Инфоурок Литература Другие методич. материалыМетодические указания к практическим работам по теме "Морфемика"

Методические указания к практическим работам по теме "Морфемика"

Скачать материал

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский техникум строительных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Морфемика, словообразование, орфография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

методические указания к

                                                                                                              практическим занятиям

                                                                                                           по учебной дисциплине

                                                                                              «Русский язык»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ангарск, 2013г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании ПЦК

гуманитарного цикла

Протокол № ____ от «___»______20___г.

Председатель ПЦК

_____________ Н.В. Ефремова

                      Утверждаю:

        Директор АТСТ

  ___________ В.Н. Леснов

 

 

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании методического совета

Протокол № ____ от ______________

Председатель совета,

зам.директора по УМР

_______________ О.Н. Ермакова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Оршаева О.А. преподаватель русского языка и литературы ОГАОУ СПО «Ангарский техникум строительных технологий»

 

 

 

Рецензент: Ермолик Е.А., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ №  24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.        Пояснительная записка

2.        Учебно-тематический плана

Раздел 3. Морфемика, словообразование, орфография

  1. Морфемика

3.1.  Основные сведения « Морфемика»

3.2.  Морфемный анализ слова

3.3.  Практикум

4.Словообразование

4.1.  . Основные сведения «Словообразование»

4.2.    Словообразовательный анализ

4.3.    Практикум

        5. Этимология

5.1.   Основные сведения « Этимология»

5.2    Этимологический анализ слова

5.3.   Практикум

6. Словарь терминов

7. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными стандартами для обучающихся СПО.

Целью пособия является усвоение методов и приемов для выполнения словообразовательного анализа, выполнения упражнений, выполнения этимологического анализа (работа со словарем)

Умение выполнять задания является основным показателем творческого уровня усвоения учебной дисциплины.

Для удобства работы с пособием все задания снабжены указанием и наглядным выполнением. Методическое пособие поможет обучающимся усвоить теоретические знания по русскому языку и их практическое приложение.

Уровень качества усвоения знаний обучающихся оценивается в рамках итогового тестирования.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

 

1

выполнение словообразовательного анализа

2

выполнение упражнений

3

выполнение этимологического анализа (работа со словарем)

 

3.Морфемика

3.1. Основные сведения « Морфемика»

Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Слово - это основная единица речи.

Словообразование — раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.

Предмет морфемики. Морфема.

В морфемике решаются два основных вопроса:

1) как классифицируются морфемы русского языка,

2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики — морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

В этом определении одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута.

4

Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

3.2. Морфемный анализ слова

Морфемный анализ слова предполагает установление морфемного состава конкретного слова на уровне современного русского языка. Цель этого вида анализа – выделить все морфемы в слове, определить их значение. Морфемный анализ помогает правильно понять строение слова, а в ряде случаев определить его грамматические признаки. Морфемный анализ начинается с определения лексического значения слова и морфологической отнесенности. Если это изменяемая часть речи (или форма), то вычленяем окончание и основу. Если неизменяемая часть речи (или форма), то все слово будет составлять основу. Затем определяется характер основы: производная или непроизводная основа. При непроизводной основе приводим в пример однокоренные слова,

доказывая корень в слове. Если основа слова производная, то выделяется постфикс, суффикс (суф-

фиксы), префикс (префиксы), приводятся примеры одноструктурных слов. В последнюю очередь выделяется корень, для его подтверждения приводятся примеры однокоренных слов.

     Например, проведем морфемный анализ слова проигрыватель:

     1) лексическое значение – аппарат для проигрывания грампластинок;

     2) это имя существительное, изменяемая часть речи;

     3) окончание нулевое, т.к. в других словоформах появляется материально выраженное окончание, ср.: проигрывател’[у], проигрывател’[ем]; ну левое окончание указывает, что это имя существительное мужского рода, стоит в именительном падеже, единственном числе;

     4) основа слова проигрывател’, основа производная, т.к. имеет, кроме корня, другие аффиксы;

     5) -тель- – суффикс словообразующий, имеет значение действующего  предмета, ср.: выключатель, выпрямитель;

     6) -ыва- – глагольный формообразующий суффикс несовершенного вида, ср.: подкидывать, перепрыгивать;

5

     7) про- – префикс, имеет значение «заполнять время определенным действием», ср.: пропеть, прочитать;

      8) -игр- – корень, ср.: играть, игрок.

