Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодические указания к самостоятельной работе студентов по статистике

Методические указания к самостоятельной работе студентов по статистике

Скачать материал

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Сибирский федеральный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАТИСТИКА

 

Методические указания для

самостоятельной работы студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск

СФУ

2014


УДК 311 (07)

ББК 60.6я73

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители: В.П. Сатарова,  Т.П. Майлова,  О.А. Евстигнеева

Статистика: Методические указания для самостоятельной работы студентов. [Текст] / сост. П. Сатарова,  Т.П. Майлова,  О.А. Евстигнеева – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 24 с.

 

 

Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Статистика» для студентов направления подготовки  080100.62 Экономика

 

 

 

 

УДК 311 (07)

ББК 60.6я73

© Сибирский

федеральный

университет, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. ……………………………………………………………………….......4

Формы представления дополнительной информации…………………………. 6

Модуль №1. Общая теория статистики. ………………………………………….7

Модуль №2. Социально-экономическая статистика……………………………9

Подготовка рефератов по проблемам, изучаемым в дисциплине. ……………11

Тесты для самоконтроля………………………………………..………………. 13

Вопросы к экзамену. ……………………………………………………………..20

Рекомендуемая литература…………………………………………………...…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Статистика» является прикладной дисциплиной, формирующей экономическое мышление, компетентность и профессионализм бакалавров профессионального обучения в области экономики.

Целью освоения дисциплины «Статистика» является изучение основных методов обработки статистической информации и выработка навыков решения задач в области теории статистики и социально – экономической статистики.

В процессе изучения студентами дисциплины «Статистика» решаются следующие задачи:

- изучить понятийный аппарат статистики, принципы организации статистического наблюдения и его различные виды;

- изучить формы представления статистической информации и приобрести навыки преобразования одной формы представления статистической информации в другую;

-сформировать навыки расчета статистических показателей на основе имеющихся данных статистического наблюдения и навыки проверки значимости полученных результатов;

- сформировать навыки проведения выборочного наблюдения с целью получения результатов  с заданной ошибкой и доверительной вероятностью;

- изучить статистическую природу взаимосвязей социально-экономических явлений, сформировать навыки расчета показателей, необходимых для корреляционно-регрессионного анализа и умения оценивать их;

- сформировать навыки анализа рядов динамики с целью выделения тренда, сезонных колебаний и последующего прогнозирования социально-экономических явлений;

- сформировать навыки применения индексного метода для выявления роли отдельных факторов в изменении результативного признака;

- изучить статистическую методологию национального счетоводства и макроэкономических расчетов;

- ознакомить с принципами построения балансов для регионов и экономики в целом, статистическими методами исследования экономической конъюнктуры, деловой активности, выявления трендов и циклов, моделирования и прогнозирования развития социально-экономических процессов;

- сформировать навыки статистического анализа эффективности функционирования предприятий разных форм собственности, качества продуктов и услуг;

- изучить статистические методы оценки финансовых, страховых и бизнес рисков.

Предмет дисциплины «Статистика» - основные методы обработки статистической информации в области теории статистики и социально – экономической статистики.

Данная дисциплина дает базовые экономико-статистические знания в объеме, обязательным для специалиста с высшим образованием в любой отрасли экономики. Овладение экономическими методами работы особенно необходимо будущим руководителям, менеджерам, поскольку принятие любого решения предполагает выбор единственного правильного варианта из числа альтернативных, а разумность выбора основывается, прежде всего, на научных оценках экономической эффективности прогнозируемых результатов реализации принимаемых решений.


 

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Изучение дополнительной информации должно завершаться ее представлением в определенной форме. Письменно – в виде реферативного обзора, эссе, тезисов. Устно – в виде презентации, доклада, дискуссии.

Реферативный обзор публикаций на тему составляется в виде краткого резюме содержания каждого прочитанного источника по данной теме.

Эссе представляет собой краткое изложение ответа на поставленный проблемный вопрос, включая мнение самого автора и информацию из других источников. Вопросы для эссе формулирует преподаватель. Вопрос формулируется таким образом, чтобы в лекции или учебнике не содержался прямой ответ на него. Для ответа студент должен сопоставить несколько мнений по данному вопросу, выработать и сформулировать собственное мнение и обосновать его. Обычный объем эссе составляет 3-4 стр.

Тезисы – это краткое (обычно 1-2 стр.), сжатое изложение информации по какой-то теме. В тезисах опускаются все синтаксические связки, используются короткие, нераспространенные предложения.

Презентация – устное представление определенной темы, сопровождаемое наглядными средствами. Для презентации важно учитывать предшествующие знания и интересы аудитории, структурировать представляемый материал. Для презентации важна манера поведения, жесты, внешний вид выступающих. В качестве наглядности могут быть использованы технические средства (PowerPoint), графики, схемы, разнообразный раздаточный материал.

