Главная / Музыка / Методический доклад на тему "Работа над музыкальным диктантом"

Методический доклад на тему "Работа над музыкальным диктантом"



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Детская музыкальная школа
Имени Г.Шендерева город Судак


Методический доклад

Работа над музыкальным диктантом


Подготовила Пасиченко С.И.
преподаватель
I категории по классу сольфеджио






Музыкальный диктант является одной из форм курса сольфеджио. Трудность этой формы заключается в одновременном сочетании таких различных разделов сольфеджио, такие как ладовое и метроритмическое воспитание, развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и освоения формы. Для педагога-теоретика очень важно умение активно влиять на процесс развития музыкального мышления учащихся; успешное приобретение и закрепление навыков записи диктанта немыслима без последовательного и взаимосвязанного овладения всеми элементами сольфеджио.

В детской музыкальной школе основное внимание во всех разделах сольфеджио уделяется развитию слуха на основе диатонических ладов. С первого года обучения следует прививать ладовое ощущение всех ступеней мажора и минора (устои, неустои, их высотное положение по отношению к общему центру - тонике). Приблизительно с пятого класса (в зависимости от подвинутости группы) имеется возможность несколько расширить диатонику постепенным введением хроматических звуков.

Обучение написанию музыкального диктанта является, наверное, самой сложной, труднодостигаемой и, наиболее, важной стороной предмета сольфеджио в ДМШ. Диктант способствует воспитанию и развитию чётких музыкальных представлений, тренирует развитие внутреннего слуха, волевого внимания, музыкальной памяти, чувства лада и ритма, формы и стиля и, наконец, грамотности нотного письма. Процесс записи диктанта требует известного уровня музыкальных способностей и в то же время сам активно тренирует музыкальные способности. Основная цель педагога в работе над диктантом - научить учеников осознать слышимое и уметь выразить это в записи, выработать навык фиксации музыки. При этом важнейшее значение имеет выработка ассоциаций между слышанным и видимым, практическое усвоение и закрепление теоретических понятий. Какова конечная цель устремлений педагога в этой области?

Прежде всего мы должны добиться того, чтобы учащиеся не испытывали страха перед словом «диктант», чтобы у них не только не возникал психологический барьер, а, напротив, появлялся здоровый интерес и желание поскорее услышать мелодию диктанта и записать её. Диктант в представлении детей не должен быть чем-то из ряда вон выходящим. Давайте следовать примеру американцев, стремящихся наполнить радостью уроки музыки. Право же, дети будут нам за это благодарны!

Мы уже знаем, что навык написания музыкального диктанта появляется «не вдруг», что он является результатом всей предыдущей работы, т.к. здесь синтезируются способности и умения, развитые и приобретённые учащимися в многообразных формах и видах деятельности на уроке сольфеджио. Любая нотная запись мелодии или её ритмического рисунка по памяти - это и есть диктант, поэтому не следует отводить диктанту всегда специальную часть урока, нужно внедрять его в любой момент, когда предоставляется такая возможность.

В практике используются следующие основные формы музыкального диктанта:

1) нотописание (списывание нот) - как подготовительное упражнение;

2) устный (пение с названием нот после прослушивания);

3) подбирание на фортепиано;

4) графическое изображение мелодической линии;

5) транспонирование;

6) учебный или предварительный (пишется педагогом на доске)

7) запись мелодий по памяти после предварительной записи её на доске в той же или другой тональности;

8) самостоятельная запись мелодии после предварительного разбора;

9) запись прослушанной мелодии по памяти без предварительного разбора;

10) короткие диктанты-молнии;

11) запись знакомых песен без проигрывания (самодиктант);

12) диктант с настройкой и диктант в произвольной тональности;

13) диктант эскизный, который пишется по частям;

14) диктант «с ошибками», который пишется на доске педагогом;

15) ритмический диктант;

Диктант проводятся в устной и письменной форме. Он требует максимальной концентрации внимания, умения сразу осмыслить прослушанную музыку. Отсюда необходимость законченной художественной формы, понятного и выразительного исполнения. Очень важно правильно выбрать музыкальный материал для диктанта. Быстрее и лучше всего запоминается то, что нравится, поэтому лучше выбирать мелодии красивые из художественной музыкальной литературы. Специально сочинённые упражнения обычно малопригодны для диктанта. При выборе диктанта обязательно учитывается пройденный материал. Преподаватель должен опираться на то, что знакомо и в то же время, в диктанте полезно использовать метод забегания вперёд. Если ученикам давать сложные диктанты, они потеряют веру в свои силы, возможность в записи диктанта. Непосильные задания затормаживают восприятие, ученики совсем перестают осмысливать музыкальный пример. Материал должен усложняться последовательно, постепенно и подходить к записи музыкального диктанта тоже надо постепенно, заранее подготавливать детей к этому сложному процессу.

