принципы формирования единого информационного пространства

5


1.2

Принципы формирования ИКТ-компетентности педагогов

9



Принципы формирования ИКТ-компетентности учащихся

12

2.

Технологии формирования ИКТ-компетентности в образовании

14


2.1.

Мультимедийные технологии в обучении

14


2.2.

Интернет - технологии обучения

17


2.3.

Дистанционные технологии в обучении.

20


2.4.

Здоровьесберегающие технологии

23

3.

Создание пространства для формирования ИКТ-компетентности

28

4.

Выводы

35

5.

Список используемой литературы

37

























Введение

На сегодняшний день ясно одно – школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. ФГОС является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Поэтому целью программы “Формирование ИКТ-компетентности учащихся” считаем: становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ- компетентности.

Достижение цели считаем возможным через решение следующих задач:

  1. формирование единого информационного пространства школы ;

  2. повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов школы

  3. формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

1.1. Принципы формирования единого информационного пространства

В центре внутреннего единого информационного пространства школы должен находиться ученик. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые  знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т.д. Единое информационное пространство школы должно быть открыто и подчинено образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую. Таким образом, наряду с учеником в центре должны находиться и остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и администрация.



















hello_html_3009ceb9.jpgГазета «Переменка»

Открытость информационного пространства школы предполагает обеспечение обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса как на внутреннем школьном уровне (администрация, учителя, учащиеся, родители), так и на внешнем (педагогические сообщества, управляющие структуры, СМИ). Открытое информационное пространство обеспечивает прозрачность школы для родителей и общественности, поднимая тем самым уровень доверия к системе образования (схема 1).

Построение открытого информационного пространства школе будет осуществляется путём по совершенствованию каждого компонента ЕИП:

1. Аппаратный: укрепление материально-технической базы.

  • 100% обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием;

  • создание локальной сети с выделенными серверами, включающей проводные и беспроводные сегменты, обеспечивающей беспроводное подключение в любой точке школы;

  • обеспечение мобильности учителей и учащихся за счет увеличения доли портативных компьютеров, замены морально устаревших стационарных компьютеров портативными;

  • увеличение доли кабинетов, оснащенных интерактивной доской (интерактивной насадкой).

2. Информационный: освоение и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы.

  • приобретение серверного и другого ПО, позволяющего повысить эффективность школьных информационных процессов;

  • формирование и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно-образовательных ресурсов и других источников по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;

  • формирование банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;

  • перевод в единый цифровой формат школьного и образовательного видео, размещение этого банка на одном сервере;

  • совершенствование сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся ЦОР (спутниковое телевидение, видео, образы CD-дисков, хранилищу ЦОР иных типов) по принципу “единого окна”;

  • совершенствование и расширение личного информационного пространства учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет.

3. Кадровый: подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях ЕИП, информационного общества.

  • система методической поддержки учителей в области использования информационных технологий;

  • интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий;

  • проектная деятельность учащихся на основе использования средств ИКТ (пресс-центр, газета “Радуга”, видео-студия, классные и предметные проекты);

  • информирование родителей посредством ИК-технологий о деятельности школы, расширение спектра данного вида услуг (школьный сайт, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы, ИС “Дневник.ру”).

4. Регламентный: набор правил взаимодействия между различными компонентами единого информационного пространства.

  • локальные акты школы (О системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ, Об электронном журнале, О медиатеке, О Совете по контентной фильтрации, О сайте школы и др.);

  • должностные обязанности работников ответственных за информатизацию;

  • приказы директора;

  • договоры о сотрудничестве с ВУЗами, со школами.

1.2. Принципы формирования ИКТ-компетентности педагогов

Процесс подготовки учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Практика показала, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении. Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду информационного взаимодействия. Для решения этих задач необходимо:

  • непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении (причем без отрыва от работы).

  • Программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов образовательного учреждения, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету;

  • информационно–методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.

Основываясь на опыт и изучив теоретический материал, разработана модель “Учителя с высоким уровнем ИКТ-компетентности” (схема).

http://festival.1september.ru/articles/627386/img2.jpg

Только после этого мы можем говорить о том, что педагог владеет профессиональной ИКТ–компетентностью и может переходить от единичных случаев проведения уроков в компьютерном кабинете к использованию ИТ в образовательном процессе в системе.

1.3. Принципы формирования ИКТ-компетентности учащихся

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Более эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю в интегративных межпредметных проектах, во внеурочной деятельности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.

Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.