Доклад – более традиционное и формальное представление материала в устной форме. Обычно доклад более продолжителен и менее иллюстративен, чем презентация. Однако, доклад не должен быть простым пересказом собранной информации, в нем должна присутствовать основная проблема, ее доказательство и выводы.

Дискуссия – коллективная форма устного представления информации. Обычно дискуссию готовит один или несколько человек, представляющих основные вопросы темы и точки зрения. Остальные участники дискуссии высказывают свои мнения и суждения. Для организации дискуссии должен быть ведущий, в обязанность которого входит предоставление слова разным участникам, сдерживание эмоциональных реакций участников и подведение итогов обсуждения.

Наиболее дискуссионные или объемные темы курса могут быть заданы студентам для подготовки групповых проектов. Цель проекта – найти материалы по теме, сформулировать бизнес проблему в рамках данной темы на основе собранных материалов и предложить свой вариант решения этой проблемы, подкрепив его фактами и примерами. Выполнение групповых проектов помогает студентам развить необходимые навыки делового общения и работы в команде.

Группы для выполнения проектов рекомендуется формировать с учетом сильных и слабых сторон студентов. В одной группе должны работать разные по навыкам студенты, чтобы они помогали друг другу. Оптимальным размером группы для выполнения студенческого проекта является 3-5 человек. При формировании группы необходимо объяснить студентам различные функции членов группы, правила работы и помочь распределить обязанности.

Преподаватель играет роль консультанта. Он помогает группе решить возникающие трудности не прямыми ответами на их вопросы, а организацией обсуждения этих вопросов со всеми членами группы. График регулярных консультаций помогает дисциплинировать студентов. Полезно также разбивать работу над проектом на некоторые этапы и устанавливать сроки представления результатов этого этапа преподавателю в письменной форме.  Краткий отчет (7-8 страниц) по определенному преподавателем формату. Устная презентация проекта в течение 10-15 минут с последующими ответами на вопросы. Презентация может проводиться как в присутствии других студентов, так и только преподавателя.

Важно после проведения презентации и проверки письменного отчета обсудить с группой результаты их работы, плюсы и минусы, допущенные ошибки и имеющиеся недоработки.

 

МОДУЛЬ №1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

Предмет и метод статистики.  Статистическое наблюдение. Сводка и группировка данных, статистическое изучение вариационных рядов.  Обобщающие статистические показатели: абсолютные и относительные показатели. Аналитические статистические показатели: средние величины и показатели вариации. Теоретические кривые распределения. Выборочный метод в статистических исследованиях. Анализ рядов динамики социально-экономических явлений. Индексные методы экономического анализа. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей

 

Самостоятельное изучение теоретического курса по темам:

1.     Специфические приемы и методы статистического изучения явлений;

2.     Организационные вопросы статистического наблюдения;

3.     Дискретные и интервальные вариационные ряды, их графическое изображение;

4.     Правило мажорантности;

5.     Теоретическое распределение Шарлье. Распределение Пуассона;

6.     Территориальные индексы;

7.     Криволинейная зависимость (парабола, гипербола и другие виды уравнения регрессии). Определение параметров уравнения регрессии;

8.     Понятие о множественной корреляции.

Практическое задание в рамках данной темы:  самостоятельная подготовка докладов по выбранной теме и презентации к излагаемому материалу.

Предлагаемые к рассмотрению вопросы:

- дифференциация статистической науки;

- экстраполяция в рядах динамики и прогнозирование;

- комбинирование различных способов отбора и оценка результатов выборки;

- дисперсия альтернативного признака;

- способы построения взаимосвязанных индексов;

- линейная парная регрессия.

Цели семинарских (практических занятий) модуля №1:

1) ознакомление с источниками информации по вопросам структуры статистики как науки;

2) развитие навыков поиска источников информации;

3) развитие навыков работы с открытой информацией, а также информацией на иностранном языке;

4) развитие навыков самостоятельной постановки задачи и поиска путей ее решения;

5) развитие способностей представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада;

6) развитие способностей самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;

7) развитие навыков работы в группе (выполнение различных функций, на­лаживание коммуникаций в малой группе, организация работы, расчет времени, оценка вклада каждого из участников);

8) развитие навыков анализа и синтеза информации, уметь выделять главное из большого количества информации, формулировать выводы.

