ГОУ СПО Краснобаковский лесхоз-техникум
Методический доклад
Лабораторно-практические работы
Преподаватель Ананьева Н.И.
Красные Баки
2014
Лабораторно-практические занятия относятся к прикладной стороне
профессионального обучения и содействуют обеспечению будущего специалиста
системой необходимых профессиональных умений и занимают значительную часть
занятий по общепрофессиональным дисциплинам.
Выполнение студентами лабораторно-практических работ
направлено на:
-обобщение, систематизацию, углубление, закрепление
полученных теоретических знаний;
-формирование умений применять полученные знания на
практике, объединяя интеллектуальную и практическую деятельность;
-развитие интеллектуальных умений у будущих
специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
-выработку при решении поставленных задач таких
профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность,
точность, творческая инициатива.
Лабораторно-практические работы должны проводиться в
учебных кабинетах или специально оборудованных учебных лабораториях в
зависимости от их содержания.
Лабораторно-практические работы могут носить
репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются
тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в
которых указаны цель работы, оборудование, материалы и их характеристики,
порядок выполнения, контрольные вопросы, литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, не сопровождаются
подробными инструкциями и требуют самостоятельного подбора оборудования, выбор
способов выполнения с помощью справочной литературы.
Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем,
что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них
теоретические знания.
При планировании лабораторно-практических работ
необходимо определить оптимальное соотношение репродуктивных,
частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень
интеллектуальной деятельности.
В зависимости от организации лабораторно-практические
работы могут быть фронтальными, групповыми и индивидуальными. Фронтальная форма
- одна и та же работа выполняется всеми студентами. Групповая форма - одна и та
же работа выполняется бригадами по 2-5 человек (парная, микрогруппа).
Индивидуальная форма – каждый студент выполняет индивидуальное занятие.
Практическая работа «Определение площади полигона»
используется работа в группах (обычно это ряд) - 3 способа – 3 ряда.
1 этап – репродуктивный (использование подробных
инструкций)
2 этап – частично-поисковый (анализ точности
способов- почему аналитический самый точный, графический обладает меньшей
точностью, а механический занимает промежуточное положение по допустимым
погрешностям?).
Лабораторно-практические работы должны быть построены
таким образом, чтобы студенты понимали цель работы, поставленные перед ними
задачи. Методическое пособие по лабораторно-практическим работам должно быть
интересным и доступным по содержанию. Путь от понимания цели работы да
выполнения самого задания не должен быть долгим и сложным.
Руководство лабораторно-практическими занятиями
осуществляется в форме инструктирования. В процессе вводного инструктирования
раскрывается цель работы, осуществляется проверка знаний студентов – их
теоретической готовности к выполнению задания, определяется план проведения
работы, даются необходимые инструктивные указания об организации работы. (План
работы – перечень, очередность действий для достижения цели работы).
Руководство выполнения лабораторно-практической работы преподаватель
осуществляет в форме текущего инструктирования в процессе обхода рабочих мест
во время самостоятельной работы студентов. При этом преподаватель контролирует
ход работы, помогает справиться с возникшими затруднениями, отвечает на
вопросы. При выполнении сложной лабораторно-практической работы на определенных
особо ответственных её этапах полезно проводить промежуточный контроль и
текущее инструктирование. («определение координат точек по топографической карте»;
необходимо определить координаты нескольких точек-после определения первой
проверяется правильность и точность работы. Дает уверенность студентам для
выполнения остальных точек)
В ходе заключительного инструктирования подводятся
итоги лабораторно-практической работы (это оформление результатов, точность и
количество выполненной работы по данной теме).
При этом преподаватель совместно со студентами
анализирует результаты экспериментов, делает сравнения, разбирает характерные
ошибки.
Оценки за лабораторно-практическую работу
выставляются с учетом текущих наблюдений и качества представленных студентами
результатов.
Журнал «Специалист» № 4 2009г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.