      Итак, в слове проигрыватель 5 ‫ ٱморфем: флексия, два суффикса, префикси корень.

3.3. Практикум:

Выполнить морфемный анализ следующих слов: студентка, сосед, грузинка, мера, мирный, вставить, пробудиться, сдавать, отдаленный, примерка, помирить, дорога, поплавок, геройство, приклеить, забрать, бесцеремонно.

4. Словообразование

2.1. Основные сведения

Словообразова́ние — образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Например: профессор → профессорский, работа → работник.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ

Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

Основные способы словообразования

Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

пре

со + ученик  --------------à           соученик

производящая основа                производная основа

пре + большой ------------            пребольшой

производящая основа                производная основа

пере + бежать  --------------     перебежать

производящая основа            производная основа

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

свет + -л-         ------------------------------ светлый

производящая основа                           производная основа

светлый + -еть------------------------------- светлеть

производящая основа                            производная основа

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

не- + избежать + -н-  ----------------------- неизбежный

производящая основа                             производная основа

6

под- + слепой + -оват- -------------------- подслеповатый

производящая основа                             производная основа

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным.   При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

на столе + -н---------------------------------настольный

производящая основа                           производная основа

при дороге + -н- -------------------------- придорожный

производящая основа                           производная основа

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь).

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба, белый – белизна, темный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь). Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись.

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:

·      Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка

·      .Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.

·      Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура.

Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза). Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.),

7

Другие способы словообразования

Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться.

Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться.

Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться.

4.2. Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

Порядок словообразовательного анализа.

1. Поставить анализируемое слово в начальную форму.

2. Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу.

3. Указать словообразующую морфему.

4. Указать способ словообразования.

5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (прежде всего чередование гласных и согласных).

Пример словообразовательного анализа:

Обеденный <-- обед

1. Начальная форма – обеденный.

2. Производящее слово – обед. Обеденный – ‘относящийся к обеду’.

3. Словообразующий суффикс – -енн-.

4. Способ словообразования – суффиксальный.

Перерыв <-- перерывать

1. Начальная форма – перерыв.

2. Производящее слово – перерывать. Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.

3. Словообразующих морфем нет.

4. Способ словообразования – бессуффиксный.

5. При образовании существительного отсекается гласный а, стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.

4.3. Практикум:

Упражнение № 1

Подберите в каждую группу по10 слов

·        Приставочный способ:

·        Суффиксальный способ:

·        Приставочно-суффиксальный способ:

 

 

8

Упражнение № 2

Укажите способ образования слов:

подсчитать, столярничать, подняться, желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник, бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.

Упражнение № 3

Выполнить словообразовательный анализ следующих слов: 

мороженое, отправились, сотрудники, поесть, подорожник, заморозки, приземлился, оскалился, отбился, прибывшие, отдыхающие, переводчик, прислонился.

5. Этимология

5.1. Основные сведения « Этимология »

Этимоло́гия (от др.-греч. ἔτυμος — истинный, правильный, верный + др.-греч. λόγος суждение) — раздел лингвистики (конкретнее сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов.

Этимология основывается на закономерных звуковых и морфологических изменениях слов в процессе эволюции языка, учитывает регулярные переходы одних типов лексического значения слова в другие. Выясняя происхождение слов, их историю в том или ином языке, этимология учитывает и данные других наук – истории, археологии, этнографии. Комплекс собственно лингвистических сведений о слове, исторических и культурных сведений о называемой им вещи позволяет строить более или менее правдоподобные гипотезы о происхождении слова. Так, например, оказывается, что сходство слов выдра и выдрать является лишь внешним  в действительности происхождение и история этих слов не имеет ничего общего: глагол происходит от древнерусского дьрати (с тем же значением), а выдра родственно литовскому udra в том же значении, греческому xydra – водяная змея (буквально выдра означает водяное животное).

