Главная / Русский язык и литература / Методический материал по самообразованию учителя Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий

Методический материал по самообразованию учителя Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий














Папка по самообразованию



«Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий»











Учителя русского языка и литературы

МБОУ «Семьинская ООШ»

Солдатовой Л.А.






Ф.И.О. Солдатова Лариса Александровна

Год и место рождения 1981,город Юрьев - Польский

Адрес проживания и контактный телефон город Юрьев-Польский, улица Комсомольская , дом 53, 3-37-22, 89190243444.

Стаж педагогической работы 10 лет,2008г присвоена вторая квалификационная категория по должности «учитель русского языка и литературы»

Окончила Владимирский государственный педагогический университет, филологический факультет, по специальности «учитель русского языка и литературы» в 2004 году.

За данный период времени я показала стабильные результаты своей работы, как учителя русского языка и литературы(100% успеваемость,80%уровень качества ,рост качества знаний в 9-м классе по предметам). В итоге отличные результаты экзаменационной работы (ГИА-9).

Принимаю активное участие в учебно-методической работе школы, работе МО, занимаюсь организацией и проведением открытых уроков (разных типов). Подбираю наиболее целесообразные методы обучения с учётом уровня подготовленности учащихся, сочетаю коллективные и индивидуальные формы работы, осуществляю дифференцированный подход на уроке. Особое место в моей педагогической деятельности занимает внедрение современных технических средств обучения (компьютерных технологий, использование ИКТ на уроках русского языка) .Всегда стараюсь вызвать у детей интерес к предмету, стремление к творческой и поисковой деятельности. Публикуюсь в современных литературных журналах «Вопросы гуманитарных наук» 2011г.

2006 год-повышение квалификации в МИОО «Начинающий пользователь ПК»;2007год-МИОО «Основы информационные и коммуникационные),2009 год - обучение в Учебно-методическом центре ГО и ЧС СВАО города Москвы (курс ОБЖ );2009год- прошла педагогическую сессию повышения квалификации «Развитие профессиональной компетентности учителя-словесника»; 2010 год-МИОО «Содержание, формы и технологии итоговой аттестации школьников по русскому языку и литературе за курс основной и средней(полной) школы»; 2014 год прошла курсовую подготовку

в ВИПКРО «Организационно-управленческая деятельность руководителя по обеспечению реализации ФГОС в основной школе»













































Методическая тема МБОУ «Семьинская ООШ»

«Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и внедрение новых педагогических технологий»

Тема самообразования учителя русского языка и литературы МБОУ «Семьинская ООШ» Солдатовой Л.А.

«Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий»

Компетентностный подход к системе учебных занятий по русскому языку

призван способствовать развитию гуманитарной культуры учащихся, их

приобщению к духовным, нравственным ценностям народа, усилению мотивации

к социальному познанию и творчеству, воспитанию толерантности.

Компетентностный подход – один из новых потенциальных ориентиров, направлений развития содержания образования. Приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Она может быть выражена в такой формуле:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.

В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделены такие группы ключевых компетентностей:

  1. социальные – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор;

  2. поликультурные – овладение достижениями культуры, понимание, уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков;

  3. коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками;

  4. информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников;

  5. саморазвитие и самообразование – потребность и способность постоянно учиться;

  6. продуктивность творческой деятельности.

Пути формирования компетентностей довольно разнообразны. Потенциал современных продуктивных методик и технологий очень высокий. Но независимо от технологий, учитель должен помнить, на мой взгляд, такие важные правила, как:

  • Главное не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

  • Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

  • Не жалеть времени на воспитание активности учеников.

  • Помогать ученикам овладеть наиболее продуктивными методами, учить их учиться.



