Главная / Другое / Методические указания к семинару 2

Методические указания к семинару 2

Методические рекомендации

для студентов

Семинар № 2. Человек в системе философского знания.

Вопросы для обсуждения на занятии

  1. Человек как загадка мироздания и предмет философской рефлексии. Человек как биосоциодуховный феномен. Проблема антропогенеза в философии и науке, современные концепции антропогенеза.

  2. Сознание как субъективная реальность и способ человеческого бытия. Понятие сознания. Сознание как предпосылка социокультурной эволюции человека. Проблема искусственного интеллекта. Сознательное и бессознательное. Самосознание – высший уровень развития сознания.

  3. Истоки экзистенциальных проблем человеческого бытия. Основные экзистенциальные модусы: одиночество, надежда, мужество, страх, любовь, ненависть и др. Проблемность человеческого выбора, свободы и ответственности.

  4. Жизнь и ценности жизни человека. Смысл человеческого бытия Проблема смысла жизни и смысла смерти в духовном опыте современного человечества. Смерть и бессмертие.

  5. Антропологический аспект глобализации. Вызовы современности и угроза антропологической катастрофы. Кризис гуманизма в ХХ веке. Проблема постчеловека.

Методические пояснения к теме

При подготовке к занятию студентам рекомендуется прокомментировать каждый вопрос в виде сообщения объемом 5-7 мин

При изучении первого вопроса необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что тема сущности человека, его природы, происхождения и предназначения, места в мире, смысла человеческой жизни – одна из основных проблем философской мысли. Традиционно она изучается в том разделе философского знания, который называется философская антропология (от греч. anthropos – человек), – учение о человеке и фундаментальных основах его бытия. Вопрос о человеке принадлежит к разряду вечных философских проблем, привлекая внимание философов с древних времен. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни человека и сам человек. Традиционно всякое антропологическое исследование начинается с вопроса: «Что такое человек»? Для многих мыслителей этот вопрос равнозначен прояснению смысла понятий «природа человека» и «сущность человека» .Следует иметь в виду, что проблема природы человека может осмысливаться в двух аспектах:

  • она может трактоваться как некая совокупность стойких и неизменных черт, свойств, присущих человеку во все времена его бытия;

  • а также через установление организации человека (его состава) как многомерного существа.

Существуют три стратегии осмысления организации и состава человека:

  • одномерная, представленная биологизаторской и социологизаторской версиями интерпретации природы человека (человек как биологическое или социальное существо);

  • двумерная (дуалистическая), в которой человек трактуется как биосоциальное единство;

триалистическая – в ее рамках человек представлен как сложное взаимодействие трех начал – биологического, социального и духовного.

При изучении второго вопроса важно обозначить, что фундаментальной характеристикой способа бытия человека является осознанность. Человек - существо сознательное. Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого способа жизни. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое "Я " от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное - предметом практического преобразования. Именно эта способность и определяет границу, разделяющую животный (натурально-природный) и человеческий (общественно-исторический) способ бытия. Сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Австрийский психолог, невропатолог, психиатр З. Фрейд утверждал, что основная часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, которое стремится ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.

Самосознание — это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе. Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно неᴨосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».

В третьем вопросе необходимо указать, что важнейшим измерением человека является экзистенциальность его бытия. Она выражается в том, что человек – это постоянно рефлексирующее существо, открытый и незавершенный проект с гарантированным будущим Неизбежной платой человека за осознание и полагание себя в качестве свободного существа является проблемность его бытия. Основными модусами и вечными темами экзистенциального бытия человека являются одиночество, надежда, страх, любовь, ненависть, мужество и другие.

При рассмотрении четвертого вопроса необходимо определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Как правило, это такие ценности, которые составляют базис всех других жизнепроявлений и ценностей, и связаны с фундаментальными смыслами человеческого существования. Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека.

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования и предназначения человечества, это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

В пятом вопросе рассматривается антропологический аспект феномена глобализации. Современные кризисные явления в жизни современного общества, крайние проявления сложившейся ситуации носят общепланетарный характер. В ряду глобальных вызовов антропологическая катастрофа трактуется как:

  • проблематичность, негарантированность судьбы человека;

  • угроза выживаемости человека, подрыв оснований его бытия;

  • расчеловечивание человека, возможность наступления постчеловеческого будущего.

Группой факторов антропологической катастрофы выступают также современные тенденции к переконструированию биологической основы человека. Они обозначились в русле достижений современных высоких технологий (биотехнологий, генной инженерии, робототехники, нанотехнологий и т.д.), которые позволяют в перспективе создавать искусственного человека (киборга, мутанта, клона и пр.). Искусственный человек уже получил даже название – Анантроп, HomoFuturis.

Главная задача – в доступной форме изложить суть предлагаемого материала по заданной теме, выделив интересные сюжеты, идеи и выразив свое отношение к ним, чтобы создать условия для развертывания дискуссии. 

Рекомендуемая литература

  1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия.-М.,1998г.-с.148

  2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии- М.: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М,2013.- с.406

  3. Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии.- М., АМНИ, 2001.-239

  4. Канке В.А. Основы философии.- М.,Логос, 1999.-с.118, 216

  5. Кохановский В.П. Философия.- Р-н-Д, Феникс, 1999.-с.77, 103

  6. Основы современной философии/п.р. Росенко.- СП, 1997.-с.132,202

  7. Основы философии /п.р. Е.В.Попова.-М.,1997-с.72

  8. Основы философских знаний. Курс лекций /п.р. Большакова.- М.,1997.-с.104,129

  9. Радугин А.А. Философия. – М. 1995.-204.

  10. Философия /п.р. Губина В.Д.- 1996.-334

  11. Философия медицины /п.р. Ю.Л. Шевченко.-М.,2004г.-с.372

  12. Философия. Курс лекций./п.р. Калашникова В.Л.- М.,Владос, 1997.-с.17,115

  13. Хрусталев Ю.М. Основы философии.- с.208.

  14. Шаповалов В.Ф. Основы философии.- с.131,499


Методические указания к семинару 2
  • Другое
Описание:

Методические указания к семинару №2 по теме "Человек в системе философского знания" содержат вопросы для обсуждения, которые предполагается рассмотреть на занятии. Также предлагается список литературы, которым можно воспользоваться при подготовке к семинару. 

Обращено внимание на то, что каждый вопрос желательно  прокомментировать в виде сообщения объемом 5-7 минут. Главная задача - в доступной форме изложить суть предлагаемого материала по заданной теме, выделив интересные сюжеты, идеи и выразив свое отношение к ним, чтобы создать условия для развертывания дискуссии. 

Автор Басистая Елена Витальевна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 507
Номер материала 11890
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