Начальные технические умения формируются в начальной школе в курсе Технологии и Информатики. Начальные умения, относящиеся к видео- и аудио- записи и фотографии формируются в области Искусства. В этой области учащиеся получают представление о передаче содержания, эмоций, об эстетике образа. Важную роль играют синтетические жанры, например, рисованная и натурная мультипликация, анимация. Существенным фактором оказывается возможность улучшения, совершенствования своего произведения. В области Естествознания (окружающего мира) наибольшую важность имеет качество воспроизведения существенных с точки зрения анализа явления деталей, сочетание изобразительной информации с измерениями.

Перечисленные положения применимы при формирования ИКТ-компетентности и в начальной и в основной школе.

Эффективная модель формирования ИКТ-компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей.









2.Технологии формирования ИКТ-компетентности в образовании

    1. Мультимедийные технологии в обученииhello_html_53692b63.png





























 Системы мультимедиа рассматриваются как новый вид технических средств обучения, интегрирующий разные виды информации - звуковую, визуальную, и обеспечивающий интерактивное взаимодействие с обучаемым. Интересные возможности мультимедиа технологий используются при создании электронных учебных пособий и других материалов обучающего характера. Активное применение мультимедиа технологии открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

Определение технологии

Основные возможности

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные, аудиоэффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения.

Мультимедиа технологии - совокупность технологий (приемов, методов, способов), позволяющих с использованием технических и программных средств мультимедиа продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных форматах (текст, звук, графика, видео, анимация) с использованием интерактивного программного обеспечения

использование базы данных аудиовизуальной информации с возможностью выбора кадра из банка аудиовизуальных программ и продвижения «внутрь» выбранного кадра;
  - выбор необходимой пользователю линии развития сюжета;
  - наложение, перемещение аудиовизуальной информации, представленной в различной форме;
  - аудиосопровождение визуальной информации;
  - ситуационный монтаж текстовой, графической, видео, диаграммной, мультипликационной информации;
  - изменение формы представленной визуальной информации по различным параметрам;
  - реализация анимационных эффектов;
  - изображение визуальной информации в цвете;
  - вычленение выбранной части визуальной информации для ее последующего детального рассмотрения;
  - работа с аудиовизуальной информацией одновременно в нескольких окнах;
  - создание учебных видеофильмов;
  - интерактивный диалог обучающегося с программой.



















    1. Интернет - технологии обучения

hello_html_637269c3.png

Важным направлением в формировании ИКТ компетентности является Интернет – обучение школьников. В учебниках практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных биологов в развитии науки, нет исторических справок об этапах развития естественных и точных дисциплин, недостаточно материала о современных открытиях. Необходимую информацию можно найти в Интернете. В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания.

Применение учащимися Интернета дает следующие преимущества:

1. Значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется быстрее, чем, например, в библиотеке.

2. Повышается актуальность получаемой информации.

3. Учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.

Определение

Преимущества

В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.


  • создаются предпосылки для обеспечения единой базовой
    подготовки учащихся независимо от территориального
    расположения учебного заведения, наличия собственных
    высокопрофессиональных педагогических кадров,

  • образовательных ресурсов и пр.;

  • повышается наукоемкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники;

  • значительно сокращаются затраты на создание, поддержку и развитие образовательных ресурсов за счет исключения их массового тиражирования;

  • становятся принципиально доступными многим образовательным учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.
















    1. Дистанционные технологии в обучении



hello_html_33d389b2.png

Определение

Преимущества ДО

Дистанционное обучение – 1) это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической и дидактической форме;



2) новая организация учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.



Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникаций.



Дистанционное образование – это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.

  • Дистанционное образование обладает следующими преимуществами:

  • Обучение происходит в индивидуальном темпе - скорость изучения учебного материала устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей. Учащийся также может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

  • Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет учащемуся не ограничивать себя в образовательных потребностях.

  • Мобильность - эффективная и многообразная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и условием успешного освоения учебного материала.

  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих использовать не только текстовой, но и аудиовизуальный учебный материал.

  • Социальное равноправие – учащиеся обретают равные возможности на получение образования независимо от их места проживания, состояния здоровья, социального статуса и материальной обеспеченности.

  • Профессиональная интеграция – в большинстве современных технологий дистанционного образования реализована функция создания социальных сетей, в которые могут включаться как сами учащиеся, так и их преподаватели, что открывает новые возможности для профессионализации учащихся.

  • Творчество – дистанционное образование предоставляет комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.























    1. Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.


Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”. На данный момент, забота о здоровье ученика на уроке обрела оболочку в виде здоровьесберегающих технологий, которые призваны, всеми доступными средствами и способами, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. А так же, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. С другой стороны, здоровьесбережение - это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам. При этом обязательно выполнение следующих условий (по М.М.Поташнику):

1. Учет индивидуальных особенностей детей;

2. Получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся;

3. Обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе;

4. Обучение ребенка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид, оскорблений.

