Главная / Другое / Методический доклад: Рейтинговая система оценки знаний обучающихся.

Методический доклад: Рейтинговая система оценки знаний обучающихся.

ГБОУ СПО НО « Краснобаковский лесной колледж»














Методический доклад

Тема: Рейтинговая система оценки знаний обучающихся.





Преподаватель: Н.И. Ананьева














2015 год

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг учащихся - метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:

1) рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося и его результаты на экзамене;

2) совокупный рейтинг, отражающий успеваемость учащегося по всем предметам, изучаемым в данном семестре;

3) заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

4) интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения.

Цель рейтингового обучения состоит в том,чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.


Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Неустойчивая эмоциональная сфера учеников не позволяет им отвечать на вопросы без ошибок. Волнение у доски зачастую ставит ребят в сложное положение. Студенты не всегда адекватны, даже, когда знают материал. Это вызвано прежде всего тем, что они не чувствуют себя уверенными в своих силах. Такое положение идет от позиции, которую занимает преподаватель по отношению к учебной группе.


У нас действует в основном авторитарно- демократический стиль опроса учащихся. Мы стараемся, может быть, иногда и слишком, войти в положение студента и в то же время «давим» на психику человека угрозой «двойки». Это не всегда дает необходимый результат при проверке умений и знаний обучающихся.Желательно менять традиционную тактику опросов, так как нет секрета в том, что 5-балльная система оценки несовершенна, и любая “Тройка”, “четверка”, “пятерка” имеет массу оттенков.

В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Современная жизнь требует от учащихся не просто изложения пройденного материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений и навыков, а учета индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Нужно оценивать скорее не знания, умения и навыки, а степень успеха студента.

И такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам- это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой.

Для составления рейтинга используется язык цифр. Смысл его состоит в том, что каждый студент в течение урока или темы пытается набрать как можно больше баллов. Успех обучающихся фиксируется для того, чтобы после составить рейтинговую таблицу.

Каждый обучающийся набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу (отметку) чаще путем наложения полученных баллов на заранее выбранную интервальную шкалу, где каждому интервалу соответствует та или иная оценка.

Плюсов у метода рейтинга достаточно:

  1. Рейтинг позволяет оценивать учащихся более точно, учитывая малейшие нюансы их деятельности, и за определенные виды работы ставить 10, 20 или, даже, 100 баллов.

  2. Свободная конкуренция между студентами за право получить балл повышает активность ребят. Что делает урок более динамичным, насыщенным, эффективным.

  3. Возможность избежать неудовлетворительных оценок, что ведет к тому, что учащиеся не боятся идти на урок.

  4. Рейтинг хорош и тем, что при определении сегодняшнего рейтинга будет учитываться и прошлый, то есть учитываются и ранние заслуги.

Рейтинговую систему оценки знаний можно использовать в разных вариантах:



  • РЕЙТИНГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.

Важное значение приобретает система контрольных работ, если учащийся выполнил контрольную работу, то переходит к изучению следующей темы, если нет, ему предстоит выполнение индивидуальных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или частично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

Учащиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и повторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.

При подготовке к проведению такой работы выстраивается система заданий и вычленяются определенные операции и действия, необходимые для выполнения.

Отдельному заданию в целом и его частям присваивается определенный балльный вес.



  • ПО РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ ТЕСТЫ.

  • Возможно применение рейтинговой системы ПРИ ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, ПРОЕКТОВ.

  • Возможно использовать рейтинговую систему оценки знаний НА ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫХ УРОКАХ.

  • И ещё один вариант – ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕЙТИ НА рейтинговую, бальную СИСТЕМУ.

В этом случае заполняется индивидуальная карта, она заполняется преподавателем, одноклассниками и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина, из расчета баллов.





Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний

1) весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

2) по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.

3) в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 95% до 100% могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

На стадии подготовки к введению рейтинговой системы преподаватель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель – Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.



Большую роль при работе по технологии индивидуального обучения играет учет. Из вышеизложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащийся выбирают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких оргвыводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдавший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особенностей он может сдавать зачет целиком или по частям.

Важное значение приобретает система контрольных работ, если учащийся выполнил контрольную работу, то переходит к изучению следующей темы, если нет, ему предстоит выполнение индивидуальных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или частично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

Учащиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и повторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Но можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу, как учащихся, так и преподавателей.

Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:

· снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;

· обучение становится личностно-ориентированным;

· рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.

Используемые источники информации:


1. physics.kgsu.ruindex.php…


2. festival.1september.ru


Методический доклад: Рейтинговая система оценки знаний обучающихся.
  • Другое
Описание:

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.


Автор Ананьева Нина Ивановна
Дата добавления 07.11.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 79
Номер материала MA-068371
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