Компетентности продуктивной творческой деятельности формируются на уроках русского языка при работе с текстовыми упражнениями. Логично думать, что эти умения не придут сами, а сформируются в многообразных и систематических упражнениях. Работа с текстом представляет собой последовательно выполняемый, логически завершенный цикл. В нем выделяются два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе учащимся предъявляется своеобразный текстовый полуфабрикат – это текст в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания. Он дается в разных формах:

  1. незаконченного текста с пропущенными в нем словами, словосочетаниями, предложениями, целыми абзацами;

  2. деформированного текста с переставленными предложениями или измененными по месту частями;

  3. текста с введенными в него словами, предложениями, абзацами, которые подлежат исключению по каким-либо признакам;

  4. текста, который следует дополнить определенными языковыми категориями.

Нередко исходный текст сопровождается дополнительной записью, которая позволяет направить в нужное русло мысль ученика при формировании им задания по восстановлению текста. На основании самостоятельного анализа исходного материала учащиеся сами формируют задание по восстановлению или составлению текста и выполняют его.

Ценность такого подхода состоит в том, что самостоятельно определяемый, разносторонний предварительный анализ исходного материала помогает приобретать школьникам важное умение – видеть без воздействия и подсказки со стороны орфографические, синтаксические и другие особенности той или иной записи. «А в момент формулирования школьниками задания к исходному материалу у них создается внутренняя установка, обеспечивающая его желаемое, качественное и эффективное выполнение. Важно, что у школьника в это время интенсивно работают внимание, память, мышление, речь. Соответственно они развиваются и совершенствуются.» На основном этапе учащиеся записывают текст и последовательно выполняют 3-4 задания. Первое – по орфографии, второе – по синтаксису, третье – по стилистике. В одно из них включается задание по изучаемой теме. Обычно эти задания носят поисковый характер. Они составляются так, чтобы учащиеся не получали точных указаний, с какой именно языковой категорией они будут работать. Школьникам сообщаются только ориентиры для ее нахождения и действия, которые необходимо осуществить с найденным языковым материалом.

Поисковые действия носят разнообразный и постепенно усложняющийся характер. По орфографии они могут быть следующими:

- сгруппируйте слова, в которых в качестве орфограммы выступает одна и та же буква;

- назовите слово одной и той же части речи с одинаковыми орфограммами;

- сгруппируйте слова по самостоятельно найденному орфографическому признаку;

- назовите орфограммы, которые встречаются в тексте только один раз и т.д.

Перечень орфографических заданий к предлагаемым на уроке текстовым упражнениям может быть другим с точки зрения их содержания и степени сложности. Важно другое. Необходимо сохранить принцип постепенного усложнения заданий с целью увеличения интенсивности орфографического действия.

Подобный подход сохраняется в составлении заданий по синтаксису. Примерный вариант заданий:

- выполните синтаксический разбор предложения с однородными подлежащими;

- исключите каждое предложение первой части текста по самостоятельно найденному признаку;

- назовите предложение, которое не соответствует теме, устно приведите его в соответствие с темой.

Синтаксические задания могут сочетаться с заданиями из других разделов русского языка. Это расширяет границы поисковой деятельности, формирует умение анализировать текст одновременно по нескольким направлениям. Пример такого типа заданий:

- найдите предложение, в котором отсутствует особая форма глагола, имеющаяся в остальных предложениях текста, дайте его характеристику;

- укажите простое, распространенное, повествовательное предложение, в двух словах которого отсутствуют окончания, назовите неотмеченные признаки этого предложения;

- сделайте фонетический разбор причастия с таким же морфемным составом, как в слове «освеженные»;

- найдите в тексте и назовите деепричастие, в котором число букв в приставке и корне одинаковые;

- подберите к стихотворным строчкам подходящие по смыслу пословицы;

- самостоятельное составление упражнения из предложенного учителем исходного материала.

Умение такой работы с текстом требуется на ЕГЭ, задания А. проверяет сформированность таких умений. Они напрямую работают на формирование коммуникативной компетентности учащихся

  1. Бакунина Г.А. «Интеллект развития школьников» М., 2006., с.5



Очень важная поликультурная компетентность формируется при изучении темы «Культура речи» и на первых уроках русского языка в начале учебного года. Необходимо побуждать детей узнавать в Интернете этикетные слова близких нам славянских языков. Первые две недели мы здороваемся, благодарим, извиняемся и прощаемся на польском языке, далее – на белорусском, украинском и сербском. Особенно это нравится пятиклассникам, к тому же не занимает времени на уроке. Так в порядке общения учащиеся познают общность славянских языков. Приобретают дополнительные коммуникативные умения, воспитывают уважение к братским народам, интернационализм.