В рамках вопросов к практическим (семинарским) занятиям готовятся доклады. Каждый слушатель должен подготовить как минимум 1 доклад объемом не менее 0,5 п.л. (12-15 стр.) с презентацией в количестве не менее 15 слайдов. Тема определяется по выбору студента при согласовании с ведущим преподавателем. Задание выдается ведущим преподавателем на практических занятиях в соответствии с вопросами по темам семинарских занятий. Сдача доклада происходит в виде выступления на семинарском занятии перед ведущим преподавателем и группой. Длительность выступления – 8-10 минут. При подготовке доклада необходимо пользоваться учебным пособием к практическим занятиям и методическими указаниями к самостоятельной работе студентов. Примерный перечень тем докладов приведен в методических указаниях к самостоятельной работе студентов. По желанию слушатель дисциплины может выступить с данным докладом на круглом столе, который проводится по итогам изучения теоретического курса.

На практических занятиях данного модуля используются следующие интерактивные формы обучения:

1.     информационные мультимедийные технологии;

2.     метод дискуссии;

3.     занятие – конференция.

Все используемые интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

В ходе изучения материалов первого модуля студенты должны:

1) составить следующие виды таблиц и схем:

         –таблицу «Классификация статистических графиков»;

         –таблицу «Основные аналитические показатели, рассчитываемые для динамических рядов»;

2) раскрыть и закрепить  сущность и классификацию понятия индексы, теоретические ряды распределения, показатели вариации, виды дисперсии, корреляционно-регрессионный анализ связи;

3) составить опорный конспект в рамках самостоятельного изучения теоретического курса по всем темам первого модуля;

3) рассмотреть, уяснить и выучить следующие основные понятия и категории:

-статистическое исследование;

-статистическое наблюдение;

-количественные группировки;

-атрибутивные группировки;

        -простые и комбинированные группировки;

        -размах вариации;

        -среднее линейное отклонение;

        -средний квадрат отклонений (дисперсия);

        -среднее квадратическое отклонение.

 

МОДУЛЬ №2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

Статистика населения. Статистика трудовых ресурсов. Статистика численности, рабочего времени и производительности труда. Статистика национального богатства. Статистика издержек производства и обращения. Показатели финансовой деятельности предприятий. Статистика производства продукции, товаров и услуг.

Самостоятельное изучение теоретического курса по темам:

1.Абсолютные и относительные показатели механического движения;

2. Методы определения перспективной численности населения. Метод передвижки возрастов;

3.Ценообразование в коммерции;

4.Анализ влияния на прибыль факторов: цены, себестоимости, объема,  состава и структуры реализованной продукции;

5.Факторы, влияющие на величину национального дохода, определение меры влияния каждого из факторов на основе мультипликативной модели;

6.Понятие и расчет величины товарных запасов.

Практическое задание в рамках данной темы:  самостоятельная подготовка докладов по выбранной теме и презентации к излагаемому материалу.

Предлагаемые к рассмотрению вопросы:

- Изучение уровня себестоимости единицы продукции, показатель затрат на рубль товарной продукции

- Индексы заработной платы.

Цели семинарских (практических занятий) модуля №2:

1)     Ознакомление с источниками информации по предлагаемым вопросам экономики;

2)     Развитие навыков поиска источников информации;

3)     Развитие навыков работы с открытой информацией, а также информацией на иностранном языке;

4)     Развитие навыков самостоятельной постановки задачи и поиска путей ее решения;

5)     Развитие способностей представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада;

6)     Развитие способностей самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;

7)     Развитие навыков работы в группе (выполнение различных функций, на­лаживание коммуникаций в малой группе, организация работы, расчет времени, оценка вклада каждого из участников);

8)     Развитие навыков анализа и синтеза информации, уметь выделять главное из большого количества информации, формулировать выводы.

 

В рамках вопросов к практическим (семинарским) занятиям готовятся доклады. Каждый слушатель должен подготовить как минимум 1 доклад объемом не менее 0,5 п.л. (12-15 стр.) с презентацией в количестве не менее 15 слайдов. Тема определяется по выбору студента при согласовании с ведущим преподавателем. Задание выдается ведущим преподавателем на практических занятиях в соответствии с вопросами по темам семинарских занятий. Сдача доклада происходит в виде выступления на семинарском занятии перед ведущим преподавателем и группой. Длительность выступления – 8-10 минут. При подготовке доклада необходимо пользоваться учебным пособием к практическим занятиям и методическими указаниями к самостоятельной работе слушателей магистратуры. Примерный перечень тем докладов приведен в методических указаниях к самостоятельной работе студентов. По желанию слушатель дисциплины может выступить с данным докладом на круглом столе, который проводится по итогам изучения теоретического курса.

На практических занятиях данного модуля используются следующие интерактивные формы обучения:

1.     Информационные мультимедийные технологии;

2.     Метод дискуссии;

3.     Занятие – конференция.