Хочется немного остановиться на базовых критериях здоровьесбережения, которые могут служить основой для составления рационально организованного урока:

Число видов учебной деятельности учащихся должно составлять от 4 до 7. Это может быть устный опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с наглядными пособиями, решение задач и т.д. Продолжительность каждого вида не должна превышать 10 минут, увеличение данного времени способствует быстрому утомлению школьников;

Число видов преподавания – не менее 3-х, с чередованием не позже чем через 10-15 минут. Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;

Чередование поз учащихся должно быть в соответствии с видом учебной деятельности (наблюдение за посадкой, осанкой учащегося). Это позволяет снять лишнюю нагрузку на позвоночник, в противном случае существует возможность искривления позвоночника и развития сколиоза;

Обязательно наличие на уроке 2- 3 –х эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, афоризм и т.д. А так же, комфортный психологический климат, наличие сотрудничества между учителем и учениками, учет возрастных особенностей детей;

Наличие оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. За урок допускается 1-2 таких момента по 3 легких упражнения с 3-4 повторениями каждого.

Так же, нельзя забывать и о выполнении рекомендаций СанПин: освещенность класса, температурный режим помещения и его проветривание, уровень шума, место и длительность применение ТСО и др. Формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья, обязательно должно быть включено в постановку воспитательной задачи при проведении каждого урока.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Продолжительность деятельности – 3-10 минут. Потом рекомендуется сменить деятельность.

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.

Чередование видов преподавания

На усмотрение учителя.

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки.

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик – ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие).

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.

Темп окончания урока

Не скомкан. Позитивный настрой на следующие уроки.







  1. Создание пространства для формирования ИКТ-компетентности

Традиционное обучение

Компьютерное обучение

Самообразование (как процесс)

Дистанционное (компьютерное) обучение

Участники

Тьютер Учащийся

Учащийся

Автоматизированная обучающая среда (АОС).

Учащийся

Индивидуальная обучающая среда.

Учащийся

Информационно-обучающая среда.

Требования к учащимся

Послушание.

Направляемая индивидуальная деятельность.

Целеустремленность. Самоорганизация. Самоконтроль.

Навыки самостоятельной работы.

Целеустремленность. Самоуважение. Самоконтроль. Самоактуализация. Навыки самостоятельной работы.

Общение

Непосредственное с преподавателем. Непосредственное с другими обучаемыми.

Опосредованное с преподавателем через компьютерные средства обучения.

Непосредственное с преподавателями.

Непосредственное с другими обучающимися.

При необходимости личный контакт с окружающими.

Прямое и опосредованное: Опосредованное, в режиме On-line и off-line (компьютерные сети, телефон, почта, chat).

Личное, но ограниченное по времени общение с преподавателями. Работа в малой группе с тьюторами.

Вид деятельности учащегося

Пассивное восприятие адаптированного обучающего мате-риала.

Личностно-деятельностная и личностно-ориентированная модель.

Интерактивная самостоятельная работа в обучающей среде.

Индивидуальная самостоятельная работа и самоконтроль. Поиск способов получения новых знаний.

Направляемая автоматизированной средой работа.

Самостоятельная организованная работа.



Активная познавательная деятельность

Активная познавательная деятельность.

Пассивное восприятие обучения через

телесеть.

Интерактивная работа в режиме сетевых и видеоконференций.

Тип управления

Закрытая систе-ма.

Интерактивное взаимодействие со средой обучения.

Открытая, самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система.

Открытая с тенденцией к саморазвитию.

Методы обучения

Иллюстративно-пояснительный.

Автоматизированный. Индивидуальные через среду. Моделирование. Сотрудничество.

Индивидуальная деятельность. Самостоятельная работа. Свободная поисковая работа. Метод проб и ошибок.

Поддерживаемая методически и организационно самостоятельная работа. Личностно-ориентированные. Сотрудничество.

Формы обучения

Классно-урочная.

Групповая. Индивидуальная. Консультационная. Направляемая самостоятельная работа.

Индивидуальная.

Индивидуальная. Консультационная. Распределено-групповая. Распределено-потоковая.

Средства обучения


Печатная продукция.

Модели для повышения наглядности.

ТСО (аудио, видео, проекционная аппаратура).

Компьютер. Компьютерные сети.

Различные педагогические программные средства (контрольно-

обучающие программы, тренажеры, электронные учебники).

Печатная продукция (книги, схемы, иллюстративный материал,

другое).

Печатная продукция.