Поликультурные и компетентности продуктивной творческой деятельности формируются на таком общешкольном мероприятии, как неделя филологии. Предложенные задания:

  • Участие в конкурсе стихов по типу японских хокку.

  • Участие в концертной программе, репертуар которого подбирают сами дети для инсценировки литературных произведений.

  • Проведение поэтических переменок. На первой свои любимые стихи читали детям учителя (представьте степень удивления и любопытства, ведь стихи звучали и на украинском языке и на немецком). На второй поэтической переменке дети читали стихи, выбранные самостоятельно.

Необходимо создать на неделе филологии атмосферу всеобщей любви к этой науке. Отличившихся в разгадывании кроссвордов, викторинах и в сочинении хокку – японских трехстишиях – награждать фиалками (по звучанию это слово ассоциируется с филологией) и общей тетрадью с ручкой для дальнейшего творчества.

Наряду с такой творческой деятельностью, фотографирование на память и обмен впечатления в Интернете являются еще одним шагом к социализации.

В последние 5 лет в арсенал приемов, методов и технологий попал и такой модный прием, как синквейн. Он является приемом развития критического мышления и инструментом для синтеза и обобщения сложной информации. По форме это пятистрочный стих. Данное стихотворение пишется по определенным правилам. Первая строка – тема синквейна, выражается одним словом – существительным, на второй строке – два слова – прилагательные, они дают описание признаков и свойств объекта. Третья строка образована тремя глаголами или их формами. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора синвейна к объекту. Пятая строка – слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать все это в кратких заключениях. Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение высказывать его по определенным правилам. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное, основополагающее умение. Написание синквейна может стать способом диагностики урока, проведенного в деятельностной технологии, и вполне самостоятельным заданием для групповой работы. В отличие от сочинения синквейн требует меньших временных затрат, но его реализация требует от ученика всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Важно, что без вдумчивого прочтения произведения, понаслышке синквейн не составишь. Вот, например, синквейн по «Муму» - рассказу И.С. Тургенева.

Барыня

Злая, несчастная

Приказывает, наказывает, решает судьбы

Мне не жалко ее

Крепостница.

Может возникнуть целая дискуссия о том, какое прилагательное точнее определяет барыню – злая или вредная, несчастная или одинокая. В понимании этих тонких различий весь смысл произведения великого писателя. Это задание необходимо использовать всем заинтересованным в успехе учителям.

Также проектная деятельность на уроке может служить хорошим учебно-тренировочным заданием для формирования компетентной продуктивной творческой деятельности.

Общие требования к проекту:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической проблемы.

  2. Каждый проект требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектного метода – это поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

  3. Результатом работы над проектом является продукт – средство, которое учащиеся разработали для разрешения поставленной проблемы.

Так была написана критическая статья по повести Б.Акунина «Штабс-капитан Рыбников». В изучении творчества А.И.Куприна в 11 классе учащиеся обнаружили и у него рассказ с таким же названием. Зачем Б.Акунину понадобился герой с таким же именем и в аналогичной ситуации? Ли это плагиат? Сопоставив два произведения, исследовав стиль авторов, проникнув в главные идеи произведений, учащиеся смогут сделать вывод о самостоятельности этих произведений и об оригинальности замысла и его воплощения Б.Акуниным. Таким образом, учащиеся привыкают мыслить критически, ориентировать свои предположения и, наконец, ориентироваться в книжном рынке, нарабатывая читательский опыт, а значит формируя ключевые компетентности, необходимые человеку любой профессии, возраста и образования.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Учителю компетентный подход дает согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика, облегчение труда за счет повышения степени самостоятельности и ответственности ученика.

И ученику дает многое: повышение степени мотивации учения, разгрузку не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса акцента на способы работы с информацией, групповое распределение нагрузок.