Все используемые интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

В ходе изучения материалов первого модуля студенты должны:

1) составить следующие виды таблиц и схем:

–таблицу «коэффициенты,  характеризующие   трудовую  структуру населения»;

–таблицу «натурально-вещественные результаты производства»;

2) раскрыть и закрепить  особенности статистического изучения себестоимости продукции в отдельных отраслях народного хозяйства;

3) составить опорный конспект в рамках самостоятельного изучения теоретического курса по всем темам второго модуля;

3) рассмотреть, уяснить и выучить следующие основные понятия и категории:

-Коэффициенты,  характеризующие   трудовую  структуру населения;

-Показатели эффективности использования оборотных фондов;

-Показатели рентабельности;

-Классификация издержек.

 

 

ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТОВ ПО ПРОБЛЕМАМ, ИЗУЧАЕМЫМ В ДИСЦИПЛИНЕ

В течение курса каждый студент должен подготовить реферат (письменно) объемом 15-20 страниц печатного текста. Тема определяется по выбору слушателя магистратуры при согласовании с ведущим преподавателем. При подготовке реферата необходимо пользоваться учебным пособием к практическим занятиям и методическими указаниями к самостоятельной работе слушателей магистратуры. Примерный перечень тем рефератов приведен в методических указаниях к самостоятельной работе студентов. Выдача тем и сдача готового реферата осуществляется ведущему преподавателю в рамках плана-графика учебного процесса. По желанию слушатель дисциплины может представить выдержки из реферата на круглом столе, который проводится в заключение теоретического курса.

Тематика рефератов

1. Статистическое исследование ресурсов человеческого капитала.

2. Статистические изучение состава и динамики населения.

3. Статистическое исследование пополнения трудового потенциала общества состава.

4. Статистическое изучение состава населения.

5. Микро-цензы и их использование в статистических исследованиях.

6. Использование половозрастной пирамиды для анализа и моделирования

структуры населения.

7. Изучение дифференциации населения по демографическим и социальным

признакам на основе методов анализа вариационных рядов.

8. Использование демографической нагрузки при анализе и моделировании трудовых ресурсов страны.

9. Анализ динамики численности населения.

10. Анализ отдельных групп населения на основе аналитических показателей

динамического ряда.

11. Статистическое изучение естественного движения населения.

12. Статистическое исследование демографической ситуации в стране и ее регионах с помощью построения таблиц смертности.

13. Статистический анализ продолжительности жизни населения.

14. Статистический анализ факторов, влияющих на рождаемость населения.

15. Статистическое изучение миграционного прироста населения.

16. Исследование влияния браков и разводов на воспроизводство населения.

17. Прогноз численности населения с учётом сезонных миграций.

18. Статистическое изучение миграции населения с учетом особенностей ее учета.

19. Статистическое изучение безработицы в мировой практике и ее использование в отечественной статистике.

20. Экономико-статистический анализ занятости и безработицы в регионах России.

21. Статистический анализ взаимосвязи безработицы и трудовых конфликтов.

22. Статистическое изучение трудовой миграции.

23. Статистическое изучение неполной занятости.

24. Модели рынка труда в мировой практике и их отражение в статистических данных.

25. Экономико-статистический анализ эффективности использования труда (на предприятии, в отрасли).

26. Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии.

27. Статистический анализ производительности труда с помощью индексного метода.

28. Статистическое исследование факторов повышения производительности труда.

29. Статистическое изучение условий труда.

30. Статистическое изучение конфликтов на производстве в международной практике.

31. Сравнительная характеристика методов изучения и анализа затрат на рабочую силу и оплаты труда работников.

32. Статистическое исследование вторичной занятости.

33. Статистическое исследование условий труда на производстве.

34. Статистическое исследование травматизма на производстве.

35. Статистическое изучение профессиональной заболеваемости.

36. Сравнительная характеристика показателей динамики, движения и текучести рабочей силы.

37. Статистический анализ факторов повышения заработной платы.

38. Использование рекомендаций МОТ в отечественной статистике труда.

39. Статистическое исследование здоровья населения.

40. Статистическое изучение образования населения.

41. Исследование проблем безработицы и ее статистический анализ.

42. Статистическое изучение оплаты труда.

43. Статистический анализ факторов повышения заработной платы.

44. Статистическое изучение состава и движения рабочей силы.

45. Статистическое изучение спроса и предложения на рабочую силу в регионах России.

46. Статистическое изучение использования трудовых ресурсов.

 

 

 

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1.   Изменение объема производства продукции составило:

2005 г. по сравнению с 2004 г. – 95 % , 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 98 %,  2007 г. по сравнению с 2006 г.-110 %.