Компьютер и компьютерные

сети.

Сетевые базы данных.

Средства Интернет.

Обучающие сайты и программы, тренажеры.

Электронные гиперссылочные и мультимедиа учебники.

Печатная продукция.

Компьютер и компьютерные сети.

Сетевые базы данных.

Средства Интернет.

Обучающие сайты и программы, тренажеры.

Электронные гиперссылочные и мультимедиа учебники.

Место обучения

Учебное заведение.

Учебное заведение.

Произвольное.

Произвольное.

Время обучения

Регламентированное.

Регламентированное.

Частично регламентированное.

Свободное.

Свободное.

Частично регламентированное.

Эпизодический,

констатирующий.

Итоговый.

Автоматизированный пошаговый

контроль с рекомендациями корректировки траектории в изучении материала.

Промежуточный (этапный) с рекомендациями корректировки в изучении материала.

Самоконтроль.

Самооценка и выбор дальнейшего маршрута самообразования.

Оценка по результатам практической деятельности.

Автоматизированный пошаговый контроль с рекомендациями корректировки в изучении материала.

Самоконтроль.

Периодический контроль в форме контрольных, курсовых работ, написание

рефератов, другое.


Система контроля


Итоговый с рекомендациями

корректировки в изучении мате-

риала в целом.

Совместная работа с преподавателем.

Коллективные формы обсуждения и защиты индивидуальных работ.


Итоговый контроль в форме экзаменов

и защиты квалификационных работ.

Персональное обсуждение результатов

обучения.

Общение с преподавателями.

Общение с другими обучающимися

Система оценки

Соответствие

ранее рассмотренным заданиям (обычно типовым).

Процент безошибочно выполненных заданий, представленных

в виде различных алгоритмов.

Способность самостоятельного

выполнения творческих работ

после обучения с помощью КСО.

Соответствие уровня приобретенных знаний и умений индивидуальным потребностям и

требованиям производства.

Приобретенные виды деятельности и самоорганизация. Способность самостоятельного выполнения творческих работ.

Соответствие уровня квалификации

индивидуальным потребностям и требованиям производства.

Приобретенные виды деятельности.

Способность самостоятельного выполнения творческих работ.

Результат использования

Для большинства воспроизведение пройденного материала.

Репродуктивный

вид знаний.

Возможность интенсификации

обучения за счет пересмотра со-

держания обучения и разграничения видов деятельности преподавателя и машины (творчество-

рутина).Повышение индивидуализации об

обучения.

Формирование возрастающих

потребностей в непрерывном

самообразовании.

Развитие умений самостоятельной работы.

Развитие самоактуализации и

критической самооценки.

Непрерывное обучение и повышение

квалификации.

Непрерывное обновление полученных

знаний.

Формирование потребности в непрерывном повышении образовательного,

профессионального и культурного

уровня.





Выводы

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетенции, предъявляемые Государственными стандартами образования:

  • умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

  • умение работать в группе;

  • умение находить информацию в различных источниках;

  • коммуникативная компетентность;

  • осознание полезности получаемых знаний и умений.

Формирование ИКТ компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

Выработка подлинной ИКТ компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.

ИКТ–компетентность — это общешкольное умение. Наша общая задача — сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности (грубо говоря, помнить о ней всегда); потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ - компетентности); формированию ИКТ - компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.














Список используемой литературы:

  1. Гурьянова, А. В. Компетентностный подход в образовании / А.В. Гурьянова// Общепедагогические технологии.-(http://festival.1september.ru/articles/574903/)

  2. Семенов, А.Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования/ А.Л. Семенов//Информационные технологии в образовании. -(http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.html)

  3. Ильина, Н.А.Условия эффективности формирования ИКТ-компетентности школьников/ Н.А. Ильина. -(Некоторые адреса в Интернет

    1. http://www.informika.ru

    2. http://www.physicon.ru

    3. http://www.college.ru

    1. http://schools.techno.ru






МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС «Как организовать пространство для формирования ИКТ-компетентности»
  • Информатика
Описание:

Пособие посвящено практике реализации программы формирования ИКТ-компетентности учащихся в общеобразовательной школе. Представленные материалы включают подробное описание информационных и коммуникационных технологий, используемых в школьном образовании для формирования ИКТ- компетентности.

Применение технологий, описанных в пособии, мотивируют учащихся к умению самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности. Что позволяет выполнить одно из требований ФГОС-развивать важную компетентность личности школьника- умение учиться.

 

Данное пособие предназначено учителям для организации формирования ИК- компетентности на уроках и внеурочное время. 

Автор Чернова Людмила Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 529
Номер материала 24452
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