________________________________________________________________________________________ва этапа: подготовительный но выполняемый, логически завершенный цикл. а учениками упражнениями.собность личнос







Перспективы деятельности:

Разработать программу курса дистанционного обучения по разделам русского языка



Добиваться высоких результатов на ОГЭ русскому языку и литературе.



Участвовать в дистанционных конкурсах



Участвовать и побеждать в олимпиадах



























Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении русскому языку и литературе

Актуальность моей темы доклада обусловлена тем, что в условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определенное единство, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и, прежде всего, предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных уроков, курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин, поэтому идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.

Поэтому целью моей работы является формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством интеграции предметов с другими образовательными областями

Интегрированный урок - любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа материала методами других наук, других учебных предметов.

Какие были условия для возникновения и становления опыта в области интеграции, это:

1. Изменение ситуации: снижение интереса к обучению.

2. Необходимость поиска новых подходов к обучению.

3. Создание условий для развития личности учащихся и формирования у них ключевых компетенций.

Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке.

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

Какие задачи могут решать интегрированные уроки:

информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);

коммуникативную (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями),

социокультурную (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов) ;

учебно-познавательную (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка;)

культуроведческую (формирование русской языковой картины мира).

Немного обращусь к истории педагогики.

В методике преподавания существует несколько классификаций интегрированных уроков.

Педагог-методист С.А.Леонов подчеркивает, что «на интегрированном уроке сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета изучения в целом». Он выделяет следующую классификацию уроков:

Уроки, на которых центральным объектом изучения являются исторический факт, общественное событие, известная личность. Материал таких уроков требует интеграции литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

Уроки, в центре которых находится явление окружающего мира.

Урок, объектом анализа на котором является в первую очередь изображение чувств и переживаний человека.

Такие уроки стимулируют активную познавательную деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему, формируют общеучебные навыки, помогают решить задачу воспитания активного читателя.

Мне очень нравится взгляд на интеграцию В.А. Сухомлинского, который считает, что нужно знакомить детей с каждым предметом в его связи с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ученика возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.

Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.

Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.

Каждый из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.

Этапы подготовки и проведения интегрированного урока:

Этап

Цель этапа

Поисковый

обеспечить мотивацию к изучению темы

обеспечить поиск изучения материалов по выбранной теме

Подготовительный

научить работать с источниками, подбирать тематические факты и данные

Основной

развивать умение самостоятельно использовать полученные материалы

Заключительный

развивать культуру обсуждения выступлений учащихся


Считаю, что использование интегрированных уроков в преподавании русского языка литературы сказывается и на качестве обучения

Какой вижу результат после и перед проведением интегрированных уроков:

- повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков.

- проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания;

- большая информативная ёмкость материала и его систематизация;

- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

- способствуют повышению, роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

- активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам.

Интегрированный урок - эффективное средство формирования знаний в поле пересечения различных гуманитарных наук, различных языков, разумное внедрение одной науки в другую с целью раскрытия темы урок .Яркими примерами такого сочетания служат уроки литературы и истории, литературы и МХК, литературы и музыки, русского и английского языков, русского и математики, литературы и психологии, эстетики и т.д. \

Подобные уроки имеют несколько целей:

- продолжить работу с литературоведческими терминами; лингвистическими понятиями; эстетическими терминами, историческими датами и событиями; продолжить работу над развитием речи русского языка

- донести идею литературного произведения через события и образы личностей истории, психологические и эстетические понятия, образы и примеры МХК в одном временном отрезке;

- продолжить работу по патриотическому воспитанию, развитию родного языка, культуры посредством других наук и дисциплин

- формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать человеческие качества, присущие гражданину своей страны.;

В этом году при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова" Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» моей задачей было рассмотреть худ. произведение, дать характеристику героям; с точки зрения истории показать личность Ивана Грозного, рассмотреть понятие опричнина. Но так как в курсе истории семиклассники по программе еще эту тему не прошли, я решила провести интегрированный урок. Ребята заранее готовили исторические справки эпохи Ивана Грозного, готовили портретные характеристики. На урок был приглашен учитель истории, которая рассказала о реальных исторических событиях, воплощенных в художественном пространстве. Моя задача, как литератора, состояла в том, чтобы раскрыть поэтические образы, идею поэмы. В конце урока учителем истории и мной были заданы вопросы, на которые ребята должны были ответить как с точки зрения истории, так и с точки зрения литературы. Мы образовали детям проблемную ситуацию.