В 2007 г. по сравнению с 2004 г. объем производства:

-    увеличился на 2,4 %;

-         уменьшился на 3 %;

-         увеличился на 3 %;

-         увеличился на 17 %.

 

2.  Индексируемой величиной в индексе потребительских цен является:

А) цена единицы товара;

Б) объем потребления данного товара;

     В индексе себестоимости в качестве весов используются объемы производства:

В) базисного периода;

Г) отчетного периода.

 

ОТВЕТЫ:     1)  А, В     2)  А, Г     3) Б, В     4) Б, Г

3. Темп прироста исчисляется как:

-         разность уровней ряда динамики;

-         отношение уровней ряда динамики;

-         отношение абсолютного прироста к темпу роста;

-         отношение абсолютного прироста к уровню ряда, взятого за базу сравнения.

 

4.   Разность двух уровней ряда динамики – анализируемого и предшествующего ему – это:

-         цепной абсолютный прирост;

-         базисный абсолютный прирост;

-         цепной темп роста;

-         базисный темп роста.

 

5.   Численность работников предприятия на 1 января составляла 630 чел., на 1 апреля –628 чел., на 1 июля – 625 чел., на  1 октября – 636 чел., на 31 декабря  –638 чел. Средний уровень этого  ряда (средняя численность):

А)     631,4 чел                 Б)       630,75 чел.

Средний прирост численности за квартал:

В)      1,6 чел                     Г)        2,0 чел.

 

ОТВЕТЫ:       1)   А, В           2)   А, Г          3)   Б, В         4)   Б, Г

 

6.   По отчетным данным предприятия остатки оборотных средств в 1 квартале составили (в тыс. руб.): на 1 января – 1400 , на 1 февраля –1550, на 1 марта – 1270, на 1 апреля – 1600. Определите величину среднемесячного остатка оборотных средств за 1 квартал.

-         1455;

-         1940;

-         1440;

-         1080.

 

7.   Темп роста выручки от реализации за отчетный год составил 126,5 % , в том числе за первое полугодие выручка увеличилась на 15 %. Определите темп роста выручки во втором полугодии.

-         141,5 %;

-         144,9 %;

-         110,0 %;

-         111,5 %.

 

8.   Ряд динамики, характеризующий изменение производительности труда 1 работающего в период 2002-2007 г.г. ( в тыс. руб. на чел. в год ) аналитически можно представить уравнением  У(t) = 230 + 12 t .

Это значит,  что производительность труда ежегодно увеличивается в

среднем на:

-         12 %;

-         12 тыс. руб.;

-         242 тыс. руб.;

-         5,2 %.

 

9.   Как изменятся общие материальные затраты на производство продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным, если физический объем производства увеличится на 14 % ,  а материалоемкость единицы продукции снизится на 5 %?

-         Увеличатся на  9 %;

-         Снизятся на  2,8 %;

-         Снизятся на  5,7 %;

-         Увеличатся на 8,3 %.

 

10.   Как изменится товарооборот  в отчетном периоде по сравнению с базисным, если физический объем товарооборота снизится на 10 % ,  а цена увеличится на 10 %?

-         Увеличится на  10 %;

-         Снизится на  10 %;

-         Снизится на  1 %;

-         Не  изменится.

 

11.   Имеются следующие данные по одному из предприятий отрасли:

 

Вид продукции

Произведено, тыс. шт.

Себестоимость, руб./ шт.

1 кв.

2 кв.

1 кв.

2 кв.

А

60

60

15

10

В

120

140

25

20

Абсолютное изменение затрат на производство за счет изменения себестоимости единицы продукции составило (тыс. руб.):

1. + 500;

2. - 500;

3. + 1000;

4. - 1000.

 

 

12.По условию предыдущей задачи средние затраты на единицу продукции:

- уменьшились на 21,5 %;

- уменьшились на 25  %;

- увеличились на 21,5 %;

- увеличились на 25  %.

 

13.   Среднее значение признака в двух совокупностях одинаково. Может ли быть различной вариация признака в этих совокупностях?:

А) да;

Б) нет;

 Средние значения признака в двух совокупностях неодинаковы. Может ли быть одинаковой вариация признака в этих совокупностях?:

В) да;

Г) нет.

 

ОТВЕТЫ:     1)  А, В     2)  А, Г     3) Б, В     4) Б, Г

 

14.   При выборочном обследовании выполнения норм выработки было установлено, что 60 % рабочих перевыполняют дневную норму выработки.  Дисперсия доли  равна:

-    0,60;

-         0,36;

-         0,24;

-         0,40.

 

15.   Определите среднюю ошибку выборки  по данным  предыдущего вопроса, если обследованию подверглись 100 человек:

-         7,7 %;

-         6,0 %;

-         4,9 %;

-         4,0 %.