Процесс записи диктанта включает в себя предварительное его прослушивание, обсуждение и собственно запись при многократном проигрывании мелодии. Педагог должен стремится к тому, что бы ученики охватили мелодию диктанта целиком, а не отдельные звуки, чтобы они умели набросать всю мелодию, пропуская неясные места. Очень важно отводить место предварительному анализу. Он включает в себя определение метрической пульсации (размера), чёткое дирижирование, запоминание мелодии внутренним слухом, разбор особенностей метроритмического и ладотонального строения, выявление наиболее сложных интонационных оборотов, скрытого двухголосия (если такое имело место). Ученики должны были осознать расчленённость музыкальной мысли, соотношение устойчивости и неустойчивости.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА

1) Переписывание нотного текста, причём переписывается, только то, что знакомо, чтобы закреплять связь между видимым и слышимым и такая форма развивает внутренний слух

2) Письменное транспонирование знакомых мелодий или мелодий, подобранных на фортепиано;

3) Подбор мелодии на фортепиано, с последующей её записью;

4) Ритмическое оформление, написанных на доске нот, составляющие знакомую мелодию;

5) В 1 классе, пока они ещё не научились быстро писать, на разлинованном нотном стане выкладываются пуговицами попевки:

чёрными - короткие ноты, белыми - длинные;

6) Педагог записывает на доске мелодию с ошибками в ритме, а учащиеся должны найти ошибки;

7) Педагог играет незнакомую мелодию с ошибками, а учащиеся следят по нотам и определяют, где допущена была ошибка;

8) Проводятся небольшие устные диктанты. Небольшая мелодия проигрывается, пропевается учащимися, на какой- то слог, пытаются пропевать про себя с названием звуков, а затем поют вслух;

9) Мелодия, попевка записывается в виде ступеней;

10) Все поют проигранную мелодию на слог, а один учащийся на общей таблице-столбице, показывает ступени;

Серьёзной подготовкой и приобщением к диктанту является записывание нотами всесторонне проработанного номера по сольфеджио или какого-либо интонационного упражнения. Например, в первом классе большая роль отводится запоминанию мелодического движения по

ступеням мажорного лада: MI-III, ИМИ, III-IV-V, V-IV-III, V-IV-III-II-I, V-IV-V-IV-

III-II-I, а также мелодических оборотов, построенных на секундовых сочетаниях устойчивых ступеней лада неустойчивыми. Сначала происходит интонационное, т.е. «внешнее» освоение этих оборотов во время пропевания ступеней. Однако мы не ограничиваемся только их пропеванием, а, «заглядывая вперёд», выстраиваем целый ряд разнообразных форм работы на основе построения ступеней, упражнений. В результате такой работы навык усваивается фундаментально, из «внешнего» состояния он переходит на уровень внутреннего слуха и прочно откладывается в музыкальной памяти. Лишь после проработки таких упражнений, можно преступать к записи музыкального диктанта. Учащихся сразу надо приучать к определённому порядку при записи диктанта. Перед началом диктанта определяется его тональность: первые один, два раза диктант играется целиком, выразительно, в нужном темпе, штрихами. После первого проигрывания определяются размер, структура, есть или нет повторы, с какой ноты начинается и заканчивается диктант. После второго проигрывания всё уточняется; количество фраз, есть или нет секвенции, особенности ритмики и т.п. Последние проигрывания обычно даются в более спокойном темпе, с подчёркнутой фразировкой. После четвёртого проигрывания можно сделать паузу побольше, чтобы учащиеся максимально использовали запасы музыкальной памяти, ведь ребята должны помнить, что количество проигрывания ограничено. Убедившись, что учащиеся написали всё что смогли, можно играть следующий раз. При 5-6 проигрывание иногда бывает полезно изменить темп, динамику или манеру исполнения, чтобы учащиеся услышали мелодию в новом звучание, это активизирует их внимание.

Время записи диктанта зависело от его трудности. Важным моментом на уроке была проверка диктанта. Ведь именно в правильности записи проявлялись уровень развития ученика, степень усвоения им нового материала. Проверка включала в себя следующие элементы:

1) пропевание диктанта всем классом;

2) индивидуальная проверка тетрадей;

3) коллективный разбор наиболее трудных мест, где были сделаны ошибки;

4) проигрывание учениками своей записи - самопроверка.

Как правило, ученики уходят с урока с правильно записанными диктантами. Лишь в редких случаях ученику давалось задание дома самостоятельно выправить текст.











































Список использованной литературы

1.Д.И. Шайхутдинова Методика инновационного обучения по предмету

«Сольфеджио».Уфа - 2000 г.

2. З.Глядешкина, Т. Енько «С.Ф.Запорожец- педагог». Москва «Музыка» 1986



Методический доклад на тему "Работа над музыкальным диктантом"
  • Музыка
Описание:

Музыкальный диктант является одной из форм курса сольфеджио. Трудность этой формы заключается в одновременном сочетании таких различных разделов сольфеджио, такие как ладовое иметроритмическое воспитание, развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и освоения формы. Для педагога-теоретика очень важно умениеактивно влиять на процесс развития музыкального мышления учащихся; успешное приобретение и закрепление навыков записи диктанта немыслима без последовательного и взаимосвязанного овладения всеми элементами сольфеджио.

Автор Пасиченко Светлана Ивановна
Дата добавления 11.06.2015
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 1116
Номер материала 59961
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