Также интересен и увлекателен был урок по поэме Пушкина «Полтава» вместе с историком Лаптевой М.А. Ребята взглянули на петровскую эпоху, познакомились с личностью Петра 1 и провели параллели на уроке литературы, увидев как художественно, средствами изобразительности показывает Пушкин Петра и это историческое событие. Предварительно семиклассники с удовольствием готовили доклады, находили портреты, схемы сражений, делали противоречивые выводы, спорили, думали, сопоставляли, сравнивали.

уроке совершенствовались коммуникативно-познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся. Тексты художественных произведений являлись важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка.

«Азбука славянской письменности» , 5 класс . Заключительный урок по литературе.
Что собой представлял интегрированный урок: Библиотечный фрагмент урока о происхождении письменности, была приглашена библиотекарь, которая рассказала ребятам о происхождении славянской письменности, об истории рождения книги

Экскурсия в прошлое, театрализованное представление; ребята долго готовились, шили себе костюмы, сами организовали выставку книг, учились рисовать кириллицу

С музыкальным сопровождением я обращалась к учителю музыки .На уроке были использованы знания МХК — рассказ ученика о происхождения праздника Дня славянской письменности и культуры, как его отмечают в других странах. Урок оставил неизгладимое впечатление, ребятам удалось соединить знания других областей наук. Сегодня мои нынешние шестиклассники знают, кто такие Кирилл и Мефодий, знают историю письменности на Руси.

Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps". 5-й класс. Получился интересный урок литературы и увлекательное психологическое занятие. Урок был проведен с педагогом-психологом .С точки зрения литературы, ребята раскрывали сюжет сказки, анализировали образы сказки, знакомились с литературоведческими понятиями. С точки зрения психологии, ставили себя на место героев, пытались передать те чувства и эмоции, которые испытывали жители оранжереи. Предварительно были розданы роли для небольшой сценки, несколько учеников готовили презентацию о биографии В. Гаршина. Извлеченные из сказки мудрости жизни в форме цветка на доске, настроили ребят на то, какие жизненные правила и выводы можно вынести для каждого и применять в своей жизни.

Интегрированный урок на тему «Число. Имя числительное» в шестом классе позволил объединить два предмета (русский язык и математика) на одном уроке. Ребята записывали в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные. Я корректировала речевые погрешности. Затем урок продолжил учитель математики. В ходе игры «Эксперт» при оценке учитывались правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение. Таким образом, ребята пришли к выводу, что даже при работе на уроке математики, нужно следить за грамотностью в своей речи.

В пятом классе при изучении лирики Некрасова в урок были внесены элементы интеграции. Учитель ИЗО после изучения произведения «На Волге» призвала ребят провести параллели с живописью, обратив внимание детей на картину Репина «Бурлаки на Волге».

Таким же образом прошел урок в 7 классе при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба». Ребята увидели как события, происходящие в России в 19 веке, волновали не только литературу, но и живопись.

В подготовке к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»- урок развития речи в 5 классе также использовались знания ИЗО и МХК. При раскрытии основной мысли картины я хотела, чтобы ребята познакомились с творчеством и биографией Решетникова, узнали как можно больше о других его полотнах, погрузились в мир творчества, и в этом нам помог учитель ИЗО. А дальше продолжилась работа над развитием речи, над умением стилистически грамотно и логически правильно раскрыть идею картины, описывать портреты героев, интерьер. Детям было очень интересно работать в таком ритме, они легко и быстро переключались из одного вида деятельности на другой.

В третьей четверти начнется изучение романа Толстого «Война и мир»

резентаций проектов, репродукций картин, фонозаписей.

«Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир» (интеграция литературы и психологии) На этот урок будет приглашен педагог-психолог, который даст будущим выпускникам курс «Самосовершенствование личности»: что такое Семья в науке психологии. После этой общественно-значимой работы психолога с классом, я свяжу эти знания с семейной идей в романе Л.Н.Толстого
«Война и мир. Таким образом, десятиклассники увидят, как реальные жизненные ситуации становятся неотъемлемой частью художественного произведения.

В 5 и 7 классах будут уроки развития речи на тему «Спортивный репортаж». Ребята непосредственно будут выступать в роли журналистов. А для этого нам пригодятся консультации и знания из области риторики, журналистики, биологии.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга интегрированный урок не получится.

Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.





















"Использование современных технологий в образовательном процессе"

Исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:

  • школа является важнейшим фактором развития личности;

  • школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;

  • систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии школы мы сегодня будем говорить о педагогических (образовательных) технологиях .

В педагогике всегда возникали вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование -производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий.

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

М.В. Кларин «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей»

Г.Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер»

В.П. Беспалько «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели»

В.М. Монахов «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»

ЮНЕСКО «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

    * диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

    * экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

    * алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;

    * корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;

    * применение различной техники и разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

    * традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;

    * игровые технологии;

    * тестовые технологии;

    * модульно-блочные технологии;

    * интегральные технологии и т.п.;

Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашей школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?

Традиционные технологии – технологии построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.        

Ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает. Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.

Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства.

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

  • самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.

Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются:

  1. обучение в сотрудничестве

  2. метод проектов

  3. игровые технологии

  4. дифференцированный подход к обучению.

 

 Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 

Разноуровневое обучение.  У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. 

Проектные методы обучения.  Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. 
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми". Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.


Исследовательские методы в обучении.  Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. 



Лекционно-семинарско-зачетная система  Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. 


Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. 

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  • Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;

  • Актуализируются полученные опыт и знания;

  • Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

  • Повышается ответственность за результат коллективной работы;

Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала


Информационно-коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. 

Здоровье сберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. 

В
недрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. 
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. 
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. 

Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Если вслушаться в слова выдающихся деятелей и в области преподавания языка, и в области научных исследований языка, то можно вынести впечатление, что не может быть более благодарного, более воспитывающего предмета в средней школе, чем языкознание и в особенности изучение родного языка.

А.Д. Алфёров.



Цель: Определение путей и средств внедрения инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы в школе



Задачи:

1. Использование на уроках современных образовательных технологий — обязанность любого современного учителя;

  1. формирование языковой и коммуникативной компетенции школьников, культуры устной и письменной речи;

  2. развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;

  3. приобщение их к искусству слова, формирование художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, нравственно-эстетических ориентаций, творческих способностей.







Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы в средней школе, возникает одна особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки?

Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.

В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

В основе моей методической темы лежат требования к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно обеспечить доступность, качество и эффективность образования.

Урок как организационная форма – явление динамическое, он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса. Как учитель-практик, стараюсь найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, сдерживание познавательной активности.

Каким же должен быть современный урок? Сегодня я рассматриваю его не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.

Личностно-ориентированный урок предполагает быстрое включение школьников в учебную деятельность, поэтому особое внимание обращаю на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания рабочей настроенности. Решению этой задачи способствуют активные методы и приёмы, к которым можно отнести анонсирование темы, эффект неожиданности, парадоксальности, использование эстетических средств воздействия.





Так, определены основные принципы моделирования личностно-ориентированного урока:

  • учет возрастных индивидуально-психологических особенностей учащихся;

  • признание ученика субъектом образовательного процесса, способным на саморазвитие;

  • включение учащихся в совместное творчество, планирование, подготовку, осуществление и анализ форм образовательного процесса;

  • опора на взаимное уважение, доверие и партнерство.

Продумывая методическую тему, я в первую очередь учитывала именно те тенденции, которые лежат в основе современных образовательных технологий: наряду с традиционными педагогическими понятиями формы, средства и методы обучения, в последние годы широко употребляются термины педагогические технологии, технологии образования, новые педагогические, инновационные учебные технологии и так далее.

Из этого следует, что сегодня учитель-информатор должен уступить место учителю-организатору активной творческой, познавательной деятельности каждого ученика на уроке. А это требует разнообразного дидактического обеспечения урока.

В своей работе я стараюсь активно внедрять новые формы и методы. Постоянно обогащаю кабинет таблицами, схемами, алгоритмами, разноуровневым дидактическим материалом, наглядным материалом, мультимедийными программами. Собран богатый видео- аудио- , DVD- материал. Пользуюсь любой возможностью для проведения уроков с применением компьютеров и интерактивной доски.

Требования времени заставляют учителя применять личностно-ориентированные технологии. Их использование напрямую зависит от того, насколько хорошо учитель знает своих учеников, их потенциал.

В «Концепции развития образования» указано, что учащиеся могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. Таким образом, задача учителя - организовать так свою работу с учащимися, чтобы они могли реализовать и развить свои способности как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Большое внимание уделяю вопросу организации урочной среды как среды развития личности. Научно-теоретические семинары, круглые столы, реферирование, уроки-лекции, уроки-защиты своих научных работ – все это позволяет разнообразить работу и вызвать интерес к предмету.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность русского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.

Методика интегрированных уроков помогает дать не только определенную сумму знания в его углубленной (расширенной) редакции, но и исключить перегрузку школьников при сохранении творческой активности и высокого познавательного интереса к гуманитарным наукам.

Практика подобных уроков (например, совместно с учителем истории при изучении творчества А.С.Пушкина или с учителем ИЗО при изучении народных сказок) доказала необходимость интегрирования литературы с этими предметами.



Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить наиболее прогрессивные, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы и которыми у себя в лицее мы успешно пользуемся.

  1. Информационные технологии (как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами ( компьютерами, аудио- и видеосредствами, информационной продукцией).

  2. Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка.

  3. Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности.

  4. Технологии модульного обучения по системе профессора А.Третьякова. Особый вид модульного обучения – подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований.

  5. Технология разноуровневого обучения. Сводится, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

  6. Индивидуальные образовательные технологии: а) создание ситуации успеха для каждого ученика, б) индивидуальная работа с одаренными детьми.

Работая над формированием языковой компетентности учащихся, в своей практике опираюсь как на традиционные методы и приёмы, так и новые технологии обучения. Остановлюсь на наиболее значимых, на мой взгляд, технологиях обучения, помогающих формировать и совершенствовать языковую компетентность учащихся.

В 2008 году мне посчастливилось познакомиться с авторской технологией обучения русскому языку Ю.А. Поташкиной, доцента ВГПУ. Основной целью автора концепции является интеллектуальное и речевое развитие учащихся средствами русского языка как учебного предмета. Отличительными особенностями данной технологии являются:

1) признание приоритетной задачей учебного предмета «русский язык» формирование словесно-логического мышления учащихся, опирающегося на осознание форм и структур родного языка;

2) целостное представление всей системы родного языка в основных её чертах учащимся до 10-11 лет, то есть в возрасте, когда закладываются базовые возможности главнейших психических функций;

3) смысловой подход к фактам языка (метод «активной грамматики»), способный обеспечить учащихся сущностными знаниями о языке, а с ними понимание изучаемого материала:

4) в теоретической части: использование оригинальных логико-структурных схем, что обеспечивает развитие логических и речевых способностей учащихся;

5) в практической части: работа с алгоритмами и алгоритмизированными таблицами;

6) по правописанию, программирующих решение орфографических или пунктуационных задач, и являющихся тренажерами для выработки навыков правописания;

7) по грамматике, программирующих поиск дифференциальных признаков грамматических явлений, помогая формированию навыков владения лингвистическими разборами;

8) система непрерывного правописного тренинга;

9) письмо со «следами размышлений» по самому его ходу в работах любого типа, что развивает орфографическую зоркость, не позволяет упускать из внимания аспект правописания при письме;

10) система обязательного речевого тренинга, способствующая формированию устной монологической речи учащихся.

Для формирования языковой компетентности учащихся используются следующие технологические приёмы, разработанные Ю.А. Поташкиной:

  1. в теме «Орфография»:

«запрет на бездумное письмо» – осмысленная правописная деятельность с «графической защитой»,

«свёртка», алгоритмизация правил русской орфографии, их блочная подача,

решение орфографических задач как составляющая часть урока любого типа: включение в разминку урока от 7 до 10 орфограмм;

2) в теме «Пунктуация»:

синтаксический разбор с расстановкой знаков препинания (в домашнем задании и ежеурочно – составляющая часть разминки, объяснение постановки пунктуационного знака);

3) в теме «Культура речи»:

скандирование («пропевание») лексического минимума с обязательным «проговариванием» орфоэпической нормы, толкованием значения слова.

Что же можно использовать из перечисленного в классах, обучающихся по УМК Т.М. Баранова и М.М. Разумовской? Это прежде всего использование в начале каждого урока «разминки», которая включает работу по повторению всех разделов языка; алгоритмизацию правил русской орфографии, их блочную подачу; синтаксический разбор с расстановкой знаков препинания и объяснением правил пунктуации.





Средства реализации инновационных педагогических технологий:



  • продуктивная деятельность учащихся;

  • педагогика сотрудничества;

  • самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся;

  • интеграция учебных предметов;

  • глобальное мышление и видение мира.

Внедрение инновационных педагогических технологий повышает квалификационный уровень самого учителя, заставляя уходить от стереотипов в преподавании предметов.



Положительные тенденции, наметившиеся в преподавании предметов.

  • разработка методических тем по моделированию системы повышения качества обученности;

  • участие в проведении экспериментов и научных исследований;

  • разработка учебных программ и курсов;

  • формирование регулярно обновляемого учебного материала по проблемам преподавания русского языка и литературы в современной школе;

  • подготовка и проведение олимпиад, конкурсов и так далее;

  • введение активных методов преподавания элективных курсов, дополнительных предметов.



Методические рекомендации учителям русского языка и литературы.



  • осуществлять преподавание гуманитарных дисциплин через языковое погружение и внедрение современных методик обучения;

  • развивать профессиональную компетентность через научно-методическую деятельность;

  • усилить диагностико-аналитическую деятельность через презентацию педагогического опыта, работу творческих групп, семинары и так далее;

  • усилить работу с одаренными детьми через работу творческих групп и семинаров;

  • усилить технологизацию предметов через внедрение инновационных технологий.

Список используемой литературы

  1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.

  2. Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.

  3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. – 2003. - №10.

  4. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.

  5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – 2004. - №5.

  6. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос».

  7. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика. - 1996.

9.Иванов Д.А. Компетентный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. / Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В./ – М.: АПК и ПРО. - 2008.

10.Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – Москва. – 2010.

11.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – Москва. – 2009.

12.Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе. Учебное пособие. – М.: Флинта Наука, 2002

13.Л. П. Ильенко. Интегрированный эстетический курс. Пособие для учителя. М., 2001.

14.Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина. История-литература. Интегрированные уроки в 5-11 классы. Волгоград., 2002.

Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках русского языка// Русский язык в школе. 2008. №5


















































Методический материал по самообразованию учителя Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическая тема МБОУ «Семьинская ООШ»

«Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и внедрение новых педагогических технологий»

Тема самообразования учителя русского языка и литературы МБОУ «Семьинская ООШ» Солдатовой Л.А.

«Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий»

Компетентностный подход к системе учебных занятий по русскому языку

призван способствовать развитию гуманитарной культуры учащихся, их

приобщению к духовным, нравственным ценностям народа, усилению мотивации

к социальному познанию и творчеству, воспитанию толерантности.

Компетентностный подход – один из новых потенциальных ориентиров, направлений развития содержания образования. Приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Она может быть выражена в такой формуле:

Автор Солдатова Лариса Александровна
Дата добавления 12.11.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 269
Номер материала MA-068485
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