 

16.   Производство зерна в районе характеризуется следующими данными (тыс. т):

 

Год

Производство зерна

В том числе пшеницы

2001

200

100

2002

250

150

Относительные величины динамики:   А)  1,25; 1,5;     Б)  2,0;  1,67;

         Относительные величины структуры: В)  0,50;  0,60;   Г)  0,8;  0,67.

 

ОТВЕТЫ:           1)     А, В               2)   А, Г                3)   Б, В                4)   Б, Г

 

17.   По данным выборочного обследования семейного бюджета было установлено, что средний годовой уровень потребления молока – 120 литров при средней ошибке выборки 2 литра. С какой вероятностью можно утверждать, что средний уровень потребления не меньше 114 и не более 126 литров в год?

-         0,954;

-         0,997;

-         0,683;

-         0,900.

 

18.   Сущность выборочного наблюдения состоит в том, что обследуется часть совокупности с целью получения обобщающих показателей:

     А)    по обследованной части совокупности;

     Б)    по всей генеральной совокупности;

При формировании выборочной совокупности соблюдение принципа случайного отбора:

     В)    обязательно;

     Г)    необязательно.

 

ОТВЕТЫ:     1)    А, В     2)   А, Г     3)   Б, В     4)   Б, Г

 

19. При выборочном контроле качества продукции  был определен брак в размере 1 %. Средняя ошибка выборки составила  0,5 %. На основании этого можно утверждать, что доля брака во всей партии   с вероятностью 0,683:

-    0,5 %;

-         1,5 %;

-         более 1,5 %;

-         не более 1,5 %.

 

20.   Планом предусматривалось снижение затрат на рубль товарной продукции на 5 %, фактически они были снижены на 7 %. Определить, сколько процентов составили фактические затраты по сравнению с плановыми.

 

ОТВЕТЫ:   1) 102,3 %;  2) 98,0 %;  3) 140 %;  4) 97,9 %.

 

21.   Случайная ошибка репрезентативности возникает вследствие:

А) нарушения  принципа случайного отбора;

Б) не сплошного характера наблюдения;

 Можно ли избежать появления случайной ошибки репрезентативности при выборочном наблюдении?:

В) да;

Г) нет.

 

ОТВЕТЫ:     1)  А, В     2)  А, Г     3) Б, В     4) Б, Г

 

22.   Для определения  средней в дискретном ряду с неповторяющимися данными (имеющими линейный характер зависимости между индивидуальными значениями признака и объемом совокупности ) следует применять формулу:

 

ОТВЕТЫ:     1.    арифметической простой;

                       2.    арифметической взвешенной;

                       3.    геометрической простой;

                  4.    гармонической взвешенной.

 

23.   Идентичны ли по содержанию среднее линейное и среднеквадратическое отклонение?

А) да

Б) нет

 Равны ли они по абсолютной величине?

В) да

Г) нет

 

ОТВЕТЫ:     1)  А, В     2)  А, Г     3) Б, В     4) Б, Г

 

24.   В партии готовой продукции из 400 проверенных изделий  8 оказались бракованными.  Определите дисперсию доли бракованных изделий.

-         0,02;

-         0,98;

-         0,0004;

-         0,0196.

 

25.   Определите среднюю ошибку выборки  по условиям  предыдущего вопроса:

-         0,002;

-         0,049;

-         0,001;

-         0,007.

 

26.   Выборочным методом обследовано 19 % продукции предприятия. На сколько процентов ошибка бесповторной выборки меньше ошибки повторной выборки?

-         На 10 %;

-         На 19 %;

-         На 1 %;

-         Предсказать результаты невозможно.

 

27.   В 2003 г. в фермерском хозяйстве урожайность зерновых составила 28,4 ц/га против 30 ц/га в 2002 г. По плану на 2003 год предусматривалось увеличение урожайности на 4 %. Определить выполнение хозяйством плана по урожайности.

 

ОТВЕТЫ:  1) 91,0 %;  2) 104,0 %;  3) 94,7 %;  4) 109,9 %.

 

28.   По данным задачи  5 определить плановую урожайность 2003 года, ц/га  и относительную величину динамики (по фактическому показателю).

 

29.   Для определения общей средней из групповых средних (удельный вес групп неодинаков) следует применять формулу:

-         арифметической простой;

-         арифметической взвешенной;

-         гармонической простой;

-         гармонической взвешенной.

 

30.   При выборочном контроле качества было определено, что доля годной  продукции – 95%. Средняя ошибка выборки – 2%.

С вероятностью 0,683 можно утверждать, что % годной продукции во всей партии  составит:

-         93%;

-         не менее 97%;

-         не менее 93% и не более 97%;

-         97%.