 Существует в этимологии такое понятие как «ложная» или «народная» этимология. Она возникает главным образом в устной речи, когда говорящий, знакомясь с новым словом, вольно или невольно сопоставляет его с известной ему лексикой. В таких случаях звуковой обмен слова изменяется.

 Народная этимология возникает на основе «переделки» родного или заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка, установления между ними семантических связей на основе случайного звукового, внешнего совпадения, без учета реальных фактов их происхождения. Например, франц. «sale» – грязный – послужило источником для образования прилагательного сальный (переосмысление произошло через созвучие со словом сало). Чаще всего ложная этимология возникает в случаях, когда человек хочет проверить написание трудного слова, происхождение которого ему неизвестно.

5.2. Этимологический анализ слова

 Этимологический анализ – разновидность лингвистического анализа слова, в результате которого сопоставляются современная и историческая структура слова и выявляются изменения в лексическом и морфемном строении слова.

Объектом этимологического анализа, как правило, выступает непроизводные в современном русском языке слова

9

Цель – установить, как менялась морфемная и словообразовательная структура слова, какие исторические процессы оказали влияние на эти изменения.

Задачами этимологического анализа являются

1.    установление с помощью этимологических словарей исторической морфемной и словообразовательной структуры слова;

2.       сравнение исторической структуры с современной структурой;

3.    определение исторических процессов, происходивших в структуре слова;

4.      выявление причин исторических изменений в морфемном составе слова.

Пример

 

1.  Порошок –  имя существительное; лексическое значение слова – «мелко истолченные частицы твердого вещества».

2.  В современном русском языке у  этого слова нечленимая основа, равная корневой морфеме: порошок- (ср.: порошочек, порошковый, порошкообразный).

3.  Этимологические словари содержат информацию о том, что слово  порошькъ собственно русское, образовано от слова порох с помощью суффикса -ьк. Историческое членение слова: порош-ьк-ъ

4.   В морфемной структуре слова прошел процесс полного опрощения (слово членимое и производное ранее становится нечленимым и непроизводным).

5.  Причины опрощения семантическая, т.к разошлись значения слов порох и порошок, и фонетическая (историческое чередование х//ш).

5.3. Практикум:

Выполнить этимологический анализ следующих слов: 

ловец, прислониться, священный,  емкий, ехидна, зверь, зарплата, избавить, изрядный, кислый, ковылять, лебеда, лишить, мама, майор, невежа, окорок, отдушина, планка, прыгать, скитаться, спор, угрюмый, фуфайка.

6. Словарь терминов:

Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Слово - это основная единица речи.

Словообразование — раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.

Словообразова́ние — образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом.

Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок.

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе.

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса.

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов.

10

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными.

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи.

Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса

Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса

Этимоло́гия (от др.-греч. ἔτυμος — истинный, правильный, верный + др.-греч. λόγος суждение) — раздел лингвистики (конкретнее сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов.

 Этимологический анализ – разновидность лингвистического анализа слова, в результате которого сопоставляются современная и историческая структура слова и выявляются изменения в лексическом и морфемном строении слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список используемой литературы:

  1. Любичева Е.В. Русский язык, методические материалы – 9-е изд., М.: Эксмо, 2007.
  2. ФИПИ Экзамен в новой форме, русский язык, Изд. « Астр5ель», 2011.
  3. Розенталь Д.Э. Русский язык – 8-е изд., М.: Дрофа 2010.
  4. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вызов, обучающихся по педагогическим специальностям/ Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические указания к практическим работам по теме "Морфемика""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель ремонтной службы

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 925 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по литературе к сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
  • Тема: Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
  • 29.12.2020
  • 674
  • 17
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Урок литературы по теме "ИА.С.Грибоедов "Молодое поколение и представители «века минувшего». (9 класс)
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: А. С. Грибоедов
  • 29.12.2020
  • 802
  • 7
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.07.2020 281
    • DOCX 91 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Батанова Ольга Германовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Батанова Ольга Германовна
    Батанова Ольга Германовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 121357
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 29 регионов

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов