Главная / История / методический материал "Формирование УУД на уроках истории и обществознания"

методический материал "Формирование УУД на уроках истории и обществознания"

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

УУД – способность к саморазвитию, самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта выжить духовно, сохранение и становление духовного облика. Функции УУД:

1).Обеспечение возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.

2).Ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства. Установка: моя ценность для достижения цели.

3).Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования направлена на: – реализацию требований стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования; повышение эффективности освоения обучающимися основной образователь-ной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий;

расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;

формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой

проблемы. Программа обеспечивает:

развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию – формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД

формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы и т.д.);

овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и сети Интернет.

Цели и задачи программы, описание её места

и роли в реализации требований стандарта.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения

учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В Образовательной системе «Школа 2100» накоплен опыт формирования универсальных учебных действий, который и положен в

основу этой программы.

Цель программы формирования универсальных учебных действий – обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках Образовательной системы «Школа 2100».

Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся:

1) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;

2) определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;

3) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования

личностных результатов и универсальных учебных действий, опыта

переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях;

4) предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;

5) формирование умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности;

6) формирование ИКТ – компетентности учащихся.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История».

Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение Личностные Результаты указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –средствами предмета, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В Образовательной системе «Школа 2100» уже накоплен педагогами разных учебных дисциплин, в том числе историками, опыт формирования универсальных учебных действий, который и положен в основу данной программы.

Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках истории и обществознания направлена на то, чтобы ученик, овладев универсальными учебными действиями сумел реализовать требования стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, основного общего образования, требования системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования; а также повышение эффективности освоения обучающимися основной образователь-ной программы основного общего образования, качественное усвоения знаний и учебных действий, а также их практическую направленность и применение в жизненных ситуациях.

На уроках истории дается широкий простор для формирования УУД. Это и работа со схемами, таблицами, диаграммами, работа с документами, персоналиями, понятийным аппаратом. Это всевозможные дидактические игры, которые и позволяют не только формировать, но и развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД. (Презентация прилагается). Самое главное -это обеспечить возможность обучающего самостоятельно осуществлять деятельность учения. Нужно научить детей ставить цели, самостоятельно искать и использовать необходимые средства. И, в первую очередь, речь должна идти на установку мотивационной ценности для достижения цели. Решение всех поставленных задач должно проходить через УУД. Ученик должен научиться самостоятельно обрабатывать любую информацию, работать с источниками, документами и материалами, уметь извлекать информацию из текста, использовать разные виды чтения, анализировать, (схемы, таблицы, диаграммы) проводить анализ, обобщение, группировать и классифицировать факты и явления ( революции, восстания, войны). Выявлять аналогии, (контурная карта, иллюстрации) причинно-следственные связи, выделять общие закономерности, например национально-освободительной борьбы, реформации и т.д.

Таким образом, формирование УУД –это приоритетное направление в результатах освоения учебного предмета «история».





































Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа с. Новополеводино









Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС













Хрищатый С.Ю. учитель

истории и обществознания

МКОУ «Раздольевская ОШ»





методический материал "Формирование УУД на уроках истории и обществознания"
  • История
Описание:

УУД – способность к саморазвитию, самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта выжить духовно, сохранение и становление духовного облика. Функции УУД:

1).Обеспечение возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.

2).Ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства. Установка: моя ценность для достижения цели.

3).Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования направлена на: – реализацию требований стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования; повышение эффективности освоения обучающимися основной образователь-ной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий;

– расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;

– формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой

проблемы.
Автор Хрищатый Сергей Юрьевич
Дата добавления 20.06.2016
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 376
Номер материала MA-067370
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