 

 

 

 

 

31.   Получены следующие данные о квалификации рабочих:

 

Разряд

1

2

3

4

5

6

Количество рабочих, %

12

28

26

19

12

3

      Определите моду и медиану.

 

32.   По данным задачи 31 определите средний разряд.

 

Интерпретация результатов теста:

 

· 15 баллов и меньше: неудовлетворительно;

· 1620 баллов: удовлетворительно;

· 2127 баллов: хорошо;

· 2832 баллов: отлично.

 

 

ВОПРОСЫ  К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие статистики. Статистика как наука.

2. Особенности предмета статистики. Статистическая методология.

3. Основные задачи и принципы организации государственной статистики в РФ.

4. Статистическое наблюдение: определение, этапы проведения. Формы статистического наблюдения.

5. Виды и способы статистического наблюдения.

6. Программно — методологические вопросы статистического наблюдения.

7. Организационные вопросы статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения.

8. Понятие статистической сводки и группировки. Виды статистических группировок.

9. Статистическая группировка: принцип выбора группировочного признака, образование групп и интервалов.

10. Статистические ряды распределения.

11. Статистические показатели: определение, формы выражения, виды.

12. Абсолютные показатели.

13. Относительные показатели.

14. Статистические графики.

15. Средние величины: сущность и значение.

16. Средняя арифметическая и ее свойства.

17. Средняя гармоническая, средняя геометрическая.

18. Структурные средние величины: мода и медиана.

19. Понятие вариации и ее значение. Показатели вариации.

20. Дисперсия: свойства и методы расчета.

21. Виды дисперсий и закон сложения дисперсий.

22. Статистические ряды динами: определение, структура, виды, правила построения.

23. Показатели анализа рядов динамики.

24. Основные приемы обработки и анализа рядов динамики.

25. Экономические индексы: понятие, классификация.

26. Индивидуальные индексы: понятие, основные виды.

27. Сводные (общие) индексы: понятие, основные виды, их взаимосвязи.

28. Индексы структурных сдвигов и индексы пространственно — территориального сопоставления.

29. Выборочное наблюдение: понятие, значение, характеристики.

30. Ошибка выборочного наблюдения.

31. Выборочное наблюдение: определение необходимого объема выборки.

32. Национальное богатство и национальное имущество

33. Понятие и задачи статистики основных фондов.

34. Показатели наличия и структуры основных производственных фондов. Классификация основных производственных фондов.

35. Виды оценки основных производственных фондов.

36. Показатели состояния и движения основных производственных фондов.

37. Показатели использования основных фондов и фондовооруженности труда.

38. Оборотный капитал и запасы материальных ценностей.

39. Показатели объема и структуры запасов материальных ценностей.

40. Показатели использования запасов материальных ценностей.

41. Население как объект статистического изучения. Основные группировки населения.

42. Определение численности населения и его плотности.

43. Статистическое изучение естественного движения населения.

44. Статистическое изучение миграции населения: сущность, виды, основные показатели.

45. Определение численности населения на перспективу.

46. Содержание и задачи статистки труда.

47. Статистика занятости и безработицы.

48.  Классификация населения по статусу занятости.

49. Определение численности и состава занятых лиц.

50. Статистическое изучение использования рабочего времени: фонды рабочего времени.

51. Показатели использования рабочего времени.

52. Общие принципы определения продукции отдельных отраслей экономики.

53. Методы определения показателей продукции промышленности.

54. Методы определения показателей продукции строительства.

55. Методы определения показателей продукции транспорта.

56. Методы определения показателей продукции торговли.

57. Статистическое изучение производительности труда: определение, основные показатели и методы расчета.

58. Показатели прибыли и рентабельности.

59. Факторный анализ прибыли от реализации продукции товаров и услуг.

60. Анализ факторов рентабельности.

61. Общее понятие о системе показателей уровня жизни населения.

62. Статистические показатели доходов населения.

63. Основные направления статистического изучения расходов населения и потребления материальных благ и услуг.

64. Характеристика СНС (Системы национальных счетов).

65. Определение, принципы построения и структура основных счетов СНС.

66. Использование СНС в макроэкономическом анализе и прогнозировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.     Годин, А. М. Статистика: учебник / А. М. Годин. – Москва: Даков и К°, 2012. – 451 с.

2.     Ниворожкина, Л. И. Статистика: учебник для бакалавров: учебник /. – Москва: Дашков и Кº: Наука–Спектр, 2011. – 415 с.

3.     Статистика: теория и практика в Excel: учебное / В. С. Лялин, И. Г. Зверева, Н. Г. Никифорова. – Москва: Финансы и статистика: Инфра–М, 2010. – 446с.

4.     Тумасян, А. А. Статистика промышленности: учебное пособие / А. А. Тумасян, Л. И. Василевская. – Минск: Новое знание. – Москва: Инфра–М, 2012. – 429 с.

5.     Статистика [Электронный ресурс] : электронный учебник : рекомендовано УМО / под ред. Михаил Георгиевич Назаров . - Москва : Кнорус, 2009 .

6.     Елисеева И.И. Общая теория статистики: учебник для вузов / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев; под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 656 с.

7.     Социально-экономическая статистика: практикум: учебное пособие / В.Н. Салин и др.; под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 192 с.

8.     Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 272 с.

9.     Статистика: Учеб. пособие / Багат А.В., Конкина М.М., Симчера В.М. и др.; Под ред. В.М. Симчеры. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 368 с.: ил.

10. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник. / Под ред. Ю.Н.Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 480 с.

11. Годин, А. М. Статистика: учебник / А. М. Годин. – Москва: Дашков и К°, 2012. – 451 с.

12. Ниворожкина, Л. И. Статистика: учебник для бакалавров: учебник /. – Москва: Дашков и Кº: Наука–Спектр, 2011. – 415 с.

13. Статистика: учебник / [И. И. Елисеева и др.]. – Москва: Проспект, 2011. – 443 с.

14. Статистика: теория и практика в Excel: учебное / В. С. Лялин, И. Г. Зверева, Н. Г. Никифорова. – Москва: Финансы и статистика: Инфра–М, 2010. – 446,

15. Тумасян, А. А. Статистика промышленности: учебное пособие / А. А. Тумасян, Л. И. Василевская. – Минск: Новое знание. – Москва: Инфра–М, 2012. – 429 с.

16. Экономическая статистика: учебник / [А. Р. Алексеев и др.]. – Москва: Инфра–М, 2011. – 666 с.

 

 

Дополнительная литература

 

17. Захаренков С.Н., Тарловская В.А. Статистика [Текст]  Издательство: Современная школа, 2010.  -272с.

18. Ивченко Ю.С. Статистика[Текст] Серия: Высшее образование. Издательства: РИОР, Инфра-М, 2011. - 384с.

19. Статистика [Текст] Под редакцией Л.И. Ниворожкиной. Издательство: Дашков и Ко, 2010. - 416с.

20. Статистика [Текст]  Под редакцией С.А. Орехова. Серия: Новое экономическое образование Издательство: Эксмо, 2010. - 448с.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические указания к самостоятельной работе студентов по статистике"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Социальный педагог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Целью освоения дисциплины «Статистика» является изучение основных методов обработки статистической информации и выработка навыков решения задач в области теории статистики и социально – экономической статистики.

В процессе изучения студентами дисциплины «Статистика» решаются следующие задачи:

- изучить понятийный аппарат статистики, принципы организации статистического наблюдения и его различные виды;

- изучить формы представления статистической информации и приобрести навыки преобразования одной формы представления статистической информации в другую;

-сформировать навыки расчета статистических показателей на основе имеющихся данных статистического наблюдения и навыки проверки значимости полученных результатов;

- сформировать навыки проведения выборочного наблюдения с целью получения результатов  с заданной ошибкой и доверительной вероятностью;

- изучить статистическую природу взаимосвязей социально-экономических явлений, сформировать навыки расчета показателей, необходимых для корреляционно-регрессионного анализа и умения оценивать их;

- сформировать навыки анализа рядов динамики с целью выделения тренда, сезонных колебаний и последующего прогнозирования социально-экономических явлений;

- сформировать навыки применения индексного метода для выявления роли отдельных факторов в изменении результативного признака;

- изучить статистическую методологию национального счетоводства и макроэкономических расчетов;

- ознакомить с принципами построения балансов для регионов и экономики в целом, статистическими методами исследования экономической конъюнктуры, деловой активности, выявления трендов и циклов, моделирования и прогнозирования развития социально-экономических процессов;

- сформировать навыки статистического анализа эффективности функционирования предприятий разных форм собственности, качества продуктов и услуг;

- изучить статистические методы оценки финансовых, страховых и бизнес рисков.

Предмет дисциплины «Статистика» - основные методы обработки статистической информации в области теории статистики и социально – экономической статистики.

Данная дисциплина дает базовые экономико-статистические знания в объеме, обязательным для специалиста с высшим образованием в любой отрасли экономики. Овладение экономическими методами работы особенно необходимо будущим руководителям, менеджерам, поскольку принятие любого решения предполагает выбор единственного правильного варианта из числа альтернативных, а разумность выбора основывается, прежде всего, на научных оценках экономической эффективности прогнозируемых результатов реализации принимаемых решений.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 205 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 524
    • DOCX 66.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем . Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 14371
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе